Как найти объем памяти информатика

Расчёт информационного объёма текстового сообщения (количества информации, содержащейся в информационном сообщении) основан на подсчёте количества символов в этом сообщении, включая пробелы, и на определении информационного веса одного символа, который зависит от кодировки, используемой при передаче и хранении данного сообщения.

В традиционной кодировке (Windows, ASCII) для кодирования одного символа используется 1 байт (8 бит). Эта величина и является информационным весом одного символа. Такой 8-ми разрядный код позволяет закодировать 256 различных символов, т.к. 2 8 =256.

В настоящее время широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта (16 бит). С его помощью можно закодировать 2 16 = 65536 различных символов.

Итак, для расчёта информационного объёма текстового сообщения используется формула

где Vtext – это информационный объём текстового сообщения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; nсимв – количество символов в сообщении, i – информационный вес одного символа, который измеряется в битах на один символ; kсжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.

Информация в кодировке Unicode передается со скоростью 128 знаков в секунду в течение 32 минут. Какую часть дискеты ёмкостью 1,44Мб займёт переданная информация?

Дано: v = 128 символов/сек; t = 32 минуты=1920сек; i = 16 бит/символ

nсимв = v*t = 245760 символов V=nсимв*i = 245760*16 = 3932160 бит = 491520 байт = 480 Кб = 0,469Мб, что составляет 0,469Мб*100%/1,44Мб = 33% объёма дискеты

Ответ: 33% объёма дискеты будет занято переданным сообщением

Расчёт иформационного объема растрового изображения

Расчёт информационного объёма растрового графического изображения (количества информации, содержащейся в графическом изображении) основан на подсчёте количества пикселей в этом изображении и на определении глубины цвета (информационного веса одного пикселя).

Итак, для расчёта информационного объёма растрового графического изображения используется формула (3):

где Vpic – это информационный объём растрового графического изображения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; K – количество пикселей (точек) в изображении, определяющееся разрешающей способностью носителя информации (экрана монитора, сканера, принтера); i – глубина цвета, которая измеряется в битах на один пиксель; kсжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.

Глубина цвета задаётся количеством битов, используемым для кодирования цвета точки. Глубина цвета связана с количеством отображаемых цветов формулой N=2 i , где N – это количество цветов в палитре, i – глубина цвета в битах на один пиксель.

1) В результате преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 256 до 16. Как при этом изменится объем видеопамяти, занимаемой изображением?

Дано: N1 = 256 цветов; N2 = 16 цветов;

N1 = 256 = 2 8 ; i1 = 8 бит/пиксель

N2 = 16 = 2 4 ; i2 = 4 бит/пиксель

Ответ: объём графического изображения уменьшится в два раза.

2) Сканируется цветное изображение стандартного размера А4 (21*29,7 см). Разрешающая способность сканера 1200dpi и глубина цвета 24 бита. Какой информационный объём будет иметь полученный графический файл?

Дано: i = 24 бита на пиксель; S = 21см*29,7 см D = 1200 dpi (точек на один дюйм)

Используем формулы V = K*i;

S = (21/2,54)*(29,7/2,54) = 8,3дюймов*11,7дюймов

K = 1200*8,3*1200*11,7 = 139210118 пикселей

V = 139210118*24 = 3341042842бита = 417630355байт = 407842Кб = 398Мб

Ответ: объём сканированного графического изображения равен 398 Мегабайт

Урок » Вычисление объема графического файла»

Качество кодирования изображения зависит от :

— размера точки — чем меньше её размер, тем больше количество точек в изображении

— количества цветов (палитры) — чем большее количество возможных состояний точки, тем качественнее изображение

Вычисление объема графического файла

Информации о состоянии каждого пикселя хранится в закодированном виде в памяти ПК. Из основной формулы информатики можно подсчитать объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя:

где i — глубина кодирования (количество бит, занимаемых 1 пикселем), N — количество цветов (палитра)

Для получения черно-белого изображения пиксель может находится в одном из состояний: светится – белый (1) , не светится – черный (0) .

Следовательно, для его хранения требуется 1 бит.

Глубина цвета I

Количество отображаемых цветов N

2 4 = 16

2 8 = 256

16 (hige color)

2 16 = 65 536

24 (true color)

2 24 = 16 777 216

32 (true color)
2 32 = 4 294 967 296

Вычисление объема растрового изображения

где V — объем файла , k — количество пикселей , i — глубина цвета

Задача 1. Вычислить объем растрового черно-белого изображения размером 128 х 128.

Решение: 1) N = 2 = 2 i , i = 1

2) V = K * i = ( 1 28 x 1 28 x 1 бит) / (8 * 1024) = 2 Кбайт.

Задача 2. Вычислить объем растрового изображения размером 128 х 128 и палитрой 256 цветов.

Решение: 1) N = 256 = 2 i , i = 8

2) V = K * i = ( 1 28 x 1 28 x 8 бит) / (8 х 1024) = 16 Кбайт.

Задача 3. Рассчитайте объём видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 640 х 480 и палитрой из 65 536 цветов.

Решение: 1) N = 65536 = 2 i , i = 16

2) V = K * i = ( 640 x 4 8 0 x 16 бит) / (8 х 1024) = 6 00 Кбайт.

Ответ: 6 00 Кбайт

Вычисление объема векторного изображения

Задача 3. Вычислить объем векторного изображения.

Решение: Векторное изображение формируется из примитивов и хранится в памяти в виде формулы:

RECTANGLE 1, 1, 100, 100, Red, Green

Подсчитаем количество символов в этой формуле: 36 символов (букв, цифр, знаков препинания и пробелов)

36 символов х 2 байта = 72 байт ( Unicode 1 символ — 1 байт)

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (586,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.
  2. Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя различные подходы к измерению информации.

Обобщение и систематизация знаний, развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”, развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.

ТСО и наглядность: проектор, распечатки с заданиями, презентация по ходу урока.

Единицы измерения информации.

В 1 бит можно записать один двоичный символ.
1 байт = 8 бит.
В кодировке ASCII в один байт можно записать один 256 символьный код.
В кодировке UNICODE один 256 символьный код занимает в памяти два байта.
1 килобайт = 1024 байт
1 мегабайт = 1024 килобайт
1 гигабайт = 1024 мегабайт
1 терабайт = 1024 гигабайт

Формула Хартли 2 i = N где i– количество информации в битах, N – неопределенность

Таблица степеней двойки, которая показывает сколько информации можно закодировать с помощью i – бит

i

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

N=2 i

1
2
4
8
16
32
64
128
256
512
1024

Чтобы вычислить информационный объем сообщения надо количество символов умножить на число бит, которое требуется для хранения одного символа
Например: двоичный текст 01010111 занимает в памяти 8 бит
Этот же текст в кодировке ASCII занимает 8 байт или 64 бита
Этот же текст в кодировке UNICODE занимает 16 байт или 128 бит.
Не забывайте, что пробелы надо тоже считать за символы поскольку они также набираются на клавиатуре и хранятся в памяти.
Мощность алфавита – это количество символов в алфавите или неопределенность из формулы Хартли.
Информационный вес одного символа – это значение i из формулы Хартли.
Отсюда можно сделать вывод, что не существует алфавита, состоящего из одного символа, поскольку тогда информационный вес этого символа был бы равен 0.

План урока.

  • Организационный момент. (2 мин.)
  • Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)
  • Решение задач. (18 мин)
  • Самостоятельная работа. Тест. (15)
  • Подведение итогов. (3 мин)
  • Домашнее задание. (2 мин)
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка присутствующих. Сообщение темы и целей урока. Проверка домашнего задания.

    II. Актуализация знаний.

    Провожу проверку знаний, полученных на предыдущем уроке.

