Как найти общий язык с трехлетним ребенком

Как найти общий язык с неуправляемой трехлеткой: пять советов от Людмилы Петрановской

В три года ласковый и такой любимый ребеночек буквально на глазах превращается в кричащего монстра, и те методы воспитания, которые действовали раньше, перестают работать. Что делать с малышом? Ответы есть у гуру детской психологии.

 22 644 29

Хочется забраться под кровать, запереться в ванной, убежать на улицу — спастись от маленького монстра, который устроил мне очередную истерику на пустом месте: ему дали очищенный банан, а он хотел в шкурке! (первый не нажал на кнопку лифта, выключили мультфильм — это все варианты причин наступившей катастрофы). В ванной, признаюсь, я закрывалась не раз, когда понимала, что сейчас не смогу контролировать свой гнев. В этот раз набираю побольше воздуха в легкие, выдыхаю, предлагаю пойти в магазин за новым бананом. Не работает. Жду еще полчаса, пока буря стихнет. Ох, воспитание — то еще испытание.

Меня бы трехлетнюю лет 30 назад за такое поведение, скорее всего, отшлепали бы и поставили в угол. Возможно, этот грубый способ сработает — напуганный ребенок притихнет, только и отношения привязанности могут дать трещину, особенно если такие воспитательные меры становятся в семье нормой.

Но сегодня у родителей, к счастью, есть подсказки, как вести себя в подобных и других случаях. Одна из них — книга гуру детской психологии Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Людмила Петрановская — известный психолог-педагог, лауреат премии президента России, автор множества книг, которые стали бестселлерами среди научно-популярной литературы по воспитанию детей и настольными пособиями для многих родителей.

В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» кризису трех лет посвящена отдельная глава. Это, действительно, один из самых непростых периодов в жизни ребенка и родителей. Наш колумнист Анастасия Юрьева перечитала советы Людмилы Петрановской и делится с читателями  Woman.ru.

1. Станьте ребенку тренером, спарринг-партнером

Не хочу! Не буду! Мама, ты дура! Уходи! Скорее всего, вы и сами не заметили, как ваш сладкий малыш превратился в маленького деспота, и теперь вся семья живет как на вулкане. Хорошо еще, если извержение Везувия начнется дома, а если в торговом центре, на детской площадке? Вокруг толпа людей, а он лежит и орет, стучит ногами, бьется головой об асфальт, кидается на маму с кулаками. Я не преувеличиваю нисколько. Подобное случается в возрасте трех лет (у кого-то раньше, у кого-то позже), и совсем нередко.

Людмила Петрановская отмечает, что, прежде всего, важно помнить: ребенок 2-3 лет ничего не делает назло, он просто еще не способен на это. У малыша еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за взгляд на ситуацию со стороны другого человека, он не способен прогнозировать реакции и действия другого на свои поступки. Эта способность появится только к 6-7 годам. «То есть, как бы ужасно не вел себя ваш трехлетка, он никогда не делает это против нас, он с нами не воюет», — пишет Петрановская.

Но именно в этом возрасте малыш хочет быть самостоятельным, делать все сам, ведь он уже такой «взрослый», столько всего умеет, например, достать с высокой полки конфету, которая раньше была недосягаема. Но мама почему-то запрещает ее есть!? А еще совать пальцы в розетку, мешать суп на плите, бежать через дорогу на детскую площадку и много чего еще. И происходят конфликты: ребенок что-то очень сильно хочет, уверен, что может сделать что-то сам, а родители в силу разных объективных причин запрещают ему это. «Кризис негативизма — это не просто испытание для родительских нервов, данное нам за неизвестно какие грехи, — пишет Людмила Петрановская. — Это время, когда ваш ребенок учится настаивать на своем, конфликтовать. И вы, как опытный тренер, можете помочь ему освоить разные стратегии поведения в конфликте. Вы не боретесь с ним, вы не противник, вы — тренер, спарринг-партнер».

