Как найти образ в литературе

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.

Определение понятия «художественный образ»

Теория литературы видит специфику художественного образа не только в том, что он осмысливает действительность, но и в том, что он создает новый, вымышленный мир. Писатель стремиться отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Литературовед Валентина Хализев дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».

Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:

«Художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»

То есть образ – это элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, такие, как «метель» у Пушкина, «парус» у Лермонтова, «роза и крест» у символистов).

Предназначение художественного образа

Художественный образ – становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное для автора. Отразить важные для писателя идеи, настроения, переживания, воплотить авторский замысел в нетривиальной художественной форме.
        Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорит о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера этого человека: поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определённый момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только художник Михайлов, а Вронский не заметил. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

Художественный образ в литературе

        На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения – человек, как следствие изменяются и формы его отражения искусством. Есть свои особенности в отражении мира, а значит и в создании художественных образов, писателями-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т.д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
        В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои обязательно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А писатели-романтики наоборот – возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Писатели-реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств: интуиции, озарения, вдохновения и т.д. В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Художественный образ неисчерпаем

        Художественныий образ – это инструмент по знания мира. Изучаемое явление получает свое осмысление в образе. Одна из особенностей художественного образа – диалог между исследователем (писателем, поэтом) и предметом, который он изображает. Любые окружающие нас явления жизни, детали, предметы – иллюзии, пока человек не познает их. Образ рождается в воображении автора, а затем воплощается в произведениях искусства, переносится в воображение читателя или зрителя. 
        Хотя создателями художественных образов являются художники в широком смысле слова (то есть поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы, мультипликаторы, кино- и театральные режиссеры и т.д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели и зрители. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями, дает ему собственную трактовку.
        Разные читатели в разные эпохи наполняют художественный образ своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные стороны образа. Так, сегодня многие произведения ушедших эпох обретают новое прочтение, а созданные писателями образы героев обогащаются новыми чертами. Например, сегодня в сети существует множество сообществ фанатов таких неоднозначных героев, как Онегин, Печорин, Долохов. Образы этих героев для многих современных читателей обладают особой привлекательностью – это представители золотой молодежи своего времени, пресыщенные прожигатели жизни, носители философии саморазрушения, и этим они созвучны некоторым явлениям нашей эпохи.
        И в этом смысле — в смысле возможности нового осмысления образа, его новой трактовки, нового осмысления — художественный образ неисчерпаем, как сама жизнь.

Источники:

Аристотель «Поэтика».
Л.А. Скубачевская «Литература: универсальный справочник»
Л.И. Тимофеев «Основы теории литературы»
В.Е. Хализев «Теория литературы»
 

Особенности художественного образа в литературе

Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

  • каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
  • активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

В произведениях литературы классицизма на первом плане находилась борьба долга и чувства. При этом положительные персонажи книг непременно делали выбор в пользу первого, принося в жертву личное счастье (во имя блага государства).

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:

  • парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;

  • сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.

Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Особенности художественного образа в произведениях

При создании своих индивидуальных персонажей писатели нередко использовали образ «маленького человека». Наглядные примеры такого типа литературного героя:

  • Мармеладов (в произведении «Преступление и наказание»);
  • Юшка (в одноимённом рассказе А. П. Платонова);
  • капитан Тушин (в произведении «Война и мир»).

Обратите внимание! Образ города Калинова в произведении «Гроза» А. Н. Островского создан при помощи приёма художественного обобщения. Он был использован и Антоном Павловичем Чеховым при написании рассказа «Человек в футляре».

Художественная образность предусматривает также создание собирательных образов персонажей:

  • изображение типичных помещиков в творчестве Н. Гоголя (к примеру, в повести «Шинель»);

  • образ старухи-праведницы. Характерные черты подобных персонажей явственно прослеживаются в литературных произведениях, написанных в стиле «деревенская проза» (например, «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина);

  • образ одарённого мастера (в художественном тексте Н. С. Лескова «Левша).

Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.

Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.

Система образов в стихотворениях

При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).

Тема Родины также довольно часто звучит в художественном творчестве. Литература воспевает сложный, самобытный образ Руси. Он предстаёт перед читателем во множестве произведений. Наиболее ярко черты художественного образа раскрыты в:

  • стихотворении «Родина» М. Ю. Лермонтова;
  • гоголевской поэме «Мёртвые души»;
  • стихотворении А. Блока «Россия»;
  • творчестве С. А. Есенина (например, в его стихотворениях «Запели тесаные дроги…»).

