Как найти несколько долей числа

Математика, 4 класс

Урок №22. Нахождение нескольких долей целого. Задачи разных видов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое доля, дробь?
  2. Что обозначают числитель и знаменатель дроби?
  3. Как найти несколько долей целого?

Глоссарий по теме:

Алгоритм – это набор инструкций по выполнению действий в определённом порядке для достижения некоторого результата. 

Дробь – это число, состоящее из одной или нескольких частей единицы.

Доля– это часть целого.

Обязательная литературы и дополнительная литература:

1. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М. Просвещение, 2015. – с.64-66

2. Математика: 4 класс: учебник в 3 ч. Ч.1/Л.Г. Петерсон. – М. Ювента, 2013. – с. 61, с.71-72

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начертим в тетради отрезок длиной 12 см.

Нам надо узнать, сколько см в отрезка. Сначала разделим отрезок на 4

равные части. Как назвать каждую часть? (Одна четвертая часть.)

Сколько см в отрезка? (3 см)

Как узнали? (12 : 4 = 3)

Покажите на чертеже отрезка. Проводят сверху дугу и подписывают .

Покажем отрезка.

Как узнать, сколько см в отрезка? (3 · 3 = 9 (см))

1) 12 : 4 = 3 (см) – отрезка

2) 3 · 3 = 9 (см)

Решение можно записать выражением: 12 : 4 ∙ 3=9(см)

О т в е т: 9 см в отрезка.

Решим задачу №291. Выполним чертеж, покажем отрезка. Объясняем, как получили отрезка. Как узнать, сколько мм в отрезка?

1) 60 : 6 = 10 (мм) – отрезка

2) 10 ·5 = 50 (мм)

3) 60 : 6 ∙ 5= 50(мм)

О т в е т: 50 мм в отрезка.

Вывод.

— Как же решать задачи на нахождение нескольких долей целого?

Надо найти величину одной доли целого и умножить на количество долей.

Составим алгоритм.

1. Разделить целое на равные части.

2. Умножить на количество, которое берём.

Выполним несколько тренировочных заданий

1. Найти числа 15 (9)

числа 200 (90)

числа 18 (12)

от числа 800 (560)

числа 50 (40)

от числа 66 (44)

от числа 300 (160)

2. В четвёртых классах 75 учащихся. Из них– хорошисты. Сколько учащихся 4-х классов учатся на 4 и 5?

75 : 5 ∙ 3 = 45 (уч.)

Ответ: 45 учащихся.

Задача № 293

1) 21 : 7 = 3 (кг) – за 1 день

2) 36 : 3 = 12 (д.) – хватит 36 кг

3) 3 + 1 = 4 (кг) – стали расходовать за 1 день

4) 36 : 4 = 9 (д.)

О т в е т: 12 дней, 9 дней

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ура!   Математика!
Я  сегодня  для   Буратино  приготовил
такие  трудные  зад...

    1 слайд

    Ура! Математика!
    Я сегодня для Буратино приготовил
    такие трудные задания!

    Хотите попробовать выполнить?
    Кузнецова Инна Николаевна
    МБОУ «СОШ № 29
    г. Череповец

  • ПОВТОРЯЕМ,
всё, что  знаемА  я  проверю!

    2 слайд

    ПОВТОРЯЕМ,
    всё, что знаем
    А я проверю!