Задача родителя на этом этапе дать ребенку опыт разных типов ответных реакций: когда-то уступить, когда-то стоять на своем, в одном случае перевести конфликт в игру, в другом — договориться. Чтобы потом у него в запасе была целая колода разных стратегий поведения в конфликте.

2. «Стать» большой доброй собакой

Кризис негативизма — первое серьезное испытание для привязанности. И здесь родителю очень важно остаться сильным, доминирующим, но заботливым взрослым, готовым защищать. «Довольно легко не сердится на беспомощного младенца. А вот этот своевольный, вопящий, брыкающийся? Получится ли не перейти к насилию, но и не спасовать?» — задает вопрос психолог.

И то, и другое одинаково плохо: и инфантильные родители, которые боятся истерик и протестов ребенка и всегда идут на поводу, и суровые мама и папа, которые ребенка обижают. А ведь уступить можно, как с позиции сильного, например, объяснив, почему вы не одобряете поход на улицу в новом платье, так и с позиции слабого — «Да отстань, отвяжись, делай, что хочешь!» Чувствуете разницу?

Людмила Петрановская приводит в пример отношение собаки к своим щенкам. «Видели ли вы когда-нибудь такую сцену? Лето, двор. Посреди него лежит большая старая собака. И вокруг носится щенок. Он бегает, он весь полон сил, ему хочется общаться, он ее то за ухо куснет, то на нее залезет, то гавкнет у нее над ухом, так, что она вздрогнет. И, конечно же, он ей мешает, конечно же, она предпочла бы, чтобы он этого всего не делал. Но разве можно себе представить, что она раздражается? Она не раздражается, она слишком большая. Она смотрит на это с совершенно другого масштаба: ну, вот он такой, он щенок, что с него взять».

Если вас охватывает отчаяние и раздражение на ребенка, вы готовы сорваться, вспомните этот пример, станьте большой доброй собакой и взгляните на ситуацию с другого масштаба, с позиции по-настоящему взрослого человека. Конечно, это получается не всегда, порой жизненные обстоятельства оказываются сильнее (болезни, ссоры с близкими) и ребенок, как иногда говорят, попадает под горячую руку.

«Важно, можем ли мы вовремя понять, что вылетели из взрослой роли и поскорее в нее вернуться», — отмечает Людмила Петрановская.

3. Дайте понять, что ваша привязанность сильнее любого конфликта

Противостояние между родителями и трехлеткой неизбежны: ребенок еще больше отделяется от них, исследует дальше мир, проявляет свою волю, которая часто противопоставляется воле взрослых.

 Людмила Петрановская отмечает, что родителю важно в любом конфликте оставаться заботливым взрослым, дать понять ребенку, что, несмотря на ссору, даже самую горячую, с привязанностью все в порядке. Обнимите, вытрите слезы, вместе соберите разбросанное.

 «Такой опыт выхода из ссоры дает ребенку важнейшее знание: привязанность перекрывает конфликт, она сильнее, ссоре ее не разорвать, — пишет психолог. — Важнейший посыл на всю жизнь, основа всех будущих прочных отношений: можно быть разными, можно сердиться, но все равно любить». А если и случилось, что натворил что-то плохое, можно попросить прощения и помириться.

А вот если родители после ссоры превращаются в суровых и холодных людей, игнорируют ребенка, обижаются, то малыш воспринимает происходящее, как угрозу привязанности, которую снова нужно завоевывать. Возникает так называемая «перевернутая привязанность» — отношения, когда ребенка вытолкнули в доминантную роль и он сам того не желая стал главным. Психолог отмечает, что иметь дело с таким ребенком очень сложно: ему слово — а он в ответ десять, на просьбы не реагирует, грубит, угрожает.

«Перевернутая привязанность — малоприятное явление, причем не только для взрослых, но и для самого ребенка, — пишет Людмила Петрановская. — Он будет качать права, бунтовать, строить взрослых — и чувствовать себя глубоко несчастным, потому что за доминантную роль заплатит чувством защищенности, своим детством».

