Как найти объемную долю вещества в смеси

Решение задач с долей вещества в смеси, в соединении

Ключевые слова конспекта: массовая доля вещества в смеси или растворе, молярная доля вещества, объемная доля вещества, массовая доля элемента в соединении, масса элемента, массовая доля элемента.


 Массовую долю вещества в смеси или растворе вычисляют как отношение массы вещества, входящего в состав смеси, к массе всей смеси. Массовую долю часто выражают в процентах. Для этого отношение массы вещества к массе смеси умножают на 100%:

Аналогично объемную долю вещества вычисляют как отношение объема вещества к объему смеси, а молярную долю вещества — как отношение количества вещества одного из компонентов смеси к сумме количеств веществ всех компонентов смеси:

Массовую долю элемента в соединении вычисляют как отношение массы элемента, входящего в состав данного соединения, к массе всего соединения:

Зная молекулярную формулу соединения, массу элемента, входящего в его состав, вычисляют как произведение молярной массы элемента на число атомов этого элемента в соединении.

В этом случае массовую долю элемента в соединении рассчитывают как отношение этой величины к молярной массе всего соединения:

Цитаты из пособия «Задачи по химии 8-9 кл.» (авт. О.С. Габриелян и др.) использованы в учебных целях. Ссылка на покупку книги указана в конце конспекта.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1.
25 г оксида магния смешали с 35 г оксида алюминия. Определите массовую долю оксида магния в данной смеси.

Ответ. ω(MgO) = 0,417, или 41,7%.

Задача № 2.
Вычислите объемную долю азота в смеси газов, содержащей 32 л азота, 48 л углекислого газа, 36 л гелия и 14 л водорода.

Ответ. φ(N2) = 0,246, или 24,6%.

Задача № 3.
Вычислите молярную и массовую долю (в %) оксида углерода (II) в смеси, содержащей 16,8 л (н. у.) оксида углерода (II) и 13,44 л (н. у.) оксида углерода (IV).

Ответ. χ(СО) = 55,56%, ω(СО) = 44,3%.

Задача № 4.
В воде растворили 15 г хлорида натрия. Вычислите массу полученного раствора, если массовая доля соли в нем равна 5%.

Ответ: m(р-ра) = 300 г.

Задача № 5.
Образец сплава меди с цинком имеет массу 75 г. Массовая доля меди в этом сплаве равна 64%. Определите массу цинка в данном образце.

Ответ. m(Zn) = 27 г.

[highlight]Задача № 6.[/highlight] Объемная доля аммиака в смеси с кислородом равна 40%. Вычислите плотность данной смеси по воздуху.

Посмотреть РЕШЕНИЕ

Ответ. Dвозд(смеси) = 0,896.

Задача № 7.
Найдите массовую долю кислорода в фосфате натрия.

Посмотреть РЕШЕНИЕ

Ответ. ω (O) = 39%.

[highlight]Задача № 8.[/highlight] Определите массовую долю фосфора в смеси, содержащей 55 г фосфата натрия и 70 г дигидрофосфата натрия.

Посмотреть РЕШЕНИЕ

Ответ. ω(Р) = 22,77%

[highlight]Задача № 9.[/highlight] Массовая доля серы в техническом сульфате натрия равна 20,48%. Рассчитайте массовую долю примесей в данном продукте (в %).

Посмотреть РЕШЕНИЕ

Ответ. ω (примесей) = 9,12%.

Задача № 10.
Плотность смеси оксида азота (II) и оксида азота (IV) по водороду равна 17,8. Найдите массовую долю оксида азота (IV) в данной смеси.

Посмотреть РЕШЕНИЕ

Ответ. ω(NO2) = 45,2%.


Решение задач с долей вещества в смеси, в соединении. Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующей теме: Решение задач на вывод формул соединений
  • Вернуться к списку конспектов по Химии.
  • Проверить знания по Химии.
  • Купить книгу Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл. / О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа.

Массовая и объемная доли компонентов смеси. Полные уроки

Гипермаркет знаний>>Химия>>Химия 8 класс. Полные уроки>>Химия: Массовая и объемная доли компонентов смеси. Полные уроки


Тема. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Содержание

  • 1 Цели урока:
  • 2 Задачи урока:
  • 3 Основные термины:
  • 4 Ход урока:
  • 5 Растворы в природе.
  • 6 Массовая доля.
  • 7 Объемная доля.
  • 8 Выводы.
  • 9 Контролирующий блок.
  • 10 Домашнее задание.
  • 11 Интересно знать, что.
  • 12 Список литературы:

Цели урока:

  • Изучить понятие массовой и объемной доли компонентов смеси и научится их вычислять.

Задачи урока:

обучающие: сформировать представление о массовой и объемной доли компонентов смеси, научить вычислять эти доли;

развивающие:  развить у учащихся умение анализировать, решать задачи, обобщать, сравнивать и делать выводы;

воспитательные: расширение кругозора.

Основные термины:

Массовая доля – отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Объемная доля – отношение объема данного вещества к общему объему смеси.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

1.      Среди приведенных объектов выберите самый маленький по размеру:

а) бактерия;

б) молекула;

в) маковое зернышко;

г) песчинка.

2.      В каком ряду все перечисленные вещества относятся к простым? 

а) мел, углерод, озон;

б) алмаз, кислород, гранит;

в) сера, фосфор, озон;

г) крахмал, водород, железо.

3.      Очень важной для живой природы особенностью физических свойств воды является то, что:

а) температура кипения воды равна 100º С;

б) плотность жидкой воды выше плотности льда;

в) температура замерзания воды равна 0º С;

г) вода обладает очень низкой электропроводностью.

4.      Соединений, содержащих только атомы водорода и кислорода:

а) не известно ни одного;

б) известно только одно;

в) известно несколько;

г) известно огромное количество.

5.      При взаимодействии кислорода с металлами:

а) образуются соли;

б) выделяется озон;

в) образующиеся соединения всегда являются оксидами;

г) образующиеся соединения не всегда являются оксидами.

Растворы в природе.

Самые простые растворы состоят из двух компонентов. Один из компонентов раствора – растворитель. Для нас более привычны жидкие растворы, значит, растворитель в них – жидкое вещество. Чаще всего – вода.

Вы уже знаете, что природная вода никогда не бывает совершенно чистой. Так, существует вода, которая содержит значительное количество солей кальция и магния и называется жесткой (есть также мягкая вода, например дождевая). Жесткая вода дает мало пены с мылом, а на стенках котлов и чайников при ее кипячении образуется накипь. На рисунке 1 вы можете посмотреть, как жесткая вода образует накипь.  Жесткость воды зависит от количества растворенных в ней солей. Содержание растворенного вещества в растворе выражают с помощью ее массовой доли.

