Как найти нерегулируемый перекресток

  • Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
  • Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
  • Правила проезда регулируемых перекрестков
  • Правила проезда нерегулируемых перекрестков
  • Проезд нерегулируемых перекрестков
  • Проезд т-образных перекрестков
  • Проезд перекрестков с круговым движением
  • Проезд перекрестков с трамвайными путями

В предыдущей статье были рассмотрены правила проезда регулируемых перекрестков.

Продолжаем обширную тему «въезд и выезд» с перекрестка (четвертый пункт алгоритма движения через перекресток). Эта и следующая статья будут посвящены проезду нерегулируемых перекрестков.

Когда перекресток регулируемый, то процесс движения через него понятен: если сигнал светофора (регулировщика) разрешает движение, то можно ехать, если запрещает — стойте и ждите разрешающего сигнала для своего направления.

На нерегулируемых перекрестках порядок движения выглядит несколько иначе. Об этом — ниже по тексту.

Виды нерегулируемых перекрестков
Признаки нерегулируемого перекрестка
Правила проезда нерегулируемых перекрестков
— Приоритет главной дороги
— Приоритет трамвая (при наличии трамвайных путей)
— Помеха справа
Как определить главную и второстепенную дорогу
Если не видны знаки приоритета

Виды нерегулируемых перекрестков

Нерегулируемые перекрестки подразделяются на два вида:

  • Перекрестки неравнозначных дорог, на которых одна дорога главная, другая (или другие) – второстепенная;
  • Равнозначные перекрестки или перекрестки равнозначных дорог, на которых пересекаемые дороги равны по значению.

Есть еще один подвид — перекрестки, на которых организовано круговое движение (народное название — круговой перекресток). Чаще всего такие перекрестки нерегулируемые, но встречаются и со светофорным регулированием.

Проезду круговых перекрестков посвящена отдельная статья.

Признаки нерегулируемого перекрестка

  • Светофоры и регулировщик отсутствуют;
  • Светофоры не работают;
  • Светофоры работают в режиме жёлтого мигающего сигнала.

На нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог последовательность проезда определяется знаками приоритета.

Если нерегулируемый перекресток образован равнозначными дорогами (знаки приоритета отсутствуют), порядок проезда подчиняется требованию пункта 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

В данной статье будут описаны правила проезда нерегулируемых перекрестков, в следующей — применение этих правил на практике.

Правила проезда нерегулируемых перекрестков

Существует всего три общих правила, определяющих первоочередность проезда через нерегулируемый перекресток. В зависимости от ситуации их можно применять поочередно в приведенной последовательности.

Но поскольку проехать через перекресток возможно в разных направлениях (направо, прямо, налево и на разворот), то в каждом из этих случаев правила уточняются.

Правило 1. Приоритет главной дороги.

Приоритет (преимущество в движении) у того, кто подъехал к нерегулируемому перекрестку по главной дороге. Если после въезда на перекресток нужно повернуть налево или развернуться, следует уступить встречным ТС, которые движутся по равнозначной дороге в направлении «прямо» или «направо».

Правило 2. Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей).

На нерегулируемом перекрестке трамвай имеет преимущество в движении, только если движется по отношению к безрельсовым ТС по равнозначной дороге.

Если трамвай на главной дороге — у него приоритет перед ВСЕМИ безрельсовыми ТС.

Если трамвай на второстепенной дороге — у него приоритет ТОЛЬКО перед безрельсовыми ТС, которые движутся по второстепенной дороге.

Правило 3. «Помеха справа». В отношении к проезду перекрестков действует ТОЛЬКО на перекрестках равнозначных дорог.

Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

При повороте налево или развороте на равнозначном перекрестке, следует уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».

Далее, подробно остановимся на каждом из этих правил.

Приоритет главной дороги

Из определения, данном в пункте 1.2 ПДД, известно, что Главная дорога — это дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (либо к примыкающей) дороге.