4. Сначала — обнять и пожалеть, потом — разбор полетов

Вы и по себе знаете: когда вас накрывает волной стресса, трудно думать, принимать какие-то решения, все валится из рук — мозг объявил военное положение. Вот и с ребенком бесполезно разговаривать, читать нравоучения и учить уму-разуму, когда уже кипят страсти. Конфликт со взрослым сам по себе большой стресс, угроза привязанности, а если еще родители кричат, ругаются, а то могут и руку поднять — это настоящая катастрофа. 

«Если мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, нам важно, прежде всего, успокоить его лимбическую систему (отвечает за эмоции, поведение, бессознательные реакции),  — объясняет Людмила Петрановская. — Вывести его из стресса, дать понять, что мы по-прежнему его родители, по-прежнему готовы защищать и заботиться. Обнять, утешить, проговорить его чувства, чтобы он понял, что вы с ним на связи, понимаете и чувствуете его».

Чтобы погасить назревающий конфликт, можно попытаться ребенка отвлечь, предложить поиграть во что-то, а если скандал все же разгорелся, нужно ждать пока страсти улягутся. И только когда буря стихла, доверие восстановлено, можно обсуждать поведение, говорить про правила, про «плохо» и «хорошо».

5. Просите у ребенка прощение

Казалось бы, это так просто — извиниться перед малышом за свою несдержанность, крики, шлепок. Но, кажется, взрослые делают это нечасто. Зато извинений от ребенка за его проступки требуют почти всегда.

«Хотите, чтобы он умел просить прощения? Попросите сами, покажите пример выхода из ссоры и признания ошибок, — советует Людмила Петрановская. — Если с привязанностью все будет в порядке,  —  у него включится подражание, и он тоже научится, сам, без нравоучений».

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.

Как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет

Светлана Смирнова

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Как проявляется кризис 3 лет

Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
  2. Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
  3. Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.

Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.

Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.

И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

Алгоритм такой:

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.


Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.

Читайте также 👪👪👪

  • 7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка
  • Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
  • ТЕСТ: Что ваши дети думают о вас на самом деле?
  • Почему послушный ребёнок — это плохо
  • У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети

К трем годам маленький человек часто проявляет непослушание: не выполняет просьбы, кричит, устраивает истерики. Родители разводят руками в недоумении, не зная, как поступить в этой ситуации: броситься успокаивать малыша, ругать, наказывать, игнорировать подобное поведение. Трехлетний ребенок нуждается в родительском внимании,  и от того, как поведут себя вести мама с папой, зависят не только отношения в семье, но и каким вырастет их малыш.  

Дети играют в детском саду

Кризис трех лет 

Плохое поведение в трехлетнем возрасте – это не всегда показатель скверного характера или перепадов настроения. Чтобы правильно воспитать кроху, родители должны сначала разобраться, по каким причинам он так себя ведет. Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, капризничают и устраивают истерики одинаково.  

Для начала нужно разобраться в таком психологическом термине, как фрустрация. Это состояние взрослого или ребенка, когда желания и потребности невозможно удовлетворить полностью. Малыш взрослеет, когда начинает осознавать, что не все его желания выполняются. Чуткий, понимающий родитель сразу сможет понять, когда истерика ребенка связана с тем, что его «хочу» не исполняется. Но ведь капризничать кроха может и по другим причинам: физическое недомогание, ссоры в детском саду, недопонимание со стороны воспитателя, и т. д.  

Девочка играет возле песочницы

Интересно: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров

Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведет 

Причин плохого поведения может быть много. Детские психологи выделяют основные причины, на которые следует обратить внимание. 