Влияние жесткой воды

Рис.1. Влияние жесткой воды

Давайте посмотрим видео про жесткость воды:

Другой компонент раствора – растворенное вещество. Им может быть и газ, и жидкое, и твердое вещество.

В ювелирных и технических изделиях применяют не чистое золото, а его сплавы, чаще всего с медью и серебром. Чистое золото — металл слишком мягкий, ноготь оставляет на нем след. износостойкость его невелика. Проба, стоящая на золотых изделиях, изготовленных в нашей стране, означает массовую долю золота в сплаве, точнее, содержание его из расчета на тысячу массовых частей сплава. Проба 583°, например, означает, что в сплаве массовая доля золота составляет 0,583 или 58,3%.

Массовая доля.

Один из самых распространенных способов выражения концентрации раствора – через массовую долю растворенного вещества.

Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества.

Массовую долю обозначают греческой буквой «омега» и выражают в долях единицы или процентах (рисунок 2).

Массовая доля компонентов смеси

Рис.2. Массовая доля компонентов смеси.

Посмотрев видео

вы вникнете в понятие массовой доли и научитесь ее вычислять.

Если в 100 г раствора содержится 30 г хлорида натрия, это означает, что ω(NaCl) = 0,3 или ω(NaCl) = 30 %. Можно также сказать: «имеется тридцатипроцентный раствор хлорида натрия».

Массовая доля — самая распространенная в быту и большинстве отраслей промышленности концентрация. Именно массовая доля жира, например, указана на пакетах с молоком (посмотрите на рисунок 3).

Массовая доля жира в молоке

Рис.3. Массовая доля жира в молоке.

Масса раствора складывается из массы растворителя и массы растворенного вещества, т. е.:

m(раствора) = m(растворителя) + m(растворенного вещества).

Предположим, массовая доля растворенного вещества равна 0,1, или 10%. Следовательно, оставшиеся 0,9, или 90%, – это массовая доля растворителя.

Массовая доля растворенного вещества широко используется не только в химии, но и в медицине, биологии, физике, да и в повседневной жизни. Рассмотрим решение некоторых задач, представленных на рисунке 4 и 5.

массовой доли

Рис.4. Задача на нахождение массовой доли.

массовой доли

Рис.5. Задача на нахождение массовой доли (в процентах).

Объемная доля.

В состав воздуха входит несколько различных газов: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, водяные пары и некоторые другие вещества. Содержание каждого из этих газов в чистом воздухе строго определенно.

Для того чтобы выразить состав смеси газов в цифрах, т.е. количественно, используют особую величину, которую называют объемной долей газов в смеси.

Аналогично массовой доле определяется и объемная доля газообразного вещества в газовой смеси, обозначаемая греческой буквой фи (рисунок 6):

Объемная доля

Рис. 6. Объемная доля.

Объемная доля газа показывает, какую часть общего объема смеси занимает данный газ.

Если бы нам удалось разделить 100 л воздуха на отдельные газообразные компоненты, мы получили бы около 78 л азота, 21 л кислорода, 30 мл углекислого газа, в оставшемся объеме содержались бы так называемые благородные газы (главным образом аргон) и некоторые другие (рисунок 7).

Объемная доля благородных газов в воздухе

Рис.7. Объемная доля благородных газов в воздухе.

Тот воздух, который мы выдыхаем, гораздо беднее кислородом (его объемная доля снижается до 16%), зато содержание углекислого газа возрастает до 4%. Такой воздух для дыхания уже непригоден. Вот почему помещение, в котором находится много людей, надо регулярно проветривать.

В химии на производстве чаще приходится сталкиваться с обратной задачей: определять объем газа в смеси по известной объемной доле.

Давайте посмотрим, как решать задачи на нахождение объемной доли (рисунок 8).

объемные доли

Рис.8. Задача на нахождение объемной доли.

Выводы.

1. Самые простые растворы состоят из двух компонентов. Один из компонентов раствора – растворитель. Для нас более привычны жидкие растворы, значит, растворитель в них – жидкое вещество. Другой компонент раствора – растворенное вещество. Им может быть и газ, и жидкое, и твердое вещество.

2. Один из самых распространенных способов выражения концентрации раствора – через массовую долю растворенного вещества. Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества. Массовую долю обозначают греческой буквой «омега» и выражают в долях единицы или процентах.

3. Объемная доля газа показывает, какую часть общего объема смеси занимает данный газ. Объемная доля газообразного вещества в газовой смеси обозначается греческой буквой фи.

Контролирующий блок.

1. Что такое массовая доля растворенного вещества?

2. Что такое объемная доля компонента в газовой смеси?

3. Сравните понятия «объемная доля» и «массовая доля» компонентов смеси.

4. Массовая доля йода в аптечной йодной настойке составляет 5%. Какую массу йода и спирта нужно взять, чтобы приготовить 200 г настойки?

5. Объемная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой объем воздуха необходим для получения 5 л аргона?

6. В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

7. При разделении воздуха было получено 224 л азота. Какие объемы кислорода и углекислого газа были получены при этом?

8. Смешали два раствора серной кислоты: 80 г 40%-го и 160 г 10%-го. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе.

Домашнее задание.

1. Сделайте сообщение о чистом веществе и о растворах в природе.

2. Приведите как можно больше примеров указания объемной или массовой доли вещества в растворе.

3. Придумайте по одной задаче на нахождение массовой и объемной доли вещества.

Интересно знать, что.

Как известно, один из самых соленых водоемов в мире — Мертвое море. В нем массовая доля поваренной соли NaCl может достигать 10 %, в то время как в Черном море — не более 1,8 %. При этом молярные концентрации этой соли составляют соответственно 3,3 моль/л и 0,5 моль/л. Таким образом, массовые доли различаются примерно в 5,5 раз, а молярности — в 6,6 раз. Это объясняется тем, что воды двух морей имеют разную плотность: у Мертвого моря она настолько велика, что в нем почти невозможно утонуть; плотность человеческого тела меньше плотности такого солевого раствора (рисунок 9).

Мертвое море

Рис.9. Мертвое море и купание в нем.

Именно благодаря своему высокому содержанию солей мертвое море считается лечебным, как сказано в этом видео:

Список литературы:

1. Урок на тему «Массовая и объемные доли» Панина С.Г., учитель химии, СОШ №27, г. Архангельск.

2. Урок на тему «Раствор» Денисов А.Н., учитель химии, гимназия №3, г. Москва.

3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.

4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.


