Как найти неверно употребленное слово

Сегодня
мы…

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как исправлять лексические ошибки.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по
русскому языку.

И перед нами
– шестое задание ЕГЭ. И вот как оно звучит:

Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это
слово.

У этого
задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно
употреблённое слово
.

Проанализируем
это задание.

В
упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом
лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его
найти и выписать в графу ответов.

И в чём
состоит суть этого задания?

Во-первых,
мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова.
Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы
тренируемся видеть лексические ошибки!

А теперь
взглянем на второй вариант этого задания.

Он звучит
так – отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка.

И здесь
уже всё усложняется.

Ведь
упрощённый вопрос звучит так – где тут неправильно употреблённое слово?
И теперь нам нужно не просто обнаружить ошибку, но и исправить её!

И в графу
ответа мы будем вписывать уже подобранное слово, которое сделает фразу
правильной. Иногда при этом возможны даже некоторые варианты.

И здесь
нам снова стоит обратиться к теоретической части. С какими типами лексических
ошибок нам предстоит встретиться?

Довольно
часто это употребление слова в несвойственном ему значении.

Причина
этой ошибки – незнание лексического значения слова.

Когда мы
не учитываем лексическое значение слова, мы совершаем ошибку и употребляем в
предложении не то слово, которое нам нужно.

Например: Я грустил, настроение было самое мажорное.

Мажорный
– значит весёлый, бодрый. Вместо этого слова в предложении нужно употребить
слово минорный, то есть грустный, печальный.

Очень
часто мы встречаемся с нарушением лексической сочетаемости слов.

Ведь у
слов есть разные возможности соединяться друг с другом. А у некоторых слов
лексическая сочетаемость вообще ограничена.

Когда мы
не учитываем сочетаемость слов, мы совершаем ошибку и сочетаем в предложении
слова, которые сочетаться не могут.

Например,
одержать поражение. Одержать можно только победу.

Произвести
уютное впечатление
. Уютной может быть комната, а впечатление может быть
приятным или хорошим.

Заклятый
друг
. Заклятыми бывают только враги.

Иногда мы
встречаемся в задании и с ошибками в употреблении фразеологизмов.

Причина
этой ошибки – непонимание того, что фразеологизм может употребляться только в устойчивой
форме.

В
предложении фразеологизм может ошибочно сокращаться. Или в нём меняется один
какой-то компонент. Или даже смешиваются два выражения.

Например.

И яйца
не стоит
– правильно будет «и яйца выеденного не стоит».

Львиная
часть
чего-либо. Можно сказать только – львиная
доля.

Играет
большое значение.
Значение можно иметь, а не играть.

И у этого
варианта задания тоже есть свои трудности.

Ошибки в
этом задании могут быть разного типа. Не всегда нам может помочь деление
словосочетания на словосочетания – ведь иногда неверно употребляются однородные
члены или подлежащее и сказуемое.

Неужели
нам придётся просто заучивать типичные лексические ошибки?

А почему
бы и нет? Рассмотрим несколько ошибок, которые встречаются нам чаще всего.

Большая
половина
– половина не может быть большей, ведь это пятьдесят процентов.
Правильно – большая часть.

Повысить
кругозор
– кругозор невозможно повысить, его можно только расширить.

Улучшился
уровень – уровень не бывает плохим или хорошим. Зато его можно повысить или
понизить.

Играть
значение
– значение это не игра, чтобы в него
играть. Иметь значение или играть роль.

Предпринять
меры
– предпринимают шаги, а меры принимают.

Улучшение
недостатков
– вряд ли недостатки можно улучшить. Зато их можно устранить.

И здесь
мы видим, что особенное внимание нужно уделить существительным. Потому что
часто прилагательные или глаголы с ними употребляются неверно.

Для
примера давайте отредактируем такое предложение.

При
этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена
на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Начинаем
мы опять с чтения предложения. И мы опять должны проявить внимание.

Определяем
проблемные зоны. Давайте попытаемся поделить текст на относительно большие смысловые
отрезки. И удалить все лишние местоимения, предлоги и так далее.