  • 2 ×  8  =4 ×  6  =151618242025

    3 слайд

    2 × 8 =
    4 × 6 =
    15
    16
    18
    24
    20
    25

  • 8 ×  3  =3624425 ×  7  =354030

    4 слайд

    8 × 3 =
    36
    24
    42
    5 × 7 =
    35
    40
    30

  • 6 ×  8  =5642483 ×  9  =271821

    5 слайд

    6 × 8 =
    56
    42
    48
    3 × 9 =
    27
    18
    21

  • 5 ×  3  =1815167 ×  7  =564849

    6 слайд

    5 × 3 =
    18
    15
    16
    7 × 7 =
    56
    48
    49

  • 32 :  8  =46314 :  2  =876

    7 слайд

    32 : 8 =
    4
    6
    3
    14 : 2 =
    8
    7
    6

  • 45 :  5  =87912 :  6  =432

    8 слайд

    45 : 5 =
    8
    7
    9
    12 : 6 =
    4
    3
    2

  • 30 :  6  =56464 :  8  =978

    9 слайд

    30 : 6 =
    5
    6
    4
    64 : 8 =
    9
    7
    8

  • 54 :  9  =76821 :  3  =768

    10 слайд

    54 : 9 =
    7
    6
    8
    21 : 3 =
    7
    6
    8

  • 10 > 2 на  78610 > 2  в568

    11 слайд

    10 > 2 на
    7
    8
    6
    10 > 2 в
    5
    6
    8

  • 16 > 8 на78216 > 8  в248

    12 слайд

    16 > 8 на
    7
    8
    2
    16 > 8 в
    2
    4
    8

  • 3 <  9 на7633 <  9  в367

    13 слайд

    3 < 9 на
    7
    6
    3
    3 < 9 в
    3
    6
    7

  • Ну,  как?  Трудно  было?Трудновато,  но  я  справился,  
ребята  помогли!  Сп...

    14 слайд

    Ну, как? Трудно было?
    Трудновато, но я справился,
    ребята помогли! Спасибо!
    А я предлагаю выполнить
    ещё одно задание, более трудное.
    Думаю, что вместе с ребятами
    вы справитесь!

    Но сначала — отдохнём!
    Молодцы!

  •                  Активный отдых

  • Тема : 

«Нахождение  
нескольких  
долей  числа».  РЕБЯТА!  А  что  такое...

    16 слайд

    Тема :

    «Нахождение
    нескольких
    долей числа».
    РЕБЯТА! А что такое доля числа?
    Где она пригодится?
    4
    4
    1
    4

  • УЗНАТЬ:  формулу  нахождения нескольких  долей  числа;
   НАУЧИТЬСЯ:  нахо...

    17 слайд

    УЗНАТЬ: формулу нахождения нескольких долей числа;
    НАУЧИТЬСЯ: находить несколько долей числа;
    РАЗВИВАТЬ: интерес, память, внимание, сообразительность, настойчивость, любознательность;
    ВОСПИТЫВАТЬ в себе дисциплинированность, аккуратность, ответственность;
    С Т А В И М Ц Е Л И

  • Определяем  свой  уровень:к  какой  отметке  буду  стремиться?55А  вы,  реб...

    18 слайд

    Определяем свой уровень:
    к какой отметке буду стремиться?
    5
    5
    А вы, ребята?

  • Стр. 106 – 107  в  учебнике

    19 слайд

    Стр. 106 – 107 в учебнике

  • ЧислоДоля  числа:
число  делим  на  4 и  берём  1  частьНесколько  долей  чис...

    20 слайд

    Число
    Доля числа:
    число делим на 4 и берём 1 часть
    Несколько долей числа:
    эту одну часть умножаем на количество долей
    Целый лист
    1
    4
    2
    4
    ?
    Понаблюдай и объясни.

  • ЧислоДоля  числаНесколько  долей  числаЦелый  пирог1
53
5?Целый  пирог  делим...

    21 слайд

    Число
    Доля числа
    Несколько долей числа
    Целый пирог
    1
    5
    3
    5
    ?
    Целый пирог делим на 5 и умножаем на 3

  • 8
83
84
8Молодцы!1
8

    22 слайд

    8
    8
    3
    8
    4
    8
    Молодцы!
    1
    8

  • ВыводЧтобы  найти  несколько  долей  числа,
надо  сначала  найти  одну  задан...

