Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
- светлые волосы — светлая комната — светлый ум — светлое будущее;
- холодный день — холодный прием — холодный взгляд.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.
Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.
А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.
А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Что такое слово в русском языке?
Слово — строительный материал для выражения мыслей. Только человеку принадлежит уникальная возможность облекать свои мысли в слова. Слово неразрывно связано с мыслью.
Определение понятия
Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое оформление.
Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает (Л. Н. Толстой).
Слова — это одежда наших мыслей… (М. Горький).
Слово рождается в труде, извечно с ним взаимодействует. Оно управляет деятельностью человека и является творцом и венцом всей мировой культуры. Без слова невозможно общение, жизнь человека и общества. Издавна известна безмерная сила слова, с которой вряд ли что может сравниться.
Давайте выясним, что такое слово в русском языке.
Внешнее и внутреннее в слове
Используя слова, человек оформляет свою речь. В русском языке слова существуют как готовые, исторически сложившиеся единицы речи. Каждый раз, чтобы что-то сказать, мы заново не воспроизводим их, а пользуемся словами, которые узнали с детства. Маленький ребенок приобщается к миру слов с помощью звучащей речи близких людей.
Слово — это, в первую очередь, определенный набор звуков. Ударение является одним из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
Звуковая оболочка и ударение — это внешняя сторона. Слово звучит, его можно написать графически, используя буквы. С этой точки зрения слово вполне материально.
У слова есть и внутренняя сторона — смысл. Каждое слово, имея организованную звуковую оболочку, соотносится с определенным предметом действительности, признаком, действием и т. д.
К примеру, в слове «трава» гласные звуки в содружестве с тремя согласными, расположенными в строго определенном порядке, обладают значением «зеленое покрытие лужайки, состоящее из тонких ростков».
Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным набором звуков, потеряет свой смысл.
Значит, слово — это единство внешнего и внутреннего плана, звука и содержания. С этой точки зрения можно дать следующее определение:
Лексическое значение слова
Слово обладает номинативной функцией, то есть способностью называть что-то. Слова понадобились людям в процессе общения, чтобы именовать всё, с чем они соприкасаются в жизни.
К. Паустовский отмечал, что «для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество слов и названий».
Кроме звуковой оболочки, слово имеет определенный смысл. Оно соотносится с определенной реалией действительности и служит для называния предметов и признаков, действий и состояний, количеств и качеств. Только некоторые служебные слова (частицы, предлоги, союзы) не обозначают понятий действительности.
Фонетическая оформленность слова неразрывно сочетается с его определенным внутренним смыслом.
Этот внутренний смысл, исторически закрепленный в слове, является его лексическим значением.
Лексическое значение — это смысловое содержание слова, его соотнесенность с определённым предметом или явлением действительности.
Можно утверждать, что в каждом слове содержится определённая информационная программа.
Например, многие знают и представляют, что обозначает слово «глаз». Глаз — это орган зрения у человека и у многих животных и птиц. С помощью глаза мы не только видим окружающий мир, но различаем цвета, день и ночь, а также можем читать, писать, рисовать, строить и пр. В лексическое значение слова «глаз», выраженного именно этим сочетанием четырех звуков, расположенных в строгом порядке, входят наиболее существенные индивидуальные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Слова отличаются друг от друга своим лексическим значением. Лексическое значение у каждого слова своё.
В русском языке различают однозначные и многозначные слова. Однозначные слова (шарф, косинус, ночь) обладают только одним значением, а многозначные имеют несколько значений, которые с помощью цифр по порядку перечисляются в толковых словарях.
Слово и грамматическое значение
Кроме лексического значения, слово содержит грамматическое значение, общее для группы однотипных слов. Грамматическое значение — это общее значение слов как части речи.
Так, например ряд лексем (моряк, вокзал, стена) обладают грамматическим значением предметности и отвечают на вопросы: кто? что?
Общее грамматическое значение позволит объединить такие слова в один лексико-грамматический класс, который называется именем существительным. У слов с предметным значением можно указать морфологические категории рода, числа и падежа.
У слов «решать», «определить», «указать» преобладает значение действия. Эти слова отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
В соответствии с общим грамматическим значением отнесем их к самостоятельной части речи — глаголу. Как глаголы, эти лексемы обладают морфологическими признаками вида, переходности, времени, наклонения, лица и числа и пр.
Таким образом, в русском языке слово обладает звуковой оформленностью, лексическим и грамматическим значением.
Приведем значение этого лингвистического термина, которое дает Википедия:
Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением.
Каждое слово состоит не только из звуков, а из минимальных значимых частей — морфем. В составе слов можно указать приставку, корень, суффикс, окончание, постфикс и соединительные гласные.
Сочетаемость слов
Строя высказывание, говорящие с легкостью оперируют словами, иногда не задумываясь об их сочетаемости.
В речи каждое слово употребляется в связи с его особенностями лексического значения, морфологическими свойствами и спецификой сочетания с другими словами в пределах высказывания.
