Как найти общий второстепенный член предложения

Простые предложения, входящие в состав сложного, не разделяются знаками в следующих случаях.

Знаки препинания при однородных предложениях

Между однородными предложениями запятые ставятся так же, как и при однородных членах предложения. 

Так, если предложения однородны и соединены союзом И, запятая между ними не ставится. Однако в случае повторения союза запятые ставиться будут, как и при однородных членах с повторяющимися союзами. Я не говорил, что плохо думаю о нем и что он обманывал всех нас. Я не говорил, что плохо думаю о нем, и что он обманывал всех нас, и что я готов расправиться с ним. 

Рассмотрим постановку знаков препинания при однородных предложениях разных видов.

Общее главное предложение

Не всякие придаточные предложения, относящиеся к одному главному становятся однородными. Придаточные могут иметь одно значение с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом, к ним задаются одинаковые вопросы и, как правило,  они вводятся одинаковыми союзами или союзными словами.  См. подробнее Однородные предложения.

Если придаточные предложения являются однородными и соединены одиночным соединительным союзом, они не разделяются

Когда подтает и снег станет липким, мы пойдём делать снеговика. 

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда снег станет липким.

В примере от сказуемого главного предложения задаётся один вопрос. Предложения однородны. Их соединяет союз И. Предложения не разделяются запятой.

Общее придаточное предложение

Если от двух главных предложений идёт один и тот же вопрос к одному придаточному, такие главные предложения становятся однородными и не разделяются знаками при одиночных соединительных союзах.

Когда подтает, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким (когда?) когда подтает.

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.

В примере от сказуемых главных предложений идёт один вопрос к одному придаточному. Главные предложения становятся однородными. Перед И запятая не ставится.

Общий второстепенный член

Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

Сравни:

Завтра снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Завтра снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.

Станет липким (когда?) завтра.

Пойдём (когда?) завтра.

В первом примере предложения не разделены запятой, так как «завтра» — их общее обстоятельство, а между предложениями стоит одиночный союз И.

Общее вводное слово

Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общее вводное слово, то запятая между ними не ставится.

Может быть, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Может быть, снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.

В примере вводное слово помогает автору выразить степень неуверенности и в том, что снег станет липким, и в том, что герои пойдут делать снеговика.

Знаки препинания на стыке союзов

Запомните, как заклинание: либо ТО, либо запятая. 

Стык подчинительных союзов 

Случается так, что одно придаточное предложение разрывается другим придаточным, едва успев начаться. (подробнее о разрыве конструкции см. Сложное предложение). В этом случае два подчинительных союза, начинающих эти придаточные, оказываются рядом.

На стыке двух подчинительных союзов запятая отсутствует в случае, если второй союз является двойным (если… то, когда….то). 

Сравните

Я обещаю, что, если выпадет снег, мы пойдём делать снеговика.

Я обещаю, что  если выпадет снег, то мы пойдём делать снеговика. 

В первом случае рядом стоят два одиночных подчинительных союза ЧТО и ЕСЛИ, во втором случае использован двойной союз ЕСЛИ… ТО. Цветом показаны границы придаточных предложений и часть двойного союза. Во втором примере на границе предложений между подчинительными союзами запятая не стоит.

Стык сочинительного и подчинительного союза

Случается, что между предложениями, соединёнными сочинительной связью, вклинивается придаточное предложение, относящееся к одному из этих предложений. В этом случае рядом с сочинительным оказывается подчинительный союз. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится, если придаточное предложение легко убрать.

Сравни:

Снег выпал, и мы пошли делать снеговика. (запятая разделяет части ССП).

Снег выпал, и, когда наступило утромы пошли делать снеговика. (первая запятая никуда не девается, она продолжает разделять главные предложения, вторая и третья запятые стоят на границах вклинившегося придаточного. В этом случае мы можем безболезненно убрать придаточное.)

Снег выпал, и когда наступило утро, то мы пошли делать снеговика. (между союзами И и КОГДА на границе предложения запятая отсутствует, так как мы не можем убрать придаточное, не сломав предложения. Получилось бы: «Снег выпал и то мы пошли делать снеговика»)

Придаточное может вклиниться и перед И. Тогда оно будет относиться к первому предложению. В этом случае стыка союзов не возникнет.

