С появлением графических станций в виде компьютера начался новый этап в освоении ПК-машины как средства обработки графической информации. Потому, что компьютер способен не только решать вычислительные задачи, но и представлять любые процессы на экране монитора.
Графический интерфейс пользователя стал стандартом программного обеспечения разных областей. Возможно, это связано с человеческой психикой: наглядность способствует быстрому изучению и пониманию
Любая графика представляется в аналоговой или дискретных формах.
Аналоговая форма — это живописное полотно, дискретное изображение – рисунок, напечатанный на струйном принтере, то есть состоящий из множеств разноцветных маленьких точек.
Изображения из аналоговой формы (бумага, фото-, кинопленка) в цифровую (дискретную) форматируется путем дискретизации – например, путем сканирования.
Кодирование — это преобразования символов одной знаковой системы в другую.
Все компьютерные изображения разделяют на два основных типа: растровые и векторные
В растровой графике изображение в процессе кодирования разбивается на маленькие точки или пиксели. Каждому пикселю присваивается код его цвета вместе. Информация о каждой такой точке содержит компьютерная видеопамять.
Пиксель — минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом
Векторная графика создается из примитивных объектов таких как линия, кривая, точка, прямоугольник, треугольник, окружность. Эти элементы и их объём описываются с помощью математических формул.
Качество кодирования изображения зависит от:
1) частотой дискретизации, т.е. размером фрагментов, на которые делится изображение. Качество кодирования изображения тем выше, чем меньше размер точки и соответственно большее количество точек составляет изображение.
2) глубиной кодирования, т.е. количество цветов. Чем большее количество цветов, то есть большее количество возможных состояний точки изображения, используется, тем более качественно кодируется изображение (каждая точка несет большее количество информации). Совокупность используемых в наборе цветов образует палитру цветов.
Графическая информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется из определенного количества строк.
Графический режим вывода изображения на экран монитора определяется величиной разрешающей способности и глубиной цвета.
Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается. Чем больше разрешающая способность, то есть чем больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображения.
В современных персональных компьютерах обычно используются три основные разрешающие способности экрана:
1) 800 х 600
2) 1024 х 768
3) 1280 х 1024
Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Такая цветовая модель называется RGB-моделью по первым буквам английских названий цветов (Red, Green, Вluе).
Для получения богатой палитры цветов базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.
Качество кодирования изображения зависит от:
Качество кодирования изображения зависит от:
— размера точки — чем меньше её размер, тем больше количество точек в изображении
— количества цветов (палитры) — чем большее количество возможных состояний точки, тем качественнее изображение
Вычисление объема векторного изображения
Вычисление объема векторного изображения
Задача 3. Вычислить объем векторного изображения.
Решение: Векторное изображение формируется из примитивов и хранится в памяти в виде формулы:
RECTANGLE 1, 1, 100, 100, Red, Green
Подсчитаем количество символов в этой формуле: 36 символов (букв, цифр, знаков препинания и пробелов)
36 символов х 2 байта = 72 байт (Unicode 1 символ — 1 байт)
Ответ: 72
Несжатое растровое описание квадрата требует примерно
Несжатое растровое описание квадрата требует примерно
в 139 раз большей памяти, чем векторное.
в 139 раз большей памяти, чем векторное.
Расчёт информационного объёма текстового сообщения (количества информации, содержащейся в информационном сообщении) основан на подсчёте количества символов в этом сообщении, включая пробелы, и на определении информационного веса одного символа, который зависит от кодировки, используемой при передаче и хранении данного сообщения.
В традиционной кодировке (Windows, ASCII) для кодирования одного символа используется 1 байт (8 бит). Эта величина и является информационным весом одного символа. Такой 8-ми разрядный код позволяет закодировать 256 различных символов, т.к. 2 8 =256.
В настоящее время широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта (16 бит). С его помощью можно закодировать 2 16 = 65536 различных символов.
Итак, для расчёта информационного объёма текстового сообщения используется формула
где Vtext – это информационный объём текстового сообщения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; nсимв – количество символов в сообщении, i – информационный вес одного символа, который измеряется в битах на один символ; kсжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.
Информация в кодировке Unicode передается со скоростью 128 знаков в секунду в течение 32 минут. Какую часть дискеты ёмкостью 1,44Мб займёт переданная информация?