В ряде
регионов

Цены
практически не изменятся

Цена
на отдельные товары

Цена
подорожает в полтора раза и даже больше
– подлежащее и сказуемое мы
поместим в один отрезок.

А теперь
тщательно анализируем все фразы и выбираем сочетание слов, которое кажется
странным или ошибочным.

Ряд
регионов – тут всё нормально.

Цены
практически не изменятся – всё прекрасно.

Цена на
отдельные товары – тоже нормально.

Цена подорожает
в полтора раза… а может ли цена дорожать?

Выберем
это сочетание для нашего анализа.

И
попытаемся определить тип ошибки.

Подорожание
товара – это уже повышение его цены. Подорожать могут яблоки, куртки,
нефть. А цена подорожать не может. Это ошибка сочетаемости слов. А цена
может повыситься, возрасти, подняться.

Запишем
эти варианты в форме, которая нам нужна.

И теперь
нам осталось только вписать ответ. В ответ мы вписываем повысится, или возрастёт,
или поднимется.

И теперь
мы можем составить алгоритм для этого варианта задания.

· Сначала мы, как всегда, внимательно читаем предложение.

· Потом делим его на смысловые части – это могут быть
словосочетания или более крупные отрезки.

· Анализируем эти отрезки-фразы и находим проблему.

· Выясняем, какое слово употребляется во фразе ошибочно.

· Находим слово, которое нужно употребить в этом случае.

Готово!

Тут нужно
заметить, что отрезки, на которые мы можем разделить предложение, могут быть
разными.
Мы можем сделать из одного сложного предложения несколько простых.
Если предложение простое и короткое – можем поделить на словосочетания и
отдельно выделить подлежащее и сказуемое. Наконец, мы просто можем разделить
текст на смысловые отрезки.

Попробуем
выполнить ещё одно такое задание.

Отредактируем
вот какое предложение.

Поздней
осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя
слепцами в неимущей одежде.

Мы как
всегда начинаем с чтения предложения. И давайте попробуем на этот раз не делить
его на части.

Вместо
этого попытаемся сходу найти и выделить в предложении необычное слово или
выражение.

В этом
предложении настораживает усадьба. Что-то необычное может быть связано со
слепцами. И мы не так уж часто видим прилагательное неимущий.

То есть,
мы ищем слова с неизвестным нам значением, иноязычные или просто нечастотные слова.

Выписываем
сочетания, которые содержат эти слова.

К удивлению всех в усадьбе,

Он
вернулся с двумя слепцами

В
неимущей одежде.

А дальше
мы приступаем к анализу сочетаний, которые содержат эти слова. Нам нужно
отыскать ошибку.

Первое
сочетание её не содержит. И во втором каждое слово употребляется в соответствии
со своим лексическим значением.

Остаётся
последнее словосочетание.

Неимущий
– это бедный человек, человек, у которого недостаточно средств. Но это именно
человек! Значит, слово неверно употребляется: одежда не может быть неимущей.

Теперь
нужно подобрать верные варианты.

Что
имелось в виду в предложении под словом «неимущий»?

Автор
подразумевал, что одежда бедная. Синонимы к этому слову – нищенская, убогая,
жалкая и так далее.

Мы можем
выбрать ответ из этих вариантов.

И здесь
нужно обговорить несколько деталей.

Можно ли
написать в ответе прилагательное нищая?

Нет.
Нищим тоже может быть только человек.

Может
быть, можно указать, что одежда грязная, рваная, драная? Нет. Потому что
одежда может быть рваной или грязной, но при этом не быть бедной.

Нужно
выбрать слово, которое наиболее подходит по контексту.

Ближе
всего по значению – слова бедной и нищенской.

 И в
графу ответа мы можем вписать любое из этих слов.

При этом вписывать
предлог вместе с прилагательным не нужно
, потому что он относится к существительному,
а не к прилагательному.

Но ведь
если мы всё время будем заняты только поиском необычных слов или фраз, мы можем
и пропустить ошибку!

Именно
поэтому мы можем пользоваться сразу двумя методами.

