Как найти общий язык с сиротой

Иерей Владимир Щетинин
19.06.2018
5257

Образ ребенка, живущего в детском доме, у многих один: замкнутый, порой агрессивный малыш или подросток, с трудом идущий на контакт со взрослым. Но в чем причина этого? Как преодолеть возникающее отчуждение в настоящем и помочь человеку научиться жить вне стен интерната в будущем? Автор статьи подобрал интересные материалы об этом. Однако они могут пригодиться и тем, у кого «трудный ребенок» — это сын или дочь, брат или сестра. 

Содержание:

  • Что такое «трудные дети»
  • Особенности развития детей в интернатных учреждениях
  • Как преодолеть отчуждение
  • Воцерковление трудных детей
  • Что такое «трудные дети»

    «Трудные дети» — сложившееся понятие
    педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые
    потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил
    через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в
    результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный
    социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в
    семье (запечатление неуравновешенных разрушительных эмоций), недостаток либо
    отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, приятия, признания,
    дружелюбия — тех переживаний, которые закладывают в раннем детстве здоровое,
    трезвое восприятие жизни и самого себя[1].

    Душа «трудного ребенка» по особому,
    неведомому нам попущению Божию окрадена, имеет недостачу добра в «особо крупных
    размерах», а потому — ослаблена, изранена грехом, озлоблена. Интересна
    метаморфоза значения слова «озлобленный» при переходе его из церковнославянского
    языка в русский: от онтологического «потерпевший зло, пострадавший» до
    чувственно-психологического «имеющий враждебный вид, агрессивную настроенность»[2].

    Таким образом, в истории языка
    запечатлелось изменение субъективного восприятия и практического отношения к
    факту зла: в первом случае требовалось оказать помощь, возместить понесенный
    ущерб; во втором же смысле необходимо оградить себя или отстраниться, «не
    заметить». Озлобленная душа ребенка подобна путнику из евангельской притчи, попавшему
    в руки разбойников (Лк. 10:25-37), — израненному, лежащему без сил, не имеющему
    возможности помочь себе, но не наполненному злобой и жаждой мести. По
    святоотеческому толкованию, путник — вообще человек, во время своего земного
    пути, израненный грехом. «Природа человеческая шла из Иерусалима, т.е. из безмятежной
    и мирной жизни, ибо Иерусалим означает видение мира. Куда же шла? В Иерихон,
    пустой, низкий и удушливый от жары, т.е. в жизнь, полную страстей»[3].

    Озлобленная душа ребенка подобна путнику из
    евангельской притчи, попавшему в руки разбойников

    Но даже у таких детей с «озлобленной»
    душой неистребимо сильна жажда правды: они знают о необходимости правды в
    жизни, ценят ее высоко и следуют ей на свой лад —это вообще характерно для детей. А вот совесть у
    «трудных детей» ослаблена, искажена, и тем больше, чем больше зла, жестокости
    претерпел ребенок. Это проявляется в подсознательной лживости, вызванной
    страхами, как бы в механическом самооправдании (в любых ситуациях), в
    обостренном чувстве эгоистической справедливости («как мне плохо — так пусть
    будет и остальным», «как другим хорошо — так и мне»), в повышенной
    требовательности к окружающим. Ребенок, таким образом, оперирует не самой
    правдой, которая становится недоступна ему в силу душевной озлобленности, а ее
    тенью, смутным подобием. Именно эта особенность душевной жизни детей часто
    вызывает у взрослых неприятие и раздражение[4].

    Для того, чтобы помочь ребенку
    преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно, прежде всего,
    правильно выстроить отношения с ним. Это, в свою очередь, требует понимания
    духовных и психологических механизмов формирования личности ребенка и факторов,
    влияющих на его развитие[5].

    В раннем детстве первенствующее
    значение для формирования здоровой душевной структуры имеет восприятие,
    запечатление чувств. Чувства любви и приятия ребенка человеческим сообществом
    сразу по его рождении имеют религиозный смысл, поскольку родительская любовь в
    своем безыскусном простом выражении имеет своим прообразом Божественную любовь
    к своему созданию — она безотносительна и безусловна, проявляется как
    самоценный факт и основа всяческого бытия, открывает ребенку восприятие
    духовных основ мироздания — запечатлевает в его душе бескорыстное и
    неэгоистичное блаженство полноты существования как предчувствие Вечной Жизни.
    Эти глубоко подсознательные впечатления в дальнейшей жизни выполняют функцию
    ориентировки ребёнка в процессе освоения и обживания им социального мира,
    задают ему пространство нравственной интуиции и творческих устремлений[6].

    Часто в обычных, благополучных, на
    первый взгляд, семьях, родители не замечают своих педагогических ошибок (Отцы, не раздражайте чад ваших да не унывают
    (Кол. 3:21) вплоть до подросткового возраста, когда «унывающее» до поры чадо не
    начнет уже открытый конфликт со взрослыми. Неожиданным и горьким открытием
    приходит понимание, что корень проблемы кроется в них самих, ведь отношения с
    ребенком незаметно закладываются с самого рождения, и от родителей зависит,
    каким эмоциональным опытом они его «напитают». Один известный исследователь
    как-то заметил, что для ребенка 5-ти лет реальность Божественного присутствия в
    мире открывается и обосновывается фактом любви родителей друг к другу (а,
    следовательно, к нему самому). Продолжая этот тезис, можно сказать, что
    ребенок, в раннем детстве отлученный от здоровых основ родительского
    пестования, имеет тяжелый опыт атеизма, пусть стихийного, страдательного, но
    тем более трудно преодолимого, чем более глубоко в подсознании он запечатлелся[7].

    Особенности развития детей в
    интернатных учреждениях

    «Постоянное пребывание ребёнка вне
    семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс
    его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны
    рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности». Атмосфера семейного
    окружения ребёнка (не имеет значения — родная это семья или нет) определяет
    качественно иной тип развития растущей личности[8].

    Многолетние исследования развития
    детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведённые
    А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, позволили им сделать заключение о наличии
    психологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не как
    простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер
    развития ребёнка[9].

    Для ребенка 5-ти лет реальность Божественного
    присутствия в мире открывается и обосновывается фактом любви родителей друг к
    другу (а, следовательно, к нему самому)

    Современные психология и педагогика
    имеют достаточно целостную картину, описывающую особенности психического
    развития ребёнка, вырастающего вне семьи — его эмоций, мышления, речи,
    особенностей поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. На каждом
    возрастном этапе развития личности ребёнка происходит становление тех или иных
    качеств психики, свойственных именно этому периоду. У воспитанника интернатного
    заведения становление психики имеет качественно другие закономерности, нежели у
    ребёнка, воспитывающегося в семейном кругу[10].