Характерные особенности образа предусматривают его неоднозначность. Яркий тому пример – характер Петра I в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Без всякого сомнения, самодержец – активный реформатор, сумевший «прорубить» окно в Европу, царь-преобразователь, который основал великолепный город на Неве. С другой стороны, деспотичный правитель – олицетворение жёсткой государственной власти, безучастной к страданиям простых людей, безжалостно ломающей их судьбы.

Для многих поэтов особый эстетический смысл нёс в себе и образ северной столицы. Санкт-Петербург был воспет в следующих произведениях:

  • «Реквием» (Анны Ахматовой);
  • «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (Осипа Мандельштама).

Примеры художественных образов свидетельствуют о неисчерпаемости, многогранности этой эстетической категории. К примеру, образ спасителя в произведении «Двенадцать» А. А. Блока довольно сложен для понимания. У литературоведов нет однозначного мнения на этот счёт. Но, по мнению большинства специалистов, образ Иисуса Христа в этой поэме олицетворяет исключительную важность произошедшего события, до конца не осознанную людьми.

Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.

Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Автор статьи

Ольга Викторовна Литвиненко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Происхождение художественного образа

Художественный образ является неотъемлемой частью понимания эстетики.

Образное мышление часто противопоставляется концептуальному мышлению. Считается, что первым появилось образное мышление, а мышление, основанное на концептах, возникло на более позднем этапе развития человека. Эту идею развивал Дж. Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе наций» 1725 года.

До настоящего времени в художественном творчестве основным является образное мышление и архаическое моделирование действительности. Когда мы читаем некое поэтическое произведение, где обязательно фигурируют художественные образы, мы сами того не замечая, вносим в представляемую поэтом картину мира долю своего воображения. Это не удивительно, так как известные исследователи психологии человека указывали на близость сновидений и художественных произведений.

Что такое художественный образ

Определение 1

Художественный образ — это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Художественный образ неоднозначная категория, с одной стороны, он передает окружающую действительность, с другой он создает вымышленную реальность. Эта вымышленная реальность воспринимается читающим как существующая на самом деле.

Художественный образ является категорией многосоставной и многогранной. Он соединяет в себе органическое взаимодействие материального и духовного. Образ соединяет в себе противостоящие друг другу сферы. Образ соединяет субъективное и объективное, существующие с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, в результате этого взаимодействия вырабатывается согласите и гармония.

Художественный образ – образ человека

Когда мы говорим о художественном образе, в первую очередь мы имеем ввиду образа человека, героя произведения, действующих лиц. Художественный образ может включать в себя и образ предметов и явлений. Однако не все ученые согласны с такое трактовой. Многие критикуют столь широкое понимание художественного образа, например, «образ народа». В подобных случаях следует говорить об идее, теме или проблеме народа.

«Художественный образ в литературоведении» 👇

Еще более сложно стоит вопрос в тех случаях, когда центральным персонажем произведения является животное, например, в таких произведениях как «Каштанка», «Белолобый», «Холстомер». В подобных работах психология и мировоззрение живого существа воспринимаются опосредованно. Однако нельзя воспринимать образ животного так же, как и образ человека, так или иначе образ животного будет подвергнут анализу посредством понятий, относящихся к человеческой психологии.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод, что в концепт «художественный образ» могут быть включены только человеческие персонажи.

Классификация художественных образов

Художественные образы можно классифицировать на:

  • индивидуальные
  • хара́ктерные
  • типические
  • образы-мотивы
  • топосы
  • архетипы

Отличительной особенностью индивидуального художественного образа является его самобытность и необычность. Чаще всего такие образы представляют собой плод воображения самого автора. Индивидуальные художественные образы в большей степени характерны для творчества писателей романтиков и писателей фантастов, например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.

Характерный художественный образ отличается от индивидуального в первую очередь тем, что он является обобщающим. В таких образах запечатлены характеристики, нравы, особенности людей той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского.

Типичный художественный образ подразумевает наивысшую степень характерного образа. Иными словами, в данном случае под «типичным» понимается наиболее вероятное, характерное, образцовое для определенной эпохи. Типичные художественные образы были обязательными для реалистической литературы XIX века. Примерами типичных художественных образов можно назвать отца Горио О. Бальзака, Анну Каренину Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Часто в типичном художественном образе автор может отразить как социально-исторические характеристики эпохи, так и общечеловеческие черты характера персонажа.

Такие понятия как образы-мотивы и топосы выходят за границы индивидуального образа. Под образом-мотивом понимают часто повторяющуюся тему в творчестве писателя, например, «деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока.