Способность слова сочетаться с другими словами называется валентностью.
С этой точки зрения некоторые слова сочетаются свободно с другими лексемами, а другие обладают ограниченной, или узкой сочетаемостью. При свободной сочетаемости слова имеют многообразные и широкие связи с другими словами без каких-либо ограничений. Так, слово «ночь» сочетается со словами:
- звездная, лунная, темная, дождливая, морозная и пр.;
- наступила, пришла, закончилась, длится и т.д.
При ограниченной сочетаемости слова проявляют свою избирательность. Они соединяются в сочетание только с узко ограниченным кругом слов:
- вороной конь, а не верблюд, собака или кот;
- круглый год, а не час, неделя, месяц;
- табун лошадей, а не овец или коров.
Признаки слова
Суммируя предыдущие рассуждения, укажем некоторые признаки слова:
Слова, обладая своим значением, являются строительным материалом высказывания, с помощью которого говорящий оформляет свою мысль. Каждое слово берет на себя выражение части смысла целого. В совокупности смысл речи складывается из значений отдельных слов, составляющих её. Слово является минимальным значимым элементом речи для выражения мыслей и общения между людьми.
источники:
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-leksicheskoe-znachenie-slova
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/265451-chto-takoe-slovo-v-russkom-yazyke.html
Грамматические признаки частей речи
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
- одно и тоже обобщенное грамматическое значение;
- одинаковые морфологические признаки;
- одни и те же синтаксические признаки.
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол
- причастие
- деепричастие
- наречие
- слова категории состояния
Служебными частями речи являются
- предлог
- союз
- частица
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
- человек;
- красота;
- крыло;
- скромность.
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
-
;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- одушевленное или неодушевленное; ; ; ;
- число.
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
1. лексико-грамматический разряд:
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.);
3. степени сравнения (у качеств. прил.);
4. падеж (в полной форме);
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
- обозначают отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете;
- почти полное отсутствие грамматических категорий числа и рода;
- особые формы склонения и особые формы словообразования;
- способны сочетаться с существительными, образуя с ними неразложимые словосочетания, являющиеся одним членом предложения;
- не определяются именами прилагательными.
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
- количественное
- собирательное
- порядковое
- простое
- сложное
- составное
4. число (если есть);
5. род (если есть).
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Морфологические признаки местоимения
- личное
- возвратное
- воппросительное
- относительное
- неопределенное
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
2. лицо (у личных);
4. число (если есть);
5. род (если есть).
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
- спать
- ты дела ешь
- побеле ет
- нарисуй
- увлекся бы
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
-
; ;
- возвратность; ; ;
- время;
- лицо или род;
- число.
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Морфологические признаки причастия
- залог: действительное или страдательное;
- время (настоящее или прошедшее);
- вид;
- полная или краткая форма (у страд.);
- падеж (в полной форме);
- число;
- род (в ед. ч. )
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
- начальная форма — инфинитив;
- вид;
- переходность;
- возвратность.
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Например:
- бежать (как?) быстро;
- спуститься (куда?) вниз;
- кофе (какой) по-венски;
- достаточно (в какой степени?) смело.
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
-
или местоименное;
- разряд по значению;
- степень сравнения (если есть).
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
- жить дружно;
- очень громкий;
- по-весеннему зелено.
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
- неизменяемость;
- наличие аналитических форм времени, создаваемых в контексте глаголом-связкой;
- употребление в роли главного члена (сказуемого) безличного предложения.
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Самостоятельные части речи в русском языке
Части речи – группы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков.
Самостоятельные части речи — лексемы, которые называют предметы, их действия, признаки, состояния, количество, счет или указывают на них. Разделяют их на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.
Признаки самостоятельных частей речи
К самостоятельным частям речи можно задать вопросы. Они имеют грамматические и морфологические признаки и, в отличие от служебных, являются членами предложения.
Всего самостоятельных частей речи в русском языке восемь.
Самостоятельные части речи: таблица с примерами
Имя существительное
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксическая роль: может выполнять функции всех членов предложения.
Имена существительные делятся на собственные (Рязань, Антон Чехов, Волга) и нарицательные (город, писатель, река); одушевлённые (ёжик, соловей, человек) и неодушевлённые (камень, дорога, машина).
По значению делятся на группы:
– обозначают конкретные явления. Их можно посчитать, они образуют формы множественного числа.
- Например: книга (две книги), год (три года), машина (пять машин).
– обозначают отвлечённое явление (чувство, процесс, философское понятие). Не поддаются исчислению, имеют форму только одного из чисел.
- Например: борьба, счастье, смелость, хлопоты.
– обозначают неделимые вещества (часто жидкости, продукты). Сочетаются со словами литр, килограмм и подобными названиями единиц мер.
- Например: нефть, кровь, сахар, молоко, мёд.
– обозначают совокупность как единое целое. Имеют форму только единственного числа.
