Как найти общественные блага

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Частные блага и их свойства

Ч[Определение]
астные блага – это блага, ориентированные на индивидуальное потребление.
[/Определение]

Частные блага приобретаются отдельными потребителями по своему желанию и усмотрению. Количество и видовое разнообразие частных благ зависит от бюджетных возможностей конкретного потребителя, а также определяется его интересами и предпочтениями.

Каждая единица частного блага подлежит оценке, т. е. может быть куплена и продана в силу своих полезных для конкретного потребителя свойств. При этом частное благо для одного потребителя не всегда может нести ту же степень полезности и вообще быть полезным для другого потребителя. Производство и потребление частного блага не создает положительных внешних эффектов для третьих лиц. Однако производство и (или) потребление некоторых частных благ на деле сопровождается внешними эффектами для лиц, не являющихся покупателями или продавцами этого блага. Это могут быть и положительные и отрицательные эффекты.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Основными свойствами частных благ являются:

  • избирательность потребления. Это означает наличие конкурентности в потреблении таких благ. Если блага потребляются одним лицом, то это исключает возможности потребления этого же блага другими лицами;
  • исключаемость благ. Это свойство означает возможность исключения из числа потребителей тех, кто не приобретает и не потребляет их, а также, недоступность благ для определенных потребителей в силу отсутствия у них финансовых ресурсов на их приобретение;
  • оплата и потребление частного блага реализуются одним лицом;
  • возможность продажи каждой единицы чистого частного блага.

Важно отметить, что частные блага бывают чистыми и нечистыми. Чистым частным благам присущи все указанные свойства. Они проявляются у них в полной мере. У нечистых частных благ рассмотренные свойства могут проявляться не в полной мере.

Основные характеристики общественных благ

Общественные блага – это блага, доступные для потребления всеми гражданами общества в необходимом количестве.

«Частное и общественное благо» 👇

Общественные блага ориентированы на потребление всеми членами общества. Они создаются в необходимом количестве, достаточном для удовлетворения тех или иных социальных нужд и потребностей.

Основными свойствами общественных благ являются:

  • неизбирательность потребления. Это свойство означает отсутствие конкуренции в получении того или иного общественного блага. При любых объемах потребления общественного блага одним из потребителей не снижается его доступность для других потребителей;
  • неисключаемость потребления. Это свойство обеспечивает доступность благ для всех желающих. Общественные блага являются доступными для всех граждан независимо от их финансовых возможностей и иных ограничений. Полное лишение потребления общественных благ определенных граждан, практически, невозможно.

Общественные блага, также как и частные, могут быть чистыми или нечистыми. Чистые общественные блага характеризуются полнотой проявления свойств неизбирательности и несиключаемости. Чистое общественное благо является, как правило, теоретическим допущением. Это же касается и чистого частного блага. Огромное количество благ по названным характеристикам находятся в промежуточном состоянии.

К примеру, благо может быть неизбирательным в потреблении только в том случае, когда число его потребителей не превышает некоторой величины. Если благо потребляется большим количеством лиц, то неизбирательность не может проявляться в полной мере. Происходит снижение степени полезности этого блага для потребителей и благо приобретает перегружаемый характер, т.е. наблюдается перегрузка его потребления. Перегружаемость потребления общественного блага негативно сказывается на всех граждан, которые его потребляют.

Неполноценно может быть реализована и неисключаемость общественного блага. Достаточно часто встречаются общественные блага, на которые легко назначить цену и проследить за тем, чтобы она вносилась всеми, кто эти блага потребляет.

Таким образом, потребление общественного блага сохраняет свойства чистого блага до наступления определенных лимитов его потребления. Переход за установленный лимит обуславливает снижение полезности блага, нехватку его объемов для полноценного удовлетворения потребностей всех граждан. Предельные издержки на каждого следующего потребителя, который выходит за лимиты потребления блага, становятся выше 0, а предельная полезность блага сокращается.

При наличии у чистых благ свойств неделимости происходит рост возможностей потребления благ в необходимом объеме. Для чистых общественных благ характерна неисключаемость в потреблении. Они приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках.

Следует отметить, что общественные блага, также как и частные, имеют свою цену. Если частные блага приобретаются потребителями напрямую у производителей благ (или через реализаторов), то оплата общественных благ происходит посредством уплаты налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Налоговые платежи формируют доходную часть бюджета, которая подлежит расходованию по различным направлениям: национальная оборона, правопорядок, образование, здравоохранение, экология, культура и т. д. Таким образом происходит перераспределение средств в обществе для обеспечения полноценного развития всех граждан, формирования благоприятной среды их жизнедеятельности.

Особо значимым является наличие принципиальной разницы между чистым частным и чистым общественным благом. Эта разница проявляется в том, что в силу конкурентности потребления частных благ может возникнуть их нехватка, т. е. они не будут приобретены не вследствие отсутствия финансовых средств, а вследствие отсутствия предложения данных благ. С чистыми общественными благами такого произойти не может. Они производятся в том объеме, который необходим для удовлетворения спроса на них. Их количество является достаточным для приобретения всеми гражданами в тот или иной временной период.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Вопрос 49

Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,…N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Qs) = МС (Qs),

где MSB (Q,s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs; MC(Qs) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен.

Вопрос 31
Монополистическая конкуренция: определение объема и цен.
ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

4. Теория оптимального объема выпуска продукции

4. Теория оптимального объема выпуска продукции
1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров
Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном
Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов
Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках
Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

12.5. Общественные блага

12.5. Общественные блага
Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Занятие 15 Общественные блага

Занятие 15
Общественные блага

Семинар

Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем…
Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

23. Общественные блага: понятие, сущность

23. Общественные блага: понятие, сущность
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

24. Классификация общественных благ

24. Классификация общественных благ
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

25. Виды общественных благ

25. Виды общественных благ
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ

Вопрос 36
Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ
Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

В предыдущей главе мы ознакомились с ситуациями, когда индивидуальная оптимизация может приводить к неудовлетворительным общественным результатам. Согласно теореме Коуза, которую мы обсуждали в Главе 1, горизонтальные договоренности позволяют повысить эффективность использования ресурсов. Но эти договоренности осуществлять тем сложнее, чем больше людей вовлечено во взаимодействие. Большое количество благ производится и потребляется совместно. Уровень безопасности и чистоты на улицах, политическое участие, работа инфраструктуры, использование природных ресурсов зависят от поведения множества людей. Такие ситуации могут быть описаны через призму коллективных действий, где каждый агент выбирает уровень своего участия в производстве или потреблении общего блага, а от его решения зависит исход для остальных агентов. Подобная взаимозависимость проявляется, когда блага неисключаемы из потребления: невозможно лишить потребителей доступа к благу – даже в том случае, если они за него не платили или не участвовали в его производстве. Иными словами, издержки исключения неплательщиков из потребления блага слишком высоки.

