Как найти ноту аккорда

This is actually an answer to a question that this question is marked as an exact duplicate of (putting it here to contribute a few more nuances to the body of answers):

I’ve been working on a piece in GarageBand on my iPad that ends with a B7 chord; the little knowledge I have of music theory is only what I have gleaned from practical experience as a three-year member of my high school’s choir, so I would like some clarification on the terms used to define the notes in a chord because I am not very sure that my understanding is correct.

I know the notes in the B7 chord are B, E flat, G flat, and A; I’ve mainly seen the chord as the notes ascending in that order. If I have the notes ascending in the order of Eb, Gb, A, and B, is Eb now the root of the chord, or is the root of the chord always the note that the chord is named after, and therefore the root of the chord is still B?

The usual «spelling» of B7 is B, D#, F#, A. Note that this spelling omits every second letter, so that the chord is a series of stacked thirds; this is typical in Western harmony. A dominant seventh, then consists of the root, a major third above the root, a perfect fifth above the root, and a minor seventh above the root. This chord can of course be inverted; in any case, the root of a chord with those notes is always B, no matter what order they’re in.

In this particular case, there is nothing else those notes are likely to be. However, if you examine a Bdim7, on the other hand, you will see that it is spelled B, D, F, Ab. The interval between each of those is a minor third (three half-steps). That means it would consist of the same pitch classes as a Ddim7, a E#dim7, or a G#dim7. (Why didn’t I call the last two an Fdim7 and an Abdim7? Hold on!) So how can you distinguish between a Bdim7 and a Ddim7, for instance?

There are two basic contexts in which the difference becomes apparent. The first is notational: Ddim7 is spelled D, F, Ab, Cb. Note that this, like any other seventh chord, preserves the «every other letter» pattern (assuming the musical alphabet to wrap around after G). Thus, for a diminished seventh, as for any seventh, the root is the only note for which every other note class is a third, a fifth, or a seventh above it (possibly moved up or down an octave or two, depending on the voicing). An E#dim7 would be E#, G#, B, D, and a G#dim7 would be G#, B, D, F.

The second is functional. The diminished seventh has a dominant function in a minor key. In C minor, for instance, you will typically see the Bdim7 (the leading tone diminished seventh) resolve to C- (the tonic minor). That role could also be played by G7 (the dominant seventh); this isn’t surprising, given that both chords share B, D, and F in common, with the only difference being the G in G7 versus the Ab in Bdim7. This is why we have a Bdim7, a Ddim7, an Fdim7, but a G#dim7 rather than an Abdim7: A Bdim7 resolves to C- and a Ddim7 resolves to Eb-.

But Abdim7 would resolve to…what? One would like to say A-, but Ab isn’t the leading tone of A-; G# is, so that’s what the root of that diminished seventh «should» be. One might venture that Abdim7 could resolve to Bbb-, but Bbb isn’t a tonic minor key in conventional music—at least not in anything that isn’t trying explicitly to be at least a little weird. Likewise, an E#dim7 would resolve to F#-, so that’s what we call it, an Fdim7 would resolve to Gb-, which, again, doesn’t exist much. (As a tonic minor. It could be a secondary key.)

None of this has any impact on the sound of the chord, and so it may seem a little academic. But these regularities in the way that chords are notated makes it easier to make sense of them, and to remember how they form progressions.

Джазовый гитарист, автор курсов «Теория музыки для гитариста» и «Джазовая гитара на PimaSCHOOL»

В книгах по теории, гармонии или просто при попытке построить аккомпанемент для любимой песни мы сталкиваемся с различными, порой весьма сложными названиями аккордов. Сложным это кажется лишь на первый взгляд: все названия системны и напрямую связанны со строением аккордов.

Стоит разделять название аккорда и его обозначение в нотном тексте или сборниках песен. Давайте разберемся, какие существуют аккорды, их названия, как они обозначаются и почему.

Трезвучия

Пойдем от простого к сложному.

Аккорд — это созвучие из трех и более нот, расположенных по терциям. Здесь нужно отметить, что мы будем оперировать интервалами, так что для дальнейшего понимания обязательно изучите, что такое интервалы и как их выучить.