- Например: зверьё, мошкара, молодёжь, листва, родня, профессура, бельё, ельник.
Род существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
- он, мой – кот (мужской род),
- она, моя – кошка (женский род),
- оно, моё – дитя (средний род).
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Падеж существительных
Падеж существительных – это грамматическая форма, которая показывает связь существительного с другими словами с помощью окончаний или предлогов. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Им.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Тв.п.
П.п.
Склонение существительных
Склонение существительных – это изменения по падежам и числам.
1-е склонение
— cуществительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
- Вася, дедушка, мама, обжора
2-е склонение
— cуществительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
- Дом, планетарий, воскресенье, чудо
3-е склонение
— cуществительные ж.р. с нулевым окончанием
- Жизнь, тишь, степь
Несклоняемые
— cуществительные иноязычного происхождения без окончания
- Кенгуру, пальто, какао, пенсне
Разносклоняемые
— часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
- Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя
Адъективное склонение
— субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
- Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Имя прилагательное
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Характеризуют существительные: кофе (какой?) горячий; платок (чей?) бабушкин.
Синтаксическая роль: может быть определением или сказуемым.
Имена прилагательные способны изменяться:
- по родам (м.р.: чёрный плащ, ж.р.: чёрная лента, ср.р.: чёрное пальто);
- по числам (ед.ч.: чёрный чемодан, мн.ч.: чёрные чемоданы);
- по падежам (Им.п.: чёрный ноутбук; Р.п.: чёрного ноутбука; Д.п.: чёрному ноутбуку; В.п.: чёрный ноутбук; Тв.п.: Чёрным ноутбуком; П.п.: о чёрном ноутбуке).
Имя прилагательное согласуется с существительным, то есть основные грамматические категории прилагательного – род, число, падеж – полностью зависят от существительного.
Разряды прилагательных по значению
- Качественные – обозначают качества, которые могут проявиться в любой степени. (спелая рожь; веселый хлопец; сладкое варенье);
- Относительные – обозначают отношение к чему-либо, образуются с помощью суффиксов, типичный суффикс -ск- (кирпичная стена; песчаный берег; манная каша, родительский совет);
- Притяжательные – обозначают принадлежность, образуются с помощью трёх суффиксов –ов-, -ин-, -ий- (волчий хвост; папина книга; рыбий хвост).
Полная или краткая форма прилагательных
Качественные прилагательные обычно имеют две формы:
- полную (умный) — изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.
- краткую (умён) — отвечают на вопросы Каков? Какова? Каково? Каковы? И изменяются по родам (в единственном числе) и числам. В предложении они могут быть только сказуемыми.
Степени сравнения прилагательных
Качественные обозначают признак, проявляющийся в степени (большей или меньшей), имеют степени:
- сравнительную — означает большую или меньшую степень качества предмета по сравнению с тем же качеством в другом предмете. Например: старый – старше, слабый – слабее.
- превосходную — указывает на самую высокую или самую низкую степень качества в данном предмете по сравнению с тем же качеством в другом однородном предмете. Например: старейший, слабейший.
Сравнительная и превосходная степени могут быть простыми (старее, старейший) и составными (более старый, самый старый).
Важно! Степени сравнения образуются почти от всех качественных прилагательных, кроме босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, некоторых названий цветов (пурпурный), прилагательных с суффиксами оценки, например уменьшительными (беловатенький).
Сравнительная степень
Превосходная степень
Простая форма
Образуется с помощью суффиксов -ее-, -ей-, -е-, -ше-.
Новее, тише, ближе, жарче, выше.
Образуется с помощью суффиксов —ейш-, -айш-.
Новейший, ближайший.
Составная форма
Слова более и менее + начальная форма.
Более высокий, менее длинный.
Слово самый или наиболее / наименее + начальная форма или простая сравнительная степень + слово всех.
Самый высокий, наиболее красивый, наименее красивый, выше всех.
Склонение прилагательных
Род (в единственном числе), число и падеж прилагательного определяется по роду, числу и падежу существительного, от которого зависит прилагательное.
Полные формы прилагательных, сложные формы сравнительной степени и формы превосходной степени прилагательных изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.
Глагол
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Обладает следующими грамматическими категориями: видом, переходностью, залогом, наклонением, спряжением, временем, лицом.
Инфинитив – начальная форма глагола (неопределённая). Он называет действие вне его лица и момента речи и отвечает на вопросы что делать? (читать, лететь), что сделать? (прочитать, слетать).
Грамматические категории глагола
- Совершенный – отвечает на вопрос что сделать?
Решить, изучить, нарисовать. - Несовершенный– отвечает на вопрос что делать?
Решать, изучать, рисовать.
- Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В.п. без предлога, так называемым прямым дополнением.
Лечить (кого? Что?) больного, ветрянку; звать (кого?) бабушку; дал (что?) сто рублей; вижу (кого?) тебя. - Непереходные глаголы – не употребляются с этой формой.