Над уроком работали:

Панина С.Г.

Денисов А.Н.

Борисенко И.Н.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Химия > Химия 8 класс

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
И.Г.ОСТРОУМОВ,
А.К.АХЛЕБИНИН

СТАРТ В ХИМИЮ

7 класс

Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2006

Глава 2. Математика в химии

(окончание)

§ 13. Объемная доля газов в смеси

В состав воздуха входит несколько различных
газов: кислород, азот, углекислый газ,
благородные газы, водяные пары и некоторые
другие вещества. Содержание каждого из этих
газов в чистом воздухе строго определенно.

Для того чтобы выразить состав смеси газов в
цифрах, т.е. количественно, используют особую
величину, которую называют объемной долей газов
в смеси.

Объемную долю газа в смеси обозначают
греческой буквой
– «фи».

Объемной долей газа в смеси называют
отношение объема данного газа к общему объему
смеси:


Что же показывает объемная доля газа в смеси
или, как говорят, какой физический смысл этой
величины? Объемная доля газа показывает, какую
часть общего объема смеси занимает данный газ.

Если бы нам удалось разделить 100 л воздуха на
отдельные газообразные компоненты, мы получили
бы около 78 л азота, 21 л кислорода, 30 мл углекислого
газа, в оставшемся объеме содержались бы так
называемые благородные газы (главным образом
аргон) и некоторые другие (рис. 62).

Рис. 62. Состав атмосферного воздуха
Рис. 62.
Состав атмосферного воздуха

Рассчитаем объемные доли этих газов в
воздухе:

Нетрудно заметить, что сумма объемных долей
всех газов в смеси всегда равна 1, или 100%:

(азота) +
(кисл.) + (угл. газа) + (др. газов) = 78% + 21% + 0,03% + 0,97% = 100%.

Тот воздух, который мы выдыхаем, гораздо беднее
кислородом (его объемная доля снижается до 16%),
зато содержание углекислого газа возрастает до
4%. Такой воздух для дыхания уже непригоден. Вот
почему помещение, в котором находится много
людей, надо регулярно проветривать.

В химии на производстве чаще приходится
сталкиваться с обратной задачей: определять
объем газа в смеси по известной объемной доле.

Пример. Вычислите объем кислорода,
содержащегося в 500 л воздуха.

Из определения объемной доли газа в смеси
выразим объем кислорода:

V(кисл.) = V(возд.)•(кисл.).

Подставим в уравнение числа и рассчитаем объем
кислорода:

V(кисл.) = 500 (л)•0,21 = 105 л.

Кстати, для приближенных расчетов объемную
долю кислорода в воздухе можно принять равной 0,2,
или 20%.

При расчете объемных долей газов в смеси можно
воспользоваться маленькой хитростью. Зная, что
сумма объемных долей равна 100%, для «последнего»
газа в смеси эту величину можно рассчитать
по-другому.

Задача. Анализ атмосферы Венеры
показал, что в 50 мл венерианского «воздуха»
содержится 48,5 мл углекислого газа и 1,5 мл азота.
Рассчитайте объемные доли газов в атмосфере
планеты.


Дано:

V(смеси) = 50 мл,

V(угл. газа) = 48,5 мл,

V(азота) = 1,5 мл.

Найти:

(угл. газа),

(азота).

Решение

Рассчитаем объемную долю углекислого газа в
смеси. По определению:

Вычислим объемную долю азота в смеси, зная, что
сумма объемных долей газов в смеси равна 100%:

(угл.
газа) + (азота) = 100%,

(азота) =
100% – (угл. газа) =
100% – 97% = 3%.

Ответ. (угл.
газа) = 97%, (азота) =
3%.

С помощью какой величины измеряют содержание
компонентов в смесях другого типа, например в
растворах? Понятно, что в этом случае
пользоваться объемной долей неудобно. На помощь
приходит новая величина, о которой вы узнаете на
следующем уроке.

1.
Что такое объемная доля компонента в газовой
смеси?

2. Объемная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой
объем воздуха необходим для получения 5 л аргона?

3. При разделении воздуха было получено 224 л
азота. Какие объемы кислорода и углекислого газа
были получены при этом?

4.
Объемная доля метана в природном газе составляет
92%. Какой объем этой газовой смеси будет
содержать 4,6 мл метана?

5. Смешали 6 л кислорода и 2 л углекислого
газа. Найдите объемную долю каждого газа в
полученной смеси.

§ 14. Массовая доля вещества в растворе

Сколько ложечек сахара ты кладешь в чай?

Дома – две, в гостях – восемь.

Шутка известная, но давайте посмотрим на нее
глазами химика. Вряд ли вам понравится такой «чай
в гостях». Уж очень сладкий он будет из-за
неумеренного содержания сахара! Содержание
растворенного вещества в растворе химики
называют концентрацией.

Концентрацию вещества можно выражать
различными способами. Кстати, число ложечек на
чашку воды – способ вполне приемлемый, но только
для кухни. Трудно представить себе химика,
приготавливающего раствор таким образом.

Один из самых распространенных способов
выражения концентрации раствора – через
массовую долю растворенного вещества.

Массовой долей вещества в растворе называют
отношение массы растворенного вещества к массе
раствора:


Не правда ли, очень похоже на объемную долю? Так
оно и есть, ведь любая доля, как вы уже знаете, –
это отношение какой-то части к целому. Как и
массовая доля элемента в сложном веществе,
массовая доля вещества в растворе обозначается
греческой буквой
(«омега») и может принимать значения от 0 до 1 (или
от 0 до 100%). Она показывает, какая часть массы
раствора приходится на растворенное вещество. И
еще: массовая доля вещества в процентах численно
равна массе растворенного вещества в 100 г
раствора. К примеру, в 100 г 3%-го раствора уксуса
содержится 3 г чистой уксусной кислоты.

Самые простые растворы состоят из двух
компонентов. Один из компонентов раствора –
растворитель. Для нас более привычны жидкие
растворы, значит, растворитель в них – жидкое
вещество. Чаще всего – вода.

Другой компонент раствора – растворенное
вещество. Им может быть и газ, и жидкое, и твердое
вещество.

Масса раствора складывается из массы
растворителя и массы растворенного вещества, т.
е. верно выражение:

m(раствора) = m(растворителя) + m(растворенного
вещества).

Предположим, массовая доля растворенного
вещества равна 0,1, или 10%. Значит, оставшиеся 0,9,
или 90%, – это массовая доля растворителя.

Массовая доля растворенного вещества широко
используется не только в химии, но и в медицине,
биологии, физике, да и в повседневной жизни. В
качестве иллюстрации к сказанному рассмотрим
решение некоторых задач прикладного характера.