    • N=2 i , I=log2 1/p какие это формулы и когда они применяются?
    • Для знакового представления информации используется………
    • Какие единицы информации вы знаете?
    • Вы подошли к светофору, когда горел желтый цвет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
    • Объем информационного сообщения составляет 1 6 384 бита. Выразить его в килобайтах.
    • Сколько бит информации содержит сообщение объемом 4 Мб? Ответ дать в степенях 2.
    • В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
    • Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 512 символов. Какой объем информации оно несет в килобайтах?
    • Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если объем ею составил 1/16 часть килобайта?

    III. Применения и закрепления полученных знаний.

    Обсуждаются темы из различных областей знаний, возможные для использования на уроке. Конкретизируется и выдается задание по теме урока с учетом воспитательных и развивающих целей урока.

    (Решение задач. На доске проецируется слайд с заданием.)

    1) На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвёртый путь. Сколько информации вы получили?

    2) Сообщение о том , что ваш друг живёт на 10 этаже, несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме?

    3) Загадано число из промежутка от 1 до 64. Какое количество информации необходимо для угадывания числа из этого промежутка?

    4) Какой объём памяти на диске требуется для записи 5 страниц текста набранного на компьютере, если каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке?

    5) Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256 – символьного алфавита, если объём его составил 1/32 часть Мбайта?

    6) Объём сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?

    7) За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятёрку, несёт 2 бита информации. Сколько пятёрок ученик получил за четверть?

    8) В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали чёрный шар?

    9) В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали шар?

    Самостоятельная работа. Ученики выполняют тестовые задания

    Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением.

    1 вариант
    Шахматная доска состоит 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

    1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) 7.

    Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, а второй текст – в алфавите из 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

    1) 12; 2) 2; 3) 24; 4) 4.

    Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования положительных чисел, меньших 60?

    1) 1; 2) 6; 3) 36; 4) 60.

    Двое играют в “крестики-нолики” на поле 4 на 4 клетки. Какое количество информации получил второй игрок, узнав ход первого игрока?

    1) 1 бит; 2) 2 бита; 3) 4 бита; 4) 16 бит.

  • Объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?
    1) 77; 2) 256; 3) 156; 4) 512.
  • 2 вариант
    Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?

    1) 10; 2) 20; 3) 30; 4) 40.

    Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

    1) 8; 2) 12; 3) 24; 4) 36.

    В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?

    1) 4; 2) 8; 3) 16; 4) 32.

    За четверть Василий Пупкин получил 20 оценок. Сообщение о том, что он вчера получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок получил Василий за четверть?

    1) 2; 2) 4; 3) 5; 4) 10.

  • Некоторый алфавит содержит 4 различных символа. Сколько трехбуквенных слов можно составить из символов этого алфавита, если символы в слове могут повторяться?
    1) 4; 2) 16; 3) 64; 4) 81.
  • IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок на тестовую работу.

    V. Домашнее задание.

    Получают домашнее задание к следующему уроку.

    1 вариант

  • Информационный объем текста, набранного на компьютере с использованием кодировки UNICODE (каждый символ кодируется 16 битами), — 4 Кб. Определить количество символов в тексте.
  • Зрительный зал представляет собой прямоугольную область зрительских кресел: 12 рядов по 10 кресел. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования каждого места в автоматизированной системе?
  • Метеорологическая станция ведет наблюдение за атмосферным давлением. Результатом одного измерения является целое число, принимающее значение от 700 до 780 мм ртутного столба, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений, Определите информационный объем результатов наблюдений.
  • 2 вариант

  • Информационный объем текста, набранного на компьютере с использованием кодировки UNICODE (каждый символ кодируется 16 битами), — 0,5 Кб. Определить количество символов в тексте.
  • Сколько существует различных звуковых сигналов, состоящих из последовательностей коротких и длинных звонков? Длина каждого сигнала — 6 звонков.
  • Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 20 до 100%, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.
  • Информатика

    7 класс

    Урок № 6

    Единицы измерения информации

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Алфавитный подход к измерению информации.
    • Наименьшая единица измерения информации.
    • Информационный вес одного символа алфавита и информационный объём всего сообщения.
    • Единицы измерения информации.
    • Задачи по теме урока.

    Тезаурус:

    Каждый символ информационного сообщения несёт фиксированное количество информации.

    Единицей измерения количества информации является бит – это наименьшаяединица.

    1 байт = 8 бит

    1 Кб (килобайт) = 1024 байта= 210байтов

    1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб = 210Кб

    1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб = 210 Мб

    1 Тб (терабайт) =1024 Гб = 210 Гб

    Формулы, которые используются при решении типовых задач:

    Информационный вес символа алфавита и мощность алфавита связаны между собой соотношением: N = 2i.

    Информационный объём сообщения определяется по формуле:

    I = К · i,

    I – объём информации в сообщении;

    К – количество символов в сообщении;

    i – информационный вес одного символа.

    Основная литература:

    1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

    Дополнительная литература:

    1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
    2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
    3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
    4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения.

    Любое сообщение несёт некоторое количество информации. Как же его измерить?

    Одним из способов измерения информации является алфавитный подход, который говорит о том, что каждый символ любого сообщения имеет определённый информационный вес, то есть несёт фиксированное количество информации.

    Сегодня на уроке мы узнаем, чему равен информационный вес одного символа и научимся определять информационный объём сообщения.

    Что же такое символ в компьютере? Символом в компьютере является любая буква, цифра, знак препинания, специальный символ и прочее, что можно ввести с помощью клавиатуры. Но компьютер не понимает человеческий язык, он каждый символ кодирует. Вся информация в компьютере представляется в виде нулей и единичек. И вот эти нули и единички называются битом.

    Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется один бит.

    Алфавит любого понятного нам языка можно заменить двоичным алфавитом. При этом мощность исходного алфавита связана с разрядностью двоичного кода соотношением: N = 2i.

    Эту формулу можно применять для вычисления информационного веса одного символа любого произвольного алфавита.

    Рассмотрим пример:

    Алфавит древнего племени содержит 16 символов. Определите информационный вес одного символа этого алфавита.

    Составим краткую запись условия задачи и решим её:

    Дано:

    N=16, i = ?

    Решение:

    N = 2i

    16 = 2i, 24 = 2i, т. е. i = 4

    Ответ: i = 4 бита.

    Информационный вес одного символа этого алфавита составляет 4 бита.

    Сообщение состоит из множества символов, каждый из которых имеет свой информационный вес. Поэтому, чтобы вычислить объём информации всего сообщения, нужно количество символов, имеющихся в сообщении, умножить на информационный вес одного символа.

    Математически это произведение записывается так: I = К · i.

    Например: сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 180 символов. Какое количество информации оно несёт?

    Дано:

    N = 32,

    K = 180,

    I= ?

    Решение:

    I = К · i,

    N = 2i

    32 = 2i, 25 = 2 i, т.о. i = 5,

    I = 180 · 5 = 900 бит.

    Ответ: I = 900 бит.

    Итак, информационный вес всего сообщения равен 900 бит.

    В алфавитном подходе не учитывается содержание самого сообщения. Чтобы вычислить объём содержания в сообщении, нужно знать количество символов в сообщении, информационный вес одного символа и мощность алфавита. То есть, чтобы определить информационный вес сообщения: «сегодня хорошая погода», нужно сосчитать количество символов в этом сообщении и умножить это число на восемь.

    I = 23 · 8 = 184 бита.

    Значит, сообщение весит 184 бита.

    Как и в математике, в информатике тоже есть кратные единицы измерения информации. Так, величина равная восьми битам, называется байтом.

    Бит и байт – это мелкие единицы измерения. На практике для измерения информационных объёмов используют более крупные единицы: килобайт, мегабайт, гигабайт и другие.

    1 байт = 8 бит

    1 Кб (килобайт) = 1024 байта= 210байтов

    1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб = 210Кб

    1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб = 210 Мб

    1 Тб (терабайт) =1024 Гб = 210 Гб

    Итак, сегодня мы узнали, что собой представляет алфавитный подход к измерению информации, выяснили, в каких единицах измеряется информация и научились определять информационный вес одного символа и информационный объём сообщения.