Начнём
с поиска необычного в предложении, а если необычного не окажется – расчленим
предложение.

Выполним
пару заданий таким способом. Возьмём такое предложение:

Время
от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних
возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы
потом снова одарить вниманием и заботой.

Сначала
читаем и ищем необычное. И сразу же натыкаемся на явно устойчивое выражение – держал
в грязном теле
.

Если мы
нашли такое выражение – мы анализируем его.

Держал в
грязном теле – это неверно употреблённый фразеологизм, такого фразеологизма
нет.

Ошибка
есть – значит, нужно её проанализировать и подобрать правильный вариант.

В этом
фразеологизме неверно употреблено прилагательное.

Держать
в чёрном теле
– правильно.

Ответом в
задании становится прилагательное чёрном.

Попробуем
ещё раз:

Режиссёр
увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету
и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Читаем и ищем
необычные слова и выражения. Здесь нет ничего необычного. Расчленим
предложение. На этот раз мы сделаем из него несколько коротких простых
предложений:

режиссёр
увлечён магией кадра,

режиссёр
не уделяет значения характерам персонажей,

режиссёр
не уделяет значения сюжету,

режиссёр
не уделяет значения мелочам

Теперь
будем анализировать части – особенно существительные и словосочетания с
устойчивым значением.

Не
уделяет значения
– как раз такое словосочетание. В нём есть существительное
значение. И значение нельзя уделять.

Проанализируем
ошибку.

Это
неверная сочетаемость слов. Уделять можно внимание. А значение можно придавать
чему-либо.

В графу
ответа мы можем вписать либо уделяет, либо придаёт.

Итак,
что мы должны помнить, чтобы быстро исправить лексическую ошибку в предложении?

· Лексические ошибки могут быть разных типов, но очень часто они
связаны с сочетаемостью слов, особенно в устойчивых выражениях.

· Часто с существительными неверно сочетаются прилагательные или
глаголы. На такие сочетания слов нужно обратить пристальное внимание.

· Нам может помочь в выделении задания поиск устойчивых
выражений, редких или иноязычных слов.

· В выполнении задания может
помочь расчленение предложения на смысловые отрезки.

Задание № (6) проверяет знание лексических норм и умение найти лексическую ошибку в предложении.

Встречаются два типа заданий: исключить лишнее слово (т. е. найти плеоназм) или заменить неверно употреблённое слово (в том числе исправить лексическую несочетаемость).

Пример:

вариант (1). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпиши это слово.
Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.

Вариант (2). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запиши подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.

В первом случае нужно выписать лишнее слово в той форме, в которой оно представлено в тексте. Во втором случае нужно заменить слово на подходящее, также обращая внимание на форму.

За правильное выполнение задания даётся (1) балл. Неверный ответ оценивается в (0) баллов.

Вариант (1)

1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловую избыточность.

Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.

Выступления проходят — всё верно.

Выступления этой группы — всё верно.

Проходят с аншлагами — всё верно.

С полными аншлагами — плеоназм, потому что слово аншлаг означает «полный зал на каком-либо представлении»; это значит, что слово полный будет лишним.

2) Запиши в ответ лишнее слово.

Ответ: полными.

Вариант (2)

1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловое противоречие.

Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.

Я наблюдал — всё верно.

Пассивно наблюдал — всё верно.

Наблюдал за ходом событий — всё верно.

В глубине души — всё верно.

(Я) импонировал противнику — слово употреблено в неверном значении, потому что импонировать означает «производить положительное впечатление», а имеется в виду, что кто-то положительно относится к другому человеку.

2) Замени неверное слово на подходящее по смыслу.

Значение «хорошо относиться к кому-либо» имеет слово симпатизировать.

Запиши в ответ это слово в нужной форме.

Ответ: симпатизировал.

При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!

Пусть эта статья станет для вас шпаргалкой и убережёт от досадных ошибок.

