Как найти обобщающее понятие

В чем заключаются обобщение и ограничение понятий в логике? Кратко это описать достаточно трудно, поскольку дисциплина относится к философским и апеллирует немалым количеством нюансов. Обобщения и ограничения, а также процессы их проведения как раз и относятся к логическим механизмам.

Что такое логика? Определение

Само слово «логика» имеет греческое происхождение. Это название возникло из древнего слова — «логос». В буквальном переводе оно означает «разум», «мысль» или же «рассуждение».

Соответственно, логика является наукой о мышлении, о способах, формах и закономерностях познания, осуществления разумной деятельности.

Логика – это одновременно и самостоятельная философская научная дисциплина, и инструмент познания, позволяющий выстраивать теории и вести рассуждения.

Что такое понятие? Определение

Чтобы разобраться в том, что такое обобщение и ограничение понятий в логике, нужно четко представлять, что именно является предметом ее изучения. Иными словами, следует представлять себе, что подразумевается под термином «понятие».

Это не что иное, как единство явлений, предметов, их характерных свойств, возникающее в разуме. К понятию относятся также мысли или их системы, цепочки, с помощью которых создается представление о чем-либо.

Виды понятий

Операции обобщения и ограничения понятий в логике, вне всякого сомнения, зависят от сути того, в отношении чего они осуществляются. Иными словами – от разновидности понятия, ограничиваемого или же обобщаемого. Подразделяются же они в соответствии с объемом и содержанием.

Человек на распутье

Классификация понятий по признаку объема:

  • единичные;
  • пустые;
  • общие.

По содержанию же они подразделяются на следующие категории:

  • положительные и отрицательные;
  • безотносительные и относительные;
  • собирательные и разделительные;
  • конкретные и абстрактные;
  • эмпирические и теоретические.

Помимо этого, понятия могут быть сравнимыми между собой или же, наоборот, кардинально чуждыми по смыслу.

Что такое обобщение понятий в логике? Определение

Обобщение и ограничение понятий в логике – это мыслительные процессы, которые, без сомнения, во многом схожи между собой, но преследуют они при этом совершенно разные цели.

Мозг человека

Под обобщением понимается мыслительная операция, в результате которой из одного понятия образуется другое, родственное изначальному. Новое, возникающее при осуществлении процесса обобщения, понятие характеризуется большей степенью смыслового охвата, но гораздо меньшей конкретизацией.

Иными словами, обобщением является цепь умозаключений, в процессе которой происходит переход от частных понятий к более широким, абстрактным. То есть это не что иное, как мыслительное движение от частного, конкретного или индивидуального, к общему.

Что такое ограничение понятий в логике? Определение

Хотя в своем осуществлении весьма схожи обобщение и ограничение понятий в логике, цели они преследуют прямо противоположные.

Выбор направления

Под ограничением подразумевается мыслительный процесс, заключающийся в добавлении к одному, изначальному понятию другого, сужающего и конкретизирующего его смысл. То есть первое в цепочке умозаключений понятие или же, как его еще называют – родовое, посредством рассуждений утрачивает абстрактность и трансформируется в частное или же видовое.

Как называются результаты логических рассуждений при обобщениях и ограничениях?

Поскольку обобщение и ограничение понятий в логике преследуют совершенно разные цели, то и результаты этих видов мыслительной деятельности отличаются, в том числе и наименованиями.

Изображение мыслителя

Итогом логического обобщения становится гипероним. Под этим термином подразумевается результат мыслительной деятельности, приведший к выводу, характеризующемуся широким смыслом, с полным отсутствием конкретики.

Результат же мыслительного процесса с применением логических ограничений называется гипонимом. Этот термин выражает конкретное понятие, обладающее узким смыслом по отношению к более широкому, общему.

В чем сходство и разница между ограничением и обобщением?

Обобщение и ограничение понятий в логике – способы организации мыслительного процесса, включающие в себя цепочку умозаключений, завершающуюся определенным результатом. В этом и заключается сходство между ними, позволяющее рассматривать эти понятия совместно. Иными словами, сам процесс размышлений происходит одинаково. Но от отправной точки или же изначального, первичного понятия мысль человека движется в кардинально разных направлениях.

Именно в этом и заключается различие. Обобщение и ограничение понятий в логике преследуют обособленные цели и приводят к противоположным результатам. Тем не менее эти понятия взаимосвязаны друг с другим, подобно двум сторонам медали.

Взаимосвязи в разных направлениях

Это означает, что каждое рассматриваемое понятие, участвующее как в обобщении, так и в ограничении, может выступать в двух ипостасях в отношении соседних звеньев, составляющих цепь размышлений. То есть если человек, размышляя, проводит ограничение понятия, то любое промежуточное станет гипонимом по отношению к последующему. И, соответственно, оно же будет выступать в качестве гиперонима для предыдущего понятия. Аналогично устроена взаимосвязь и при осуществлении другого мыслительного процесса. Таким образом, родственны обобщение и ограничение понятий в логике. Значение имеют разное только их результаты. Однако каждый из процессов, если рассматривать их в обратном порядке, трансформируется в свою прямую противоположность.

Примеры проведения логических ограничений и обобщений

Что на практике представляют собой обобщение и ограничение понятий в логике? Примеры этих мыслительных процессов можно наблюдать не только в научной деятельности, но и в любой из жизненных сфер.

Самое простое ограничение понятий, с которым ежедневно сталкивается каждый человек, происходит во время посещения продуктового магазина. Цепочка умозаключений при этом начинается с осознания необходимости приобретения продуктов. Следующая мысль уже более конкретна. Человек определяет, для чего ему нужно купить еды – для ужина, про запас, для приготовления обеда, для праздничного стола. Вслед за этим наступает очередь еще более узкого понятия, а именно определения видов продуктов. То есть человек начинает представлять, в каких количествах и что ему нужно купить – колбасные изделия, крупы, пирожные, мясные полуфабрикаты или что-то еще. Как раз на этом этапе мыслительного процесса обычно составляется список будущих покупок. Окончательно же сужается понятие о том, какие необходимо купить продукты, уже в магазине.

Человек за компьютером

Также достаточно просто можно проиллюстрировать процесс ограничения понятий на таком примере:

  • домашнее животное;
  • собака;
  • породистая;
  • несущая службу, охраняющая;
  • средних размеров;
  • овчарка;
  • немецкая.

Достижение понятия «немецкая овчарка» в этом примере является кульминацией процесса умозаключений. Если же данный перечень слов рассмотреть в обратном порядке, то он станет примером логического обобщения понятий.

