Как найти нестандартное решение проблемы

В работе и быту нам часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заводят в тупик, хотя кажется, что их решение лежит где-то на поверхности. «Эх, мне бы сейчас чужие мозги», — думаете вы. К счастью, операция необязательна, достаточно использовать МФО, РВС, детский язык и маленьких человечков! Не переживайте, это научно подкрепленные методы, которые заставляют мозг работать иначе. Вместе с ведущими телеграм-канала Креативность 101 разбираемся с феноменом инерции мышления и преодолеваем психологические барьеры.

Эта и другие статьи раньше всего выходят в блоге на нашем сайте. Приятного чтения.


Предисловие


Попробуйте быстро ответить на вопросы: Чему равно два в квадрате? А четыре в квадрате? А пять в квадрате? А угол в квадрате?

Удалось ли вам так же быстро ответить на последний вопрос, как и на предыдущие три? Вероятно, вы не сразу переключились с возведения чисел во вторую степень на градусы углов в равностороннем прямоугольнике. А ведь если бы последний вопрос стоял отдельно (Чему равен угол в квадрате?), то ответ на него последовал бы куда быстрее. Это пример инерции мышления — когда мы мыслим «по накатанной» и нам сложно переключиться на новую информацию.

В повседневной жизни инерция мышления полезна и необходима, она позволяет экономить энергию и делать то, что работало раньше. Но она же мешает заметить проблему и найти лучшее решение, создавать нечто новое. Инерция мышления есть у всех. У профессионалов в своем деле, возможно, она даже сильнее, ведь они уже знают, как было правильно, из-за чего сложнее решиться на изменение метода. Но то, что было правильным когда-то, не означает, что это актуально и сейчас.

Например, некоторых старых конструкторов нефтезаводов сложно переубедить, что сейчас можно использовать трубы новых марок с другой толщиной стенок, потому что то, как они делали раньше, работало. Однако новые технологии объективно работают лучше.

Инерция мышления с точки зрения работы мозга


Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.

Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.

Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.

1. Метод фокальных объектов (МФО)


Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.

Как использовать такой метод:

  1. Ставим цель (для чего?).
  2. Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
  3. Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
  4. Определяем и выбираем их свойства.
  5. Применяем свойства к фокальному объекту.

Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?

Что можно сделать при помощи МФО?

  • Преодолеть инерцию мышления;
  • Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
  • Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
  • Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
  • Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
  • Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).

2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»


Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.

Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.

Как использовать детский язык?

  1. Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
  2. Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
  3. Нарисовать условную схему.

Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.

Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.

3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)


Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).

Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.

Как использовать?

  1. Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать). 
  2. Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
  3. Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
  4. Видим, что они делают, и решаем проблему без них.

Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.

Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.

Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.

Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.

Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.

Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.

4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)


И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:

  • Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
  • Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
  • Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.

Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).

Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.

Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.

А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:

Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?

Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?

Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?

Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.

А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.

image

  • Обучение профессии Data Science с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Science
  • Обучение профессии Data Analyst с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Analytics
  • Курс «Python для веб-разработки»

Рекомендуемые статьи

  • Данные внутри нас: Чем занимаются биоинформатики?
  • Machine Learning и Computer Vision в добывающей промышленности

Гонки по вертикали

Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль — а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности. К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик — тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом.

Латеральное мышление (лат. lateralis — боковой) — это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

Разминка: давайте поиграем

Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

Первый способ — игра в «Данетки»: ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

Второй способ — логические загадки и головоломки, например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми — Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

Третий способ — придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

Метод 1

6 шляп мышления

Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

• Белая — информационная: чем располагаем, чего не хватает.

• Зеленая — творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

• Красная — эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

• Желтая — оптимистическая: преимущества идеи.

• Черная — критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

• Синяя — организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать. В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной. Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

Метод 2

Синектический штурм

Синектика — это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

• Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

• Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

• Обобщающая: описание задачи двумя словами.

• Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Метод 3

Случайное слово

Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения. На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче. Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

Метод 4

Выход за рамки

Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов. Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!». Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

***

Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление — это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ. Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

Об эксперте: Эдвард де Боно — психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

Дешево и сердито: люди в Сети делятся, как они выкручиваются из сложных ситуаций с помощью нестандартных решений.