Дано: v = 128 символов/сек; t = 32 минуты=1920сек; i = 16 бит/символ
nсимв = v*t = 245760 символов V=nсимв*i = 245760*16 = 3932160 бит = 491520 байт = 480 Кб = 0,469Мб, что составляет 0,469Мб*100%/1,44Мб = 33% объёма дискеты
Ответ: 33% объёма дискеты будет занято переданным сообщением
Расчёт иформационного объема растрового изображения
Расчёт информационного объёма растрового графического изображения (количества информации, содержащейся в графическом изображении) основан на подсчёте количества пикселей в этом изображении и на определении глубины цвета (информационного веса одного пикселя).
Итак, для расчёта информационного объёма растрового графического изображения используется формула (3):
где Vpic – это информационный объём растрового графического изображения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; K – количество пикселей (точек) в изображении, определяющееся разрешающей способностью носителя информации (экрана монитора, сканера, принтера); i – глубина цвета, которая измеряется в битах на один пиксель; kсжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.
Глубина цвета задаётся количеством битов, используемым для кодирования цвета точки. Глубина цвета связана с количеством отображаемых цветов формулой N=2 i , где N – это количество цветов в палитре, i – глубина цвета в битах на один пиксель.
1) В результате преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 256 до 16. Как при этом изменится объем видеопамяти, занимаемой изображением?
Дано: N1 = 256 цветов; N2 = 16 цветов;
N1 = 256 = 2 8 ; i1 = 8 бит/пиксель
N2 = 16 = 2 4 ; i2 = 4 бит/пиксель
Ответ: объём графического изображения уменьшится в два раза.
2) Сканируется цветное изображение стандартного размера А4 (21*29,7 см). Разрешающая способность сканера 1200dpi и глубина цвета 24 бита. Какой информационный объём будет иметь полученный графический файл?
Дано: i = 24 бита на пиксель; S = 21см*29,7 см D = 1200 dpi (точек на один дюйм)
Используем формулы V = K*i;
S = (21/2,54)*(29,7/2,54) = 8,3дюймов*11,7дюймов
K = 1200*8,3*1200*11,7 = 139210118 пикселей
V = 139210118*24 = 3341042842бита = 417630355байт = 407842Кб = 398Мб
Ответ: объём сканированного графического изображения равен 398 Мегабайт
Урок » Вычисление объема графического файла»
Качество кодирования изображения зависит от :
— размера точки — чем меньше её размер, тем больше количество точек в изображении
— количества цветов (палитры) — чем большее количество возможных состояний точки, тем качественнее изображение
Вычисление объема графического файла
Информации о состоянии каждого пикселя хранится в закодированном виде в памяти ПК. Из основной формулы информатики можно подсчитать объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя:
где i — глубина кодирования (количество бит, занимаемых 1 пикселем), N — количество цветов (палитра)
Для получения черно-белого изображения пиксель может находится в одном из состояний: светится – белый (1) , не светится – черный (0) .
Следовательно, для его хранения требуется 1 бит.
Глубина цвета I
Количество отображаемых цветов N
2 4 = 16
2 8 = 256
16 (hige color)
2 16 = 65 536
24 (true color)
2 24 = 16 777 216
32 (true color)
2 32 = 4 294 967 296
Вычисление объема растрового изображения
где V — объем файла , k — количество пикселей , i — глубина цвета
Задача 1. Вычислить объем растрового черно-белого изображения размером 128 х 128.
Решение: 1) N = 2 = 2 i , i = 1
2) V = K * i = ( 1 28 x 1 28 x 1 бит) / (8 * 1024) = 2 Кбайт.
Задача 2. Вычислить объем растрового изображения размером 128 х 128 и палитрой 256 цветов.
Решение: 1) N = 256 = 2 i , i = 8
2) V = K * i = ( 1 28 x 1 28 x 8 бит) / (8 х 1024) = 16 Кбайт.
Задача 3. Рассчитайте объём видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 640 х 480 и палитрой из 65 536 цветов.
Решение: 1) N = 65536 = 2 i , i = 16
2) V = K * i = ( 640 x 4 8 0 x 16 бит) / (8 х 1024) = 6 00 Кбайт.
Ответ: 6 00 Кбайт
Вычисление объема векторного изображения
Задача 3. Вычислить объем векторного изображения.
Решение: Векторное изображение формируется из примитивов и хранится в памяти в виде формулы:
RECTANGLE 1, 1, 100, 100, Red, Green
Подсчитаем количество символов в этой формуле: 36 символов (букв, цифр, знаков препинания и пробелов)
36 символов х 2 байта = 72 байт ( Unicode 1 символ — 1 байт)
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (586,8 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.
- Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя различные подходы к измерению информации.
Обобщение и систематизация знаний, развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”, развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.
ТСО и наглядность: проектор, распечатки с заданиями, презентация по ходу урока.
Единицы измерения информации.
В 1 бит можно записать один двоичный символ.
1 байт = 8 бит.
В кодировке ASCII в один байт можно записать один 256 символьный код.
В кодировке UNICODE один 256 символьный код занимает в памяти два байта.
1 килобайт = 1024 байт
1 мегабайт = 1024 килобайт
1 гигабайт = 1024 мегабайт
1 терабайт = 1024 гигабайт
Формула Хартли 2 i = N где i– количество информации в битах, N – неопределенность
Таблица степеней двойки, которая показывает сколько информации можно закодировать с помощью i – бит
i
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
N=2 i
1
2
4
8
16
32
64
128
256
512
1024
Чтобы вычислить информационный объем сообщения надо количество символов умножить на число бит, которое требуется для хранения одного символа
Например: двоичный текст 01010111 занимает в памяти 8 бит
Этот же текст в кодировке ASCII занимает 8 байт или 64 бита
Этот же текст в кодировке UNICODE занимает 16 байт или 128 бит.
Не забывайте, что пробелы надо тоже считать за символы поскольку они также набираются на клавиатуре и хранятся в памяти.
Мощность алфавита – это количество символов в алфавите или неопределенность из формулы Хартли.
Информационный вес одного символа – это значение i из формулы Хартли.
Отсюда можно сделать вывод, что не существует алфавита, состоящего из одного символа, поскольку тогда информационный вес этого символа был бы равен 0.
План урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка присутствующих. Сообщение темы и целей урока. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
Провожу проверку знаний, полученных на предыдущем уроке.
- N=2 i , I=log2 1/p какие это формулы и когда они применяются?
- Для знакового представления информации используется………
- Какие единицы информации вы знаете?
- Вы подошли к светофору, когда горел желтый цвет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
- Объем информационного сообщения составляет 1 6 384 бита. Выразить его в килобайтах.
- Сколько бит информации содержит сообщение объемом 4 Мб? Ответ дать в степенях 2.
- В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
- Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 512 символов. Какой объем информации оно несет в килобайтах?
- Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если объем ею составил 1/16 часть килобайта?
III. Применения и закрепления полученных знаний.
Обсуждаются темы из различных областей знаний, возможные для использования на уроке. Конкретизируется и выдается задание по теме урока с учетом воспитательных и развивающих целей урока.
(Решение задач. На доске проецируется слайд с заданием.)
1) На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвёртый путь. Сколько информации вы получили?
2) Сообщение о том , что ваш друг живёт на 10 этаже, несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
3) Загадано число из промежутка от 1 до 64. Какое количество информации необходимо для угадывания числа из этого промежутка?
4) Какой объём памяти на диске требуется для записи 5 страниц текста набранного на компьютере, если каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке?
5) Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256 – символьного алфавита, если объём его составил 1/32 часть Мбайта?
6) Объём сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
7) За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятёрку, несёт 2 бита информации. Сколько пятёрок ученик получил за четверть?
В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали чёрный шар?
9) В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали шар?
Самостоятельная работа. Ученики выполняют тестовые задания
Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением.
1 вариант
Шахматная доска состоит 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) 7.
Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, а второй текст – в алфавите из 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
1) 12; 2) 2; 3) 24; 4) 4.
Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования положительных чисел, меньших 60?
1) 1; 2) 6; 3) 36; 4) 60.
Двое играют в “крестики-нолики” на поле 4 на 4 клетки. Какое количество информации получил второй игрок, узнав ход первого игрока?
1) 1 бит; 2) 2 бита; 3) 4 бита; 4) 16 бит.
1) 77; 2) 256; 3) 156; 4) 512.
2 вариант
Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?
1) 10; 2) 20; 3) 30; 4) 40.
Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
1) 8; 2) 12; 3) 24; 4) 36.
В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?
1) 4; 2) 8; 3) 16; 4) 32.
За четверть Василий Пупкин получил 20 оценок. Сообщение о том, что он вчера получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок получил Василий за четверть?
1) 2; 2) 4; 3) 5; 4) 10.