    Человеку, далёкому от реалий
    интернатного жизнеустройства, даже в голову не придёт мысль о том, что в
    учреждении господствует, как правило, один запах (или, в лучшем случае,
    несколько, но большинство из них всё-таки запахи «казённого дома» — хлорки,
    лекарств, пищи, приготовленной на большое количество людей). Отсутствие
    домашних запахов, которые в семьях бывают сезонными, праздничными, будничными,
    ситуативными и регулярными, — только один небольшой аспект, характеризующий
    глобальную инаковость атмосферы детского дома или интерната[11].

    Поэтому специалистами употребляется
    понятие «обеднённой среды обитания» детей, находящихся вне семейного попечения.
    Обеднённая среда обитания — это также всего лишь один из компонентов, влияющих
    на формирование личностных качеств у ребёнка, живущего в детском доме.
    Взаимоотношения со взрослыми, которые в каждом возрасте детства по-своему
    обуславливают становление важнейших регуляторов мировосприятия, поведения и
    общения ребёнка, в интернатном заведении являются институциональными
    (обусловленными регламентом жизнедеятельности учреждения), тогда как в семье
    характер отношений ребёнка и взрослого является личностно-родственным. Это
    обстоятельство способствует деформированности жизненно важных для любого
    человека качеств психики, таких как, например, любознательности, познавательной
    активности, избирательности в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или
    старше, лицами своего и противоположного пола и многих других[12].

    Общая тенденция описания
    психологических характеристик воспитанника интернатного заведения такова:
    эмоциональный фон его развития чрезвычайно беден, что препятствует формированию
    жизненно важных личностных качеств ребёнка, которые формируются при
    непосредственной активной самостоятельной деятельности самого ребёнка.
    Воспитанники интернатных заведений вынуждены приспосабливаться к требованиям
    окружающей среды, тогда как семейные дети активно реагируют на окружающую их
    обстановку, творчески осваивая её (безотносительно к тому — благоприятна она
    для их возрастания или не очень). Иной опыт жизни и воспитания ребёнка в
    интернатном заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы, в
    подтверждение чему можно приводить долгий перечень примеров[13].

    Так, И. А. Залысина
    сравнивала потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся
    в семье и вне семьи[14].
    Старшие дошкольники, воспитанники детского дома, практически не способны к
    сопереживанию к окружающим людям. Причём, им чуждо как реактивное
    сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное
    сопереживание — стремление ребёнка разделить своё переживание с другими людьми,
    привлечь их к сопереживанию к нему, ребёнку. Семейные дети в экпериментальном
    исследовании И.А.Залысиной не только искали сочувствия у взрослого и
    сверстника, но и сами активно откликались на переживания как партнёров, так и
    персонажей сказок. Потребность в сопереживании развивается на протяжении всего
    детства, достигая в старшем возрасте наиболее развитой формы. Для того чтобы
    она могла достичь удовлетворения, необходимо такое взаимодействие ребёнка и
    взрослого, которое даёт ребёнку возможность высказаться, раскрыться перед
    другим человеком[15].

    Ребенок в силу сложившихся отношений с авторитарным
    взрослым боится признаться и ему, и самому себе в своем непослушании

    Дети из детского дома не могут
    высказать своих оценок. Если даже они у них и есть, то ребёнок не стремится
    согласовать своё отношение к происходящему с отношением взрослого, он только
    соотносит их[16]. Воспитанник
    детдома в исследованиях И.А.Залысиной весьма робко искал отклик на свои
    переживания, его усилия были направлены в основном на привлечение доброго
    внимания взрослого. Становление потребности в сопереживании начинается в
    младенчестве и невозможно без развитой эмоциональной сферы[17].

    Деформации подвергается и сфера общения
    детей, воспитывающихся вне семьи, со взрослыми. Ее характеризует особая
    напряжённость потребности ребёнка в этом общении. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых
    пишут: «На фоне ярко выраженного стремления к потребности к общению со взрослым
    и одновременно — повышенной зависимости от взрослого, особенно обращает на себя
    внимание агрессивность в отношении воспитанников интерната к взрослым»[18].

    Угнетение потребности в общении в
    сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта
    обуславливает у ребёнка, воспитывающегося в интернатном заведении, «потребительское»
    отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от
    окружающих. Воспитанники интерната менее успешны в решении конфликтов в общении
    со взрослыми и со сверстниками. Агрессивность, стремление обвинить окружающих,
    неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу доминирование
    защитных форм поведения в конфликтных ситуациях — этот далеко не полный
    перечень особенностей поведения детей, воспитывающихся вне семьи, делает их
    неспособными к продуктивному решению конфликтов. Названные особенности
    порождают «защитные образования» у сирот — вместо творческого мышления ребёнок
    стремится использовать известные ему схемы, вместо становления произвольности
    поведения — ориентация на внешний контроль, вместо стремления самому справиться
    с трудной ситуацией — тенденция к аффективному реагированию, обиде,
    перекладыванию ответственности на других[19].

    Отсутствие домашних запахов — только один небольшой
    аспект, характеризующий глобальную инаковость атмосферы детского дома или
    интерната

    Приведённые особенности далеко не
    исчерпывают всей характеристики становления эмоционально-волевой сферы ребёнка,
    лишённого семейного попечения[20].

    В настоящее время специалисты —
    психологи, педагоги, психиатры — констатируют опасную тенденцию развития
    большинства заведений системы общественного призрения сирот. Несколько лет пребывания
    ребёнка в условиях типового детского дома или интерната атрофируют функции
    регуляторного блока мозга. У такого человека отсутствует внутренняя программа,
    он способен отзываться только на актуальные стимулы и живёт по принципу «здесь
    и сейчас». Такое поведение свойственно в какой-то степени всем детям и даже
    некоторым взрослым, однако у детей, лишенных устойчивых личностных связей, оно
    является доминирующим. Специалисты называют данную особенность психики «синдромом
    полевого поведения». Названный синдром проявляется в том, что человек не в
    состоянии самостоятельно выполнить ряд последовательных действий, которые
    требуют переключения с одного вида деятельности на другой с одновременным
    удерживанием в памяти конечной цели делаемого. Семейные дети уже после трёх лет
    начинают осваивать волевое поведение, являющееся альтернативой полевому
    поведению. Требуется совместное со взрослым долгое освоение сложных поэтапных
    действий, имеющих свою логику, последовательность и смысл. Но самое главное
    усваивается ребёнком не столько в научении взрослыми, сколько в совместном с
    ними проживании и самостоятельном освоении, базирующемся на подражании
    взрослому. Нарушение развития эмоционально-волевых проявлений у детей в
    сиротском учреждении приводит впоследствии к тому, что его выпускник
    практически не способен к установлению крепких личностных связей, которые
    позволяют человеку создавать семью, осваивать профессиональное дело[21].