    23 слайд

    Вывод
    Чтобы найти несколько долей числа,
    надо сначала найти одну заданную
    долю (3-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю и т.д.),
    а затем умножить на количество
    заданных долей (на 2, 4, 6, и т.д.)
    Надо запомнить?
    ОБЯЗАТЕЛЬНО!

  • На  карточкахНа  карточках

    24 слайд

    На карточках
    На карточках

  • Заполни  таблицу(Запиши  числа  друг  под  другом)Молодцы!2345618151296Проверь!

    25 слайд

    Заполни таблицу
    (Запиши числа друг под другом)
    Молодцы!
    2
    3
    4
    5
    6
    18
    15
    12
    9
    6
    Проверь!

  • Ой,  сколько 
ромашек!
Нарву  букет
малышкам!Нет,  Незнайка, эти  ромашки  мы...

    26 слайд

    Ой, сколько
    ромашек!
    Нарву букет
    малышкам!
    Нет, Незнайка, эти ромашки мы оставим
    на поле, пусть все любуются ими!.
    А мы пригласим сюда Буратино и устроим
    ему проверку. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!

  • Сколько  всего  ромашек?Сколько  белых  ромашек?Какую  часть  от  9  составля...

    27 слайд

    Сколько всего ромашек?
    Сколько белых ромашек?
    Какую часть от 9 составляют 3 ромашки?
    9 : 3 = 3 (ч.) – 1
    3 часть
    Я понял, я научился! А вы?
    Сколько ромашек в одной части?

  • 1
3  от  27  = Проверю  себя!1
2  от  18  =1
4  от  28 = 1
5  от  45 = 2
3  о...

    28 слайд

    1
    3 от 27 =
    Проверю себя!
    1
    2 от 18 =
    1
    4 от 28 =
    1
    5 от 45 =
    2
    3 от 18 =
    1
    6 от 48 =
    1
    8 от 72 =
    3
    4 от 16 =
    2
    5 от 20 =

  • 1
3  от  27  = А  у  вас  так?1
2  от  18  =1
4  от  28 = 1
5  от  45 = 2
3...

    29 слайд

    1
    3 от 27 =
    А у вас так?
    1
    2 от 18 =
    1
    4 от 28 =
    1
    5 от 45 =
    2
    3 от 18 =
    1
    6 от 48 =
    1
    8 от 72 =
    3
    4 от 16 =
    2
    5 от 20 =
    9
    7
    9
    9
    9
    8
    12
    12
    8

  • Всё  хорошо, спасибо  за  подсказки!55

    30 слайд

    Всё хорошо, спасибо за подсказки!
    5
    5

Цели: Создать условия для формирования
представлений о долях и нахождении нескольких
долей чисел по рисунку.

Личностные: Создать условия для
формирования умения принимать учебные цели,
проявлять желание учиться (ЛУУД3); признавать
собственные ошибки. Сопоставлять собственную
оценку своей деятельности с оценкой её
товарищами, учителем(ЛУУД7)

Регулятивные: Самостоятельно
организовывать своё рабочее место (РУУД1) ;
определять цель учебной деятельности с помощью
учителя (РУУД3); осуществлять само- и
взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в
учебнике (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание (ПУУД 1); наблюдать и
самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);
выполнять задания по аналогии (ПУУД8); сравнивать
предметы, объекты по нескольким основаниям
(ПУУД6);

Коммуникативные: Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, реагировать на
реплики, задавать вопросы, высказывать свою
точку зрения. (КУУД4); выслушивать партнёра,
договариваться и приходить к общему решению,
работая в паре. (КУУД5).

Оборудование: учебник “Математика”
(В.Рудницкая, Т.Юдачёва), печатная тетрадь № 2,
модели для индивидуальной работы, презентация

Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся УУД слайд
1 Орг. момент — Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы считать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
эмоциональный настрой на урок РУУД1

ЛУУД3

Слайд 1,2
2. Актуализация

Самоопределение
к деятельности

1. Проверка д/з:

Дома вы решали
примеры № 10 – назовите примеры, ответы которых –
однозначные числа.

