Как найти неверную пропорцию

Содержание

  1. Что такое пропорция
  2. Что такое пропорция
  3. Основное свойство пропорции
  4. Примеры решения задач с пропорцией
  5. Пропорции
  6. Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.
  7. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  8. Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
  9. Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  10. Оставьте свой комментарий
  11. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  12. Подарочные сертификаты

Что такое пропорция

О чем эта статья:

Что такое пропорция

Пропорция — это равенство двух отношения.

Пропорциональный — это такой, который находится в определенном отношении к какой-либо величине.

Пропорция всегда содержит равные коэффициенты.

Если выразить определение формулой, то выглядеть оно будет так:

  • a : b = c : d

a и d — крайние члены пропорции

Читается это выражение так: a так относится к b, как c относится к d

Например:

Это равенство двух отношений: 15 так относится к 5, как 9 относится к 3.

15 и 3 — крайние члены пропорции.

5 и 9 — средние члены пропорции.

Наглядный пример для понимания:

У нас есть восемь кусочков аппетитной пиццы и, предположим, четыре голодных друга.

  • Запишем эту непростую ситуацию в виде отношения 8 кусочков к 4 голодным друзьям: 8 : 4
  • Далее преобразовываем это отношение в дробь: 8/4
  • Выполняем деление: 8/4 = 2

Это значит, что 8 аппетитных кусочков пиццы будут так относиться к 4 голодным друзьям, что каждому голодающему достанется по 2 кусочка. Прекрасно!

А теперь представим, ситуацию, в которой есть только половина аппетитной пиццы, но при этом и голодных друга — всего два.

Что мы имеем: 4 кусочка и 2 друга, претендующих на них.

  • Запишем в виде отношения: 4 : 2
  • Преобразовываем получившееся отношение в дробь: 4/2
  • Выполняем деление: 4/2 = 2

Это значит, что 4 аппетитных кусочка будут так относиться к 2 голодным друзьям, что каждому из них достанется по 2 кусочка.

Оценив обе ситуации, делаем вывод, что отношение 8/4 пропорционально отношению 4/2. Отношения в пропорции — равные.

Вывод: знание математических пропорций пригодится при заказе пиццы. Быстренько прикидываем отношение количества человек, претендующих на пиццу, и число кусочков — и сразу заказываем побольше пиццы, чтобы никто не остался голодным😉

Основное свойство пропорции

Запомните основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов этой пропорции.

В виде формулы свойство выглядит так:

a : b = c : d = a * d = b * c

Мы знаем, что a и d — крайние члены пропорции, b и c — средние.

Это свойство следует применять, чтобы проверить пропорцию. Если все сходится согласно формулировке — пропорция составлена верно, и отношения в пропорции являются равными друг другу.

Давайте проверим несколько пропорций.

Пример 1. Дана пропорция:6/2 = 12/4

  • Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, перемножаем ее крайние члены: 6 * 4 = 24.
  • Далее перемножаем средние члены пропорции: 2 * 12 = 24
  • Произведение крайних членов пропорции равно 24, произведение средних членов пропорции также равно 24.
  • 6 * 4 = 2 * 12
    24 = 24

Делаем вывод, что пропорция 6/2 = 12/4 составлена верно.

Пример 2. Дана пропорция: 10/2 = 16/4

  • Перемножаем крайние члены пропорции: 10 * 4 = 40.
  • Перемножаем средние члены: 16 * 2 = 32.
  • Произведение крайних членов пропорции равно 40. Произведение средних членов пропорции равно 32.
  • 10 * 4 ≠ 16 * 2
    40 ≠ 32

Отсюда делаем вывод, что отношения в пропорции 10/2 ≠ 16/4 не являются равными.

Примеры решения задач с пропорцией

Чтобы потренироваться в составлении пропорций, решим вместе несколько задачек.

Задачка 1. Дана математическая пропорция: 15/3 = x/4

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    15 * 4 = 3x
  2. Получаем уравнение: 60 = 3x
  3. 60/3 = x
    x = 20.

Ответ: в пропорции 15/3 = x/4, x = 20

Задачка 2. Найдите четвертый член пропорции: 18, 9 и 24.

  1. Записываем чиcла в виде дробей: 18/9 = 24/x
    Где x — четвертый член пропорции.
  2. По основному свойству пропорции, перемножаем средние члены: 9 * 24 = 216
  3. Выводим уравнение 18x = 216
  4. Находим x:
    x = 216 : 18
    x = 12
  5. Проверяем: 9 * 24 = 216, 18 * 12 = 216.
    Пропорция составлена верно.

Ответ: четвертый член пропорции — 12.

Задачка 3. 18 человек могут съесть пять килограммов суши за 8 часов, сколько часов понадобится 9 людям?

  1. Записываем числа в виде дроби: 18/9 = x/8
  2. Перемножаем множители по основному свойству пропорции: 18 * 8 = 9x
  3. Находим х:
    144 = 9x
    144 : 9 = 16

Ответ: 16 часов понадобится 9 людям, чтобы съесть все суши.

Задачка 4. Дана пропорция: 20/2 = y/4

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    20 * 4 = 2y
  2. Получаем уравнение: 80 = 2y
  3. Находим у:
    80/2 = y
    x = 40.
  4. Проверяем пропорцию: 20 * 4 = 80, 40 * 2 = 80.

Источник

Пропорции

Цели: Ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции; развивать грамотную математическую речь.

Информация для учителя

Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно:

1. Вычислить числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.

2. Если отношения верны, то пропорция составлена верно.

3. Если отношения не равны, то пропорция составлена не верно.

1. Найти произведения крайних членов пропорции.

2. Найти произведение ее средних членов

3. Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

I. Организационный момент

1. Найдите: 10% от 500; 40% от 300; 125% от 200; 50% от 620; 250% от 800.

— Как найти процент от числа?

2. Найдите значение выражений: 1/3 + 2/7; 3/8 – 1/3; 4/5 + 2/3; 5/6 – 2/3; 5 – 2/3; 8 – 4/5

III. Работа над задачей

1. Решаем задачу на повторение № 000 (стр.119) (на обратной стороне доски и в тетрадях)

— Решить задачу двумя способами.