Провести цепь простых умозаключений, которые будут являться процессом логического обобщения или ограничения понятий, не так трудно, как кажется. Для этого вовсе не требуется апеллировать научными терминами или же подыскивать специальный предмет для рассмотрения. Для того чтобы найти предмет для проведения логического уточнения понятия или же его ограничения, равно как и обобщения, достаточно просто осмотреться вокруг.

Предметы на столе

В качестве начального понятия может выступить практически все, что находится в поле зрения. К примеру, обеденный стол. Цепь рассуждений при построении обобщения будет включать в себя такие этапы:

  • обеденный стол;
  • просто стол;
  • мебель для столовой;
  • просто мебель;
  • предмет обстановки;
  • элемент интерьера;
  • вещь.

Как правило, при рассуждениях спонтанных, то есть тех умозаключениях, которые не выстраиваются умышленно, специально, количество этапов намного меньше. Обычно их всего два, например – «военный» и «солдат».

1. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятия— это совершение
перехода от понятия с меньшим объемом,
но большим содержанием к понятию с
большим объемом и меньшим содержанием.
При обобщении осуществляется переход
от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный
лес», мы переходим к понятию «лес».
Содержание этого нового понятия уже,
зато объем значительно шире. Содержание
уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав
слово «хвойный») ряд характерных видовых
признаков, отражающих особенности
хвойного леса. Лес — это род по отношению
к понятию «хвойный лес», являющемуся
видом. Исходное понятие может быть как
общим, так и единичным. Например, можно
осуществить обобщение понятия «Париж»
(единичное понятие) путем перехода к
понятию «европейская столица», следующим
шагом будет переход к понятию «столица»,
потом «город», «селение». Таким образом,
постепенно исключая характерные
признаки, присущие предмету, мы движемся
в сторону наибольшего расширения объема
понятия, жертвуя содержанием в пользу
абстракции.

Цель обобщения— максимальное
отстранение от характерных признаков.
При этом желательно, чтобы такое
отстранение происходило как можно более
постепенно, т.е. переход от рода должен
происходить к самому близкому виду (с
наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и
пределом обобщения являются философские
категории, например «бытие» и «сознание»,
«материя» и «идея». Поскольку категории
лишены родового понятия, обобщение их
невозможно.

Ограничение понятия— это логическая
операция, противоположная обобщению.
Если обобщение идет по пути постепенного
отстранения от признаков предмета,
ограничение, напротив, обогащает
совокупность признаков понятия. Таким
образом, осуществляется переход от
общего к частному, от вида к роду, от
единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется
уменьшением объема за счет расширения
содержания.

Операция ограничения не может продолжаться
дальше, когда в его процессе достигается
единичное понятие. Оно характеризуется
максимально полным содержанием и
объемом, в котором мыслится лишь один
объект.

Таким образом, операции ограничения
и обобщения
— это процесс конкретизации
и абстракции в рамках от единичного
понятия до философских категорий. Эти
операции учат человека мыслить более
правильно, способствуют познанию
предметов, явлений, процессов окружающего
мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению
и ограничению мышление становится более
ясным, четким и последовательным. Однако
не следует путать обобщение и ограничение
с выделением из целого части и рассмотрением
этой части отдельно. Например, двигатель
автомобиля состоит из деталей (карбюратор,
воздушный фильтр, стартер), детали
состоят из более мелких, а те в свою
очередь из еще более мелких. В этом
примере понятие, следующее за предыдущим,
не является его видом, а есть лишь его
составной частью.

2. Определение

Слово «определение» произошло от
латинского слова definition. В процессе
общения, работы, просто повседневной
жизни у человека нередко возникают
проблемы с уяснением информации и
передачей этой информации другим людям.
Это связано с отсутствием или незнанием
определения предмета, данного в имеющейся
информации. Проще говоря, человек
зачастую не понимает значения того или
иного понятия. Разъяснить сложное
понятие, выявить его суть не обязательно
должен сам человек, который столкнулся
с проблемой, но это может сделать человек,
к профессии которого относится
рассматриваемая проблема. Для осуществления
толкования призвана логическая операция
определения понятия.

Определение понятия— это логическая
операция, направленная на выявление
правильного значения термина или
содержания понятия.

Определить понятие — значит полно
раскрыть его содержание и отличить
объем данного понятия от объемов иных
понятий (т.е. определить предметы,
входящие в понятие, и отделить их от
других предметов).

Необходимо сказать о соотношении
определения и дефиниции. Часть ученых
отождествляют их, однако некоторые
исследователи отделяют определение от
дефиниции и в качестве последнего
называют суждение, раскрывающее
содержание понятия.

Таким образом, получается, что определение
есть логическая операция, а дефиниция
— суждение
.

Понятие, содержание которого требуется
раскрыть, называют определяемым
понятием
и обозначаютDfd (definiendum).
Для раскрытия содержания этого понятия
используетсяопределяющее понятие,
обозначаемоеDfn (definence).

Целью человека, раскрывающего содержание
Dfd, применяяDfn, является достижение
эквивалентности (равенства) обеих сторон
определения, т.е. определяемого и
определяющего понятия.

Определение понятия как логическая
операция играет важнейшую роль в
деятельности человека, чем бы он не
занимался. На первый взгляд, знание
содержания того или иного понятия не
является необходимостью для людей, не
занимающихся наукой.

Однако это не так, ведь точное знание
признаков понятия не только увеличивает
массу знаний человека, но и помогает
избежать недоразумений, казусов, ошибок.
Логическая ошибка тем более опасна, что
в настоящее время особую роль играет
закон.

Незнание признаков (содержания) тех или
иных юридических понятий делает человека
уязвимым в правовых отношениях. Стоит
ли говорить, что для науки определение
понятий играет еще более значимую роль,
ведь именно в рамках науки происходит
появление новых понятий и толкование
старых. И если мы говорим о юридической
науке, то понимаем, что от того, наасколько
четкими и правильными будут определения,
зависит жизнь государства, общества и
отдельного человека.

Определение понятия может быть явным
и неявным
.

Явныеопределения содержат
определяемое и определяющее понятие,
при их равных объемах. В этом виде для
определения используется ближайший
род и вид (видовое отличие), содержащие
характерные признаки определяемого
понятия.

Разновидностью определения через род
и видовое отличие является генетическое(от греч. genesis — «происхождение»)
определение. В нем указывается только
способ образования данного предмета,
его происхождение. Генетическое
определение играет очень важную роль
для наук, где, в силу их специфики, многие
понятия могут быть определены лишь
через способ образования или происхождения.
К таким наукам относятся математика,
химия, физика. Генетическое определение
является видом определения через род
и видовое отличие, поэтому подчиняется
тем же правилам и имеет аналогичную
логическую структуру. В качестве
отдельного вида определения через род
и вид можно назвать номинальные
определения. Они определяют термин,
обозначающий понятие, или вводят знаки,
заменяющие его. Обычно в таком определении
имеется слово «называется».