    Материал для углубленного изучения темы.

    Как текстовая информация выглядит в памяти компьютера.

    Набирая текст на клавиатуре, мы видим привычные для нас знаки (цифры, буквы и т.д.). В оперативную память компьютера они попадают только в виде двоичного кода. Двоичный код каждого символа, выглядит восьмизначным числом, например 00111111. Теперь возникает вопрос, какой именно восьмизначный двоичный код поставить в соответствие каждому символу?

    Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код ‑ просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

    Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.Таблица для кодировки – это «шпаргалка», в которой указаны символы алфавита в соответствии порядковому номеру. Для разных типов компьютеров используются различные таблицы кодировки.

    Таблица ASCII (или Аски), стала международным стандартом для персональных компьютеров. Она имеет две части.

    В этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Благодаря этому понятие «алфавитный порядок» сохраняется и в машинном представлении символьной информации. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.

    Запишем, например, внутреннее представление слова «file». В памяти компьютера оно займет 4 байта со следующим содержанием:

    01100110 01101001 01101100 01100101.

    А теперь попробуем решить обратную задачу. Какое слово записано следующим двоичным кодом:

    01100100 01101001 01110011 01101011?

    В таблице 2 приведен один из вариантов второй половины кодовой таблицы АSСII, который называется альтернативной кодировкой. Видно, что в ней для букв русского алфавита соблюдается принцип последовательного кодирования.

    Вывод: все тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные для нас буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. В оперативную память они попадают в форме двоичного кода.

    Из памяти же компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме.

    Сейчас используют целых пять систем кодировок русского алфавита (КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за количества систем кодировок и отсутствия одного стандарта, очень часто возникают недоразумения с переносом русского текста в компьютерный его вид. Поэтому, всегда нужно уточнять, какая система кодирования установлена на компьютере.

    Разбор решения заданий тренировочного модуля

    №1. Определите информационный вес символа в сообщении, если мощность алфавита равна 32?

    Варианты ответов:

    3

    5

    7

    9

    Решение:

    Информационный вес символа алфавита и мощность алфавита связаны между собой соотношением: N = 2i.

    32 = 2i, 32 – это 25, следовательно, i =5 битов.

    Ответ: 5 битов.

    №2. Выразите в килобайтах 216 байтов.

    Решение:

    216 можно представить как 26 · 210.

    26 = 64, а 210 байт – это 1 Кб. Значит, 64 · 1 = 64 Кб.

    Ответ: 64 Кб.

    №3. Тип задания: выделение цветом

    8х = 32 Кб, найдите х.

    Варианты ответов:

    3

    4

    5

    6

    Решение:

    8 можно представить как 23. А 32 Кб переведём в биты.

    Получаем 2=32 · 1024 ·8.

    Или 2 = 25 · 210 · 23.

    2 = 218.

    3х = 18, значит, х=6.

    Ответ: 6.

    Решение задач на кодирование графической информации.

    1. Нахождение объема видеопамяти

    В задачах такого типа используются понятия:

    • объем видеопамяти,

    • графический режим,

    • глубина цвета,

    • разрешающая способность экрана,

    • палитра.

    Во всех подобных задачах требуется найти ту или иную величину.

    Видеопамять — это специальная оперативная память, в которой формируется графическое изображение. Иными словами для получения на экране монитора картинки её надо где-то хранить. Для этого и существует видеопамять. Чаще всего ее величина от 512 Кб до 4 Мб для самых лучших ПК при реализации 16,7 млн. цветов.

    Объем видеопамяти рассчитывается по формуле: V=I*X*Y, где I – глубина цвета отдельной точки, X, Yразмеры экрана по горизонтали и по вертикали (произведение х на у – разрешающая способность экрана).

    Экран дисплея может работать в двух основных режимах: текстовом и графическом.

    В графическом режиме экран разделяется на отдельные светящиеся точки, количество которых зависит от типа дисплея, например 640 по горизонтали и 480 по вертикали.  Светящиеся точки на экране обычно называют пикселями, их цвет и яркость может меняться. Именно в графическом режиме появляются на экране компьютера все сложные графические изображения, создаваемыми специальными программами, которые управляют параметрами каждого пикселя экрана. Графические режимы характеризуются такими показателями как:

    разрешающая способность (количество точек, с помощью которых на экране воспроизводится изображение)  — типичные в настоящее время уровни разрешения 800*600 точек или 1024*768 точек. Однако для мониторов с большой диагональю может использоваться разрешение 1152*864 точки.

    глубина цвета (количество бит, используемых для кодирования цвета точки), например, 8, 16, 24, 32 бита. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки, Тогда количество цветов, отображаемых на экране монитора может быть вычислено по формуле K=2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета или битовая глубина.

    Кроме перечисленных выше знаний учащийся должен иметь представление о палитре:

    палитра (количество цветов, которые используются для воспроизведения изображения), например 4 цвета, 16 цветов, 256 цветов, 256 оттенков серого цвета, 216 цветов в режиме называемом High color или 224  , 232 цветов в режиме True color.

    Учащийся должен знать также связи между единицами измерения информации, уметь переводить из мелких единиц в более крупные, Кбайты и Мбайты, пользоваться обычным калькулятором и Wise Calculator.

    Уровень «3»

    1. Определить требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора, если известна глубина цвета на одну точку.

    Режим экрана

    Глубина цвета (бит на точку)

    4

    8

    16

    24

    32

    640 на 480

    800 на 600

    1024 на 768

    1280 на 1024

    Решение:

    1. Всего точек на экране (разрешающая способность): 640 * 480 = 307200
      2. Необходимый объем видеопамяти V= 4 бит * 307200 = 1228800 бит = 153600 байт = 150 Кбайт.
      3. Аналогично рассчитывается необходимый объем видеопамяти для других графических режимов. При расчетах учащийся пользуется калькулятором для экономии времени.

    Ответ:

    Режим экрана

    Глубина цвета (бит на точку)

    4

    8

    16

    24

    32

    640 на 480

    150 Кб

    300 Кб

    600 Кб

    900 Кб

    1,2 Мб

    800 на 600

    234 Кб

    469 Кб

    938 Кб

    1,4 Мб

    1,8 Мб

    1024 на 768

    384 Кб

    768 Кб

    1,5 Мб

    2,25 Мб

    3 Мб

    1280 на 1024

    640 Кб

    1,25 Мб

    2,5 Мб

    3,75 Мб

    5 Мб

    2. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

    Решение:

    1. Количество точек -100

    2. Так как всего 2 цвета черный и белый. то глубина цвета равна 1 ( 21 =2)

    3. Объем видеопамяти равен 100*1=100 бит

    3. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.

    Решение:

    1. Определим количество точек изображения. 128*128=16384 точек или пикселей.

    2. Объем памяти на изображение 4 Кб выразим в битах, так как V=I*X*Y вычисляется в битах. 4 Кб=4*1024=4 096 байт = 4096*8 бит =32768 бит

    3. Найдем глубину цвета I =V/(X*Y)=32768:16384=2

    4. N=2I , где N – число цветов в палитре. N=4

    Ответ: 4

    4. Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на ч/б экране (без полутонов)?([6],C. 143, пример 1)

    Решение:

    Если изображение Ч/Б без полутонов, то используется всего два цвета –черный и белый, т.е. К=2, 2i =2, I= 1 бит на пиксель.

    Ответ: 1 пиксель

    5. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей?

    Решение:

    1. Найдем объем видеопамяти для одной страницы: 800*600*24=11520000 бит =1440000 байт =1406,25 Кб ≈1, 37 Мб

    2. 1,37*4 =5,48 Мб ≈5.5 Мб для хранения 4 страниц.

    Ответ: 5.5 Мб

    Уровень «4»

    6.Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов.