Снег выпал, потому что все его очень ждали, и мы пошли делать снеговика(запятые стоят на границах вклинившегося придаточного).

Вопросительные и односоставные предложения

Если вопросительные или односоставные предложения связаны соединительными союзами, такие предложения не разделяются запятыми.

Нет снега и нет ни одного снеговика.

Был ли вчера снег и получилось ли слепить снеговика?

Узнать больше и научиться ставить знаки препинания вы сможете при помощи курса Синтаксис и пунктуация.

Слайд 1

Общий второстепенный член в сложносочинённом предложении. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 30 Г.Воронежа Тимиркаева Е.А.

Слайд 2

Хорошо говорить – значит хорошо думать вслух. Э.Ренан

Слайд 3

Какие предложения называются сложносочинёнными? Сложносочинённые предложения – это такие, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами.

Слайд 4

Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и по значению? Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Слайд 5

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Например: То светило солнце, то шёл дождь. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому. Например: Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

Слайд 6

Чем отделяются друг от друга простыепредложения, входящие в сложносочинённое предложение? Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми.

Слайд 7

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Слайд 8

Запятая не ставится в сложносочинённом предложении, если в нём имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям данного предложения.

Слайд 9

За окном брезжил рассвет и кричали петухи. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. На строительной площадке работал башенный кран и забивали в землю бетонные сваи.

Слайд 10

Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. Сверху жарко палило солнце, и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.

Слайд 11

Утром мама приготовила завтрак и … 1) Утром мама приготовила завтрак и мы все сели за стол. 2) Утром мама приготовила завтрак и пригласила всех за стол.

Слайд 12

Вечером на улице было много народу и … 1) Вечером на улице было много народу и ездили автомобили. 2) Вечером на улице было много народу и машин .

Слайд 13

На крыше лежал снег и … 1) На крыше лежал снег и сидели голуби. 2) На крыше лежал снег и хлеб для птиц.

Слайд 14

В небе плыли облака и … 1) В небе плыли облака и летали птицы. 2) В небе плыли облака и тополиный пух.

Слайд 15

1. Найдите сочинительный союз: 1) едва 2) зато 3) словно 4) лишь только 2. Два простых предложения соединены в одно словом ЛИБО. Какое это предложение? 1) бессоюзное сложное предложение 2) сложноподчинённое предложение 3) сложносочинённое предложение 4) простое предложение

Слайд 16

3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены). 1) Была зима но все последние дни стояла оттепель. 2) Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся. 3) Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

Слайд 17

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле. 2) За окном брезжил рассвет и кричали петухи. 3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Слайд 18

5. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. 1) Мы вылетели к месту зимовки и вслед за нами отправили самолёты с оборудованием. 2) У неё слёзы были на глазах и голос дрожал. 3) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

Слайд 19

6. Найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. 1) Вечерело и становилось прохладно. 2) Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты. 3) На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые.

Слайд 20

Ответы к заданиям теста 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 1 5 – 2 6 – 3

Слайд 21

Игра «Третье – лишнее и почему?» Даны три предложения, одно из них лишнее, почему? 1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 2. В парке легко дышалось и птицы вовсю возились в листве. 3. По утрам здесь особенно тихо и природа, словно нехотя, просыпается.

Слайд 22

Спасибо за работу на уроке .

Цель: применить полученные знания и умения
по теме: “Общий второстепенный член в
сложносочинённом предложении”.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для выяснения
усвоения программного материала при изучении
темы: “Общий второстепенный член в
сложносочинённом предложении”.

Воспитательная: создать условия для
воспитания культуры речевого поведения,
коллективной ответственности, взаимопомощи,
формирования личности обучающихся через
трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам
русского языка, воспитания любви к русскому
языку.

Развивающая: создать условия для развития
умений и навыков обучающихся, полученных при
изучении темы: “Общий второстепенный член в
сложносочинённом предложении”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Ведущая компетенция: языковая (знание
учащимися синтаксических структур).