 


Вам никогда не казалось, что мы воспринимаем вещи слишком серьезно? Мы имеем в виду, что если, к примеру, у вас внезапно отключают отопление, есть масса способов согреться — например, поставить вентилятор рядом с духовкой. Это, конечно, небезопасно и в целом так себе идея.

Но порой люди придумывают весьма нестандартные решения той или иной проблемы (а иначе откуда бы появилось выражение «голь на выдумки хитра»), которые относятся к разряду так называемой «народной инженерии».

И сегодня вы в этом убедитесь на примере сообщества «Redneck Engineering». Но для начала мы хотим предупредить вас, чтобы вы не пробовали это повторить. Потому что безопасность, скорее всего, будет оставлять желать лучшего.

Итак, давайте посмотрим, о чем идет речь в этом веселом субреддите с 354 тысячами участников, который действует с 2013 года.

1. Бесконтактный диспенсер

reddit.com

2. Для дистанционного обучения без документ-камеры

reddit

3. Защита от побега

reddit.com

Как говорит основатель r/RedneckEngineering, термин «деревенская инженерия» можно интерпретировать по-разному, но вы никогда не ошибетесь, для чего предназначено то или иное изобретение.

Например, «это может быть что-то столь же обычное, как использование ручного зеркала для замены зеркала бокового обзора, или, напротив, что-то сложное, наподобие создания собственного аквапарка на заднем дворе». 

4. Нашел эту вилку в доме моего брата и спросил его, зачем он это сделал… В ответ он показал мне свой iPad

reddit.com

5. Мой 12-летний сын модифицировал свой велосипед ковром, чтобы можно было ездить босиком

reddit.com

6. Вроде, ровно

reddit.com

Самая большая разница между сегодняшним днем ​​и 2013 годом, когда была создана r/RedneckEngineering, — это рост. По словам основателя, если раньше он отвечал за большинство постов, то со временем сообщество стало действительно самодостаточным.

Люди присылают примеры всевозможных причудливых самодельных устройств и порой сомнительных обходных путей решения той или иной проблемы. Большинство сообщений обычно поступают от людей, которые находят «малобюджетные способы решения повседневных проблем с помощью несложных инженерных проектов и недорогих материалов».

7. Когда вы просите сварщика что-то починить

reddit.com

8. Проблема с воротами исправлена

reddit.com

9. Оказывается, чтобы подвинуть сарай, хватит сотни крепких парней

reddit.com

10. Задний датчик парковки

imgur.com

11. Супернадежный замок

reddit.com

12. Хотел бы купить этому парню пива и услышать его историю

twitter.com

13. Естественная борьба с вредителями. Мужчина посадил курицу на ракель, чтобы она склевала пауков, засевших в щелях на потолке

reddit.com

14. Хозяин решил сегодня выключить тепло в моей квартире, несмотря на то что на улице был холод. Но он, должно быть, забыл, что он платит за электричество, и не понимает, что я ценю комфорт и тепло в доме выше безопасности или энергосбережения

reddit.com

15. Плавучесть

reddit.com

2 корейских студента сделали плот из пакетов с картофельными чипсами, чтобы доказать, что в них слишком много воздуха.

16. Ваш ход, НАСА

reddit.com

17. Я не умею пользоваться молотком и обычно использую гаечный ключ. Мой муж немного научился сварке, и вот что он подарил мне на день рождения

reddit.com

18. Мне нужно было привести в порядок двор, но руль сломался. К счастью, я могу крутить палку

reddit.com

19. Тот, кто построил это, может иметь степень доктора технических наук

reddit.com

20. Местный китайский ресторан. Кухня отгорожена пленкой. Там есть картонная заслонка для передачи денег, а коробка справа действует как шлюз с двумя заслонками для пропуска еды. И всего-то понадобились кусок пленки, картон и изолента

reddit.com

21. В офисе нужно было разобрать полку, а киянки не было. Резинки + молоток = киянка

reddit.com

22. Народный тюнинг из США (когда в машине мало места, ее можно удлинить)

reddit.com

Обратите внимание, что подобный тюнинг запрещен не только в России, но и во многих странах. Например, в Великобритании это так же, как и у нас, незаконно.