    Методические рекомендации:

    Если ученик помнит, что режим High Color – это 16 бит на точку, то объем памяти можно найти, определив число точек на экране и умножив на глубину цвета, т.е. 16. Иначе ученик может рассуждать так:

    Решение:

    1. По формуле K=2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета определим глубину цвета. 2I =65536

    Глубина цвета составляет: I = log265 536 = 16 бит (вычисляем с помощью программы Wise Calculator)

    2.. Количество точек изображения равно: 1024´768 = 786 432

    3. Требуемый объем видеопамяти равен: 16 бит ´ 786 432 =  12 582 912 бит = 1572864 байт = 1536 Кб =1,5 Мб (»1,2 Мбайта). Приучаем учеников, переводя в другие единицы, делить на 1024, а не на 1000.

    Ответ: 1,5 Мб

    7. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти? (2.70, [3])

    Решение:

    Чтобы закодировать 65536 различных цветов для каждой точки, необходимо 16 бит. Чтобы закодировать 16 цветов, необходимо всего 4 бита. Следовательно, объем занимаемой памяти уменьшился в 16:4=4 раза.

    Ответ: в 4 раза

    8. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?

    Решение:

    1. Узнаем объем видеопамяти, которая потребуется для работы монитора в режиме 640х480 и палитрой в 16 цветов. V=I*X*Y=640*480*4 (24 =16, глубина цвета равна 4),

    V= 1228800 бит = 153600 байт =150 Кб.

    1. 150

    Ответ: достаточно

    9. Укажите минимальный объем памяти (в килобайтах), достаточный для хранения любого растрового изображения размером 256 х 256 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 216 цветов. Саму палитру хранить не нужно.

      1. 128

      2. 512

      3. 1024

      4. 2048

    (ЕГЭ_2005, уровень А)

    Решение:

    Найдем минимальный объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя. В изображении используется палитра из 216 цветов, следовательно, одному пикселю может быть сопоставлен любой из 216 возможных номеров цвета в палитре. Поэтому, минимальный объем памяти, для одного пикселя будет равен log2 216 =16 битам. Минимальный объем памяти, достаточный для хранения всего изображения будет равен 16*256*256 =24 * 28 * 28 =220 бит=220 : 23 =217 байт = 217 : 210 =27 Кбайт =128 Кбайт, что соответствует пункту под номером 1.

    Ответ: 1

    10. Используются графические режимы с глубинами цвета 8, 16. 24, 32 бита. Вычислить объем видеопамяти, необходимые для реализации данных глубин цвета при различных разрешающих способностях экрана.

    Примечание: задача сводится в конечном итоге к решению задачи №1 (уровень «3», но ученику самому необходимо вспомнить стандартные режимы экрана.

    11. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 х 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами? (ЕГЭ_2005, уровень В)

    Решение:

    1. Определим объем изображения в битах:

    3 байт = 3*8 = 24 бит,

    V=I*X*Y=640*480*24 бит =7372800 бит

    1. Найдем число секунд на передачу изображения: 7372800 : 28800=256 секунд

    Ответ: 256.

    12. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов? (ЕГЭ_2005, уровень В)

    Решение:

    Для кодирования 16 млн. цветов требуется 3 байта или 24 бита (Графический режим True Color). Общее количество пикселей в изображении 800 х 600 =480000. Так как на 1 пиксель приходится 3 байта, то на 480000 пикселей приходится 480000*3=1 440 000 байт или 11520000 бит. 11520000 : 14400 = 800 секунд.

    Ответ: 800 секунд.

    13. Современный монитор позволяет получать на экране 16777216 различных цветов. Сколько бит памяти занимает 1 пиксель?

    Решение:

    Один пиксель кодируется комбинацией двух знаков «0» и «1». Надо узнать длину кода пикселя.

    2х =16777216, log2 16777216 =24 бит

    Ответ: 24.

    14. Каков минимальный объем памяти ( в байтах), достаточный для хранения черно-белого растрового изображения размером 32 х 32 пикселя, если известно, что в изображении используется не более 16 градаций серого цвета.

    Решение:

    1. Глубина цвета равна 4, т.к. 16 градаций цвета используется.

    2. 32*32*4=4096 бит памяти для хранения черно-белого изображения

    3. 4096 : 8 = 512 байт.

    Ответ: 512 байт

    Уровень «5»

    15. Монитор работает с 16 цветной палитрой в режиме 640*400 пикселей. Для кодирования изображения требуется 1250 Кбайт. Сколько страниц видеопамяти оно занимает? (Задание 2,Тест I-6)

    Решение:

    1. Т.к. страница –раздел видеопамяти, вмещающий информацию об одном образе экрана одной «картинки» на экране, т.е. в видеопамяти могут размещаться одновременно несколько страниц, то, чтобы узнать число страниц надо поделить объем видеопамяти для всего изображения на объем памяти на 1 страницу. К-число страниц, К=Vизобр/V1 стр

    Vизобр =1250 Кб по условию

    1. Для этого вычислим объем видеопамяти для одной страницы изображения с 16 цветовой палитрой и разрешающей способностью 640*400.

    V1 стр = 640*400*4 , где 4- глубина цвета (24 =16)

    V1 стр = 1024000 бит = 128000 байт =125 Кб

    3. К=1250 : 125 =10 страниц

    Ответ: 10 страниц

    16. Страница видеопамяти составляет 16000 байтов. Дисплей работает в режиме 320*400 пикселей. Сколько цветов в палитре?

    Решение:

    1. V=I*X*Y – объем одной страницы, V=16000 байт = 128000 бит по условию. Найдем глубину цвета I.

    I=V/(X*Y).

    I= 128000 / (320*400)=1.

    2. Определим теперь, сколько цветов в палитре. K=2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета. K=2

    Ответ: 2 цвета.

    17. Сканируется цветное изображение размером 10´10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл. (2.44, [3], аналогично решается задача 2.81 [3])

    Решение:

    1. Разрешающая способность сканера 600 dpi (dot per inch — точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен различить 600 точек. Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм в точки на сантиметр:

    600 dpi : 2,54 » 236 точек/см (1 дюйм = 2.54 см.)

    2. Следовательно, размер изображения в точках составит 2360´2360 точек. (умножили на 10 см.)

    3. Общее количество точек изображения равно:

    2360´2360 = 5 569 600

    4. Информационный объем файла равен:

    32 бит ´ 5569600 = 178 227 200 бит » 21 Мбайт

    Ответ: 21 Мбайт

    18. Объем видеопамяти равен 256 Кб. Количество используемых цветов -16. Вычислите варианты разрешающей способности дисплея. При условии, что число страниц изображения может быть равно 1, 2 или 4.

    Решение:

    1. Если число страниц равно 1, то формулу V=I*X*Y можно выразить как

    256 *1024*8 бит = X*Y*4 бит, (так как используется 16 цветов, то глубина цвета равна 4 бит.)

    т.е. 512*1024 = X*Y; 524288 = X*Y.

    Соотношение между высотой и шириной экрана для стандартных режимов не различаются между собой и равны 0,75. Значит, чтобы найти X и Y, надо решить систему уравнений:

    Выразим Х=524288/ Y, подставим во второе уравнение, получим Y2 =524288*3/4=393216. Найдем Y≈630; X=524288/630≈830

    Вариантом разрешающей способности может быть 630 х 830.

    2. Если число страниц равно 2, то одна страница объемом 256:2=128 Кбайт, т.е

    128*1024*8 бит = X*Y*4 бит, т.е. 256*1024 = X*Y; 262144 = X*Y.

    Решаем систему уравнений:

    Х=262144/ Y; Y2 =262144*3/4=196608; Y=440, Х=600

    Вариантом разрешающей способности может быть 600 х 440.