1) 4; 2) 16; 3) 64; 4) 81.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок на тестовую работу.
V. Домашнее задание.
Получают домашнее задание к следующему уроку.
1 вариант
2 вариант
Решение задач на измерение информации
Для решения задач нам понадобится формула, связывающая между
собой информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность
алфавита (N):
N = 2b
Задача
1:
Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет
одна буква?
|
Дано: Мощность Какое |
Решение:
1. 32 = 2 5, значит
вес одного символа b = 5 бит.
Ответ:
одна буква несет 5 бит информации.
Задача
2:
Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита,
содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?
|
Дано: Мощность Определить |
Решение:
1. 16 = 2 4, значит
вес одного символа b = 4 бита.
2. Всего символов 10, значит объем
информации 10 * 4 = 40 бит.
Ответ:
сообщение несет 40 бит информации (8 байт).
Задача
3:
Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов.
Какова мощность алфавита?
|
Дано: Объем Какова |
Решение:
1. Определим вес одного символа: 300
/ 100 = 3 бита.
2. Мощность алфавита определяем по
формуле: 2 3 = 8.
Ответ:
мощность алфавита N = 8.
Попробуйте следующие задачи решить самостоятельно.
Задача
4:
Объем сообщения, содержащего 20
символов, составил 100 бит. Каков размер алфавита, с помощью которого
записано сообщение?
Задача
5:
Сколько символов содержит сообщение,
записанное с помощью 8 символьного алфавита, если объем его составил 120
бит?
Задача
6:
В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов
в строке. Вычислить информационный объем книги.
Урок
«Вычисление
объема графического файла»
Кодирование
графической информации
RGB-модель |
Если посмотреть на экран работающего монитора посмотреть Каждый видеопиксель на цветном экране Таким образом, соседние разноцветные точки сливаются, |
|
Вычисление объема графического
файла
Информации о состоянии каждого пикселя
хранится в закодированном виде в памяти ПК. Из основной формулы информатики
можно подсчитать объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя:
|
N = где i — глубина кодирования |
Для получения черно-белого изображения пиксель может находится в 2 = 2 i , i = Следовательно, для его хранения требуется 1 бит. |
|
Вычисление
объема растрового изображения
Задача 1. Вычислить объем
растрового черно-белого изображения размером 100 х 100.
Решение: V = K * i = 100 x 100 x 1 бит = 10
000 бит / 8 бит = 1250 байт / 1024 = 1,22 Кбайт.
Ответ: 1,22 Кбайт
Задача 2. Вычислить объем
растрового изображения размером 100 х 100 и палитрой 256 цветов.
Решение: 1) 256 = 2 i , i = 8
2) V = K * i = 100 x 100 x 8 бит
= 100 x 100 x 1
байт = 10 000 байт / 1024 = 9,76 Кбайт.
Ответ: 9,76 Кбайт
Вычисление объема векторного изображения
Задача
3. Вычислить
объем векторного изображения.
Решение: Векторное
изображение формируется из примитивов и хранится в памяти в виде формулы:
RECTANGLE 1, 1, 100, 100,
Red, Green
Подсчитаем количество символов в этой формуле: 36 символов (букв, цифр, знаков
препинания и пробелов)
36 символов х 2 байта = 72 байт (Unicode 1
символ — 1 байт)
Ответ: 72 байт
|
Несжатое растровое |
Урок
«Определение объема графического файла»
Задача
2. Какой объем информации занимает черно-белое изображение
размером 600 х 800?
Решение: 600
х 800 = 480 000 точек 480 000 точек х 1 бит = 480
000 бит
480
000 бит / 8 бит / 1024 байт ≈ 58, 59 Кбайт
Ответ: 58, 59 Кбайт
Задача 3. Определить объем
растрового изображения размером 600 х 800 при глубине цвета 24 бита.
Решение: 600
х 800 = 480 000 точек 480 000 точек х 24 бит = 11 520
000 бит
11 520
000 бит / 8 бит / 1024 байт = 1406,25 Кбайт / 1024 байт ≈ 1,37 Мбайт
Ответ: ≈ 1,37 Мбайт
Задача 3. Определить объем видеопамяти компьютера, который
необходим для реализации графического режима монитора с разрешающей
способностью 1024×768 и палитрой 65536 цветов.