Также, главной является дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Если дорога, по которой вы движетесь (подъезжаете к перекрестку), соответствует перечисленным условиям, значит, вы находитесь на главной дороге.

Соответственно, у вас преимущество в движении перед безрельсовыми ТС, которые подъехали к этому перекрестку по второстепенной дороге (обозначается знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»).

Если на перекрестке нет трамвайных путей, то при повороте налево или развороте вы должны уступить только своим коллегам, движущимся навстречу вам, также по главной дороге, в направлении «прямо» или «направо» (пункт 13.12 ПДД).

Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей)

Трамвай на нерегулируемом перекрестке имеет преимущество перед безрельсовыми ТС только когда движется по главной дороге или если находится с ними на равных по значению дорогах.

Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, то он должен уступить дорогу безрельсовым ТС, которые движутся по главной дороге.

Перекресток с трамваем

Помеха справа

Как такового, термина «помеха справа» в ПДД не существует. Это народное понятие, но оно очень доступно характеризует ситуации, в которых необходимо уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. Подробнее — в статье Помеха справа в ПДД.

Данное правило вступает в действие в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД (пункт 8.9), и на перекрестках равнозначных дорог (пункт 13.11).

При повороте налево на равнозначном перекрестке, пункт 13.12 ПДД обязывает уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».

А если же вам на равнозначном перекрестке потребуется развернуться, то перемещаясь по окружности на пересечении, следует уступить всем ТС (как помехе справа), въезжающим на перекресток с каждой из его сторон. Подробности — в статье Разворот на равнозначном перекрестке.

Как определить главную и второстепенную дорогу

Первое, что следует сделать еще на подъезде к перекрестку, это выяснить его тип: регулируемый или нерегулируемый.

Если издалека разглядеть признаки регулирования перекрестка не удалось, то, сбавьте скорость (если это необходимо), и подъедьте ближе к перекрестку.

Для справки:

  • Главная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.1 (главная дорога), 2.3.1, 2.3.2 – 2.3.7 (пересечение и примыкание второстепенной дороги), 5.1 (автомагистраль).

Более подробно — в статьях Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.7 и Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4.

  • Второстепенная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.4 (уступите дорогу) и 2.5 (движение без остановки запрещено).

Более подробно об этих знаках — в статье Знаки приоритета «Уступи дорогу» 2.4 и 2.5.

Предположим, подъехав ближе, вы видите, что светофор отсутствует (или не работает), и по вашему направлению стоит знак 2.1 «Главная дорога». Это означает, что перед вами перекресток неравнозначных дорог, и вы едете по главной дороге.

Перед перекрестком

Если по вашему направлению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу» (перевернутый треугольник), знайте, вы на второстепенной дороге неравнозначного перекрестка. Будьте готовы остановиться (если это понадобится), и уступить дорогу транспортным средствам, которые едут по пересекаемой главной дороге.

Уступи дорогу

Если на своем пути вы увидите знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то это также означает, что вы подъезжаете по второстепенной дороге.

Знак 2.5 запрещает въезд на перекресток без предварительной остановки для того, чтобы оценить дорожную ситуацию, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим по главной дороге.

Будьте готовы остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или перед краем пересекаемой проезжей части, (если стоп-линия отсутствует), и только после этого можно будет продолжить движение при условии, что требование «уступить дорогу» выполнено.

Знак стоп

Если не видны знаки приоритета

Вполне реально оказаться в ситуации, когда знаки приоритета перед перекрестком могут по разным причинам отсутствовать или они могут быть скрыты (например, листвой деревьев).

А перед въездом на нерегулируемый перекресток, нужно точно знать по какой именно дороге вы движетесь: по главной или по второстепенной. От этого зависит очередность проезда перекрестка.

Поэтому, еще далеко на подъезде к перекрестку, когда начинаете искать глазами светофор, сразу же ищите любой из перечисленных выше знаков.