Определение через род и видовое отличие
производится в два шага. Первый шаг
такого определения — это отношение
(подведение) определяемого понятия под
родовое понятие, характеризующееся
большей степенью обобщения. Вторым
шагом определяемое понятие отделяется
от других, входящих в тот же род, при
помощи видовых отличий. Признаки и рода,
и вида, на основании которых происходит
определение понятия, содержатся в
определяющем понятии. Например: «Квадрат
— это прямоугольник с равными сторонами»
.
Определяемое понятие здесь — это
«квадрат»; родовое — «прямоугольник»;
видовое отличие — «с равными сторонами».

Например: «Обычаем делового оборота
считается сложившееся и широко применяемое
в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не
предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе»
. В данном
случае понятие «обычай делового оборота»
является определяемым понятием. Родовым
для него будет «правило поведения»,
содержащееся в самом начале определяющего
понятия. Таким образом, мы подводим
определяемое понятие под более общее.
Так как «правило поведения» содержит
в своем объеме не один только обычай
делового оборота, а целый комплекс
правил, возникает необходимость выделить
последний из общей массы. Для этого мы
добавляем признаков данного явления,
тем самым расширяя содержание и уменьшая
объем.

Обычай делового оборота не закрепляется
в законе, но может быть отражен или не
отражен в каком-либо документе. Указывая
на этот характерный признак, мы сокращаем
количество предметов, содержащихся в
объеме, до искомых. Признаки, при помощи
которых мы отграничиваем определяемое
понятие от других, соответствующих
родовому понятию, называются видовым
отличием (видом). В определении видовых
отличий может быть одно или же несколько.

Определение через род и видовое отличие
можно отразить в виде формулы А = Вс.
ПодАв данном случае подразумевается
определяемое понятие,В— это род,
ас— вид.Висв совокупности
являются определяющим понятием. Другой
способ отражения такого определения
выглядит так:Dfd ≡ Dfn.

Определение через род и видовое отличие
называют также классическим. Оно наиболее
распространено и широко используется
в различных отраслях научного знания.

Неявные определения. Определение
через род и видовое отличие — это очень
удобный и эффективный инструмент
раскрытия содержания понятий. Однако,
как и любое другое орудие, этот вид
определения имеет ограничения. Так,
нельзя определить при помощи обращения
к роду и виду понятия, вообще не имеющие
рода, какими являются общефилософские
категории. Единичные понятия не имеют
вида, и, соответственно, также не могут
быть определены, ведь при использовании
только рода для определения понятия мы
получили бы слишком большое количество
элементов в его объеме, куда при этом
входило бы и само это понятие, что
невозможно (например, понятие «Н. Г.
Чернышевский» нельзя определить только
как «русский писатель»).

Когда возникает подобная ситуация,
исследователи применяют неявные
определения и приемы, заменяющие
определения. В отличие от явных
определений, где есть определяемое и
определяющее понятия, равные между
собой, в определениях неявных на место
определяющего понятия подставляются
контекст, аксиомы или описание способа
возникновения определяемого объекта.

Можно выделить несколько видов неявных
определений: контекстуальное,
индуктивное, остенсивное, через аксиомы
.

Контекстуальное(от лат. contextus —
«соединение», «связь»)определениехарактеризуется тем, что оно позволяет
выяснить суть, значение слова, смысла
которого мы не знаем, через контекст,
т.е. через относительно законченный
отрывок информации, которая сопровождает
данное слово, относится к нему и содержит
его признаки. Иногда в процессе разговора
мы сталкиваемся с ситуацией, когда
собеседник употребляет незнакомое для
нас слово. Не переспрашивая, мы пытаемся
определить смысл этого слова, опираясь
на слова, сопутствующие ему. Это и есть
определение через контекст. Примером
такого определения может послужить
следующее предложение: «…возьмешь там
чек. Он будет именной — на твое имя.
Получишь по нему деньги». Таким образом,
даже не зная, что такое чек, можно из
контекста понять, что это документ, по
которому получают денежные средства.
Проявив некоторую смекалку, можно
догадаться о существовании также чеков
на предъявителя.

Индуктивные определенияраскрывают
смысл термина при помощи самого этого
термина, через понятия, в которых
содержится его смысл. Примером этого
служит определение натуральных чисел.
Так, если 1 — натуральное число и n —
натуральное число, то 1 + n тоже есть
натуральное число.

Остенсивное определениеустанавливает
значение термина, прибегая к демонстрации
предмета, обозначаемого этим термином.
Такие определения применяются при
раскрытии сущности предметов чувственного
мира, другими словами, предметов, которые
доступны для непосредственного
восприятия. Такое определение зачастую
акцентируется на простейших свойствах
предметов, таких как вкус, цвет, запах,
текстура, вес и т.д. Часто используется
при изучении иностранного языка или
разъяснении смысла непонятного слова.

Иногда для характеристики понятий
используются приемы, заменяющие
определения.

Аксиома — это положение,
которое принимается без логического
доказательства в силу непосредственной
убедительности.

Определение через аксиомы основано на
этом их качестве. Характеристика через
аксиомы широко применяется в математиике.

Сравнение— это прием, позволяющий
достаточно четко охарактеризовать
предмет за счет сопоставления его
характерных признаков и черт с другим,
однородным предметом. Такое сопоставление
приводит к достаточно четкому отграничению
сравниваемых предметов друг от друга
путем выявления не только сходства, но
и различия их признаков. При использовании
сравнения для определения понятия оно
будет определено тем более полно, чем
с большим количеством однородных
предметов будет сравнен объем данного
понятия. Сравнение приводит к формированию
мнимого образа предмета, обладающего
характерными признаками.

Описаниекак прием более просто,
чем сравнение. Задача исследователя,
использующего описание, — закрепить
как можно больше информации о предмете,
содержащей указание на его характерные
признаки. Другими словами, при описании
образ предмета, непосредственно
воспринимаемого исследователем,
закрепляется в той или иной форме
(рисунок, схема, текст и др.). При описании
различного рода характерные черты (вес,
форма, размер и т.д.) должны отражаться
наиболее полно и достоверно.

Характеристика— это создание
представления о предмете посредством
указания на какую-либо его характерную
черту. При этом раскрывается только
один какой-либо важный приизнак.

Пример характеристики может быть таким:
«Джанфранко Педерзоли — лучший
итальянский гравер современности»; «По
словам К. Маркса, Аристотель — это
«величайший мыслитель древности»».

