Как найти объект изучения

Одной из самых сложных частей студенческой работы является введение. Оно имеет свою структуру, которая предполагает точное описание будущей работы по пунктам.
Самые сложные определения – это объект и предмет исследования. Многие часто путают данные термины и не могут правильно их определить. На самом деле они предполагают почти одинаковый ответ с разной степенью углубленности. Они обозначают то, что изучает исследователь в своей научной работе. Однако при этом объект имеет более широкое значение, чем предмет. 
Давайте рассмотрим, что такое объект и предмет исследования и как их правильно написать в введении подробно. Чтобы лучше понять посмотрите наглядный пример из разных видов работ.

Содержание

  1. Что такое объект исследования?
  2. Что такое предмет исследования?
  3. Объект и предмет исследования – в чем все-таки разница?
  4. Как определить предмет и объект исследования в курсовой – примеры
  5. Как написать предмет и объект исследования в дипломной работе — примеры
  6. Объект и предмет исследования – примеры правильного написания в диссертации
  7. Типичные ошибки при определении предмета и объекта исследования
  8. Как проверить уникальность текста?
  9. Как повысить уникальность текста?

01 Что такое объект исследования?

Что такое объект исследования

Студентам важно разобраться, что такое объект исследования, потому что его необходимо называть в каждой научной работе.

Один объект исследования может изучаться разными науками и дисциплинами, для которых будет выбран один предмет. К примеру, возьмем человека. Рассматривать человека как существо биологическое свойственно биологам, медикам, антропологам. Исследовать интеллект, разум человека приходится психологам, психотерапевтам, медикам, нейролингвистам. Так как человек социально-биологическое существо, общественную сторону жизни изучают социологи, культурологи, филологи и т.д.

Таким образом, человек является для всех этих областей наук общим объектом. Рассматривать все внутренние системы человека и внешние проявления жизни человека одновременно одной науке невозможно. Поэтому каждый вид науки выделяет для себя определенную часть организма или сторону социальной жизни.

Также, к примеру более узкий объект – язык человека. Он может рассматриваться как орган медиками, биологами, антропологами, либо как психическое явление психологами, либо как знаковая система лингвистами, семиотиками.

В частности, язык как объект лингвистики рассматривается разными дисциплинами: нейролингвистикой, когнитивной лингвистикой, прагмалингвистикой, диахронической лингвистикой и т.д.

Таким образом, объект исследования – это явление или предмет, на который направлено внимание науки. Его не выделяют в отдельный специальный предмет изучения для определенной области, и он может быть рассмотрен разными видами или направлениями наук (медициной, филологией, культурологией и т.д.; либо внутри одной науки – когнитивной психологией, генетической психологией, психоанализом и т.д.).

Объект состоит из разных предметов, процессов и свойств, как человек состоит из разных систем, органов и в разных проявлениях в внешней жизни. Одним словом, это общая тематика, которую можно разобрать на отдельные предметы исследования.

Лайфхак
На сервисе Анти-антиплагиат.рф можно заказать оформление работы по ГОСТ онлайн. Быстро поможем оформить работу по вашей методичке. 
Также вы можете заказать проверку оригинальности текста в Антиплагиат ВУЗ. При необходимости поможем повысить уникальность до 80-90%. Кодировка документа не изменит текст, а обработка займет всего несколько минут. Пришлем готовый результат без предоплаты.

02 Что такое предмет исследования?

Что такое предмет исследования

Предмет исследования – это более глубокое понятие для объяснения того, что изучается в научной работе. Предмет обязательно выделяется из объекта, поэтому в первую очередь всегда нужно указать объект.

Предмет исследования науки социологии – это все социальные отношения людей. Однако для гендерной социологии предметом будет – социальные проявления гендерных различий, т.е. различия между поведением мужчин и женщин. Тогда как общая тематика социальные отношения станет объектом.

Таким образом, на каждом уровне науки меняется объект и предмет. Каждое направление или дисциплина выбирает из общей тематики науки свой предмет исследования.

Поэтому в научных работах выбирают самые глубокие и узкие предметы исследования. Обычно это либо свойства, структура, характеристика (Например, «Анализ работы акционерного общества»), либо отношения между элементами (Например, «Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния и кредитоспособности предприятия»).

03 Объект и предмет исследования – в чем все-таки разница?

Давайте подведем итоги и разберемся, в чем все-таки разница между объектом и предметом исследования.

Самое главное ‒ степень углубленности. Объект существует непосредственно от человеческого восприятия. А предмет ‒ это определенный взгляд на объект с какой-либо стороны. Поэтому объект всегда будет шире предмете.