Второй важной характеристикой выступает степень конкурентности (или состязательности) при потреблении блага. Это свойство подразумевает, что использование блага одним человеком не препятствует его использованию другим человеком – иными словами, издержки обеспечения благом дополнительного потребителя очень малы. Блага, неконкурентные при потреблении и неисключаемые, называют чистыми общественными благами, или для простоты – просто общественными благами.

Типология благ по этим двум свойствам приведена на Рисунке 3.11,2.

Рисунок 3.1. Типология благ по степени неконкурентности в потреблении и неисключаемости

По вертикальной оси отложены предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю, то есть степень конкурентности, а по горизонтальной – издержки исключения из доступа к благу, т.е. степень неисключаемости. Чистые частные блага, привычные читателю по большинству микроэкономических моделей, расположены в верхнем левом углу, общественные блага – в правом нижнем углу. Блага неисключаемые, но при этом конкурентные в потреблении – так называемые ресурсы общего доступа – расположены в правом верхнем углу. В левом нижнем углу – неконкурентные, но при этом исключаемые клубные блага.

Большинство же из реально предоставляемых благ находятся внутри прямоугольника, то есть не совпадают с чистыми формами, а характеризуются некоторым ненулевым и немаксимальным уровнем издержек исключения из доступа к благу и предоставления блага дополнительному потребителю.

Наличие издержек исключения из доступа к благу создает предпосылку для возникновения [[экстерналий]], которые препятствуют эффективному использованию ресурсов. Вкладывая в общественное благо, каждый экономический агент производит положительные экстерналии. Например, прививка от эпидемического заболевания защищает не только самого привившегося человека, но и людей, с которыми он вступает в контакт. Если экономический агент в своих решениях недооценивает общественные выгоды от своего действия, реагируя только на пользу для себя, то общественные блага будут недопроизводиться относительно общественно оптимального уровня, т.е. меньшее количество людей будет нести издержки вакцинации для того, чтобы защитить себя и других.

Использование ресурсов (или благ) общего доступа (common-pool resources), напротив, связано с отрицательными экстерналиями. Например, каждый житель мегаполиса, добирающийся до работы на личном автомобиле, сокращает место на дороге для других автомобилистов. Если он не учитывает эти издержки в своем выборе, то дорога как ресурс общего доступа будет сверхиспользоваться по логике «Трагедии общин».

Людей, которые благодаря неисключаемости благ получают возможность извлекать выгоду из блага, не участвуя в издержках, в общественных науках называют «безбилетниками» (free-riders), или «халявщиками». Соответственно, чем больше стимулы к безбилетничеству, тем сложнее осуществлять коллективные действия.

Традиционный подход к решению проблемы безбилетника – централизованное принуждение к участию в производстве общественных благ: например, через систему налогообложения. Однако, как мы увидим далее, правительства далеко не всегда эффективно справляются с подобным принуждением. Из этого следует, что особенно важны механизмы, поддерживающие эффективные коллективные действия, в развивающихся странах, правительства которых не обладают достаточными ресурсами и стимулами для производства общественных благ для граждан.

Мы наблюдаем большие межстрановые различия в доступе людей к таким благам, как чистая вода, канализация, профилактические медицинские программы. Например, в Папуа-Новой Гвинее в 2020 году более 52% населения не имели доступа к улучшенным источникам питьевой воды, в соседней Индонезии – около 7% населения, а в большинстве развитых стран эта доля не превышала одной десятой процента. Эти различия в доступе довольно заметны и между регионами одной страны: например, доступность школ в разных районах Непала варьируется почти в 10 раз3. Помимо самого факта физического доступа, можно наблюдать большой разброс в качестве инфраструктуры, образования, медицины.

Масштабы этих различий не могут быть объяснены различиями в предпочтениях и даже различиями в ресурсных ограничениях. Большую роль в таких различиях играет способность общества действовать совместно, производя блага напрямую или опосредованно – через контроль чиновников и политиков, что, строго говоря, является неисключаемым и при этом неконкурентным, то есть чистым общественным благом.

#Вот еще случай был. Распределение вакцин от коронавируса

Даже политическое взаимодействие на самом высоком уровне можно описать с помощью концепции коллективных действий. Например, в 2021 году, во время пандемии коронавируса 80% вакцин поставлялись в страны с доходами выше среднего, которые летом уже перешли к программе ревакцинации населения. В то же время в бедных странах даже первую дозу вакцины получила лишь малая часть жителей. Например, в Кении и Уганде первую дозу вакцины в августе 2021 получили менее двух процентов населения4. Учитывая, что именно у жителей бедных стран не хватает сбережений, чтобы сокращать экономическую активность и сидеть на карантине, это приводило к вспышкам заражений и, соответственно, росту вероятности появления более заразных штаммов, которые могли бы стать опасностью для всей планеты. На брифинге 4 августа глава ВОЗ Тедрос Гебрейсус высказался за мораторий на ревакцинацию: «Я понимаю обеспокоенность всех правительств, желающих защитить свое население от варианта дельта. Но мы не можем смириться с тем, что страны, которые уже израсходовали львиную долю глобальных поставок вакцин, продолжают их расходовать – в то время, как наиболее уязвимое население мира остается без защиты. <…> В связи с этим ВОЗ призывает как минимум до конца сентября установить мораторий на введение бустерных доз, позволяющий вакцинировать не менее 10% населения каждой страны. Чтобы это произошло, нам требуется поддержка всех сторон, особенно тех немногочисленных стран и компаний, которые контролируют глобальное предложение вакцин». В сентябре ВОЗ повторила призыв к мораторию, но он так и не был поддержан. Другими словами, ограниченный ресурс – дозы вакцин – мог бы быть использован более эффективно, сдерживая вспышки новых штаммов вируса, если бы развитые страны смогли сообща пойти на самоограничения в темпах ревакцинации.