Можно встретить и сочетания описания
и характеристики. Часто используется
как в науке, так и в художественной
литературе.

Пример используется в случаях, когда
затруднительно дать определение по
роду и видовому отличию, но можно
прибегнуть к описанию событий, процессов,
явлений и прочее, иллюстрирующих данное
понятие. Разъяснением при помощи примера
является также отражение комплексного
понятия через перечисление его элементов.
Скажем, понятие «армия» можно объяснить
через перечисление входящих в нее
подразделений. Объяснение примером
часто используется в учебном процессе
младших классов.

Второе задание ЕГЭ по обществознанию, как и первое, направлено на проверку знаний по всему пройденному курсу предмета. Это значит, что попавшийся вам номер может быть связан с любым его аспектом; однако, поскольку акцент делается именно на основные знания, выполнить его будет совсем не сложно.

Во 2 задании экзамена по обществознанию приводится перечень из 5-7 различных понятий, относящихся к одной теме, при этом одно из этих слов является обобщающим для всех остальных. Задача экзаменующегося – правильно выбрать это обобщающее слово. Из-за того, что верный вариант уже есть среди данных понятий и его не нужно подбирать самостоятельно, это задание становится совсем легким – конечно, при условии, что у вас есть неплохая база знаний по основной теории обществознания. За верный ответ на 2 задание ЕГЭ по обществознанию ставится 1 балл.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Изучаем весь перечень понятий;
  3. Определяем, к какой теме они относятся, вспоминаем их значения и отличия друг от друга;
  4. Выявляем, какое слово является обобщающим для всех остальных и записываем его в ответ.

Задание EO0221D

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.


Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп.

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения.

Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной.

Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».

Ответ: социальнаягруппа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1AA756

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.


Для того, чтобы дать верный ответ, важно помнить о видах организационно-правовых формы юридической деятельности.

Субъект, осуществляющий ту или иную деятельность, может обладать статусом юридического лица или не обладать им.

Юридические лица, в свою очередь, могут быть как коммерческими, так и некоммерческими объединениями.

Существуют разные формы организации коммерческих предприятий:

  • товарищество (полное или коммандитное);
  • общества (например, хозяйственные или акционерные)
  • унитарное предприятие

Таким образом, обобщающим понятием из всех приведенных будет «юридическое лицо».Ответ: юридическое лицо

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EOB06496

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество


Для того, чтобы выбрать обобщающее понятие, важно понимать, что такое правонарушение и каким оно может быть.

Правонарушение — общественно опасное виновное де­яние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отде­льным лицам, влекущее за собой юридическую ответ­ственность.

Правонарушения бывают двух видов: преступления (правонарушения, наказание за которые предусмотрено уголовным кодексом РФ) и проступки.

Проступки, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

дисциплинарные (нарушение трудовой, воинской учебной дисциплины или невыполнение своих обязанностей);

административные (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т.п.);

гражданские (мелкие и средние кражи, мошенничество, оскорбление чести и достоинства личности).

Таким образом, обобщающим понятием среди приведенных будет «правонарушение».

Ответ: правонарушение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO4CC817

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.


Для того, чтобы выбрать верное словосочетание, важно знать, что такое форма государства и каковы составляющие ее элементы.

Форма государства – это политическая организация общества. Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима.

Форма правления – это способ организации высших органов власти. Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Форма территориального устройства – это способ организации взаимоотношений между органами центральной и местной власти. По форме территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Таким образом, обобщающим словосочетанием для всех приведенных будет «форма государства».

Ответ: форма государства

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO18C2D0

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.


Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта и индивидуализация – все это процессы социализации, то есть интеграции личности в социальную среду и овладение ею навыков, необходимых для успешного функционирования в этой среде. Таким образом, обобщающее слово в этом ряду – социализация.

Ответ: социализация

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0206s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.


Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.

Ответ: социальная группа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0205s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство, рыночная экономика, многообразие форм собственности.


Все данные понятия относятся к экономической сфере. Этот вариант задания совсем несложный – внимательно ознакомившись с перечнем, можно увидеть, что рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство и многообразие форм собственности – основные отличительные характеристики рыночной экономики, которая и является обобщающим понятием для всех остальных.

Ответ: рыночная экономика

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0204s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Финансовое право, административное право, публичное право, международное гуманитарное право, конституционное право.


В задании перечислены различные отрасли права. Если внимательно ознакомиться с перечнем и знать теорию по теме права, можно обратить внимание на публичное право. Право делится на 2 большие группы: публичное (регулирующее отношения с участием государства) и частное (регулирующее частные отношения без участия государства). Такие отрасли права, как финансовое, административное и административно-процессуальное, уголовное, экологическое, международное гуманитарное, конституционное относятся к публичному праву. Таким образом, «публичное право» — обобщающее слово для всех остальных понятий.

Ответ: публичное право

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0203s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.


Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0202s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура.


Демократия, тоталитаризм, авторитаризм, военная диктатура – все это является разновидностями совокупностей различных средств и методов, с помощью которых может осуществляться политическая власть. Иначе такая совокупность называется политическим режимом; это слово и является обобщающим, в то время как остальные данные понятия – различные виды политических режимов.

Ответ: политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0201s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.


Все понятия, данные в списке, относятся к экономической сфере. Прибыль – это сумма, на которую доходы превышают расходы. Доход – это деньги, полученные каким-либо субъектом экономической деятельности за определенное время. Зарплата – это денежное вознаграждение за труд работника. Процент – это тот доход, который кредитор получает от заемщика за взятый в кредит капитал. Рента – это доход от капитала, имущества или земли, получаемый чаще всего от их сдачи в аренду.

Проанализировав все понятия, можно заметить, что каждое из них связано с получением дохода. Следовательно, обобщающим словом для них будет «доход».

Ответ: доход

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

В принципе, любая информационная система сталкивается с одними и теми же вопросами. Как собрать информацию? Как ее интерпретировать? В какой форме и как ее запомнить? Как найти закономерности в собранной информации и в какой форме их записать? Как реагировать на поступающую информацию? Каждый из вопросов важен и неразрывно связан с остальными. В этом цикле мы пытаемся описать то, как эти вопросы решаются нашим мозгом. В этой части пойдет разговор о, пожалуй, самой загадочной составляющей мышления — процедуре поиска закономерностей.

Взаимодействие с окружающим миром приводит к накоплению опыта. Если в этом опыте есть какие-либо закономерности, то они могут быть выделены и впоследствии использованы. Наличие закономерностей можно интерпретировать, как присутствие чего-то общего в воспоминаниях, составляющих опыт. Соответственно, выделение таких общих сущностей принято называть обобщением.