Расположение аккордов по терциям – основной принцип строения в рамках нашей статьи. Но встречаются и другие:

  • по квартам,
  • по квинтам,
  • секунда.

Самым простым аккордом из трех нот, расположенных по терциям, является трезвучие. Из двух видов терций (большой и малой) мы получаем 4 вида трезвучий:

1. Большое или мажорное трезвучие. Состоит из большой и малой терций (б.3 + м.3). Обозначается в виде заглавной латинской буквы, обозначающей тонику и, если нужно, знака. Например, C, F, Bb.

2. Малое или минорное трезвучие. Состоит из малой и большой терции (м.3 + б.3). Обозначается Сm, Fm, Bbm. (иногда C-, F-, Bb-).

3. Увеличенное трезвучие. Получило свое название из-за увеличенной квинты, образующейся между крайними звуками, и встречается гораздо реже. Состоит из двух больших терций (б.3 + б.3). Обозначается чаще всего С+, F+, Bb+.

4. Уменьшенное трезвучие. Называется так из-за уменьшенной квинты между крайними звуками, встречается еще реже. Состоит из двух малых терций (м.3 + м.3).

Обозначается как Cmb5, Cm-5 или Сdim.

Септаккорды

Если к верхнему звуку трезвучия добавить еще один звук на терцию выше, мы получим септаккорд.

Септаккорд — аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям и между крайними звуками, у него образуется интервал септимы. Называют септаккорды по типу трезвучия и виду септимы, входящих в этот аккорд. 

Имея четыре различных варианта трезвучия и минимум два вида септимы, мы получим более восьми различных септаккордов. Из них чаще остальных встречаются три, которые мы рассмотрим подробнее.

1. Большой мажорный септаккорд.

Название складывается из типа трезвучия и вида септимы аккорда. Слово «Большой» относится к септиме и означает, что между крайними звуками аккорда образуется большая септима. «Мажорный» относится к трезвучию, лежащему в основе аккорда. То есть у нас здесь мажорное трезвучие и добавленная к нему мажорная септима. От ноты «до» мы получим C – E – G – B. Обозначается этот аккорд чаще всего как Сmaj7, где C — мажорное трезвучие, а maj7 – большая септима.

2. Малый мажорный септаккорд.

И тут название поможет понять структуру аккорда. «Малый» означает малую септиму, а «мажорный» — мажорное трезвучие, то есть от ноты До мы получаем C – E – G – Bb. Такой аккорд обозначается как С7, где С — мажорное трезвучие, а 7 — малая септима. Это как раз тот самый доминант септаккорд, но только «доминант» в данном случае — это его функция, а по строению он малый мажорный септаккорд.

3. Малый минорный септаккорд.

По тому же алгоритму определяем строение и этого аккорда. «Малый»малая септима, «минорный»минорное трезвучие. От ноты До получаем C – Eb – G – Bb. Обозначается этот аккорд по тому же принципу Сm7, где Cm – минорное трезвучие, 7 — малая септима.

Этот принцип обозначения подходит и для названия более сложных аккордов.

Например, нонаккорд имеет интервал ноны между крайними звуками (нона —  девять, секунда через октаву).

На практике вопрос построения аккордов и их названий гораздо более сложный, объемный и требует последовательного и подробного изучения. Чтобы разобраться в нем, можно пройти специальный курс теории для гитары на платформе Pima или попробовать выяснить нюансы самостоятельно.

построение аккордов на гитаре - теория

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
  • 3 Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
  • 4 Немного теории для начала
  • 5 Строение трех типов аккордов
    • 5.1 Трезвучия
    • 5.2 Септаккорды
    • 5.3 Расширенные аккорды
  • 6 Как строить аккорды на гитаре?
    • 6.1 Первый способ – формула и гамма
    • 6.2 Способ второй – интервалы
  • 7 Формулы аккордов
    • 7.1 Формула трезвучий
    • 7.2 Формула септаккорда
    • 7.3 Формула расширенного аккорда
  • 8 Дополнительные формы аккордов
    • 8.1 Add-аккорды
    • 8.2 Omit-аккорды
    • 8.3 Надстройки
  • 9 Система CAGED
  • 10 Полная таблица формул построения аккордов
  • 11 Практические советы

Построение аккордов на гитаре. Вводная информация

Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.

Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?