Успех или неуспех коллективных действий зависит от величины издержек координации, переговоров, выявления и наказания безбилетников. Эти издержки в свою очередь зависят, во-первых, от характеристик блага; во-вторых, от свойств сообществ или групп, которые это благо производят, и, в-третьих, от набора правил и институтов, определяющих взаимодействия в рамках группы.


  1. Подробнее о классификации и способах производства благ см.: Калягин Г.В. (2021). Маяк после Коуза: альтернативные способы предоставления благ и функции государства. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1(2), 247– 264.↩︎

  2. Стоит обратить внимание на то, что принадлежность к тому или иному типу не является врожденной характеристикой блага. Блага, традиционно потребляемые как частные, могут предоставляться в качестве ресурсов общего доступа (например, если вы покупаете книги и после чтения передаете их в буккроссинг), а блага, традиционно производимые как общественные, при определенном уровне издержек можно сделать исключаемыми.↩︎

  3. Banerjee A., Iyer L., Somanathan R. (2007). Public action for public goods. Handbook of development economics, 4, 3117–3154.↩︎

  4. Подробнее см. данные https://ourworldindata.org/covid-vaccinations.↩︎

������ 46. ������������ �����

����������� ����� �������������� ������������ ����

� ������ ������� ���� ����� ����������� ������������� �������� ��������� ������� �� ������������ ���������, �. �. � �������� ����� �� ������ �� ��������� ��������� � ������������ ����������� — ��������������� ������������ �������� ��������� ������������ � �������������� ����.

���� �������� � ������������� �������. ����, ������� ����� �� ��������������, �� ����� ������������ ������ �� �������� ��������� ���������, �������� ������ �� �������� � ������������ ����������, ��������, ���, � ����� ������ ���� ������������ ���������, ������������ ���� ����� ������������� ������������. ���������� ����, ��� ����� � ����� ����� �� ������������ �����, �� �� ����������� ������������ ��� �� ��������� ���� ����� ����� ���� ��������, ���� ����� � ������� �� ��� ��� ���� ����������, �� ������� ����� ������� ����� �� ����. ����������� �����, ��� ��������� ��������� ������� � �������� ����� ��������� ����������. ������� ����� ����� �������������� ������ �� ������������ ����������� ����������, � ����� � ����� ���������� ���������� �� ����������. ��� ������ ����� ���������� �������� ���������� ������ ��� ���������, � ������ �� ����� ������ �� ������ �� ���������, �� � ��� �������. ������� ��� ������� ����� �� ��������� �� �������� ����� (������� ��������), ������� ����� �������� ������ �����������, ������������ ������ ���������. �� ���� ������� ������������ ����� ����� ������������� � ������� ������, ��� ��������� ��, � ������ ���� ��������� �����.

������ �� ��� ���� ����������� �� ��� ������? ������� ��� � ���, ��� ��� ������������ ���� ����� ����� ���� ��� «�����» (free rider). ���� ����� ������, ��� ����� � ����� ������ �������� �� ��������� �������, � ����� �� ������� ������ ������ ��������� ����� (��������������� ���������� �� ����������) �� ����� �������, ��� ������� ��������� ��� ����� �� ����� �, ����� ����, ������ �����, � �������������, ����� ������ ��������� ��� �����������. ������� ��, �������� «������» ��������� �� ������ ��-�� �������������� ��������� �������, �� � �� �������� ���������� � ��� ������ ���������� (�����������, ��������, ��� � ��� ����������, � ����� ������ ��� ����� ������ ������������ ������� � ������� �� �� ��� ������ ���������), ������� ������ �� ���� ����� �� ������ ��������� ������������ ����� � ��������� � ��������������� ���������������� � ���� ������ ������, ���������� ������� �������������� �������.

���� ������� �� �������������� ������������ ���� ����� �� ���� �����������, �� �������� ������� �� ������ �� �������������� �������������� ������������ ����������. ������ ������ ������ ��������������� � ��������� ������. ����� �� �� ���������������� �� ������� ������������� (��� ������������� �����������) �������� ������� �� ������ �������������� ������������ ���� � ����� ������������ ���� � ������� ������ �������������� ����������.

����������� ����� �������������� ������������ ���� : ��������� ����������

������ ���������� ���������� ������������ ����������� ������� ������ � ����������� � ���������� �����, � ������� ����� ������ ����� ����� ������ �����������.

������� ������ �� ������������ ����� ������������ ����� ����������� ���������� ��������� ���������� ������ (MB — marginal benefit) �� ������ ����������� �����. � ������ ������ ���������� ������ — ��� ���������� �������� �� ����������� �������������� ������� ������������� �����, ���������� � �������� ��������. ���������� ������ �������� ���������� �������� ������� �� ������ �������������� �������. ������ ������� ������, �� ������ ������������, ��� ������������ ��������, �. �. ��� ���������� �������, �������� ����� � ��� ���������. ����� �������, ���������, ��� �� ���� �� ������������ ������������� ����� �� ����� ���� ��� «����». ������� ������� �������������, �� ������������ � ������ �������� �����, ������ ������� ������ � ��������� ������� ��������. �� ���� ������� �� ����� �������� �������� ������������ �� ������������ �����.

����� ������ �� ������������ ����� ����� ������������� ������, ��� �������� ��������� ���������� ���������� �� ����������� �������������� ������� �����. ����� ��������������� ������ �������� �� ������ ������� ������ ����������� � ��������� �����, ��� �� ��� � ������ ������ �� ������� ����� (��. ������ 15). ������ ��������������� ������ ����������, ����� ���� �������� ��������� ������� �� �������������� ��� �������������� �������.

