Как найти общую часть отрезка

Когда существуют условия деления отрезка в определенном отношении, необходимо уметь определять координаты точки, служащей разделителем. Выведем формулу для нахождения этих координат, поставив задачу на плоскости.

Исходные данные: задана прямоугольная система координат Oxy и две лежащие на ней, несовпадающие точки с заданными координатами A(xA,yA) и B(xB,yB) . А также задана точка С, делящая отрезок АВ в отношении λ (некоторое положительное действительное число). Необходимо определить координаты точки С: xC и yC .

Деление отрезка в заданном соотношении: координаты точки, делящей отрезок в заданном отношении, a-b точка

Формулы деления отрезка в данном отношении, середина отрезка

Определение координат точки, делящей отрезок в заданном отношении, на плоскости

Перед тем, как приступить к решению поставленной задачи, немного раскроем смысл заданного условия: «точка С, делящая отрезок АВ в отношении λ». Во-первых, это выражение свидетельствует о том, что точка С лежит на отрезке АВ (т.е. между точками А и В). Во-вторых, понятно, что согласно заданному условию отношение длин отрезков АС и СВ равно λ. Т.е. верно равенство:

ACCB=λ .

В этом случае точка А – начало отрезка, точка В – конец отрезка. Если бы было задано, что точка С делит в заданном отношении отрезок ВА, тогда верным было бы равенство: .

Ну и совсем очевидный факт, что если λ = 1, то точка С является серединой отрезка АВ.

Решим поставленную задачу при помощи векторов. Отобразим произвольно в некой прямоугольной системе координат точки А, В и точку С на отрезке АВ. Построим радиус-векторы указанных точек, а также векторы AC→ и CB→ . Согласно условиям задачи, точка С делит отрезок АВ в отношении λ.

  • Координаты радиус-вектора точки равны координатам точки, тогда верны равенства: OA→=(xA, yA) и OB→= (xB , yB) .
  • Определим координаты вектора : они будут равны координатам точки С, которые и требуется найти по условию задачи.
  • Используя операцию сложения векторов, запишем равенства: OC→=OA→+AC→    OB→=OC→+CB→⇔CB→=OB→-OC→

По условию задачи точка С делит отрезок АВ в отношении λ, т.е. верно равенство AC=λ·CB .

Векторы AC→ и CB→ лежат на одной прямой и являются сонаправленными. λ > 0 по условию задачи, тогда, согласно операции умножения вектора на число, получим: AC →=λ·CB→ .

  1. Преобразуем выражение, подставив в него : CB→=OB→-OC→ .
  2. AC→=λ·(OB→-OC→) .
  3. Равенство OC→=OA→+AC→ перепишем как OC→=OA→+λ·(OB→-OC→) .
  4. Используя свойства операций над векторами, из последнего равенства следует: OC→=11+λ·(OA→+λ·OB→) .
  5. Теперь нам остается непосредственно вычислить координаты вектора OC→=11+λ·OA→+λ·OB→ .
  6. Выполним необходимые действия над векторами OA→ и OB→ .
  7. OA →=(xA , yA) и OB→ = (xB , yB) , тогда OA→+λ·OB→ = (xA+λ·xB, yA+λ·yB) .
  8. Таким образом, OC→=11+λ·(OA→+λ·OB→) = (xA+λ·xB1+λ , yA+λ·yB1+λ) .
  9. Резюмируя: координаты точки С, делящей отрезок АВ в заданном отношении λ определяются по формулам : xC = xA+λ·xB1+λ и  yC=уA+λ·yB1+λ .

Определение координат точки, делящей отрезок в заданном отношении, в пространстве

Исходные данные: прямоугольная система координат Oxyz, точки с заданными координатами A (xA , yA , zA) и B (xB , yB , zB) .

Точка С делит отрезок АВ в отношении λ. Необходимо определить координаты точки С.

  • Используем ту же схему рассуждений, что и в случае выше на плоскости, придем к равенству:
  • OC →=11+λ·(OA→+λ·OB→)

Опиши задание

  1. Векторы и являются радиус-векторами точек А и В, а значит:
  2. OA→= (xA , yA , zA) и OB→=(xB , yB , zB), следовательно
  3. OC→=11+λ·(OA→+λ·OB→) = (xA +λ·xB1+λ , yA +λ ·yB1+λ , zA + λ·zB1+λ)
  4. Таким образом, точка С, делящая отрезок АВ в пространстве в заданном отношении λ, имеет координаты: (xA+λ·xB1+λ , yA+λ·yB1+λ , zA + λ·zB1+λ)
  5. Рассмотрим теорию на конкретных примерах.

Пример 1

Исходные данные: точка С делит отрезок АВ в отношении пять к трем. Координаты точек А и В заданы A (11, 1, 0) , B(-9, 2, -4).