В яркую солнечную погоду, особенно при движении против солнца, не всегда сразу можно определить работает светофор, или нет, а знаки можно увидеть значительно быстрее. Для чего это нужно?

На регулируемом перекрестке знаки приоритета не действуют. Но пока вы, подъезжая к перекрестку, еще не определились с его типом, вам, по крайней мере, уже будет понятно, по какой дороге вы движетесь – по главной или второстепенной.

Если окажется, что перекресток регулируемый (светофор функционирует либо движением управляет регулировщик (это большая редкость, но бывает), то продолжаете движение, уже не обращая внимания на знаки приоритета.

Но если вдруг окажется, что светофор не работает, или он вдруг неожиданно отключился (такое тоже бывает), то перед вами уже нерегулируемый перекресток, правила его проезда меняются. И в этом случае вовремя увиденный знак приоритета подскажет, как действовать.

Если с вашей стороны знаков приоритета не видно, это уже повод чтобы заранее сбавить скорость, и посмотреть на другие стороны перекрестка.

Иногда знаки дублируют на левой стороне дороги, иногда подвешивают над дорожным полотном, да еще так, что их не сразу заметишь. Если и там знаков не оказалось, следует поискать их на других направлениях (не ваших).

Узнать знаки с обратной стороны поможет форма этих знаков: «Главная дорога» — ромб, «Уступите дорогу» — перевернутый треугольник, «Движение без остановки запрещено» — шестигранник.

Если на одном из углов перекрестка вы нашли хотя бы один из этих знаков, то дальнейшее движение можно продолжить уже осознанно. Т.е. вы уже точно можете определить с какой стороны приоритет.

А что делать, если знаков приоритета по-прежнему не видно?

В этом случае есть смысл значительно уменьшить свою скорость движения, подъехать почти вплотную к перекрестку, и еще раз посмотреть на все его углы.

Если какой-либо из этих знаков, все-таки, обнаружился, необходимо быстро принимать решение: или останавливаться или ехать дальше.

Ну а если вы окончательно убедились в том, что знаков приоритета здесь нет, значит перед вами перекресток равнозначных дорог, и в действие вступает пункт 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

Как действовать в похожих случаях, когда имеется «некомплект» дорожных знаков перед перекрестком, подробно изложено в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

Равнозначный пер

Вне населенных пунктов встречаются перекрестки без знаков приоритета, где дорога с грунтовым покрытием пересекается или вливается в дорогу, покрытую асфальтом.

В таких случаях, даже, несмотря на отсутствие знаков приоритета, это будет неравнозначный перекресток, а дорога с покрытием будет являться главной по отношению к пересекаемой грунтовой дороге (пункт 1.2 ПДД термин «Главная дорога»).

Участок грунтовой дороги на подъезде к пересечению чаще всего тоже покрывают асфальтом, но это не делает грунтовую дорогу равной по отношению к асфальтированной дороге.

Перекресток на трассе

В следующей статье будет рассмотрен проезд нерегулируемых перекрестков согласно приведенным выше правилам.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «правила проезда нерегулируемых перекрестков» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Выезд на главную дорогу. Поворот налево;
Успею проехать? — А не успеешь!;
Через перекресток по главной;
Если бы джип не поспешил;
Если светофор на перекрестке не работает;
Как безопасно выехать на главную дорогу;

Будьте внимательны за рулем.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

(п. 13.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300)

(см. текст в предыдущей редакции)

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

(п. 13.11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Проезд нерегулируемых перекрестков кажется простым, пока дороги равнозначные или главная дорога пересекается со второстепенной под прямым углом без поворота. А вот столкнувшись с поворотом главной дороги на перекрестке, некоторые водители задумываются, кто и в каком случае должен уступить при проезде. Рассмотрим этот случай, а попутно вспомним еще один нюанс: как определяется приоритет движения при пересечении грунтовой и асфальтовой дорог и что делать, если тип покрытия вообще нельзя определить. Ведь на практике все эти случаи регламентируются всего двумя короткими пунктами ПДД.