��������� � ������� �� ������� ���� ������ ������� ���������� ���� ����� ������������� �����, � �� �����-���� ��� ����� (�������� ���������������), ���� ������ ������ ������������ ����� ��� ������ ������ ����� ��� ��������������� ������. ������ ����������� ������ �������������� ��������� ����� ������������ ��� ������� ����������� ��� �������� ������ (��� ���������� ������������ ������������ � ������� �� ��������������� ������������ ��� ���������� ������ ��������� ������ �� ������� �����). ������� ������������ ���������� — ��������� ��������� ���������� ������ (���������� �������) ������������ ���� (���������� ��������), �� ������� ������ ���������� ������������� ����� ����� ���������� �������������.

�� ���. 2,� ��������� ����������� ����������� ����������� ������������ ������ �������������� ������������� ����� � ������ ���� ���������. ��������� ��� ������ � ������� ����������. �� ������ ������, ������������� �� �����, ����� ����� ��������� 10 ���. ��., � ����� — 5 ���. ��. �� ������ ������ ����� �� �������� 8 ���. ��., � ����� ������ 4 ���. ��., �� ������ �������������� 6 � 3 ���. ��. ��������� ������ ����� ��� �� �����, � ����� �������� �� �� ���� 4 ���. ��. ����� �������, ��� ���������� ������� �� ��������� ������� ������ ��������� � ����� 9 ���. ��.



���. 2. ����������� ����� �������������� ������������� �����.

DA — ����� ������ ������; D — ����� ������ ����������� �����; DA+� — ����� ���������� ������; S — ����� �����������.

����� ������ �� ������������ ����� ����� ���� � ������������ (��� ������� �� ������� ��������� �����). ����������� ����, ��������, ��� ����� ����� ������������ ������� ���������� �������������� «������� ������ ���������» � ���������� ���������� (��. ���. 2,�).

��������, ��� ������������ � �������������� ������������ ���� ������� �� ������������� �������� ���������. �� ���� ������� ����� ����������� ������������ ����� ����� ���������� ������������ ������, ������ ����� ���������� ������� ������ ������������� � ������������� � ������������� ������� �������� ������������. ����� �������, �������� ������� ����������:

,

��� pi — ����, ������� ����� ��������� i — ��� �����������; MSC — ���������� ������������ �������; Q — ����� ������������� �����.

�� ������������� ������ ������ ���������� ���������� ��� ������� ������������� �����. ��� �� � ������ ������� ���������� ���������� ����� ������ ����������� ����� �������������� ���������� ������������� �����?

���� ������� ������� � ���������� ��� ������������� �����, ������� ����� ������� ��������, � ������� ��������, ������� �������� � ���������� ������������� � �����������. �� ���. 3,� ��������� ������ ��������������� ������ ������ � ����� �� ������� �������������� ����� (DAD) � ����� �� ��������������� ������������ ��������� ����� ����������� ������ (DA+�). �� ���. 3,� �� ���� ������ ���������� ������ �� �������� ������� (DEADE) ����� ������������� ������������ �������� ����� ���������� ���������� ������ (DEA+�). � �������, �� ���. 2,� ���������� ����������� ����� ����������� ������ (DA+�) � ����� ���������� ���������� ������ (DEA+�), ������� ����� ������ �� ��������� ����� (D). ������� ������ ��������� � ���������� �������������� ������ �������������� ������� �����. �� ���� ������� ������������ ����� ����������� ������ � ����� ���������� ������ �� �������� ������� ������������ �����������. ����������� ����� ��� �������������� (Q*) ������������ ������ ����������� ����� ������ � ���������� ������.



���. 3. ����������� ������������ ������ �������������� ���������� �����.

����������� ����� �������������� ������������ ���� : ����� ����������

������ ������������ ���������� �������� � ��������� ��� ������� ���� ����� ���� (�������� � �������������) ���� ���������� �. ������������ � �������� 1950-� ��. � ������ ����������� ������������ ����������� ���������� �� ������������ (������ ����������� ��������), ���������� �������������� ���������� � ���������������� ������������ ��������� � ������������� ������������, � ����� ������� ����������� ������� ���������.

���������� ������� ����������� ������� �������� ������������ ���������� �������� ��� ������� ������������� �����.

�����������, ��� � ��������� ������������ ������ ��� ��������������� ����� — ������� (P) � ������������ (G). ������� ��� ����������� (AB) �� ������ ��������� ����������, ������� ������������� ������ ����������� UAUB. ������� ������������� ������������ �� ������� ������ ���������������� ������������ Z1Z2 (���. 4).



���. 4. ����� ������������ ������ ����������� ������������� �����.

��� ������ ������� ������-������������� ����������� ����������, ���������� ��������� A �� ������ UA (���. 4,�). ����� ��� �������� ������ ���������������� ������������ Z1Z2 ����� ����� ���������� �������� ����� P, ���������� ������� ��������, B (�� ����������� ���� ����� ������������� ����� �������� ����� ���������, ������������� �� ��� ����������� �� ���������). �� ���. 4,� ������� ������ ��������������� ������������ �������� B ���������� C1C2. ��� �������� ��� ������������ �������� ����� ������ ���������������� ������������ Z1Z2 � ��������������� ������ ����������� ����������� A.

����� ������, ����� Z1Z2 ���������� ��������� ������ �������� � ������������� �����, ������� ����� ���� ����������� ��� ������ ������������� ���� ��������� ��������; ������ UA �������� ��������� ������� ��� �� ����, ������� ����� ������� ����������� A ��� ������������� ������ ����������; ����� C1C2 (������� ����� Z1Z2UA) ����������, ��� �������� ����������� B, �. �. ����� ������ ���� ��� ��������.

���� ������������ ����������� B ������ ���������� ������ ����������� UB, �� ����������� ��� ���� ����� ����� E, ��� ��� ���������� ��������������� ��� �������� ��������������� ������������. ��������� ������ ��������������� ������������ C1C2 �������� ��� ������������ �������� ����� Z1Z2UA, �� � �� ������ ����� ����� �������� �������� ���� ������. � ���� ������� � ����� �������� E ������ ������ ����������� �������� B ����� ������� C1C2. ����� �������, ��������, ��� ���������� ����� ������ ����� ������� (P) � ������������ (G) ������ ��� �������� B �����

������ �������� ������� ������-�������� ��� ��������� � ������������ ������:

��� � ������ ��������� ������������

��� I — ����� ������������.