    4. Если число страниц равно 4, то 256:4 =64; 64*1024*2=X*Y; 131072=X*Y; решаем систему

    X=131072/Y; Y2 =131072*3/4=98304; Y≈310, X≈420

    Ответ: одна страница — 630 х 830

    две страницы — 600 х 440

    три страницы – 420 х 310

    19. Часть страниц многотомной энциклопедии является цветными изображениями в шестнадцати цветовой палитре и в формате 320 ´ 640 точек. Страницы, содержащие текст, имеют формат — 32 строки по 64 символа в строке. Сколько страниц книги можно сохранить на жестком магнитном диске объемом 20 Мб, если каждая девятая страница энциклопедии — цветное изображение?

    Решение:

    1. Так как палитра 16 цветная, то глубина цвета равна 4 (2 4 =16)

    2. 4 ´ 320 ´ 640 = 819200 бит = 102400 байт =100 Кбайт – информации содержит каждая графическая страница.

    3. 32 ´ 64 = 2048 символов = 2048 байт = 2 Кбайт – содержит каждая текстовая страница.

    4. Пусть Х — число страниц с графикой, тогда так как каждая 9 страница – графическая, следует, что страниц с текстом в 8 раз больше, т.е. 8Х — число страниц с текстом. Тогда все страницы с графикой будут иметь объем 110Х, а все страницы с текстом – объем 2* 8Х=16Х.

    5. Известно, что диск составляет 20 Мб = 20480 Кб. Составим уравнение:

    100Х + 16Х = 20480. Решив уравнение, получим Х ≈ 176, 5. Учитывая, что Х –целое число, берем число 176 –страниц с графикой.

    1. 176*8 =1408 страниц с текстом. 1408+176 = 1584 страниц энциклопедии.

    Ответ: таким образом, на жестком магнитном диске объемом 20 Мб можно разместить 1584 страницы энциклопедии (176 графических и 1408 текстовых).

      1. Определение разрешающей способности экрана и установка графического режима экрана.

    Уровень «3»

    20. Установить графический режим экрана монитора, исходя из объема установленной видеопамяти и параметров монитора.

    Решение:

    Установка графического режима экрана монитора

    1. Ввести команду [Настройка-Панель управления — Экран] или щелкнуть по индикатору монитора на панели задач.

    2. На появившейся диалоговой панели Свойства: экран выбрать вкладку Настройка.

    3. С помощью раскрывающегося списка Цветовая палитра выбрать глубину цвета. С помощью ползунка Область экрана выбрать разрешение экрана

    21. Определить марку монитора, разрешение экрана, глубину цвета собственного компьютера, объем видеопамяти. (Аналогично, см. задачу 1, а так же используя кнопку Дополнительно, выбрать вкладку Адаптер для определения объема видеопамяти.)

    Уровень «4»

    Методические рекомендации

    Для решения задач этого уровня учащиеся также должны знать о ещё одной характеристике экрана, такой как Частота обновления экрана. Эта величина обозначает, сколько раз меняется за секунду изображение на экране. Чем чаще меняется изображение, тем меньше заметно мерцание и тем меньше устают глаза. При длительной работе за компьютером рекомендуется обеспечить частоту не менее 85 Гц. Кроме этого учащиеся должны уметь подбирать оптимальную разрешающую способность экрана, определять для конкретного объема видеопамяти оптимальный графический режим.

    22. Установить различные графические режимы экрана монитора вашего компьютера:

    а) режим с максимально возможной глубиной цвета;

    б) режим с максимально возможной разрешающей способностью;

    в) оптимальный режим.

    Решение:

    а) Выбрать контекстное меню Рабочего стола, Свойства, (можно вызвать меню и двойным щелчком на панели управления по значку экрана). В появившемся диалоговом окне Свойства: Экран выбрать вкладку Настойка или Параметры. Максимально возможную глубину цвета можно выбрать из списка Цветовая палитра (или Качество цветопередачи), где выбрать пункт Самое высокое 32 бита (True color24, или 32 бита) Эта операция может требовать перезагрузки компьютера.

    б) Чтобы установить режим с максимально возможной разрешающей способностью надо на этой же вкладке Свойства:Экран переместить движок на панели Область экрана (Разрешение экрана) слева направо и выбрать например 1280 х 1024. В зависимости от видеокарты при изменении разрешения экрана может потребоваться перезагрузка компьютера. Но чаще всего выдается диалоговое окно, предупреждающее о том, что сейчас произойдет пробное изменение разрешения экрана. Для подтверждения щелкнуть на кнопке Ок.

    При попытке изменить разрешение экрана выдается диалоговое окно с запросом о подтверждении изменений. Если не предпринимать никаких действий, то через 15 секунд восстанавливается прежнее разрешение. Это предусмотрено на случай сбоя изображения. Если экран выглядит нормально, следует щелкнуть на кнопке ДА и сохранить новое разрешение.

    в) Для установки оптимального графического режима экрана надо исходить из объема видеопамяти, частоты обновления экрана и учитывать здоровье сберегающие факторы.

    Для настройки частоты обновления экрана надо всё в той же вкладке Свойства:Экран щелкнуть по вкладке Дополнительно. В диалоговом окне свойств видеоадаптера выбрать вкладку Адаптер. Выбрать в списке Частота обновления и выбрать пункт Оптимальный –максимально возможная частота обновления экрана, доступная при текущем разрешении экрана для данной видеокарты и монитора.

    Так чем меньше разрешение экрана, тем больше размеры значков на рабочем столе. Так оптимальным разрешением экрана может быть размеры экрана 800 х 600 точек при глубине цвета 32 бит и частотой обновления 85 Гц.

    23. Объем страницы видеопамяти -125 Кбайт. Монитор работает с 16 цветной палитрой. Какова разрешающая способность экрана. (Задание 8,Тест I-6)

    Решение:

    1. Так как глубина цвета равна 4 (24 =16), то имеем V=4*X*Y

    2. В формуле объема видеопамяти объем выражен в битах, а в условии задачи дан в Кбайтах, поэтому обе части равенства надо представить в байтах:

    125*1024=(X*Y*4)/8 (делим справа на 8 — переводим в байты, умножаем слева на 1024 –переводим в байты)

    3. Далее решаем уравнение: 4*X*Y = 125*1024 * 8

    X*Y = 125*1024*2=250*1024=256000

    4. Наиболее часто в паре разрешающей способности экрана встречается число 640, например 640*200, 640*400, 640*800. Попробуем разделить полученное число на 640

    256000:640=400

    Ответ: Разрешающая способность экрана равна 640*400

    24. Какие графические режимы работы монитора может обеспечить видеопамять объемом в 1 МБ? (2.78 [3])

    Решение:

    Задача опирается на решение задачи №2.76 [3] (решение см. задачу №1 данного электронного пособия), а затем проводится анализ и делаем вывод. Видеопамять объемом 1 МБ может обеспечить следующие графические режимы:

    • 640 х 480 (при глубине цвета 4, 8, 16, 24 бит)

    • 800 х 600 (при глубине цвета 4, 8, 16 бит)

    • 1024 х 768 (при глубине цвета 4, 8 бит)

    • 1280 х 1024 (при глубине цвета 4 бита)

    Ответ: 640 х 480 (4, 8, 16, 24 бит), 800 х 600 (4, 8, 16 бит), 1024 х 768 (4, 8 бит), 1280 х 1024 (4 бита)

    Уровень «5»

    25. Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 15″ и размером точки экрана 0,28 мм.

    Решение:

    1. Задача сводится к нахождению числа точек по ширине экрана. Выразим размер диагонали в сантиметрах. Учитывая ,что 1 дюйм=2,54 см., имеем: 2,54 см • 15 = 38,1 см.
    2. Определим соотношение между высотой и шириной экрана для часто встречающегося режима экрана 1024х768 точек: 768 : 1024 = 0,75.
    3. Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна L, а высота h,

    h:L =0,75, тогда h= 0,75L.

    По теореме Пифагора имеем:
    L2 + (0,75L)2 = 38,12
    1,5625 L2 = 1451,61
    L2 ≈ 929
    L ≈ 30,5 см.
    4.
    Количество точек по ширине экрана равно:
    305 мм : 0,28 мм = 1089.
    Следовательно, максимально возможным разрешением экрана монитора является 1024х768.