Ведущий принцип: доступности, научности.

Подход: личностно-ориентированный.

Технологии: арт-технология, технология
разноуровневой дифференциации, технология
информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока: видеопроектор, ноутбук.

Дидактические средства: карточка-информатор,
карточка-тест для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Формирование мотивации к изучению темы. Слайды
№ 1-2.

Слово учителя.

Ребята, как отличить, на ваш взгляд,
образованного человека от необразованного?
Какие предложения произносит грамотный человек?

Учитель: “Употребляя в своей речи сложные
предложения, мы производим впечатление
грамотного, образованного человека; наша речь
становится яркой, выразительной. Если не
заниматься совершенствованием своей речи, то она
может стать похожей на речь героини из
кинофильма “Двенадцать стульев” Эллочки,
которая, общаясь с людьми, использовала
отдельные слова, а самой длинной фразой была: “Не
учите меня жить”

Я хочу, чтобы ваша речь не была похожа на речь
Эллочки.

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова
французского историка Ренана:

Хорошо говорить – значит
просто хорошо думать вслух.
Э.Ренан

Как вы понимаете слова эпиграфа? Сегодня мы с
вами и будем учиться хорошо говорить, употребляя
в своей речи сложные предложения”.

3. Объявление темы и целей урока.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Запишите
число и тему урока.

Целеполагание: сегодня мы с вами
познакомимся с понятием “общий второстепенный
член в сложносочинённом предложении”, будем
учиться находить его в нём, научимся правильно
расставлять запятые в сложносочинённых
предложениях там, где они необходимы.

4. Актуализация знаний.

Вспомните, пожалуйста, теоретический материал,
который изучали ранее и ответьте на вопросы?
Помогут вам в выполнении этого задания карточка
– информатор оранжевого цвета и слайды № 3-6.

1) Какие предложения называются
сложносочинёнными? Сложносочинённые
предложения – это такие, в которых простые
предложения связываются сочинительными союзами.
Слайд № 3.

2) Как делятся сложносочинённые предложения по
союзам и по значению? Слайды № 4-5.

1. Сложносочинённые предложения с
соединительными союзами и, да (в значении и), ни –
ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. В них
перечисляются явления, которые происходят
одновременно, или явления, которые следуют одно
за другим. Например: Прозрачный лес один чернеет,
и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом
блестит.

2. Сложносочинённые предложения с
разделительными союзами или (иль), либо, то – то,
не то – не то, то ли – то ли. В них указывается на
чередование явлений, на возможность одного
явления из двух или нескольких. Например: То
светило солнце, то шёл дождь.

3. Сложносочинённые предложения с
противительными союзами а, но, да (в значении но),
однако, зато, же. В них одно явление
противопоставляется другому. Например: Берёзы
распустились, дубы же стояли обнажёнными.

3) Чем отделяются друг от друга простые
предложения, входящие в сложносочинённое
предложение? Простые предложения, входящие в
сложносочинённое предложение, отделяются друг
от друга запятыми. Слайд № 6.

5. Первичное усвоение нового материала.

Мы с вами повторили сочинительные союзы; знаем,
что простые предложения, входящие в
сложносочинённое предложение, отделяются друг
от друга запятыми, а теперь переходим к изучению
нового материала. Сегодня вы узнаете правило о
сложносочинённых предложениях, части которого
не отделяются запятыми.

Откройте учебник на стр.28, найдите примечание.
Прочитаем вслух. (Если в сложносочинённом
предложении с одиночным соединительным или
разделительным союзом имеется общий
второстепенный член, относящийся к обоим
предложениям, то запятая между ними не ставится,
например: В начале апреля уже шумели скворцы и
летали в саду жёлтые бабочки). Слайд № 7.

Закройте учебник, ответьте на вопрос: почему в
сложносочинённом предложении иногда не ставится
запятая? (Запятая не ставится в сложносочинённом
предложении, если в нём имеется общий
второстепенный член, относящийся к обеим частям
данного предложения). Слайд № 8.

6. Первичное закрепление нового материала.