Изобразим таблицу и покажем какой предмет соответствует для каждого уровня науки.

как определить объект и предмет

Вы можете увидеть закономерную цепь расстановки объекта и предмета. Спускаясь на более низкий уровень, предмет становится впоследствии объектом. Поэтому советуем вам проводить для понятия объекта и предмета своего исследования начинать определение издалека. Тогда вы легко придете к тому, что нужно написать в введении научной работы.

как найти объект и предмет работы

04 Как определить предмет и объект исследования в курсовой – примеры

Давайте рассмотрим на разных примерах, как определить предмет и объект исследования в курсовой.

Тема курсовой работы по психологии: «Социальное познание и виртуальная реальность».

«Объект исследования – виртуальная реальность как технология развития навыков в сфере социального познания. Предмет исследования – помощь психологическим больным с расстройствами социального познания посредством технологий виртуальной реальности».

Тема курсовой по математике: «Теория вероятностей».

«Объект исследования ‒ теория вероятностей. Предмет исследования ‒ применение алгоритмов при решении задач».

Тема курсовой по рекламе и пиару: «Этапы создания рекламного ролика на телевидении»

«Объект исследования: телевизионная реклама. Предмет исследования: создание рекламного ролика».

Таким образом, вы можете заметить тесную связь между названием темы работы и объектом, предметом исследования. Также название работы повторяет проблему исследования. Поэтому всегда выбирайте близкую для вас тему, чтобы легче понять, как написать объект и предмет.

05 Как написать предмет и объект исследования в дипломной работе — примеры

Как написать предмет и объект исследования в дипломной работе

Приведем примеры, как написать предмет и объект исследования в дипломной работе.

Тема ВКР по истории: «Женщины в социально-политической жизни российского общества в XIX веке».

 «Объектом исследования является процесс развития женского движения XIX века. Предметом исследования является деятельность женщины на разных социальных ступенях российского общества».

Тема диплома по биологии: «Направления регулирования орнитофауны городских парков».

 «Объект исследования: птицы парка Ветеранов. Предмет исследования: механизмы регулирования разнообразия и численности птиц».

Тема дипломной работы по маркетингу: «Разработка эффективной стратегии бренда на основе социальных коммуникаций».

«Объектом исследования являются стратегии бренда, основывающиеся на социальных коммуникациях. Предметом исследования выступают особенности эффективности стратегий бренда в условиях возрастающей роли социальных коммуникаций в современном обществе».

Таким образом, выделение объекта и предмета исследования в дипломной работе повторяет схему, как в курсовых. Поэтому тема, объект и предмет исследования почти совпадают.

Мы советуем писать введение уже после того, как будет выполнен ВКР. Так вы сможете лучше понять, какие определения больше подходят.

06 Объект и предмет исследования – примеры правильного написания в диссертации

Объект исследования

Теперь посмотрим на пример объекта и предмета исследования в диссертации.

Тема диссертационной работы по юриспруденции: «Гражданско-правовой режим инсайдерской информации».

«Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в области правомерного использования, раскрытия инсайдерской информации, обеспечения защиты нарушенных прав субъектов в случае ее неправомерного использования.

В качестве предмета исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся по поводу инсайдерской информации; локальные акты, договоры, связанные с обращением инсайдерской информации; судебная практика; практика Банка России в сфере выявления неправомерной инсайдерской деятельности; научная доктрина в области гражданского, предпринимательского и информационного права по исследуемой проблематике».

Тема диссертации по педагогике: «Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С. Макаренко».

«Объект исследования: педагогическое наследие А. С. Макаренко. Предмет исследования: воспитательная система А. С. Макаренко в контексте педагогической аксиологии».

Тема диссертации по философии: «Идеология и практика славянского неоязычества».

«Объектом исследования является славянское (русское) неоязычество, его место и роль в религиозной и политической жизни, в общественном сознании россиян. Предмет исследования ‒ истоки формирования неоязычества, его идеология и практика».

Таким образом, выглядят объект и предмет исследования в диссертационной работе.

07 Типичные ошибки при определении предмета и объекта исследования

Давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать при написании объекта и предмета исследования.

  • Не путайте объект исследования и научную базу. Многие в определение объекта исследования пишут «Открытые сайты, источники интернета» или «монографии и статьи исследователей». Объектом исследования может быть интернет, книга какого-либо писателя, статьи на определенную тематику – если студент изучает именно их. Источники, которые указываются в списке используемой литературы, являются научной базой. Они нужны для теоретической части, чтобы показать степень изученности проблемы или историю развития предмета исследования.
  • Не путайте объект и предмет. Объект всегда шире предмета.
  • Не забывайте писать определения объекта и предмета в своих научных работах.