    Ответ: 1024х768.

    26. Определить соотношение между высотой и шириной экрана монитора для различных графических режимов. Различается ли это соотношение для различных режимов? а)640х480; б)800х600; в)1024х768; а)1152х864; а)1280х1024. Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 17″ и размером точки экрана 0,25 мм.

    Решение:

    1. Определим соотношение между высотой и шириной экрана для перечисленных режимов, они почти не различаются между собой:

    640×480

    800×600

    1024×768

    1152×864

    1280×1024

    0,75

    0,75

    0,75

    0,75

    0,8

    2. Выразим размер диагонали в сантиметрах:
    2,54 см • 17 = 43,18 см.
    3. Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна L, тогда высота равна 0,75L (для первых четырех случаев) и 0,8L для последнего случая.

    По теореме Пифагора имеем:

    L2 + (0,75L)2 = 43,182
    1,5625 L2 = 1864,5124
    L2 ≈ 1193,2879
    L ≈ 34,5 см

    L2 + (0,8L)2 = 43,182
    1,64 L2 = 1864,5124
    L2 ≈ 1136,8978
    L ≈ 33,7 см.

    4. Количество точек по ширине экрана равно:

    345 мм : 0,25 мм = 1380

    337 мм: 0,25 мм = 1348

    Следовательно, максимально возможным разрешением экрана монитора является. 1280х1024

    Ответ: 1280х1024

    1. Кодировка цвета и изображения.

    Методические рекомендации:

    Учащиеся пользуются знаниями, полученными ранее Системы счисления, перевод чисел из одной системы в другую.

    Используется и теоретический материал темы:

    Цветное растровое изображение формируется в соответствие с цветовой моделью RGB, в которой тремя базовыми цветами являются Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). Интенсивность каждого цвета задается 8-битным двоичным кодом, который часто для удобства выражают в шестнадцатеричной системе счисления. В этом случае используется следующий формат записи RRGGBB.

    Уровень «3»

    27. Запишите код красного цвета в двоичном, шестнадцатеричном и десятичном представлении.

    Решение:

    Красный цвет соответствует максимальному значению интенсивности красного цвета и минимальным значениям интенсивностей зеленого и синего базовых цветов, что соответствует следующим данным:

    Коды/Цвета

    Красный

    Зеленый

    Синий

    двоичный

    11111111

    00000000

    00000000

    шестнадцатеричный

    FF

    00

    00

    десятичный

    256

    0

    0

    28. Сколько цветов будет использоваться, если для каждого цвета пикселя взято 2 уровня градации яркости? 64 уровня яркости каждого цвета?

    Решение:

    1. Всего для каждого пикселя используется набор из трех цветов (красный, зеленый, синий) со своими уровнями яркости (0-горит, 1-не горит). Значит, K=23 =8 цветов.

    2.643 =262144

    Ответ: 8; 262 144 цвета.

    Уровень «4»

    29. Заполните таблицу цветов при 24- битной глубине цвета в 16- ричном представлении.

    Решение:

    При глубине цвета в 24 бита на каждый из цветов выделяется по 8 бит, т.е для каждого из цветов возможны 256 уровней интенсивности (28 =256). Эти уровни заданы двоичными кодами (минимальная интенсивность -00000000, максимальная интенсивность -11111111). В двоичном представлении получается следующее формирование цветов:

    Название цвета

    Интенсивность

    Красный

    Зеленый

    Синий

    Черный

    00000000

    00000000

    00000000

    Красный

    11111111

    00000000

    00000000

    Зеленый

    00000000

    11111111

    00000000

    Синий

    00000000

    00000000

    11111111

    Белый

    11111111

    11111111

    11111111

    Переведя в 16-ричную систему счисления имеем:

    Название цвета

    Интенсивность

    Красный

    Зеленый

    Синий

    Черный

    00

    00

    00

    Красный

    FF

    00

    00

    Зеленый

    00

    FF

    00

    Синий

    00

    00

    FF

    Белый

    FF

    FF

    FF

    30. На «маленьком мониторе» с растровой сеткой размером 10 х 10 имеется черно-белое изображение буквы «К». Представить содержимое видеопамяти в виде битовой матрицы, в которой строки и столбцы соответствуют строкам и столбцам растровой сетки.

    1

    Х

    2 3 4 5 6 7 8 9 10

    10

    Y

    Решение:

    Для кодирования изображения на таком экране требуется 100 бит (1 бит на пиксель) видеопамяти. Пусть «1» означает закрашенный пиксель, а «0» — не закрашенный. Матрица будет выглядеть следующим образом:

    0000000000

    0001000100

    0001001000

    0001010000

    0001100000

    0001010000

    0001001000

    0001000100

    0000000000

    0000000000

    Эксперименты:

    1. Поиск пикселей на мониторе.

    Вооружиться увеличительным стеклом и попытаться увидеть триады красных, зеленых и синих (RGB –от англ. «RedGreenBlue» точек на экране монитора.

    Существуют разные технологии изготовления электронно-лучевых трубок. Если трубка выполнена по технологии «теневая маска», тогда можно увидеть настоящую мозаику из точек. В других случаях, когда вместо маски с отверстиями используется система нитей из люминофора трех основных цветов (апертурная решетка), картина будет совсем иной. Газета приводит очень наглядные фотографии трех типичных картин, которые могут увидеть «любопытные ученики».

    Ребятам полезно было бы сообщить, что желательно различать понятия «точки экрана» и пиксели. Понятие «точки экрана» — физически реально существующие объекты. Пиксели- логические элементы изображения. Как это можно пояснить? Вспомним. Что существует несколько типичных конфигураций картинки на экране монитора: 640 х 480, 600 х 800 пикселей и другие. Но на одном и том же мониторе можно установить любую из них.. Это значит, что пиксели это не точки монитора. И каждый их них может быть образован несколькими соседними светящимися точками ( в пределе одной). По команде окрасить в синий цвет тот или иной пиксель, компьютер, учитывая установленный режим дисплея, закрасит одну или несколько соседних точек монитора. Плотность пикселей измеряется как количество пикселей на единицу длины. Наиболее распространены единицы, называемые кратко как (dots per inch- количество точек на дюйм, 1 дюйм = 2, 54 см). Единица dpi общепринята в области компьютерной графики и издательского дела. Обычно плотность пикселей для экранного изображения составляет 72 dpi или 96dpi.

    2. Проведите эксперимент в графическом редакторе в случае, если для каждого цвета пикселя взято 2 уровня градации яркости? Какие цвета вы получите? Оформите в виде таблицы.

    Решение:

    Красный

    Зеленый

    Синий

    Цвет

    0

    0

    0

    Черный

    0

    1

    0

    Зеленый

    0

    0

    1

    Синий

    1

    1

    1

    Белый

    1

    0

    0

    Красный

    0

    1

    1

    Бирюзовый

    1

    1

    0

    Желтый

    1

    0

    1

    Малиновый

    Векторная графика:

    1. Задачи на кодирование векторного изображения.

    2. Получение векторного изображения с помощью векторных команд

    Методические рекомендации:

    При векторном подходе изображение рассматривается как описание графических примитивов, прямых, дуг, эллипсов, прямоугольников, окружностей, закрасок и пр. Описываются положение и форма этих примитивов в системе графических координат.

    Таким образом векторное изображение кодируется векторными командами, т.е описывается с помощью алгоритма. Отрезок прямой линии определяется координатами его концов, окружность – координатами центра и радиусом, многоугольник – координатами его углов, закрашенная область — линией границы и цветом закраски. Целесообразно, чтобы учащиеся имели таблицу системы команд векторной графики ([6], стр.150):

    Команда

    Действие

    Линия к X1, Y1

    Нарисовать линию от текущей позиции в позицию (X1, Y1).

    Линия X1, Y1, X2,Y2

    Нарисовать линию с координатами начала X1, Y1 и координатами конца X2, Y2. Текущая позиция не устанавливается.

