Как найти обособленное обстоятельство в огэ

«Готовимся к ОГЭ. Задание 9. Обособленные обстоятельства» Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Михайловска Богданова О.И

«Готовимся к ОГЭ. Задание 9. Обособленные обстоятельства»

Презентацию выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Михайловска

Богданова О.И

Как найти предложение с обособленными членами   Обособленные члены предложения - это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания. Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом. Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

Как найти предложение с обособленными членами

  • Обособленные члены предложения — это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания.
  • Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом.
  • Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

Как найти предложение с  обособленным обстоятельством ?   Сначала вспомните вопросы обстоятельства ( где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным  деепричастием. Примеры. Он,  собрав остаток сил , продолжал идти вперёд. Он рассказывал,  улыбаясь . Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие  и др. Примеры. Он ушёл,  невзирая на просьбы окружающих . Благодаря поддержке родителей , он смог справиться с данной задачей.

Как найти предложение с  обособленным обстоятельством ?

  • Сначала вспомните вопросы обстоятельства ( где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)
  • Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным  деепричастием.
  • Примеры.
  • Он,  собрав остаток сил , продолжал идти вперёд.
  • Он рассказывал,  улыбаясь .
  • Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие  и др.
  • Примеры.
  • Он ушёл,  невзирая на просьбы окружающих .
  • Благодаря поддержке родителей , он смог справиться с данной задачей.

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.   (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

  • (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.   (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)

3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.   (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)

3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, — и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень… (Короленко В.)

4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.   (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)

4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

  • (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.   (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.   (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.   (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.   (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.   (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)  

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)
  •  

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.   (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)  

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)
  •  

ОТВЕТЫ  12,7,3,24,3,4,5,4,8,2

ОТВЕТЫ

  • 12,7,3,24,3,4,5,4,8,2

ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены предложения

Задание № 9 формулируется приблизительно так:

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными

однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

 Это задание и сложное, и  простое одновременно. Сложное, потому что тема  « обособленные члены предложения»– одна из самых больших по объёму. Простая, так как вам не нужно расставлять знаки препинания, а просто необходимо найти предложение с обособленными членами и указать его номер .

Весь теоретический материал по обособленным членам предложения ( что это такое, какими они бывают, случаи их обособления и т.д.) можно найти на данном сайте здесь.

Я предлагаю алгоритм ответа, чтобы облегчить поиск предложений с обособленными членами.

Как найти предложение с обособленными членами

  • Обособленные члены предложения — это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания.

  • Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом.

  • Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

  • Обособленное определение находим следующим образом: оно должно отвечать на вопросы определения ( какой? и др), быть выражено причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами , одиночными или однородными определениями.

Примеры.

Девочка, так увлечённо читающая книгу, привлекал внимание окружающих.

( Обособленное определение выражено причастным оборотом).

Радостные, они не замечали усталости.( Одиночное обособленное определение)

Радостные и восторженные, они не замечали усталости.( Однородные обособленные определения).

Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца.

(Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).

  • Теперь разберёмся, как найти обособленное приложение.

Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное .

Если  в предложении есть тире, то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире.

Помните, что приложение — определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой ? и др.

Примеры.

ОН, человек стеснительный, весь вечер просидел в стороне.

Астрахань — великое рыбное царство — предстала перед его взором.

  • Как найти предложение с обособленным обстоятельством?

Сначала вспомните вопросы обстоятельства ( где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)

Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным  деепричастием.

Примеры.

Он, собрав остаток сил, продолжал идти вперёд.

Он рассказывал, улыбаясь.

Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.

Примеры.

Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих.

Благодаря поддержке родителей, он смог справиться с данной задачей.

  • Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Как определить, что данный обособленный член — дополнение?

Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей.

Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить : кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

Примеры.

Здесь, за малым исключением, собрались люди, хорошо знающие друг друга.

Настроение, сверх обыкновения, было просто замечательное.

  • Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены. Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко — три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И, то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

Примеры.

Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах, украсили вставку.( Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой).

Он уехал, невзирая не просьбы родителей  и несмотря на их слёзы.(Два однородных обособленных обстоятельства, соединённых союзом И).

Таковы рекомендации по выполнению задания № 9. Помните, что всё начинается с теории, продолжается закреплением на множестве примеров. Только тогда будет ожидаемый результат.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

Обособление—один из спо­со­бов смыс­ло­во­го вы­де­ле­ния или уточ­не­ния части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.

Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:

Облака, подобные низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

В пер­вом пред­ло­же­нии обособ­ле­но определение, вы­ра­жен­ное при­ла­га­тель­ным подобные с от­но­ся­щи­ми­ся к нему словами. Это опре­де­ле­ние может быть за­ме­не­но от­дель­ным пред­ло­же­ни­ем или при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем в со­ста­ве сложного: Об­ла­ка быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря. Они были по­доб­ны низ­ко­му дыму.

Облака, ко­то­рые были по­доб­ны низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

БП

В уст­ной речи обособ­лен­ные члены пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией, на пись­ме выделяются запятыми, иногда тире.

Обособленные члены пред­ло­же­ния де­лят­ся на две группы:

1) обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены, близ­кие по зна­че­нию к предложению;

2) уточ­ня­ю­щие члены предложения.

Приведём крат­кую обоб­ща­ю­щую таб­ли­цу обособ­лен­ных чле­нов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)

ОБОСОБЛЕННЫЕ СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

1. При­част­ный обо­рот после глав­но­го слова.

Дорога, идущая вдоль леса. СРАВНИМ: идущая вдоль леса до­ро­га (обособления нет)

2. Обо­рот с при­ла­га­тель­ным с за­ви­си­мы­ми словами.

Окно, мокрое от дождя. День, похожий на остальные.

3. Два оди­ноч­ных прилагательных, однородных, сто­я­щих после глав­но­го слова.

Наступило утро, морозное и туманное.

4. При­част­ный обо­рот до глав­но­го слова, если глав­ное слово ИМЯ соб­ствен­ное или обо­рот имеет зна­че­ние ПРИЧИНЫ.

Разозлённый, Ни­ки­тин гнев­но сверк­нул глазищами. (причина, по­че­му сверкнул?)

5. Определение, от­но­ся­ще­е­ся к лич­но­му местоимению:

Молодые, мы меч­та­ли о кос­ми­че­ских далях и не­ве­до­мых мирах. (личное местоимение)

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Имя существительное, сто­я­щее в том же па­де­же что и глав­ное слово, на­зы­ва­ет пред­мет речи ДРУ­ГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.

Артём и Илья, одноклассники, сдали тест первыми.

ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

1. Из числа до­пол­не­ний бы­ва­ют обособ­лен­ны­ми очень немногие, а имен­но до­пол­не­ния с предлогами

кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, при­шло ещё пять человек.

Все ребята, включая Илью и Артёма, от­вет­ствен­но от­но­сят­ся к вы­пол­не­нию заданий.

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Де­е­при­част­ный обо­рот и оди­ноч­ное деепричастие

Расположившись на насыпи, мы стали на­блю­дать за при­бли­жа­ю­щим­ся поездом.

2. Все­гда яв­ля­ет­ся обособ­лен­ным обо­рот с пред­ло­гом не­смот­ря на

Несмотря на усталость, мы были полны ре­ши­мо­сти до­брать­ся до де­рев­ни засветло.

УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Два обстоятельства, вто­рое из ко­то­рых уточ­ня­ет МЕСТО или ВРЕМЯ.

Там, далеко по­за­ди нас, остал­ся шум­ный город.

Сирень росла прямо под окнами, рядом с калиткой.

Тогда, в детстве, всё ка­за­лось более про­стым и понятным.

У забора, у самой калитки, в но­яб­ре рас­цве­ли маргаритки.

Скачать материал

Обособленные члены предложения

Скачать материал

  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

  • Сейчас обучается 117 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Обособленные члены предложения

    1 слайд

    Обособленные члены предложения

  • Обособленные члены предложения
Обособленные согласованные определения...

    2 слайд

    Обособленные члены предложения

    Обособленные согласованные определения

    Обособленные несогласованные определения

    Обособленные обстоятельства

    Обособленные приложения
    След.

  • Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются тольк...

    3 слайд

    Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.
    Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. 
    Обособление.

    Общее понятие
    Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно.
    Примеры:
    Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
    Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.

    След.
    Пред.

  • Обособление согласованных определений.
 
  Согласованные определения, стоящие...

    4 слайд

    Обособление согласованных определений.

      Согласованные определения, стоящие после определяемого слова.