    Недоразвитость
    чувственно-эмоциональной сферы, как правило, негативно сказывается и на
    духовном развитии ребёнка. Протоиерей Василий Зеньковский называет семейное
    чувство психологическим лоном для религиозных чувств ребёнка: «Религиозное
    питание ребёнка возможно только в семье, только она вырабатывает такую духовную
    среду, где ребёнку легко жить в Боге»[22].

    Иной опыт жизни и воспитания ребёнка в интернатном
    заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы

    Для преодоления пагубных последствий
    недоразвития детей, воспитывающихся вне семьи, в настоящее время требуются
    профессионально согласованные действия целой команды специалистов. Только в
    этом случае возможна действенная психо-эмоциональная реабилитация ребёнка,
    которая позволит ему впоследствии жить самостоятельно — зарабатывать себе на
    жизнь профессиональным, а не «попрошайническим» или иным неблаговидным, а
    зачастую и преступным ремеслом, иметь семью и воспитывать детей (в настоящее
    время примерно 80% детдомовских детей в России — это дети, рождённые выпускниками
    интернатных заведений). Создание такого рода системы воспитания сирот — очень
    трудное и финансово затратное дело[23].

    В этой связи отчётливо проясняются
    цели и стратегия становления общественно-церковной системы попечения о детях,
    лишённых родительского попечения. В первую очередь, это развитие института
    замещающих семей. Церковность таких семей, духовная жизнь взрослых и детей в
    них являются благодатными источниками, благотворно влияющими не только на
    приёмных детей, но и на самих родителей[24].

    В «Основах социальной концепции
    Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000
    году, сказано: «Роль семьи в становлении личности исключительна, её не могут
    подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно
    сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в
    известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь»[25].

    Как преодолеть отчуждение

    В медико-психологической практике в
    конце 80-х годов активно обсуждалось явление детской депривации[26].
    Сам термин не является для нас новым, в русском переводе он звучит как «отчуждение»,
    однако как специальный термин он все-таки не вошел в широкий педагогический
    обиход. Депривация определяется как «психическое состояние, возникающее в результате
    длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной
    мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными
    отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных
    контактов»[27].
    Явление депривации имеет глубокий духовный смысл. Отчуждение человека от
    общения с Богом через отчуждение от человеческой любви и добра означает
    обреченность его на небытие, на вечное умирание. На практике депривация
    проявляется как эмоциональная неуравновешенность, повышенная реактивность либо
    по типу взрывного агрессивного характера, либо — пассивного (плаксивость,
    затаенная обида), часто — в сочетании двух типов протекания (по отношению к
    слабым — реакция гнева, а к сильным — уязвленность, обида). Психологически эта
    ситуация переживается как отчуждение от самого себя, от творческих сил души,
    как неприкаянность собственного существования[28].

    Результатом этой микрокатастрофы
    будет душевный надлом, накладывающий отпечаток на последующее психологическое
    развитие ребенка, что в конечном счете может привести к формированию
    болезненного и болезнетворного уклада души, условно назовем его «эгоистическая
    индивидуальность»[29].

    В настоящее время специалисты констатируют опасную
    тенденцию развития большинства заведений системы общественного призрения сирот

    Необходимо заметить, что процесс
    индивидуализации является базовым для психологического развития. В нем ребенок
    учится присваивать социальный опыт и обнаруживать себя в предметных действиях и
    в вещественных результатах. Ребенку все нужно попробовать самому, в во всем обнаружить
    границу, отделяющую его от мира, но тем самым и объединяющую, включающую его в
    мир («могу — не могу», «нравится — не нравится», «должен — не должен», и т.д.).
    И так выясняя и бесконечно пробуя разнообразные границы внутреннего и внешнего
    мира, ребенок обретает свое психологическое «Я», закладывается основа сознания
    — индивидуальность, которая только в подростковом возрасте начнет радикально
    перестраиваться под напором накопленных и осознанных культурных
    (надындивидуальных) ценностей, целей и смыслов человеческого существования[30].

    Но необходимы и вылазки из хорошо защищенной
    крепости самолюбия; смелые проступки, которые доставляют душе переживания риска

    И если ребенок оказывается оторванным
    от источника своего бытия и становления (благодатных сил любви), индивидуальное
    сознание сразу же перенастраивается на компенсаторную защиту от угрозы своему
    бытию — начинает любить самое себя. Если здоровое состояние индивидуальности
    подобно организму, который нормально сообщается со средой через полупроницаемую
    границу (что-то принимает, от другого отказывается), то эгоистическая
    индивидуальность начинает замыкаться в себе, отворачивается от трезвого общения
    с окружающим миром (и с собою в первую очередь), не может принять критику и
    совершенствоваться изнутри, даже если сама этого пожелает[31].

    При этом развивающий момент
    практически исчезает, индивидуальность как бы замирает в защитной скорлупе
    самосохранения. Но необходимы и вылазки из хорошо защищенной крепости самолюбия;
    смелые проступки, которые доставляют душе переживания риска, «антиобщественное
    поведение», которое вызывает конфронтацию и резкую ответную эмоциональную
    реакцию, имеют своей целью проверить и подтвердить факт существования этой
    ослабленной и надломленной индивидуальности. Идя по этому пути, душа постепенно
    уподобляется наркоманке, требуя себе все новые формы самоудовлетворения и заводя
    в себе тем самым еще более сильные и глубокие страсти — каналы греховного
    самоутверждения[32].

    Религиозное питание ребёнка возможно только в
    семье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребёнку легко жить в
    Боге

    Это замыкание индивидуальности на
    самое себя, остановка поступательного хода ее нормального становления связано с
    нарушением общения сил души с Божественными энергиями. Человек, в соответствии
    со своей сообразностью Богу, является существом самовластным, одарен самобытием
    в смысле свободного направления душевных сил (сила разумная, чувствующая,
    желающая). Духовная свобода, к которой призываются христиане святым апостолом
    Павлом, в этой связи, состоит в нормальном сообщении душевных сил человека с
    энергиями Божьими в смиренном соработничестве Богу. Нарушение этого
    вертикального сообщения сил отражается в социальном горизонте как разрушение
    способности к человеческому общению — установка на конфронтацию[33].