Задача 1. Перед посадкой семена
томатов дезинфицируют (протравливают) 1%-м
раствором марганцовки. Какую массу такого
раствора можно приготовить из 0,25 г марганцовки?


Дано:

(марганцовки) =
0,01 г,

m(марганцовки) = 0,25 г.

Найти:

m(раствора).

Решение

Зная массу растворенного вещества и его
массовую долю в растворе, можно вычислить массу
раствора:

Ответ. m(раствора) = 25 г.

Задача 2. В медицине широко применяют
так называемые физиологические растворы, в
частности раствор поваренной соли с массовой
долей соли 0,9%. Рассчитайте массы соли и воды,
необходимые для приготовления 1500 г
физиологического раствора.


Дано:

(соли) = 0,009,

m(раствора) = 1500 г.

Найти:

m(соли),

m(воды).

Решение

Вычислим массу соли, необходимой для
приготовления 1500 г физиологического раствора:

m(соли) = m(раствора)•(соли) = 1500 (г)•0,009 = 13,5 г.

Определим массу воды, необходимой для
приготовления раствора:

m(воды) = m(раствора) – m(соли) =
1500 – 13,5 = 1486,5 г.

Ответ. m(соли) = 13,5 г, m(воды) = 1486,5 г.

Отличаются ли свойства растворов от свойств
компонентов, образующих эти гомогенные смеси?

С помощью домашнего эксперимента (задание 9 к
этому параграфу) вам будет нетрудно убедиться в
том, что раствор замерзает при более низкой
температуре, чем чистый растворитель. Например,
морская вода начинает замерзать при температуре
–1,9 °С, в то время как чистая вода
кристаллизуется при 0 °С.


1.
Что такое массовая доля растворенного вещества?
Сравните понятия «объемная доля» и «массовая
доля» компонентов смеси.

2. Массовая доля йода в аптечной йодной
настойке составляет 5%. Какую массу йода и спирта
нужно взять, чтобы приготовить 200 г настойки?

3. В 150 г воды растворили 25 г поваренной соли.
Определите массовую долю соли в полученном
растворе.

4. В 200 г столового уксуса содержится 6 г
уксусной кислоты. Определите массовую долю
кислоты в столовом уксусе.

5.
Найдите массу воды и лимонной кислоты,
необходимую для приготовления 50 г 5%-го раствора.

6. Из 240 г 3%-го раствора питьевой соды
выпарили 80 г воды. Найдите массовую долю соды в
полученном растворе.

7. К 150 г 20%-го раствора сахара добавили 30 г
сахара. Найдите массовую долю вещества в
полученном растворе.

8. Смешали два раствора серной кислоты: 80 г
40%-го и 160 г 10%-го. Найдите массовую долю кислоты в
полученном растворе.

9.
Пять чайных ложек поваренной соли (с горкой)
растворите в 450 г (450 мл) воды. Учитывая, что масса
соли в каждой ложке примерно 10 г, рассчитайте
массовую долю соли в растворе. В две одинаковые
пластиковые бутылки объемом 0,5 л налейте
полученный раствор и водопроводную воду.
Поместите бутылки в морозильную камеру
холодильника. Загляните в холодильник примерно
через час. Какая жидкость начнет замерзать
раньше? В какой бутылке содержимое раньше
превратится в лед? Сделайте вывод.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
Приготовление раствора с заданной массовой
долей
растворенного вещества

Цель данной работы состоит в приготовлении
раствора с заданной массовой долей путем
растворения рассчитанной массы твердого
вещества в определенном объеме воды.

Рассчитайте массу твердого вещества,
необходимого для приготовления раствора в
соответствии с вашим вариантом задания (табл. 3).
На весах отмерьте рассчитанную массу твердого
вещества и перенесите его в химический стакан.

Таблица 3


Варианты задания к практической
работе № 3

Вариант Растворенное
вещество
Масса раствора,
г
Массовая доля
растворенного вещества,
%
1 Поваренная соль 80 10
2 Сахар 150 5
3 Лимонная кислота 50 2
4 Натриевая селитра 70 10

Рассчитайте массу воды, необходимой
для приготовления раствора. Поскольку плотность
воды равна 1 г/мл, рассчитанная вами масса
численно равна ее объему. С помощью мерного
цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и
прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая
содержимое стакана стеклянной палочкой,
добейтесь полного растворения вещества в воде.
Требуемый раствор готов.

§ 15. Массовая доля примесей

На примере замерзания раствора соли вы
убедились, что присутствие посторонних
соединений изменяет свойства вещества. В
некоторых областях техники использование
недостаточно «чистых» материалов недопустимо.
Микросхему компьютера не сделать без особо
чистого кристалла кремния, в атомной энергетике
предъявляются повышенные требования к очистке
ядерного топлива, световой сигнал «погаснет» в
стекловолоконном кабеле, наткнувшись на
посторонние вкрапления.

Если главное (основное) вещество содержит
посторонние загрязнения – это тоже смесь, только
в этом случае все ненужные, а порой и вредные ее
компоненты называют одним словом – примеси. Чем
меньше примесей, тем чище вещество.

Иногда вещество, содержащее примеси, называют
техническим образцом или просто образцом.
Следовательно, любой такой образец включает
основное вещество и примеси.

Степень чистоты вещества принято выражать
массовой долей основного компонента или
массовой долей примесей.

С массовыми долями разного типа вы уже знакомы.
Попробуйте теперь сами сформулировать
определение, что такое массовая доля примесей в
веществе. Получилось? Сравните.

Массовой долей примесей называется отношение
массы примесей к массе образца:


Предположим, вам нужно вычислить массовую долю
основного вещества в образце. Тогда можно
воспользоваться формулой:

Следует не забывать, что сумма массовых долей
основного вещества и примесей всегда равна 1, или
100%:

(осн.
в-ва) + (примесей) =
1, или 100%.

Также справедливо утверждение, что масса
образца складывается из массы основного
вещества и массы примесей:

m(образца) = m(осн. в-ва) + m(примесей).

Разберем несколько задач с использованием
понятия «массовая доля примесей».

Задача 1. Природная самородная
сера содержит 8% примесей. Какая масса чистой серы
содержится в 2 т природного образца?


Дано:

(примесей) = 0,08,

m(образца) = 2 т.

Найти:

m(серы).

Решение

Вычислим массу примесей в 2 т самородной серы:

m(примесей) = m(образца)•(примесей) = 2 (т) •0,08
= 0,16 т.