Летать / лететь (нельзя подставить прямое дополнение); приехать на дачу, ответить учителю.
- Возвратные – глаголы возвратного залога, имеют постфиксы –ся (-сь).
Мыться пастись, кусаться. - Невозвратные – глаголы невозвратного залога, не имеют постфикса.
Мыть, пасти, кусать.
Наклонение
Спряжение
Изменение глаголов по лицам и числам:
- Архаичное спряжение– глаголы имеют уникальные окончания.
Есть, дать (и их производные). - Разноспрягаемые – глаголы имеют окончания обоих спряжений.
Бежать, хотеть, чтить (и их производные).
Важно! Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию 3-го лица единственного числа (он) или 3-го лица множественного лица (они).
Время
Определяется только в изъявительном наклонении. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.
Причастие
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Обладает свойствами глагола и прилагательного.
Может иметь полную (нарисованный) и краткую (нарисована) формы.
Грамматическая роль: может быть определением (полная форма) или сказуемым (полная и краткая форма).
Действительные и страдательные причастия
И действительные, и страдательные причастия имеют формы прошедшего и настоящего времени. От разных глаголов может быть образовано разное количество форм причастий – от одной до четырёх.
- Действительные – обозначают признак предмета, который сам производит действие.
Летящий, шедший, смеющийся, кричащий, идущие, улыбающаяся. - Страдательные – обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета.
Вылеченный (кем-то), слушаемый (кем-то), хранимый (матерью), исполняемый (оркестром).
Суффиксы причастий
- Настоящее время
- -ущ- (-ющ-) — движущийся, улыбающийся
- -ащ- (-ящ-) — спешащий, любящий
- Прошедшее время
- -вш- — открывший
- -в- — пришедший
- Настоящее время
- -ем- (-ом-) — избираемый, ведомый
- -им- — невидимый
- Прошедшее время
- -нн- — рассеянный
- -енн- —приклеенный
- -т- — расколотый
Причастия обладают глагольными признаками (вид, время, переходность, возвратность) и признаками прилагательного (род, число, падеж).
Деепричастие
Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии. Соединяет в себе признаки глагола и наречия, отвечают на вопросы «что делая?» (слушая) и «что сделав?», «что сделавши?» (прочитав, поехавши). Не изменяется. Сохраняет все грамматические категории глагола, кроме времени.
Деепричастия различаются по виду:
- Совершенный (что сделав?): прочитав, напечатав;
- Несовершенный (что делая?): глядя, возвращаясь.
Имя числительное
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы «сколько?» или «который?».
Делятся по значению и признакам на:
- количественные: десять, два, четыре;
- порядковые: третий, сотый, тысячный;
- собирательные: трое, четверо, обе.
Имеют разнообразную структуру:
- простые – один корень: пять,
- сложные – два корня: семьдесят,
- составные – два и более слов: семьдесят семь.
У большинства количественных и собирательных числительных нет категории числа и рода, только падеж. Порядковые – склоняются: пятого этажа – красного цвета. Начальная форма – именительный падеж.
Синтаксическая роль: выступает в роли всех членов предложения.
Местоимение
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их, или содержит вопрос. Большинство местоимений склоняется.
Синтаксическая роль: в контексте предложения может быть любым членом.Лексическое значение приобретается только в контексте, после названия того, на что позже будет указывать местоимение.
По значению все местоимения делятся на разряды:
я — мы, ты — вы, он, она, оно — они
Наречие
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака и признак предмета и отвечает на обстоятельственные вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «как?».
Синтаксическая роль: в предложении может быть сказуемым, обстоятельством, определением.
Наречия с суффиксом «-о» имеют сравнительную и превосходную степени: высоко – выше; тихо – тишайше; тише всех.
По значению и грамматическим признакам наречия делятся на две группы:
- знаменательные, которые называют признак – криво, вверху, громко;
- местоименные, которые указывают на признак – там, всюду, по-другому.
Местоименные образуют те же разряды, что и местоимения. У знаменательных наречий существуют разряды по значению:
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/grammaticheskie-priznaki.html
https://bingoschool.ru/manual/samostoyatelnyie-chasti-rechi-tablicza-s-primerami/
Тема урока: Группы слов с общим значением. Понятие о частях речи.
Цели урока:
— углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
— учить находить и различать части речи;
— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
— обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;
— воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: слова на табличках, магниты, компьютер, проектор, на каждой парте конверт со словами, красный мешок.
План урока
-
Организационный момент.
-
Чистописание.
-
Словарная работа.
-
Постановка проблемы, подготовка к введению нового материала.
-
Физкультминутка.
-
Работа над новым материалом.
-
Закрепление нового материала.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Сегодня на уроке нам предстоит очень важное открытие…
2. Чистописание.
— Молодцы! Хорошо справились!
— А теперь внимательно посмотрите на доску:
Большой – маленький
сухой — ?
война — ?
глубокий — ?
старый — ?
твердый — ?