Это самые типичные ошибки, которые допускают студенты в своих работах. Из-за них могут не принять ваше исследование на проверку.

Также работу могут не принять из-за несоответствия требованиям ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет правильно оформить курсовую работу.

08 Как проверить уникальность текста?

После того, как работа будет дописана, вам необходимо проверить уникальность текста.

Вы можете обратиться на бесплатный сервис Антиплагиат ру. Здесь можно загрузить работу любого объема и быстро получить результат анализа на плагиат. Однако прежде вам потребуется зарегистрироваться на сайте, а также конвертироваться работу из формата DOC в PDF или TXT.

Многие опции ограничены, как, например, поиск заимствований через закрытые источники, полный отчет и выгрузка результатов.

Поэтому вы можете воспользоваться услугой от сервиса анти-антиплагиат.рф и проверить уникальность через Антиплагиат ВУЗ. Это расширенная версия Антиплагиат ру, разработанная специально для университетов. В настоящее время получить доступ к системе самостоятельно невозможно.

Однако разработчики анти-антиплагиат.рф получили доступ к лицензионной версии Антиплагиат ВУЗ. Обратившись на наш сервис, вы получите возможность узнать точный процент оригинальности, провести документ через все 30 модулей поиска заимствований и получить полный отчет. Потребуется только загрузить файл на сервис и отправить его, указав адрес электронной почты. 

09 Как повысить уникальность текста?

Если вас не устроил ваш результат оригинальности, мы расскажем, как повысить уникальность текста. Существуют такие бесплатные способы:

  • Выполнить перевод текста через онлайн переводчик. Для этого скопируйте свою работу и вставьте в окно программы. Затем выберете иностранный язык, например, французский, и переведите. Скопируйте получившийся результат и переведите на узбекский язык. С узбекского – на английский, с английского ‒ немецкий, с немецкого ‒ на русский. Так, вы увидите, как преобразился ваш текст. Осталось отредактировать работу и устранить все ошибки программы. Благодаря этому процент самостоятельности поднимется.
  • Используйте пересказ. Вы должны прочитать заимствованную часть документа и попытаться изложить ключевую мысль своими словами.
  • Замените слова на синонимы. Вы можете выполнить это самостоятельно, либо обратиться к программе синонимайзер. Она за пару секунд обработает ваш текст. Однако придется самостоятельно доработать результат, чтобы убрать все ошибки.

В итоге, лучше использовать все эти методы одновременно. Тогда вы точно сможете повысить уникальность своей работы.

Либо вы можете обратиться на сервис анти-антиплагиат.рф и заказать услугу «кодировки». Ваш документ будет обработан через специальную программу, которая никак не изменит ваш текст. Однако при этом процент оригинальности возрастет до 80-95%. Нажмите на кнопку «повысить уникальность», чтобы перейти на страницу заказа. Сервис предоставляет услугу без предоплаты. Поэтому вы сможете прежде убедиться в эффективности способа, а уже затем оплатить работу.

Таким образом, выбирайте наиболее удобный для себя способ повышения самостоятельности текста.

Сегодня мы с вами рассмотрели тему: «Объект и предмет исследования — как написать, пример». Обязательно используйте наши примера для образца при написании введения работы. Обратите внимание на ошибки, которые допускают многие люди и ни в коем случае их не допускайте. А мы желаем вам успеха.

Полезные ссылки:

Как обмануть антиплагиат – 12 бесплатных методов

Как написать курсовую работу — пошаговая инструкция

Как написать дипломную работу самостоятельно: советы

Как написать введение к дипломной работе – пример

Как начать писать дипломную или курсовую работу

Как написать теоретическую часть курсовой и диплома

Как пройти нормоконтроль дипломной работы: ГОСТ 2023

Как подготовиться к защите диплома за 24 часа

Чтобы написать курсовую на отлично, стоит серьёзно поработать над каждой частью работы. В том числе разобраться, что является объектом и предметом курсовой работы и как их грамотно определить.

Часто студенты имеют очень размытое представление о том, что такое объект и предмет курсовой работы, думая, что это чистая формальность. Но нет. Объект и предмет определяют саму направленность исследования. Даже если студент написал работу хорошо, неверно определённые предмет и объект могут послужить причиной никому не нужных замечаний преподавателя, а иногда и снижения оценки.

Давайте разберёмся, что же такое объект и предмет исследования в курсовой работе и как правильно их определять, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда.