    Можно выделить два типа этой
    конфронтации:

    1)                
     воинствующий индивидуализм, когда непрерывно
    находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и
    актуализировать свою индивидуальность; на самом же деле человек занят войной с
    самим собой, терзая и ослабляя и без того расстроенные душевные силы;

    2)                
     маскирующий индивидуализм (скрытая
    конфронтация), когда защита своей индивидуальности создается путем надевания на
    силы своей души защитных невротических блоков-масок:

    •                    
     на разумную — тупоумие и смехотворчество;

    •                    
    на
    чувствующую — безразличие, показная жестокость;

    •                    
     на желающую — замыкание на элементарных
    плотских нуждах.

    Этим самым достигается полная
    непригодность ребенка к продуктивному общению со взрослым, а, следовательно,
    ранимая индивидуальность ребенка оказывается защищена от «насильственного»
    общения, включения в совместную деятельность и т.д., то есть, от траты душевных
    сил не «на себя», как это видится ребенку («оставьте меня в покое!»)[34].

    Воцерковление трудных детей

    С особой остротой встает вопрос о
    путях воспитания и воцерковления «трудных детей». Затруднительные ситуации возникают
    здесь на каждом шагу. В детском доме при одной православной обители сталкивались,
    например, с такими случаями[35].

    Двенадцатилетний мальчик,
    прихватывает плохо лежащие вещи своих товарищей, а когда с ним начинают
    разговор, он искренне обижается, плачет от оскорбленности и решительно
    отпирается. Затем, успокоившись и доверительно поговорив со своим воспитателем,
    он признается и обещает исправиться. Шестилетний мальчик забывает о времени,
    когда его отпускают гулять. Отпросившись в туалет, отсутствовал около часа.
    Когда воспитатель спросил, где тот пропадал, того хватило признаться, что он «только
    одну льдинку пнул ногой по дороге назад». На просьбы не форсировать эту
    ситуацию воспитатель негодует: «А что, его по головке погладить? Сказать,
    молодец, так и дальше делай?»[36].

    На практике депривация проявляется как
    эмоциональная неуравновешенность, повышенная реактивность

    Здесь нужно понять, что ребенок в
    силу сложившихся отношений с авторитарным взрослым боится признаться и ему, и
    самому себе в своем непослушании. И он будет и дальше врать, подсознательно
    оправдывать себя, защищаясь от агрессии взрослого, пока не почувствует доверия,
    снимающего страх. В период становления индивидуальности ребёнок ещё не умеет
    осознать свои внутренние мотивы поведения то, что может быть отделено от него,
    воспринимая их как самое себя, как своё субъективное бытие. Поэтому
    принципиальное неприятие взрослыми проступков ребёнка будет восприниматься им
    как отвержение самого его права на существование. Он чувствует себя таким,
    какой он есть, и другим (таким, каким его хотят видеть взрослые) сразу стать не
    может. Это значило бы для него отказаться от своих жизненных впечатлений, от
    стихии душевных чувств и сил, которые его питают, то есть — от самого себя[37].

    Подобные явления в сглаженном виде
    всё более распространяются сейчас в детских интернатах и даже в относительно
    благополучных школах. Эти дети не так заметны, у них, возможно, не было
    трагических эпизодов, но что-то не сложилось в отношениях с родителями или
    родственниками, и они перестают учиться, компенсируют свою общественную
    реализацию вызывающим поведением, асоциальными установками. Они привычны для
    школы, их называют труднообучаемыми, трудновоспитуемыми, педагогически
    запущенными и т.д., а перегруженные учителя и классные руководители не могут,
    как правило, ничего изменить в их судьбе[38].

    Автор-составитель:

    иерей Владимир Щетинин

    Ключевые слова:
    детский дом, интернат, трудные дети, сироты, депривация, психология


    [1] Ефремов Евгений, свящ. Размышления над
    проблемой воспитания «трудных» детей // Российский круглый стол /Диакония /
    Работа с трудными детьми // URL:http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/problem-children/problem_children-2.html
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [2] Там же.

    [3] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на
    Святое Евангелие: Лк. 10:30 // URL:
    http://rusbible.ru/slavic/lk.10.30.html (дата обращения: 07.06.2018).

    [4] Ефремов Евгений, свящ. Размышления над
    проблемой воспитания «трудных» детей // Российский круглый стол /Диакония /
    Работа с трудными детьми // URL:http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/problem-children/problem_children-2.html
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [5] Там же.

    [6] Там же.

    [7] Там же.

    [8] Склярова Т. В. Развитие личности в
    условиях депривации // Образовательный портал «Слово»: Педагогика // URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43283.php
    (дата обращения: 01.06.2018); Склярова Т.
    В.
    Проблемы церковного попечения о детях-сиротах: Дети, оставшиеся без
    попечения родителей, — история и современное состояние//
    Круглый стол по религиозному образованию и диаконии // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm (дата обращения: 29.05.2018).

    [9]  Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология
    сиротства. — СПб., 2005. — 400 с.

    [10] Склярова Т. В. Развитие личности в
    условиях депривации // Образовательный портал «Слово»: Педагогика // URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43283.php
    (дата обращения: 01.06.2018); Склярова Т. В. Православное
    воспитание в  контексте  социализации — М.: ПСТГУ, 2006. — 152 с.

    [11] Там же.

    [12] Там же.

    [13] Склярова Т. В. Православное
    воспитание в  контексте  социализации — М.: ПСТГУ, 2006. — 152 с.

    [14] Залысина И. А., Симрнова Е. О. Некоторые
    особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи //
    Вопросы психологии. — 1985. — №4.

    [15] Склярова Т. В. Проблемы церковного
    попечения о детях-сиротах: Дети, оставшиеся без попечения родителей, — история
    и современное состояние// Круглый стол по религиозному образованию и
    диаконии // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm (дата обращения: 29.05.2018); Склярова Т. В. Православное воспитание в  контексте 
    социализации — М.: ПСТГУ, 2006. — 152 с.

    [16] Склярова Т. В. Развитие личности в
    условиях депривации // Образовательный портал «Слово»: Педагогика // URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43283.php
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [17] Там же.

    [18] Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология
    сиротства. — СПб., 2005. — 400 с.

    Также об этом писал автор курсовой работы
    «Православное воспитание детей-сирот: история и современность» // Федеральное
    агентство по образованию. ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
    университет». Институт фундаментального психолого-педагогического образования.
    Кафедра общей педагогики и истории образования. — Екатеринбург, 2009 // URL: https://works.doklad.ru/view/zlwCxIxRw1k/all.html
    (дата обращения: 07.06.2018).