������ �� ����������� �������������, ����� ������� ������� �������� �� ������ ��� ������� ������������ ���� ������������.

����� ����� ���������� ������� ���� �����

��� Pi — ���������� �����, ������������ i-��� ���������.

� ������ ������������ ����:

G = Gi (i = 1,…, I),

��� Gi — ���������� �����, ������������ i-��� ���������.

������������ ��������� ������ ��������� ����������:

�����������, ��� ����������� ������� ������������� � ������������, � ���������������� ����������� ��������� ����� ���� ������� ��������� ���������� ������ �������������:

�� ���� ������� (�������� ���������� ��������), ��������������� ����� ���������, ��������� ������� ����� �������, ������� �������� � ������������ ���������� ������� ����������� (����� ��� ����� ������� B, ��� � � ����������� ���� �������) ��� �������� ������ ���������� ���� ��������� ������������ � �������� ���������������� ������������ ���������. ������� ��������������� ��������� ��������:

��� ������� ���� ��������������� ������ �������� ������� ������� �������, �� ������� �������

(3)

��� ��������, ������� ������� ������� ���������� ����� ����������, � ��� ���������� ���������� ����� ��������� ��������� ����� ������� ������� �������. ��� ���� ����� ������� ������� ������� ������������� �������� ����� ���������, ��������������� (3), ��������� ������������ ���������� ������� ���������� (1) � ���������� ��������� ���������������� ������������.

 

�������� «������» � ����������� ����� �������������� ������������ ����

��������� ����������� ����� �������������� ������������� ����� � ������ ������� ���������� � ������ �������������� ����������, �� ������������, ��� ����� �� ������ ��������� �������� ������������ ������������ � ����� �� ��� �� ����� ���� ��� «����». �� ����� ���� ���, ������� ��, �� ���, ��� ���������� ����������� �� �������� �������������� �������������� ������������ ����. �� ���� ������� ����� ������� �������� ��������� �������������� ������������ ������������ ���� � ��������� �� �������� ������������.

����������� ���������� � ��������� �������� ������������ ������������� �� ������ ����� ������������ �������������� ��� ������� � ������������ ����. ���� ����� ������������ ������������ ���������, �� ������ �� ��� ����� �������� �� ���� �������� �����, ��� ����� ������� �������� ������������ ��������� � ��������� ����������� ������������ (�������� ������������ ������ �� ������� ����������� — ���������� � ���������� ��������� ��������������� ��������� ���������� �����). ����� ���� ���� �� ������������ �����, ����� ����� ������������ ������������ �������� ��������� ����� ������������ ��������� ��������� — ������ ���������� ����� �������� � ����- ��� ���������������� �����. � ����� ����������� ��������� �������� ������������ ����� ������ ������������ ����� ������ ��� ������������� �����, ��� ��� ��������.

���� ������������ ��������� �����, ��� �� ���� �� ��� �� ����� �������� �� �������� ���� �������� ������, ������ ��� ������� ������ �������� ��� �������� ���� ������������. � ��������, ���� ����� ������������ �������� � ����� «���������» «������», ����������, ��� ������������ ����� ����� ������������� ��� ����������� �� �� ������.

� ������������� ������ ������� ����� ��� �������, � ������� �������� ������� ���������� �������� ��� ������� �������� «������». ����� �� ���� ���������� ������� ��������� � ����� ������ ���� ���������: ������������ ����� ������ ��������������� � ������-����������� ������, ��������� �������� ������������ ������ ���� � ��������� ����� ��������� �, �������, ������� �� �������������� ������������� ����� ������ ���� ����� ���������� �������� ��������� �� ��� ����.

�� ���������� ��� ������� — ������ ������� � �������� �������� ������ ������.

������ �������

� ������ ������� �������� �������������� � �������� �� �������������� ������������� ����� � � ���� ������� � ���� ��������. � �������� ���������� (��� � ���� ������� �������� ����������� �� �������) ���� ��������������� �� ����� �������, ��� ��� �������� ����������� ����� �� ���� � �� �� ���������� ������������� �����, ������� � �������� ����������� ������� ��� ��������������. ����, �� ����, ���� �� �������� �������� ��������� ���������, �� ���� ������� (��� ���������� ��������� ����), ������� ��, �� �������� ������ ��������� ����� — ��� ������������ ����� ���� �� ����� �������� ���������� ����� �� �������������� ������������� �����, ������� ������ ������ ��������� ��������.

���������� ���������� ������� ������ �������, ����� ������������ ����� ������������ ������ ����� ����������. ���� �������, ��� ��� ������� ������������ �� ������ ���� ���������, � ����� ������� � �������� ����� ��������: � �������� ������������� ���������� ��������� ��� ������������ ������, �������������� ��� ���������� ������ (��� ���������� ������ ���������). ����������� ������� ���������� ���������� �� ������� — ������ ���� ������ (���������) � �������� �����������.

�� ���. 5 �� ��� ������� (y) �������� ����� �������� ������������ ��������, �� ��� ������� — ���� �� ���� �����, ������� ������ ������� � ������� .



���. 5. ������ �������.

� ����� K ������� �� ����� ������� ��������, 100 % ����������� ����� ������ ������� . �� ���� �������� � ����� L ���� �������� ������, � ������� ���������� ������������ ������ ���������.

����������� �������� ���������� ���������� �� ����������� ������������� �����, �������� ������� ����� ������ � ������������� �������� DA ��� �������� DB ��� �������� . ����� , ����������� �� ����������� ���� ����� ������, ������������ ����� ���������� �� �������. ������ � ���� ����� ���������� �� ����������� ��������� ������� ������������� ����� ����� ��������� ���� ������������ ��� ���� ���������.

����� �� ��� ���������� ���������� � ����� ���� ���������� ��������� � ����� ����������? �������, �������������� ������������� ����� ������ ����� ���������� � ����� �� ������������� ������������ � ������� ������������ ��������, � ������� ������������ ��������, ����� V. ����� ���� K� �� ����� ����� ��������, ������� ��������� �� ����� ������� ������� ������������ ��������, � ������ Q, �� �� ���� �������� ��� ���������� ������������ ����� �� ���������� ������� . ����� ������� ������� �������� ����� ���� ��������� ������ ��� �������� �������� ��������� ���� � ��������� ���� . �������, ��� �������� ����� ����������� ������ � ������� ���������� — ������� �������� V � ����� ������ ����� �������������� ��� ����� ���������, ��� ������� �������� ��������. � ���� ������ ���������� �� ������� ���������.