Задача обобщения – это ключевая задача во всех дисциплинах, которые хоть как-то связаны с анализом данных. Математическая статистика, машинное обучение, нейронные сети – все это вращается вокруг задачи обобщения. Естественно, что и мозг не остался в стороне и как мы можем иногда наблюдать на собственном опыте, тоже порой неплохо справляется с обобщением.

Несмотря на то, что обобщение возникает всегда и везде сама задача обобщения, если рассматривать ее в общем виде, остается достаточно туманной. В зависимости от конкретной ситуации в которой требуется выполнить обобщение постановка задачи обобщения может меняться в очень широком диапазоне. Различные постановки задачи порождают очень разные и порой совсем непохожие друг на друга методы решения.

Многообразие подходов к обобщению создает ощущение, что процедура обобщения – это нечто собирательное и что универсальной процедуры обобщения, видимо, не существовует. Однако, мне кажется, что универсальное обобщение возможно и именно оно и свойственно нашему мозгу. В рамках описываемого в этом цикле подхода удалось придумать удивительно красивый (по крайней мере мне он кажется таким) алгоритм, который включает в себя все классические вариации задачи обобщения. Этот алгоритм не только хорошо работает, но и самое удивительное — он идеально ложится на архитектуру биологических нейронных сетей, что заставляет верить, что, действительно, где-то так работает и реальный мозг.

Перед тем как описывать алгоритм такого универсального обобщения попробуем разобраться с тем какие формы обобщения принято выделять и, соответственно, что и почему должен включать в себя универсальный подход.

Философско-семантический подход к обобщению понятий

Философия имеет дело с семантическими конструкциями. Проще говоря, выражает и записывает свои утверждения фразами на естественном языке. Философско-семантический подход к обобщению заключается в следующем. Имея понятия, объединенные неким видовым признаком, требуется перейти к новому понятию, которое дает более широкое, но менее конкретное толкование, свободное от видового признака.

Например, имеется понятие «наручные часы», которое описывается как: «указатель времени, закрепленный на руке с помощью ремешка или браслета». Если мы избавимся от видового признака «закрепленный на руке…», то получим обобщенное понятие «часы», как любой инструмент, определяющий время.

В примере с часами в самом названии наручных часов содержалась подсказка для обобщения. Достаточно было отбросить лишнее слово и получалось требуемое понятие. Но это не закономерность, а следствие семантики, построенной «от обратного», когда нам уже известен результат обобщения.

Задача чистого обобщения

В формулировке Френка Розенблатта задача чистого обобщения звучит так: «В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или персептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки)» (Rosenblatt, 1962).

Акцент на «чистое» обобщение подразумевает отсутствие «подсказок». Если бы нам предварительно показали квадрат во всех возможных позициях сетчатки и дали возможность все это запомнить, то узнавание кадрата стало бы тривиальным. Но по условию квадрат нам показали в одном месте, а узнать мы должны его совсем в другом. Сверточные сети решают эту задачу за счет того, что в них изначально заложены правила «перетаскивания» любой фигуры по всему пространству сетчатки. За счет знания того как «перемещать» изображение они могут взять квадрат, увиденный в одном месте и «примерить» его ко всем возможным позициям на сетчатке.

Поиск паттерна в форме буквы «T» в разных позициях изображения (Fukushima K., 2013)

Ту же задачу мы в нашей модели решаем за счет создания пространства контекстов. Отличие от сверточных сетей в том, кто к кому идет — «гора к Магомеду» или «Магомед к горе». В сверточных сетях при анализе новой картинки каждый предварительно известный образ варьируется по всем возможным позициям и «примеряется» к анализируемой картинке. В контекстной модели каждый контекст трансформирует (перемешает, поворачивает, масштабирует) анализируемую картинку так как ему предписывают его правила, а затем «сдвинутая» картинка сравнивается с «неподвижными» заранее известными образами. Эта, на первый взгляд, небольшая разница дает последующее очень сильное различее в подходах и их возможностях.

Родственна задаче чистого обобщения задача инвариантного представления. Имея явление, предстающее перед нами в разных формах, требуется инвариантно описать эти представления с целью узнавания явления в любых его проявлениях.

Задача классификации

Есть множество объектов. Есть предварительно заданные классы. Есть обучающая выборка – набор объектов, про которые известно к каким классам они относятся. Требуется построить алгоритм, который обоснованно отнесет любые объекты из исходного множества к одному из классов. В математической статистике задачи классификации относят к задачам дискриминантного анализа.

В машинном обучении задача классификации считается задачей обучения с учителем. Есть обучающая выборка, про которую известно: какой стимул на входе приводит к какой реакции на выходе. Предполагается, что реакция не случайна, а определяется некой закономерностью. Требуется построить алгоритм, который наиболее точно воспроизведет эту закономерность.

Алгоритм решение задачи классификации зависит от характера входных данных и типов получаемых классов. О том, как решается задача классификации в нейронных сетях и как происходит обучение с учителем в нашей модели мы говорили в предыдущей части.

Задача кластеризации

Предположим у нас есть множество объектов и нам известна степень похожести их друг на друга, заданная матрицей расстояний. Требуется разбить это множество на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер объединял схожие объекты, а объекты разных кластеров сильно отличались друг от друга. Вместо матрицы расстояний могут быть заданы описания этих объектов и указан способ, как искать расстояние между объектами по этим описаниям.

В машинном обучении, кластеризация попадает под обучение без учителя.

Кластеризация – очень соблазнительная процедура. Удобно разбить множество объектов на относительное небольшое количество классов и впоследствии использовать не исходные, возможно громоздкие описания, а описания через классы. Если при разбиении заранее известно какие признаки важны для решаемой задачи, то кластеризация может «делать акцент» на эти признаки и получать классы удобные для последующего принятия решений.

Однако, в общем случае ответ на вопрос о важности признаков лежит за пределами задачи кластеризации. Последующее обучение, называемое обучением с подкреплением, должно само, исходя из анализа того насколько удачно или нет оказалось поведение ученика, определить какие признаки важны, а какие нет. При этом «самыми удачными» признаками могут оказаться не признаки из исходных описаний, а уже обобщенные классы, взятые как признаки. Но для определения важности признаков надо, чтобы эти признаки уже присутствовали в описании на момент работы обучения с подкреплеием. То есть получается, что заранее неизвестно какие признаки могут оказаться важными, но понять это можно только уже имея эти признаки.