— Какое слово лишнее, почему? (война –отвечает на вопрос что?, а остальные на вопрос какой?)
— Как вы думаете, какое задание мы с вами выполним с этими словами? (надо подобрать слова, противоположные по смыслу – антонимы). Проверка:
Большой – маленький
сухой – мокрый
война – мир
глубокий – мелкий
старый – молодой
твердый – мягкий
— Слова второго столбика подскажут вам, написание какой буквы мы будем повторять сегодня на уроке. (м- с нее начинаются все подобранные слова).
— Что вы знаете об этой букве? (обозначает согласный звук, звук всегда звонкий, бывает твердый и мягкий, соседи в алфавите л и н)
пишем 2 буквы м, затем сочетания букв мак мир рми ирм (показ на наборном полотне)
— В каком порядке следуют буквы в этом ряду? (последняя буква в каждом сочетании становится первой) Продолжите ряд до конца строки.
3. Словарная работа.
— Кто из вас узнал сказочного героя на слайдах? (Карлсон)
— Из какого литературного произведения этот персонаж? (Малыш и Карлсон)
— Сегодня Карлсон приготовил для вас сюрприз.
— Для того чтобы узнать, что за сюрприз, необходимо правильно записать слова, которые я вам продиктую:
Сорока, пенал, спасибо, медведь, карандаш.
— Что общего у этих слов? (словарные, обозначают предмет)
— В каком слове букв больше чем звуков? Почему? (медведь, мягкий знак не обозначает звука)
— Проверьте свою запись.
1-1, 2-5, 3-7, 4-4, 5-2
— Что бы это значило? (зашифровано слово)
— Кто из вас напомнит правило шифровки?
— Расшифруйте слово, которое загадал Карлсон. Первая цифра – слово, вторая- буква в слове. Подчеркните карандашом эту букву. (Слова) Слайд 7.
4. Постановка проблемы, подготовка к введению нового материала.
— Вот он, наш сюрприз…(достаю мешок, а из него слова)
— Какой беспорядок! Видимо Карлсон был не очень аккуратен! Давайте наводить порядок! У вас на каждой парте есть конверт, в котором слова. Достаньте и прочитайте их. На какие группы можно разделить эти слова?
Медведь, снег, бежать, сладкий, Вася, есть, мягкое, синяя, жить.
(слова-названия предметов, слова-признаки предметов, слова-действия предметов). Наводящий вопрос: задумайтесь над общим значением слова…
5. Физкультминутка.
Работа в парах.
— Распределите слова на группы.
Давайте поселим эти слова в домики (на доске 3 домика с крышей). В первом будут жить слова, обозначающие предмет; во 2 – признак предмета; в 3 – действие предмета. Чтобы узнать, в какой домик заселить слово, надо…
(Узнать, что слово обозначает и на какой вопрос отвечает.)
Ребята выходят к доске и прикрепляют слова под нужным домиком.
— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
6. Работа над новым материалом.
— Ребята, а кто из вас знает, как называются такие группы слов? В науке о языке (грамматике) такие группы слов называют частями речи. Каждая из этих частей речи имеет своё название… (открываем крыши домиков с названиями частей речи)
— Давайте сами составим правило, которое поможет нам отличать одну часть речи от другой. Какие слова заселяли в 1 домик? (отвечают на вопрос кто? Что?, обозначают предмет) и т.д.
— Как же нам себя проверить… Что нам поможет? (учебник) (стр.74 правило в рамке, таблица) Читаем правило молча.
— Давайте еще раз посмотрим на словарные слова, которые писали в начале урока. Что теперь у них общего? (Какой частью речи они являются?) (имя существительное)
7. Закрепление нового материала
Упражнение №3 стр.75 выполняем по заданию.
Прочитайте задание к упражнению. Что нам поможет его выполнить? (Помогут ли наши домики в его выполнении?)
Выписываем слова в 3 столбика по частям речи (комментируем, проговаривая орфограммы и объясняя свой выбор).
8. Итог урока. Рефлексия.
— Какое важное открытие мы сделали сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
9. Домашнее задание.
Выпишите из орфографического словаря 2 слова — существительных, 2 прилагательных и 2 глагола. Записывать будете столбиками, как в классе.
Ю
Тема
урока: «Группы слов с общим значением»
Учебник
«Русский язык. 2 класс» авт. Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, УМК «Планета
знаний»
Цель урока:
— ввести понятие части речи, формировать умение определять части речи,
научится
писать предложения со словами
разных частей речи;
— развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям
речи; развивать речь при составлении
предложений;
— воспитывать
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой языковой задачи.
Тип урока: Открытие нового
знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
·
понимать
основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным
частям речи;
·
иметь
образное представление о языке как о четко организованной структуре;
·
определять
части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по
вопросам;
·
показать
роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
Личностные:
·
ученик
получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать
связь между целью своей
деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и
трудностям другого человека.