— Разобрать только с теми учащимися, которые не понимают, как решать. Они решают только одним способом.

— Зная, что вместо 240 холодильников фактически выпустили 300, что можно знать? (Сколько холодильников выпустили сверх нормы.)

— Зная, сколько холодильников выпустили сверх нормы и зная норму выпуска, что можем узнать? (На сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену.)

1) 300 – 240 = 60 (х.) – выпустили сверх нормы.

2) 60 : 240 = 60/240 = 1/4 = 0,25 = 25% — увеличилось производство холодильников за смену.

1) 300/240 = 5/4 = 1,25 = 125% — составляет выпуск холодильников сверх нормы.

В задаче встречается действие деление. Как по другому можно назвать это действие между числами?

Правильно. Так вот мы продолжим изучать отношения …

IV. Сообщение темы урока

— Прочитайте слово: я и о о п п р р ц. Правильно: пропорция. Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными, научимся составлять верные пропорции.

V. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Придумайте отношение, равное 5.

Записать на доске все ответы.

— Если наши отношения равны 5, я могу составить из них равенства:

100 : 200 = 4: 8 5 : 1 = 500 : 100

100 : 20 = 1/5 : 1/25 50 % 10 = 1/5 : 1/25

— Как по другому записать данное равенство? (Записать частное в виде дроби.)

Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.

2. Работа над новой темой.

а) Запишем пропорцию в буквенном виде: a/b = c/d

Будем считать, что а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

— Читают: отношение a к b равно отношению c к d.

— Или «а так относится к b, как c относится к d».

— Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c — средними членами.

— Назовите крайние и средние члены пропорций.

б) Рассмотрим первую пропорцию: 100 : 200 = 4 : 8.

— Найдите произведение ее крайних и произведение ее средних членов.

— Сравните эти произведения. (Они равны.)

— Проверьте еще две пропорции

— Что интересного заметили?

— Какой вывод можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов.)

— Я еще добавлю, что это справедливо для пропорции, которая называется верной.

— В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

— Сформулируйте обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.)

— Это свойство называется основным свойством пропорции.

— Запишем это свойство в буквенном виде:

Запись в тетради:

a : b = c : d

a и d – крайние члены

b и c – средние члены

а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

VI. Закрепление изученного материала

а) 5 : 3 = 2 : 1 : 2; 5/3 = 2/1,2; 5/3 = 1 2/3; 2/1,2 = 20/12 = 5/3 = 1 2/3;

б) 0,9 : 1/3 = 45 : 16 2/3; 0,9 : 1/3 = 9·3/10·1 = 2,7; 45 : 16 2/3 = 45·3/50 = 27/10 = 2,7

в) 2/7 : 0,1 = 14 :4,9: 2/7 : 0,1 = 2·10/7·1 = 20/7 = 2 6/7; 14 : 4,9 = 14·10/49 = 140/49 = 2 6/7.

— Какой вывод можно сделать? (Так отношения равны, то пропорции составлены верно.)

— Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно вычислить числовое значение каждого отношения.

— Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

— Если отношения не равны, то пропорция составлена не верно.

Источник

Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.

Тема: Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.

Цели: ввести понятие пропорции, научить находить крайние и средние члены пропорции; научить составлять пропорции из отношений: ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции; развивать грамотную математическую речь; вычислительные навыки, умение анализировать и делать выводы.

Информация для учащихся

Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно:

1. Вычислить числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.

2. Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

3. Если отношения не равны, то пропорция составлена неверно.

2 способ (основан на использовании основного свойства пропорции)

1. Найти произведение крайних членов пропорции.

2. Найти произведение ее средних членов пропорции.

3. Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Познакомить учащихся с результатами самостоятельной работы.

2. Решить задания, где допущено наибольшее количество ошибок.

III. Устный счет

1. Найдите: 10% от 500; 40% от 300; 125% от 200: 50% от 620: 250% от 800.

— Как найти процент от числа?

2. Найдите значение выражений:

3. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.

4. На столе горят 7 свечей, 3 свечи потушили. Сколько свечей останется на столе через 5—6 часов? (3.)

5. Сторона квадрата 6 см. На сколько увеличится периметр этого квадрата, если каждая сторона увеличится на 3 см? Что произойдет с площадью квадрата?

IV . Индивидуальная работа

Работу 1-го и 2-го уровня проверяют сильные учащиеся; работу повышенного уровня проверяет учитель.

1 карточка. I уровень

Решите уравнения относительно х:

2 карточка. II уровень

Решите уравнения относительно x :

3 карточка. Повышенный уровень Решите уравнения относительно х:

V. Сообщение темы урока

— Прочитайте слово: я и о о п п р р ц. Правильно: пропорция. Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными, научимся составлять верные пропорции.

VI. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Придумайте отношение, равное 5.

Записать на доске все ответы.

— Если наши отношения равны 5, я могу составить из них равенства:

— Как по-другому записать данное равенство? (Записать частное в виде дроби.)

Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.

2. Работа над новой темой.

а) Запишем пропорцию в буквенном виде:

Будем считать, что а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

— Читают: отношение а к b равно отношению с к d .

— Или «а так относится к b , как с относится к d ».

— Прочитайте по-разному пропорции, записанные на доске.

— Числа а и d называют крайними членами пропорции, а числа b и с — средними членами.

— Назовите крайние и средние члены пропорций.

б) Рассмотрим первую пропорцию: 100 : 200 = 4:8.

— Найдем произведение ее крайних и произведение ее средних членов.

— Сравните эти произведения. (Они равны.)

— Проверьте еще две пропорции.

— Что интересного заметили?

— Какой вывод можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов.)

— Я еще добавлю, что это справедливо для пропорции, которая называется верной.

— В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

— Сформулируйте обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.)

— Это свойство называется основным свойством пропорции.

— Запишем это свойство в буквенном виде: а · d = b · с.