Что такое нерегулируемый перекресток?

Для начала одной строкой напомним забывчивым, что такое нерегулируемый перекресток. Пункт 13.3 ПДД поясняет, что перекресток считается нерегулируемым, если на нем нет светофора или регулировщика, либо светофор есть, но он выключен или работает в режиме мигающего желтого сигнала. Очередность проезда на таких перекрестках определяется правилами проезда нерегулируемых перекрестков и знаками приоритета, если они есть.

Как быть, если главная дорога поворачивает на перекрестке?

На нерегулируемых неравнозначных перекрестках, где главная дорога меняет направление, стоит помнить одно простое правило: водители сначала на главной, а затем на второстепенной дороге разъезжаются по правилам проезда равнозначного перекрестка – с учетом помехи справа. Это прямо указано в пункте 13.10 ПДД. То есть транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют приоритет и проезжают перекресток первыми – а действуют так, будто перекресток для них равнозначный, никаких знаков приоритета нет, и действует только правило помехи справа. После них перекресток могут проезжать автомобили на второстепенной дороге, действуя по тому же принципу.

Для лучшего понимания поясним сказанное на примере. Если смоделировать ситуацию, когда на перекрестке оказываются сразу четыре машины, движущиеся прямо, то вот какой будет очередность проезда.

Можно ли определить главную дорогу, если нет знаков приоритета?

А теперь перейдем ко второму случаю проезда неравнозначных перекрестков, который помнят не все. Для начала вспомним, можно ли определить на перекрестке главную дорогу, если на нем вдруг нет знаков приоритета. Правила напоминают, что можно: в определении главной дороги сказано, что дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой является главной, и даже наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с твердым покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. Таким образом, двигаясь по грунтовке, пересекающей асфальтовую дорогу, водитель обязан уступить всем, кто движется по асфальту.

А что делать, если покрытие определить невозможно?

Вышеуказанное правило несложное, но на практике встречаются случаи, когда определить тип покрытия своей и/или пересекаемой дороги невозможно – например, если они покрыты слоем снега или льда. На этот случай в ПДД тоже есть четкое указание. Пункт 13.13 в такой ситуации предписывает перестраховаться: если водитель не может определить наличие покрытия на дороге, а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге. То есть в таком случае нужно уступить дорогу машинам, приближающимся и справа, и слева, и даже спереди, если ваши траектории движения пересекаются.

Перекресток, как определяют Правила дорожного движения,— это территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне. Перекресток ограничивается воображаемыми линиями* соединяющими внешние границы тротуаров или обочин. Казалось бы, такое четкое определение и существующие правила проезда перекрестков содействуют полной безопасности движения. Но, судя по данным статистики аварийности, перекресток — это место, где достаточно часто возникают дорожно-транспортные происшествия. И особенно много происшествий случается на нерегулируемых перекрестках, причем самые распространенные из них — столкновения и наезды на пешеходов, наиболее тяжкие по своим последствиям. Как же правильно проезжать перекресток?

Как и в любой дорожно-транспортной ситуации, большое значение имеет правильный выбор скорости» Подъезжая к перекрестку, да и на самом перекрестке необходимо выбрать такую скорость, чтобы при необходимости можно было своевременно остановиться. Смена разрешающего сигнала светофора на запрещающий в момент приближения к регулируемому пересечению или неожиданное появление помехи справа или пешехода на нерегулируемом перекрестке могут потребовать от водителя экстренных действий.

Даже в том случае, когда водитель на перекрестке имеет преимущественное право на движение, нужны повышенная осторожность и предусмотрительность. Нельзя целиком полагаться на правильные действия других участников движения, они могут нарушить правила и создать опасную, аварийную обстановку.

Приближаясь к перекрестку, необходимо заранее выбрать направление движения через него. При повороте на перекрестке направо или налево (развороте) водитель обязан заблаговременно занять соответственно крайне правое или левое положение на проезжей части.