    [19] Склярова Т. В. Проблемы церковного
    попечения о детях-сиротах: Дети, оставшиеся без попечения родителей, — история
    и современное состояние// Круглый стол по религиозному образованию и
    диаконии // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm (дата обращения: 29.05.2018).

    [20] Склярова Т. В. Развитие личности в
    условиях депривации // Образовательный портал «Слово»: Педагогика // URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43283.php
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [21] Там же

    [22] Склярова Т. В. Проблемы церковного
    попечения о детях-сиротах: Дети, оставшиеся без попечения родителей, — история
    и современное состояние// Круглый стол по религиозному образованию и
    диаконии // URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm (дата обращения: 29.05.2018); См. также: Зеньковский В., прот. Педагогика. — М.: Изд-во ПСТБИ., 1996.

    [23] Склярова Т. В. Развитие личности в
    условиях депривации // Образовательный портал «Слово»: Педагогика // URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43283.php
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [24] Там же.

    [25] Основы
    социальной концепции Русской Православной Церкви: Вопросы личной, семейной и
    общественной нравственности // URL:
    https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s10
    (дата обращения: 07.06.2018).

    [26] Ефремов Евгений, свящ. Размышления над
    проблемой воспитания «трудных» детей // Российский круглый стол /Диакония /
    Работа с трудными детьми // URL:http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/problem-children/problem_children-2.html
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [27] Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики.
    — М.: Академия, 1999.

    [28] Ефремов Евгений, свящ. Размышления над
    проблемой воспитания «трудных» детей // Российский круглый стол /Диакония /
    Работа с трудными детьми // URL:http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/problem-children/problem_children-2.html
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [29] Там же.

    [30] Там же.

    [31] Там же.

    [32] Там же.

    [33] Там же.

    [34] Там же.

    [35] См.
    также: Репортажи из православных детских домов. // Нескучный сад. — 2002. —
    №1(2).

    [36] Ефремов Евгений, свящ. Размышления над
    проблемой воспитания «трудных» детей // Российский круглый стол /Диакония /
    Работа с трудными детьми // URL:http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/problem-children/problem_children-2.html
    (дата обращения: 01.06.2018).

    [37] Там же.

    [38] Там же.

    Новости по теме


    Детский дом: история и современность сиротского житья

    Подборка интересных материалов по истории и современности опеки детей, оставшихся без родителей, в России. С древности до наших дней


    «Всем, что мы имеем, имели или будем иметь, мы обязаны Господу»
    Сергей Полич
    Главное требование, которому бесспорно должен соответствовать Предстоятель, — это живая христианская вера и искреннее желание быть с Богом… Таким запомнился нам Митрополит Киевский Владимир (Сабодан), со дня рождения которого сегодня исполняется 82 года.


    «Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом».
    Иерей Василий Родионов
    Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.

    «Особенности общения с детьми — сиротами  и    детьми, оставшимися без попечения родителей».

    Не для кого, не секрет, что дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достаточно сложная и специфическая группа. Практически с младенческого возраста они автоматически попадают в «группу риска».

    У ребёнка, воспитывающегося в семье, с раннего детства закладываются фундаментальные качества личности, формируются и психологическая устойчивость, и  основы представлений о нравственных ценностях, жизнеспособность и целеустремлённость. У ребёнка-сироты развитие происходит с задержкой  по всем основным направлениям (сенсорному, речевому, интеллектуальному, познавательному, аффективному и др.). Из-за чего ребёнку сироте труднее налаживать взаимоотношения с окружающим миром, а так как в ходе дальнейшего развития отставание только увеличивается, то впоследствии, у этих детей   возникает « комплекс  сироты» (чего не замечаем у детей,  воспитывающихся в семье).

    Воспитанники детских домов в основном относятся к «группе риска», но они отличаются по характеру проблем:

    1)дети-сироты, имеющие задержку умственного развития, плохо обучаемые, пассивно-ведомые.

    Для них характерны следующие признаки: низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие творческого потенциала; низкая обучаемость(так-как не сформированы учебные умения);личностная тревожность (по отношению к себе и  самопринятия ); познавательная не компетентность; эмоциональный дискомфорт; недоверие к людям; асоциальное поведение из-за несформированных  трудовых навыков и неумения преодолевать трудности; не достаточно сформированы нравственные знания, убеждения, поведение; отсутствие знаний о мире профессий, намерений связанных с выбором профессии, негативное отношение к профессиональному выбору, отсутствие профессиональных притязаний, незнание индивидуальных возможностей, отсутствие опыта в профессиональной деятельности; неумение ставить цели, проектировать и моделировать пути их достижения; отсутствие стремления к самореализации.

    2) дети-сироты, имеющие нарушения в личностном развитии, суженную временную перспективу будущего (живущие « сегодняшним днём»).

    Эта категория детей характеризуется неудовлетворённостью к жизни; высокой личностной тревожностью из-за отсутствия жизненных смыслов; низкой активностью в трудовой и общественно-полезной деятельности; отсутствием профессиональных целей и планов; негативностью к продолжению самообразования; низкой потребностью в профессиональном самоопределении; некомпетентностью в ситуации выбора; неготовностью к взрослению. У них не сформированы умения анализировать, ориентироваться, искать, проектировать.

    3)дети-сироты, характеризующиеся низкой социальной мотивацией, преобладанием асоциального или рискованно-защитного поведения.

    Для данной категории детей определяющими являются такие характеристики:  личностная тревожность (из-за низкой социальной мотивации); неумение устанавливать межличностные контакты в процессе учебной деятельности из-за чего низкие показатели в учёбе; неумение устанавливать контакты в широкой социальной среде и, как следствие, низкая познавательная компетентность; трудности в социальном взаимодействии (негативное отношение к окружающим людям); отрицательное отношение к профессиональной деятельности; негативность к продолжению образования, завышенный или заниженный уровень профессиональных притязаний; низкий уровень ответственности за своё профессиональное и жизненное самоопределение.

     При взаимодействии с детьми-сиротами стоит учитывать:

    -они менее эмоциональны по причине материнской депривации;

    — с осторожностью относятся к новым знакомым;

    — очень хорошо чувствуют всех людей;

    -нуждаются в тактильных контактах, похвале, одобрении (что стимулирует их мотивацию);

    -у них слабо выражена познавательная  потребность;

    — ближе к выпуску у детей повышается тревожность;

    -они ограничены в перемещении и кругу общения (социальная   депривация);

    -при выходе из конфликта ищут либо избегания, либо конфронтации;

    — им необходим значимый взрослый из- за чего повышается самооценка.