44 слова, которые мы употребляем неправильно

1. Автобиография

«Заполните анкету и напишите свою автобиографию» — мы часто слышим подобные фразы и не задумываемся, что здесь ошибка из разряда «масло масляное». Автобиография — это описание своей жизни (autos — «сам», bios — «жизнь» и grapho — «пишу»). Написать чужую автобиографию невозможно, поэтому использование притяжательного местоимения в данном случае излишне.

2. Амбициозный

Подумайте, прежде чем писать амбициозность в графе своих достоинств в резюме. Амбициозный и целеустремлённый человек — разные понятия. Амбиция — это обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение, а также различные претензии и притязания. Образованное от этого слова прилагательное тоже имеет негативную эмоциональную окраску.

3. Апеллировать — оперировать

Эти слова часто путают. На самом деле они абсолютно разные. Апеллировать — значит обращаться к кому‑то или чему‑то за поддержкой: «Апеллировать к власти». Ещё более узко это слово трактуется в юридической практике: апелляция — жалоба, апеллировать — что‑либо опротестовывать. Оперировать же можно какими‑нибудь инструментами или данными. «Эксперт оперирует статистикой» означает, что он умело её демонстрирует. Если же он призывает статистическое исследование на помощь, то уже апеллирует к статистике.

4. Априори

Это наречие многие понимают как что‑то само собой разумеющееся, не требующее доказательств. Но в философии думать априори — значит иметь о чём‑то представление, не проверив это на практике (от латинского a priori — «из предшествующего»). Антонимом является слово «апостериори» — суждение, основанное на имеющемся опыте. Так что нельзя априори быть уверенным в значении слова, пока не заглянешь в словарь.

5. Апробировать — пробовать

Эти слова порой используют как синонимичные. Чтобы не допускать такой ошибки, запомните: апробировать — значит проверить и одобрить. Как правило, речь идёт о каких‑то официальных процедурах: «Учёные апробировали новое лекарство — скоро оно поступит в продажу». Нельзя апробировать манную кашу, если, конечно, это не какое‑то крупное исследование, по результатам которого будет вынесено письменное заключение.

6. Асексуальный

Порой так ошибочно называют непривлекательного внешне человека. Термин «асексуальность» означает слабый половой инстинкт. Асексуальный человек может быть чертовски симпатичным, но при этом безразличным к сексу.

7. Аутентичный

Модное слово. То и дело что‑нибудь становится аутентичным — кафе, спектакли и даже люди. Но слово «аутентичность» ≠ «самобытность». Оно означает подлинность, соответствие оригиналу. Аутентичным может быть договор или товар, а также произведения искусства.

8. Гипотеза — теория

Близкие, но не идентичные понятия. Гипотеза — это научное предположение, выдвигающееся для обоснования какого‑нибудь явления и требующее проверки опытным путём. Теория же (в одном из значений) — это мнение о чём бы то ни было, выработанное на основе наблюдений. Иными словами, в рамках какой‑либо теории можно выдвинуть гипотезу, чтобы доказать определённые положения данной теории.

9. Дилемма — проблема

Решить дилемму и справиться с проблемой — отнюдь не одно и то же. Дилемма — это сложный выбор между двумя исключающими друг друга вариантами. Быть или не быть? Третьего, как правило, не дано. Проблема — это, в первую очередь, неприятная ситуация со множеством решений или не имеющая таковых.

10. Договор — контракт

Очень близкие понятия, однако есть смысловые и юридические нюансы. Договор — это соглашение двух или нескольких лиц. По гражданскому праву оно может быть заключено как в письменной, так и устной форме. Контракт же всегда письменное соглашение. Причём по действующему законодательству одной из его сторон, как правило, выступает государство.

11. Значимый — значительный

С этими прилагательными тоже немало путаницы. Значимыми, то есть имеющими вес или обладающими особым смыслом, могут быть, например, слова. Значительный — это, в первую очередь, большой по размерам или силе; что‑то, что имеет огромное значение. Поэтому прибыль компании всегда будет значительной.

12. Ибо — дабы

Эти союзы часто употребляют неправильно, ибо не знают их значения. Загляните в словарь, дабы не ошибиться при присоединении придаточного предложения. Союз «ибо» соответствует союзам «потому что» и «так как», а «дабы» — союзу «чтобы».