  1. Ребенок привлекает внимание взрослых. Когда родители постоянно заняты и не могут уделить время малышу, он любыми способами хочет привлечь к себе внимание. Поскольку трехлетка еще не умеет строить конструктивный диалог, он начинает плохо себя вести, капризничать, плакать. Пускай мама и папа поругают, зато бросят свои дела и займутся мной. 
  2. Кроха самоутверждается. Примерно с двух лет малыш начинает проявлять самостоятельность. Наверняка мамы и папы помнят бесконечное повторение: «Я сама», «Я сам». Родители считают трехлетнего ребенка маленьким и стараются всячески его опекать. А трехлетка противится родительскому контролю, в том числе, с помощью непослушания. 
  3. Ребенок мстит родителям. Капризы, истерики, крики могут быть местью за обиду, которую нанесли мама или папа. Родители могут даже не догадываться, что задели крошку. Например, мама заставила доедать невкусную кашу, а папа забрал планшет и запретил смотреть мультики. 
  4. Заниженная самооценка. Если малыш в чем-то разочаровался, потерял веру в себя, он может вести себя агрессивно и неадекватно. 

Девочка сидит на полу и плачет

К чему приводят родительские запреты 

Когда взрослые что-то запрещают ребенку, они как бы очерчивают границу для защиты малыша. Родительские запреты выполняют определенную воспитательную функцию. Кроха учится контролировать свои эмоции, понимать, когда нужно прекратить капризничать. Безусловно, дети не любят, когда им что-то запрещают, поэтому могут реагировать со злобой, скандалами, слезами. Но родительские запреты необходимы для того, чтобы правильно воспитать малыша. С очерченными границами кроха научится быть дисциплинированным и почувствует, что родители действительно заботятся о нем. 

В наше время часто встречаются случаи, когда взрослые позволяют детям практически все. Это связано, в первую очередь, с тем, что в детстве родителям многое запрещали. Ребенок растет и начинает осознавать, что с помощью манипуляции можно получить все, что захочет. Как правило, человек, которому многое разрешали в детстве, вырастает инфантильным, не способным принимать самостоятельные решения, капризным.  

Девочка измазала руки в краске

Другой крайностью является большое количество запретов со стороны взрослых. В этом случае человек вырастет несамостоятельным, робким, и всю жизнь будет искать одобрение мамы и папы.  

Чтобы избежать ошибок в воспитании, взрослым нужно понимать, что запреты должны иметь веское обоснование. Малышу надо объяснять, почему ему что-то запрещают, и какие последствия можно ожидать, если он не послушается. Родительские запреты можно условно разделить на две основные категории. 

  1. Осознанные запреты. Мама или папа, запрещая что-то ребенку, тем самым защищают его от негативных последствий. Например, нельзя ходить зимой на улицу без шапки, иначе можно простудиться. Сюда же входят запреты, которые формируют дисциплину и послушание.  
  2. Неосознанные запреты. Причиной неосознанных запретов могут стать личные переживания взрослого: «Мы не поедем в парк развлечений, потому что ты не послушал меня и не выполнил то, о чем я тебя просила». Также родители могут запрещать детям что-то из-за собственной зависти. Если у них в детстве не хватало игрушек и сладостей, они неосознанно будут проецировать свои детские обиды на собственных малышей. Также основой для неосознанных запретов может служить повышенная тревога за детей. Например, кроха хочет завести щенка. Ничего плохого в его желании нет. Наоборот, четвероногий друг подарит малышу много радости, научит заботиться и любить. Но мама отказывает сыну или дочери, потому что боится, что собака может обидеть ребенка, из-за нее у крохи появится аллергическая реакция, и т. д. 

Если родители что-то запрещают трех-четырехлетке, это не нужно делать с осуждением. Запреты не должны вызывать у малыша чувство вины и стыда. В воспитательных целях не стоит запрещать ребенку играть в любимые игрушки или смотреть мультфильмы. Запрещая что-то, обязательно объясняйте, почему вы так поступаете. Только с помощью диалога можно достигнуть желаемых результатов.

Девочка кудрявая в красной кофте

Читайте также: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров

Поведение детей разного темперамента 

Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми. 

Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.

ДЕвочка в розовой одежде делает гимнастику

Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь. 

К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.  