  • Решение
  • По условию задачи λ = 53 . Применим полученные выше формулы и получим:
  • xA+λ·xB1+λ=11+53·(-9)1+53=-32
  • yA+λ·yB1+λ= 1+53·21+53=138
  • zA+λ·zB1+λ=0+53·(-4)1+53= -52
  • Ответ: C (-32 , 138 ,- 52)

Пример 2

  1. Исходные данные: необходимо определить координаты центра тяжести треугольника АВС.
  2. Заданы координаты его вершин: A(2, 3, 1),  B(4, 1, -2),  C(-5, -4,  8)
  3. Решение

Известно, что центром тяжести любого треугольника является точка пересечения его медиан (пусть это будет точка М). Каждая из медиан делится точкой М в отношении 2 к 1, считая от вершины. Исходя из этого, найдем ответ на поставленный вопрос.

Допустим, что АD – медиана треугольника АВС. Точка М – точка пересечения медиан, имеет координаты M (xM , yM , zM ) и является центром тяжести треугольника. М, как точка пересечения медиан, делит отрезок АD в отношении 2 к 1, т.е. λ = 2.

Найдем координаты точки D. Так как AD – медиана, то точка D – середина отрезка ВС. Тогда, используя формулу нахождения координат середины отрезка, получим:

  • xD=xB+xC2=4+(-5)2 =- 12yD=yB+yC2=1+(-4)2= -32zD=zB+zC2=-2+82=3
  • Вычислим координаты точки М:
  • xM=xA+λ·xD1+λ=2+2·(-12)1+2=13
  • yM=yA+λ·yD1+λ = 3+2·(-32)1+2=0
  • zM=zA+λ·zD1+λ=1+2·31+2=73
  • Ответ: (13, 0 , 73)

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Давно о геометрии не говорили, а о теореме ФАлеса (или ФалЕса?) вообще мало говорят. Хотя она весьма полезна. Начнем с формулировки, которая весьма не вразумительна, чем и объясняется не популярность данной теоремы.

Мутно, долго, не понятно. Мне больше нравится другая формулировка. Тоже не понятно, но элегантно и коротко. Задачи, которые решаются с помощью данной теоремы, довольно специфичны. Но есть одна задача на построение, которую можно встретить в реальной жизни. Это задача о делении отрезка в заданном отношении.

Суть вопроса: Дан отрезок. Его нужно поделить на два куска, чтобы их длины относились, как 2 : 5. Кусков может быть сколько угодно и отношение, может быть каким угодно. Алгебраически задача решается крайне легко: находим общее количество частей (2 + 5 = 7), делим длину отрезка на общее количество частей, находим длину каждого куска.

Но алгебраическое решение не всегда прокатывает. Например, мы не можем найти длину отрезка, или при делении получаются не целые числа. Тогда можно воспользоваться геометрическим способом. Во-первых, проводим луч из конца отрезка. Любой, в любую сторону.

Дальше, на этом луче от точки А откладываем 7 (общее количество частей) равных отрезков. Последнюю получившуюся точку — J соединяем с точкой В, а затем через каждую точку луча проводим прямую параллельную JB.

Таким образом, мы разделили отрезок АВ на 7 равных частей (по теореме Фалеса). Отсчитываем две части и ставим точку. Получаем: AK : KB = 2 : 5.

Вот таким простым образом, вы можете поделить свою комнату с соседом в любом отношении. Если вам кажется, что построение такого количества параллельных прямых дело сложное, то подумайте о перпендикулярах.

6 / 4 / 2

Регистрация: 19.10.2018

Сообщений: 101

1

Найти длину общей части всех этих отрезков

09.11.2018, 16:56. Показов 5557. Ответов 5


Студворк — интернет-сервис помощи студентам

Даны N отрезков прямой. Найти длину общей части всех этих отрезков. Вводится сначала число N (1<=N<=100). Далее вводится N пар чисел, задающих координаты левого и правого концов каждого отрезка. Левый конец отрезка всегда имеет координату строго меньшую, чем правый. Выведите длину общей части этих отрезов. Если у всех этих отрезков общей части нет, выведите 0.