Запись в тетради:

a и d — крайние члены

b и с — средние члены

а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

VII. Физкультминутка (слайд шоу )

VIII. Закрепление изученного материала

— Какой вывод можно сделать? (Так как отношения равны, то пропорции составлены верно.)

— Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно вычислить числовое значение каждого отношения.

— Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

— Если отношения не равны, то пропорция составлена неверно.

IX. Работа над задачей

№ 13 сборник задач(на обратной стороне доски и в тетрадях).

— Решить задачу двумя способами.

— Разобрать только с теми учащимися, которые не понимают, как решать. Они решают только одним способом.

— Зная, что вместо 240 холодильников фактически выпускали 300, что можно узнать? (Сколько холодильников выпускали сверх нормы.)

— Зная, сколько холодильников выпускали сверх норы и зная норму выпуска, что можем узнать? <На сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену.)

1) 300 — 240 = 60 (х.) — выпускали сверх нормы.

2) — увеличилось производство холодильников за смену.

1) — составляет выпуск холодильников сверх нормы.

X. Подведение итогов урока

— Что такое пропорция?

— Как называются числа х и у в пропорции х : a = b : у?

— Как называются числа а и b в пропорции х : a = b : у?

— Сформулируйте основное свойство пропорции.

Цвет настроения: оставить на радуге- политре.

Домашнее задание Тестовое задание 1 тема 3

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 287 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 599 человек из 75 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-508892

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

  • Альфашкола
  • Уроки по математике
  • Десятичные дроби
  • Верные и неверные пропорции.

Верные и неверные пропорции. — онлайн урок

Тема: Пропорция 6 класс. Основное свойство пропорции 6 класс. Что такое пропорция в математике, что такое отношение величин.Основное свойство пропорции, задачи на основное свойство пропорции.

Отзывы:

Урок очень понравился, всем советую.

Очень понятно объяснили!
Спасибо за урок!

Галина Фёдоровна, прекрасный преподаватель! Спасибо за Ваш труд! Очень нравится с Вами заниматься!

Похожие уроки

Дано

Дана пропорция 9:18=2.5:5

Необходимо проверить верна ли пропорция

Решение

По основному свойству пропорции a:b=c:d, a×d=b×c

9×5 = 18×2.5

45 = 45

Пропорция верна!

Правила ввода

Вводить можно целые числа, десятичные дроби, правильные и неправильные дроби -5, 5, 0.25, -1.25, 10/8, -1/2 и.т.д.

Если вам необходимо ввести смешанное число то предварительно его нужно преобразовать в неправильную дробь. Т.е. 3 целые 1/3 нужно будет записать как 10/3

Поле которое необходимо рассчитать можно оставить пустым или ввести любую букву латинского(английского) алфавита.

В расчётное поле можно также вводить значения с переменными вида: 5x, 1.2x, 5/x, x/5, 3x/2, 2/3x. Т.е. если вам надо посчитать (2/3)*х то нужно записать как 2x/3. Если надо посчитать (1/2)*(1/x) то нужно будет ввести 1/2x.

Ссылка на результат

https://calc-best.ru/matematicheskie/teoriya-chisel/kalkulyator-proporcij?str=9_18_2.5_5


Download Article


Download Article

You’ve already met fractions like {frac  {1}{2}}. A proportion is a pair of fractions that are equal to each other, like {displaystyle {frac {1}{2}}={frac {2}{4}}}. There are many different ways to solve proportion problems that ask you to find the missing number x, and you don’t need to learn all of them today. If you’re learning pre-algebra and are just starting to use proportions, read from the top until you find a method that makes sense to you. If you’re taking algebra and are working on more advanced proportions problems, you might need to skip down to later methods.

  1. Image titled Solve Proportions Step 1

    Use the relationship between the top and bottom number of the fraction. If you can multiply or divide the top number to get the bottom number, this method is the easiest.[1]

  2. Advertisement

  1. Image titled Solve Proportions Step 2

    Use the relationship between the two numbers across the proportion. You can also look from left to right, across the two fractions:

  1. Image titled Solve Proportions Step 3

    1

    Draw two diagonal lines in an «X» across the proportion. For example, write down this proportion, then draw one line between the purple terms, and another line between the green terms:

    • {displaystyle {frac {color {purple}{14}}{color {green}{x}}}={frac {color {green}{4}}{color {purple}{6}}}}
  2. Image titled Solve Proportions Step 4

    2

    Multiply the two numbers connected by a line. One of the lines will connect two numbers (instead of a number and a variable like x). Find the product of these two numbers:

    • {displaystyle color {purple}{14times 6}color {black}{=}84}
  3. Image titled Solve Proportions Step 5

    3

    Divide by the last number in the proportion. Take the answer to your multiplication problem and divide it by the number you haven’t used yet. (This is the green number in the example.) The result is the value of x, the missing number in your proportion.

  4. Advertisement

  1. Image titled Solve Proportions Step 6

    1

    Draw a table with two rows. Put the top numbers in your proportion in the top row, and the bottom numbers in the second row. Keep numbers in the same fraction in the same column, and leave a few empty columns between them and to either side.[2]
    Here’s an example for the problem {displaystyle {bf {{frac {48}{x}}={frac {128}{8}}}}}:

    •         48                 128 
         x    8
    • Each column in this table represents a fraction. All of the fractions in this table are equal to each other.
  2. Image titled Solve Proportions Step 7

    2

    Add equivalent fractions to your table. Start with the fraction where you know both numbers, then multiply or divide each number in that column by the same amount. Write the new fraction into your table, putting it in a column so that the numbers are in order:

  3. Image titled Solve Proportions Step 8

    3

    Repeat until you notice the pattern. As you find new fractions, make sure to put them in the table so that the numbers are in order. This will help you narrow down options for the value of x.

  4. Image titled Solve Proportions Step 9

    4

    Check your work. Always check your work with this method. Sometimes the answer won’t be a whole number, and you’ll have to add fractions to your table or use a different method.