Эта фотография сделана в США, где в некоторых Штатах подобный тюнинг условно законен. То есть такой вариант удлинения автомобиля не помешает ему пройти техосмотр. Например, в Колорадо для того, чтобы пройти технический осмотр, необходимо проверять только уровень выбросов каждые 2 года, и все.

23. Используйте удочку, чтобы научить сына бейсболу

reddit.com

24. С таким освещением и фары не нужны

reddit.com

25. Когда Covid требует отдельного климат-контроля в автомобиле

twitter.com

26. Дешево и сердито

reddit.com

27. Сегодня я установил на свой автомобиль защиту задней части, приварив к заднему бамперу разводной ключ. Люди теперь, видя его, не приближаются к моей машине, держа максимальную дистанцию, думая, что в любой момент ключ может слететь

reddit.com

Это сообщение собрало в Reddit множество комментариев, где люди начали делиться своими лайфхаками, которые могут помочь заставить водителей держать безопасную дистанцию. Кто-то из комментаторов рассказал вот такой способ:

Я на заднем стекле сделал наклейку с надписью «Соблюдайте безопасное расстояние», и она прекрасно работает. Это достаточно расплывчатое предупреждение. В итоге люди не понимают, почему им нужно держаться от моей машины на безопасном расстоянии, но в большинстве случаев они не хотят узнавать это и стараются не приближаться близко.

28. С таким атрибутом точно не промахнешься

reddit.com

29. Купил на гаражной распродаже. Думаю, у кого-то не было средней батарейки R14. Но была пальчиковая батарея типа АА и деревянный цилиндр 

reddit.com

30. Шайбы закончились, так что пришлось просверлить несколько монет

reddit.com

31. Он сказал, что пока и так сойдет. Это было 4 года назад

reddit.com

32. Обожаю компанию Uhaul, где можно арендовать грузовой фургон, чтобы перевезти дом

reddit.com

33. Тренажер для бега за 50 баксов — это неплохо. Просто нужно беречь пальцы ног

reddit.com

34. Как перевезти дрова по-русски

reddit.com

35. Дом на колесах своими руками — в буквальном смысле

reddit.com

36. Надпись: «Аварийная остановка»

reddit.com

37. Нужно дистанционно поднять выключатель? Кто-то решил эту проблему вот так:

reddit.com

Обложка: 1Gai.Ru / reddit.com / reddit.com

Источник статьи: RedNeckEngineering / Reddit

Мысли, как топ-менеджер: как находить нестандартные решения

Luke Southern on Unsplash

Топ-менеджер – не профессия, а высшая ступень карьеры руководителя. Нельзя просто поступить на факультет, где готовят топов. Нужно быть специалистом в своей области и лидером, которому не страшно доверить бизнес. Один из обязательных мягких навыков – способность находить нестандартные решения. Это качество многие считают недостижимым: творческая жилка либо есть, либо нет. Марк Леви в своей книге «Гениальность на заказ. Лёгкий способ поиска нестандартных решений и идей» опровергает это мнение. Редакция Synergy Times приводит его уникальный метод решения задач.

Несколько слов о Марке Леви

В начале своей карьеры автор работал директором компании по оптовой поставке книг. Его методы руководства были настолько эффективными, что продажи выросли до 1$ миллиарда. Позже он основал консалтинговую компанию Levy Innovation LLC.  

Секретом успеха Леви оказался его необычный подход к решению проблем. Бизнесмен обдумывал все вопросы письменно. Попробуйте воспользоваться его методом.

«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность

Читать подробнее

Как научиться мыслить нестандартно

Всё, что вам потребуется, ― бумага и ручка. Опишите письменно свою проблему или задачу, требующую решения. Руководствуйтесь следующими правилами:

Пишите без пиетета

Не стоит бояться чистого листа, прилагать сверхусилия к формулированию мыслей и ждать, что из-под вашего пера выйдет роман Достоевского. У вас другая задача. Излишняя сосредоточенность снижает креативность. Отнеситесь к писательству как к процессу мышления. Разбейте работу с текстом на 3 этапа:

  • За 30 минут перенесите на бумагу всю информацию о проблеме.
  • На следующий день проанализируйте написанное и за 10 минут набросайте самый благоприятный и самый пессимистичный сценарии развития событий. 
  • В течение 15 минут пишите обо всём, что приходит вам в голову по этой проблеме. Пусть материал сам нащупает пути развития.