    Налаживая взаимоотношения важно выяснить  их интересы, проявлять поддержку, разделять интересы, избегать осуждения…

    Глупо. Очень глупо было полагать, что, взяв под шефство ребенка из интерната, можно решить хотя бы часть его проблем. Но это я понимаю сейчас, спустя 2 года, а когда человек, не обремененный ни знаниями в этой области, ни опытом, приходит на проект, он руководствуется абсолютно другими мыслями и, тем более, чувствами.

    На сегодняшний день на каждом углу все кому не лень кричат о проблеме сиротства и о том, что нужно помогать. А вот «КАК?» не говорит практически никто. Люди искренне хотят помочь и, приходя на подобный проект, действительно верят в реальную помощь. Главные аргументы «за» подобный вид общения: появление в жизни ребенка неравнодушного человека, наличие у ребенка необходимых вещей и т.д., если на них трезво посмотреть – не выдерживают никакой критики. Но на неопытный «шефский мозг» они имеют ощутимое влияние. Человек верит, что он делает добро.

    Мне, наверное, повезло, и наравне с тем, что я начала писать письма, я стала приезжать к ребенку. Первый визит состоялся через неделю после отправки «письма-знакомства», а на деле письмо пришло в первой половине дня, я приехала – во второй. Познакомились с ребенком, начали общаться. Первая мысль, которая не давала мне покоя еще долгое время: «А если бы ко мне в дом пришла незнакомая тётя/дядя и стали плясать вокруг меня, уверяя, что она/он мой друг?». Безумно неловкое чувство. Подобных чувств, что «где-то что-то не так» было впоследствии немало.

    Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать первую запись в «дневнике задним числом»:

    Первый месяц переписки
    Состояние: уверенность в том, что все хорошо, написание писем, ожидание письма; ощущения «что-то не так» списываются на стресс, сиюминутную слабость.
    Поведение ребенка: неуверенность, шаблонность в разговорах, ребенок вообще не понимает кто Вы такой.
    Письма: Первое – написано не им, второе – короткое, практически нечитаемое.

    Спустя время, ребенок начинает привыкать, завязываются относительно нормальные отношения. У меня сложилось так, что, спустя три месяца после нашего знакомства его забрали в семью. Представилась пара «мамой и папой». Ребенок их так и называл. А еще через три месяца его вернули. Все это время мы переписывались и созванивались. Когда я узнала, что он снова в интернате – приехала. Ребенок был подавлен, даже истеричен. А я снова зашла в тупик. Как ему помочь? Что я реально могу сделать, находясь за тридевять земель?

    Третий – шестой месяцы переписки
    Состояние: радость, что ребенок в семье, общение с приемными родителями.
    Поведение ребенка: взахлеб рассказывает по телефону о новой семье, собаке, дереве во дворе, учительнице и т.д.
    Письма: описание новой жизни, быта, рассказы про семью, говорит что понравилось, а что нет из посылок.

    Шестой – девятый месяцы переписки
    Состояние: ребенка вернули – «что делать?», чувство собственной бесполезности, желание помочь. Знакомлюсь с доступной информацией. Отчасти осознаю, что происходит в и интернате: структура, жизнь, быт.
    Поведение ребенка: истеричное, неадекватное, на контакт идет неохотно
    Письма: большие, содержательные, пишет о лагере, новых знакомых, девочках, мероприятиях.

    С позволения директора и органов опеки забрала ребенка на осенние каникулы. Это была его первая поездка ко мне. В целом, все прошло нормально. Днем ходили по музеям. («Развлекалово» старалась дозировать, интуитивно понимая, что что-то не так). Вечером читали книгу.
    Некоторую работу по дому выполнял охотно и с удовольствием: вынести мусор, порезать салат, помыть посуду. Даже обижался, когда что-то не давала делать, объясняя тем, что я сделаю это быстрее или он может пораниться. Через неделю вернулись обратно. Приезжала после этого я к нему примерно каждый месяц-два.

    Девятый – пятнадцатый месяцы переписки
    Состояние: полное осознание того, что через письма и посылки повлиять на ребенка невозможно. Слишком виртуально и нереально это все для ребенка.
    Поведение ребенка: общительный, охотно идет на контакт, истерик стало значительно меньше.
    Письма: содержательные, рассказывает о маме, младшем брате, переживаниях, хочет быть великим футболистом, задает вопросы.

    Забираю летом на месяц. Условие – будем подтягивать учебу.

    Шестнадцатый месяц переписки
    Состояние: немного паническое, полный ужас от уровня знаний, беспомощность, стараюсь что-то вложить, что-то дать.
    Поведение ребенка: делает все, но не для себя, а «потому что просят», в учебу не вникает, иногда закатывает истерики «мне это не надо».

    После «летних занятий» он поехал в лагерь. К школе, естественно, многое забыл. Однако, выученной таблицы умножения хватило, чтобы исправить математику с тройки на пятерку. Печально.

    Семнадцатый – двадцать первый месяцы переписки
    Состояние: все еще в шоке, присылаю задания, убеждаю, что надо учиться, осознаю безрезультатность своих действий.
    Поведение ребенка: делает задания, говорит, что понял, может даже где-то старается. Исправил оценку по математике.
    Письма: рассказывает про друзей, учебу, пишет стихи, которые ему нравятся, задает вопросы. Поссорился с девушкой – просил совета как быть.

    На Новый Год забрала его снова. Опять учимся. Очень сложно, со слезами на глазах, делаем задания, решаем задачки.

    Двадцать второй месяц переписки
    Состояние: полный тупик. Сделав акцент на учебу, забыла обо всем остальном.
    Поведение ребенка: все делает, но не потому, что интересно и не из-за внутренней мотивации, а потому что «так просят», иногда закатывает истерики на тему «зачем мне это все?!»,

    Сейчас это полный ужас и полный тупик. Я понимаю, что я не могу должный образом его заинтересовать учебой, объяснить, что знания важнее телефона или игрушки. Он все делает, но не потому, что хочет быть грамотным, а потому что я прошу. А из-за моих «надо учиться» он пугается и начинает отдаляться. Я остро осознаю потребность в профессиональной помощи, проверенных методиках работы с детьми, информации.

    Только спустя 2 года я пришла к тому, что в шефство должны идти подготовленные люди, с опытом, навыками и знаниями в этой области. А я сейчас наломала дров. И, дай Бог, удастся что-то исправить и не навредить еще больше.

    Наставник со стажем Р.