Рассчитаем массу чистой серы, содержащейся в
природном образце:

m(серы) = m(образца) – m(примесей)
= 2 (т) – 0,16 (т) = 1,84 т.

Ответ. m(серы) = 1,84 т.

Задача 2. В пищевой отрасли
промышленности можно использовать лимонную
кислоту, содержащую не более 1% посторонних
примесей. В аналитической лаборатории
установлено, что в 2,345 г продукта содержится 2,312 г
кислоты. Можно ли использовать продукт в пищевых
целях?


Дано:

m(образца) = 2,345 г,

m(кислоты) = 2,312 г.

Найти:

(примесей).

Решение

Вычислим массовую долю лимонной кислоты в
образце:

Рассчитаем массовую долю примесей в образце:

(примесей)
= 1 – (кислоты) = 1
– 0,986 = 0,014, или 1,4%.

Ответ. Данный образец лимонной кислоты не
может быть использован в пищевой отрасли
промышленности.

1.
Что называется массовой долей примесей? Что
показывает эта величина?

2. В промышленности используются вещества с
маркировкой «ч», что означает «чистое вещество».
Содержание примесей в них может составлять,
например, 0,01%. Найдите максимально допустимую
массу примесей в 120 г образца сажи с маркировкой
«ч».

3. Массовая доля примесей в известняке
составляет 5%. Рассчитайте массу основного
вещества (карбоната кальция), содержащегося в 300
кг природного известняка.

4.
При очистке медного купороса получилось 150 мг
примесей, что составило 2% от массы образца.
Определите массу технического медного купороса,
который подвергли очистке.

5. Для изготовления полупроводниковых
батарей используется сверхчистый кремний.
Массовая доля примесей в нем не должна превышать
0,000 000 0001%. Годится ли для данных целей
кремний, в 30 кг которого содержится 0,03 мг
примесей?

При решении химических задач, при расчётах на работе, да и просто в жизни иногда приходится рассчитывать концентрации. Неважно, будет это школьная теоретическая задача, необходимость приготовить электролит для аккумулятора автомобиля, надобность узнать количество сахара для компота — все расчёты концентраций выполняются по известным формулам, которых не так много. Однако, с этим часто возникают трудности.

Прочитав эту статью, Вы научитесь легко рассчитывать концентрации веществ и при надобности играючи переводить одну концентрацию в другую. В статье приводятся примеры задач с решениями, а в конце приведём справочную табличку с формулами, которую можно распечатать и держать под рукой.

Массовая доля

Начнём с простого, но в то же время нужного способа выражения концентрации компонента в смеси — массовой доли.

Массовая доля есть отношение массы данного компонента к сумме масс всех компонентов. Обозначать её принято буквой w или ω (омега).

Рассчитывается массовая доля по формуле:

Large w_{i}=frac{m_{i}}{m}, ;;;;;(1)

где Large w_{i} — массовая доля компонента i в смеси,

Large m_{i} — масса этого компонента,

m — масса всей смеси.

И сразу разберём на примере:

Задача:

Зимой дороги посыпают песком с солью. Известно, что куча имеет массу 50 кг, и в неё всыпали 1 кг соли и перемешали. Найти массовую долю соли.

Решение:

Масса соли есть Large m_{i} по формуле выше. Масса всей смеси нам пока неизвестна, но найти её легко. Просуммируем массу песка и соли:

Large m = m_{п}+m_{с}= 50 кг + 1 кг = 51 кг

А теперь находим и массовую долю:

Large w_{с} = frac{m_{с}}{m} = 1 кг / 51 кг = 0.0196,

или умножаем на 100% и получаем 1.96%.

Ответ: 0.0196, или 1.96%.

Теперь решим что-то посложнее, и ближе к ЕГЭ.

Задача:

Смешали 200 г раствора глюкозы с массовой концентрацией 25% и 300 г раствора глюкозы с массовой концентрацией 10%. Найти массовую концентрацию полученного раствора, ответ округлить до целых.

Решение:

Обозначим первый и второй растворы соответственно Large m_{1} и Large m_{2}. Массу полученного после смешения раствора обозначим Large m и найдём:

Large m = m_{1} + m_{2} = 200 г + 300 г = 500 г

Массу самой глюкозы в первом и втором растворе обозначим Large m_{гл. 1} и Large m_{гл. 2}. По формуле (1) это будут наши массы компонентов. Массы растворов нам известны, их массовые концентрации тоже. Как найти массу компонента? Очень просто, находим неизвестное делимое умножением (и не забываем, что проценты — это сотые части):

Large m_{гл. 1} = w_{1}cdot m_{1} = 0.25 cdot 200 г = 50 г

Large m_{гл. 2} = w_{2}cdot m_{2} = 0.1 cdot 300 г = 30 г

Таким образом, общая масса глюкозы Large m_{гл}:

Large m_{гл} = m_{гл. 1} + m_{гл. 2} = 50 г + 30 г = 80 г.

Ответ: 80 г.

Задачи на смешение раствором с разными концентрациями одного вещества можно решать с помощью «конверта Пирсона».

Объёмная доля

Часто, когда мы имеем дело с жидкостями и газами, удобно оперировать их объёмами, а не массой. Поэтому, чтобы выражать долю какого-либо компонента в таких смесях (но и в твёрдых тоже вполне можно), пользуются понятием объёмной доли.

Объёмная доля компонента — отношение объёма компонента к сумме объёмов компонентов до смешивания. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах. Обычно обозначается греческой буквой φ (фи).

Рассчитывается объёмная доля по формуле:

Large phi_{B}=frac{V_{B}}{sum{V_{i}}}, ; ;;;; (2)

где Large phi_{B} — объёмная доля компонента B;

Large V_{B} — объём компонента B;

Large sum{V_{i}} — сумма объёмов всех компонентов.

Здесь важно понимать, что в формулу по возможности подставляем именно сумму объёмов всех компонентов, а не объём смеси, так как при смешивании некоторых жидкостей суммарный объём уменьшается. Так, если смешать литр воды и литр спирта, два литра аквавита мы не получим — будет примерно 1800 мл. В школьных задачах, как правило, это не так важно, но в уме держим и помним.

Задача:

Смешали 6 объёмов воды и 1 объём серной кислоты. Найти объёмную долю кислоты в полученном растворе.

Решение:

Так как объёмная доля — безразмерная величина, объёмы компонентов в условии задачи могут даваться в любых единицах — литрах, стаканах, баррелях, штофах, сексталях — главное, чтобы в одинаковых. Если не так — переводим одни в другие, если одинаковые — решаем. В нашем условии описаны просто некоторые «объёмы», их и подставляем.