13. Идеология — идейность

Эти понятия нельзя подменять друг другом. Идеология — это система взглядов, формирующая мировоззрение. Раньше мир чётко делился на приверженцев той или иной политико‑экономической идеологии. Идейность — это верность какой‑либо точке зрения, идее.

14. Квинтэссенция

Это слово происходит от латинского quinta essentia — «пятая сущность». В античной и средневековой философии квинтэссенцией называли суть, основу чего бы то ни было. Сейчас этот термин зачем‑то используют при объединении различных понятий, например: «Автор подметил, что его книга — квинтэссенция многих жанров, соединяющая множество сюжетов». И это, конечно же, неверно.

15. Командировочный — командированный

«Места в гостинице только для командировочных» — многие пройдут мимо такого объявления, не заподозрив подвоха. Но командировочный — это нечто неодушевлённое, относящееся к командировке. О людях так говорить нельзя. Человек, отправившийся куда‑то выполнять служебное поручение, командирован: «Для командированных сотрудников компания арендовала гостиницу и платит им командировочные».

16. Комильфо

Услышав фразу «Позвони ему, а то мне как‑то не комильфо», мы сразу понимаем, что один человек стесняется набрать номер другого. Это слово часто употребляется в значении «удобно / неудобно» или «комфортно / некомфортно». Мало кто знает, что словарное значение слова «комильфо» — утончённый, изысканный, соответствующий правилам хорошего тона. «На людях он держится комильфо, а вот дома…»

17. Компетенция — компетентность

Знания и опыт в определённой сфере не стоит путать с умением ими пользоваться. Например, если в компании открыта вакансия юриста, то занять её сможет только человек с высшим юридическим образованием (компетенция). Но наличие диплома не гарантирует компетентности соискателей.

18. Конгениально

Многие убеждены, что это превосходная форма прилагательного «гениальный». Мол, конгениально — это как гениально, только ещё лучше. Но на самом деле слово происходит от латинского con («вместе») и genialis («относящийся к гению»). При этом «гений» в латыни — это дух. Таким образом, конгениально — это близко по духу. Конгениальный человек — тот, кто близок по образу мыслей и ценностям.

19. Кредит — ссуда

Эти термины иногда можно использовать как синонимы (в зависимости от контекста). Однако важно помнить правовые отличия этих понятий. В кредит банком или другим кредитным учреждением выдаются деньги, за что начисляются проценты. Предметом ссуды могут быть не только деньги, но и вещи, и необязательно на возмездной основе.

20. Либерализм — либертарианство

Два идеологических направления с похожими названиями, но разным содержанием. Либерализм объединяет сторонников парламентского строя, широких политических свобод и предпринимательства. Главная фишка либертарианства — в запрете на «агрессивное насилие». Сторонники этого политического течения считают, что любое проявление силы и даже угроза её проявления должны караться законом.

21. Лояльный

Многие отождествляют это слово со снисходительностью: «Препод попался лояльный — автоматом поставил». Заглянем в словарь: «Лояльный — хранящий верность существующей государственной власти, существующему порядку». Лишь во втором значении — корректное отношение к кому‑то или чему‑то — лояльность схожа со снисходительностью, но знака равенства между этими понятиями всё равно поставить нельзя.

22. Маргинал

Когда в прессе не хотят обижать бездомных или попрошаек, их «вежливо» называют маргиналами. Но в социологии этот термин гораздо шире. Маргинал — это тот, кто оказался в новой ситуации и ещё не приспособился к ней. Например, маргинальное положение занимает человек, только‑только переехавший из деревни в город.

23. Мезальянс — союз

Следуя логике, будто «альянс» — это корень, некоторые полагают, что мезальянс представляет некую разновидность союза людей или государств. На самом деле мезальянс — это не что иное, как неравный брак (корень — «мезальянс»). Фраза «Мезальянс Японии и Кореи» может прозвучать двусмысленно, а иногда и обидно.