Другими словами, в зависимости от того какие признаки исходного описания использовать, а какие игнорировать при проведении кластеризации получаются различные системы классов. Одни из них оказываются более полезными для последующих целей, другие менее. В общем случае выходит, что хорошо бы перебрать все возможные варианты кластеризаций, чтобы понять какие из них наиболее удачны для решения конкретной задачи. Причем для решения другой задачи может оказаться удачной совсем другая система кластеризации.

Даже если мы решим на что стоит сделать акцент при кластеризации все равно останется вопрос об оптимальной детализации. Дело в том, что в общем случае нет априорной информации о том на сколько классов надо поделить исходное множество объектов.

Вместо знания о количестве классов можно использовать критерий, указывающий на то насколько точно должны все объекты соответствовать созданным классам. В этом случае можно начинать кластеризацию с некого начального количества классов и добавлять новые классы если остаются объекты, для которых ни один класс не подходит достаточно хорошо. Но процедура с добавлением не снимает вопроса оптимальности детализации. При задании низкого порога соответствия объекта классу получаются большие классы, отражающие основные закономерности. При выборе высокого порога получается много классов с небольшим числом объектов. Эти классы учитывают мелкие детали, но за деревьями становится не видно леса.

Факторный анализ

Предположим, что мы имеем множество объектов в котором все объекты снабжены признаковыми описаниями. Такие описания можно записать соответствующими векторами. Далее предположим, что признаки имеют количественную природу.

Удобно центрировать описания, то есть рассчитать среднее для каждого признака и скорректировать признаки на их среднее значение. Это равносильно переносу начала координат в «центр масс». Можно посчитать корреляции между признаками. Если записать корреляционную матрицу признаков и найти ее собственные вектора, то эти вектора будут являться новым ортогональным базисом, в котором можно описать исходное множество объектов.

В базисе из исходных признаков за счет их возможной коррелированности линейные закономерности были «размазаны» между признаками. При переходе к ортогональному базису начинает четче проступать внутренняя структура закономерностей. Так как ортогональный базис определен с точностью до вращения, то можно так повернуть базис из собственных векторов, чтобы направления осей наилучшим образом соответствовали тем направлениям, вдоль которых данные имеют наибольший разброс.

Собственные числа, соответствующие собственным векторам, показывают какой процент от общей дисперсии приходится на какой собственный вектор. Собственные вектора, на которые приходится наиболее существенный процент дисперсии называют главными компонентами. Часто бывает удобно перейти от описания в исходных признаках к описанию в главных компонентах.

Так как главные компоненты отражают наиболее существенные линейные закономерности, свойственные исходному множеству, то они могут называться определенным обобщением исходных данных.

Замечательное свойство факторного анализа — это то, что факторы могут не только напоминать исходные признаки, но и могут оказаться новыми ненаблюдаемыми сущностями.

Если сравнивать обобщения, которые получаются через классы и которые получаются через факторы, то условно можно сказать, что классы выделяют «области», а факторы – «направления».

Часто для отнесения объекта к классу смотрят не столько на близость объекта к центру класса, а на соответствие объекта параметрам распределения, свойственным классу (на этом, например, построен EM алгоритм). То есть если в пригороде города стоит тюрьма, то человек которого вы встретите рядом с тюрьмой скорее всего горожанин, а не заключенный, хотя расстояние до центра города значительно выше чем до центра тюрьмы. «Области» стоит понимать с учетом этого замечания.

Ниже приведена картинка, по которой можно приблизительно соотнести обобщение классами и факторами.

Графики распределения роста и веса игроков американской футбольной лиги (NFL). Сверху игроки защиты, снизу игроки нападения. Цветами выделены позиции игроков (Dr. Craig M. Booth).

Все множество игроков можно разбить на классы по их роли на поле. По параметрам «вес — рост» можно выделить глобальные факторы (не показаны) или факторы для каждого из классов.

Цветные линии соответствуют первому главному фактору в каждом из классов. Этот фактор можно интерпретировать как «размер игрока». Он определяется как проекция точки игрока на эту ось. Значение проекции дает значение, которое отбрасывает «не идеальность» игрока. Если к первой оси провести вторую ортогональную, то она будет описывать второй фактор «тип телосложения», проще говоря, худой игрок или толстый.

При всей красоте и удобстве факторов есть с ними и сложности. Так же, как и с классами всегда стоит вопрос сколько и каких факторов стоит выделять и использовать. Конечно, удобно, когда несколько первых главных компонент несут почти всю информацию, но на практике такое бывает нечасто. Например, возьмем 10 000 наиболее популярных фильмов, несколько миллионов человек и проанализируем оценки, которые они поставили тем фильмам, что посмотрели. Несложно составить корреляционную матрицу для фильмов. Положительная корреляция между двумя фильмами говорит о том, что люди, которые оценивают один фильм выше среднего скорее всего выше среднего оценивают и другой.

Проведем факторный анализ корреляционной матрицы и затем вращение осей для удобной интерпретации факторов. Окажется, что существенную роль играют первые пять-шесть факторов. Они соответствуют наиболее общим закономерностям. Это, конечно, жанры фильмов: «боевик», «комедия», «мелодрама». Кроме того, выделятся факторы: «русское кино» (если люди будут из России) и «авторское кино». Последующие факторы тоже можно интерпретировать, но их вклад в объяснение дисперсии будет все меньше и меньше.

Первые пять самых существенных факторов объясняют порядка 30 процентов общей дисперсии. Это не особо много, учитывая, что дисперсия – это квадрат среднеквадратического отклонения. Соответственно, основные факторы объясняют всего 17 процентов общего разброса оценок. Если посмотреть на остальные факторы, то многие из них объясняют всего лишь десятые или сотые доли процента общей дисперсии и вроде бы несущественны.

Но каждый мелкий фактор, как правило, соответствует некой локальной закономерности. Он объединяет фильмы одного режиссера, одного сценариста или одного актера. Оказывается, что когда мы хотим что-либо понять про конкретный фильм, то основные факторы объясняют свои 30 процентов дисперсии и при этом процентов 40-50 дисперсии объясняют один-два мелких фактора, которые несущественны для общей массы, но оказываются чрезвычайно важны именно для этого фильма.

Принято говорить, что «дьявол в деталях». Это относится именно к тому, что практически нет факторов, которыми можно пренебречь. Каждая мелочь может оказаться решающей в определенной ситуации.

Формирование понятий

Результатом обобщения может являться формирование понятий с использованием которых строятся последующие описания. Есть разные мнения относительно того, что является основным принципом, по которому человек выделяет те или иные понятия. Собственно, все пункты настоящего перечисления имеют к этому непосредственное отношение.

