Как найти объект административного правонарушения

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении[1] РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

           Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения — объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.

          Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

           Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных  законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение. 

          Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (статья 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ.

          Такие, например, признаки, как возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (статья 2.3), или вменяемость физического лица, совершившего деяние (статья 2.8), или специфика привлечения к административной ответственности юридических лиц (статья 2.10) и др. предусмотрены в Общих положениях Кодекса, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части Кодекса или соответствующих статьях законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

           Таким образом, юридические признаки, образующие состав того или иного вида правонарушения, предусматриваются как в диспозициях правовых норм Особенной части кодекса или закона субъекта РФ (признаки, придающие данному виду административного правонарушения его индивидуальность), так и в ряде норм Общих положений КоАП РФ (признаки, повторяющиеся при совершении всех административных правонарушений). Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения.
           Несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава.

          Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения.
           Объект правонарушения — это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка — необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях. По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект.
           Общий объект — это вся совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности.
           Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. Такие правоохраняемые общественные отношения указаны в заголовках глав 5 — 21 КоАП РФ или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях (соответствующих глав кодифицированного закона субъекта РФ): права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; собственность; общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д.
          Видовой (непосредственный) объект — это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (статей 6.3-6.7) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом в процессе правоприменения важно юридически грамотно определить конкретную норму права (правила, требования, запреты и др.), которая была нарушена и содержит описание видового (непосредственного) объекта посягательства.
          Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично — правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.

          По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на:
материальные — выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;
формальные — когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.
           Субъект правонарушения — это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность.

           Субъектом административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (статья 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо.

           В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц.
Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
           Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети — вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные — вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).
           Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений — с 14 лет; административная ответственность — с 16 лет. Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.
Впервые в Кодексе (в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ) определено понятие должностного лица. Статьей 2.5 КоАП РФ определены особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Определенными особенностями обладают и такие субъекты административных правонарушений, как родители или иные законные представители несовершеннолетних детей (статья 5.35 КоАП РФ).
           Субъективная сторона административного правонарушения предполагает выявление признаков вины физического лица в форме умысла или неосторожности. В статье 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины: «1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

            Из вышеизложенного следует, что все правонарушения обладают признаками, позволяющими отличить их от любых других социальных явлений. Всем правонарушениям свойственны общественная опасность и противоправность. Они могут совершаться только людьми (не всеми, а лишь деликтоспособными лицами).

            Важно также отметить, что правонарушение – это именно поведение, а не образ мысли. Если какого-либо рода суждения признаются государством противоправными, то это свидетельствует о его тоталитарности.

           Также необходимо наличие всех элементов состава правонарушения, а именно: субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны.

Понятие «правонарушения» состоит из совокупности признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму определенного рода деяний. Общественная опасность, вред определенного вида человеческих действий для существующей системы общественных отношений, для данного общественного строя называется социальной сущностью правонарушения. При этом единичное деяние не способно дезорганизовать сложившиеся общественные отношения, только в свой совокупности они нарушают нормальные условия существования общества. Деяние может быть определено как общественно опасное не в силу того, что оно само по себе приносит вред, а потому, что подобные явления становятся массовыми. Совокупность этих деяний нарушает порядок и нормальные условия существования общества, а значит, возникает необходимость противодействия правонарушениям со стороны государства.

           Основная причина правонарушений напрямую связана с удовлетворением потребностей человека незаконным путем. Следовательно, полностью искоренить правонарушения невозможно. Можно лишь воздействовать на условия их совершения, и этим самым снизить уровень преступности, в частности, до минимума, но никогда до нуля.

           Неблагоприятными условиями, увеличивающими количество правонарушений являются: низкий уровень жизни и правовой культуры населения, нестабильность обстановки в государстве (а вследствие этого, отсутствие какой-либо идеологии и кризис морали), такие социальные явления, как наркомания и алкоголизм, несовершенство законодательства и не всегда эффективная работа правоохранительных органов.

            Условия, формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываются вышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Все это свидетельствует о том, что снижение уровня административных правонарушений − важная задача государства и в частности органов внутренних дел.

 .

Юрисконсульт правового направления

ОМВД России по Волосовскому району ЛО

майор внутренней службы                  Ю.Н. Шаталова

19.11.2020

Автор статьи

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Задать вопрос автору статьи

Состав административного правонарушения

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Определение 1

Состав административного правонарушения можно определить как совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих определить совершенное деяние как административное правонарушение.

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Замечание 1

Состав административного правонарушения имеет собственную структуру, которая образуется на основе совокупности объективных и субъективных признаков. Указанная структура представлена четырьмя элементами:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Стоит отметить, что суды в выносимых ими судебных актах нередко указывают на соответствующие элементы правонарушения, проводя тем самым чёткий анализ состава с точки зрения теоретических положений конструирования его элементов.

«Объект и предмет административного правонарушения» 👇

Объект административного правонарушения

Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.