умение строить аккордыЕсли кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.

Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.

Немного теории для начала

построение аккордовАккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения.  В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.

Читайте также – Квинт-аккорды на гитаре

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

Трезвучия

принцип построения аккордов - трезвучиеСобственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».

Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».

Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

Септаккорды

принцип построения аккордов - септаккордСептаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.

Расширенные аккорды

принцип построения аккордов - расширенныйЭто – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов.

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Как строить аккорды на гитаре

строение аккордов

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

Формулы аккордов

В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.

Формула трезвучий

Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.

Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.

Формула септаккорда

Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.

Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.

Формула расширенного аккорда

Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.

Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.

Дополнительные формы аккордов

Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе.

Add-аккорды

Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.

Omit-аккорды

Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.

Надстройки

Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.

Система CAGED

На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.

Примеры:

система caged на гитаре

система caged

Полная таблица формул построения аккордов

таблица построения аккордов

Практические советы

Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.

Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.

Выучите интервалы – это сильно поможет.

Выучите то, как строятся гаммы.

Выучите то, как считаются ступени и ноты.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Тональность и ее аккорды

Это очень важный урок. Мы изучим ключевое понятие в музыке — тональность, и соединим с ним наши знания об аккордах и гаммах.

Знакомство с тональностью

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности.
Знаки при ключе. Круг тональностей.

Сперва выясним, что же такое тональность в музыке:

Тональность — высотное положение музыкального лада (т.е. мажора или минора).

Иными словами, тональность определяет две важных момента:

  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).

Соответственно, тональность записывается как ‘тоника + тип лада’: Am, Dm, E и так далее. Таким же образом мы записываем название гамм или аккордов.

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.

Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

              Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает ‘плавать’. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.

              Тональность дает вам ключ к тому, какие ноты звучат в песне, которую вы хотите сыграть.

              Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

              В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:

              Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.

              Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:

              Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

              Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

              Итак, представим состав нескольких тональностей:

              Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

              Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
              Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

              Сравним два звукоряда:

              Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

              Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.

              Практикум 1
              Как вы думаете, какой вариант — правильный:

              1. C#m или Dbm?
              2. Eb или D#?
              3. F# или Gb?
                1. Dbm
                2. Eb
                3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот

                Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):

                Круг тональностей (кварто-квинтовый круг)

                Теперь перейдем к сладкому — построению аккордов внутри тональности :)

                Построение аккордов внутри тональности

                Гармонизация гаммы аккордами. Гармония песни. Уменьшенный аккорд. Доминанта и субдоминанта.

                Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.

                Гармонизация гаммы — построение аккордов от каждой ступени гаммы.

                На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.

                Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                Трезвучия внутри мажорной гаммы

                На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

                Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

                Последовательность аккордов в тональности ля-минор:

                Практикум 2
                Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.

                Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.

                Гармония песни — последовательность ее аккордов.

                Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.

                Рассмотрим универсальную схему гармонизации гаммы в тональности для мажора и минора:

                По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

                В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд. Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Аппликатура уменьшенного септаккорда

                Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:

                Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:

                С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:

                Ну что ж, поздравляю с новым аккордом!
                Нам осталось прояснить еще несколько терминов.

                Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.

                Практикум 3
                В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.

                Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.

                Практикум 4
                Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.

                Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
                Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.

                Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.

                Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.

                Практикум 5
                В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
                В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.

                Список аккордов в тональности ля-мажор:
                A — Bm — C#m — D — E — F#m — G#dim

                Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

                Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                            Как подобрать тональность песни

                            Два способа подбора тональности песни на слух. Тренировка слуха на реальных песнях.

                            Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

                            Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

                            Сложный способ: определить тональности песни на слух.
                            Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

                            Простой способ № 1: определить тональность песни с помощью тоники.
                            Это самый простой способ. Вам будет нужно ‘на ощупь’ понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

                            Практическая инструкция:

                            • для определения тональности используйте шестую струны;
                            • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
                            • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
                            • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
                            • дело сделано :)

                            Простой способ № 2: определить тональность песни с помощью последовательности аккордов или нот.
                            Этот способ чуть посложнее. Вам нужно будет ‘на ощупь’ поймать несколько аккордов из песни, а потом вывести тональность песни на основе сетки аккордов внутри тональности.

                            Руководство:

                            • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
                            • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
                            • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.