Выполняем упр. 60 стр. 29. Коллективная работа.
Задание: сначала выпишите все предложения, в
которых имеется общий второстепенный член,
относящийся к обеим частям данного предложения,
затем остальные предложения. Поставьте, где
необходимо, запятую. (Читаем предложение вслух,
объясняем, нужна или не нужна запятая.)

За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт
вершину. Лишь изредка олень пугливый через
пустыню пробежит или коней табун игривый
молчанье дола возмутит. Вдруг в нижнем этаже под
балконом заиграла скрипка и запели два нежных
женских голоса. На строительной площадке работал
башенный кран и забивали в землю бетонные сваи.

Асфальт уже высох, и только на цветах газонов
блестели чистые крупные капли. Сверху жарко
палило солнце, и до раскалённой кабинки
невозможно было дотронуться. В ветер леса шумят
великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся
вслед за пролетающим облаком. (Самопроверка). Слайды
№ 9-10

7. Работа с учебником. (Парная работа)

Выполнение упр.61 стр.29. Умение составлять
сложносочинённые предложения с общим
второстепенным членом и простые с однородными
членами по образцу, данному в учебнике.

Утром мама приготовила завтрак и …

  1. Утром мама приготовила завтрак и мы все сели за
    стол.
  2. Утром мама приготовила завтрак и пригласила
    всех за стол.

Вечером на улице было много народу и …

  1. Вечером на улице было много народу и ездили
    автомобили.
  2. Вечером на улице было много народу и машин.

На крыше лежал снег и …

  1. На крыше лежал снег и сидели голуби.
  2. На крыше лежал снег и хлеб для птиц.

В небе плыли облака и …

  1. В небе плыли облака и летали птицы.
  2. В небе плыли облака и тополиный пух.

Взаимопроверка. Слайды № 11-14.

8. Самостоятельная работа с тестом. Слайды №
15-19.

Обведите кружком свой ответ в каждом задании
теста. Подпишите работу.

1. Найдите сочинительный союз:

  1. Едва, 2) зато, 3) словно, 4) лишь только.

2. Два простых предложения соединены в одно
словом либо. Какое это предложение?

  1. Бессоюзное сложное предложение.
  2. Cложноподчинённое предложение.
  3. Cложносочинённое предложение.
  4. Простое предложение.

3. Найдите сложносочинённое предложение
(запятые не расставлены).

  1. Была зима но все последние дни стояла оттепель.
  2. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту
    снова разгорелся.
  3. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и
    поднимает пыль.

4. Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.

  1. Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через
    поле.
  2. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
  3. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в
    саду жёлтые бабочки.

5. Найдите сложносочинённое предложение с общим
второстепенным членом.

  1. Мы вылетели к месту зимовки и вслед за нами
    отправили самолёты с оборудованием.
  2. У неё слёзы были на глазах и голос дрожал.
  3. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

6. Найдите сложносочинённое предложение с общим
второстепенным членом.

  1. Вечерело и становилось прохладно.
  2. Месяц светил в окно и луч его играл по земляному
    полу хаты.
  3. На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья
    стоят голые.

Самопроверка. Ответы: Слайд № 20. (Если
вы выполнили работу без ошибок, поставьте оценку
“5”, допустили одну ошибку – “4”, допустили
две-три ошибки – “3”, свыше трёх ошибок – “2”.)

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 1

5 – 2

6 – 3

9. Игра “Третье – лишнее и почему?” Слайд
№ 21.

Даны три предложения, одно из них лишнее,
почему? Запятые не поставлены.

1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней
зеленеет и речка подо льдом блестит.

2. В парке легко дышалось и птицы вовсю возились
в листве.

3. По утрам здесь особенно тихо и природа, словно
нехотя, просыпается.

(Лишнее 1 предложение, так как в нём нет общего
второстепенного члена предложения.)

10. Подведение итогов. Чем занимались мы
сегодня с вами на уроке? Какое пунктуационное
правило изучили? Чему мы научились? Какие
трудности в усвоении нового материала вы
встретили? Вам понравился урок или нет? Почему?