    Окружность X,Y,R

    Нарисовать окружность; X,Y – координаты центра, а R – длина радиуса.

    Эллипс X1, Y1, X2,Y2

    Нарисовать эллипс, ограниченный прямоугольником; (X1, Y1) –координаты левого верхнего, а (X2,Y2) – правого нижнего угла прямоугольника.

    Прямоугольник X1, Y1, X2,Y2

    Нарисовать прямоугольник; (X1, Y1)- координаты левого верхнего угла, (X2,Y2) — координаты правого нижнего угла прямоугольника.

    Цвет рисования Цвет

    Установить текущий цвет рисования.

    Цвет закраски Цвет

    Установить текущий цвет закраски

    Закрасить X,Y, ЦВЕТ ГРАНИЦЫ

    Закрасить произвольную замкнутую фигуру; X, Y – координаты любой точки внутри замкнутой фигуры, ЦВЕТ ГРАНИЦЫ –цвет граничной линии.

    1. Задачи на кодирование векторного изображения.

    Уровень «3»

    1. Описать букву «К» последовательностью векторных команд.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    X

    10

    Y

    Решение задач на измерение информации

    Для решения задач нам понадобится формула, связывающая между
    собой информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность
    алфавита (N):

     N = 2b

    Задача
    1:

    Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет
    одна буква?

    http://school497.ru/download/u/02/img/7_kniga.jpg

    Дано:

    Мощность
    алфавита N = 32

    Какое
    количество информации несет одна буква?

    Решение:

    1. 32 = 2 5, значит
    вес одного символа b = 5 бит.

    Ответ:
    одна буква несет 5 бит информации.

    Задача
    2:

    Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита,
    содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?

    http://school497.ru/download/u/02/img/7_kniga.jpg

    Дано:

    Мощность
    алфавита N = 16
    текст состоит из 10 символов

    Определить
    объем информации в битах.

    Решение:

    1. 16 = 2 4, значит
    вес одного символа b = 4 бита.

    2. Всего символов 10, значит объем
    информации 10 * 4 = 40 бит.

    Ответ:
    сообщение несет 40 бит информации (8 байт).

    Задача
    3:

    Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов.
    Какова мощность алфавита?

    http://school497.ru/download/u/02/img/7_kniga.jpg

    Дано:

    Объем
    сообщения = 300 бит
    текст состоит из 100 символов

    Какова
    мощность алфавита?

    Решение:

    1. Определим вес одного символа: 300
    / 100 = 3 бита.

    2. Мощность алфавита определяем по
    формуле: 2 3 = 8.

    Ответ:
    мощность алфавита N = 8.

    Попробуйте следующие задачи решить самостоятельно.

    Задача
    4:

    Объем сообщения, содержащего 20
    символов, составил 100 бит. Каков размер алфавита, с помощью которого
    записано сообщение?

    Задача
    5:

    Сколько символов содержит сообщение,
    записанное с помощью 8 символьного алфавита, если объем его составил 120
    бит? 

    Задача
    6:

    В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов
    в строке. Вычислить информационный объем книги. 

    Урок
    «
    Вычисление
    объема графического файла»

                                                            Кодирование
    графической информации

    http://www.informatika.edusite.ru/9_0311.bmp

    RGB-модель

        Если посмотреть на экран работающего монитора посмотреть
    через лупу, можно увидеть множество мельчайших точек — пиксели.

         Каждый видеопиксель на цветном экране
    состоит из трех точек (зерен) базовых цветов:
    красного,  зеленого и  синего.

         Таким образом, соседние разноцветные точки сливаются,
    формируя другие цвета.

    http://www.informatika.edusite.ru/9_0310.png

    Вычисление объема графического
    файла

    Информации о состоянии каждого пикселя
    хранится в закодированном виде в памяти ПК. Из основной формулы информатики
    можно подсчитать объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя:

    http://www.informatika.edusite.ru/8_0000.bmp

    N =
    i

    где i глубина кодирования
    (количество бит, занимаемых 1 пикселем), 
    N
    — количество цветов (палитра)

    Для получения черно-белого изображения пиксель может находится в
    одном из  состояний:     
    светится – белый (1),
    не светится – черный (0).

     2 = 2 i ,  i =
    1
     

    Следовательно, для  его хранения требуется 1 бит.

    http://www.informatika.edusite.ru/9_0312.jpg

    Вычисление
    объема растрового изображения

    Задача 1. Вычислить объем
    растрового черно-белого изображения размером 100 х 100.

    Решение: V = K * i = 100 x 100 x 1 бит = 10
    000 бит / 8 бит = 1250 байт / 1024 = 1,22 Кбайт.

    Ответ: 1,22 Кбайт

    Задача 2. Вычислить объем
    растрового изображения размером 100 х 100 и палитрой 256 цветов.

    Решение: 1)  256 = 2 i ,  i = 8 

                     
    2) 
    V = K * i = 100 x 100 8 бит
    = 100
    x 100 x 1
    байт = 10 000 байт / 1024 = 9,76 Кбайт.

    Ответ: 9,76 Кбайт

                                                              
    Вычисление объема векторного изображения

    Задача
    3. 
    Вычислить
    объем векторного изображения.

    Решение: Векторное
    изображение формируется из примитивов и хранится в памяти в виде формулы:

    RECTANGLE 1, 1, 100,  100,
    Red, Green

                     
    Подсчитаем количество символов в этой формуле: 36 символов (букв, цифр, знаков
    препинания и пробелов)

                     
    36 символов х 2 байта = 72 байт    (
    Unicode 1
    символ — 1 байт)

    Ответ: 72 байт

    http://www.informatika.edusite.ru/8_0000.bmp

    Несжатое растровое
    описание квадрата требует примерно  в 139 раз большей памяти, чем
    векторное.

    Урок
    «
    Определение объема графического файла»

    Задача 
    2. 
    Какой объем информации занимает черно-белое изображение 
    размером 600 х 800?

    Решение:  600
    х 800 = 480 000  точек   480 000  точек  х 1 бит = 480
    000  бит

    480
    000  бит / 8 бит / 1024 байт ≈ 58, 59 Кбайт

    Ответ: 58, 59 Кбайт

    Задача  3. Определить  объем
    растрового изображения размером 600 х 800 при глубине цвета 24 бита. 

    Решение:  600
    х 800 = 480 000  точек 480 000  точек  х 24 бит = 11 520
    000  бит

    11 520
    000 бит / 8 бит / 1024 байт = 1406,25 Кбайт / 1024 байт ≈ 1,37 Мбайт

    Ответ: ≈ 1,37 Мбайт

    Задача  3.  Определить объем видеопамяти компьютера, который
    необходим для реализации графического режима монитора с разрешающей
    способностью  1024×768 и палитрой 65536 цветов.

    Решение: N 
    2
     =  65536       i =  16 бит 
         Количество точек изображения равно:
          1024  х 768 = 786432

    16 бит  х 786432 = 12582912 бита / 8 бит / 1024 байт
    = 1536 Кбайт / 1024 байт = 1,5 М байта

    Ответ: 1,5
    М байта

    Задача 
    4. 
    Определить объем растрового изображения размером  200 х 200
    и  256 цветами.

    Решение: 200 
    х 200 х 8 бит = 320 000 бит / 8 бит / 1024 байт = 39,0625 Кбайт ≈ 39 Кбайт

    Ответ: 39 Кбайт

    Самостоятельное
    решение задач:

    Задача 1. Сколько цветов будет в
    палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 6 битах?

    Задача 2.  Для хранения
    растрового изображения размером 1024 х 512 пикселей отвели 256 Кбайт памяти.
    Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

    Задача 3. Сколько
    памяти компьютера требуется для двоичного кодирования 256-цветного рисунка
    размером 10 х 10 точек?