Выход из ситуации необязательно найдётся сразу, но через несколько дней вы разглядите в своих записях новые идеи.

Цветные слова, друдлы и ещё 6 упражнений для мозга, которые развивают интеллект

Читать подробнее

Пишите быстро, непрерывно и бессистемно

Ваша задача ― опередить критикующую сторону собственной личности. Не обращайте внимания на ошибки. Если застряли, продолжайте писать последнюю букву. Если мысли ушли в сторону, следуйте за ними и на бумаге.

Часто сложную идею трудно сформулировать и записать, мысли путаются. Справиться поможет простое изложение всех известных фактов. Не нужно структурировать их в списки, используйте свободные ассоциации.

Записав основную информацию, подумайте, где ещё могли возникать подобные проблемы и выясните, как с ними справлялись. Шаблоны для решения типовых задач есть в любой отрасли, и вы можете найти среди них интересные.

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале

Подписаться

Установите таймер

Отведите на проблему 10―30 минут. Ограниченность во времени ― хороший стимул. При этом таймер не должен тикать и отвлекать. Можете запустить стиральную машину и обдумывать задачу, пока она работает.

Пишите для себя

Не разжёвывайте то, что вам и так ясно. Внутренняя речь ― не просто «речь» минус «звук», а процесс мышления. 

Выполните упражнение: 10 минут пишите о мысли, которая за последние 72 часа произвела на вас наибольшее впечатление. Прочитайте написанное: если окружающим понятно, о чём текст, значит, вы не справились с заданием.  

Не только здоровый сон: 6 привычек, которые улучшат работу мозга и сделают нас продуктивными

Читать подробнее

Фантазируйте

Представьте, что решение уже найдено, даже если для этого придётся нафантазировать нечто невероятное. Игра воображения вызволит разум из замкнутого круга и позволит по-новому взглянуть на ситуацию.

Почувствуйте себя ребёнком, который играет с друзьями. Если к вам подходит друг и говорит: «Тук-тук, я к стоматологу», вы не можете ответить: «Я не стоматолог». Это сломает игру. Можете попросить открыть рот или изучить на просвет лист бумаги, сделав вид, что это рентген. Можете сказать: «Надо же, ваши зубы не пронумерованы, как у манекена».

Вы должны сделать что угодно, но обязаны принять ситуацию. Даже неудачную. Вспомните худшую идею, которую вы слышали за последние 72 часа. Пишите о ней в течение пяти минут. Потом отдохните, представьте, при каких условиях эта идея могла бы сработать. Пишите о ней ещё пять минут, но совсем в другом ключе.

Учись учиться: как помочь мозгу усваивать новое без особого труда

Читать подробнее

Переключите внимание на детали

В какой-то момент вам может показаться, что мысли закончились. Переключите внимание на другие аспекты задачи. Например, подумайте над следующими вопросами: 

  • Как сделать идею более захватывающей?
  • Как повысить ценность проекта?
  • В чём я ошибаюсь, разбирая эту ситуацию?
  • Что в проекте точно верно?
  • Когда я сталкивался с похожими трудностями?
  • Какие решения из прошлого могли бы мне помочь?
  • Почему именно в этом месте у меня возникли трудности?
  • Каким будет самый худший вариант развития событий, если ничего не менять?
  • Каких максимальных результатов сможет достичь наш проект при благоприятных условиях?
  • Как можно перепрыгнуть через возникшую проблему?
  • Какие сильные стороны моей личности не задействованы в этой работе? 
  • Какие у проекта/метода/идеи слабые стороны?
  • Из чего следует, что последнее написанное утверждение верно?

Вы можете придумать свои вопросы, главное, чтобы они были короткими и заставляли задуматься.

Другой способ переключиться ― вымышленная беседа с любимым героем. Выберите персонажа, которому близка ваша проблема. Это может быть Стив Джобс, Илон Маск или Уинстон Черчилль. Пофантазируйте и запишите ваш диалог. В этом упражнении важно, во-первых, представить героя в деталях, а во-вторых, продумать его реплики, чтобы хотелось на них ответить.

