Как найти общий объем выпускаемой продукции

Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.

Объем производства

Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.

Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.

В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.

В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).

Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.

Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.

Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.

Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:

  • П – расчетный объем производства;
  • ОП – расчетный объем продаж;
  • О – остатки готового продукта на складе на начало периода;
  • О лим. – лимитированный остаток складских запасов, минимум, который нельзя снижать.

Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.

Объем реализации

Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.

Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.

Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:

  • ВП — валовая продукция;
  • ОГПн и ОГПк – остатки готовой продукции на начало и на конец года соответственно.

Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.

Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.

Оптимальный объем

Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.

Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:

  • объем продаж;
  • выручка;
  • переменные валовые издержки;
  • прибыль (выручка минус все валовые издержки).

Если продажи отсутствуют, объем продаж и выручка равны 0. При наличии постоянных валовых издержек прибыль будет с минусом (0 — 1100) = -1100 руб.

Далее при продаже 10 изделий образуются (условно) переменные издержки 600 руб. Выручка будет (10 * 110) = 1100 руб., прибыль (1100 – 1700) = -600 руб.

При продаже 20 изделий, если переменные издержки возрастают пропорционально (1200 руб.), выручка (20 * 110) = 2200 руб., общая сумма издержек (1100 + 1200) = 2300 руб. Прибыль (2200 — 2300) = -100 руб. Следовательно, далее при сохранении тех же тенденций прибыль будет сначала равна 0, а затем возрастает вместе с объемом продаж.

Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.

Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.

Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.

Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.

Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.

С неизбежностью планирования объемов производства и реализации продукции сталкивается каждое предприятие. Расчет выпуска продукции – обязательный элемент не только в планировании производства, но и в работе сбытовых и снабженческих подразделений. К тому же, руководству компании необходимо представлять производственные мощности, рассчитанные в натуральных и денежных эквивалентах. Поговорим о значении объема выпуска продукции и его исчислении.

Определение

В сущности, объем выпуска продукции – это суммированное количество товара, произведенного за определенный период и выраженного в различных показателях. Значимость этого показателя обусловлена с двух точек зрения:

  • финансовой, т. к. он является основным объемным значением, характеризующим масштаб производственной деятельности компании. Такую информацию фирма обязана предоставлять вышестоящим организациям, учредителям, инвесторам и другим пользователям;
  • стратегической, поскольку позиционирует предприятие и обеспечивает условия для заключения контрактов и продвижения на рынке.

Единицами измерения объема производства и реализации продукции являются показатели:

  • Натуральные (шт, м, тн, кг);
  • Стоимостные (в рублях или иной валюте);
  • Условно-натуральные (в обобщении оценки объема выпуска разнородных продуктов).

Объем выпуска продукции: формула

Главными показателями, характеризующими объем продукции, являются валовая и товарная стоимость продукции. Валовая стоимость – это денежное выражение всей продукции компании и услуг, предоставленных за отчетный период. В ней учитывают общую стоимость произведенной продукции, полуфабрикатов, предоставленных услуг, изменения остатков незавершенного производства и внутрисистемный оборот.

Под товарной стоимостью понимается стоимость продукции, выпущенной предприятием и предназначенной для продажи. Колебания значений «незавершенки» и внутрихозяйственный оборот в товарную стоимость не входят. Во многих предприятиях значение валовой и товарной продукции тождественны, если отсутствуют показатели внутренних оборотов и незавершенных работ.

Валовой объем производства вычисляют по формуле: 

ВП = ТП + (НПк/г – НПн/г), где

ВП и ТП – валовая и товарная продукция,

НПк/г и НПн/г –незавершенное производство на конец и начало года.

Не менее важным является выражение объема продукции с использованием натуральных значений. Этот метод применяют при анализе объемов выпуска и реализации продукции по видам и категориям однородной продукции. Объем производства рассчитывают по формуле:

Опр = К х Ц, где К – число произведенных единиц товара, Ц – цена изделия.

Например, если за рассматриваемый период выпущено 100 деталей по цене 200 руб. и 500 деталей по цене 300 руб., то общий объем выпуска продукции составит 170 000 руб. (100 х 200 + 500 х 300).

Как найти объем реализации продукции: формула

Объем реализации продукции рассчитывают по размеру отгруженной продукции или полученной выручке. Для аналитика важно знать, как продается продукт, не падает ли спрос на него и увеличивать ли объем производства. Показатель объема реализованной продукции (в динамике) отвечает на эти вопросы. Рассчитывают его по формуле:

Орп = ВП + Огпнг — Огпкг , где

ВП – валовой продукт,

Огпнг и Огпкг – остатки ГП на начало и конец года.