24. Мизантроп

Избегает людей, не стремится к общению — эта характеристика подходит не только мизантропам, но и интровертам. Поэтому эти понятия часто путают и отождествляют. Но мизантроп (буквально — человеконенавистник) не просто сводит социальные контакты к минимуму — люди его бесят. Он никому не верит, во всём видит только плохое и всех в чём‑то подозревает. Мизантропия может быть избирательной и проявляться в ненависти только к мужчинам или, напротив, к женщинам. Интроверты же по большей части полнейшие душки.

25. Мысленный — мыслимый

Прочувствуйте разницу на примерах: «Мыслимое ли дело — провалить сессию!» — кричала в ярости мать. «Ла‑ли‑лай…» — мысленно напевала дочь. Мысленный — это воображаемый, живущий где‑то в ваших мыслях. А мыслимый — это то, что сложно себе представить (но можно).

26. Нелицеприятный — неприятный

Первое слово часто используют как синоним второго: «До чего нелицеприятный тип!» Но говорить так ошибочно. На самом деле нелицеприятный — беспристрастный, справедливый, тот, кто не стремится никому угодить. Если кто‑то назвал вас нелицеприятным человеком, считайте, что вам сделали комплимент.

27. Нетерпимый — нестерпимый

Похожие по написанию, но разные по смыслу слова. Нетерпимый — это тот, кто лишён толерантности, или то, с чем нельзя мириться. Например, нетерпимый мизантроп или нетерпимая грубость. Нестерпимый — это невыносимый, действующий так сильно, что нельзя терпеть. Нестерпимой бывает боль или ветер.

28. Нонсенс

Этому слову нередко придают неверное значение: «Новый айфон — это просто нонсенс!» Хотели подчеркнуть невероятную крутость и сенсационность гаджета, а сказали, что это бессмыслица и нелепость. Ведь именно таково значение слова «нонсенс».

29. Одиозный

Насторожитесь, если кого‑то в вашем окружении называют одиозной личностью. Хорошо, если люди просто не знают, что одиозный — это не экстравагантный и неординарный, а неприятный, вызывающий бурю негативных эмоций. А вдруг нет?

30. Органичный — органический

Прилагательные, в которых легко запутаться, если раз и навсегда не усвоить, что органичный — это обусловленный самой сущностью кого‑то или чего‑то (синоним — естественный). А органический — это относящийся к живому организму. Ещё более узко — состоящий из углерода. Пример: «Памятник врачам, борющимся с органическими поражениями головного мозга, органично вписывается в ландшафт города».

31. Пафос

Под этим словом часто понимают наигранность. На самом деле в переводе с греческого páthos означает «страсть». Пафос — это душевный подъём, воодушевление. В литературных произведениях этот термин обозначает высшую эмоциональную точку, достигнутую героями и нашедшую отклик в сердцах читателей.

32. Педагог — преподаватель

Между этими словами часто ставят знак равенства, хотя эти понятия вовсе не тождественны. Педагог — это человек, который занимается преподавательской или воспитательной деятельностью (синоним — наставник). Преподаватель — это работник среднего или высшего образовательного учреждения, преподающий какой‑либо предмет (преподаватель математики, преподаватель литературы). Таким образом, педагог — это род деятельности, профессия, а преподаватель — специализация.

33. Подарок — сувенир

Использование этих слов как синонимов не всегда уместно. Сувенир — это памятная вещь, связанная с посещением какого‑либо места. То, что мы покупаем на память о стране, городе или человеке. Выражения «памятный сувенир» или «сувенир на память» обладают смысловой избыточностью. Если презент не связан с поездкой, лучше писать «подарок».

34. Под эгидой

Согласно древнегреческой мифологии, эгида — это накидка Зевса, обладающая волшебными свойствами. Быть под эгидой — значит быть под защитой какой‑то могущественной силы, опираться на поддержку кого‑то или чего‑то. Употреблять это выражение в значение «под предлогом» неправильно. Нельзя сказать: «Под эгидой защиты прав потребителей Роспотребнадзор провёл рейд по торговым точкам города».