Решение: N
= 2i = 65536 i = 16 бит
Количество точек изображения равно:
1024 х 768 = 786432
16 бит х 786432 = 12582912 бита / 8 бит / 1024 байт
= 1536 Кбайт / 1024 байт = 1,5 М байта
Ответ: 1,5
М байта
Задача
4. Определить объем растрового изображения размером 200 х 200
и 256 цветами.
Решение: 200
х 200 х 8 бит = 320 000 бит / 8 бит / 1024 байт = 39,0625 Кбайт ≈ 39 Кбайт
Ответ: 39 Кбайт
Самостоятельное
решение задач:
Задача 1. Сколько цветов будет в
палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 6 битах?
Задача 2. Для хранения
растрового изображения размером 1024 х 512 пикселей отвели 256 Кбайт памяти.
Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
Задача 3. Сколько
памяти компьютера требуется для двоичного кодирования 256-цветного рисунка
размером 10 х 10 точек?
Задача 4. Разрешение
экрана монитора – 1024 х 768 точек, глубина цвета – 16 бит. Каков необходимый
объем видеопамяти для данного графического режима?
Задача 5. Объем
видеопамяти равен 512 Кбайт, разрешающая способность дисплея – 800 х 600. Какое
максимальное количество цветов можно использовать при таких условиях?
Задача 6. Сравнить размеры
видеопамяти, необходимые для хранения изображений:
— 1-е изображение: черно-белое размером 200 х 400
— 2-е изображение: 4 цветное размером 100 х 200
1) первое изображение занимает
памяти больше чем второе на 40000 байтов
2) первое изображение занимает
памяти меньше чем второе на 500 байтов
3) первое изображение занимает
в два раза больше памяти, чем второе
4) первое изображение занимает
в два раза меньше памяти, чем второе
5) оба изображения имеют
одинаковый объем памяти
Домашнее
задание – решить задачи:
Задача 1. Каждой
точке экрана монитора (пикселю) поставлены в соответствие четыре бита, что
позволит отобразить n цветов.
Задача 2. Объём видеопамяти равен 4 Мб,
битовая глубина – 24, разрешающая способность дисплея – 640 х 480. Какое
максимальное количество страниц можно использовать при этих условиях?
Информатика
7 класс
Урок № 12
Векторная графика
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Понятие векторной графики.
- Достоинства и недостатки векторных изображений.
- Решение типовых задач.
- Знакомство с векторными графическими редакторами.
Тезаурус:
Способ, при котором рисунок создаётся с помощью формул, описывающих объекты, из которых составлен рисунок, называется векторным.
Стандартные фигуры, с помощью которых создаются изображения в графическом редакторе, называются графическими примитивами.
Достоинства векторной графики: небольшой информационный объём; легко поддаётся масштабированию.
Недостатки векторной графики: векторные изображения, напечатанные на бумаге, отличаются от изображений, полученных на экране компьютера; векторные изображения не получаются фотографического качества.
Векторные графические редакторы: MicrosoftWord, CorelDraw, GravitDesigner, Vectrи другие.
Основная литература:
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
Дополнительная литература:
- Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Современные дети сейчас всё чаще рисуют не в альбомах, а на планшетах или компьютерах. Такие рисунки легче создавать, исправлять, раскрашивать, размножать.
Сейчас существует огромное количество различных программ для создания изображений на компьютере, и эти программы имеют большие возможности. Ведь, чтобы нарисовать, например, слоника карандашом, нужно иметь способность к рисованию. На компьютере изобразить того же слоника будет проще, т.к. можно использовать лишь инструменты графического редактора, которые также могут помочь в исправлении рисунка, увеличении или уменьшении, раскраске.
Ведь, если изображение состоит из нескольких одинаковых фрагментов, то в альбоме эти фрагменты придётся рисовать не один раз, а на компьютере достаточно нарисовать фрагмент и применить функцию копирования. А если таких рисунков нужно несколько штук. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими компьютерными программами, которые относятся к векторной графике, научимся создавать векторные изображения.
Чтобы создать изображение на компьютере, нужно открыть соответствующую программу, установить курсор в нужном месте, выбрать какой-нибудь инструмент графического редактора и начать творить. Некоторые графические изображения могут состоять из прямоугольников, прямых, окружностей и других геометрических фигур, которые могут быть описаны математически. Т.е. для создания окружности нужно указать координату центра и радиус, для создания прямоугольника – координаты вершин. Вот именно для создания таких графических объектов используют векторные графические редакторы.