  5. Advertisement

  1. Image titled Solve Proportions Step 10

    1

    Rewrite the problem as a proportion. You can write any percentage as a fraction of 100. Use this fact to set up a problem as a proportion (two equal fractions):

  2. Image titled Solve Proportions Step 11

    2

    Solve by cross-multiplying or any other method. Now that it’s set up as a proportion, you can solve the problem by any method. One of the most common methods is cross-multiplication:

  3. Advertisement

  1. Image titled Solve Proportions Step 12

    1

    Treat the proportion as an algebraic equation. Proportions are usually introduced in a pre-algebra class. But as you move on to algebra, you’ll learn that a proportion is just one kind of algebraic equation. For any algebraic equation, there’s one big rule:

    • You can change the left hand side of the equation, as long as you do the same math to the right hand side.
  2. Image titled Solve Proportions Step 13

    2

  3. Image titled Solve Proportions Step 14

    3

    Multiply each side by the other denominator. This will get rid of the other fraction. You can do this even if the denominator is the x, as shown here:

  4. Image titled Solve Proportions Step 15

    4

  5. Image titled Solve Proportions Step 16

    5

    Simplify your answer or leave as-is. You can now plug your result into a calculator (or calculate by hand) and find the value of x. Sometimes, the answer won’t simplify to a whole number or even an easy decimal. In that case, it’s best to leave your answer as a fraction.

  6. Advertisement

  1. Image titled Solve Proportions Step 17

    1

    Realize your goal is to get the variable on one side. More difficult proportion problems have an x on both sides of the equal sign. This works just like any proportion, but you’ll have to use algebra to handle the variable x. Your goal is to get every x in the equation onto one side, so you can simplify it into one x and find the answer.

  2. Image titled Solve Proportions Step 18

    2

  3. Image titled Solve Proportions Step 19

    3

    Otherwise, multiply by the entire denominator with x. Multiplying by only part of the denominator will not help you get rid of the fraction. Always multiply by the entire denominator:

  4. Advertisement

Proportions Calculator, Practice Problems, and Answers

Add New Question

  • Question

    What are the properties of proportions?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    There are many properties of proportion, but here are the first 3: 1) If two ratios are equal, this is called a proportion. In other words, in a proportion, a/b = c/d. 2) The quantities a, b, c, and d are the “terms” of the proportion. The first and fourth terms (a and d) are the “extremes.” The second and third (b and c) are the “means.” 3) In a proportion, the product of the extremes equals the product of the means. In other words, if a/b = c/d, then a x d = b x c. This is the “cross product rule.”

  • Question

    What is the formula of a proportion?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    There are many formulae that can apply to proportions, but the basic starting point is a/b = c/d. Going from there, you can get a variety of other formulae, such as a x d = b x c and b^2 = a x c.

  • Question

    What is a proportion example?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    Any 2 fractions with different terms that are equal is a proportion. For example, 1/2 = 3/6 or 2/3 = 6/9 are both examples of proportions.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • It’s perfectly fine for your answer to be a fraction or a decimal. Sometimes x equals {frac  {3}{5}} or 6.17 instead of a nice whole number.[4]

  • The algebraic method above works with any proportion. But for a specific proportion, there is often a faster way to use algebra to find the answer. As you learn more algebra, this will get easier.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To solve proportions, start by taking the numerator, or top number, of the fraction you know and multiplying it with the denominator, or bottom number, of the fraction you don’t know. Next, take that number and divide it by the denominator of the fraction you know. Now you can replace x with this final number. For example, to figure out “x” in the problem 3/4 = x/8, multiply 3 x 8 to get 24, then divide 24 / 4 to get 6, or the value of x. To learn how to use proportions to determine percentages, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 59,962 times.

Did this article help you?

Определение пропорции:

Связь между четырьмя алгебраическими выражениями А, В, С и D, имеющая вид

пропорции

называется пропорцией.

(Равенство пропорции теряет смысл и перестает быть пропорцией как при В = О, так и при D = 0. Оно теряет смысл и перестает быть пропорцией и тогда, когда В и D равны нулю одновременно.)

Примеры пропорции:

пропорции

В пропорции пропорции величины А и D называются крайними, а В и С средними членами. Далее выражение пропорции называется первым отношением, а пропорции вторым; А и С называются предыдущими членами этих отношений, а В и Dпоследующими.

Главное свойство пропорции

Умножив левую и правую части пропорции

пропорции

на произведение bd, получим ad = be, т. е. во всякой пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

Составление пропорции по данному равенству двух произведений

Пусть pq = ху. Разделив левую и правую части этого равенства на qx, получим

пропорции

Этот результат можно сформулировать следующим образом.

Если произведение двух чисел равно произведению двух других, то из этих четырех чисел можно составить пропорцию, беря множители одного произведения за крайние, а множители другого произведения за средние члены пропорции. (При этом дополнительно требуется, чтобы оба последующих члена пропорции не оказались равными нулю.)

Перестановка членов пропорции

Пусть ad = be и числа а, b, с, d — все отличны от нуля. Разделив левую и правую части равенства ad = bc первый раз на bd, второй на ab, третий на ас и четвертый на cd, получим соответственно четыре пропорции:

пропорции

Поменяв местами отношения в этих равенствах, получим еще четыре пропорции:

пропорции

Этот результат показывает, что в пропорции можно менять местами средние и крайние члены и ставить оба крайних члена на места средних, а оба средних на места крайних.

Производные пропорции

1. Прибавив к левой и правой частям пропорции пропорции по единице, получим

пропорции

или

пропорции

т. е. во всякой пропорции сумма членов первого отношения так относится к своему последующему, как сумма членов второго отношения — к своему последующему.

2. Вычтя из левой и правой частей пропорции пропорции по единице, получим:

пропорции

или

пропорции

т. е. во всякой пропорции разность членов первого отношения так относится к своему последующему, как разность членов второго отношения — к своему последующему.

3. Разделив левую часть равенствапропорции на левую часть равенства пропорции и правую на правую, получим:

пропорции

т. е. во всякой пропорции сумма членов первого отношения так относится к своему предыдущему, как сумма членов второго отношения — к своему предыдущему.