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные новости. И следите за акциями и скидками — с ними ещё выгоднее учиться.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое объект и предмет исследования в курсовой

Чтобы понимать, как определить предмет и объект исследования в курсовой и привести примеры, давайте разберёмся, что это такое и дадим определения.

Объект исследования в курсовой

Объект исследования в курсовой работе — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и область знаний, связанная с этим явлением.

В словарях этот термин может также определяться, как то, что существует вне нашего сознания и независимо от нас.

Что же является объектом исследования в курсовой работе? Это общая тематика, в рамках которой будет проходить изучение конкретных аспектов. В неё может входить множество понятий.

Основные характеристики объекта исследования в курсовой работе:

  • относится к абстрактным понятиям;
  • существует в человеческом воображении;
  • объединяет разные субъекты или предметы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В дипломной работе также необходимо определять не только цель и задачи, но и объект и предмет исследования.

Предмет исследования в курсовой

Что значит предмет исследования в курсовой работе? И как он относится к объекту?

Предмет исследования в курсовой работе — это субъект или конкретный аспект проблемы. То есть объект может включать несколько важных и значимых предметов, которые могут изучаться в работе.

Объект курсовой работы — это понятие более широкое, чем предмет. Поэтому предмет курсовой работы — это всегда часть объекта. Зная данную закономерность, вы всегда сможете верно определить, что является объектом, а что — предметом в той или иной работе.

Как определить объект и предмет курсовой работы

Мы разобрались в научных значениях понятий. Теперь можно искать ответы на вопросы: 

как определить объект исследования в курсовой и как определить предмет курсовой работы?

Итак, чтобы было проще, давайте приведём понятный пример. Вы решили писать курсовую по творчеству Бродского. Что может быть объектом курсовой работы в данном примере? Это непосредственно поэтическое наследие великого поэта. А вот предметом курсовой работы в данном примере станут исследования литературоведов в этой области.

Очень важно запомнить, что объект и субъект курсовой работы всегда тесно связаны друг с другом. Предмет курсового проекта всегда будет логически вытекать из более широкого объекта.

Как определить предмет исследования в курсовой? Разобрать, из каких частей состоит объект и выбрать интересный для изучения субъект.

Курсовая не напишет себя сама

Курсовая как объект и предмет преступления

Как написать объект и предмет курсовой работы

Вы определили, что является объектом и предметом исследования в курсовой работе. Поздравляем! А как и где должны писаться эти части работы?

Объект и предмет курсовой имеют своё место в курсовой. Их пишут строго во введении после определения проблематики и перед целью и задачами работы.

Как определить и написать объект курсовой работы? Взять широкое понятие и расписать его. А 

как написать предмет исследования в курсовой работе? Сузить объект до конкретной области, которую вы будете изучать.

Объект и предмет курсовой работы: примеры

Чтобы у вас совсем не осталось вопросов, что такое объект и субъект исследования в курсовой работе, давайте рассмотрим конкретные примеры.

Научная дисциплина Как найти объект и предмет курсовой: пример
Музыка Вы учитесь в музыкальном училище, играете на гитаре, и тема вашей курсовой: «Дисторшн как панацея от всех бед» . Здесь объектом работы будут «все беды», а предмет курсовой — это эффект дисторшн и его польза в борьбе с бедами.
Физика Вы физик  и пишете курсовую на тему: «Измерение силы трения между подошвой и кожурой банана». Объект исследования в курсовой в примере — это сила трения, её физическая природа. Предмет — способы и методы измерения силы трения в конкретных условиях.
Экономика А если вы студент экономического факультета, то тема вашей работы может звучать так: «Пути повышения ликвидности предприятия». Как определить объект и предмет курсовой? Очень просто. Здесь объектом будет ликвидность предприятия, а предметом — способы её повышения.
Педагогика Студенты педагогического вуза могут взять в качестве темы: «Систему образования в России». Объектом в ней станут средние учебные заведения РФ. А как определить предмет исследования в курсовой работе? Сосредоточиться на методах и средствах, которые применяют в учреждениях подобного типа.
Реклама и пиар Будущие законодатели мнений могут выбрать тему: «Средства массовой информации». Объектом этой работы будут средства массовой информации в политике. А вот предметом курсовой работы в примере являются конкретные способы, позволяющие влиять на мнение избирателей.

Как видите, нет ничего сложного, чтобы верно определять объект и предмет курсовой. Особенно если есть понятные примеры.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, вы теперь сможете без труда определить предмет и объект в своей работе. А если в процессе написания курсовой возникнут трудности или вам потребуется оформление контрольных работ по ГОСТу образца 2023 — смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши авторы готовы оперативно прийти на выручку в самой сложной ситуации!