Метапредметные:
·
Познавательные: умение
осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными
источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно
строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым
материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза,
подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки
моделирования.
·
Регулятивные: принимать
и сохранять учебную задачу; работать по предложенному
учителем плану; высказывать свои
предположения на основе учебного
материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с
учителем
и
одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
·
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу
своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
Оборудование:
У
учителя:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
Цифровая видеокамера, пульты для тестирования. Мультимедийная установка.
У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Я. Желтовская, О.Б.
Калинина
Ход
урока
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Универсальные |
I. |
– Скажем, Скажем, Скажем, Будет Проверяет |
Приветствуют. Организуют |
Л:самостоятельное |
II. Минутка чистописания Слова противоположные по значению (антонимы). |
— Внимательно посмотрите на данную запись: (на большой – маленький, сухой — … война — … старый — … твердый — … Если вы правильно сформулируете и выполните задание — Определите порядок следования в этом ряду: Мло омл лом … — Учитель, |
— К словам первого столбика надо подобрать слова Выявляют закономерность. — Выполняют |
Р: высказывать К: вступать |
III.Словарно |
— Внимательно посмотрите на данный шифр: (на экране) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 а м ш о р к в у 2 с г д я л ч ц т И ключ к нему: 2-5, 2-4, 2-2, 1-8, 1-3, 1-6, 1-1. — Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с — Кто такая лягушка? — Найдите слово в орфографическом словарике -На правописание какой буквы следует обратить — Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с — |
Отвечают на вопросы учителя. — Зашифровано слово лягушка. — Лягушка – это бесхвостое земноводное животное. Работают со словарём. — Следует обратить внимание на правописание — В русской народной сказке «Царевна-лягушка» — В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» — Имя |
П: осуществлять . Р: определение К: строить |
Физминутка |
На Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем Ручками Ножками топали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. |
Л: |
|
IV. Актуализация темы урока. |
Организовывает погружение в проблему, –На какие группы вы уже умеете делить -Какие же группы слов называют частями Откройте учебник на стр. 72. Прочитайте определение — Из чего состоит наша — Прочитайте слова на Мед, жаркие, Разбейте слова на На интерактивной доске: предметы мёд лягушка поле дни признаки сладкий зелёная большое жаркие действия плавится прыгает, колосится, стоят Сопоставление лексического значения слов каждой — Разные или одинаковые предметы (признаки, — А что объединяет слова в такие группы? — Что общего в значении слов каждой Дополняется таблица на следующем слайде |
Работают — Анализ Нахождение (значение, Выслушиваются варианты ответов. — Наша речь состоит из слов. — Мед, поле, лягушка, дни, т.к. они называют — Кто? Что? -Жаркие, сладкий, зелёная, большое, т.к. они — Мёд сладкий, лягушка зелёная, поле большое, дни -Какой? Какая? Какое? Какие? — Плавится, прыгает, колосится, стоят. Они называют Выполняют задание. Выслушиваются варианты ответов. Общее |
П: К: Р: принимают |
V. «Открытие» VI.Независимая Физминутка |
1. — Для чего надо правильно выделять части речи? — Давайте прочитаем — Слова – предметы, признаки предметов, Выслушивает 2. Организует индивидуальную работу. Работа (стр 73 Распределить Проверка. — У кого 3 группа -Выбери — Поиграем. Я буду называть слова Сад, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, 3. -Следующее -Внимательно посмотрите на предмет, Картинки: берёза, яблоко. |
Выслушиваются варианты ответов. Работа с текстом учебника. Делают вывод: — Все Дети Читают задание. Взаимопроверка. Проверяют Выбор Проговаривают |
П: выделение, Р: определение цели выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное задание с К: представление цели и Л. установка на здоровый П: определять собственного незнания; Р: учиться К: слушать учителя, Р: принимать поставленную |
VII. Домашнее задание. |
Подобрать и записать по 3 слова, отвечающие |
Записывают |
Р: работать ному К: слушать речь |
VIII. |
— Что нового мы узнали сегодня на — А что такое часть речи? — Какие общие признаки имеют слова, — Как определить, какой частью речи |
— Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все — Части речи – это слова-предметы, слова признаки — Общее значение, вопрос. — Чтобы определить какой частью речи является слово, |
П: умение Л: целью и |
VIII. Рефлексия. |
Оцените Тот, Тот, Тот, За |
Дают |
Р: Л: |
Части речи в русском языке
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их общим значением и грамматическими свойствами.
Общее значение слов одной части речи
У каждого слова имеется лексическое значение, которое является его индивидуальным опознавательным свойством среди других слов русского языка, например:
- лес — это пространство, заросшее деревьями и кустарниками;
- добрый — это благожелательный, отзывчивый к людям, готовый помочь;
- гулять — ходить не торопясь, отдыхать.