Научились работать — учимся отдыхать: как перестать насиловать себя «полезным контентом»

Читать подробнее

Зачем вам навыки нестандартного мышления

Способность мыслить нестандартно пригодится не только топ-менеджерам, но и руководителям первого звена, и специалистам. Навык не даст погрязнуть в рутине и позитивно повлияет на личные результаты.

Марк Леви советует: осваивая любое умение, не забывайте о принципе 10:20:70. 10% успеха дают теоретические знания, 20% ― самостоятельный анализ и помощь коллег/наставника, 70% ― практика.

7 способов научиться мыслить креативно

«Чей голос громче, тот и выиграет» — нейропсихолог объяснил, как наш мозг принимает решения

7 полезных книг для повышения мотивации

Ты наверняка не раз встречала людей, которые поражают своим развитым воображением, неординарными мыслями и суждениями. Они являются творческими личностями, которые отличаются способностью генерировать свежие идеи. Быть может, ты сама – такой человек?

Творческий процесс требует решения задач нетиповыми неординарными методами. Это могут быть как логические пути решения проблемы с помощью анализа, синтеза, обобщающих приемов, метода индукции и дедукции, так и эвристические, т.е. основанные на работе интуиции, на иррациональных подходах.

шарик на стульчике

Фото Florian Klauer on Unsplash

Эвристика как наука изучает суть творческой деятельности. Психология объясняет эвристический путь познания как способ получить ответ творческой задачи путем метода проб и ошибок.

Эвристическое познание способствует лучшему пониманию индивидом сути проблемы и поиска путей ее решения.

На самом деле, человеком опытным путем либо доказывается информация, либо отвергается. Эвристика подвластна только человеческому сознанию, то есть ее методы не могут быть использованы искусственным интеллектом.

Ведь творчество предполагает некие «отклонения» в решении задач, но они приводят к гениальным результатам.

Какие эвристические методы можно применять на практике

Вот тебе несколько «рабочих» схем, которые могут пригодиться:

  • Метод «мозгового штурма».

Применение данного метода предполагает внедрение группового творческого мышления. По мнению американского психолога А. Осборна, есть люди, которым подвластна генерация оригинальных идей, но они испытывают сложности с их анализом. И, наоборот, некоторым индивидам легко отрабатывать чужие идеи, в то время как с выработкой собственных идей у них возникают затруднения.

Эвристика доступности

Эвристика доступности

Метод «мозгового штурма» – это предложение множества разных идей, из которых методом анализа можно выделить наиболее действенные креативные примеры. Поэтому мысли оригинально, игнорируя стандарты мышления, чтобы получить неординарные решения.

  • Метод синектики.

Согласно этому методу, который образовался в результате использования мозгового штурма в практической деятельности, происходит отбор среди участников группы (синекторов).

На первом этапе осуществляют оценку знаний и рассматривается опыт индивида; второй этап – анализ творческого потенциала; третий этап – рассмотрение коммуникативных способностей. Прохождение этих этапов необходимо для того, чтобы сделать выбор участников, которые будут задействованы в применении метода синектики.

Далее происходит разработка разных вариантов идей, которые формируются благодаря знаниям и эмоциональному опыту. Такая коллективная работа порождает оригинальные идеи, однако возможно быстрое привыкание участников группы друг к другу, что снижает общую продуктивность метода.

  • Морфологический ящик.

Метод основан на том, что создание нового – это комбинирование имеющегося старого, либо комплект из известного с неизвестным. То есть в данном случае рассматривается целостный комплекс связей, который подвергается тщательному анализу.

  • Метод инверсии.

С помощью этого метода рождаются оригинальные и разнонаправленные идеи. Явления в данном случае рассматриваются со всех сторон, с применением как логического, так и интуитивного мышления, аналитического и синтетического, статистического и динамического методов. Применение данного метода требует определенного опыта, знаний и навыков, но результат его использования дает креативные необычные решения.