Определение 2

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение

Законодатель определил перечень объектов административных правонарушений в ст. 1.2 КоАП РФ.

В теории административного права все объекты подразделяют на три вида:

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Стоит отметить, что нередко в судебных актов правоприменительные органы непосредственно указывают на объект правонарушения.

Предмет административного правонарушения

Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет. В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет. При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.

Замечание 2

Объект и предмет административного правонарушения — нетождественные понятия.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В
теории административного права объекты
посягательств административных
правонарушений традиционно подразделяют
на четыре группы: общий, родовой, видовой
и непосредственный. Такое деление имеет
не только теоретическое, но и практическое
значение, так как оно позволяет
правоприменителю осуществить процесс
квалификации административных
правонарушений, то есть отнесение
противоправного деяния к конкретной
статье Особенной части КоАП РФ либо
статье закона субъекта РФ, устанавливающего
административную ответственность.

Общим
объектом административных правонарушений

являются общественные отношения в сфере
государственного управления, регулируемые
нормами права (конституционного,
трудового, земельного, экологического,
финансового, гражданского), охраняемые
и защищаемые мерами административной
ответственности..

Родовой
объект

часть общего объекта. В качестве критерия
деления общего объекта на части может
быть взята отрасль
общественной деятельности
,
где складываются общественные отношения
(в сельском хозяйстве, в промышленности,
на транспорте…) или содержание
охраняемых общественных отношений

(собственность, общественный порядок,
права граждан, порядок управления).
Именно родовой объект лежит в основе
построения Особенной Части КоАП РФ,
например в гл.5 сконцентрированы
проступки, посягающие на права граждан,
в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.

Видовой
объект

разновидность родового, специфическая
группа общественных отношений, общая
для правонарушений, входящих в одну
главу. Выделение видового объекта
является необходимым и оправданным,
поскольку именно такая система объектов
детально разграничивает общественные
отношения между собой, что в свою очередь
позволяет правоприменителю более
качественно осуществлять процесс
квалификации административных
правонарушений и эффективно назначать
виновным лицам административные
наказания.

Под
непосредственным объектом
рассматривается
та часть однородных общественных
отношений, которым административное
правонарушение непосредственно причиняет
ущерб (например, право владения,
пользования и распоряжения конкретным
имуществом при совершении мелкого
хищения). В качестве непосредственного
объекта могут выступать конкретные
нормы, правила, предписания, запреты.
Непосредственный объект позволяет
разграничить однородные административные
правонарушения между собой.

В
ряде случаев объект административного
правонарушения тесно связан с предметом
посягательства, то есть с предметом
внешнего, материального мира на который
воздействует правонарушение и которым
причиняется ущерб (например, налоговая
декларация для административных
правонарушений в области налогов и
сборов). Однако предмет административного
правонарушения нельзя отождествлять
с объектом, даже несмотря на то, что он
является элементом общественных
отношений, что также предполагает его
охрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения.

Объективная
сторона правонарушения

– это система предусмотренных нормами
административного права признаков,
характеризующих его внешние проявление.

Объективная
сторона любого характеризуется двумя
группами признаков: обязательными
и
факультативными.

В
число обязательных
признаков

входит само противоправное деяние
(действие
или бездействие),
его
общественно
вредные последствия

и логическая
связь между ними
.
Так,
например, нарушение во
дителями
транспортных средств Правил дорожного
движения
(гл.
12 КоАП РФ) может выражаться в разных
действиях: пре
вышении
установленной скорости движения,
несоблюдении
требований
дорожных знаков, проезде на запрещающий
сигнал
светофора,
пересечении сплошной линии разметки и
др.

Или
пример бездействия. Непринятие
мер по устранению причин и условий,
способствующих совершению административного
правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорили
о том, что юридические составы
административных правонарушений по
своей законодательной конструкции
могут быть формальными и материальными.
Именно по объективной стороне
административного правонарушения они
и подразделяются следующим образом. То
есть в число обязательных признаков
объективной стороны административного
правонарушения с формальным составом
не входят общественно вредные последствия
противоправного деяния и причинная
связь между двумя этими признаками.

Для административных
правонарушений с материальным составом
обязательными признаками объективной
стороны являются: общественно вредные
последствия противоправного деяния и
причинная связь между двумя этими
признаками.

Факультативные
признаки

объективной стороны правонарушения –
это дополнительные критерии, характеризующие
условия и обстоятельства совершения
правонарушения. В административном
праве в качестве таковых выделяются:
время, место, способ, характер совершения
деяния, его повторность, неоднократность,
злостность, систематичность.
Они присущи далеко не всем составам
административных правонарушений,
в силу чего они называются факультативными
признаками
состава
административного правонарушения, т.е.
необязательными признаками.

В
тоже время, для ряда составов
административных правонарушений
какой-либо из факультативных признаков,
в силу законодательной конструкции
состава, становится обязательным
признаком объективной стороны
правонарушения. Так,
например, административное правонарушение
«стрельба из оружия в не отведенных для
этого местах» в качестве обязательного
признака объективной стороны указывает
на
место
совершения административного
правонарушения (ст. 20.13).