объект и предмет иследования
Обозначение объекта и предмета исследования у многих студентов вызывает трудности. Определения кажутся им запутанными и расплывчатыми. Попробуем разобраться вместе и найти отличия этих понятий.

Объект исследования

Объект исследования

Это то, на что направлена познавательная деятельность. Это материальное явление или предмет. Оно существует вне зависимости от сознания человека. Объектом считается часть научного знания, которую исследователь выбрал для изучения.

Для того, чтобы выбрать объект, нужно определиться тем, какое научное знание наиболее интересно. Нельзя взять в объект исследования просто дисциплину. Необходимо выделить в этой дисциплине определенную тему.

Например, если вы занимаетесь литературой, то объектом может выступать лирика или проза определенного писателя или поэта.

Каждая самостоятельная наука имеет свой объект исследования. Например, в гуманитарных дисциплинах можно выделить следующие объекты:

  • психология – девиантное поведение подростков;
  • социологии – общественные отношения, возникающие в человеческом обществе;
  • политологии – общественные отношения по поводу взаимодействия государств в различных сферах (политической, экономической, культурной).

Объекты экономических исследований – общественные отношения по поводу рационального ведения хозяйства и эффективного использования денег.

Технические и естественно-научные области

В технических и естественно-научных областях объектом является конкретное научное явление или процесс, поскольку большинство изучаемых процессов напрямую не затрагивают общественные отношения.
Объектом изучения биолога является все многообразие проявлений белковой жизни, для механика – процессы взаимодействия подвижных физических тел, для химика – молекулярное взаимодействие химических элементов.
Следует также помнить о том, что понятие имеет два уровня градации:

Общий – это то, что порождает изучаемую науку;
Специальный – это более узкая сфера изучения в рамках данной науки.
Объект изучения для общественных и социальных наук – общественные отношения по поводу (далее следует название предмета).
Объект изучения для естественных и технических наук – отрасль знаний, соответствующая названию предмета.

Предмет исследования

Предмет исследования

Это более узкое по отношению к объекту понятие. Оно позволяет персонифицировать в рамках дисциплины непосредственное явление или процесс. Предметом считается тот аспект проблемы, в результате исследования которого, познается целостный объект, выделяются его наиболее существенные признаки.

Для того, чтобы определить предмет исследования, нужно выбрать определенный процесс, явление или функцию выбранного объекта. Предметом могут быть какие-то отдельные аспекты от объекта, которые готовы исследовать.

Например, если объектом исследования будет лирика И. Бродского, то предметом могут выступать сенсуальные образы в лирике И. Бродского.
Таким образом мы рассматриваем лишь одну сторону лирика поэта, не задевая другие.

Общее и частное

Объект и предмет соотносятся как общее и частное.
Разложим по полочкам, приведя примеры для разных сфер:

  • общественные и социальные науки — конкретные проявления взаимодействия участников этих отношений;
  • гражданское право – конкретное правоотношение по поводу: наследования, дарения, купли-продажи, аренды, авторских прав и т.д.;
  • психология – явления в сфере межличностных отношений, взаимоотношений конкретных групп людей и т.д.;
  • технические и естественнонаучные дисциплины – конкретные явления или процессы, изучаемые наукой;
  • ядерная физика – взаимодействие конкретных элементарных частиц;
  • биология – процессы, протекающие в том или ином организме (органе);
  • изобразительное искусство – манера, стиль воспроизведения объективной реальности на материальном носителе (картине, фото, скульптуре и т.д.).

Понятие предмета исследования

Определив понятие объекта исследования: «Группа морских млекопитающих отряда ластоногих», можно выбрать предмет исследования – гренландский тюлень или нерпа, морж или калан. Далее следует определить цель исследования, например, сохранение популяции.

Это же касается общественных наук. Если вы определили объекты и методы – изучение общественных отношений в сфере авторских прав на основе анализа нормативных актов, то предметом изучения будут выступать авторские права по поводу: интеллектуальной собственности на изделия промышленного дизайна, на авторское музыкальное произведение и т.д.

Объект и предмет в дипломной работе

Выявить предмет исследования в дипломной работе достаточно просто – это почти всегда тема вашей работы. Можно поразмыслить над формулировкой объекта, но с предметом раздумывать не следует. Если тема вашей курсовой «Банковская система в Германии», то предметом и будут «особенности банковской группы «Дойче банк».

Определившись с объектом и предметом, необходимо дать им полную характеристику и в процессе работы постоянно иметь в виду. Помните, объектом является широкая область, которую исследуют, а предмет отражает существенные свойства или отношения и определяет границы изучения.