Как применять методы эвристики на практике

Если ты занимаешься творческой деятельностью, то тебе пригодятся следующие правила для развития творческого мышления и формирования личности:

  • Замечать внешнюю среду. Многое из того, что нас окружает, мы зачастую не замечаем. Особенно следует обращать внимание на детали.
  • Изучать несколько областей знания. Это может быть математика, музыка, живопись, поэзия – не следует останавливаться на какой-либо узкой специализации, рассматривай все области познания для развития творческого потенциала. 
  • Устанавливать ассоциации. Изучая окружающий мир, находи новые способы применения предметам и вещам.
  • Нестандартные решения. Концентрируйся на проблеме, но не ищи типовых решений.
  • Идеи и смех. Смех вызывает позитивный отклик. Если твоя идея вызывает смех, то ее применение будет продуктивным.
  • Идеи и жизнь. Творческая идея должна быть воплощена в жизнь. Только практика может подтвердить инновационное значение теоретической оригинальности.

Несколько эффективных методик поиска нестандартного решения

Семья, личная жизнь, бизнес – часто в твоей жизни возникают ситуации, которые встают перед тобой как непреодолимая стена. Если возникла проблема, то ее нужно решать, и, желательно, скоро и легко.

Для этого можно применить известную методику мозгового штурма. На практике ее использование заключается в том, что ты берешь несколько разных любых предметов и пытаешься связать их со своей проблемой. Записывай все, что приходит в голову – все это касается решения твоей задачи. Проанализируй результаты, и ты найдешь творческое решение.

Воспользуйся другим эффективным способом решения творческих задач. Это понимание того, что ты решаешь не проблему, а ставишь перед собой цель. То есть у тебя есть цель вместо проблемы. Когда ты четко определишь себе цель, то творческие решения появятся непременно.

Попробуй применить метод «преобразующего мышления». Задается комплекс вопросов. Отвечая на них, можно вывести творческую мысль и идею.  Итак, предлагаем вопросы:

  • Каким другим способом можно заменить данный процесс, методику, технологию?
  • Возможно ли сравнение данного процесса, деятельности, подхода, методики с чем-нибудь похожим?
  • Можно ли что-либо изменить: возможно ли добавление, акцентирование на чем-то или отказ от чего-либо, можно ли увеличить, уменьшить?

разрисованная девушка

Image by Alexandr Ivanov from Pixabay
  • Возможно ли посмотреть на проблему с другого ракурса или использовать ее для решения другой задачи?
  • Что можно устранить без существенных потерь?
  • Есть ли возможность переформулировки проблемы, ее преобразования?

Отвечая на эти, казалось бы, несложные вопросы, можно пошагово прийти к новым оригинальным решениям. И суть методики заключается в новом, не узком, а широком взгляде на вещи и ситуации.

Эвристика и жизнь

Эвристическим приемам творческого мышления обучаются постепенно. Они не приходят к человеку с самого детства. Если у тебя нет креативного мышления, это не повод для переживаний. Творческую мысль можно развивать. Для этого необходимо ставить цели и четко понимать, к чему ты  стремишься и чего добиваешься. Если цель определена, то вслед за ней ты получишь мотивацию.

Эвристическое учение стало прогрессивной частью современной психологии. С помощью эвристических методов человек ставит цели в условиях обладания неполноценной информацией и при отсутствии определенной программы по решению творческой задачи.

Эвристика – молодая наука, поэтому на многие вопросы ответы все еще не найдены. Однако ее методы эффективно применяются многими людьми, чья жизнь и профессия тесно связаны с творческой деятельностью.

Методы эвристики помогают принимать нестандартные креативные решения в практической сфере, улучшают качество жизни, расширяют сознание и познавательные границы человеческого разума.

Что такое эвристическое мышление, его виды

Эвристическое мышление – это способ решения задач, в котором используется нетривиальный подход. Если человек креативный, при решении той или иной проблемы он будет разрабатывать собственный подход. Но это не будет абсолютная фантазия – решение в итоге основывается на уже имеющихся знаниях.

Мышление человека – это очень сложный процесс, изучение которого ведется на протяжении многих веков. И даже сегодня ни один специалист не может точно ответить, каким образом человек приходит к тому или иному решению, какими механизмами руководствуется мозг в такие моменты.