(ответ правильный дети выполняют один хлопок
в ладоши, если нет – сигналят карточкой и
высказывают своё мнение)

Самопроверка д/з  

РУУД6

ПУУД8

КУУД4

ПУУД7

 

Слайд №3

2. Работа в парах:

Вспомним
полученные знания на предыдущих уроках. Перед
вами карточки. Внимательно прочитайте вопросы и
выберете верный ответ:

1. Увеличить число в несколько раз, значит надо
выполнить …

1) сложение
2) вычитание
3) умножение
4) деление

2. Уменьшить число в несколько раз, значит надо
выполнить …

1) сложение
2) вычитание
3) умножение
4) деление

3. Заполните таблицу:

Число 8 16
Половина числа    
Четверть числа    
Восьмая часть чиса    

Выполним проверку.

 

Работают в парах, учатся выполнять
проверку по образцу, анализируют свою
деятельность.

   

Слайд №4

3. Целеполагание.

Тема урока

— Предлагаю вам решить задачу:

У
Тани было 12 яблок. Треть их она отдала своей
подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

— Как найти треть числа?

— Как решить такую задачу?

Решение:

12:3=4(яб.)

Ответ: 4 яблока

 

Читают

Находят одну долю

Записывают решение.

 

ЛУУД3

КУУД4

РУУД3

 

Слайд № 5, 6, 7, 8

— А теперь прочитайте другую задачу:

У
Тани было 12 яблок. Две трети их она отдала своей
подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

— Найдите, сколько яблок у Ани.

— Почему возникла трудность?

— Чему будем учиться сегодня на уроке?

Учиться находить несколько долей числа.

 

Решают проблемную ситуации

   
— Сформулируйте тему урока.

Нахождение
нескольких долей числа.

Цели:

  • повторить нахождение одной доли числа
  • научиться находить несколько долей числа
Формулируют тему и цели под
руководством учителя
   
4. Открытие нового знания 1. Решение проблемы.

— Чтобы решить
задачу

Что надо узнать?

— Сколько яблок составляет одна треть?

Предыдущая задача, является решением этого
вопроса.

— Прочитайте задачу ещё раз. Каким будет
следующий шаг?

— Найти две трети. Сколько яблок они составили?

— Что же надо сделать, чтобы найти две трети?

— Как это записать? Запишите.

Решение:

2) 4 х 2 = 8 (яб.) – две трети, у Ани

Ответ: 8 яблок

 

Находят одну треть яблок

Учатся находить две трети

Записывают решение

КУУД5

ПУУД7

ПУУД8

РУУД6

4 мин

Слайд №9, 10

2. Вывод.

— По какому плану мы
находили несколько частей числа?

1. Находили одну долю.

2. Брали две доли, выполняя умножение.

— Значит, чтобы найти несколько долей числа,
сначала необходимо найти … (одну долю)

Составляют коллективно алгоритм
нахождения нескольких долей.
  Слайд №11
Физминутка

Первичное осмысление и
закрепление.

3. Составляем алгоритм нахождения
долей числа:

1. Находим одну долю – выполняем
деление.

2. Находим несколько долей – выполняем
умножение

Подвижная: “Мы делили апельсин”

4. Учимся находить несколько долей числа 24 (устно):

1 2 3 4 5 6


6 6 6 6 6 6

 

Работа по алгоритму фронтальная

   
5. Первичное осмысление и
закрепление
1. Работа в рабочей тетради стр. 38 упр. 1.

Прочитайте
задачу.

— Анализ задачи и поэтапное решение, согласно
алгоритму

Участвуют в разборе решения задачи,
затем записывают самостоятельно
ПУУД1

КУУД4

 
2. Работа в группе:

1 группа

Прочитайте задачу:

У Маши 45 рублей. Девятую часть денег она
израсходовала. Сколько денег осталось у Маши?