Задача идеализации

В процессе обобщения мы получаем понятия, которые по неким признакам объединяют множество явлений, с которыми мы ранее сталкивались. Выделение того общего, что есть в этих явлениях приводит к тому, что мы можем описать свойства неких идеальных понятий, свободных от индивидуальных деталей отдельных явлений.

Именно идеальные понятия лежат в основе математики. Точка, прямая, плоскость, число, множество – это идеализации объектов из нашего повседневного опыта. Математика вводит для этих понятий формальную систему правил, которая позволяет строить утверждения, преобразовывать эти утверждения, доказывать или опровергать их истинность. Но если для самой математики базовые понятия первичны, то для человека они связаны с опытом их использования. Это позволяет математикам не использовать полный перебор при поисках доказательств, а осуществлять более целенаправленный поиск, основанный на опыте, лежащем за идеальными понятиями.

Логическая индукция

Логическая индукция подразумевает получение общего закона по множеству частных случаев.

Разделяют полную индукцию:

Множество А состоит из элементов: А1А2А3, …, Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аn также имеют признак В

Следовательно, все элементы множества А имеют признак В.

И неполную индукцию:

Множество А состоит из элементов: А1А2А3, …, Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аk также имеют признак B

Следовательно, вероятно, Аk+1 и остальные элементы множества А имеют признак В.

Неполная индукция имеет дело с вероятностью и может быть ошибочной (проблема индукции).

Индукция связана с обобщением в двух моментах. Во-первых, когда говорится о множестве объектов, то подразумевается, что предварительно что-то послужило основанием объединить эти объекты в единое множество. То есть нашлись какие-то механизмы, которые позволили сделать предварительное обобщение.

Во-вторых, если мы методом индукции обнаруживаем некий признак, который свойственен элементам некой группы, которая описывает определенное понятие, то мы можем использовать этот признак, как характеризующий для отнесения к этой группе.

Например, мы обнаруживаем, что существуют механические приборы с характерным циферблатом и стрелками. По внешнему сходству мы делаем обобщение и относим их к классу часы, и формируем соответствующее понятие.

Далее мы замечаем, что часы могут определять время. Это позволяет нам сделать неполную индукцию. Мы заключаем, что свойство всех часов – способность определять время.

Теперь мы можем сделать следующий шаг обобщения. Мы можем сказать, что к «часам» можно отнести вообще все, что позволяет следить за временем. Теперь часами мы можем назвать и солнце, которое отмеряет сутки и школьные звонки, отсчитывающие уроки.

Логическая индукция имеет много общего с семантическим обобщением понятий. Но семантическое обобщение делает несколько иной акцент. Семантический подход говорит о признаках, которые составляют описание понятия, и возможности отбрасывания их части для получения более общей формулировки. При этом остается открытым вопрос — откуда должны взяться такие определения понятий, которые позволят выполнить переход к обобщению «через отбрасывание». Неполная логическая индукция как раз и показывает путь формирования таких описательных признаков.

Задача дискретизации

Имея дело с непрерывными величинами, часто требуется перейти к их описанию в дискретных значениях. Для каждой непрерывной величины выбор шага квантования определяется той точностью описания, которую требуется сохранить. Получившиеся в результате интервалы дробления объединяют различные значения непрерывной величины, ставя им в соответствие определенные дискретные понятия. Такую процедуру можно отнести к обобщению по тому факту, что объединение значений происходит, исходя из их попадания в интервал квантования, что говорит об их определенной общности.

Соотнесение понятий

Осуществляя обобщение любым из возможных способов, мы можем представить результат обобщения через систему понятий. При этом обобщенные понятия не просто образуют набор независимых друг от друга элементов, а приобретают внутреннюю структуру взаимоотношений.

Например, классы, получаемые в результате кластеризации, образуют некую пространственную структуру, в которой какие-то классы оказываются ближе друг к другу, какие-то дальше.

При использовании описания чего-либо через факторы используют набор факторных весов. Факторные веса принимают вещественные значения. Эти значения можно аппроксимировать набором дискретных понятий. При этом для этих дискретных понятий будет характерна система отношений «больше – меньше».

Таким образом, нас каждый раз интересует не просто выделение обобщений, но и формирование некой системы, в которой будет понятно, как эти обобщения соотносятся со всеми остальными обобщениями.

Чем-то похожая ситуация возникает при анализе естественного языка. Слова языка имеют определенные взаимосвязи. Природа этих связей может быть различна. Можно говорить о частоте совместного проявления слов в реальных текстах. Можно говорить о похожести их смыслов. Можно строить систему отношений, основанную на переходах к более общему содержанию. Подобные построения приводят к семантическим сетям разного вида.

Пример семантической сети (Автор: Знанибус — собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11912245)

Говорят, что в правильной постановке задачи содержится три четверти верного ответа. Очень похоже, что это справедливо и для задачи обобщения. Что мы хотим видеть результатом обобщения? Устойчивые классы? Но где границы этих классов? Факторы? Какие и сколько? Закономерности? Редкие, но сильные совпадения или нечеткие, но подкрепленные большим числом примеров зависимости? Если мы накопили данные и провели обобщения, то как из множества возможных понятий выбрать те, что лучше всего подходят для описания конкретной ситуации? Что вообще есть обобщения? Как выглядит система соотнесения обобщений между собой?

Далее я попробую дать и «правильную» постановку задачи, и возможный ответ, подкрепленный работающим кодом. Но это будет через статью. Пока же, в следующей части, нам предстоит познакомиться с одной очень важной биологической подсказкой, дающей, пожалуй, главный ключ к пониманию механизма обобщения.

Алексей Редозубов

Логика сознания. Часть 1. Волны в клеточном автомате
Логика сознания. Часть 2. Дендритные волны
Логика сознания. Часть 3. Голографическая память в клеточном автомате
Логика сознания. Часть 4. Секрет памяти мозга
Логика сознания. Часть 5. Смысловой подход к анализу информации
Логика сознания. Часть 6. Кора мозга как пространство вычисления смыслов
Логика сознания. Часть 7. Самоорганизация пространства контекстов
Логика сознания. Пояснение «на пальцах»
Логика сознания. Часть 8. Пространственные карты коры мозга
Логика сознания. Часть 9. Искусственные нейронные сети и миниколонки реальной коры
Логика сознания. Часть 10. Задача обобщения
Логика сознания. Часть 11. Естественное кодирование зрительной и звуковой информации
Логика сознания. Часть 12. Поиск закономерностей. Комбинаторное пространство
Логика сознания. Часть 13. Мозг, смысл и конец света