Примеры объектов и предметов исследования

Рассмотрим премеры объектов и предметов исследования из дипломных работ выпускников вузов.

Пример 1

Объект исследования: метонимия в рекламных текстах.
Предмет исследования: метонимические переносы в рекламных слоганах.

Пример 2

Объектом исследования является метонимия как языковое и когнитивное явление, предметом – метонимические переносы в рекламных текстах и слоганах.

Пример 3

Объектом исследования является интерпретация гоголевского текста в
творчестве Н.Коляды.
Предмет исследования – пьеса Н.Коляды «Старосветские помещики».

Пример 4

Объектом исследования выступают отношения между изображающим сознанием – автором и изображенным сознанием – героем как основы эстетического события художественного мира.
Предмет исследования – функционирования автора и героя в произведения А.П. Платонова 1920 гг.

Пример 5

Объектом исследования выступает лирика И. Бродского.
Предмет исследования – звуковые, цветовые, кинестетические, ольфакторные и вкусовые мотивы и образы.

Заказать дипломную работу по низкой цене вы можете у экспертов сервиса Студворк!

Введение

Процесс обучения всегда являлся и до сих пор является сложным комплексом, позволяющим получить новые навыки и знания обучающимся. Однако стремительные процессы, затрагивающие все сферы нашего развития, которые наблюдаются сегодня, вызывают необходимость школьников и студентов более глубоко вникать во все новые и более сложные сферы науки и техники. Обладание современными познаниями позволит им держаться «на плаву» и в дальнейшем соответствовать всем современным трендам, сформировавшимся на рынке труда.

В связи с этим, современные студенты активно вовлекаются в научную деятельность, затрагивающую самые различные области исследований. Это способствует развитию их интеллекта, расширяет кругозор, формирует научное мировоззрение, а также помогает освоить методы систематизации и анализа научных данных для последующей работы с ними.

Исследования могут быть простыми и сложными, иметь в своем составе целый комплекс задач для решения или быть однозадачными, краткими, не требующими большого количества сил и времени для выполнения. И те, и другие научные работы имеют право на существование не зависимо от их масштаба. И все они имеют в составе две важные составляющие – это объект и предмет исследования. Без этих двух понятий не может существовать ни одна научно-исследовательская работа. Давайте разбираться, что же это за термины и как мы их будем использовать.

Общая характеристика Объекта и Предмета исследования

На первый взгляд кажется, что ничего сложного тут нет. Вы подходите к преподавателю (научному руководителю, магистранту, аспиранту и т.д.) и он вам объясняет, что: объект — это то, что вы планируете изучать, а предмет – характеристика или определенные функции этого объекта, которые каким-то образом могут на него влиять.

Несмотря на это, не только студенты, но и многие молодые ученые нередко сомневаются, что же в их исследовании является объектом, а что – предметом. И каждый раз при начале работы над новым исследованием вновь и вновь задаются этим вопросом.

Итак, в первую очередь необходимо определить тему исследования. Нет темы –соответственно, нет объекта и предмета. Как только вы решили для себя на какую тему ваше исследование, начинаете определять объект и предмет вашей научной работы.

Детально рассмотрите выбранную тему. Поразмышляйте об объекте, который вы будете исследовать: какими свойствами он обладает, какие инструменты вам нужны для его исследования, при помощи каких методов вы сможете изучить его характер или изменение неких определяющих параметров.

Если у вас есть маркер, который позволяет измерить изучаемое вами явление, то он будет объектом исследования, а изучаемая проблема (явление) или вопрос при этом – будут являться предметом исследования.

Отсутствие Объекта и Предмета исследования в научной работе считается грубой ошибкой при подготовке отчета о НИР. Определение данных составляющих является обязательным!

Рассмотрим чуть более подробно.

Объект исследования

Объект исследования может заключать в себе разноплановые понятия и множество разных свойств и, когда у вас есть конкретная тема исследования, определить его достаточно просто. По сути – это предмет (объект), процесс или явление, или комплекс процессов, который ты хочешь изучить, исследовать, определить (сообщество, группа, подвид, погодное явление, банковская структура, зона управления, распределение (ресурсов, финансов, энергозатрат, рынка, и пр.), философское понятие, микроорганизмы, металл, материал, территориальная зона и т.д.). Это только совсем небольшая часть возможных понятий.

Как видите из примеров, при определении категории «объект исследования» все зависит от того, что вы собираетесь исследовать. Объектом вашего исследования может быть любой реальный предмет или существующее явление. Объект исследования может быть напрямую связан с темой исследования, а может относится к ней лишь косвенно. Поэтому часто наблюдается, что название объекта исследования не звучит в названии научно-исследовательской работы. И уж совершенно определенно, что название объекта исследования не должно полностью повторять тему и/или цель работы.