Кроме описания математических действий в векторной графике можно применять различные способы создания изображения: задавать цвет линий, их толщину, цвет заполнения и другие свойства геометрических фигур.
Стандартные фигуры, с помощью которых создаются изображения в векторном графическом редакторе, называются графическими примитивами. Их можно копировать, перемещать по экрану, вращать, накладывать один на другой. К ним можно применять различные спецэффекты. Но, нужно помнить, чтобы изменить объект, его сначала нужно выделить, щёлкнув на нужном изображении.
Векторные изображения чаще всего получают с помощью геометрических фигур.
У любых векторных изображений есть определённые особенности:
1) когда векторное изображение сохраняется, в памяти компьютера остаётся информация о геометрических объектах, с помощью которых изображение было создано. Другими словами, информационный объём векторного изображения при его сохранении будет небольшим.
2) если мы хотим увеличить или уменьшить векторное изображение, то старый объект удаляется, а создаётся новый с учётом изменённых данных. Т.е. векторное изображение можно увеличивать или уменьшать без потери качества.
Всё это является достоинствами векторных изображений.
Но есть, конечно же, и недостатки:
‑ векторные изображения не получаются фотографического качества;
‑ распечатанная на принтере картинка, выглядит совсем не так, как на экране.
Таким образом, можно сделать вывод, что векторные изображения создаются вручную с помощью векторных графических программ, которые можно использовать в редакциях, рекламных агентствах, конструкторских бюро. Самым простым векторным редактором является MicrosoftWord.
Ответьте на вопрос:
Какой графический редактор будете использовать при создании изображения?
Конечно же, для создания такого рисунка лучше использовать векторный графический редактор, потому что изображение создаётся из геометрических фигур, которые, к тому же, можно скопировать, размножить, сгруппировать, увеличить или уменьшить.
Итак, сегодня мы узнали, что такое векторная графика, проанализировали достоинства и недостатки векторной графики, познакомились с векторным графическим редактором.
Самым распространённым векторным графическим редактором является CorelDraw. Программа уникальна, т.к. работает с различными объектами, которые можно не только создавать с помощью геометрических фигур, но и комбинировать, выполняя различные операции. Программа имеет возможность работать с различными схемами, пиктограммами, рисунками, текстовыми объектами. Созданное изображение можно залить одним цветом, а можно создать узор. Векторный редактор CorelDraw позволяет вставлять в документ растровые рисунки, которые можно редактировать, создавать текст, который можно форматировать.
Помимо основных действий в любом графическом редакторе, CorelDraw позволяет трансформировать объекты, изменять форму прямых и кривых линий, изменять параметры контура. Редактор имеет возможность применять различные спецэффекты: перетекание формы и цвета объектов, искажение объектов, создание объёмных объектов и другие возможности.
К сожалению, программа не является свободным программным обеспечением.
Векторные изображения имеют расширение *cdr.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1.Тип задания: выберите правильный ответ.
Какой графический редактор является векторным?
Вариантыответов:
1. Gimp
2. CorelDraw
3. Paint
4. Adobe Photoshop
Решение:
Так как, графические редакторы Gimp, Paint, AdobePhotoshop являются растровыми, то верный вариант ответа под цифрой 2 ‑CorelDraw.
Ответ: 2. CorelDraw.
№2. Тип задания: единичный выбор.
По имеющемуся описанию определите, что будет нарисовано?
Установить 20, 50
Линия к 40, 70
Линия к 50, 70
Линия к 90, 110
Линия к 120, 120
Линия к 110, 90
Линия к 70, 50
Линия к 70, 40
Линия к 50, 20
Линия к 50, 40
Линия к 40, 50
Линия к 20, 50
Окружность 80, 80, 10
Окружность 100, 100, 10
Выбери верный ответ.
Варианты ответов:
Дом
Ракета
Цветок
Солнце
Решение:
По имеющимся координатам в прямоугольной системе координат отмечаются точки. Далее их нужно по порядку соединить и посмотреть, что получается.
В результате мы видим, что получилась ракета, выбираем правильный ответ.
Ответ: ракета.
№3. Тип задания: ввод с клавиатуры.
Некоторый рисунок сохранили в двух форматах: сначала как 16-цветный рисунок, потом как 24-разрядный. Во сколько раз изменился файл?
Дано:
N = 16
I = 24
V1/V2 = ?
Решение:
N = 2i, 16 = 2i, i = 4 бита.
V1/V2 = 24 : 4 = 6.
Ответ: в 6 раз.