    Задача 4. Разрешение
    экрана монитора – 1024 х 768 точек, глубина цвета – 16 бит. Каков необходимый
    объем видеопамяти для данного графического режима?

    Задача 5. Объем
    видеопамяти равен 512 Кбайт, разрешающая способность дисплея – 800 х 600. Какое
    максимальное количество цветов можно использовать при таких условиях?

    Задача 6. Сравнить размеры
    видеопамяти, необходимые для хранения изображений:

                        
    — 1-е изображение: черно-белое размером 200 х 400

                        
    — 2-е изображение: 4 цветное размером 100 х 200

    1) первое изображение занимает
    памяти больше чем второе на 40000 байтов

    2) первое изображение занимает
    памяти меньше чем второе на 500 байтов

    3) первое изображение занимает
    в два раза больше памяти, чем второе

    4) первое изображение занимает
    в два раза меньше памяти, чем второе

    5) оба изображения имеют
    одинаковый объем памяти

    Домашнее
    задание –
     решить задачи:

    Задача 1. Каждой
    точке экрана монитора (пикселю) поставлены в соответствие четыре бита, что
    позволит отобразить 
    n цветов.        

    Задача 2.  Объём видеопамяти равен 4 Мб,
    битовая глубина – 24, разрешающая способность дисплея – 640 х 480. Какое
    максимальное количество страниц можно использовать при этих условиях?

    Объем памяти для хранения объектов

    Код ОГЭ по информатике: 2.1.3.  Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов



    Оценка количества информации

    Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. Такой подход позволяет количественно измерять информацию.

    Впервые объективный подход к измерению количества информации был предложен американским инженером Р. Хартли в 1928 г. Позже, в 1948 г., этот подход обобщил создатель общей теории информации К. Шеннон.

    Формула Хартли устанавливает связь между количеством возможных равновероятных информационных сообщений N и количеством информации I, которое содержится в этих сообщениях: N = 2I

    При алфавитном подходе к определению количества информации рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. При этом содержание информации значения не имеет.

    По приведенной выше формуле можно рассчитать, какое количество информации I несет каждый из знаков этой системы. Если в алфавите знаковой системы N знаков, то каждый знак несет количество информации: I = log2 N

    Чем больше знаков содержит алфавит, тем больше информации несет один его знак. Если количество символов алфавита равно N, а количество символов в записи сообщения — М, то информационный объем этого сообщения вычисляется по формуле:  I = M • log2 N

    Таким образом, мерой объема любого сообщения в компьютере или на каком–либо носителе принято считать общую длину двоичного кода этого сообщения. Такая мера весьма удобна, поскольку она не связана ни с видом сообщения, ни с его смыслом. Текстовое, звуковое или иное сообщение одинаково характеризуется тем количеством двоичных знаков, которым оно представлено в выбранной системе кодировки.

    Количество информации в текстовом сообщении

    Текстовая информация состоит из букв, цифр, знаков препинания, различных специальных символов. Для кодирования текстовой информации используют различные коды. Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. Существуют различные таблицы кодировок текстовой информации.

    Распространенная таблица кодировки ASCII (читается «аски», American Standard Code for Information Interchange — стандартный американский код для обмена информацией) использует 1 байт для кодов информации. Если код каждого символа занимает 1 байт (8 бит), то с помощью такой кодировки можно закодировать 28 = 256 символов.

    Таблица ASCII состоит из двух частей. Первая, базовая часть, является международным стандартом и содержит значения кодов от 0 до 127 (для цифр, операций, латинского алфавита, знаков препинания). Вторая, национальная часть, содержит коды от 128 до 255 для символов национального алфавита, т. е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы.

    Таблица ASCII

    В настоящее время существует несколько различных кодировок второй части таблицы для кириллицы — КОИ8–Р, KOI8–U, Windows, MS–DOS, Macintosh, ISO. Наиболее распространенной является таблица кодировки Windows–1251. Из–за разнообразия таблиц кодировки могут возникать проблемы при переносе русского текста между компьютерами или различными программами.

    Поскольку объем в 1 байт явно мал для кодирования разнообразных и многочисленных символов мировых алфавитов, была разработана система кодирования Unicode. В ней для кодирования символа отводится 2 байта (16 бит). Это означает, что система позволяет закодировать 216 = 65 536 символов. Полная спецификация стандарта Unicode включает в себя все существующие, вымершие и искусственно созданные алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических и прочих символов.


    Количество графической информации

    Растровое графическое изображение состоит из отдельных точек — пикселей, образующих строки и столбцы.

    Основные свойства пикселя — его расположение и цвет. Значения этих свойств кодируются и сохраняются в видеопамяти компьютера.

    Качество изображения зависит от пространственного разрешения и глубины цвета.

    Разрешение — величина, определяющая количество точек (пикселей) на единицу площади.

    Глубина цвета — объем памяти (в битах), используемой для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики или видеоизображения.

    Для графических изображений могут использоваться различные палитры — наборы цветов. Количество цветов N в палитре и количество информации I, необходимое для кодирования цвета каждой точки, связаны соотношением: N = 2I

    Например, для черно–белого изображения палитра состоит из двух цветов. Можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать цвет каждой точки (пикселя): 2 = 2I> Iпикселя = 1 бит

    Чтобы определить информационный объем видеоизображения, необходимо умножить количество информации одного пикселя на количество пикселей в изображении: I = Iпикселя • X • Y,  где Х — количество точек изображения по горизонтали, Y — количество точек изображения по вертикали.

    Существует несколько цветовых моделей для количественного описания цвета. В основе модели RGB (сокращение от англ. Red, Green, Blue) лежат три основных цвета: красный, зеленый и синий. Все другие цвета создаются с помощью смешения их оттенков. Например, при смешивании красного и зеленого цветов получим желтый, красного и синего — пурпурный, зеленого и синего — бирюзовый. Если смешать все три основные цвета максимальной яркости, получим белый цвет.

    Если один цвет имеет 4 оттенка, то общее количество цветов в модели RGB будет составлять 4 • 4 • 4 = 64. При 256 оттенках для каждого цвета общее количество возможных цветов будет равно 256 • 256 • 256 = 16 777 216 ≈ 16,7 млн.

    В современных компьютерах для представления цвета обычно используются от 2–х до 4–х байт. Два байта (16 бит) позволяют различать 216, то есть 65 536 цветов и оттенков. Такой режим представления изображений называется High Color. Четыре байта (32 бита) обеспечивают цветную гамму в 232, то есть 4 294 967 296 цветов и оттенков (приблизительно 4,3 миллиарда). Такой режим называется True Color.

    В графических редакторах применяются и другие цветовые модели. Например, модель CMYK — она основана на цветах, получающихся при отражении белого света от предмета: бирюзовом (англ. Cyan), пурпурном (англ. Magenta), желтом (англ. Yellow). Эта модель применяется в полиграфии, где чаще всего употребляется черный цвет (ключевой, англ. Key).


    Измерение объемов звуковой информации

    Звук является непрерывным сигналом. Для использования звука в компьютере его преобразуют в цифровой сигнал. Это преобразование называется дискретизацией: для кодирования звука производят его измерение с определенной частотой (несколько раз в секунду). частота дискретизации и точность представления измеренных значений определяют качество представления звука в компьютере. Чем выше частота дискретизации и чем больше количество разных значений, которыми можно характеризовать сигнал, тем выше качество отображения звука.

    В современных компьютерах обычно применяется частота дискретизации в 22 кГц или 44,1 кГц (1 кГц — это тысяча измерений за 1 секунду), а для представления значения сигнала выделяются 2 байта (16 бит), что позволяет различать 216, то есть 65 536 значений.


    Конспект урока по информатике «Объем памяти для хранения объектов».

    Вернуться к Списку конспектов по информатике.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти значение силы в момент времени
  • Как найти девчонка 16 лет
  • Как найти правильную дробь от неправильной дроби
  • Пропал whatsapp как его найти
  • Как найти в полу трубы теплого пола