                            Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.

                            Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.

                            Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.

                            Практикум 6
                            В заключение, пройдем небольшой тест:

                            Тест

                            Насколько хорошо вы знакомы с тональностью и ее аккордами?

                            Закрепим изученное.

                            Какие тональности называют параллельными?

                            Две тональности с одинаковой тоникой

                            Не-а, это одноименные тональности.

                            Две тональности с одинаковым звукорядом

                            В точку!

                            Две тональности с одинаковым терцовым тоном

                            Не-а.

                            Все тональности, звукоряд которых совпадает на 40%

                            Отнюдь :)

                            Какая тональность параллельна фа минору?

                            Соль минор

                            Неправильно. Параллельная тональность — всегда минорная.

                            Соль-диез мажор

                            Очень близко. Тональности соль-диез мажор не существует.

                            Какой аккорд располагается на VII ступени мажорной гаммы?

                            Мажорный

                            Ответ неправильный.

                            Какой аккорд не входит в состав тональности ля-минор?

                            До-мажор

                            Не-а, это III ступень.

                            Соль-мажор

                            Не-а, это VII ступень.

                            Ми-минор

                            Не-а, это V ступень.

                            Ре-мажор

                            Верно, в ля-миноре есть ре-минор :)

                            Выберите все аккорды, которые относятся к тональности ми-минор.

                            Dm

                            Верно, это ступень II.

                            G

                            Верно, это ступень VII.

                            Am

                            Верно, это ступень IV.

                            Какой будет ступеневый эквивалент последовательности ‘тоника — субдоминанта — доминанта’?

                            Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)

                            Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше :)

                            В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!

                            Для начала — сойдет, но материал надо повторить :)

                            Хорошая работа! Повторите материал напоследок, и переходите к ежедневной практике :)

                            В тональностях вы как «рыбка в воде»! Можно смело переходить к ежедневной практике :)

                            На этом все.
                            Обязательно запомните сетку аккордов в тональности и уделяйте 15 минут в день на практику поиска тональности песен (начните со своих любимых).

                            Откройте полный доступ к курсу

                            Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно. Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!

                            Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:

                            • ноты на грифе гитары
                            • аккорды: базовые и более продвинутые
                            • тональности
                            • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

                              Знание строения аккордов полезно для любого музыканта. Этот справочный материал познакомит начинающих музыкантов с тем, как выглядят и звучат базовые и продвинутые аккорды для пианино и клавишных инструментов.


                              Знания о строении аккордов и принципах их «взятия» на клавиатуре клавишного инструмента пригодится для исполнения и сочинения музыки, а также при студийной работе. В этом материале собраны 16 базовых и продвинутых видов аккордов для пианино и клавишных и сделали, своего рода, шпаргалку для начинающих музыкантов.

                              В качестве тоники (основы) используется звук До, однако материал дополнен таблицами и изображениями с транспозицией аккордов от каждого звука. Обратите внимание, что септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как минорные аккорды строятся аналогично, но на ступенях минора.

                              СОДЕРЖАНИЕ

                              • Основные аккорды
                                • Мажорный аккорд
                                • Минорный аккорд
                              • Аккорды с задержанием
                                • Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)
                                • Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)
                                • Пауэр-аккорды на квинте (5)
                              • Септаккорды
                                • Большой мажорный септаккорд (maj7)
                                • Малый мажорный септаккорд (7)
                                • Малый минорный септаккорд (m7)
                                • Уменьшенный септаккорд (dim7)
                              • Аккорды с добавленными ступенями
                                • Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)
                                • Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)
                              • Секстаккорды
                                • Мажорный секстаккорд (6)
                                • Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)
                              • Аккорды с надстройками
                                • Мажорный нонаккорд (9)
                                • Мажорный ундецимаккорд (11)
                                • Мажорный терцдецимаккорд (13)
                              • Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных

                              Основные аккорды

                              Два базовых вида аккорда — мажор и минор. На их основе строятся все остальные виды аккордов.

                              Мажорный аккорд

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный аккорд

                              Мажорный аккорд состоит из трёх звуков.

                              Состав аккорда (на примере До мажора):

                              • До (С) — основной тон (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор

                              Минорный аккорд

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Минорный аккорд (m)

                              Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из трёх нот. Основное отличие — пониженная третья ступень в середине.