1. Чему равна девятая часть израсходованных
денег?

2. Сколько денег осталось у Маши?

Ответ:_________________

2 группа

Прочитайте задачу:

В клетке 18 кроликов. Шестая часть всех
кроликов – белые, а остальные серые. Сколько
белых и сколько серых кроликов сидит в клетке?

1. Чему равна шестая часть всех кроликов,
которые были белыми?

2. Сколько серых кроликов?

Ответ:_________________

 

Проверяют, сличая с эталоном

 

РУУД6

ПУУД8

Слайд №12
3. Задание на логику: тем, кто раньше
справился с заданием:
Как разрезать головку
сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.
Развивают логическое мышление, решают
ситуацию, связанную с жизнью.
   
6.Самостоятельная работа. 1. Работа в рабочей тетради.

№ 2
стр.38 № 3 – по желанию

2 .Проверка №2 – по образцу

№3 – документ камера

Самостоятельно с последующей проверкой КУУД4

ПУУД1

РУУД6

Слайд №14
7. Связь урока технологии с математикой.
Получение продукта труда
Творческая работа “Поделка для мамы”
(
заготовки выполнялись на уроке технологии)

1.
Взяли по одной зелёной полоске.

1 вариант взял зелёную полоску и разделил на
две доли. Разрезаем по линии сгиба. Половинку
отдаем соседу.

2 вариант розовую полоску полоску разделил
на 8 долей. Разрезаем и четыре восьмых отдаём
соседу.

2 . Делим зеленый круг на две доли.

3. Подумаем что можно в подарок из этих
геометрических частей сделать?

Приложение №1

Находят доли

по инструкции учителя.

Предлагают, что возможно из этих долей сделать
в подарок маме. Выполняют аппликацию.

  Слайд №15
8. Итог урока и рефлексия — Какое открытие сделали?

— Как найти
несколько долей числа?

Оцените свою работу на уроке.

Смотреть презентацию

Оценивание своей деятельности на уроке КУУД4 Слайд №16
9. Дома: Раб. тетрадь стр. 39 № 5, 10

Придумать свою
задачу на нахождение нескольких долей числа

    Слайд №17
Благодарность за урок       Слайд №18

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18» г о Саранск

План – конспект

урока математики в 4 классе по теме

«Нахождение нескольких долей целого»

(по учебнику М. И. Моро УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов

Биксалиева  А. Ш

2017-2018 уч.год

Тема: Нахождение нескольких долей целого

Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М. И. Моро, рабочие тетради.

Ход урока

Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

  1. Задачи

Устно решите задачи.

  • Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?  (21 час спит)  На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)
  • Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах?  (550 птиц)

− Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)

− Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)

2. Игра «Одним словом»

− Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.

Вопрос учителя

Ответ детей

  1. Эта единица времени равна 24часам

сутки

  1. Сколько секунд в 1 минуте?

60

  1. Самая маленькая из известных вам единиц длины

мм

  1. 10см-это…

дм

  1. 1000кг – это….

тонна

  1. Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения…

длины

  1. Г, кг,  ц, т-это единицы измерения…

массы

  1. См2, м2,  дм2, га, а — это единицы измерения…

площади

  1. С, мин,  ч, сут., мес., г.,век — это единицы измерения…

времени

  1. Математический диктант (письменно) (т)

− Масса льва 220кг. Сколько это центнеров? (2ц 20кг)

− Масса леопарда 270 кг, он на 50кг тяжелее льва. Какова масса льва? (220кг)

8 дм вырази в см (80 см)

− 2 км вырази в м (2000 м)

− Длина леопарда 2м 90см. Сколько это см? (290см). Сколько дм? (29дм)

 Найди площадь квадрата со стороной 8 см (64 см2)

III.  Самоопределение к деятельности

Слайд 2 (Разбей предметы на группы)

  1. Разбей предметы на группы

− Разбейте предметы на три  группы (Целые, на две части, на четыре части)

− Проверим наши предположения на слайде.