    Они обособляются, если это:

    Предыд.
    След.

  • Согласованные определения, стоящие перед определяемым словом.

  
Они обосо...

    5 слайд

    Согласованные определения, стоящие перед определяемым словом.

    Они обособляются, если это:

    Предыд.
    След.

  • Обособление несогласованных определений.
  
Несогласованное определение о...

    6 слайд

    Обособление несогласованных определений.

    Несогласованное определение обособляется запятыми:

    Предыд.
    След.

  • Несогласованное определение необязательно обособляется:Несогласованное опреде...

    7 слайд

    Несогласованное определение необязательно обособляется:
    Несогласованное определение может обособляться тире:
    Предыд.

    След.

  • Обособление обстоятельствОбособленные обстоятельства обычно выражаются деепри...

    8 слайд

    Обособление обстоятельств
    Обособленные обстоятельства обычно выражаются деепричастием, деепричастным оборотом, существительным в косвенных падежах (чаще всего с предлогом).

    Обособляются следующие обстоятельства:
    Пред.

    След.

  • Пред.
След.

  • Не обособляются:Пред.
След.

    10 слайд

    Не обособляются:
    Пред.

    След.

  • Пред.
След.

  • Обособление приложений.

Обособляется запятыми:
Предыд.След.

    12 слайд

    Обособление приложений.

    Обособляется запятыми:

    Предыд.
    След.

  • Предыд.
След.

  • Не обособляется:Обособляется с помощью тире:Предыд.
След.

    14 слайд

    Не обособляется:
    Обособляется с помощью тире:
    Предыд.

    След.

  • 1) Недопустимо при обособлении приложений смешивать запятые и тире.
Если обос...

    15 слайд

    1) Недопустимо при обособлении приложений смешивать запятые и тире.
    Если обособленное приложение находится в середине простого предложения, то оно выделяется с двух сторон одинаковыми знаками — или тире, или запятыми:
    За лугами, за старицами — приютом щук и прочей рыбы — видна полоса песков…(К.Паустовский)

     2) Если обособленное приложение, выделяемое тире, заканчивается на границе однородных членов (между однородными членами), то второе тире не ставится:
    Я начал говорить об условиях, о неравенстве, о людях — жертвах жизни и о людях — владыках ее(М.Горький).

    Запомнить!
    Предыд.
    След.

  • Тренировочные упражненияНайдите в данных предложениях обособленные несогласов...

    16 слайд

    Тренировочные упражнения
    Найдите в данных предложениях обособленные несогласованные определения.

    1.Квадратный, широкоплечий, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер.

    2.Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.

    3. Была ещё последняя надежда — с наступлением ночи прорваться в степь.

    4.Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

    5. Молодой парень Матвеев, с добрым лицом, на костылях,  стал вспоминать разные случаи.

    След.
    Предыд.

  • 1. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул...

    17 слайд

    1. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.

    2. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспенённые, загрязнённые разным хламом.

    3. Дети, любопытные и любознательные, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    4. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!»

    5. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло.

    Найдите обособленные согласованные определения

    Нет обособленных согласованных определений.
    Предыд.
    След.

  • Найдите в данных предложениях обособленные обстоятельства
1. Вопреки предсказ...

    18 слайд

    Найдите в данных предложениях обособленные обстоятельства

    1. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

    2. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.

    3. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

    4. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

    5. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

    6. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.
    Предыд.

    След.

  • 1. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодог...

    19 слайд

    1. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.

    2. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

    3. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села…

    4. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни — половину шестого.

    5. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…

    В данных предложениях найдите обособленное приложение
    Предыд.

    След.

  • Контрольный тест1.В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывани...

    20 слайд

    Контрольный тест
    1.В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.
    2. Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня, скачущего без нужды и цели, долго мучились этой загадкою.
    3.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии .
    4. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
    5. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц.
    6.  Моя бабушка — набожная, не­сколько романтичная католичка — любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них.
    7. Доктор Будах, отмывшийся, переодетый во все чистое, тщательно побритый, выглядел очень внушительно.
    8. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.
    9.  У деда Семёна была своя золотая и несбывшаяся мечта — стать столяром.
    10.Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил…

    Пред.
    След.

    Найдите и выпишите обособленные члены предложения.

  • 1. вследствие длинной осени и запаздывания весны - обособленное обстоятельств...