Кроме лексического значения, каждое слово обладает набором определенных грамматическим свойств, отвлеченных от его конкретного значения. Например, слова «бежать», «броситься», «нестись», «лететь» обозначают перемещение в пространстве, слова «сказать», «говорить», «высказаться» — процесс речи; слова «сердиться», «радоваться», «сочувствовать» — состояние. Всех перечисленные слова объединяет общее значение действия или состояния.
Слова «наивный», «смелый», «застенчивый» обозначают психологические свойства человека. Слова «ночной», «вечерний», предутренний» выражают временные отношения, «верхний», «нижний» — пространственные. Наряду с этим все указанные лексемы имеют нечто общее, объединяющее их: они обозначают признак предмета.
Слова «быстро» (ответить как? быстро), «громко» (спеть как? громко), «весело» (прыгать как? весело) обозначают образ действия.
В соответствии с этой способностью лексем обозначать что-то общее, а также сообразно с их грамматическими признаками и синтаксической ролью все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Что такое части речи?
Определение
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков.
Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Тип общего значения позволяет выделить самостоятельные, или знаменательные, части речи и служебные, а также указать особую часть речи междометие.
Таблица с примерами
Посмотреть таблицу «Части речи в русском языке» с примерами для 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов можно здесь (ссылка откроется в новой вкладке).
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Самостоятельная часть речи имя существительное выражает предметное значение. Понятие предметности объединяет слова, называющие
- лица (человек, гость);
- предметы (стол, телефон);
- животных (лиса, крот);
- растения (клен, сосна);
- явления природы (снег, радуга);
- признаки (чернота, серость);
- действия (бой, атака);
- состояния (сон, болезнь) и пр.
Существительные обозначают предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы кто? что?
Например:
- (кто?) малыш, лиса, дедушка;
- (что?) букварь, гроза, радость.
Имена существительные имеют грамматическую категорию одушевленности/неодушевленности и ряд морфологических признаков.
Существительные изменяются по падежам и числам, что называется склонением, и имеют категорию рода:
- отец — мужской род;
- девочка — женский род;
- озеро — средний род.
В зависимости от категории рода существительные относятся к определенному типу склонения. Склонение является постоянным грамматическим признаком существительного.
В предложении слова этой части речи чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения. Существительные могут выполнять синтаксическую роль определения, обстоятельства и быть в составе именного сказуемого.
Имя прилагательное
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы какой? чей?
Признаки, которые обозначают имена прилагательные, существуют не как отвлеченные понятия, а обязательно принадлежат определенному предмету:
- характер (какой?) упрямый;
- платок (чей?) Марусин.
По лексико-грамматическому значению имена прилагательные делятся на разряды:
- качественные (низкий, правый, синий);
- относительные (городской, нижний, январский);
- притяжательные (олений, Ильин, отцов).
Качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения:
- темный — тёмен;
- темный — темнее, более темный; темнейший, самый темный.
Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам:
- белый снег;
- белая скатерть;
- белое покрывало;
- белые ромашки.
В предложении прилагательные выступают в роли определения, согласуясь с определяемым словом в роде, числе и падеже, а также могут употребляться в роли сказуемого.
Числительное
Определение
Числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы сколько? который?
В соответствии со значением различают:
- количественные числительные: (сколько?) два, пятнадцать, триста, миллион;
- собирательные числительные: (сколько?) трое, пятеро, десятеро, оба, обе;
- порядковые числительные: (который?) первый, десятый, двадцать пятый.
Местоимение
Определение
Местоимение — это часть речи, которая указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.
Различают следующие разряды местоимений:
Разряд | Примеры | Синтаксическая функция |
---|---|---|
Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Я подошла к окну. У меня зазвонил телефон. |
Возвратное | себя | Посмотри на себя в зеркало. Кошки способны жить сами по себе. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Твое мнение мне известно. Его лицо стало грустным. |
Вопросительные | кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? |
Кто стучится в дверь? У чьего окна сидят голуби? Сколько яблок на столе? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Не могу понять, что могло их так задержать. Вот дом, в стенах которого прошло мое детство. |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько |
Никто не ответил мне. Некого теперь спросить об этом. Никакой ошибки тут нет. |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь |
Кто-то пел песню. Чей-то голос послышался во дворе. Пометь чем-нибудь саженец. |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой |
Другой путь предстоит нам. Завтра все покажется иным. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то |
За тем домом кафе. Столько радости было в ее глазах! Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе. |
Глагол
Определение
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (читать, прочитать).
Грамматические признаки глагола выражаются с помощью категорий вида, залога, наклонения, времени и лица, например:
- (что делать?) писать — (что сделать?) переписать;
- рисуешь, рисовала, будет рисовать; нарисовал бы, нарисуйте;
- отправлю, отправишь, отправите, отправят.
Категории вида, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как самостоятельной части речи. Каждая глагольная форма обладает этими грамматическими признаками или их частью. Например, начальная форма глагола, инфинитив, не имеет грамматических признаков залога, наклонения, времени, лица, рода и числа:
- убрать
- слышать
- увлечь
Глагол имеет также непостоянные категории числа и рода, но они неспецифичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
Оригинал изображения: drofa-ventana.ru
Глагол выполняет роль сказуемого в предложении.