0



Programming

Эксперт

94731 / 64177 / 26122

Регистрация: 12.04.2006

Сообщений: 116,782

09.11.2018, 16:56

Ответы с готовыми решениями:

Даны три отрезка координатами своих вершин. Определить общую длину этих отрезков
Даны три отрезка координатами своих вершин. Определить общую длину этих отрезков, используя…

Ввести количество отрезков и их длины; найти, сколько треугольников можно составить из этих отрезков
надо написать такую программу: пользователь вводит количество отрезков и их длины, и надо найти…

Даны длины отрезков. Подсчитать, сколько можно построить треугольников из этих отрезков, и напечатать площади этих треугольников
Даны длины отрезков a,b,c,d. Подсчитать, сколько можно построить треугольников из этих отрезков, и…

На числовой прямой покрасили n отрезков. Найти длину окрашенной части числовой прямой
На числовой прямой покрасили n отрезков. Известны координаты левого и
правого концов каждого…

5

SashaRasha

193 / 45 / 8

Регистрация: 08.10.2008

Сообщений: 410

09.11.2018, 20:23

2

Лучший ответ Сообщение было отмечено rina_shym как решение

Решение

В общем, накостылял. В роде работает, но может кто-нибудь что-то покороче сделает

Python
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
print('Введите кол-во отрезков:')
N=int(input())
S=[]
L=[]
for i in range(N):
    print('Введите левую границу:')
    a=int(input())
    print('Введите правую границу:')
    b=int(input())
    L=list(range(a, b+1))
    S.append(L)
print(S)
C={'ку'}
t={'ку'}
for i in range(N-1):
    if C==t:
        A=set(S[i])
        B=set(S[i+1])
        C=A&B
    else:
        A=set(S[i+1])
        t=C
        C=A&t
t=list(C)
print('Общий отрезок', t)
if len(t)!=0:
    for i in range(len(t)):
        i+=1
    print('Длина', i)
else:
    print('Длина 0')



1



6 / 4 / 2

Регистрация: 19.10.2018

Сообщений: 101

10.11.2018, 06:49

 [ТС]

3

Спасибо вам)



0



Viktorrus

1728 / 967 / 199

Регистрация: 22.02.2018

Сообщений: 2,694

Записей в блоге: 6

10.11.2018, 12:56

4

Python
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
print('Введите кол-во отрезков:')
N=int(input())
print('Введите левую границу:')
l=int(input())
print('Введите правую границу:')
r=int(input())
for i in range(N-1):
    print('Введите левую границу:')
    a=int(input())
    if a > l: l = a
    print('Введите правую границу:')
    b=int(input())
    if b < r: r = b
    i += 1
 
print('n')
if l >= r:
    print('ДЛИНА ОТРЕЗКА: ' + str(0))
else:
    print('Отрезок являющийся ОБЩЕЙ ЧАСТЬЮ: (%s,%s)' %(l, r))
    print('ДЛИНА ОТРЕЗКА: ' + str(r-l))

Добавлено через 13 минут
У Вас просто не оптимальный алгоритм. Помоему проще алгоритм сходящихся отрезков

Добавлено через 25 минут
Я вместо Вас ответил другому Только сегодня написал первый комментарий, еще плохо ориентируюсь. Посмотрите мой сценарий (в Python’е М.Лутц называет программы сценарием), он на немного короче и использует другой алгоритм.

Добавлено через 6 минут
Что-то не пойму кому я отвечаю Надеюсь через какое-то время освоюсь. Буду теперь чаще заходить на форум. Я изучаю Pyton по Лутц М. Изучаем Python (4-е издание, 2011), дошел до «Перегрузки операторов», и буду здесь делиться тем, что уже освоил



1



193 / 45 / 8

Регистрация: 08.10.2008

Сообщений: 410

10.11.2018, 13:01

5

Цитата
Сообщение от Viktorrus
Посмотреть сообщение

он на немного короче и использует другой алгоритм

Да, действительно. В вашем алгоритме используется чистая арифметика. В то время как у меня сделано через операцию со множествами.



0



Viktorrus

1728 / 967 / 199

Регистрация: 22.02.2018

Сообщений: 2,694

Записей в блоге: 6

10.11.2018, 17:29

6

Сорри, я сегодня ночью не спал и делаю глупые ошибки, в цикле for стал увеличивать индекс i += 1. В Pyton этого делать не нужно, цикл for сам проходит по всем элементам итерируемого объекта range(N-1). Ошибку интерпретатор не выдает, но строка i += 1 не имеет смысла и ее нужно удалить.

Python
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
print('Введите кол-во отрезков:')
N=int(input())
print('Введите левую границу:')
l=int(input())
print('Введите правую границу:')
r=int(input())
for i in range(N-1):
    print('Введите левую границу:')
    a=int(input())
    if a > l: l = a
    print('Введите правую границу:')
    b=int(input())
    if b < r: r = b
    #i += 1      ! ЭТУ СТРОКУ НУЖНО УДАЛИТЬ
 
print('n')
if l >= r:
    print('ДЛИНА ОТРЕЗКА: ' + str(0))
else:
    print('Отрезок являющийся ОБЩЕЙ ЧАСТЬЮ: (%s,%s)' %(l, r))
    print('ДЛИНА ОТРЕЗКА: ' + str(r-l))



0



Вспомним общие термины:

Отрезок — часть прямой, которая ограничена 2 точками.