При этом об эвристическом мышлении и его видах известно довольно много. Оно бывает трех категорий:

  • Наглядное действие. Подразумевает ситуацию, в которой человек придумывает что-либо на основе собственных визуальных наблюдений. Примечательно, что данный вид эвристического мышления присущ всем детям.
    Малыши наблюдают за взрослыми, часто пытаются копировать их поведения. Но, кроме этого, ребенок пытается воспроизвести увиденное таким образом, чтобы добиться своих целей.
    Рассмотрим простой пример. Девочка видит, как мама надевает красивые туфли. Дочь также попробует надеть мамины каблуки, но нога в них будет просто утопать. Ребенок вполне может попробовать надеть сначала свою обувь, а затем уже туфли мамы. Таким образом девочка решает элементарную задачу необычным образом, неосознанно применяя методы эвристики.
  • Наглядно-образное. Вид эвристического мышления, которым пользуются люди, которым сложно конструировать что-то в голове. Проще говоря, визуалы – ими могут быть и дети, и подростки, и взрослые.
    Такие люди для решения поставленной задачи могут использовать рисунки или чертежи на бумаге, пластилин, разные конструкторы, схемы и прочее. Им очень важно визуализировать варианты и способы выхода из ситуации. Тогда итоговое решение приходит само собой.
  • Абстрактно-теоретическое. Еще один вид эвристического мышления, которым пользуются люди с хорошо развитым воображением. Они размышляют и формулируют идеи у себя в голове.

Компоненты эвристического мышления

Мало кто задумывается по поводу того, что именно лежит в основе человеческого мышления. А ведь на эту многократно проводились различные исследования, эксперименты, опросы.

Слова и решения в голове не возникают на ровном месте. Чтобы находить нестандартные и неординарные решения тех или иных проблем, задействуются миллионы нейронных связей, начинаются десятки процессов.

С точки зрения психологии любая информация, которую получает мозг, подвергается молниеносному анализу. Задача мышления – находить логические связи и цепочки, «привязывать» ситуацию к тем или иным правилам, установкам, личному опыту и общественным стереотипам.

Путем творческого эвристического мышления решаются самые сложные и необычные задачи. В этом вопросе нет второстепенных нюансов – каждая мелочь имеет решающее значение.

Рассуждение и аналитические процессы в мозгу осуществляются на основе следующих компонентов:

  • Память. Здесь прежде всего участвуют воспоминания. Чем больше у человека опыта, тем более развитым будет воображение. Не последнюю роль играют и знания. Интеллектуалу будет гораздо проще найти решение той или иной задачи, чем человеку, который со скрипом получил среднее образование.
  • Воображение. С учетом того, что эвристика – это наука, изучающая и разрабатывающая творческие подходы к решению проблем, то закономерным является утверждение, что в процессе участвует воображение. Именно с помощью фантазии мы порождаем нечто новое, невиданное. 
  • Мышление. Без логики обойтись не удастся. Человек размышляет о чем то, синтезирует знания, подключает память, обогащает все это воображением, и в результате активного мыслительного процесса изобретается подход для решения той или иной задачи.

Стили эвристического мышления

В сфере эвристики можно открывать еще много научных фактов, раскрывать эту отрасль с разных сторон. Но сейчас мы рассмотрим уже обнаруженные приемы и стили эвристического мышления. Можно смотреть на ситуацию с научной точки зрения, можно – с личной. Но то, что ты прочитаешь далее, среди специалистов не является открытием.

Как человек может придумывать что-то новое? Для каждого индивида характерный собственный, персональный и уникальный подход к творчеству. При этом эвристическое мышление можно разделить на несколько категорий:

  • Экспрессивное. Спонтанное творчество – основа любого вида изобретений, открытий, порождения креативных идей. При таком стиле эвристического мышления человек творит ради того, чтобы творить, и получает удовольствие от процесса.
    Вдохновение для идей, открытий и нестандартных решений черпается из окружающего мира. Это сложно назвать стратегией решения проблем – человек не может контролировать свои «приливы» фантазии. Да и заставить себя делать что-то бывает крайне сложно, если мозг к этому в данный момент не расположен.
  • Продуктивное. Подразумевает идею, которая максимально контролируется человеком. Все заранее продумывается, уточняется, вычищается и доводится до идеала. Абсолютно никакой спонтанности – и это при условии, что креативная часть натуры все же задействуется.
    Творческое видение проблемы + продуктивное мышление = практически гарантированный успех. Люди, которые умеют рассуждать подобным образом, высоко ценятся во множестве областях человеческой жизни.
    Те, кто продуктивно мыслят, не боятся называть вещи своими именами и высказывать вслух даже самые смелые и необычные идеи. Прежде чем будет достигнут результат, проводится не одна проба вариаций и подходов, но важно, чтобы итог был идеальным.
  • Инвентивное. Изобретательское мышление, которое человек может «включать», как по щелчку. Часто наблюдается у конструкторов, архитекторов, проектировщиков.
    Люди самостоятельно контролируют свое мышление и в нужный момент настраивают его на необходимую волну. Поиск нестандартных решений – это их рабочее состояние. Поэтому человек уже воспринимает эвристическое мышление, как часть себя.
  • Инновационное. Чтобы не говорить много сложных слов, приведу пример. Это актуально в музыке, написании книг и множестве других отраслей.
    Вовсе не обязательно изобретать велосипед заново – можно его модернизировать. Взять какую-то часть за основу, учесть конструкционные особенности, принцип работы и другие фундаментальные моменты. А вот остальное – фантазировать, придумывать и экспериментировать на свое усмотрение.

Что еще нужно знать об эвристике и используемых ею методах

Такое понятие, как эвристика, не нужно понимать – его необходимо чувствовать. Чем больше ты закапываешься в теорию, чем больше узнаешь новой информации касательно эвристического мышления, тем больше тебе будет казаться, что это совершенно не о тебе. Ты можешь считать себя до мозга костей прагматичным человеком, и отчасти будешь права.

Но эвристическое мышление присуще каждому из нас. Мы применяем его, сами того не ожидая. В стрессовые моменты, когда нужно срочно и быстро придумать что-то. Когда надоедает рутина, хочется чего-то нового. Да размять мозг, в конце концов! Даже с физиологической и медицинской точки зрения применение методов и приемов эвристики несут огромную пользу организму.

Практическое применение эвристике найдется всегда, насколько бы не совершенствовалась и не модернизировалась человеческая жизнь. Всегда будет, что основывать, отыскивать, открывать и изобретать. Людям всегда будет, куда расти и к чему стремиться.

Не нужно представлять эвристику, как точный математический алгоритм. Не пытайся вбить в свою голову определенные принципы, стандартизировать методики – это так не работает. В современном мире эвристика – это больше об импровизации, чем о бесконечном натужном обдумывании проблемы в ожидании, что вот-вот методика сработает и появится результат.

С точки зрения творчества и практического применения эвристика всегда будет стремиться к развитию. Создавая новые условия для мышления, ты будешь сталкиваться с новыми случаями, принимать совершенно новые решения. Еще более нестандартные и необычные.

Кстати, эвристика – это еще и очень познавательная наука. Она широко применяется педагогами при определенных событиях, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся, что не нужно ограничивать себя и пытаться загнать собственное мышление в рамки. Это важный навык педагогики, освоение которого значительно повышает интерес студентов к преподавателю.

Как в теории, так и на практике эвристическое мышление используется и психологами. Специалист не дает оценку клиенту, но вот определения, основные знания об эвристике помогают находить индивидуальный подход и добиваться хороших результатов терапии даже в самых сложных случаях.

Важную роль играет и доступность эвристики. Каким бы проблемным не было дело, каждый человек может быстро найти интуитивное решение и превратить «страшный» объект в нечто простое, которое можно если не перешагнуть, то запросто обойти.

Надеюсь, в этой статье получилось объяснить тебе специфику эвристики, рассмотреть основные факты об этой науке. Никакого личного мнения – лишь объективные факты, которые помогут тебе развивать познание, получать специальные навыки и достигать новых вершин в жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу после универа
  • Как найти тойоту по вин коду
  • Как найти ошибку в смете
  • Как найти учебник если ты его потерял
  • Oxc004f074 как исправить