4. Разделив левую часть равенства пропорции на левую часть равенства пропорции и правую на правую, получим:

пропорции

т. е. во всякой пропорции разность членов первого отношения так относится к своему предыдущему, как разность членов второго отношения —к своему предыдущему.

5. Разделив левую часть равенства пропорции на левую часть равенствапропорции и правую на правую, получим:

пропорции

т. е. во всякой пропорции сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения — к их разности.

Из пропорции пропорции мы вывели пять производных пропорций. Однако надо иметь в виду, что из пропорции пропорции можно было бы получить сколько угодно производных пропорций.

Например, умножив обе части пропорции пропорции на число а, получим пропорции. Прибавив к левой и правой частям последнего равенства число пропорции, будем иметь, что

пропорции

или

пропорции

т. е. получим новую производную пропорцию.

Определение неизвестного члена пропорции

Пусть в пропорции пропорции числа а, с, d известны, a х изображает число неизвестное. Тогда по свойству пропорции cx = ad, откуда пропорции, т. е. неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний. Аналогично определяется и неизвестный крайний член.

Примеры:

1. Найти неизвестное число х из пропорции пропорции, где а, b и с числа известные.

Составим производную пропорцию по правилу: сумма членов первого отношения так относится к своему последующему члену, как сумма членов второго отношения к своему последующему:

пропорции

т. е.

пропорции

откуда

пропорции

2. Найти неизвестное х из пропорции пропорции Составим производную пропорцию по правилу: сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности, т. е.

пропорции

или

пропорции

отсюда

пропорции

Ряд равных отношений

Иногда бывает удобно вместо различных букв употреблять для обозначения чисел одну и ту же букву, снабженную дополнительными значками — индексами. Например пропорции Эти обозначения читаются так: икс нулевое, икс первое, икс второе, икс третье, … , икс энное.

Основное свойство ряда равных отношений

Пусть имеется ряд равных отношений:

пропорции

Обозначим общее значение всех этих отношений буквой k. Тогда

пропорции

Отсюда

пропорции

Складывая левые и правые части этих равенств, получим:

пропорции

или

пропорции

или

пропорции

т.е.

пропорции

Итак, доказано следующее:

если несколько отношений равны друг другу, то отношение суммы их предыдущих членов к сумме последующих равно каждому из этих отношений.

Пример:

Пусть длины пропорции сторон одного многоугольника (рис. 53) пропорциональны длинам пропорции сторон другого многоугольника, т. е.

пропорции

По свойству ряда равных отношений получим:

пропорции

или

пропорции

где Р и Q периметры многоугольников.

Прямая пропорциональность

Сначала рассмотрим несколько примеров.

Пример:

Пусть буква х обозначает в годах возраст сына, а буква у — возраст отца и пусть в данный момент сыну один год, а отцу 25 лет.

Составим таблицу значений х и соответствующих им значений буквы у. В третьей строке этой таблицы выпишем значения отношения пропорции:

пропорции

В этом примере отношение пропорции (отношение возраста отца к возрасту сына) не остается неизменным. Оно с течением времени убывает.

Пример:

Пусть буква х обозначает в сантиметрах длину стороны квадрата, а буква у — площадь квадрата в квадратных сантиметрах.

Составим таблицу, подобную предыдущей.

пропорции

Отношение пропорции и здесь не остается неизменным. Оно возрастает при возрастании х.

Пример:

Пусть буква х обозначает в кубических сантиметрах объем ртути при температуре 0°, а буква у — вес этой ртути в граммах. Известно, что 1 куб. см ртути при температуре 0° весит 13,6 г.

Опять составим таблицу значений х, у и пропорции.

пропорции

Этот третий пример существенно отличается от двух предыдущих. Здесь отношение пропорции сохраняет неизменное значение.

Определение:

Две величины у и х называются прямо пропорциональными (или просто пропорциональными), если при всех их возможных изменениях отношение пропорции остается равным одному и тому же числу и если при х = 0 значение у также равно нулю.

Значит, вес ртути и объем ртути при постоянной температура являются величинами пропорциональными.

Возраст отца и возраст сына не пропорциональны.

Также не пропорциональны сторона квадрата и его площадь.

Пусть изменяющиеся величины у и х пропорциональны. Тогда отношение пропорции будет равно некоторому постоянному числу.

Обозначая это постоянное число буквой k, получим:

пропорции

или

пропорции

Следовательно, если величины у и х пропорциональны и отношение пропорции равно k, то у выражается в зависимости от х формулой

пропорции

Число k называется коэффициентом пропорциональности (величины у по отношению к величине х).

Теперь докажем обратное положение. Пусть

пропорции

где k — постоянное число.

Отсюда следует, что при х = 0 и у = 0 и что пропорции А это и означает, что величины у и х пропорциональны.

Из того что пропорции следует, что пропорции, или что пропорции Отсюда можно сделать следующий вывод:

Если коэффициентом пропорциональности величины у по отношению к величине х служит постоянное число k, то коэффициентом пропорциональности величины х по отношению к величине у будет служить число пропорции.

Приведем еще один пример пропорциональных величин. Путь s, пройденный при равномерном движении, пропорционален. времени t, т. е.

пропорции

Здесь постоянное число v есть коэффициент пропорциональности величины s по отношению к величине t (v есть скорость равномерного движения).

Сделаем еще два замечания.

Замечание:

Если имеется два ряда чисел:

пропорции

и

пропорции

и если

пропорции

то числа одного из этих рядов называются пропорциональными числам другого ряда.

Замечание:

Если имеются только два постоянных числа а и b, то бессмысленно говорить о них, что они пропорциональны или не пропорциональны.

В этом случае можно интересоваться либо характером этих чисел, либо их разностью, либо их отношением и т. д.

В заключение решим две простые задачи на пропорциональные величины.

Задача:

На карте в масштабе пропорции расстояние между двумя пунктами равно 42,5 см. Определить, чему равно это расстояние на карте в масштабе пропорции

Решение:

Длина на карте прямо пропорциональна масштабу. Поэтому.