������ ������� ����������, ����� ������� ������������ ����� � ������� ��� (� ������������� ����� ��������� ���) �������� � �������� ������� �� ����������� ������ �������������� ������������� �����. ���� ������ ������� ������������ ��� �����������, � ���������� ������� ���������� ���������. ����� �� ��������� �������� ������������ ������� � �������, ��������� ������� � ����������� ���������� �� ����������� ��������.

������� ��, ������ ������� �� ������ �������� «������». � ������ ��������������, ���, ����������� � ������������ ��������� �������, ������� ������ ���� �������� ������������, �� �������� �������� «������» ��� ��� � ������� � ���, ��� ��� ����������� ����� ���� ������� ���������������� �������� � ����� �������������. ����� ����, ��� ������� ��������, ��� ���� ��� ���������� ����� ������� ����������� � ������ ���� ��������� � �������� ����������� ���������� ����� ������������� � ������� ������ � ������-�� �������.

������ ������� ���� ���������� � 1919 �., � �� �������� ��� ��������� �������������� ���� �������� ����� ��� ����� 40 ��� ����� ������������ ����� ������, ����� ���� ��������, ��� ���������� ������� �������� ����������� �� ������. � ����������� ������������ ���������� ������� ������ �� �� ���� ��� ������������ ��������� � ������������� �������, �������� ��������� � ����������������� ��������������, ����� ������ ���������� �������� ��� �������� ���������, � ������� ��� ������� �����������. � ��������� ������� ��������������, ��������, ��� � ������� ������ �������. � �� �� ����� ������ ������� ��� �� ����� ���� �������� ��� �������� �������� ������������ ������ � ��������� �������� �������, ������� �������������� �� �������.

����� ������

����� �� ��������� ��������, �������� «������» ��������� ���������� � ������������ ��������� �������� �������� �����������? ����� ������ ������������ ����� ������� ���������� ������ ���������.

���� ����� ������1 ��������������� ��� ������� �������� ��������� ������������ ������ ������������, �� ���������� ��� �������� �� ����� ������� � ��������� ������� � ����� ����������.

���������� ����, ��� ��� ������ ������-�� ������� ������ ������ � ������ ����� �������������� ���������� ��� ��������� (������� �� �� ������������� ����������). ������� �� ������� ������ ������, ������� �� ����� ��� �� ��������� �� ���������� ���� ��� ����� �������. �� ������ ����� «���������� �������» �������� ����� ����� ����������� ��� ���������� � ������������ �������� ������ ������. ����� ������ ��� ����������� ������ ����� ��������� �������������� ��������� �������, ������� ��������� ��, ���� �� ������ ������� �� �������� ������� � �����������. ������ ������ ������ ������ ������ ������ �����, ������ ��������� ������������� �����, �������� �� ����� �������. ���� ����� ����� �� ������� �� ��������� �������� � �� ���� ������� �� ������������ ��� ��� �������� � ����������� �������.

��������, ������ � ������ ������ ������� (�������� 1 � 2) ��������� �� ��������� ����������, � ���� ������ (����������) �� �� ������������� ��� ��������� �������������� � 10 � 15 ���. �. (��. �������). ���������� �� ������������� ��������� ��� ��� ����� ����, ��������� ������� ��� �� ����������. ��������, ������ ������ (������� 3) ��������� �� ������������� � ���������, ���� ������ �� ��� ������������� �� ������ � 20 ���. �., � ���������� ���������� ��� ���� � ���� ������� �������.

������� ���������� �������� ����� ������
1 10 0 5
2 15 0 10
3 0 20 0
����� 25 20  

��������, ��� ����� ������� ������� � ������������� ����������. ����� ������ ��� �������� 1 ����� 5 ���. �. — ������ �� ��� ����� ���������� �� ���������� �������������� ���� ������ ���������� � ���������� ��� ��������� � �����������: ���� ������� 1 �� ��������, ����� ������� ������� � ������������� ���������. ��� �������� ������ �������� 3 �� 20 ���. �., �� ������������ � ������ ������, ������� ��� �� �������� ������ ���������� (������� 2) �� 15 ���. �., ��� ���� �������� ��������� �������������� � 5 ���. �.

����������� ������� ������ ����� ������ ��� ������� ������ ������� — �� ����� 10 ���. �. �������� ��������, ��� ������� ����� ��������� ������� �� ���������� ���������� � ��������������� �� ������ ������ ������������ ��� ������ ���� �������, �. �. ��������� �����������, ���� � ������ ������������� ������ ������, ��� ����� �������� �� ������� ����������. ��� �������� 3 ����� ������ ����� ����, ��������� ��� ����� �� ������ �� ����� ����������� � ����� ����� ��������������.

����� ������, ������ ����� ������ ������ �������� �������, ������������� ���������, ���������, ��� ���������� � ������ ��������� ���������� ����� ������������.

���� ������� 1 ������� ���� ������ ���������� �� ����������, ��������� ����������� � ����� ������ ����� �� ���������. ��������, ���� �� ����� ����� ���� ��� «����» � ������, ��� ���������� �� �������� ��� ������� ������, ����� ������� ���� ������������ — ������������� ���������. «����» ����� ������� ���, ��� � ����� �� ������� ������� ������ (���������� ��������� ��� ���� ����� ����), ������ ������, ������� ���� ��������� ���� ������ �� 10 ���. �.

���� ������� 3, ��������, ��� �� � �����������, ����� ������ � ����������� ����� ������� � ������� ������ ����� ������ �� ������������� ��������� �� 30 ���. �., �������� ������������� ����� ��������. �� ����� ������ ��� �������� ������ �������� 25 ���. �. (���������� ������ ������ ���� ���������), ��� ������, ��� ��� �������� ������ �� ������������� ��������� (20 ���. �.). ����� �������, ����� ������ ������ ���������� ����� � ��������� ������������ — ���� ��� ��������� ����� �� �������� �� ��������� ����������� � �������� ������, ���� �������� � �������� ������ «�������������» ����������.