Правила дорожного движения не определяют, на каком именно расстоянии до перекрестка должно быть занято крайнее положение при повороте (развороте). Это расстояние определяется самим водителем и зависит от конкретных дорожных условий. Главное — чтобы транспортное средство находилось в соответствующем крайнем положении на проезжей части до начала выполнения маневра.

Особой сложностью отличаются условия движения на нерегулируемых перекрестках. Достаточно сказать, что свыше 45 % столкновений происходит именно на этих перекрестках, причем подавляющее большинство из-за несоблюдения очередности проезда. Учитывая это, водителям необходимо быстро и правильно определять значимость пересекающихся дорог для принятия решения об очередности проезда. На нерегулируемых перекрестках преимущество перед всеми транспортными средствами, в том числе и перед трамваем, имеют водители, движущиеся по главной дороге. Главной считается дорога с любым покрытием (булыжник, клинкер, асфальт и т. п.) по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1 «Главная дорога», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» или 2.3.2 и 2. 3.3 «Примыкание второстепенной дороги», по отношению к дороге, обозначенной знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Если обе дороги имеют какое либо покрытие или обе его не имеют, то такие дороги равнозначны, даже если по ширине проезжей части они отличаются одна от другой. Хотя по строительным нормам грунтовая дорога в зоне 25—150 м перед перекрестком имеет покрытие, это не делает ее равнозначной с пересекаемой. В ряде случаев, когда для пропуска основного транспортного потока необходимо перевести движение с одной дороги на другую, главная дорога может изменять направление. Водители получают необходимую информацию о порядке проезда такого перекрестка с помощью знака 2.1 «Главная дорога» с дополнительной табличкой 7.13 «Направление главной дороги». Двигаясь по главной дороге, поворачивающей на перекрестке, водитель сохраняет преимущество перед транспортными средствами, въезжающими на перекресток с любых направлений по второстепенным дорогам. Водители, въезжающие на перекресток с разных направлений по главной дороге, равно как и по второстепенным, имеют равное право на движение. Поэтому между собой они руководствуются правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

На перекрестках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай как движущийся прямо, так и поворачивающий налево или направо. Ему обязаны уступить дорогу водители других безрельсовых транспортных средств.

Водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда такого перекрестка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрестку другое транспортное средство. Это же положение применяется и в отношении площадей и перекрестков, на которых организовано круговое движение. Однако это вовсе не означает, что, подъехав к перекрестку и видя транспорт справа, нужно обязательно останавливаться и ждать, пока он проедет. В том случае, когда пути движения транспортных средств не пересекаются и ширина дороги такова, что водители помех друг другу не создают, они могут двигаться в намеченных направлениях одновременно.

При проезде нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог водители могут попасть в самые различные и порою сложные дорожно-транспортные ситуации. Но все они должны решаться на основе общего принципа «береги правый борт».

В практике бывают случаи, когда водитель, имеющий преимущественное право на первоочередное движение, может не использовать этого права в силу сложившихся условий (небольшая ширина проезжей части, затрудняющая маневрирование, затор и т. д.) и предложить другому водителю, не имеющему такого права, начать движение первым. Такое изменение очередности проезда не противоречит Правилам.

При повороте налево иди развороте водители должны руководствоваться не только п. 15.2 Правил, но и требованиями, изложенными в п. 15.5, а именно: водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.

Статистика свидетельствует, что почти каждый пятый наезд на пешеходов, совершаемый по вине водителей, происходит на нерегулируемом перекрестке. Между тем дорожные знаки, разметка предупреждают водителя о приближении к пешеходному переходу, и поэтому он имеет все возможности заблаговременно принять меры предосторожности.