11. Домашнее задание: выписать из любых
художественных произведений 5 сложносочинённых
предложений с общим второстепенным членом
предложения.

Тест (Приложение)

…служить основанием для соединения частей сложного предложения только посредством интонации?

Давайте рассмотрим такое предложение: «Из пшеницы доверчиво поглядывали на нас васильки (,) и там-сям, будто капли крови, горели полевые маки». Это сложносочиненное предложение, и, как водится, между частями такого предложения знаки препинания не ставятся, если они объединены общим элементом. В данном случае в роли этого элемента может выступать второстепенный член «из пшеницы». Понятно, что и васильки, и маки растут среди пшеничных колосьев. Таким образом, обстоятельство «из пшеницы» относится и к тому, и к другому простому предложению, однако мы не можем включить его в состав второго предложения, не перестраивая последнего. Следует ли из этого, что запятая между частями сложного предложения в таких случаях необходима?

Предварительно благодарю.

задан 17 мар 2014 в 1:52

Noir's user avatar

NoirNoir

1,7098 золотых знаков27 серебряных знаков37 бронзовых знаков

Запятую не надо ставить в следующем предложении: «Из пшеницы доверчиво поглядывали на нас васильки и горели полевые маки».

Запятая не ставится, если общий второстепенный член тесно связывает два предложения в единое целое, при этом мы имеем интонацию простого предложения, в котором обозначен перелом интонации, но отсутствует пауза.

Это преимущественно делается для нераспространенных предложений, что видно по примерам в Правилах 1956 года: «По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины. От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка».

Это правило не стоит применять механически — всегда можно сослаться на авторское решение. И в любом случае запятую надо ставить, если одно из предложений имеет собственные знаки препинания, как в приведенном примере.

ответ дан 17 мар 2014 в 18:04

София's user avatar

СофияСофия

31.7k24 золотых знака67 серебряных знаков93 бронзовых знака

3

Мне думается, что обстоятельство «и там-сям» как бы нейтрализирует предыдущее «из пшеницы», поэтому можно полагать, что общего второстепенного члена здесь нет, значит, запятая нужна

ответ дан 17 мар 2014 в 5:57

виктор1799's user avatar

виктор1799виктор1799

12.5k10 золотых знаков37 серебряных знаков45 бронзовых знаков

1

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

Общий второстепенный член предложения — что это такое

Второстепенный член предложения — это член предложения, грамматически зависящий от других членов, поясняющий их и связанный с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.

Показалась полная луна.

Луна — подлежащее, главный член предложения;

показалась — сказуемое, гл. чл. предл.;

полная — определение, второстеп. чл. предл.;

луна (какая?) полная — подчинительная связь согласования.

Общий второстепенный член предложения (ОВЧ) — это член предложения, к которому относятся несколько однородных придаточных или грамматических основ, отвечающих на один и тот же вопрос.

Вчера был мороз и шел снег.

Был мороз (когда?) — вчера, шел снег (когда?) — вчера.

В данном случае ОВЧ — это наречие «вчера».

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

Простые предложения (ПП), входящие в состав сложносочиненного (ССП), отделяются друг от друга запятыми.

Солнце зашло, и на небе появились звезды.

Если ПП в составе ССП имеют общий второстепенный член, то запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами (и, да в значении «и», или, либо) не ставится.

Вскоре зашло солнце и появились звезды.

ОВЧ — обстоятельство времени «вскоре».

Вскоре зашло солнце. Вскоре появились звезды.

Знаки препинания, синтаксический разбор, примеры

  • если ПП в составе ССП имеют ОВЧ, то запятая между ними не ставится;
  • если повторяются союзы, запятая между частями ставится даже при наличии ОВЧ.
  • После радостной новости у Аленки и коленка перестала болеть, и настроение поднялось.

      обстоятельство или дополнение чаще всего являются ОВЧ;
  • ОВЧ обычно стоит в начале предложения.
  • План разбора ССП:

      Указать количество ПП, выделив их грамматические основы.

    Разобрать каждое ПП.

    Составить схему предложения.