Large phi_{H_{2}SO_{4}} = frac{V_{ H_{2}SO_{4} }} { V_{ H_{2}SO_{4}} + V_{H_{2}O}} = frac{1 : объём}{1 : объём + 6 : объёмов} = frac{1 : объём}{7 : объёмов} = 0.143, : или : 14.3%

Ответ: 14.3 %.

С газами всё обстоит немного интереснее — при не очень больших давлениях и температурах объёмная доля какого-либо газа в газовой смеси равна его мольной доле. (Ведь мы знаем, что молярный объём газов почти равен 22.4 л/моль).

Задача:

Мольная доля кислорода в сухом воздухе составляет 0.21. Найдите объёмную долю азота, если объёмная доля аргона составляет 1%.

Решение:

Внимательный читатель заметил, что мы написали о том, что объёмная и мольная доля для газов в смеси равны. Поэтому, объёмная доля кислорода равна также 0.21, или 21%. Найдём объёмную долю азота:

Large 100% — 21% — 1% = 78%.

Ответ: 78%.

Мольная доля

В тех случаях, когда нам известны количества веществ в смеси, мы можем выразить содержание того или иного компонента с помощью мольной доли.

Мольная доля — отношение количества молей данного компонента к общему количеству молей всех компонентов. Мольную долю выражают в долях единицы. ИЮПАК рекомендует обозначать мольную долю буквой x (а для газов — y).

Находят мольную долю по формуле:

Large x_{B} = frac{n_{B}}{sum{n_{i}}}, ;;;;;(3)

где Large x_{B} — мольная доля компонента B;

Large n_{B} — количество компонента B, моль;

Large sum{n_{i}} — сумма количеств всех компонентов.

Разберём на примере.

Задача:

При неизвестных условиях смешали 3 кг азота, 1 кг кислорода и 0.5 кг гелия. Найти мольную долю каждого компонента полученной газовой смеси.

Решение:

Сначала находим количество каждого из газов (моль):

Large n_{N_{2}} = frac{ m_{N_{2}}}{M_{N_{2}}} = frac {3000 : г}{28 : ^г/_{моль}} = 107.14 : моль

Large n_{O_{2}} = frac{ m_{O_{2}}}{M_{O_{2}}} = frac {1000 : г}{32 : ^г/_{моль}} = 31.25 : моль

Large n_{He} = frac{ m_{He}}{M_{He}} = frac {500 : г}{4 : ^г/_{моль}} = 125 : моль

Затем считаем сумму количеств:

Large sum {n} = 107.14 : моль + 31.25 : моль + 125 : моль = 263.39 : моль

И находим мольную долю каждого компонента:

Large y_{N_{2}} = frac {107.14 : моль}{263.39 : моль} = 0.4068, : или : 40.68 %;

Large y_{O_{2}} = frac {31.25 : моль}{263.39 : моль} = 0.1186, : или : 11.86 %;

Large y_{He} = frac {125 : моль}{263.39 : моль} = 0.4746, : или : 47.46 %;

Проверяем:

Large 40.68 % + 11.86 % + 47.46 % = 100%.

И радуемся правильному решению.

Ответ: 40.68%, 11.86% , 47.46%.

Молярность (молярная объёмная концентрация)

А сейчас рассмотрим, вероятно, самый часто встречающийся способ выражения концентрации — молярную концентрацию.

Молярная концентрация (молярность, мольность) — количество вещества (число молей) компонента в единице объёма смеси. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л или ммоль/л.

Также иногда говорят просто «молярность», и обозначают буквой М. Это значит, что, например, обозначение «0.5 М раствор соляной кислоты» следует понимать как «полумолярный раствор соляной кислоты», или 0.5 моль/л.

Обозначают молярную концентрацию буквой c (латинская «цэ»), или заключают в квадратные скобки вещество, концентрация которого указывается. Например, [Na+] — концентрация катионов натрия в моль/л. Кстати, слово «моль» в обозначениях не склоняют — 5 моль/л, 3 моль/л.

Рассчитывается молярная концентрация по формуле:

Large c_{B} = frac{n_{B}}{V} ; ; ;;; (4)

где Large n_{B} — количество вещества компонента B, моль;

Large V — общий объём смеси, л.

Разберём на примере.

Задача:

В пивную кружку зачем-то насыпали 24 г сахара и до краёв заполнили кипятком. А нам зачем-то нужно найти молярную концентрацию сахарозы в полученном сиропе. И кстати, дело происходило в Британии.

Решение:

Молекулярная масса сахарозы равна 342 (посчитайте, может мы ошиблись — C12H22O11). Найдём количество вещества:

Large n_{сахарозы} = frac{24 : г}{342 : г/моль} = 0.0702 моль

Британская пинта (мера объёма такая) равна 0.568 л. Поэтому молярная концентрация находится так:

Large c_{сахарозы} = frac{0.0702 : моль}{0.568 : л} = 0.1236 моль/л

Ответ: 0.1236 моль/л.

Нормальная концентрация (молярная концентрация эквивалента, «нормальность»)

Нормальная концентрация — количество эквивалентов данного вещества в 1 литре смеси. Нормальную концентрацию выражают в моль-экв/л или г-экв/л (имеется в виду моль эквивалентов).

Обозначается нормальная концентрация как сн, сN, или даже c(feq B). Рассчитывается нормальная концентрация по формуле:

Large c_{N} = z cdot c_{B} = z cdot frac{n_{B}}{V}= frac{1}{f_{eq}} cdot frac {n_{B}}{V} ; ;;;; (5)

где Large n_{B} — количество вещества компонента В, моль;

V — общий объём смеси, л;

z — число эквивалентности (фактор эквивалентности Large f_{eq} = 1/z ).

Значение нормальной концентрации для растворов записывают как «н» или «N», а говорят «нормальность» или «нормальный». Например, раствор с концентрацией 0.25 н — четвертьнормальный раствор.

Разберём на примере.

Задача:

Рассчитать нормальность раствора объёмом 1 л, если в нём содержится 40 г перманганата калия. Раствор приготовили для последующего проведения реакции в нейтральной среде.

Решение:

В нейтральной среде перманганат калия восстанавливается до оксида марганца (IV). При этом в окислительно-восстановительной реакции 1 атом марганца принимает 3 электрона (проверьте на любой окислительно-восстановительной реакции перманганата калия с образованием оксида, расставив степени окисления), что означает, что число эквивалентности будет равно 3. Для расчёта концентрации по формуле (5) выше нам ещё не хватает количества вещества KMnO4. найдём его:

Large n_{KMnO_{4}}=frac{m _{KMnO_{4}}}{M _{KMnO_{4}} } = frac{40 : г}{158 г/моль}= 0.253 моль

Теперь считаем нормальную концентрацию:

Large c_{N_{KMnO_{4}}}= z cdot frac{n_{KMnO_{4}}}{V} = 3 cdot frac{0.253 : моль}{1 : л} = 0.759 моль-экв/л

Ответ: 0.759 моль-экв/л.

