Как найти обобщающее слово в тексте

Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.

Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:

Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).

Хорошая музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца (Ромен Роллан).

Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).

Музыку объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека (В. Сухомлинский).

Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).

В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.

Два или более одинаковых члена предложения, выполняющие одну и туже синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные сочинительной связью и интонацией, являются однородными.

Однородные члены предложения

Как выражаются однородные члены предложения?

В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой (И. С. Тургенев).

Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.

Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бесшумно и покорно.

Однородные обстоятельства образа действия выражены наречиями.

Что такое обобщающее слово?

В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:

В природе всё прекрасно: и плывущие по небу облака, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник (Е. Осетров).

Обобщающее слово «всё», выраженное местоимением, является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:

  • облака
  • берёзка
  • ель
  • лишайник.

Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:

все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.

В предложении обобщающее слово может быть любым членом предложения, как и перечень однородных членов.

В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы (дополнение)

Везде: над лесом, над полем и над крышами домов — повисло разноцветное коромысло радуги (обстоятельство).

Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.

В ней было скрыто ещё пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой (К. Паустовский).

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Какое значение имеют обобщающие слова?

1.Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:

В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы: роскошные чайные розы , лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.

В этом предложении устанавливаются родо-видовые отношения между обобщающим словом «цветы» и однородными членами, называющими их виды.

2.Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.

Это был обычный русский простор: поля, леса и деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом (И. Соколов-Микитов).

Обобщающее слово «простор» выражает целое, а существительные «поля», «леса», «деревни» — его части.

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.

После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.

Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.

Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:

Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.

Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:

С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает  их золотую или багряную прическу.

В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:

  • словом;
  • одним словом; 
  • например;
  • короче говоря;
  • а именно

и т. п.

Тогда тире ставится перед вводным словом, а после  него — запятая, например:

Среди птиц, насекомых, в сухой травесловом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:

На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно: яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).

Видеоурок

Тест

Обобщающее слово


Обобщающее слово

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.

Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных членах могут быть обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова называют более общее, родовое понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.

Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков препинания при обобщающих словах.

Если обобщающее слово предшествует однородным членам, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».

Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».

Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после однородных членов – тире.
Приведем пример.

«

Повсюду

: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».

Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.

При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.

Каким членом предложения является обобщающее слово

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.

Приведем примеры предложений с обобщающими словами.

  • «В дорогу были куплены

    продукты

    : хлеб, крекеры, фрукты». Обобщающее слово «продукты» и однородные члены – подлежащие.

  • «Ребятишки играли, бегали, кричали –

    резвились

    , как говорила бабушка». Обобщающее слово «резвились» и однородные члены – сказуемые.

  • «

    Нигде

    : ни дома, ни на работе – я не могла отвлечься от этих мыслей». Обобщающее слово «нигде» и однородные члены – обстоятельства.

Заключение

Что мы узнали?

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после однородных членов – тире. Если после однородных членов предложение продолжается, там тоже необходимо тире.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Пузенкова

    5/5

  • Martin Eden

    5/5

  • Ярослава Ерофеева

    5/5

  • Татьяна Завгородняя

    5/5

  • Татьяна Сигова

    4/5

  • Злата Маслова

    4/5

  • Мария Дурбажева

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.


А какая ваша оценка?

Русский язык

5 класс

Урок № 27

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  2. Знаки препинания при обобщающих словах.

Тезаурус

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

Список литературы

Обязательная литература:

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.

С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Рассмотрим это на примерах.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.

Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.