пропорции

Задача:

С помощью непосредственного измерения установили, что при повышении температуры рельса на 24°С его длина увеличивается на 1,5 мм. Требуется вычислениями определить изменение длины рельса при понижении его температуры на 40°С. (Считать изменение длины рельса величиной, прямо пропорциональной изменению температуры.)

Решение:

Обозначив искомое изменение (в мм) буквой х, получим:

пропорции

откуда

пропорции

т. е. при понижении температуры рельса на 40°С его длина сократится на 2,5 мм.

Обратная пропорциональность

Сначала приведем примеры.

1. Рассмотрим изменяющийся прямоугольный параллелепипед с квадратным основанием, имеющий неизменный объем, равный 3600 куб. см (рис. 54).

Пусть буква х обозначает в сантиметрах изменяющуюся сторону основания, а буква у — изменяющуюся высоту параллелепипеда.

Рассматривая таблицу:

пропорции

легко видеть, что произведение ху не остается неизменным при постоянстве объема.

2. Рассмотрим изменяющийся прямоугольник, имеющий неизменную площадь, равную 100 кв. см.

Пусть буква х обозначает одно изменяющееся измерение (например, длину прямоугольника), а буква у — другое изменяющееся измерение (ширину). Пусть х и у выражены в сантиметрах.

Так как произведение измерений прямоугольника равно его площади, то величины х и у при всех своих возможных изменениях будут давать в своем произведении число 100, т. е. произведение изменяющихся величин х и у будет оставаться неизменным.

Существенное отличие второго примера от первого заключается в том, что в нем произведение ху остается неизменным, в то время как в первом оно изменяется.

Определение:

Две величины х и у называются обратно пропорциональными, если при всех их возможных изменениях произведение ху остается равным одному и тому же числу.

Обозначая это число буквой k, получим

пропорции

или

пропорции

Следовательно, если величины х и у обратно пропорциональны, то величина у выражается через величину х по формуле следующего вида:

пропорции

Число k называется коэффициентом обратной пропорциональности.

Длина прямоугольника и ширина прямоугольника при заранее заданной площади прямоугольника являются величинами обратно пропорциональными. Коэффициентом обратной пропорциональности служит как раз эта площадь.

Сторона основания прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием и высота параллелепипеда при заранее заданном объеме не являются величинами обратно пропорциональными.

Задача:

Зал освещается m лампами по а свечей каждая. Сколькими лампами в b свечей можно получить ту же освещенность зала?

Число ламп и число свечей каждой лампы при данной освещенности зала являются величинами обратно пропорциональными. Поэтому, обозначая число ламп в b свечей буквой x, получим

пропорции

откуда

пропорции

Пропорциональное деление

Задача:

Число А разделить на n слагаемых прямо пропорционально числам пропорции

Обозначим искомые слагаемые буквами пропорции Тогда по условию задачи

пропорции

Пользуясь свойством ряда равных отношений, получим

пропорции

Но

пропорции

Поэтому

пропорции

Задача:

Число А разделить на n слагаемых обратно пропорционально числам пропорции

Обозначим искомые слагаемые буквами пропорции Тогда согласно условию задачи

пропорции

или

пропорции

По свойству ряда равных отношений получим

пропорции

Но

пропорции

Поэтому

пропорции

Пропорции и пропорциональная зависимость

  1. Отношением числа а к числу b называется частное пропорции, а называется предыдущим, bпоследующим членом отношения.
  2. Пропорцией называется равенство, каждая часть которого является отношением двух чисел. В пропорции
пропорции

члены а и d называются крайними, а b и с средними.

При изложении свойств пропорции будем считать, что ни один из членов пропорции не равен нулю.

Пример:

пропорции отношение числа 7 к числу 2. Предыдущий член здесь 7, последующей 2.

Пример:

пропорции пропорция. Крайние члены здесь 10 и 2, средние— 4 и 5.

Главное свойство пропорции

Теорема:

Во всякой пропорции произведение крайних
членов равно произведению средних.

Доказательство:

Дана пропорция

пропорции

Умножим обе части равенства (1) на bd, получим

пропорции

Теорема доказана.

Теорема:

Если произведение двух чисел
равно произведению двух других чисел, то из этих четырех чисел можно составить пропорцию^ крайними членами которой являются сомножители одного из двух произведений, а средними—сомножители другого.

При этом предполагается, что ни один из сомножителей не равен нулю.

Доказательство:

Пусть

пропорции

a, b, с, d все отличны от нуля. Разделим обе части равенства на bd, получим

пропорции

Теорема доказана.

Пример:

пропорции— пропорция. Произведение крайних ее членов равно 20, произведение средних ее членов также равно 20.

Пример:

8 • 9 = 3 • 24 — равенство двух произведений.
Разделим обе части этого равенства на 9 • 24, получим пропорцию

пропорции

Определение неизвестного члена пропорции

Теорема:

Средний член пропорции равен произведению крайних, деленному на другой средний. Крайний член пропорции равен произведению средних, деленному на другой крайний.

Пусть

пропорции

Покажем, что

пропорции

На основании теоремы 1 имеем

пропорции

Разделим обе части равенства (4) на с, получим равенство (2). Разделим обе части равенства (4) на d, получим равенство (3). Теорема доказана.

Пример:

Найти х, если пропорции

Решение:

пропорции

Пример:

Найти х, если пропорции

Решение:

пропорции

Перестановка членов пропорции

Теорема:

Во всякой пропорции можно переставить
средние члени, переставить крайние члени, переставить и средние члени и крайние, средние поставить на место крайних, а крайние на место средних.

Иными словами, если

пропорции

то

пропорции

(переставлены средние члены),

пропорции

(в (1) переставлены крайние члены),

пропорции

(в (1) переставлены и средние и крайние члены),

пропорции

(средние поставлены на место крайних, крайние — на место средних).

