Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.
Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.
Что такое однородные члены предложения?
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:
Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).
Хорошая музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца (Ромен Роллан).
Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).
Музыку объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека (В. Сухомлинский).
Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).
В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.
Два или более одинаковых члена предложения, выполняющие одну и туже синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные сочинительной связью и интонацией, являются однородными.
Как выражаются однородные члены предложения?
В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой (И. С. Тургенев).
Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)
Роняли (как?) бесшумно и покорно.
Однородные обстоятельства образа действия выражены наречиями.
Что такое обобщающее слово?
В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:
В природе всё прекрасно: и плывущие по небу облака, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник (Е. Осетров).
Обобщающее слово «всё», выраженное местоимением, является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:
- облака
- берёзка
- ель
- лишайник.
Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:
все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.
В предложении обобщающее слово может быть любым членом предложения, как и перечень однородных членов.
В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы (дополнение)
Везде: над лесом, над полем и над крышами домов — повисло разноцветное коромысло радуги (обстоятельство).
Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.
В ней было скрыто ещё пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой (К. Паустовский).
Какое значение имеют обобщающие слова?
1.Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:
В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы: роскошные чайные розы , лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.
В этом предложении устанавливаются родо-видовые отношения между обобщающим словом «цветы» и однородными членами, называющими их виды.
2.Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.
Это был обычный русский простор: поля, леса и деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом (И. Соколов-Микитов).
Обобщающее слово «простор» выражает целое, а существительные «поля», «леса», «деревни» — его части.
Пунктуация в предложениях с обобщающими словами
Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.
После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.
Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.
Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:
Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.
Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:
С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их золотую или багряную прическу.
В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:
- словом;
- одним словом;
- например;
- короче говоря;
- а именно
и т. п.
Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него — запятая, например:
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).
Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:
На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно: яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).
Видеоурок
Тест
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.
Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.
Пример:
«ВСЁ было незнакомо мне: высокая, большая комната, голые стены из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый запах» (С. Аксаков).
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.
Пример:
«Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам РАЗНЫМИ НЕПРИЯТНЫМИ СЛУЧАЙНОСТЯМИ, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом» (И. Гончаров).
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.
Пример:
«Ни в доме, ни во дворе — НИГДЕ не было свободного места».
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Пример:
«В человеке ВСЁ должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. Чехов);
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), чтобы предупредить читателя о последующем перечислении.
Пример:
«Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки» (Л. Толстой).
Обрати внимание!
Если перед однородными членами, выраженными именами собственными, находится общее для них приложение или определяемое слово, которое не является обобщающим словом (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие после него не ставится.
Пример:
«Летом я прочитал романы «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов»».
Тире ставится:
1) если обобщающее слово находится после однородных членов.
Пример:
«Среди птиц, насекомых, в сухой траве — ВСЮДУ чувствовалось приближение осени» (По В. Арсеньеву);
2) если акцент в предложении делается на обобщающее слово, а перечисление выступает в роли дополнительного уточнения (при этом нет предупреждающей паузы).
Пример:
«Тонкие ветви черёмухи и лип тихо качались, и ВСЁ ВОКРУГ — сад, дом, небо — молча кружилось в медленном хороводе» (М. Горький).
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.
Пример:
«По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбёжники, проломленные головы слепороды, губошлёпы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи» (М. Салтыков-Щедрин).
Если после перечисления перед обобщающим словом находится вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая.
Пример:
«Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени» (В. Арсеньев).
Если на однородных членах, стоящих после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.
Пример:
«ВСЮДУ: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нём» (К. Паустовский).
Обрати внимание!
Если обобщающее слово употреблено дважды (перед однородными членами и после них), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).
Пример:
«ВСЁ: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; ещё хуже, слово неискренного, слабого участия — ВСЁ болезненно раздражало рану, казалось оскорблением» (Л. Толстой).
Русский язык
5 класс
Урок № 27
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Знаки препинания при обобщающих словах.
Тезаурус
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
Список литературы
Обязательная литература:
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
Дополнительная литература:
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.
Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.
В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение.
После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:
Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:
Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)
В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.
Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.
II. Ошибки в употреблении однородных членов
Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.
Для справок (в порядке следования предложений)
1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.
2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».
4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».
5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.
8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)
2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)
Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Я читал роман «Анну Каренину».
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».
2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
Ответ: 3.
Обобщающие слова при однородных членах
- Знаки препинания при обобщающих словах
При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.
Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.
Слово цветы — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.
В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так – .
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие местоимения и наречия: всё, всё это, все, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Например:
Радовались все: родители, ученики, учителя.
У нас никогда не бывает хорошей погоды: ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью.
После обобщающих слов перед однородными членами иногда могут стоять уточняющие слова: как-то, а именно, например — указывающие, что дальше пойдёт перечисление. Перед уточняющим словом ставиться запятая, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, взял спички, вставил батарейки в фонарик.
[, а именно :
,
и
.]
Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, могут быть употреблены вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и др. — имеющие значение итога. После вводного слова перед обобщающим, ставится запятая:
В комнате, на кухне, в коридоре – короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
[,
,
– короче говоря ,
.]
Знаки препинания при обобщающих словах
В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.
Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:
В саду росли разные деревья: дубы, каштаны и липы.
[ :
,
и
.]
Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.
Бумага, краски, карандаши – всё было аккуратно сложено.
[,
,
–
.]
Двоеточие и тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.
Фрукты: яблоки, груши, сливы – начинали уже созревать.
[ :
,
,
– … .]