Под топосом понимают общие и типичные образы, которые были созданы в литературе в определенную эпоху, или в литературе определенной нации, а не отдельно взятого писателя. Например, образ «маленького человека», который присутствует в творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголя, М. Зощенко, А. Платонова.

Такое понятие как «архетип» все чаще и чаще начинает встречаться в концепции литературоведения. Смыслом это понятие наполнил швейцарский психолог К. Юнг. По К. Юнгу, архетип — это общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Архетип имеет связь с мифологическим миром. Писатели, как и все люди носят в себе эти архетипы, но кроме этого они еще могут наполнять эти архетипы новым современным содержанием. В литературе существует такое понятие как «мифологема», которое имеет прямую близость с понятием «архетип». Отличие мифологемы от архетипа заключается в том, что по мимо образа она включает в себя еще и мифологические сюжеты.

Художественный образ и символ

Проблема соотношения образа и символа начала волновать издевателей еще в XIII веке. По мнению известного итальянского философа средневековья Фомы Аквинского, задача художественного образа состоит не только в том, чтобы отразить мир реальный, главным для образа является отражение того, что человек не может воспринять по средствам органов чувств.

Замечание 2

Позже такие философы и литераторы как Вико, Гегель, Белинский упростили понимание образа, для них образ представлял собой некий «иконический» знак.

Функции и структура художественного образа

Художественный образ несет в себе множество важных функций. Основными из них являются:

  • эстетическая функция
  • познавательная функция
  • воспитательная функция
  • коммуникативная функция

Образ, который создал автор прямым или косвенным образом влияет на реальную жизнь. В качестве пример можно привести тот факт, что, подражая главному герою произведения «Страдания юного Вертера», Гете Вертеру, как и герой романа, молодые люди прибегали к суициду.

Структура художественного образа неоднозначна. С одной стороны, она консервативна, с дугой изменчива. Образ, который создается писателем включает в себя как впечатления автора из реальной жизни, так и вымышленные элементы. В разные эпохи и в разных литературных направлениях на первый план выносятся разные элементы. Каждая новая эпоха требует нового прочтения образов, которые были созданы ранее.

Замечание 3

Так или иначе, художественный образ представляет собой достаточно сложный литературоведческий и философский концепт. Это понятие изучается не только в рамках литературоведения, но и в рамках психологии, антропологии, мифологии и истории.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Художественный образ в литературе

Что такое художественный образ в литературе

Художественный образ в литературе — это явление, переосмысленное и зафиксированное автором произведения, то есть результат его осознания и истолкования различных процессов (исторических событий, общественной деятельности, человеческих чувств и характеров, духовных устремлений и т. д.)

Художественным образом также может быть часть художественного целого, которая имеет собственное содержание. Это общая, но при этом конкретная картина реальности, созданная автором (три богатыря — образ русской земли, тонкая рябина — образ женского одиночества). Все, что нам встречается в литературе (персонажи, жизненные ситуации и обстоятельства, звуки, мысли, ощущения) — это художественные образы.

Признаки

Характерные черты и признаки художественного образа:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • самодостаточность (не требует дополнительного пояснения и дает полную свободу в осмыслении замысла автора);
  • целостность (восприятие художественного образа может быть только целостным: как чувственно воспринимаемая сущность, как переживание мысли);
  • уникальность (указывает на невозможность равнозначного повторения образа, замещения его другим);
  • условность (является плодом фантазии автора, ничему не тождественен);
  • двойственность (содержит в себе единство предметного и идеального);
  • экспрессивность (выражает отношение автора к явлению или предмету, а также обращается к личному восприятию читателя);
  • способность к типизации (дает почву для познания действительности и ее анализа, в результате которых происходит выделение наиболее характерных, типических черт каких-то объектов, явлений или ситуаций).

Структура

Художественный образ имеет определенную структуру:

  1. Субъективное содержание — оценка изображаемого явления, которую дает сам автор. Личность творца запечатлена в художественном образе.
  2. Объективное содержание — действительность, формирующая жизненную обстановку, которую автор отражает в своем произведении вне зависимости от своего отношения к ней.
  3. Конкретное содержание — история явлений, о которых повествуется в произведении.
  4. Эстетическое содержание — выражение человеческих идеалов.

Особенности

Ключевой особенностью художественного образа является то, что он не только олицетворяет действительность, но и создает новый, придуманный мир, отражает идеи и переживания автора, воплощает его замысел в нужной форме.