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До минор (Cm)

                              Аккорды с задержанием

                              Аккорды с задержанием — трезвучия или септаккорды, в которых третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвёртую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

                              Характерная черта sus-аккордов — их звучание. Отсутствие большой или малой терции в середине не даёт однозначно отнести аккорд ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

                              Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До с задержанием II ступени (Csus2)

                              Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До с задержанием IV ступени (Csus4)

                              Пауэр-аккорды на квинте (5)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Пауэр-аккорд, октава через квинту (5)

                              Пауэр-аккорды — явление, скорее, гитарного, а не клавишного мира. Назвать их полноценными аккордами трудно, однако в некоторых ситуациях комбинация октавы и квинты в центре может быть полезна.

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • До (C) — октава (восьмая ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До пауэр-аккорд (C5)

                              Септаккорды

                              Септаккорды — аккорды, состоящие из четырёх звуков. Звуки в аккорде расположены по терциям.

                              Большой мажорный септаккорд (maj7)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный септаккорд большой (maj7)

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си (B) — большая септима (VII ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор септ (Cmaj7)

                              Малый мажорный септаккорд (7)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный септаккорд малый (7)

                              В отличие от больших септаккордов, использующих большую септиму, малые септаккорды строятся с помощью малой септимы вверху.

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До септ (C7)

                              Малый минорный септаккорд (m7)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Минорный септаккорд малый (m7)

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До минор септ (Cm7)

                              Уменьшенный септаккорд (dim7)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Уменьшенный септаккорд (dim7)

                              Уменьшенные септаккорды строятся через уменьшение всех терций. Благодаря этому в аккорде появляется тритон и большая секста. Убрав сексту наверху, можно получить обычный уменьшенный аккорд (dim).

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
                              • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
                              • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор уменьшенный септ (Cdim7)

                              Аккорды с добавленными ступенями

                              Аккорды с добавленными ступенями — трезвучия или септаккорды, в которых появляются дополнительные ступени. В качестве «добавки» могут выступать нона, терцдецима и другие ступени.

                              Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

                              Состав аккорда:

                              • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор с добавленной ноной (Cadd9)

                              Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор с добавленной терцдецимой (Cadd13)

                              Секстаккорды

                              В классической музыкальной теории (речь не только про аккорды для пианино и клавишных, но и про все музыкальные инструменты вообще) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в нынешней музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырёхзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты (VI ступени).

                              Мажорный секстаккорд (6)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный секстаккорд (6)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор секст (C6)

                              Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный секстаккорд с добавленной ноной (6/9)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
                              • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор секст с ноной (C6/9)

                              Аккорды с надстройками

                              Помимо привычных аккордов из трёх-четырёх звуков, существуют аккорды из пяти-шести и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путём последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

                              К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует отметить (и всегда помнить!), что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу: к примеру, минорный септаккорд всегда остаётся минорным, какие надстройки бы не добавились в его состав.

                              Мажорный нонаккорд (9)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный нонаккорд (9)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
                              • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор нонаккорд (C9)

                              Мажорный ундецимаккорд (11)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный ундецимаккорд (11)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
                              • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
                              • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

                              Пример звучания:

                              1. До мажор ундецимаккорд (C11)

                              Мажорный терцдецимаккорд (13)

                              Аккорды для пианино и клавишных инструментов

                              Мажорный терцдецимаккорд (13)

                              Состав аккорда:

                              • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
                              • Ми (E) — большая терция (III ступень);
                              • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
                              • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
                              • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
                              • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
                              • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

                              Пример звучания:

                              1. C13

                              Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных

                              Для большего удобства и наглядности мы подготовили печатные версии всех схем аккордов в материале. В архиве также приложены изображения аккордов и общая таблица со всеми представленными здесь аккордами. Печатайте и пользуйтесь:

                              Скачать “Диаграммы и схемы аккордов для печати” chords.zip – Загружено 9205 раз – 7,79 МБ

                              Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                            • Программа найти андроид как работает
                            • Как найти активную мощность катушки
                            • Retrieving info самп как исправить
                            • Sharecode cs go как найти
                            • Как найти абсолютную влажность воздуха зная температуру