    Наставничество это крестный ход
    Если вы все-таки решили стать наставником и идете в некий проект поддержки сирот, то вас обязаны обучить, научить, подготовить к тому, что именно и как вы будете делать в рамках проекта. Это не только ваша личная безопасность, но и безопасность того, ради кого вы поднимаете свою Хоругвь. Почему Хоругвь? Да, поскольку настаничество более всего напоминает крестный ход, в котором кто-то несет ориентир, а кто-то по нему ориентируется.

    Поразмышляем. Вот некоторые мысли и наблюдения для тех, кто желает стать наставником для ребенка-сироты:

    1. Доброволец-наставник должен для начала понять — зачем он начинает помогать тому или иному ребенку-сироте (или ему должны подсказать его миссию).

    2. Будущий наставник должен по мере сил и возможности изучить СИСТЕМУ воспитания и образования детей-сирот (что, к примеру, «4» для ребенка-сироты, равна «2» относительно «4» ребенка из семьи, по умолчанию). Понять, почему сироты отвратительно учатся. Почитать литературу, которой нынче море.

    3. Будущий наставник просто обязан понять, с чего надо начать свое общение и какие границы расставить с ребенком из детского дома, что он может, чего нет, что может реально сделать, чего не сможет при любом раскладе. Уметь отвечать на иждивенческие провокации типа «Дай мне то, что тебе не жалко, ты же друг». (Кстати извечный вопрос о «ты» и «вы» тоже сразу должен быть решен, советую не спешить с выбором первого варианта)

    4. Будущий наставник должен знать все виды иерархии в детском доме, внутренние воспитательские и административные течения, как, впрочем, и детские. Найти контакт с теми, кто будет ему не мешать, а помогать.

    5. Будущий наставник должен подготовиться к возможному неадеквату со стороны ребенка-сироты, знать причины неожиданного гнева, ярости, обозления ( как способ решить быстро образовавшуюся проблему).

    6. Будущий наставник обязан составить перспективный план взаимодействия с ребенком (ступени, этапы, уровни), чтобы идти от самых малых до больших результатов. К примеру, не ставить перед собой задачу письмами и посылками подтянуть его учебу, а организовать его интенсивное обучение на каникулах, в гостевом режиме. Важнее ставить перед ребенком некоторые цели и задачи, которые бы давали ему навыки и знания необходимые в жизни.

    7. Будущему наставнику желательно вести дневник участия, чтобы через какое-то время оценить успешность или не успешность той или иной технологии (вида, способа) сотрудничества.

    8. Будущий наставник обязан знать ответы на самые провокационные вопросы со стороны ребенка (к примеру, на вопрос о родителях) и иметь четкую непоколебимую позицию по этому ВАЖНОМУ вопросу.

    9. Будущий наставник обязан уметь заранее проигрывать в голове разные «тонкие» ситуации, которые могут происходить в рамках взаимодействия с ребенком (к примеру: обнимать или не обнимать его, или целовать, в каком возрасте, без спроса или от личного желания и т.д.). Таких нюансов очень много.

    10. Будущий наставник не должен давать обещаний, даже краткосрочных, не говорить о планах, которые возможно будут не реализованы (чтобы не пробуждать у ребенка излишних эмоций и надежд).

    11. Будущий наставник просто обязан понимать свою роль в жизни ребенка и ее пределы (до конца учебы или уж до могилы).

    12. Будущий наставник, будучи женатым или замужним человеком, просто обязан приезжать в детский дом с обручальным кольцом. Это важно для сотрудниц детского дома, да и ребенку можно объяснить, что Вы человек с некоторыми обязательствами и перед другими людьми. К взаимодействию с ребенком желательно подключать своего супруга.

    13. Будущий наставник просто обязан обучатся и искать новые технологии в работе с ребенком сиротой, потому что с подрастанием сироты, начнут расти и его проблемы (жилье, работа, родители и т.д.).

    14. Если наставник верующий человек, то если есть такая возможность из просто наставника стать крестным для ребенка-сироты, чтобы вместе нести обоюдный крест проблем и будущих успехов — было бы лучшим вариантом. Крестный это другой НАСТАВНИК, Божий.

    15. Если будущий наставник не готов к тому, что придется жить в ином ритме и режиме, чувствует себя неуверенно, тогда лучше вообще не начинать то, что может навредить ему и его подопечному. А плюс может отразиться и на близких наставника.

    16.И еще, наставник обязан делиться своим опытом с другими, тогда больше шансов будет и у сирот обрести надежного помощника и наставников-коллег не наломать безнадежных дров.

    17. И помнить о своих близких и родных людях, не делая их сиротами без своего участия.

    18. Наверное, самое главное. В крестный путь наставничества не забудьте пригласить с собой опытного священника, который будет маяком и для вас, и для того, кого повели за собой…

    Пишите, если будут вопросы.

    Александр Гезалов

    Материалы сайта Социальный навигатор

    Содержание

    • Приемные дети в семье — особенности воспитания
    • Общение
    • Адаптация
    • Приемные дети – проблемные дети
    • Рекомендации приемным родителям
    • Пути решения социальных проблем приемных детей
    • Страх
    • Учеба
    • Деньги

    Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

    Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с характером и поступками нового члена семьи. Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами  и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

    Приемные дети в семье — особенности воспитания

    Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

    Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

    Общение

    Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

    После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.

    Адаптация

    Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он выражает недовольство, капризами старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

    Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и вашего терпения. Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды!

    Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы сохранить семью, запаситесь массой терпения и любви.

    Приемные дети – проблемные дети

    Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.

    Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.


    Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители запойные алкоголики, которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.

    Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.

    Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.

    Рекомендации приемным родителям

    В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

    Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
    Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.
    Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
    Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

    Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

    • Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
    • Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
    • Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
    • Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

    Пути решения социальных проблем приемных детей

    Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

    Страх

    Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет массу страхов. Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со страхами малыша с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

    Учеба

    Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

    Заинтересуйте ребенка в познании нового. Мотивируйте к учебе. Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.

    Деньги

    Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

    • Школьные завтраки;
    • Проезд до школы и обратно;
    • Расходы на кино и попкорн;
    • Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

    Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

    Пять лет назад Виктор Михалевич вышел за порог детского дома и понял, что попал в другой мир. Точнее, парень сам оказался в этом мире «другим»: не умел готовить еду, купить билет на электричку, распределить стипендию на месяц. И кто знает, какой бы сейчас была его история, не встреть он однажды друга, ставшего для него наставником. А позже и женой.