Содержание

  1. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
  2. Что такое однородные члены предложения?
  3. Как выражаются однородные члены предложения?
  4. Что такое обобщающее слово?
  5. Какое значение имеют обобщающие слова?
  6. Пунктуация в предложениях с обобщающими словами
  7. Видеоурок
  8. Русский язык. 5 класс
  9. Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами
  10. Что такое обобщающее слово
  11. Примеры однородных членов предложения
  12. Какие знаки требуются при обобщающих словах
  13. Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами
  14. Обобщающее слово находится перед однородными членами
  15. Обобщающее слово находится после однородных членов
  16. Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается
  17. Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова
  18. Обобщающие слова при однородных предложения
  19. Пунктуация в предложениях с обобщающим словом при однородных членах
  20. Обобщающее слово – примеры, правило (8 класс, русский язык)
  21. Что такое обобщающие слова
  22. Какие знаки требуются при обобщающих словах
  23. Каким членом предложения является обобщающее слово
  24. Что мы узнали?

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающее сло­во при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния явля­ет­ся родо­вым поня­ти­ем по отно­ше­нию к видо­вым или назва­ни­ем цело­го по отно­ше­нию к его частям.

Чтобы узнать, какие сло­ва быва­ют обоб­ща­ю­щи­ми, нач­нем с выяс­не­ния, что такое одно­род­ные чле­ны предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Узнаем, что такое одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

Музыка и мело­дия нераз­рыв­ны (Р. Вагнер).

Красота музы­ки заклю­ча­ет­ся (в чём?) в про­сто­те и есте­ствен­но­сти (П. И. Чайковский).

Он любил выра­жать­ся воз­вы­шен­но и туман­но (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии, как видим, может быть не один и тот же член пред­ло­же­ния, а два и более. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны счи­та­ют­ся одно­род­ны­ми, ели они выпол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию, а так­же отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния (допол­не­ния — к ска­зу­е­мо­му, опре­де­ле­ния — к под­ле­жа­ще­му или допол­не­нию, обсто­я­тель­ства — к ска­зу­е­мо­му и т. д.). Важным при­зна­ком одно­род­но­сти чле­нов явля­ет­ся то, что они соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду собой и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной интонацией.

Как выражаются однородные члены предложения?

В боль­шин­стве слу­ча­ев в роли одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния высту­па­ют сло­ва одной и той же части речи.

Однородные ска­зу­е­мые выра­же­ны гла­го­ла­ми в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

Успокоившиеся дере­вья бес­шум­но и покор­но роня­ли жёл­тые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бес­шум­но и покорно.

Что такое обобщающее слово?

В пред­ло­же­нии пере­чень одно­род­ных чле­нов может сопро­вож­дать­ся обоб­ща­ю­щим сло­вом, кото­рое явля­ет­ся тем же чле­ном пред­ло­же­ния, что и одно­род­ные. Чтобы понять, что такое обоб­ща­ю­щее сло­во, рас­смот­рим предложение:

Обобщающее сло­во «всё», выра­жен­ное место­име­ни­ем, явля­ет­ся под­ле­жа­щим, как и пере­чис­лен­ные одно­род­ные чле­ны, выра­жен­ные существительными:

Обобщающие сло­ва чаще все­го выра­жа­ют­ся место­име­ни­я­ми и наречиями:

все, никто, ниче­го, все­гда, вез­де, нику­да и т.п.

Реже обоб­ща­ю­щие сло­ва выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, соче­та­ни­я­ми слов.

Какое значение имеют обобщающие слова?

Обобщающее сло­во чаще все­го пред­став­ля­ет собой родо­вое поня­тие, а одно­род­ные чле­ны — видо­вое, например:

Обобщающее сло­во может обо­зна­чать поня­тие цело­го, а одно­род­ные чле­ны — его части.

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее сло­во нахо­дит­ся или перед одно­род­ны­ми чле­на­ми, или после них.

После обоб­ща­ю­ще­го сло­ва или непо­сред­ствен­но перед одно­род­ны­ми чле­на­ми ста­вит­ся двоеточие.

Мы с азар­том спо­ри­ли обо всем: о совре­мен­ной музы­ке, о поэ­зии, и даже о религии.