35. Поменять — изменить

Слова, которые в письменной литературной речи не стоит смешивать. Поменять — значит отдать своё и получить вместо него другое, то есть обменяться чем‑либо. Изменить — значит сделать иным. Выражение «Он полностью поменял свою жизнь» ошибочно, равно как и «Она изменила девичью фамилию на фамилию мужа».

36. Практически — почти

Эти наречия частенько путают. Можно написать «Практически всё осталось по‑прежнему» и «Почти всё осталось по‑прежнему», но смысл при этом будет разный. Наречие «практически» можно заменить выражением «на практике» или «по сути дела». Тогда наш пример прозвучит так: «На практике всё осталось по‑прежнему» или «По сути дела всё осталось по‑прежнему». Иными словами, воз и ныне там. Наречие «почти» означает, что чего‑то недостаёт, его можно заменить выражением «без малого». Предложение «Без малого всё осталось по‑прежнему» имеет другой смысловой оттенок: кое‑что сделано, но незначительно.

37. Роспись — подпись

Родственные слова, но не стоит их отождествлять. Подпись — это надпись под чем‑либо (под + писать). Например, написать фамилию под текстом договора. Роспись — это декоративная живопись на стенах, потолках или предметах. С литературной точки зрения просьба поставить роспись в акте некорректна. Заменять подпись росписью можно только в разговорной речи.

38. Сегодняшний — нынешний

«Сегодняшний», то есть относящийся к текущему дню, нельзя путать со словом «нынешний». Последнее понятие более широкое. Оно охватывает всё, что относится к идущему году (месяц, лето, сезон).

39. Сентенция

Под сентенциями обычно понимают какие‑то высказывания, реплики или тезисы. Но важно помнить, что, согласно словарю, это должны быть не любые высказывания, а изречения нравоучительного характера.

40. Социопат — социофоб

Первый страдает диссоциальным расстройством личности, а потому не считается с общественными нормами и правилами, плевать хотел на мораль и постоянно бросает окружающим вызов. Второй — это человек, который боится социума. Ему может быть страшно заговорить с незнакомцем на улице или находиться в многолюдном месте. Социопатия — вид психического расстройства, социофобия — разновидность фобии. Ставить знак равенства между этими понятиями нельзя.

41. Типичный — типовой

Созвучные, но разные по смыслу слова. Не путайте: типичный — воплощающий в себе характерные особенности кого‑либо или чего‑либо. Типовой — это соответствующий какому‑нибудь образцу.

42. Фрустрация — прострация

Эти понятия часто путают даже сами психологи. Фрустрация — это чувство тревоги, возникающее из‑за невозможности достичь желаемого. Иными словами, неудовлетворённость. Прострация — это угнетённое, апатичное состояние, упадок сил, когда не хочешь и не можешь ничего делать.

43. Функционал — функциональность

Даже в серьёзных IT‑изданиях допускают досадную ошибку, называя функционал функциональностью и наоборот. Это не одно и то же. Функциональность — это совокупность возможных вариантов использования или возможных действий, выполняемых неким объектом: функциональность смартфона или ноутбука. Функционал — это числовая функция, заданная на векторном пространстве.

44. Эмпатия

Этот психологический термин порой смешивают и отождествляют с симпатией. Эмпатия — это способность войти в эмоциональное состояние другого человека, прочувствовать его переживания. Далеко не всегда мы можем встать на место другого человека, даже если он нам симпатичен.

Читайте также 🧐

  • Макаронов или макарон? 20 слов, которые вы неправильно употребляете во множественном числе
  • 13 привычных слов, которые пришли из тюремного жаргона
  • Почему о феминитивах так много спорят?

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

  • Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
  • Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря  которым можно определить, насколько хорошо…

  • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
  • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Рассказываем о самых распространенных речевых ошибках

Русский язык велик, могуч и необъятен. Поэтому далеко не всем россиянам удается им полностью овладеть. Бывает, человек хочет блеснуть умным словом или выражением, но употребляет его в неверном значении. И тем самым выдает в себе невежду.