Причастие
Определение
Причастие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы что делающий? что сделавший? какой? какая? какое? и пр. (пишущий ученик, видимый издали, вылинявшая рубашка, покрашенный пол).
Различают виды причастий:
1. действительные, если причастия обозначают признак предмета, который сам выполняет действие:
- смеющийся ребенок;
- дети, увидевшие ежика;
2. страдательные, обозначающие признак предмета, на который направлено действие извне:
- колеблемый ветром;
- постиранное белье.
Причастие обладает грамматическими признаками глагола:
- вид совершенный и несовершенный;
- время — настоящее и прошедшее;
- переходность
- возвратность
Признаки прилагательного у причастий:
- начальная форма — форма именительного падежа единственного числа мужского рода;
- полная и краткая форма (у страдательных причастий);
- изменяется по родам, числам и падежам;
- в краткой форме изменяется по родам (выстроен, выстроена, выстроено).
В предложении причастие и причастный оборот являются определениями.
Деепричастие
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (отвечая, сбежав).
Деепричастие имеет грамматические признаки глагола (вид, переходность, возвратность) и наречия (неизменяемая форма).
Наречие
Наречие — это часть речи, которая обозначает признак действия (слушать внимательно), другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто на вырост) и отвечает на вопросы как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Различают знаменательные (быстро, полностью, вперевалку) и местоименные наречия (зачем, откуда, здесь, там, почему-то).
Основным грамматическим признаком наречия является его неизменяемость. Качественно-определительное наречие может образовать степени сравнения:
- весело — веселее, веселее всех;
- далеко — дальше, дальше всех.
В предложении слова этой части речи выступают в роли обстоятельств, определений, части именного сказуемого.
Категория состояния
Определение
Категория состояния — это часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко, больно, дождливо).
Грамматические признаки категории состояния:
- неизменяемость
- употребление в роли главного члена — сказуемого в безличном предложении.
Мне надо решить это вопрос сегодня.
На улице очень ветрено.
Слова категории состояния называют также безлично-предикативными словами.
Служебные части речи
Служебные слова не являются наименованиями предметов, их качеств и свойств, действий или состояний, поэтому их называют незнаменательными. Они служат для выражения отношений между явлениями и объектами действительности, названными знаменательными словами, и употребляются только вместе с ними.
К служебным частям речи относятся:
- предлоги
- союзы
- частицы
Все служебные слова не изменяются, не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос. Они используются в словосочетании и предложении как формально-грамматические средства.
Предлог
Определение
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Например:
- встретить у реки;
- вернуться в деревню;
- приехать спустя три дня;
- каждый из нас.
По происхождению предлоги различают первообразные, непроизводные, и производные:
- в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
- отнаречные — внутри, сквозь, мимо;
- отыменные — вследствие, путем, насчет;
- отглагольные — благодаря, спустя, исключая, включая, кончая.
Союз
Определение
Союз — служебная часть речи, которая используется для соединения однородных членов, частей сложного предложения и самостоятельных предложений.
Над лесом и полем заливается голосистый жаворонок.
Союз в отличие от предлога и частицы используется только в синтаксисе русского языка как связующее звено между членами предложения и самими предложениями.
По функции различают сочинительные и подчинительные союзы:
- тоже, также, и, да, но, зато, только, либо;
- что, когда, как, пока, чтобы, так как, потому что, хотя, если, раз, словно, точно, несмотря на то что.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают огромные древние липы (С. Гейченко)
Бытует поверье, что аисты приносят счастье (В. Алешко).
Частица
Определение
Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов.
По значению и роли в предложении различают модальные частицы, придающие различные оттенки:
- утвердительные — да, так, точно, ну да;
- отрицательные — не, ни;
- вопросительные — ли, разве, неужели, а, что ли;
- сравнительные — как, будто, словно, точно, как будто, вроде, как бы;
- усилительные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, просто, прямо;
- указательные — вот, вон, это;
- уточняющие — именно, как раз, подлинно, ровно;
- выделительно-ограничительные — лишь, только, хоть, всего, исключительно;
- восклицательные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
- выражающие сомнение — вряд ли, едва ли.
Укажем формообразующие частицы:
- пусть (пусть светит);
- пускай (пускай поплачет);
- да (да идем же);
- давайте (давайте отправимся);
- бы (сложил бы).
Междометие
Определение
Междометие — особая часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их конкретно.
— Ой-ой-ой! — ужаснулся Павлик.- Семьсот метров! Неужели море замерзает на такую глубину? (Адамов Г. Б.)
Эта часть речи находится особняком в системе частей речи русского языка, не являясь ни знаменательной, ни служебной.
Междометия существуют непроизводные и производные:
- ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
- батюшки, ужас, беда, господи, брось, извините.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 223