Например, объем выпуска продукции за год составил 300 000 руб., остатки ГП на складах составили: 20 000 руб. на начало года, 35 000 руб. – на конец. Объем проданной продукции составил:

Орп = 300 000 + 20 000 – 35 000 = 285 000 руб.

Оптимальный объем выпуска продукции

Оптимальным считается объем производства, обеспечивающий выполнение условий по заключенным соглашениям в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью. Определяют оптимальный объем сопоставлением валовых или предельных показателей.

Сравнивая валовые значения, производят расчет прибыли при различных объемах производства и реализации продукции в такой последовательности:

• определяют размер объема выпуска, при котором прибыль равна 0;

• высчитывают объем производства с максимальной прибылью.

Продемонстрируем вычисление оптимальных величин на примере:

объем продаж

цена

выручка

валовые издержки

прибыль (выручка – валовые издержки)

постоянные

переменные

0

100

0

1000

0

-1000

5

100

500

1000

200

-700

10

100

1000

1000

400

-400

15

100

1500

1000

600

-100

20

100

2000

1000

800

200

25

100

2500

1000

1000

500

30

100

3000

1000

1200

800

35

100

3500

1000

1400

1100

40

100

4000

1000

1600

1400

50

100

5000

1000

2000

2000

Суть расчетов в выявлении показателя продаж с нулевой и предельной прибылью. Из таблицы видно, что выйти на нулевую прибыль у компании получится при изготовлении от 15 до 20 деталей. Максимальных же величин прибыль достигнет при выпуске 50 штук. В этом примере (при заданных параметрах издержек), объем продаж в 50 единиц и будет оптимальным показателем, и, заключая договоры на поставку, следует исходить из оптимальных размеров производства.

Сравнением предельных показателей определяют, до какого момента наращивание объема производства будет целесообразным. Здесь внимание экономиста обращено на издержки и доход. Существует правило – если предельный размер дохода на одну единицу изделия выше величины максимальных издержек, то можно и дальше увеличивать объемы производства.

Рассчитывая оптимальные величины, необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на объем реализации продукции. К ним относятся:

  • факторы, свидетельствующие об обеспеченности компании материальными и сырьевыми ресурсами, специалистами, использованием новых технологий и методик и т.п.;
  • факторы, зависящие от рыночных показателей, например, цены на изделия, наполненность рынка конкурентными товарами, покупательская способность и др.

Анализ объема производства и реализации продукции

Аналитическая работа начинается с исследования производственных объемов и темпов прироста. Поэтому первостепенными задачами анализа объема производства и реализации продукции становятся:

  • оценка динамики объема продукции;
  • выявление условий, влияющих на изменение этих значений;
  • раскрытие резервов повышения выпуска и продаж.

Добавить в «Нужное»

Реализация продукции

Реализация готовой продукции – это заключительный этап движения продукции в организации. Он направлен на увеличение доходов, сокращение товарных остатков, и, при необходимом уровне рентабельности, обеспечивает организацию прибылью.

Объем реализации продукции: формула

Как найти объем реализованной продукции по формуле? Это можно сделать так:

VРП = ∑ КN * ЦN

где VРП – объем реализованной продукции;

КN — количество продукции N-го вида;

ЦN – цена за единицу продукции N-го вида.

Когда реализована готовая продукция, проводка в бухучете делается такая (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса» и др. – Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

Хозяйственные операции, связанные с реализацией готовой продукции, отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Как эти расходы списываются в дальнейшем, а также о том, какие иные бухгалтерские записи делаются при реализации готовой продукции, мы рассказывали в нашей консультации.

Анализ реализации продукции

Когда проводится анализ процессов реализации, исследуются как сама номенклатура продукции, ее состав и структура, так и каналы реализации продукции.

Конечно, главным показателем эффективности реализации продукции остается уровень рентабельности продаж.

Рентабельность реализации продукции может рассчитываться с использованием ряда формул. Выбор конкретной из них обусловлен целями анализа.

Так, общая рентабельность от продаж (RПО) рассчитывается следующим образом:

RПО = ПП / В

где ПП – прибыль от продаж;

В – выручка от продаж.

А для определения чистой рентабельности от продаж вместо показателя прибыли от продажи в числителе используется значение чистой прибыли за период.

Естественно, при прочих равных условиях повышение цены реализации единицы продукции ведет к росту рентабельности продаж.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти добрые руки для котят
  • Lineage 2 как найти кузнеца маммона
  • Виндовс 10 как найти документ по названию
  • Как найти молекулярное уравнение реакции
  • Как найти син 135