Содержание

  1. Логика: Шпаргалка.
  2. 14. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ.
  3. 17. Обобщение и ограничение понятий
  4. Читайте также
  5. § 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  6. Обобщение и ограничение понятия
  7. § 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ
  8. § 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  9. 3. Обобщение и ограничение понятий
  10. 3. Обобщение и ограничение понятий
  11. Обобщение моделей
  12. 1. Обобщение
  13. 17. Обобщение и ограничение понятий
  14. ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий
  15. ОГРАНИЧЕНИЕ
  16. 136. ОБОБЩЕНИЕ
  17. Ограничение и обобщение
  18. Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий
  19. Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий
  20. 1. Обобщение и ограничение понятий
  21. Читайте также
  22. § 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  23. Обобщение и ограничение понятия
  24. § 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ
  25. § 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  26. 3. Обобщение и ограничение понятий
  27. 3. Обобщение и ограничение понятий
  28. Обобщение моделей
  29. 1. Обобщение
  30. 17. Обобщение и ограничение понятий
  31. ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий
  32. ОГРАНИЧЕНИЕ
  33. 136. ОБОБЩЕНИЕ
  34. Ограничение и обобщение
  35. Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий
  36. Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий

Логика: Шпаргалка.

14. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ.

Большое значение для достижения определенности нашего мышления имеют логические операции обобщения и ограничения понятий, основанные на законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Обобщить понятиезначит перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Напр., обобщая понятие «городской суд», мы получим понятие «суд», объем нового понятия шире исходного, т. к. первое относится ко второму как вид к роду. Вместе с тем содержание нового понятия уменьшилось, поскольку мы исключили его видовые признаки. Обобщение понятия может быть многоступенчатым, напр. «уголовное преступление», «преступление», «противоправное деяние», «деяние». Однако обобщение понятий не может быть бесконечным. Пределом обобщения являются категориипонятия, обладающие предельно широким объемом: материя, сознание, движение, свойство и др. Категории не имеют родового понятия.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную обобщению. Ограничить понятиезначит перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Напр., «юрист», «следователь», «следователь прокуратуры», «следователь прокуратуры Петров». Пределом ограничения понятия является единичное понятие.

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятия одного объема к понятию другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Обобщение и ограничение понятий нельзя смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Напр., сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» является не обобщением, а переходом от части к целому.

Источник

17. Обобщение и ограничение понятий

17. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес – это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения – максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения – это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

Обобщение и ограничение понятия

Обобщение и ограничение понятия Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например, обобщая понятие «убийство», мы переходим к понятию «преступление».

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия.Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с б?льшим содержанием к понятию с б?льшим объемом, но с меньшим содержанием.

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

3. Обобщение и ограничение понятий

3. Обобщение и ограничение понятий Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых формальной логикой, выделим еще две, тоже весьма распространенные и важные, тесно связанные между собой. Это обобщение и ограничение понятий. В них

3. Обобщение и ограничение понятий

3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах: «Основной закон государства» — «закон», «гражданин» — «гражданство», «действующее законодательство» —«законодательство», «администрация

Обобщение моделей

Обобщение моделей Операция выделения обобщенной модели из серии конкретных моделей осуществляется их последовательным сравнением и выделением общего признака сходства между ними (пример — «четвероногие»). При этом все остальные признаки, по которым модели серии

1. Обобщение

1. Обобщение Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать — предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. Полагают, что

17. Обобщение и ограничение понятий

17. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.Например, обобщая

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий 1. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется

ОГРАНИЧЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ Талант тоже строго ограничен рамками. Ощущение этих рамок навевает легкую грусть. И в то же время как-то непроизвольно вызывает умиление. Это как если поймешь, что бамбук – это бамбук, а дикий виноград – дикий

136. ОБОБЩЕНИЕ

136. ОБОБЩЕНИЕ И когда увидел Амман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то задумал Амман истребить всех иудеев.Библия — Эсфирь, 3:5-6В частности существует только то, что существует в общем.Талмуд — Сота,

Ограничение и обобщение

Ограничение и обобщение Мы можем манипулировать понятием, ограничивая его и обобщая. Чтобы ограничить понятие, надо добавить ему какой-нибудь видовой признак. Чтобы обобщить понятие, нужно ему какой-нибудь видовой признак отрезать.Например, чтобы ограничить понятие

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий § 15. О возможности связи вообще Многообразное [содержание] представлений может быть дано только в чувственном созерцании, т. е. в созерцании, которое есть не что

Источник

1. Обобщение и ограничение понятий

1. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес — это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения — максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия — это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения — это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

Обобщение и ограничение понятия

Обобщение и ограничение понятия Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например, обобщая понятие «убийство», мы переходим к понятию «преступление».

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия.Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с б?льшим содержанием к понятию с б?льшим объемом, но с меньшим содержанием.

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

3. Обобщение и ограничение понятий

3. Обобщение и ограничение понятий Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых формальной логикой, выделим еще две, тоже весьма распространенные и важные, тесно связанные между собой. Это обобщение и ограничение понятий. В них

3. Обобщение и ограничение понятий

3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах: «Основной закон государства» — «закон», «гражданин» — «гражданство», «действующее законодательство» —«законодательство», «администрация

Обобщение моделей

Обобщение моделей Операция выделения обобщенной модели из серии конкретных моделей осуществляется их последовательным сравнением и выделением общего признака сходства между ними (пример — «четвероногие»). При этом все остальные признаки, по которым модели серии

1. Обобщение

1. Обобщение Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать — предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. Полагают, что

17. Обобщение и ограничение понятий

17. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.Например, обобщая

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий 1. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется

ОГРАНИЧЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ Талант тоже строго ограничен рамками. Ощущение этих рамок навевает легкую грусть. И в то же время как-то непроизвольно вызывает умиление. Это как если поймешь, что бамбук – это бамбук, а дикий виноград – дикий

136. ОБОБЩЕНИЕ

136. ОБОБЩЕНИЕ И когда увидел Амман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то задумал Амман истребить всех иудеев.Библия — Эсфирь, 3:5-6В частности существует только то, что существует в общем.Талмуд — Сота,

Ограничение и обобщение

Ограничение и обобщение Мы можем манипулировать понятием, ограничивая его и обобщая. Чтобы ограничить понятие, надо добавить ему какой-нибудь видовой признак. Чтобы обобщить понятие, нужно ему какой-нибудь видовой признак отрезать.Например, чтобы ограничить понятие

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий § 15. О возможности связи вообще Многообразное [содержание] представлений может быть дано только в чувственном созерцании, т. е. в созерцании, которое есть не что

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мотивацию для обучения
  • Как найти общее занятие с детьми
  • Как найти последний номер документа
  • Как найти свою поступившую почту
  • Как исправить ошибку 2503 при установке эпик геймс