    21 слайд

    1. вследствие длинной осени и запаздывания весны — обособленное обстоятельство
    2. зевающие на своих вышках и скачущего без нужды и цели — обособленные согласованные определения; видя меня – обособленное обстоятельство
    3. как истинный художник — обособленное приложение
    4. благоухая,  дымясь — обособленные обстоятельства
    5. с кипучими волнами – обособленное несогласованное определение
    6. набожная, не­сколько романтичная католичка — обособленное приложение
    7. отмывшийся, переодетый во все чистое, тщательно побритый -обособленные однородные согласованные определения
    8. как утка,  будто крыльями и взмахнув веслами — обособленные обстоятельства
    9.  стать столяром — обособленное несогласованное определение
    10. судеб повинуясь закону — обособленное обстоятельство; исполненный сил – обособленное согласованное определение
    Пред.

  • Интернет ссылкиhttp://uchimcauchitca.blogspot.ruhttp://russkiy-na-5.ruhttp://...

    22 слайд

    Интернет ссылки
    http://uchimcauchitca.blogspot.ru
    http://russkiy-na-5.ru
    http://raal100.narod.ru
    http://uroki-russkogo-yazyka.ru
    Пред.

    Первый слайд

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 833 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 07.11.2015
  • 828
  • 0
  • 07.11.2015
  • 3079
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 07.11.2015
  • 4258
  • 36
  • 07.11.2015
  • 552
  • 0
  • 07.11.2015
  • 1696
  • 4

Рейтинг:
5 из 5

  • 07.11.2015
  • 3282
  • 16
  • 07.11.2015
  • 793
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые выделяется в предложении по смыслу, интонационно и с помощью пунктуации.

Прежде чем вести разговор, что такое обособленные обстоятельства и в каких случаях они выделяются в письменной речи согласно правилам пунктуации, вспомним, что такое обстоятельство.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака. 

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.

Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.

Шла (как?) напевая веселую песенку.

В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.

Обособленные обстоятельства

Определение

Обстоятельство, которое по смыслу выделяется с помощью интонации и знаков препинания, называется обособленным. 

Обособление это

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:

  • деепричастия и деепричастные обороты;
  • существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
  • сравнительные обороты.

Обособленными обстоятельствами не являются

Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:

  • цели
  • причины
  • времени
  • образа действия
  • уступки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:

  • как?
  • когда?
  • почему?
  • с какой целью?
  • вопреки чему?
  • несмотря на что?

и пр.

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром, старик услышал, как по крыше барабанит дождь.

Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства.

(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки, краснощёкие яблоки красуются на деревьях.

(Как?)Поднявшись на цыпочки, она заглянула в окно избы.

В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в траве, на лесную тропинку выбежал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный оборот — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимым словами. 

Знаки препинания

Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.

Правило

Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении. 

Обособление обстоятельств таблица

1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.

Обособленные обстоятельства выражены деепричастиемОбособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом

Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.

С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.

Медленно спустившись,  багровое солнце ушло за горизонт.

На том берегу мелькали огни,  ярко вспыхивая  в просветах между деревьями.

Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.

2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.

Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.

Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.

Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.

Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.

Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).

Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).

Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).

Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.

3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.

И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.

Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.

Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.

Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.

Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».

Не выполняйте сразу упражнение, а, прочитав правило, только тогда приступайте к нему.

Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.

4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.

Дети слушали рассказчика раскрыв рот.

С самого утра они работали засучив рукава.

Разве вы спешили сюда сломя голову?

Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.

5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.

Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.

Она говорит тихо и намеренно растягивая слова.

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.

Обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом

Примеры предложений

Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море  поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.

Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.

Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.

Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.

Обособленные обстоятельства выражены существительными в косвенных падежах с предлогами

Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.

Примеры

Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.

Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.

Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.

Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за грибами мы, ввиду разгулявшейся непогоды, отложили на несколько дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным в падежной форме с союзами «подобно», «будто», «как», «словно» и пр.

Примеры

Подобно птице, она плавно взмахнула руками.

Дед жил в лесной сторожке, будто старый отшельник.

Дети в ярких карнавальных костюмах собрались, словно сказочные существа, у новогодней елки.

Тест

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошего врача в новосибирске
  • Как исправить ошибку поменять экран
  • Как найти какие есть подписки
  • Как найти радиус окружности если известна хорда
  • Как найти силы после болезни