Слайд 3

  1. Выполните задание на карточках

− Сейчас работа в группах,  выполните задание (задание раздает учитель).

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =

Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

− Какое слово получилось? (мандарин)

− У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

− Что такое доля? (доля – это часть целого)

− Где в жизни мы встречаемся с долями? (когда нужно что-то разделить)

Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина. Смотрим на экран.

Слайд 4  (мультфильм «Мы делили апельсин»)

− Как звери разделили апельсин? (Целый апельсин разделили на дольки)

Всем хватило? (Нет)

Что нужно было сделать? (Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну).

В чём ошибка волка? (Он решил присвоить целый апельсин себе).

Ребята, можно так поступать? (Нет, нужно уметь делиться).

Сейчас мы будем учиться делить целое на части

− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину (20 см)

Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)

Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см)

Как вы определили? (20: 4 = 5 (см))

Да, определять величину одной доли мы уже умеем.

Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.

Напишите на каждой доле ее длину (5 см)

Чему равна длина двух таких долей? (10 см)

Как вы узнали? (Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))

Чему равна длина трех таких долей? (15 см)

Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))

− Отложили в сторону.

Слайд 5  (квадрат целый)

Посмотрите на слайд

                                                  6см

− Вспомните, как  найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

−Чему равна площадь данного квадрата? (6 · 6 = 36(см2))

−Проверим.

Слайд 6  (квадрат с долями)

− А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры

− Можем ли мы это сделать? (нет)

                                                                                   S — ?

− Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)

−Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

Сформулируйте тему урока. (Нахождение нескольких долей целого.) 

Слайд 7 (Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого»)

Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого» (на доске тема тоже вывешивается)

Зная тему, поставьте цели урока (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

Слайд 8  (Цели урока)

− Цели нашего урока научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого; вспомнить, как находить долю числа; развивать вычислительные навыки.

IV. Работа по теме урока

  1. Работа с моделью торта

− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)

Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?

− А какой сегодня в школе отмечают праздник? (День матери)

− А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

− Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!

− Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части). 

− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)

− Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

− Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

− Проделаем подобную работу используя числовое значение

2.Решение задач

Слайд 9 (Задача )

− В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?

Слайд 10 (схематический чертёж)

− Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)

− Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)

− На сколько долей разбито целое? (на 4)

− Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8 (уч.).

−Сделаем вывод, чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)

Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.

Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках (две четвёртых)

 Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)

− Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.

Слайд 11(прямоугольник 12 см2)

− Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

− Как узнали? (12:3=4см2)

Слайд 12 (прямоугольник 12 см2)

− Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника (3см2) 

− Как узнали? (12:4=3см2)

Слайд 13 (прямоугольник 12 см2)

− Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника (ответы детей)

− Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

 3.Построение проекта выхода из затруднения

−Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока (Нахождение нескольких долей целого)

− Вернёмся к задаче.  Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом  взяли 3 из них)

− Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Поработайте в парах, посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения. Выдвигаем гипотезу (ответы детей)

− Проверим ваши предположения.

− Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

− Какая же  из гипотез оказалась верной?

−Давайте составим  алгоритм (на доске карточка алгоритм)

− Чтобы найти несколько долей от целого надо:

1) найти величину одной доли (вывешивается на доску)

2) величину одной доли умножить на количество взятых долей (вывешивается на доску)

− При выполнении заданий пользуйтесь алгоритмом. А что такое алгоритм (выполнение по плану)

− У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в парах  по выдвижению гипотезы.

4.Реализация построенного проекта

− Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)

− Проверим на слайде.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№ 291 на с.64 учебника (т)

− Прочитайте задание.

− Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

− На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

− Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти  одну шестую долю отрезка)

− Как это сделать? (60:6=10мм)

− Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

−Проверьте, правильно ли вы записали решение

Слайд 14 (Проверь себя к задаче №291)

− Оцените свою работу на листе самооценки.

Слайд 15 (физкультминутка)

Физкультминутка (Фиксики)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

−Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

−Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу.  Карточка №1.

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

  1. Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км — _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

  1. Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

− Проверьте, правильно ли  вы справились с заданием

Слайд 16, 17 (Проверь себя к карточке №1)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

V. Закрепление изученного материала.

−Теперь решим задачу №293 на с.64 (т) учебника. Прочитайте задачу.

− Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)

− Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу. Карточка № 2. Будем заполнять отвечая на вопросы.

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

? (одинаково)

7

21

?

36

Слайд 18 (Заполнение таблицы)

−Сколько кг масла  израсходовали в столовой? (21кг)

− За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)

− Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)

− Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)

− А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)

− Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)

− Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)

− Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)

− Как мы это найдём? (21:7=3кг)

− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)

− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (у доски ученик, справившийся с заданием).

− Оцените свою работу на листе самооценки.

− Теперь прочитайте второй вопрос задачи.

− Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)

− На этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу (карточка 3) и решив задачу, таблицу возьмете домой.

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

РЕЗЕРВ

−А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики. 1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (на поле взаимное оценивание)

− Хорошо, с этим заданием вы справились.

− Оцените свою работу на листе самооценки.

 Работа в тетради на печатной основе (резерв)

− Рабочая тетрадь стр.54 №8, №9 (взаимопроверка)

VI. Рефлексия.

          −Быстро время пролетело

          И идёт к концу урок.

          Так давайте без задержки

          Подведём всему итог.

 А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения.

Слайд 19 (Квадрат с долями)

− Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

− Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

− Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу (т)  и запишите решение выражением, с устным пояснением.

 Слайд 20 (Проверь себя)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

Слайд 21(Рефлексия)

−Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

VII.  Подведение итога урока

−Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.) 

− Какие цели  ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

−Удалось выполнить поставленную задачу?

− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.

VIII.  Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .

IX.  Домашнее задание

Слайд 22 (Домашнее задание)

− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, 293(2-й вопрос), с.64(учебник)

Слайд 23

−Урок окончен Спасибо за внимание!

Приложение1

Лист самооценки

№ п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез

2

Решение задачи №291

3

Самостоятельная работа по карточкам

4

Решение задачи №293

5

Самостоятельное решение задачи

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                                                                      3

                                                                     2

                    1

Приложение 2

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =

Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

Приложение 3

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

1.Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км — _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

2.Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

Добрый день, мои дорогие друзья.

Сегодня я хочу рассказать вам, как находить
несколько
долей, то есть частей целого – вот, например,
как дольки у мандарина, помните?

Итак, приступим. Вот посмотрите на этот сливовый пирог.

Его испёк наш придворный повар и разрезал на
шесть равных долей. Теперь каждая из этих долей – одна шестая
часть. Одна шестая – это дробное число или дробь. Это слово
родственно слову «дробить», то есть разбивать, разделять на мелкие части.

В числе одна шестая нижняя часть, её называют знаменатель,
показывает, на сколько равных долей разрезали пирог, а верхняя часть, её
называют числитель, показывает, сколько долей взяли.

Почувствовав аромат пирога, прибежала наша
Решалочка. Она съела один кусочек, потом взяла ещё один. Как вы думаете, какую
часть пирога съела Решалочка? Одна шестая, да ещё одна шестая – это две из
шести частей – или две шестых.

А какая часть пирога осталась? Один, два, три,
четыре. Четыре шестых.

А если бы пирог был разрезан не на шесть, а на десять
равных долей? Тогда каждая доля была бы уже не одной шестой, а одной десятой. А
теперь я четыре кусочка отложу для моих помощников – знаков арифметических
действий. Какую часть пирога я отложила? Четыре десятых.