С
объективной стороны административные
правонарушения могут простыми
и
сложными.

Простое
деяние
представляет собой единое действие или
кратковременное бездействие, единый
кратковременный акт противоправного
поведения (мелкое
хищение).

Сложное
деяние
может состоять из нескольких самостоятельных
действий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующие
виды сложных деяний:


с
двумя разными действиями

(например,
мелкое хулиганство, сопряженное с
неповиновением законному требованию
представителя власти);


состоящее из альтернативных действий

(например,
нарушение правил производства, продажи,
коллекционирования, экспонирования,
учета, хранения, ношения или уничтожение
оружия и патронов к нему);

— длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФ
законодатель конкретно выделяет длящиеся
правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся
на них конкретнее.

Длящееся
правонарушение

– действие или бездействие, в результате
которого длительно не исполняется
обязанность. В основе длящегося нарушения
лежит невыполняемая лицом в течение
длительного времени правовая обязанность
не нарушать правовой запрет или, наоборот,
совершить предусмотренное нормой права
действие. Для него характерно непрерывное
осуществление нарушения, чаще всего
путем длительного бездействия. Длящееся
правонарушение является единым.

Начальным
моментом правонарушения является
действие или бездействие, повлекшее
длительное нарушение запрета, или
длительное невыполнение обязанности.
Оно оканчивается фактически прекращением
правонарушения или юридически –
привлечением виновного к ответственности
(например,
ст. 19.15 КоАП РФ

проживание
гражданина без регистрации).
Невыполнение
предусмотренной нормативным правовым
актом обязанности к установленному в
нем сроку не является длящимся
административным правонарушением.1

Длящееся
административное правонарушение следует
отличать
от продолжаемого,
под которым понимается совершение одним
и тем же лицом нескольких тождественных
правонарушений,
за каждое из которых он подлежит
административной ответственности.

На
повторность
административного
правонарушения прямо
указывает
п.2 ч.1 ст.4.3
КоАП РФ. Повторность означает совершение
одним и тем же лицом в течение определенного
ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного
правонарушения, за которое оно уже
подвергалось административному
наказанию.

Существует 2
варианта выражения повторности:

  • Повторность
    служит обстоятельством, отягчающим
    ответственность за административное
    правонарушение (ст. 4.3)

  • Простой
    вид правонарушения превращается в
    квалифицированный, за совершение
    которого устанавливается повышенная
    административная ответственность (ч.
    2 ст. 5.27).

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

1. Комментируемая статья дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

2. Гражданский кодекс РФ (см. ст. ст. 48 — 50 ГК РФ) подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

3. К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, собственники (владельцы) транспортных средств). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

4. Второй признак административного правонарушения — его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил безопасности в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.

5. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (см. комментарий к ст. 2.2).

Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В ч. 2 комментируемой статьи намечены контуры понятия «вина юридического лица». В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

6. В комментируемой статье установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.

7. Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (см. ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия «административное правонарушение» (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения раскрывается в ст. 2.1 КоАП РФ: это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
В данном понятии содержатся признаки административного правонарушения:
— противоправность (т.е. совершением данного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы права; деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права);
— виновность (т.е. наличие вины; отсутствие вины не позволяет считать деяние (даже противоправное) административным правонарушением; вина может быть в двух формах: умысла и неосторожности);
— наказуемость (т.е. за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность).
Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности. В последнем случае деяние, несмотря на его противоправность, возможную виновность и общественную опасность, не может быть признано административным правонарушением («Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)).
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием в его деянии всех элементов состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона — внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
Каждое конкретное правонарушение имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан — при мелком хулиганстве).
Объективная сторона характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Объективная сторона правонарушений юридических лиц выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Общим субъектом признается вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Специальным субъектом являются должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за отдельные правонарушения они несут административную ответственность на общих основаниях.
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату («Административное право Российской Федерации: учебник» (2-е издание, переработанное и дополненное) (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.) (отв. ред. Л.Л. Попов) («РГ-Пресс», 2019)).
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность наступления вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но предвидит и сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми признаками и включающего в состав все предусмотренные данной нормой правовые элементы (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2021 N Ф06-11444/2021 по делу N А65-10978/2021, Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 N 66а-1552/2021).
Исходя из содержания ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.
В отношении юридического лица, совершившего правонарушение, КоАП РФ форму вины не выделяет (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Отсутствие одного из элементов состава правонарушения позволяет прийти к выводу как об отсутствии состава административного правонарушения в целом, так и о недоказанности совершения правонарушения (Решение Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 7-13001/2021, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2020 N Ф02-5477/2020 по делу N А33-34357/2019).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 16.03.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить букву р взрослому человеку дома
  • Как найти моделей на брови с нуля
  • Как найти эффективность внеоборотного капитала
  • Как найти площадь которую занимает теплица
  • Как найти скорость удаления друг от друга