Если пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, то пере­чень одно­род­ных чле­нов отде­ля­ет­ся пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире от после­ду­ю­щих слов сооб­ще­ния, например:

Весной, кажет­ся, ото­всю­ду: из заро­с­лей камы­ша, с бере­га реч­ки, из-под при­бреж­ных ракит — доно­сит­ся неумол­ка­е­мый лягу­ша­чий хор.

Если одно­род­ные чле­ны начи­на­ют пред­ло­же­ние, то их пере­чень отде­ля­ет­ся от обоб­ща­ю­ще­го сло­ва пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире, например:

С кле­нов, берез и осин — со всех дере­вьев осен­ний ветер неми­ло­серд­но сры­ва­ет их золо­тую или баг­ря­ную прическу.

В пред­ло­же­нии перед обоб­ща­ю­щи­ми сло­ва­ми могут нахо­дить­ся ввод­ные слова:

Тогда тире ста­вит­ся перед ввод­ным сло­вом, а после него — запя­тая, например:

Если ввод­ное сло­во нахо­дит­ся перед переч­нем одно­род­ных чле­нов, то запя­тая ста­вит­ся перед ним, а затем двое­то­чие, например:

На сто­ле сра­зу появил­ся само­вар, а вме­сте с ним нехит­рое дере­вен­ское уго­ще­ние, а имен­но : яйца, мас­ло, высо­кая крын­ка с топ­ле­ным моло­ком (А. Карпов).

Видеоурок

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.

С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Рассмотрим это на примерах.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.

Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.

Источник

Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами

Что такое обобщающее слово

Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.

Чаще всего обобщающие слова представлены существительным, наречием или местоимением. Обобщающее слово, сопровождающее перечень однородных членов, выполняет такую же синтаксическую роль и является таким же членом предложения.

В саду росли цветы: гортензии, розы, нарциссы.

«Цветы» — это обобщающее слово. Подлежащими являются и обобщающее слово «цветы», и однородные члены «гортензии, розы, нарциссы».

Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — части целого, они обозначают понятия разных объемов. Обобщающие слова в таких случаях дают им общее обозначение и общее название. Значение обобщающего слова шире значения каждого из однородных членов. Обобщающее слово, как правило, представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое.

Обобщающие слова призваны:

Однородные члены при обобщающих словах в речи выделяются интонацией перечисления. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам — в речи перед ним или после него должна быть интонационная пауза.

То слово, которое конкретизируется и уточняется однородными членами, является обобщающим и выполняет с ними одну синтаксическую роль.

Рядом с театром росли хвойные деревья: сосны, ели, пихты.

В этом предложении четыре подлежащих, но не все они являются однородными, так как первое из подлежащих «деревья» объединяет значения последующих, то есть три последних подлежащих «сосны, ели, пихты» уточняют и конкретизируют значение первого. От первого подлежащего «деревья» к последующим «сосны, ели, пихты» можно задать вопрос: «А какие именно?».

Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями.

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

Примеры однородных членов предложения

Однородными являются два или более одинаковых члена предложения, которые:

Они связаны между собой интонацией (перечислительной) и сочинительной связью. В роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и то же вопрос. Реже встречаются случаи, когда однородные члены представлены разными частями речи.

Он говорил медленно, с длинными паузами.

Однородные члены в предложениях могут иметь зависимые слова.

Мужики снимали шапки с головы и кланялись.

Однородные сказуемые — «кланялись» и «снимали». Первое сказуемое распространено дополнением «шапки» и обстоятельством «с головы», а у второго нет зависимых слов и оно не распространено.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Солнце поднималось и освещало дорогу, дома деревни и поле.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создается сказуемыми, дополнениями — второй.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Однородные члены в предложениях с обобщающим словом могут быть соединены бессоюзной или союзной сочинительной связью. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к перечислительному ряду, оно выделятся двоеточием или тире. Знаки препинания ставятся в зависимости от того, после однородных членов или до них стоит обобщающее слово. Есть частные ситуации, когда в выделении обобщающего слова используется запятая.

Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами

Правило расстановки знаков препинания в предложениях, осложненных обобщающими словами, состоит из четырех основных пунктов.

Обобщающее слово находится перед однородными членами

Если обобщающее слово расположено перед однородными членами и предшествуют перечислению, то после него ставится двоеточие.

Желтые листья клена лежали всюду: на крышах машин, скамейках, на дорожках.

Знак двоеточия показывает, что далее раскрывается содержание значения, когда после обобщающего слова можно вставить слова «а именно».

Желтые листья клена лежали всюду, а именно: на крышах машин, на скамейках, на дорожках.

Обобщающее слово находится после однородных членов

Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

На скамейках, на дорожках, на крышах машин — всюду лежали желтые листья клена.

В этом случает тире как знак итога, показывает, что перечисление исчерпывается обобщающим словом и завершает его.

Бумага, карандаши, краски — все было аккуратно сложено.

Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается

Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а, перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.

Всюду: на крышах машин, на скамейках, на дорожках — лежали желтые листья клена.

В таких предложениях однородные члены выполняют роль уточняющих элементов.

Фрукты: груши, яблоки, сливы — начинали уже созревать.

Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова

Перед обобщающими словами в предложении могут находиться вводные слова, которые указывают, что дальше пойдет перечисление:

В таких случаях перед вводным словом ставят тире, а после него — запятую.

В комнате, в коридоре, на кухне — короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.

Если уточняющие слова, которые находятся под логическим ударением, расположены после обобщающих слов и перед однородными членами, то запятая ставится перед уточняющим словом, а после него двоеточие:

Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, вставил батарейки в фонарик, взял спички.

Источник

Обобщающие слова при однородных предложения

Всего получено оценок: 2899.

Всего получено оценок: 2899.

Обобщающие слова при однородных членах предложения – это слова или словосочетания, которые выражают общее значение однородных членов предложения. Обобщающее слово выполняет ту же синтаксическую роль, что и однородные члены, и чаще всего представлено существительным, местоимением или наречием.

Пунктуация в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

В предложениях с обобщающим словом однородные члены могут быть соединены союзной сочинительной или бессоюзной связью. Особенности употребления и примеры обобщающих слов при однородных членах предложения приведены в таблице.

Знаки препинания

Правила

Примеры

Схема

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

Мужчины обсуждали разные вещи: последние новости, городские слухи, рабочие планы.

Все предметы в шкатулке были из серебра: кольца, браслеты, цепочки.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

Фарфоровые статуэтки, книги, фотографии в рамках – все было аккуратно расставлено на полках.

Из коридоров, из классов, из актового зала – отовсюду доносились звуки музыки.

Источник

Обобщающее слово – примеры, правило (8 класс, русский язык)

Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных могут оказаться обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова называют более общее, родовое, понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.

Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков при обобщающих словах.

Если обобщающее слово предшествует перечислению, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».

Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».

Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после перечисления предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после перечисления – тире.
Приведем пример.

«Повсюду: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».

Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.

При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.

Каким членом предложения является обобщающее слово

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.

Приведем примеры предложений с обобщающими словами.

Что мы узнали?

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после перечисления – тире. Если после перечисления предложение продолжается, там тоже необходимо тире.

Источник

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; 

б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример). 

В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире. 

1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение. 

После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:

Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.

И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

Применяя такие конструкции, нужно помнить, что: 

а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например: 

Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения: 

Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.

Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.

II. Ошибки в употреблении однородных членов

Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

Для справок (в порядке следования предложений)

1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.

3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».

4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».

5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.

6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)

2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)

Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Я читал роман «Анну Каренину».

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».

2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

Ответ: 3.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество электронов на слоях
  • Как быстро найти общий язык с человеком
  • Как найти много денег в гта онлайн
  • Ошибка 0x80020009 windows 10 как исправить
  • Как найти в яндекс почте шаблоны