А какая часть пирога осталась? Шесть десятых.

Конечно, находить доли целого можно не
только у пирога или какого-то другого предмета круглой формы. Это может быть
отрезок, геометрическая фигура. Или любой другой предмет. Главное при этом, чтобы
доли, на которые его разделили, были равными
.

Вот посмотрите на этот прямоугольник. Какой его
участок стал жёлтого цвета? Помните, как это определять? На сколько всего
равных долей разделён прямоугольник? На восемь. Восьмёрку пишем в нижней части
числа.

А сколько из них закрашено жёлтым цветом? Пять.
Пятёрку пишем над восьмёркой. Закрашено пять восьмых. А сколько частей остались
зелёными? Три восьмых.

А теперь посмотрите на этот отрезок. Какой его
участок стал красного цвета?

Отрезок разделён на семь долей, а стали красными
три из них. Значит, красная область составляет три седьмых части. А сколько
частей остались чёрными? Четыре седьмых.

А теперь посмотрите на этот треугольник.

Определите, сколько его частей не закрашено
розовым цветом? Две третьих.

А какая область закрашена синим цветом вот у этой
звёздочки?

Четыре пятых части.

Знаете, ребята, можно делить на части
не только какие-то предметы или геометрические фигуры, но и части величин или
чисел.

Вот, например, ваш урок длится три четверти часа,
то есть три четвёртых – это одно и то же. Сколько это минут?

Нам надо найти, сколько минут составляют три
четверти часа. Вы помните, как это делается? В дроби нижняя часть показывает,
на сколько долей делим целое, а верхняя – сколько из них мы берём, то
есть на сколько нужно умножить одну часть.

Один час равен шестидесяти минутам. Значит, за
целое принимаем число шестьдесят. Находим одну четвёртую часть часа –
шестьдесят делим на четыре. А потом умножаем на три. Так мы находим три из
четырёх частей, или три четвертых, или три четверти часа. Это сорок пять мнут.

А как найти, к примеру, шесть седьмых частей числа
двадцать восемь?

Делим двадцать восемь на семь. и затем полученное
число умножаем на шесть. Шесть седьмых числа двадцать восемь равно двадцати
четырём.

Ну что, ребята, вы поняли? В дроби нижняя
часть числа
показывает, на сколько равных долей разделили целое, а верхняя
– сколько таких долей взяли.

А теперь я предлагаю вам решить задачу.

Муравьи Касьян и Демьян на зиму заготовили тридцать
шесть сушёных гусениц. За первый месяц зимовки они съели две шестых своих
запасов. Сколько ещё сушёных гусениц осталось у муравьёв?

Я жду вашего решения…

А теперь давайте проверим, так ли вы решили.

1) 36 : 6 ∙ 2 = 12 (г.) – съели

2) 36 – 12 = 24 (г.) – осталось

Ответ: осталось 24 сушёных гусеницы.

В первом действии вам надо было узнать, сколько
сушёных гусениц съели муравьи.

Чтобы найти две шестых от числа тридцать шесть,
надо было разделить его на шесть и умножить на два. Съели муравьи двенадцать
гусениц.

А теперь можно узнать, сколько гусениц осталось.
Вычитаем из тридцати шести двенадцать, получается двадцать четыре.

Я надеюсь, вы поняли, как найти несколько
долей целого
? Предмет, объект или число, которое принимаем за целое, надо разделить
на знаменатель дроби, а потом полученный результат умножить на числитель.

Ну вот и подошла сегодня к концу наша встреча. Я
надеюсь, что вы были внимательны, всё поняли и всё запомнили. Поэтому я говорю
вам ребята: до свидания! Успешной работы и отличных отметок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Знаю что есть клад как его найти
  • Дата на часах меняется в 12 дня как исправить
  • Как найти приложение paint
  • Как составить план для тренировки тела
  • Как найти марусю в контакте с телефона