Регулируемым называется такой перекресток, на котором порядок движения определяют не сами водители, а сигналы светофора или регулировщика. При этом знаки, которые на нерегулируемых перекрестках устанавливают право на первоочередное движение (2.1 «Главная дорога», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»), в таких условиях не действуют, как и другие признаки главной дороги.

При проезде регулируемых перекрестков необходимо помнить, что если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай пользуется преимуществом, независимо от направления его движения, за исключением случаев движения трамвая на стрелку, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Иными словами, трамвай, двигаясь на зеленый сигнал светофора, всегда имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами. Однако следует напомнить* что трамвай, как и другие транспортные средства, практически во всех случаях должен обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств, подающих специальные звуковые и (или) проблесковые световые сигналы, либо сопровождаемые патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции.

При этом надо учитывать, что пункт 9.7 Правил запрещает резко тормозить, вынуждая других водителей изменять скорость или направление своего движения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

Некоторые водители, не желая останавливаться перед перекрестком, стараются проскочить его на желтый сигнал светофора. Это рано или поздно непременно приведет к дорожно-транспортному происшествию.

Опытный водитель постоянно наблюдает за сменой сигналов светофора и рассчитывает движение автомобиля, чтобы подъехать к перекрестку в момент появления зеленого сигнала, не применяя торможений и переключений передач. И если он видит, что проехать пересечение до появления запрещающего сигнала не сможет, то переходит к движению накатом (если позволяют дорожные условия), которое также имеет известные преимущества.

На перекрестках, имеющих сложную конфигурацию в местах, где необходимо остановиться, наносят «стоп-линии» или вывешивают табличку 5.33 «Стоп-линия». Двигаясь через такой перекресток, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути светофора и при запрещающем сигнале останавливаться у стоп-линий или таблички.

Перед перекрестками, на которых установлены светофоры с дополнительными секциями, полосы движения, как правило, имеют разметку в виде стрел, указывающих направление движения. Разметка может дополняться дорожными знаками 6.8.1 «Направления движения по полосам» и 5.8.2 «Направления движения по полосе». При отсутствии таких стрел или знаков перекресток можно проезжать в прямом направлении по любой полосе, которую разрешается занимать данному транспортному средству. Таким образом, при зеленом сигнале светофора можно двигаться через перекресток в прямом направлении и по крайним полосам. Если же левый или правый повороты выполняются на стрелку с красным сигналом светофора, то водитель, оказавшись в момент включения красного сигнала на крайней левой или правой полосе и намеревающийся двигаться в прямом направлении, может остановиться и ожидать зеленого сигнала. Это разрешается делать в том случае, когда нет сзади транспортных средств, движущихся на поворот. Если же они появились, то водитель обязан немедленно освободить полосу, выехав с нее в направлении, указанном включенной стрелкой. Надо помнить, что когда перекресток загружен (образовался затор), водитель не должен выезжать на него даже на разрешающий сигнал светофора, если его автомобиль вынужден будет остановиться и помешает проезду других транспортных средств, уже находящихся на перекрестке.

В заключение хочется напомнить, что при повороте налево или направо на перекрестке водители всех транспортных средств, в том числе и трамвая, должны пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.

Это требование относится и к нерегулируемым перекресткам. Оно связано с необходимостью обеспечения безопасности пешеходов, которые могут своевременно не заметить поворачивающее транспортное средство.

Нерегулируемый перекресток, считается таковым, при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика. Важно помнить, нерегулируемый перекресток, требует к себе повышенного внимания со стороны водителя.

Рассмотрим очередность проезда нерегулируемых перекрестков. Несмотря на то, что Правилами дорожного движения в полной мере раскрыта очередность при проезде нерегулируемых перекрестков, у начинающих водителей часто возникают вопросы по данной теме.

Начнем наш обзор с пункта 13.9 Правил.

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Самое главное, что необходимо извлечь из данного пункта Правил — приближаясь к перекрестку по второстепенной дороге, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам движущимся по главной, независимо от их дальнейшего направления движения, будь то движение прямо или разворот.