    Образец разбора

    За окном горят яркие огни и звучит веселая музыка.

    1. Два ПП в составе сложного: огни горят, музыка звучит.
    2. Горят (сказуемое) яркие (опред.) огни (подлежащее) (где?) за окном (обст.); звучит (сказуемое) веселая (опред.) музыка (подлежащее) (где?) за окном (обст.); обстоятельство «за окном» — общий второстеп. чл. предл.
    3. ОВЧ (…) и (…).

    Обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение — что это?

    Обстоятельство, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение, определение — все это члены предложения, его грамматически значимые части. Их нужно уметь находить, чтобы не только понимать смысл сказанного, но и самому уметь грамотно выстраивать свою речь.

    В этой статье расскажем о различных членах предложениях, а также о том, как их находить и узнавать в тексте.

    Подлежащее

    Это самая значимая часть в предложении. Говоря о том, чем отличаются друг от друга обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение, стоит упомянуть, что в большинстве случаев подлежащее выражено существительным или местоимением, которые называют предмет (или объект), выражают тему данной фразы — то, о чем в ней сказано.

    Вам будет интересно: Пекло — это что такое? Значение слова

    Подлежащее (отвечает на вопросы «кто?» или «что?») обычно представлено словом в именительном падеже:

    • Снег идет. (Подлежащее: «снег» — существительное в имен. падеже).
    • Я выучил стихотворение. (Подлежащее: «я» — местоимение, именительный падеж).

    Иногда подлежащее может иметь форму косвенного падежа. Например, в предложении «Котенку стало холодно» мы видим, что подлежащее выражено в форме существительного «котенок», которое стоит в дательном падеже.

    В некоторых случаях подлежащее может быть опущено. Например, в предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении:

    Или в тех случаях, когда из контекста понятно, какое слово пропущено:

    • Приду в восемь. (Здесь имеется в виду местоимение первого лица единственного числа «я»).

    Сказуемое

    Оно выражает главную часть содержания предложения. Цель сказуемого — рассказать, что произошло (происходит или будет происходить) с предметом, который уже назван подлежащим. В этом отличие сказуемого от обстоятельства, подлежащего, обстоятельства, дополнения и определения. Данный член предложения обычно выражен глаголом:

    • Разговоры стихли. (Сказуемое — глагол прошедшего времени — «стихли»).
    • Эта птичка далеко не улетит. (Сказуемое — «не улетит», будущее время).

    Сказуемое может быть составным, то есть состоять из двух слов. Например, если это составное глагольное сказуемое:

    • Он не перестанет писать. (Сказуемое — составное, «не перестанет писать»).

    Либо же может иметь глагол только в качестве связки:

    • Петр тогда был студентом. (Сказуемое — «был студентом»).

    Необходимо научиться различать обстоятельство и составное сказуемое.

    Обстоятельство

    Не сообщает нам ничего нового, но добавляет временной (когда?), пространственный (где?) или иные смысловые оттенки в обозначаемое сказуемым действие — такой можно назвать роль обстоятельства в предложении. Как правило, обстоятельство — это наречие или существительное плюс предлог.

    • Завтра мы уедем далеко. («Завтра» — это обстоятельство времени, отвечающее на вопрос «когда?» и выраженное наречием , а «далеко» — наречие и обстоятельство места (вопрос «куда?»).
    • Он не пришел из-за болезни. (Обстоятельство причины «из-за болезни» отвечает на вопрос «почему?» и выражено существительным в родительном падеже с предлогом).

    Данный член предложения — один из самых многообразных по проявлениям смысловых оттенков. Кроме упомянутых, обстоятельство может иметь и другие виды:

    • Образа действия и степени — отвечает на вопрос «как?» (Мы будем работать увлеченно).
    • Цели — «зачем», «с какой целью?» (А гном идет купаться!).
    • Условия — «при каком условии?» (В случае ухудшения видимости нам придется остановиться).