Доказательство:

В пропорций (1)

пропорции

Разделим обе части равенства (6) на cd, получим равенство (2). Точно так же, разделив обе части равенства (6) на аb, а затем на ас, получим равенства (3) и (4). Равенство (5) получается из равенства (4) посредством перестановки отношений. Теорема доказана.

Следствие:

Переставим отношения в равенствах (I), (2), (3), получим еще три пропорции

пропорции

Таким образом, всякую пропорцию посредством перестановки ее членов можно представить в восьми различных видах.

Производные пропорции

Теорема:

1) Во всякой пропорции сумма членов первого отношения так относится к последующему члену этого отношения, как сумма членов второго отношения относится к своему последующему.
2) Во всякой пропорции разность членов первого отношения так относится к последующему члену этого отношения, как разность членов второго отношения относится к своему последующему.

Иными словами, если

пропорции

то

пропорции

Доказательство:

Прибавим к каждой части равенства (1)
по 1, получим равенство (2). Вычтем из каждой части равенства (1) по 1, получим равенство (3). Теорема доказана.

Теорема:

1) Во всякой пропорции сумма членов первого отношения так относится к предыдущему члену этого отношения, как сумма членов второго отношения относится к своему предыдущему.
2) Во всякой пропорции разность членов первого отношения так относится к предыдущему члену этого отношения, как разность членов второго отношения относится к своему предыдущему.

Иными словами, если

пропорции

то

пропорции

Доказательство:

Разделим равенство (2) почленно на
равенство (1), т. е., левую часть равенства (2) разделим на левую часть равенства (1), а правую часть равенства (2) на правую часть равенства (1). Получим равенство (4). Разделив равенство (3) почленно на равенство (1), получим равенство 5). Теорема доказана.

Теорема:

Во всякой пропорции сумма членов первого
отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения относится к их разности, если только эти разности отличны от нуля.

Иными словами, если

пропорции

то

пропорции

Доказательство:

Разделив почленно равенство (4) на
равенство (5), получим равенство (6).

Ряд равных отношений

Теорема:

Если даны несколько равных отношений* то
сумма всех предыдущих членов отношений относится к сумме всех последующих как любой из предыдущих к своему последующему.

Доказательство:

Пусть имеется несколько равных отношений

пропорции

Обозначим результат деления пропорциина пропорции буквой q. Так как все отношения ряда (1) равны между собой, каждое из них также равно q. Таким образом,

пропорции

Отсюда

пропорции

Сложив почленно все равенства (2), имеем

пропорции

откуда

пропорции

Теорема доказана.

Задача:

Дано, что

пропорции

Доказать, что при любых пропорцииотличных от нуля,

пропорции

Решение:

Умножим каждый, член первого отношения на пропорцииполучим пропорцию

пропорции

Точно так же

пропорции

Значит,

пропорции

На основании теоремы 8 имеем

пропорции

Задача:

Решить уравнение пропорции

Решение:

Пользуясь теоремой 7 § 5, имеем

пропорции

Пропорциональная зависимость

Мы много раз составляли уравнения, выражающие зависимость между величинами, и могли наблюдать, что. зависимости эти бывают весьма разнообразны.

При решении многих задач мы встречаемся с двумя величинами, зависимость между которыми такова, что при изменении этих величин их отношение остается неизменным. Такие величины называются прямо пропорциональными, а зависимость между ними — пропорциональной зависимостью.

Для примера приведем несколько задач, в которых мы встретимся с величинами, находящимися в пропорциональной зависимости.

Задача:

Скорость течения реки 3 км в час. Плот за t часов прошел вниз по реке S км. Составить уравнение, выражающее зависимость между S и t.

Ответ. S = 3t.

Задача:

С каждого гектара собрано 30 ц ржи и, таким образом, с k га собрано А ц. Составить уравнение, выражающее зависимость между А и k.

Ответ. А = 30k

Задача:

Основание прямоугольника 2 см, высота h см, площадь Q пропорции. Составить уравнение, выражающее зависимость между Q и h.

Ответ. Q = 2h.

Задача:

1 м материи стоит 20 руб. За m м этой материи
уплатили N pyб. Составить уравнение, выражающее зависимость между N и m.

Ответ. N=20m.

Мы рассмотрели четыре задачи, которые по своему содержанию относятся к различным областям практической деятельности. Нетрудно убедиться, что в каждой из этих задач мы действительно имеем дело с прямо пропорциональными величинами.

пропорции

Так, в первой задаче отношение расстояния (в ), пройденного плотом, к времени (в часах), в течение которого плот находился в пути, всегда одно и то же и равно 3. Поэтому расстояние, которое проходит плот вниз по реке, пропорционально времени, в течение которого плот находится в пути, при условии, что скорость течения реки повсюду одна и та же.

Точно так же во второй задаче количество ржи, собранной с нескольких гектаров, пропорционально количеству ржи, собранной с одного гектара, при условии, что с каждого гектара собрано по одному и тому же количеству ржи и т. д.

Заметим, что уравнения, к которым мы пришли в рассмотренных задачах, имеют один и тот же вид. В этих уравнениях одна, из величин равна произведению некоторого числового множителя на другую величину. Этот множитель называется коэффициентом пропорциональности. В первой задаче коэффициент
пропорциональности равен 3, во второй задаче он равен 30, в третьей задаче он равен 2, в четвертой задаче он равен 20.

Таким образом, пропорциональная зависимость между величинами всегда выражается уравнением y = kx, где k коэффициент пропорциональности. Известно, что зависимость между двумя величинами может быть наглядно представлена таблицей, а затем и графиком.

Для примера представим таблицей зависимость, выражаемую уравнением S = 3/ (первая задача):

пропорции

Построим график зависимости S = 3t (рис. 19). Обратим внимание на следующие обстоятельства:

  1. Отношение чисел, находящихся в одном столбце таблицы, повсюду одно и то же и равно коэффициенту пропорциональности:
пропорции

и т. д. (для первого столбца это отношение не имеет смысла; так как на нуль делить нельзя).

2, График представляет собой луч, выходящий из начала координат (при t= 0, S = 0). (Доказательство этого утверждения здесь провести нельзя, так как для этого требуются некоторые сведения из геометрии.)