Нерегулируемый перекресток
Нерегулируемый перекресток, синий автомобиль находится на второстепенной дороге, в соответствии с Правилами, он обязан уступить дорогу красному автомобилю.

Здесь необходимо напомнить, включенные левые световые указатели поворота, необязательно информируют о намерении выполнить поворот налево, это может быть и разворот.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Следующая дорожная ситуация регламентируется пунктом 13.10 Правил.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

Об изменении направления главной дороги на перекрестке нас информирует знак (табличка) 8.13 «Направление главной дороги». Рассмотрим данный пункт, на двух примерах проезда нерегулируемых перекрестков. Сначала остановимся на ситуации, когда оба автомобиля движутся по главной дороге и здесь водители обязаны, как следует из пункта 13.10 применить правила проезда перекрестков равнозначных дорог (п. 13.11), а именно должен уступить дорогу тот водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Нерегулируемый перекресток
Нерегулируемый перекресток, синий и красный автомобили двигаются по главной дороге и находятся на равнозначных дорогах, по отношению друг к другу. С учетом требований пунктов 13.10 и 13.11 Правил, водитель синего автомобиля обязан уступить дорогу красному автомобилю, как приближающемуся справа (помеха справа).

Во втором предложении пункта 13.10 сказано, что водители движущиеся по второстепенным дорогам, также должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (п. 13.11).

Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Здесь, важно отметить следующее, что водители находящиеся на второстепенных дорогах руководствуются пунктами 13.10 и 13.11 между собой. А тем транспортным средствам, которые двигаются по главной дороге по отношению к ним, уступают дорогу независимо от их дальнейшего направления движения.

Проезд нерегулируемого перекрестка
На рисунке нерегулируемый перекресток, главная дорога на котором меняет направление. Желтый и зеленый автомобили находятся на второстепенных дорогах, но равнозначных по отношению друг к другу. Водитель автомобиля зеленого цвета, обязан уступить дорогу желтому автомобилю.

Мы подошли к пункту 13.11 к которому уже обращались выше.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Пункт 13.11 применяем при проезде равнозначных перекрестков (отсутствуют знаки приоритета), а также перекрестков рассмотренных выше, на которых главная дорога меняет направление, о чем нас информирует знак 8.13 «Направление главной дороги».

Равнозначный нерегулируемый перекресток
На рисунке, изображен нерегулируемый перекресток на котором отсутствуют установленные знаки приоритета, соответственно данный перекресток является равнозначным. Красный и синий автомобили находятся на равнозначных дорогах и их водители обязаны руководствоваться требованиями пункта 13.11. Водитель синего автомобиля, обязан уступить дорогу красному автомобилю.

В теме Приоритет на перекрестках с круговым движением, можно более подробно ознакомится с правилами проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение. Сейчас остановимся только на пункте 13.111, которым определяется порядок очередности проезда перекрестков с круговым движением (колец).

13.111. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

При приближении к перекрестку с круговым движением, а таким он будет являться только в одном случае, если перед въездом установлены знаки 4.3 «Круговое движение», необходимо запомнить — преимущество в движении имеют транспортные средства, движущиеся по «кольцу».

Проезд кольца
Нерегулируемый перекресток, с организованным круговым движением. Водитель синего автомобиля обязан уступить дорогу красному автомобилю движущемуся по перекрестку с круговым движением (п. 13.111).

Если же, на перекрестке с круговым движением, установлены знаки приоритета, водители обязаны руководствоваться правилами проезда перекрестков неравнозначных дорог.

Приоритет на кольце
На рисунке, нерегулируемый перекресток, на котором организовано круговое движение. Синий автомобиль двигается по «кольцу», но в соответствии с установленными знаками приоритета и знаками указывающими направление главной дороги на перекрестке, обязан уступить дорогу красному автомобилю.

Нам осталось рассмотреть два пункта правил проезда нерегулируемых перекрестков.