Таким образом, заметим важное на практике свойство — нормальная концентрация больше молярной в z раз.

Мы не будем рассматривать в данной статье особо экзотические способы выражения концентраций, о них вы можете почитать в литературе или интернете. Поэтому расскажем ещё об одном способе, и на нём остановимся — массовая концентрация.

Моляльная концентрация

Моляльная концентрация (моляльность, молярная весовая концентрация) — количество растворённого вещества (число моль) в 1000 г растворителя.

Измеряется моляльная концентрация в молях на кг. Как и с молярной концентрацией, иногда говорят «моляльность», то есть раствор с концентрацией 0.25 моль/кг можно назвать четвертьмоляльным.

Находится моляльная концентрация по формуле:

Large m_{B} = frac{n_{B}}{m_{A}}, ;;;;; (6)

где Large n_{B} — количество вещества компонента B, моль;

Large m_{A} — масса растворителя, кг.

Казалось бы, зачем нужна такая единица измерения для выражения концентрации? Так вот, у моляльной концентрации есть одно важное свойство — она не зависит от температуры, в отличие, например, от молярной. Подумайте, почему?

Массовая концентрация

Массовая концентрация — отношение массы растворённого вещества к объёму раствора. По рекомендации ИЮПАК, обозначается символом γ или ρ.

Находится массовая концентрация по формуле:

Large rho_{B}=frac{m_{B}}{V}, ;;;;; (7)

где Large m_{B} — масса растворенного вещества, г;

Large V — общий объём смеси, л.

В системе СИ выражается в кг/м3.

Разберём на примере.

Задача:

Рассчитать массовую концентрацию перманганата калия по условиям предыдущей задачи.

Решение:

Решение будет совсем простым. Считаем:

Large rho_{ KMnO_{4} }=frac{m_{ KMnO_{4} }}{V} =frac{40 : г}{1 : л} = 40 г/л.

Ответ: 40 г/л.

Также в аналитической химии пользуются понятием титра по растворенному веществу. Титр по растворенному веществу находится так же, как и массовая концентрация, но выражается в г/мл. Легко догадаться, что в задаче выше титр будет равен 0.04 г/мл (для этого надо умножить наш ответ на 0.001 мл/л, проверьте). Кстати, обозначается титр буквой Т.

А теперь, как обещали, табличка с формулами перевода одной концентрации в другую.

Таблица перевода одной концентрации в другую.

В таблице слева — ВО ЧТО переводим, сверху — ЧТО. Если стоит знак «=», то, естественно, эти величины равны.

Массовая доля, large omega, % Мольная доля, large x , % Объёмная доля, large phi, % Молярная концентрация, large c, моль/л Нормальная концентрация, large c_{N} , моль-экв/л Моляльная концентрация, large m, моль/кг Массовая концентрация, large rho, г/л
Массовая доля, large omega, % = large omega_{B}=LARGE frac{x_{B} cdot M(B)}{sum x_{i} cdot M_{i}} Для газов:
omega = LARGE frac{phi_{A} cdot M(A)}{sum (M_{i} cdot phi_{i})}
large omega_{B}= LARGE frac{c_{B} cdot M(B)}{rho} large omega_{B}=LARGE frac{c_{N} cdot M(B)}{rho cdot z} large omega_{B}= LARGE frac{gamma_{B}}{rho}
Мольная доля, large x , % large x_{B}=LARGE frac{frac{omega_{B}}{M(B)}}{sum frac{omega_{i}}{M_{i}}} = large x_{B}=LARGE frac{m_{B}}{m_{B}+frac{1}{M(A)}}
Объёмная доля, large phi, % Для газов:
large phi_{A}=LARGE frac{frac{omega_{A}}{M(A)}}{sum frac{omega_{i}}{M_{i}}}
=
Молярная концентрация, large c, моль/л large c_{B}=LARGE frac{rho cdot omega_{B}}{M(B)} = large c_{B}=Large frac{c_{N}}{z}
Нормальная концентрация, large c_{N} , моль-экв/л large c_{N}=LARGE frac{rho cdot omega_{B} cdot z}{M(B)} large c_{N}=c_{B} cdot z =
Моляльная концентрация, large m, моль/кг large m_{B}=Large frac{x_{B}}{M(A)(1-x_{B})} =
Массовая концентрация, large gamma, г/л large gamma_{B}=rho cdot omega_{B} =

Таблица будет пополняться.

Тема. Объемная доля газов в смеси

Цели урока. Сформировать понятие объёмной доли
компонента газовой смеси, научить учащихся производить расчёты с использованием
этого понятия, повышать интеллект учащихся, формировать умения
систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; способствовать
формированию коммуникативной, ценностно — смысловой компетенции учащихся, их
личностному совершенствованию; усилить заинтересованность учащихся при изучении
химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования,
закрепление и углубление знаний о понятии «массовая доля»; повторение и
интеграция знаний полученных на уроках химии и математики; закрепление умений и
навыков в решении экспериментальных задач.

Тип урока. Комбинированный

Формы и методы работы. Индивидуальная работа, самостоятельная работа,
дифференцированный подход.

Оборудование и реактивы. ПСХЭ, карточки с вариантами самостоятельной работы

Ход урока

I.                   
Организационный
момент

II.                 
Актуализация

·        
Что такое смеси?

·        
Какие бывают смеси?

·        
Какие агрегатные состояния присущи смесям? (жидкие, твердые,
газообразные)

В прошлом году мы с
вами изучали растворы и находили массовую долю компонентов смеси.

·        
Что такое массовая доля компонентов смеси? (отношение массы
вещества к массе раствора)

·        
По какой формуле мы находили массовую долю компонентов смеси? (W =
mвещества * 100% / mраствора )

Изучая растворы мы
рассчитывали компоненты  преимущественно жидких смесей. Темой нашего
сегодняшнего урока является «Объемная доля компонентов газовой смеси». Нашей
задачей является сформировать понятие объёмной доли компонента газовой смеси,
научиться производить расчёты с использованием этого понятия.

III.              
Основной этап урока

В состав воздуха входит
несколько различных газов: кислород, 
азот, углекислый
газ, благородные газы, водяные пары и некоторые другие вещества. Содержание
каждого из этих газов в чистом воздухе строго определенно.