    С сестрой разлучили

    Родился Витя в Острошицком Городке в полной семье. Но каково это – жить с любящими родителями, так и не узнал. Еще дошкольником его забрали в интернат:

    – Отец попал в тюрьму, а мама выпивала, не следила за мной и старшей сестрой. Оставила нас на бабушку, но и она не справилась, обратилась в соответствующие службы. Помню, как однажды в дом пришли незнакомые люди в черных костюмах и спросили «Вы – Виктор?» Пообещали дать много конфет, посадили в машину и увезли. Тогда я ничего не понимал. Просто плакал.

    Брат с сестрой оказались в разных городах: Вика – в Березино, Витя – в Смиловичах:

    – Зачем нас разделили, непонятно. Ведь детям, которые остались без родителей, намного легче, когда они живут вместе. Но нам не повезло. Мобильных тогда не было, Вика изредка писала письма, иногда даже присылала в конверте пару тысяч рублей. Сейчас удивляюсь, где она их брала. А тогда этим вопросом не задавался, радостный бежал в магазин за сладостями.

    За 13 лет Виктор сменил три адреса. Смиловичи, Столбцы, Жодино… Когда один интернат закрывался – отправляли в другой. В классе 5-м мальчика взяла семья:

    – Супруги пришли в интернат, сказали, что хотят усыновить ребенка, и им предложили: посмотрите, кто вам больше нравится, кто самый хорошенький. Почему-то выбрали меня. Но, оказавшись в незнакомом доме, я не смог найти общий язык с остальными детьми. Конфликтовал, дрался, создавал неудобства. В общем, меня вернули обратно. Не осуждаю тех людей – я оказался далеко не подарком.


    Первую стипендию спустил за неделю

    Многие воспитанники летом ездили на оздоровление за границу. Виктор тоже несколько раз был в Германии, жил там в семье и даже танцевал в местной команде по брейк-дансу. Поскольку много общался с ровесниками, хорошо выучил немецкий язык и смог поступить в Минский государственный лингвистический университет. Хотя мечтал он о другом – стать пожарным:

    – Когда учился в школе, в Жодино проходили соревнования, и мне удалось стать лучшим в преодолении 100-метровой полосы препятствий. После этого ко мне подошел сотрудник МЧС: «Парень, приходи к нам в университет учиться на спасателя». Но воспитательница, которая стояла рядом, ответила за меня: «Витя хорошо знает немецкий, пойдет в иняз». Это большая проблема для детей-сирот: нас не учат принимать решения самостоятельно, нести ответственность за свой выбор. Много лет мы жили на всем готовом: нас одевали, обували, кормили. Но самостоятельности не научили.

    В полной мере Витя ощутил это, оказавшись за стенами интерната:

    – Первый год в вузе был самый трудный. Я был абсолютно неподготовлен к новой жизни. Например, совершенно не умел обращаться с деньгами. Первую стипендию и пособие, которое мне дали, за неделю спустил на сникерсы и колу. Потом до конца месяца питался одним хлебом. Я не знал, какие продукты нужно покупать, как сделать обед. Захожу как-то на общую кухню, спрашиваю у девчонок, что можно приготовить на скорую руку. Они улыбаются: «Купи в магазине пельмени и свари». А я даже не понимаю, как их варить! Но самое главное, что я не умел общаться с людьми, строить отношения. Был груб, прямолинеен, замкнут. Никому не признавался, что жил в интернате, не умел просить о помощи. Виноват сам.

    Виктор и Оксана поженились полтора года назад

    Когда встречаешь своего человека

    На втором курсе Виктор подружился с однокурсницей Оксаной, которая стала не просто другом, но и наставником:

    – Мы встречались перед парами, на переменах, после занятий, подолгу разговаривали на любые темы. Оксана – первый человек, который помог мне разобраться в себе, который слушал, слышал, понимал, не осуждал, помог поверить, что у меня есть хорошие качества. Она учила меня готовить, ходить в магазин, покупать одежду, элементарным бытовым навыкам. Оксана научила меня любить, чего раньше я тоже не умел. В какое-то время показалось, что я научился всему, смогу справляться в одиночку. И перестал с ней общаться. Но быстро понял, что совершил ошибку, и счастлив, что Оксана меня простила. И даже согласилась выйти за меня замуж. Сейчас я счастлив. Хочу создать крепкую семью, быть замечательным мужем, отцом.

    Виктор ушел из иняза после третьего курса, написал заявление на «академку», но не уверен, что вернется к учебе:

    – Убедился, что это не мое. Мне больше по душе делать что-то руками. Занимаюсь строительными работами: с товарищами строим бани, беседки, кладем плитку, пол. Оксана перевелась на заочное отделение, работает в банке. Недавно построили квартиру в Заславле: как сироте мне дали льготный кредит, родители жены помогли расплатиться за лишние метры.

    Когда появляется свободное время, Виктор ездит за 300 километров от Минска в Бытеньский интернат. Он – волонтер социального проекта «Нити дружбы», который помогает сиротам найти друзей:

    – Подростки в детдомах очень нуждаются в наставнике, который поддержит, поможет не потеряться в жизни, станет примером. Увы, многие мои одноклассники после интерната повторили судьбу своих родителей: кто-то начал пить, принимать наркотики, двое погибли под поездом, некоторые собственных детей уже отдали в приют. Я служу там, где когда-то осталась моя боль, потому что не хочу, чтобы другие дети, переступив порог в новую жизнь, однажды сбились с пути.

    В ТЕМУ

    Фото: Виталий Гиль

    Есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги. Они простые, как воздух и вода, и такие же необходимые каждому из нас. Дружба, общение, понимание… Стать волонтером благотворительного проекта «Нити дружбы» может любой взрослый, у которого есть желание быть другом для воспитанников и выпускников детских интернатов. Для этого надо написать в группу команды в соцсетях или связаться с координаторами по телефону (подробная информация – на сайте www.kidsmentor.org). Заполнить анкету, чтобы психолог смог подобрать пару, пройти обучение несложно. Самое важное – найти время, чтобы хоть раз в неделю встречаться с подопечным.

    Полгода назад благодаря этой программе выпускница минского интерната № 5 Вероника обрела наставника, а известная белорусская пианистка Марина Ромейко – друга:

    – Я выросла в полной семье, у меня прекрасные родители. Может быть, поэтому всегда задумывалась о судьбах детей, которые остались без поддержки самых близких. С Вероникой познакомились в октябре, и с первой встречи нашли общий язык, интересы, увлечения. Мы можем говорить на любые темы, и я рада, что могу помочь советом, поучаствовать в жизни подростка.

    Фото из личного архива героев

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти винтовку dying light
  • Как найти общее слагаемое
  • Как найти свой пцр тест на госуслугах
  • Пересолила скумбрию как исправить положение
  • Как найти удельное сопротивление линии