Пункт 13.12 определяет очередность проезда перекрестков, когда транспортным средства находятся на равнозначных дорогах и двигаются на встречу друг другу.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

И здесь, часто возникает не совсем правильное понимание указанной дорожной ситуации. Заключается оно в следующем, водители при определении очередности движения на перекрестке руководствуются правилами проезда равнозначных перекрестков (по помехе справа).

В данном случае, пункт 13.11 не применим к ситуации, когда транспортные средства движутся по равнозначным дорогам навстречу друг к другу. Водители между собой, обязаны руководствоваться пунктом 13.12 Правил. На первый взгляд кажется, что действительно работает правило помехи справа. Ведь выполняя поворот налево (разворот), встречное транспортное средство становится для нас помехой справа, следовательно уступаем дорогу.

Приоритет
На рисунке нерегулируемый перекресток, синий автомобиль при повороте налево, руководствуется требованиями именно пункта 13.12 и уступает дорогу красному автомобилю движущемуся со встречного направления прямо или направо.

И вот почему. Нерегулируемый перекресток (пример ниже), синий и красный автомобили находятся на равнозначных дорогах и каждый из водителей готовится выполнить поворот налево. При выполнении поворота налево, автомобили становятся помехой справа друг для друга и если следовать требования пункта 13.11 Правил дорожного движения, у каждого из водителей возникает противоречивая обязанность уступить дорогу другому.

нерегулируемый перекресток, поворот налево
Прямой обязанности уступать дорогу друг другу в данной ситуации у водителей автомобилей нет.

Чтобы не возникало противоречий в подобных дорожных ситуации, в Правилах присутствует пункт 13.12, который и регулирует очередность проезда в указанных  выше случаях.

При повороте налево или развороте необходимо уступить дорогу транспортным средствам которые двигаются по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. При одновременном повороте налево или развороте транспортных средств движущихся на встречу друг другу, обязанности уступать дорогу не возникает. Но необходимо учитывать, не каждый перекресток, позволяет выполнить указанные маневры одновременно и здесь водителям придется договариваться между собой об очередности проезда.

Последний рассматриваемый пункт 13.13 Правил, не совсем однозначный.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

На первый взгляд, вроде все понятно, невозможно определить наличие покрытия считаем, что находимся на второстепенной дороге.

Приоритет на зимней дороге
На рисунке изображен нерегулируемый перекресток, дорога по которой двигается синий автомобиль покрыта снегом (не успели почистить), тип дорожного покрытия не определить. В соответствии с пунктом 13.13, водитель синего автомобиля должен считать, что находится на второстепенной дороге и обязан уступить дорогу красному автомобилю движущемуся по дороге с твердым покрытием.

И здесь возникает вопрос, как должен поступить водитель красного автомобиля? Знаки приоритета отсутствует. Главной, дорога с твердым покрытием, может быть, только по отношению к грунтовой или к выездам с прилегающих территорий, а какой является заснеженная дорога в рассматриваемом случае неизвестно. Более того, синий автомобиль для красного автомобиля, является помехой справа.

В данном случае, учитывая требования пункта 13.13, для водителя красного автомобиля безопасная последовательность действия видимо только одна, прежде чем продолжить движение через перекресток, убедится, что водитель синего автомобиля уступает ему дорогу.

Сегодня, мы рассмотрели правила проезда нерегулируемых перекрестков. Так же предлагаю ознакомиться с правилами проезда регулируемых перекрестков.

Если у Вас есть вопросы по теме проезда нерегулируемых перекрестков, пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.

Всем удачной дороги!

Школа ПДД ВКонтакте

Первоначально опубликовано 07 марта 2019 года, обновлено 25 апреля 2023 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти предохранители на шкоде октавии
  • Как найти участников в музыкальную группу
  • Как найти мою дочку
  • Как найти свой авто в статистике
  • Как найти сайт дежурную часть