Предмет исследования

Предмет исследования – это часть объекта, его составляющая или компонента его системы. Это могут быть любые свойства данного объекта, его характеристики, которые вы запланировали изучить, классифицировать, проанализировать, упорядочить, определить соотношение между их отдельными элементами и т.д.

В качестве предмета исследования может быть выбрано некое состояние или статус объекта, которое изменяется определенным образом под влиянием ряда (или одного) факторов (заметьте, сам объект при этом не изменяется). В таком случае, предметом исследования может быть, например, следующее: процесс изменения таких факторов, порядок их взаимодействия друг с другом, определение их характерных черт, порядок их взаимного влияния или их влияния на объект исследования и т.п.

Так как ваша исследовательская работа, вероятнее всего, не будет состоять в изучении сразу всех характерных особенностей объекта, то важно правильно соотнести цель исследования и конкретизировать его предмет. Очень часто предмет исследования звучит (повторяется) в его названии, в цели работы и всегда детально изучается в ходе самой работы.

Различия между объектом и предметом

  • Предмет исследования очень тесно связан с областью и тематикой вашей научной работы. Предметом исследования может быть модель поведения или распространения, изменяющиеся параметры, свойства, функции внутри объекта. Объект исследования заключает в себе более широкое понятие, его можно исследовать с разных сторон. Это может быть вещь, организм или явление, которое вы можете изучать, наблюдать, оценивать, измерять.
  • Предмет является вторичным по отношению к объекту и не может выходить за его пределы (рамки, основы и т.п.). При описании предмета, как правило, уделяется большое внимание его значению, выделению его основных свойств и характеристик, так как именно на предмет исследования будут завязаны задачи исследования, и соответственно, результаты и выводы. Объект может быть представлен в работе кратко, без дополнительных пояснений.

Примеры формулировки «Объекта» и «Предмета»

Попробуем выделить несколько разных примеров, взятых на основе реальных исследований в разных областях наук. Для наглядности, в таблице ниже представлены Темы исследования и соответствующие каждой теме формулировки Объекта и Предмета исследования.

Тема

Объект

Предмет

Изучение системы обучения школьников начальных классов частных общеобразовательных школ

Образовательная система частных школ в России (на примере частных школ г. Санкт-Петербурга)

Характерные особенности системы вовлечения школьников начальных классов в обучающий процесс

Изучение состава грунтов несанкционированных строительных отвалов и свалок

Комплекс грунтовых мусорных отвалов, сформировавшихся в местах несанкционированных свалок (на примере г. Москва)

Состав, строение, состояние и свойства изучаемых грунтов для оценки их негативного влияния на экологическое состояние г. Москва

Специфика социального познания: Методологический аспект

Трансформация методологии современного социального-гуманитарного познания, вызванная изменениями основных парадигм

Анализ современных философских концепций социального познания и их влияния на формирование новой методологии социального познания

Закономерности развития высшей водной флоры и растительности озер Нарынского государственного заповедника

Водная флора и растительность водоемов Нарына в их динамике в различных временных срезах

Закономерности развития водной флоры и растительности водоемов, расположенных в пределах Нарынского заповедника, условия сохранения видового разнообразия

Гражданско-правовое регулирование безналичных расчетов

Общественные отношения в сфере гражданско-правового регулирования безналичных расчетов

Нормы российского и зарубежного гражданского законодательства, иные источники права, регулирующие отношения в сфере безналичных расчетов.

Транспорт как объект рекламной деятельности

Рынок транспортных услуг

Рекламная деятельность в системе транспортного маркетинга

Представленные примеры наглядно показывают многообразие и разноплановость объектов и предметов исследования. Видно, что в качестве объекта может быть выбрана любая система, которую вы собираетесь изучать, а изучаемый вами предмет – является частью этой системы.

В каждом конкретном случае, в зависимости от цели, поставленной в научно-исследовательской работе, и ее задач – объект и предмет исследования будет формулироваться индивидуально. Два студента, например, могут иметь очень схожие по названию темы научной работы, однако, ввиду разных ожидаемых результатов (положений, выносимых на защиту) – объект и предмет исследования также может существенно различаться. В некоторых исследованиях в качестве объектов исследования будут выступать количественные характеристики, а предметы будут отображать качественные. В других работах может быть наоборот. Все зависит от того, как вы поставите вопрос к проблеме своего исследования.