Для того чтобы выразить
состав смеси газов в цифрах, т. е. количественно, используют особую величину,
которую называют объемной долей газов в смеси.

Объемную долю газа в
смеси обозначают греческой буквой Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif – «фи».

Объемной долей газа в смеси называют отношение объема данного газа
к общему объему смеси:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/9-2.jpg

·        
Какой физический смысл этой величины?

Объемная доля газа
показывает, какую часть общего объема смеси занимает данный газ.

Если бы нам удалось
разделить 100 л воздуха на отдельные газообразные компоненты, мы получили бы
около 78 л азота, 21 л кислорода, 30 мл углекислого газа, в оставшемся объеме
содержались бы так называемые благородные газы (главным образом аргон) и
некоторые другие.

Рассчитаем объемные
доли этих газов в воздухе:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/9-3.jpg

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/9-4.jpg

Нетрудно заметить, что
сумма объемных долей всех газов в смеси всегда равна 1, или 100%:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(азота) + Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(кисл.) + Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(угл. газа) + Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(др. газов) = 78% + 21%
+ 0,03% + 0,97% = 100%.

Тот воздух, который мы
выдыхаем, гораздо беднее кислородом (его объемная доля снижается до 16%), зато
содержание углекислого газа возрастает до 4%. Такой воздух для дыхания уже
непригоден. Вот почему помещение, в котором находится много людей, надо
регулярно проветривать.

В химии на производстве
чаще приходится сталкиваться с обратной задачей: определять объем газа в смеси
по известной объемной доле.

IV.              
Закрепление

Задачи

Индивидуальная
работа
(1 у доски, остальные – в тетрадях)

Вычислите объем
кислорода, содержащегося в 500 л воздуха

Дано:

V(воздуха) = 500л

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif2) = 21%

Из определения
объемной доли газа в смеси выразим объем кислорода:

V(кисл.) = V(возд.)•Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(кисл.).

Подставим в уравнение
числа и рассчитаем объем кислорода:

V(кисл.) = 500 (л)•0,21 = 105 л.

Найти:

V(О2) — ?

Ответ:

V(О2) = 105л

Анализ атмосферы Венеры
показал, что в 50 мл венерианского «воздуха» содержится 48,5 мл углекислого
газа и 1,5 мл азота. Рассчитайте объемные доли газов в атмосфере планеты.

Дано:

V(смеси) = 50 мл,

V(угл. газа) = 48,5 мл,

V(азота) = 1,5 мл.

Решение

Рассчитаем объемную
долю углекислого газа в смеси. По определению:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/10-2.jpg

Вычислим объемную
долю азота в смеси, зная, что сумма объемных долей газов в смеси равна 100%:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(угл. газа) + Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(азота) = 100%,

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(азота) = 100%
– Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(угл. газа) = 100% –
97% = 3%.

Найти:

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(угл. газа),

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(азота).

Ответ.

Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(угл. газа) =
97%, Описание: http://him.1september.ru/2006/08/j.gif(азота) = 3%.

Самостоятельная работа

Дифференцированная
самостоятельная работа

(по цветам:

«3»

1 вариант

2вариант

Объемная доля аргона (Ar) в воздухе 0,9%. Какой объем воздуха необходим для получения 5 л
аргона?

Объемная доля метана (CН4) в природном газе составляет 92%. Какой объем этой
газовой смеси будет содержать 4,6 мл метана?

Дано:

φ
(Ar) = 0,9% = 0,009

V (Ar) = 5л

Решение

Vвоздуха = V (Ar) / φ (Ar) = 5/0,009= 555,6л

Дано:

φ (CН4) = 92% = 0,92

V(CН4)  = 4,6 мл

Решение

Vсмеси = V (CН4) / φ (CН4)
= 4,6/0,92= 5мл

Найти:

Vвоздуха — ?

Ответ:

555,6л

Найти:

Vсмеси — ?

Ответ:

Vсмеси = 5мл

«4»

1 вариант

2вариант

Физический
смысл объемной доли

Дать
определение объемной доли компонентов газовой смеси

Объемная доля метана (CН4) в природном газе составляет 92%. Какой объем этой
газовой смеси будет содержать 4,6 мл метана?

Объемная доля аргона в
воздухе 0,9%. Какой объем воздуха необходим для получения 5 л аргона?

Дано:

φ (CН4) = 92% = 0,92

V(CН4)  = 4,6 мл

Решение

Vсмеси = V (CН4) / φ (CН4)
= 4,6/0,92= 5мл

Дано:

φ
(Ar) = 0,9% = 0,009

V (Ar) = 5л

Решение

Vвоздуха = V (Ar) / φ (Ar) = 5/0,009= 555,6л

Найти:

Vсмеси — ?

Ответ:

Vсмеси = 5мл

Найти:

Vвоздуха — ?

Ответ:

555,6л

«5»

1 вариант

2вариант

Физический
смысл объемной доли

Дать
определение объемной доли компонентов газовой смеси

При разделении воздуха было получено
224 л азота. Какие объемы кислорода и углекислого газа были получены при
этом?

Смешали 6 л кислорода и 2 л
углекислого газа. Найдите объемную долю каждого газа в полученной смеси.

Дано:

φ (N2)
= 78% = 0,78

φ (O2)
= 21% = 0,21

φ (CO2)
= 0,03% = 0,0003

V (N2) = 224л

Решение

Vвоздуха = V (N2) /
φ (
N2) =
224/0,78 = 287л

V (O2) = φ (О2) * Vвоздуха = 0,21*287= 60л

V (CO2) = φ (СО2) * Vвоздуха = 0,0003*287 = 0,9л

Дано:

V (O2) = 6л

V (CO2) =

Решение

Vсмеси = V (O2) + V (CO2) =
6+2 = 8л

φ (O2)= V (O2)/ Vсмеси =6/8=0,75 = 75%

φ (CO2)=
V (CO2)/ V
смеси
=2/8=0,25 = 25%

Найти:

V (O2) — ?

V (CO2) — ?

Ответ:

V (O2) =60л

V (CO2) =0,9л

Найти:

φ (O2)
— ?

φ (CO2)
— ?

Ответ:

φ (O2)=
75%

φ (CO2)
= 25%

V.                
Домашнее задание

Учить конспект, решить задачу в тетради (Определить объемные
доли компонентов воздуха, если известно, что объем воздуха равен 715л
)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число в долях единицы
  • Встают уши у джек рассела как это исправить
  • Ошибка 4024 codesys как исправить
  • Как быстро найти дискриминант
  • Математическое ожидание как найти неизвестное