����, �������� ��, �� �������� ����� �������������� ���� — ������ ������� ��������, ��� ��������� ��� �������� ������������ ����� �������� � ��������� ������� �� ��������� ������� ���������� � ��������� ������������� ������ ��������. �� ������ �� �� �������� «������»? �����, � ���������, ����� ������������� �� ������ ���� ������.

1. �������� � ���� ����������� ����� ����������� ��������, ��� ����� �������������� ��� ���� ������� ����������� ��������� �������� ������������. ����� ����, �� ��������� �� ������������� � ������� ���� ��������� ������� ������� � �����������. ������ ��� ������� �������� ����� ���������� ����� ��������� ������, ��� �� ������ ������ �� ������� � ����������� ������������ � ��������� �� ������� � ��� (��������, �� ��������� ��������� ���������� �� ������������� � �. �.), � ������ ��������� ���������� (����� �������� � ���������� �����������, ������� �������� �� ��� ����������, � ����� � «������������ ���������» ��. ������ 47).

2. �������������, ��� ������� ������������ ����������� ������� � ������������ ���� ����� ������������� ��� �����������, �� ����������� �� ��������.

3. ��� ������� ��������, ��� �������� ����� ������������ ����������� ��������� ����� ������, ���� �� ����� �� ��� ��������.

4. � �������, �������, ��� �������������, ��� � ������������, �������� ������ ������������� ������ ������. ���� ���� �������������� ��� ��������, ������� ������ �������� ��������� ������� �������� «������». ������ ���� �� ��� — ������������ ����� ������ ��������������� � ������-����������� ������ � ��������� �������� ������������ ������ ���� � ��������� ����� ��������� — ����� �������� ������ ������ ������������� (����, �������, �� ��������� �� �������� ��� ���������� ������). �� ����� ������ �� ����������� � ��������� ������������������ �������� �� ������������ ����� � ������� ��������� �������. ���������� ������� ����������� �� ���� ��������� ������, ������� ��������� �������������� ������������� �����, �������� �� ����� �������. ����� �� ������ ������ ������� ��������� ��������, ������ ��� «������» ������ ������ ������� ��������� — ��� ����� �������� � ��������� �� ���������.

�� ����������� ��� ��������� ��������� ������� �������� «������» — ������ ������� � ����� ������. � ��� � ������ ������ ������������ ����� ��������������� � ������-����������� ������. � �������� ���������� �� ������� ������ ������������� (������� �� �������������� ������������� ����� ����� ��������� ������ �� ��� ����), �� �������� �� ����� �������� � ��������� ����� �������� ������������. �������� �������� ������ ������ ������ �������� ��������������, �� �������� � ����������� ���������� ���������. ��� � ��������� ������ �������, ��� ������������ ������ ������ ����� ���� ��������� � ����� ������ ������������ ����������.

����, �� ��������, ��� ������� �������� «������» � ������ ������������ ������� �� ����������. � ��� �� �� ��������? ��� �� �������, �� ������ � ���� ������. �������������� ������������� «����������» �� «������» �������� ��� � ������ � ������������� ������������� ����������� � �������������� � �������������� ������������ ����. �������������� �������� ��������������� ����� ���� �������� ������� ��������� �� ����������� ������������� �����, ������� ��� �� ����� �� �������� ��� ���������� ���������������� �������������.

����� �� ������, ��� �� ���� �� ������� �� ���������� ��������, ���������� ������������ ���� ���������. ������ «����������» �� «������», � ���������, ����������.

Общественные блага.

Общественное благо
– это товары и услуги, предоставляемые
государством на нерыночной
основе. В отличие
от производства частных благ, которые
удовлетворяют частные потребности,
производство общественных благ — это
реализация общественных интересов
разных уровней.

Чистое общественное благо обладает
следующими свойствами:

  • неделимость (несоперничество) —
    предоставление общественного блага
    одному потребителю позволяет неограниченно
    увеличить количество получателей блага
    без изменения стоимости и качества
    блага;

  • неисключаемость — потребитель не
    может быть исключен из числа получателей
    общественного блага (например, за
    неуплату пользования услугой);

  • невозможность не потреблять — если
    общественное благо предоставляется,
    то им пользуются все члены общества
    без исключения, вне зависимости от
    желания потреблять;

Таким образом, общественные товар или
услуга, для которых характерны четко
выраженные несоперничество в потреблении
и неисключаемость потребителей,
называются чистым общественным благом.
Примерами чистых общественных благ
являются услуги по обеспечению обороны
и безопасности, охране окружающей среды,
выгодами от которых пользуется население
страны в целом. Для чистых общественных
благ также характерна совместность
потребления, их полезное действие
направлено на удовлетворение потребностей
групп населения и не разлагается на
индивидуальные услуги.

Производство чистых общественных благ,
в отличие от частных, не подвержено
рыночному контролю. Вследствие отсутствия
связи оплаты со спросом и потреблением,
спрос на чистые общественные блага
трудно поддается оценке, не всегда
возможно непосредственное измерение
качества и количества предоставляемых
благ. Неисключаемость потребителей при
пользовании общественным благом приводит
к возникновению проблемы «безбилетника».
Она связана с тем, что индивид, максимизируя
свою функцию полезности, стремится
снизить свои затраты на производство
общественного блага. Он понимает, что
сможет воспользоваться благом, даже
если переложит затраты на его производство
на других потребителей. Если таким
образом действует все общество, то благо
не будет произведено вообще. Решение
проблемы «безбилетника» заключается
в том, чтобы государство, используя свои
бюджетные ресурсы и силу принуждения,
взяло на себя обязанности участвовать
в предоставлении общественных благ,
которые должны быть произведены.

Чистых общественных благ не так много,
чаще встречаются смешанные блага,включающие в себя свойства как от
частных, так и от общественных благ. К
этой категории относится большинство
производимых общественных товаров и
услуг (например, услуги здравоохранения,
образования, социального обеспечения,
культуры и отдыха).