    Дополнение

    Но кроме уже упомянутых частей предложения — обстоятельства, сказуемого, подлежащего, обстоятельства — необходимо рассказать также и о дополнении. Оно расширяет смысл, сообщенный нам сказуемым. Обычно это предмет или лицо, на которое направлено действие. А значит, выражено оно будет существительным — с предлогом или без него. Вопросы, на которые отвечает дополнение: «кого?» или «чего?», «кому?» или «чему?», «о ком?» или «о чем?».

    Дополнения бывают прямыми и косвенными.

    • Недавно я посмотрел фильм. (Прямое дополнение «фильм» выражено существительным в винительном падеже, отвечает на вопрос «чего?»).
    • Сяду-ка я в это кресло. (Косвенное дополнение — «в это кресло». Оно выражено существительным в винительном падеже с предлогом «в»).

    Определение

    Этот член предложения служит для того, чтобы дополнить или уточнить значение существительного. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какие?». Выражен этот член предложения может быть прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Определение чаще всего связано с подлежащим или дополнением.

    • С моря дул освежающий бриз. (Определение «освежающий» (какой?) выражено причастием, определяет существительное «бриз», которое в предложении является подлежащим).
    • Ко мне подошла веселая девушка. (Определение «веселая» (какая?) выражено прилагательным, определяет существительное «девушка», являющееся в предложении подлежащим).
    • Я прочел интересную книгу. (Определение «интересную» (какую?) — прилагательное, определяет существительное «книгу», которое в предложении является прямым дополнением).
    • Это было долгое путешествие. (Определение «долгое» (какое?) выражено прилагательным, определяет существительное «путешествие», которое входит в составное сказуемое «было путешествие»).
    • Второй фильм был интереснее. (Числительное «второй» определяет подлежащее «фильм»).
    • Завтра я приду за своей шляпой. (Местоимение «своей» определяет дополнение «за шляпой»).

    Иногда в роли определения мы увидим существительное — в этом случае говорят о несогласованном определении, то есть о таком, которое не согласуется с определяемым словом. Примеры несогласованных сочетаний: «хижина дровосека», «роза мира», «сердцевина плода» и др.

    Мы рассказали вам о том, как находить в предложении подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение и дополнение.

    Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

    О чем эта статья:

    1 класс, 2 класс

    Понятие предложения

    Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

    Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

    Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

    Есть три типа предложений по цели высказывания:

    • повествовательное (сообщение);
    • вопросительное (вопрос, проблема);
    • побудительное (совет).

    Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

    У грамматической основы есть две функции:

    Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

    Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

    Члены предложения

    Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

    Для примера рассмотрим предложение:

    Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

    Кто переезжает? — Родня.

    Когда переезжает? — Зимой.

    Семья что делает? — Переезжает.

    Откуда переезжает? — Из дома.

    Куда переезжает? — В квартиру.

    Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

    Главный член предложения: подлежащее

    К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

    Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


    Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

    Выделим предлежащее в предложениях:

    • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
    • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

    Главный член предложения: сказуемое

    Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

    Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

    Выделим сказуемое в предложениях:

    • Луна ярко (что делает?) светит.
    • На улице (что делается?)светлеет.
    • Цветок (каков?) красив.
    • Фрейд — (кто он?) психолог.

    Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

    На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

    Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

    Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

    Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

    Простое глагольное сказуемое

    Они работают стоя.

    Он боится темноты.

    Составное глагольное сказуемое

    Они продолжают работать стоя.

    Он стал бояться темноты недавно.

    Составное именное сказуемое

    Они стали ночными рабочими.

    Он так и остался трусом.

    Второстепенные члены предложения

    Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

    Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

    Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

    Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

    • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
    • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

    Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

    У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

    Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

    Я отдал кислую и горькую конфету.

    У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

    Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

    Дедушка починил лук и стрелы.

    На холсте художник отразил небо и океан.

    Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

    Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

    Дорога идет то направо, то налево.

    источники:

    http://1ku.ru/obrazovanie/53239-obstojatelstvo-skazuemoe-podlezhashhee-obstojatelstvo-dopolnenie-i-opredelenie-chto-jeto/

    http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить резюме реферат
  • Объект или свойство не найдено 0x80092004 как исправить
  • Как можно найти работу без опыта работы
  • Как можно найти богатый девушка
  • Как правильно составить скользящий график работы