Также художественный образ безграничен. Писатели раскрывают определенные проблемы, но полностью их не решают, давая возможность читателям наполнить образ личными эмоциями и мыслями.

Типы и виды

Художественный образ может быть разным. Все зависит от жанра произведения, творческого метода и стиля, индивидуальных особенностей писателя и задачи, которую он решает.

По типу ассоциирования художественные образы бывают:

  • зрительные (описание природы, интерьера, внешнего вида героя);
  • слуховые (звон колоколов, шум океана, шелест листьев);
  • осязательные (прикосновения);
  • вкусовые (вкус хлеба);
  • обонятельные (запах цветов, аромат духов).

По характеру обобщенности:

  • типичные общечеловеческие и социально–исторические черты характера, которые являются показательными для определенной эпохи;
  • характерные — черты характера, свойственные людям определенной эпохи;
  • индивидуальные самобытные, неповторимые образы, придуманные писателем;
  • топосы — общие образы, характерные для определенной культуры или нации;
  • образы–мотивы постоянно повторяющаяся в творчестве конкретного писателя тема, выраженная разными способами с помощью использования наиболее значимых ее элементов;
  • архетипы — часто повторяющиеся основополагающие образы, мотивы и сюжеты, которые лежат в основе продуктов художественного воображения и имеют общечеловеческий характер.

Формирование

Художественный образ формируется в результате познания автором различных предметов и явлений — от чувственно-эмоционального восприятия через логическое обобщение к пониманию их сущности. Сначала автор выявляет наиболее существенные признаки объекта или явления, а затем — отдельные детали.

Чаще всего писатели используют следующие средства:

  1. Тропы:
  • олицетворение — автор наделяет неодушевленные предметы свойствами одушевленных (позволяет делать художественные образы более интересными и понятными с помощью ассоциаций);
  • эпитет — имеет субъективное значение и выражает оценку автора;
  • метафора — уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства;
  • сравнение — создает образ путем сравнения одного объекта с другим;
  • гипербола, литота — образ создается с помощью преувеличения или преуменьшения;
  • градация — позволяет описывать малейшие изменения в эмоциях и поведении героев;
  • оксюморон — сочетание противоположных понятий, которое позволяет создать сложные и противоречивые образы.
  1. Авторская характеристика:
  • интерьер — описание помещения, в котором происходят события, среда обитания людей;
  • портрет — характеристика персонажа с использованием описания его внешности;
  • подтекст — скрытое, но считываемое отношение автора к происходящему;
  • символ — выражает смысл явления в предметной форме;
  • деталь — важная подробность, которая несет определенную смысловую нагрузку и дополняет созданную автором картину реальности.

Пример

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» можно заметить образ-символ. Перед читателем предстает образ человеческой души — противоречивой, находящейся в вечном поиске, но полной чистых, высоких стремлений и идеалов.

В произведении А. Грина «Алые паруса» тема любви отражается в алых парусах, олицетворяющих высокое романтическое чувство. Они выступают символом надежды, любви, воплощения мечты в жизнь.

Образы «лишнего человека» в литературе: Александр Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Евгений Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), Илья Обломов («Обломов» И. А. Гончарова).

Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.

Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин».  А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.

Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.

Понятие художественного образа

Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события  и дух времени произведения.

В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.

В лирике создается образ лирического героя.

Что касается прозы, то тут все сложнее. 

Приемы создания ярких художественных образов

Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:

  • Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
  • Раскрытие характера героя через поступки.
  • Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
  • Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
  • Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
  • Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять. 
  • Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
  • Использование прототипа.
  • Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
  • Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
  • Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
  • Не помешает изобразить чудачества главных героев.
  • Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте  Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.

 Прототип литературного героя

Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.

Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.

Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет.  Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.

Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».

На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший  в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.

Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).

Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».

Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.

Прогресс и регресс литературного героя

Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует.  Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.

Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.

Характер литературного персонажа

Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.

«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.

Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.

Писатели применяют два метода для описания характера героев.

Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.

Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.

Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.

Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.

Имена литературных персонажей

Писатели уделяли много внимания именам героев.

Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).

У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.

Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.

Литературный тип

Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.

Как создавали яркие образы писатели?

Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.

Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».

У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.

Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.

В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.

Личные приёмы создания литературных персонажей

От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.

Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.

Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171

Поделиться в соц. сетях

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою доску на пинтерест
  • Как найти фото дтп по номеру происшествия
  • Как найти массу кислорода если известен объем
  • Как на сервере найти слизь в
  • Как найти точку симметричной данной относительно прямой