То же самое можно наблюдать и при графическом представлении любой другой пропорциональной зависимости между двумя величинами.

Решение заданий и задач по предметам:

  • Математика
  • Высшая математика
  • Математический анализ
  • Линейная алгебра

Дополнительные лекции по высшей математике:

  1. Тождественные преобразования алгебраических выражений
  2. Функции и графики
  3. Преобразования графиков функций
  4. Квадратная функция и её графики
  5. Алгебраические неравенства
  6. Неравенства
  7. Неравенства с переменными
  8. Прогрессии в математике
  9. Арифметическая прогрессия
  10. Геометрическая прогрессия
  11. Показатели в математике
  12. Логарифмы в математике
  13. Исследование уравнений
  14. Уравнения высших степеней
  15. Уравнения высших степеней с одним неизвестным
  16. Комплексные числа
  17. Непрерывная дробь (цепная дробь)
  18. Алгебраические уравнения
  19. Неопределенные уравнения
  20. Соединения
  21. Бином Ньютона
  22. Число е
  23. Непрерывные дроби
  24. Функция
  25. Исследование функций
  26. Предел
  27. Интеграл
  28. Двойной интеграл
  29. Тройной интеграл
  30. Интегрирование
  31. Неопределённый интеграл
  32. Определенный интеграл
  33. Криволинейные интегралы
  34. Поверхностные интегралы
  35. Несобственные интегралы
  36. Кратные интегралы
  37. Интегралы, зависящие от параметра
  38. Квадратный трехчлен
  39. Производная
  40. Применение производной к исследованию функций
  41. Приложения производной
  42. Дифференциал функции
  43. Дифференцирование в математике
  44. Формулы и правила дифференцирования
  45. Дифференциальное исчисление
  46. Дифференциальные уравнения
  47. Дифференциальные уравнения первого порядка
  48. Дифференциальные уравнения высших порядков
  49. Дифференциальные уравнения в частных производных
  50. Тригонометрические функции
  51. Тригонометрические уравнения и неравенства
  52. Показательная функция
  53. Показательные уравнения
  54. Обобщенная степень
  55. Взаимно обратные функции
  56. Логарифмическая функция
  57. Уравнения и неравенства
  58. Положительные и отрицательные числа
  59. Алгебраические выражения
  60. Иррациональные алгебраические выражения
  61. Преобразование алгебраических выражений
  62. Преобразование дробных алгебраических выражений
  63. Разложение многочленов на множители
  64. Многочлены от одного переменного
  65. Алгебраические дроби
  66. Уравнения
  67. Системы уравнений
  68. Системы уравнений высших степеней
  69. Системы алгебраических уравнений
  70. Системы линейных уравнений
  71. Системы дифференциальных уравнений
  72. Арифметический квадратный корень
  73. Квадратные и кубические корни
  74. Извлечение квадратного корня
  75. Рациональные числа
  76. Иррациональные числа
  77. Арифметический корень
  78. Квадратные уравнения
  79. Иррациональные уравнения
  80. Последовательность
  81. Ряды сходящиеся и расходящиеся
  82. Тригонометрические функции произвольного угла
  83. Тригонометрические формулы
  84. Обратные тригонометрические функции
  85. Теорема Безу
  86. Математическая индукция
  87. Показатель степени
  88. Показательные функции и логарифмы
  89. Множество
  90. Множество действительных чисел
  91. Числовые множества
  92. Преобразование рациональных выражений
  93. Преобразование иррациональных выражений
  94. Геометрия
  95. Действительные числа
  96. Степени и корни
  97. Степень с рациональным показателем
  98. Тригонометрические функции угла
  99. Тригонометрические функции числового аргумента
  100. Тригонометрические выражения и их преобразования
  101. Преобразование тригонометрических выражений
  102. Комбинаторика
  103. Вычислительная математика
  104. Прямая линия на плоскости и ее уравнения
  105. Прямая и плоскость
  106. Линии и уравнения
  107. Прямая линия
  108. Уравнения прямой и плоскости в пространстве
  109. Кривые второго порядка
  110. Кривые и поверхности второго порядка
  111. Числовые ряды
  112. Степенные ряды
  113. Ряды Фурье
  114. Преобразование Фурье
  115. Функциональные ряды
  116. Функции многих переменных
  117. Метод координат
  118. Гармонический анализ
  119. Вещественные числа
  120. Предел последовательности
  121. Аналитическая геометрия
  122. Аналитическая геометрия на плоскости
  123. Аналитическая геометрия в пространстве
  124. Функции одной переменной
  125. Высшая алгебра
  126. Векторная алгебра
  127. Векторный анализ
  128. Векторы
  129. Скалярное произведение векторов
  130. Векторное произведение векторов
  131. Смешанное произведение векторов
  132. Операции над векторами
  133. Непрерывность функций
  134. Предел и непрерывность функций нескольких переменных
  135. Предел и непрерывность функции одной переменной
  136. Производные и дифференциалы функции одной переменной
  137. Частные производные и дифференцируемость функций нескольких переменных
  138. Дифференциальное исчисление функции одной переменной
  139. Матрицы
  140. Линейные и евклидовы пространства
  141. Линейные отображения
  142. Дифференциальные теоремы о среднем
  143. Теория устойчивости дифференциальных уравнений
  144. Функции комплексного переменного
  145. Преобразование Лапласа
  146. Теории поля
  147. Операционное исчисление
  148. Системы координат
  149. Рациональная функция
  150. Интегральное исчисление
  151. Интегральное исчисление функций одной переменной
  152. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
  153. Отношение в математике
  154. Математическая логика
  155. Графы в математике
  156. Линейные пространства
  157. Первообразная и неопределенный интеграл
  158. Линейная функция
  159. Выпуклые множества точек
  160. Система координат

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кнопки навигации
  • Шевроле лачетти ошибка р0341 как исправить
  • Diablo 2 как найти диабло
  • Как правильно составить письмо для электронной почты
  • Магнитола работает без ключа зажигания как исправить