Существует четыре типа темперамента: 

  • меланхолики; 
  • сангвиники; 
  • холерики; 
  • флегматики. 

Дети смотрят в книгу

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят. 

Меланхолики 

Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей. 

Мальчик в синей кофте кривляется

Сангвиники 

Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.  

Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так. 

Дети рисуют

Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов

Холерики 

Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей: 

  • агрессивное отношение; 
  • гиперопека. 

Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты. 

Девочка рисует карандашами

Флегматики 

Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным. 

Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи. 

Оставить комментарий

Кризис трех лет: как договориться с ребенком. Советы психолога

Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» — кричит папе, и

31af0faa5ab9c85bcae77fcf0dbdb803.jpg

Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» — кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» — в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» — ворчат соседские бабушки и прохожие.


«Ничего подобного, все в полной норме!» — утверждает детский психолог, педагог Монтессори-центра «Вершина» Владивостока Ирэна Пахомова. Просто у ребенка — кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

— Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста, — говорит Ирэна Пахомова. — Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Итак, малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика — с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет. Став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

— Машенька, пойдем гулять?

— Не-ет! Не пойдем!

— Ну хорошо, тогда дома поиграем!

— Не-ет! Не хочу дома!

— Пойдем тогда в гости сходим.

— Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

— Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

— Купи машинку!

— Она тебе нужна?

— Да-а-а!

Через минуту интерес к машинке иссяк и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи — истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

— Подними! — командует маме.

— Нет уж, сам подними.

— Не могу-у! Ты подними! — и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

7. Деспотизм и ревность.

— Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть — истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?

— Кризис третьего года жизни — это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет, — объясняет Ирэна Пахомова. — Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем — что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, но буря настигает его изнутри — вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса — истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей — вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

~~Кстати
Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период — тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…~~

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует — все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок — не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится! Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора — такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает — пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?) Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку — ситуация под контролем и без конфликта. Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам — значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра — на людях. Что делать тогда?

~~Кстати
Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис — это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка.~~

На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность — как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу — и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями. Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли — пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь — придется просто подождать, когда буря минует. Создать приятные перспективы — иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры — будем рисовать». Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.Ситуация из жизни

Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Ярослав спохватывается:

— Не хочу разрезанное, хочу целое!

Мама:

— Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.

— Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! — и истерика.

Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже — в порыве гнева шлепнуть — тем самым дать официальный повод плакать.

Правильная реакция: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и как ни в чем не бывало ест. Тут малыш невольно задумается — может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное — придется его мышке отдать!» — и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись — тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?

В любом случае поведение взрослого — модель для действий ребенка: будете вести себя агрессивно — сын или дочь в точности «считают» все до мелочей, в будущем переняв агрессию в любых конфликтных ситуациях; отреагируете спокойно — тому же научите отпрыска.

Можно попробовать провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы яблоко было целое?» Или: «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?» Не исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к умению договариваться.

Автор:
Марина Ивлева Сергеевна

Этот период можно назвать возрастом непослушания. К трем годам появляется местоимение “я”. У ребенка появляется первичная самооценка. Произнося  “Я сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его. Отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки. Негативизм,  упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, протест-бунт- вот термины в которых можно описать поведение 3х летнего ребенка. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. В этот период создается впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде- как буд-то регрессирует на более раннюю стадию развития. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки — это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка. 

Что делать? Большинство негативных проявлений кризиса трех лет — это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего карапуза в «свободный полет» было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам — справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет. 
 Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются. 
 Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство — это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь. 
 Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» — истериках, слезах, капризах. К трем годам вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно успокоить малыша. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если … он срабатывает. Но иногда стоит и успокоить ребенка, посадив на колени и обняв.

Удачи вам Эльмира и мудрости  в воспитании вашей дочери.

С уважением, Оксана М.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти разнорабочего на фирму
  • Как найти бтр в игре
  • Как найти коды вектора
  • Как составить электронную схему атома железа
  • Как найти вакако в киберпанк