Если вы изначально правильно поставите цель, сформулируете задачи, ясно представите, что вы ожидаете получить в итоге, а также составите подробный план выполнения работы – у вас не должно возникнуть вопросов относительно формулировки рассматриваемых терминов. Самое важное, что вам нужно сделать в начале – это выбрать для себя область наук и тему, которая будет вам действительно интересна.

Объект исследования

Объект исследования — это процесс или явление, которое берется исследователем для изучения. Также может пониматься, как часть научного познания, которую исследователь постигает.

Объект исследования может быть материальным и нематериальным или же реальным и допустимым. Это всегда нечто общее, сфера, в которую погружается исследователь.

Реальными объектами считаются вещи, явления, процессы и отношения, которые включены в человеческую деятельность или культуру.

Допустимые (или потенциальные) объекты — это те вещи или события, у которых нет конкретизированных понятий.

Пример

Объект для работы по истории: Эпоха Ивана Грозного

Объект для работы по психологии: Проективные методики

Объект для работы по политологии: Политические режимы

Предмет исследования

Предмет исследования — это свойство объекта или аспект проблемы, через исследование которого познается сущность целостного объекта, выделяются признаки.

Как правило, предмет исследования должен соответствовать определению темы или быть приближенным к нему. Предмет всегда отвечает на вопрос “что изучается?”

Пример

Предмет для работы по истории: Становление опричнины при Иване Грозном

Предмет для работы по психологии: МАК как метод проективной методики в работе со взрослыми

Предмет для работы по политологии: Особенности проведения выборов в условиях гибридного режима на примере Венесуэлы

Разница между объектом и предметом исследования

Объект и предмет исследования с точки зрения науки соотносятся как общее и частное. Они зависят как от дисциплины, так и от замысла исследователя.

Важно! Объект первичен, предмет вторичен.

Предмет может дословно повторять тему работы, а объект исследования может быть сформулирован в двух словах, поскольку является более обширным понятием.

Как определить объект и предмет исследования

Шаг 1. Выбрать общую сферу научного интереса. Например, в лингвистике это может быть  — морфология.

Шаг 2. Выделить аспект, который и будет изучаться, например, образование отглагольных существительных.

Важно! Не забывайте, что предмет исследования должен обладать актуальностью и представлять интерес для научного сообщества.

Получаем:

дисциплина — лингвистика,

объект — морфология,

предмет — образование отглагольных существительных,

тема — «Образование отглагольных существительных в художественной литературе Великобритании начала 20-го века на примере произведения Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»».

Примеры объекта и предмета исследования

Пример 1. Дисциплина «Экономическая теория». Объект — экономическая жизнь общества. Предмет — внешнеэкономическая политика России и ее основные элементы.

Пример 2. Дисциплина «Философия». Объект — весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Предмет — проблемы души в древнегреческой философии.

Пример 3. Дисциплина «Социология». Объект — функционирование общества. Предмет — социальная дифференциация населения.

Пример 4. Дисциплина «История». Объект — закономерности развития общества. Предмет — наследие Ивана Грозного и последствия его правления.

Пример 5. Дисциплина «Биология». Объект — живая материя на всех уровнях ее организации. Предмет — виды хищных птиц на территории Московской области.

Пример 6. Дисциплина «Психология». Объект — личностные и социально-психологические особенности подростков. Предмет — взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса подростка в группе.

Пример 7. Дисциплина  «Маркетинг и PR». Объект — экскурсия как туристический продукт. Предмет — PR-сопровождение экскурсии в туристической сфере.

Пример 8. Дисциплина «Бухучет». Объект — компания «Рога и копыта». Предмет — бюджет за 2019 год.

Пример 9. Дисциплина «Офтальмология». Объект — миопия средней и высокой степени. Предмет — методы диагностики миопии у детей на ранней стадии.

Пример 10. Дисциплина «Психолингвистика». Объект — взаимоотношения языка и мышления. Предмет — особенности развития мышления у детей-билингвов.

Видео том, как определить объект и предмет исследования

Вывод

Объект — это всегда более общее понятие, а предмет — более конкретное внутри объекта.

Без четкого понимания объекта и предмета исследования невозможно написание научной работы. С их помощью выделяют суть исследуемой проблемы, определяют цели и задачи исследования, методы.

Объект и предмет исследования — это фундамент, на котором строится дальнейшая работа. Определив эти две составляющие, исследователь в процесс выполнения научной работы должен постоянно руководствоваться ими, чтобы не сбиться с ранее намеченного курса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти доплером сердцебиение на 14 неделе
  • Как найти проблемы для диплома
  • Как найти сумму баллов по всем предметам
  • Как найти хороший дом для покупки
  • Как найти раздел настройки в компьютере