Наиболее очевидна целесообразность
участия государства в удовлетворении
потребностей в чистых общественных
благах. С одной стороны, для них, по
определению, практически непреодолима
неисключаемость, а значит, заведомо
отсутствует возможность заменить
издержки принуждения, даже если они
очень велики, затратами, которые позволили
бы создать механизм ограничения доступа
к данному благу для “безбилетников”.

Смешанные общественные блага весьма
разнообразны, поэтому их условно
разделяют на группы: перегружаемые
смешанные общественные блага и исключаемые
смешанные общественные блага.

Смешанные общественные блага — это
частные блага, предоставляемые органами
публичной власти. Государство берет на
себя обязанность участвовать в
предоставлении этих благ, поскольку
рыночные производители по той или иной
причине относят их к недостаточно
прибыльному бизнесу, и без участия
государства объем их производства будет
явно недостаточным.

Одна из главных особенностей смешанных
общественных благ — значительные
внешние эффекты, т. е. они приносят
пользу не только тому индивиду, который
непосредственно потребляет данное
благо, но и более широкой совокупности
людей. Потребление общественных благ
может осуществляться совместно (например,
театр, библиотека, автомобильная дорога)
или индивидуально (например, продукты
питания, одежда, общественный транспорт).

Перегружаемое общественное благо− это такое благо, которое является
неконкурентным при небольшом числе
лиц, пользующихся им, но, как только
интенсивность его использования
возрастает выше некоторого предела,
при включении в число его пользователей
дополнительного лица возникает
«перегрузка», то есть выгоды от
использования этого блага у всех
снижаются. Например, автомобильные
дороги характеризуются этим свойством.
Кстати, дорога вне города часто требует
менее высоких издержек исключения, чем
городская трасса. Поэтому городское
дорожное движение часто относят к благам
перегружаемым, но не исключаемым (и
поэтому движение по ним не описывается
моделью клуба).

Другими примерами могут послужить
спортивный клуб, организованный жителями,
бассейн. Незначительная модификация
модели клуба позволяет удовлетворительно
описать оптимальное производство
локальных общественных благ. Перегружаемое
общественное благо до определенного
уров­ня обладает свойствами и чертами
чистого общественного бла­га, доступ
к нему для всех членов общества бесплатен.
За пре­делами же этого уровня оно
обладает свойствами и чертами платного
частного блага. Иногда с помощью
установления платы за предоставление
перегружаемых общественных благ
регулиру­ются предложение и спрос на
эти блага и обеспечивается рацио­нальное
использование материально-технической
базы произ­водства такого рода
общественных благ, а также поддержива­ется
их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага
является благо совместного потребления
с ограниченным доступом, которое принято
называть исключаемым (клубным)
общественным благом.
Здесь принцип
исключае­мости применяется не к
отдельному человеку, а к группе лю­дей.
Доступ к потреблению такого рода
смешанных благ ограничен условными
требованиями или размерами членских
взносов. Типичными примерами организации
предоставления смешанных благ
ограниченного доступа могут быть клубы
по интересам (например, теннисный клуб),
самоуправляемые общественные органи­зации,
телепрограммы,
общественный транспорт, городские парки
с возможностью взимания платы за вход.
Здесь объектом неисключаемости являются
не отдельный член общества, не
индивидуальный потребитель, а сообщества
людей и группа потребителей.

Если чистые общественные блага
предоставляются бесплатно (оплатой
служат налоги и отсутствует непосредственная
связь между оплатой и предоставлением
блага), то применительно к смешанным
благам со значительными внешними
эффектами граница между бюджетными и
платными услугами гораздо более подвижна
(например, высшее образование может
быть как платной, так и бесплатной
услугой).

Различия между двумя типами общественных
благ проявляются и в том, что бюджетные
услуги, относящиеся к смешанным
общественным благам, могут измеряться
в расчете на одного пользователя, тогда
как бюджетные услуги, являющиеся чистыми
общественными благами, измерить подобным
образом невозможно.В то же время
экономически целесообразно, чтобы
смешанные блага, которые не имеют
значительных внешних эффектов и
потребляются локально, полностью
оплачивались их потребителями.

 Наиболее очевидна целесообразность
участия государства в удовлетворении
потребностей в чистых общественных
благах. С одной стороны, для них, по
определению, практически непреодолима
неисключаемость, а значит, заведомо
отсутствует возможность заменить
издержки принуждения, даже если они
очень велики, затратами, которые позволили
бы создать механизм ограничения доступа
к данному благу для “безбилетников”.
С другой стороны, практически беспредельное
несоперничество не позволяет ни полностью
свести общественное благо к “пучку”
частных благ, ни сфокусировать коллективные
действия в границах компактных устойчивых
групп.

Важнейшей характеристикой общественных
благ является территориальная граница
их потребления. По сути требуется найти
то сообщество, которое потребляет данное
благо. Границы этого сообщества могут
не совпадать с границами общества,
финансирующего и производящего благо.
С точки зрения дифференциации границ
потребления и предоставления выделяются
международные, общенациональные
(общегосударственные) и местные
общественные блага.

Международные общественные блага либо
доступны всем жителям планеты (борьба
с загрязнением воздуха и расширением
озоновой дыры, международная стабильность
и т. п.), либо предоставляются жителям
определенного региона Земли, нескольким
странам. К числу общественных благ, в
том числе международных, в наши дни
экономисты относят результаты
фундаментальных научных исследований,
международную и региональную стабильность.

К общегосударственным общественным
благам относятся национальная
оборона, поддержание общего правопорядка,
деятельность федеральных исполнительных,
законодательных и судебных властей и
мн. др.

Под местными общественными
благами понимаются любые общественные
товары и услуги, доступ к которым имеет
не все население страны, а лишь некоторая
географическая часть (несколько регионов,
один регион, город, район и т. д.). Диапазон
конкретных примеров местных общественных
благ весьма широк: от региональных
экологических программ до уличного
освещения и городского парка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку d sub
  • Shellexecuteex сбой код 5 отказано в доступе как исправить windows 10
  • Как найти модуль вектора скорости автомобиля
  • Как составить схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным
  • Как найти финансовые показатели предприятия