Чтобы такого не случилось, мы в 1Gai.ru предлагаем вам ознакомиться со списком слов, которые чаще всего произносят неправильно или используют не в том значении.

1. Я весь внимание

Нередко от собеседника можно услышать: «Я весь во внимании» – когда он хочет сказать, что внимательно вас слушает. Все бы ничего, но есть одно устойчивое выражение, и звучит оно: «Я весь внимание». И никак иначе. Во внимание можно лишь что-то принять.

2. Подпись и роспись

Правило простое: подпись ставят в документах, а росписью украшают стены, потолки и все, что душе угодно.

3. Апеллировать и оперировать

Такие похожие по звучанию, но такие разные по значению слова, которые часто путают друг с другом. Запомните: апеллировать – значит подавать апелляцию или обращаться к кому-нибудь за поддержкой или советом.

А вот если вы хотите подкрепить свое рассуждение фактами, данными или доказательствами – можете смело ими оперировать.

4. Априори

Коварное слово, которое часто используют в значении «само собой разумеющееся». Например, «Я априори пойду на этот вечер».

На самом же деле априори – слово, заимствованное из латинского языка, – означает то, что заведомо известно и не нуждается в доказательствах. То есть априори уместно использовать только по отношению к информации.

5. Аутентичный

Аутентичная атмосфера, аутентичный интерьер – подобные фразы мы стали слышать слишком часто. Но аутентичный означает подлинный, соответствующий оригиналу. Соответственно, таким может быть только товар, договор или произведение искусства.

6. Комильфо

В современной речи это слово часто соседствует с частицей «не». Вот только употребляется в неверном значении. А оно у слова одно: не комильфо означает неприлично.

7. Фамильярный

Если не вдаваться в морфологические подробности, то фамильярный не имеет ничего общего с фамилией. Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, фамильярный значит неуместно развязный, слишком непринужденный и бесцеремонный.

8. Нелицеприятный

А нелицеприятный никак не связан с внешностью. На самом деле слово означает беспристрастный, справедливый и придирчивый.

9. До скольких и ко скольким

Мы часто спрашиваем: «До скольки?» вместо «До скольких?» и «Ко скольки?» вместо «Ко скольким?». Просто запомните: это местоименное числительное и оно склоняется, как прилагательное.

10. Одеть и надеть

Для одних разница в употреблении слов очевидна, другие же допускают ошибки. Легкий способ запомнить правило – выучить, что надеваем мы одежду (что?) и одеваем Надежду (кого-то).

11. Имеет место

Согласно правилам, в русском языке есть две фразы: «имеет место» и более устаревшая «имеет быть». А если их объединить в «имеет место быть» – получится предложение с неясным смыслом.

12. Крайний и последний

Замена последнего крайним – это профессионализм, который употребляют летчики и пожарные – словом, те, чья работа связана с риском. В этом случае излишняя суеверность понятна. А вот когда крайний в значении последний говорят все кому не лень, возникают вопросы, а порой раздражение. Крайний – это то, что расположено на краю. Согласитесь, это не очень вяжется со значением слова последний

Журналист и кандидат филологических наук Марина Королева сказала в интервью журналу «Мел», что с этим феноменом по скорости распространения «не сравнится даже самый опасный вирус».

13. Одиозный

Как бы красиво ни звучало это слово, значение у него совсем не положительное. Быть одиозным человеком значит вызывать крайне отрицательное отношение к собственной персоне.

14. Квинтэссенция

Все чаще слово можно услышать в значении «объединение». Согласны: звучит культурно и очень литературно. Но на самом деле слово пришло к нам из философии и означает основу, основную сущность и пятую стихию.

15. Скучаю за тобой

Сегодня все чаще люди стали за кем-то скучать. Но согласно толковому словарю Ожегова, скучать можно только о или по ком-то и о или по чему-то. Так что использование предлога за – признак не самого грамотного человека.

Обложка: 1GAI.ru

фото: 1GAI.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координаты середины отрезков вектора
  • Как найти учетные записи в интернете
  • Как найти рабочие порты
  • Как найти мои пароли в моем телефоне
  • Как найти на сайте знакомств своего человека