Отношение — результат деления одной величины на другую.


Соответственно, можно понять, что отношением двух отрезков называется результат деления одного отрезка на другой. Благодаря отношению отрезков, во сколько раз один отрезок больше/меньше другого.

Здесь нужно оговориться, что эти отрезки должны иметь длины в одних и тех же единицах измерения, например, сантиметрах. В ином случае, отношение найти не получится и оно не будет иметь смысла. Нужно будет перевести длины в одинаковые единицы измерения.


Пример

Отрезок AB = 5 см. Отрезок CD = 20 мм.

Переведём миллиметры в сантиметры: 20 мм = 2 см.

Теперь можно найти отношение: AB/CD = 5/2 = 2,5.

Значит, отрезок AB больше отрезка CD в 2,5 раз.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Galin­a7v7
[120K]

7 лет назад 

Отношением двух отрезков в геометрии считается отношение их длин ,выраженных в той или иной метрической мере .То есть дан отрезок АВ = 5,7 см и отрезок ВС =10 см , то отношением отрезков АВ и ВС считается выражение :

АВ : ВС = 5,7 см : 10 см = 0 ,57.

В геометрии есть замечательная теорема Фалеса , позволяющая разделить любой отрезок в нужном отношении.

Пусть дан отрезок АС .Требуется разделить его в отношении 2 : 3.

Для решения откладываем отрезок АС.Из точки А проводим произвольно второй луч АД ,получили угол ДАС.На стороне угла ДА откладываем 5 = (2+3 ) равных отрезка,небольших ,но соразмерных с чертежом.АД1 = Д1Д2 = Д2Д3 =..Д4Д5.Точку Д5 соединяем с т.С.и проводим параллельные отрезки Д5С , Д4С4 ,…и так далее.Видим , что и исходный отрезок АС делится на 5 равных частей.Затем берем 2 части и остаётся 3 части , то есть отрезок разделили В ОТНОШЕНИИ 2: 3.

Само слово отношение определяет, как соотнести два предложенных отрезка. если вы слышите найти отношение, значит обязательно надо разделить одну величину на другую. Проще и красивее делить меньшую на большую -тогда всегда получается правильная дробь. Отношением длин двух отрезком тогда будет дробь у которой в числителе окажется длина одного отрезка, а в знаменателе — второго. При этом возможны два варианта ответа, которые можно рассмотреть на примере. Общий случай — длины не делятся без остатка. Например даны отрезки длиной 5 и 7 сантиметров. Их отношением будет дробь 5/7. Второй случай, частный. Длины отрезков делятся друг на друга. Пример 3 и 6. Тогда их отношением будет дробь 3/6 или 1/2 — происходит сокращение.

natas­ha lykov­a
[53]

8 лет назад 

Отношением двух отрезков называется отношение тех чисел, которые выражают длины этих отрезков при условии, что отрезки измерены единицами одного наименования.

В арифметике отношением одного числа к другому называется частное от деления первого числа на второе, поэтому можно сказать, что отношением одного отрезка к другому является частное от деления длины первого отрезка на длину второго, если длины отрезков выражены в единицах одного наименования.

Если даны два отрезка АВ = 6 см и СD = 4 см, то отношение отрезка АВ к отрезку СD равно АВ/СД=6/4=1,5.

В этом случае делимое (АВ) называется предыдущим членом отношения,

делитель (СD) — последующим членом отношения, а частное (1,5) — отношением.

Знаете ответ?

164. Если нам дано уравнение

y = 3x      (1)

мы можем найти бесчисленное множество решений этого уравнения: можно принять x равным любому числу (например, 0; 1; 2; 1(1/2) и т. д.); тогда найдем соотв. число для y (0; 3; 6; 4(1/2) и т. д.).

Данное уравнение можно еще написать в виде

y/x = 3      (2)

Отношение отрезков

Пусть теперь требуется построить два отрезка таких, чтобы они удовлетворяли уравнению (1). Эта задача также легко решается: построим (чер. 179) произвольный отрезок x и затем на какой-либо прямой отложим от какой-либо ее точки этот отрезок 3 раза, – получим искомый отрезок y. Таких пар отрезков, удовлетворяющих уравнению (1), можно найти бесчисленное множество. Принято и в том случае, когда x y в уравнении (1) означают не числа, а отрезки, писать это уравнение не только в виде уравнения (1), но и в форме уравнения (2), хотя мы и не умеем делить отрезок y на отрезок x. Можно смотреть на уравнение (2) с той точки зрения, что здесь дается новая форма для выражения числа 3: число 3 здесь представлено в виде символа y/x, где y и x отрезки. Этот символ y/x называется отношением отрезка y к отрезку x.

Деление отрезков на части

Подобно этому, можно также решить отрезками уравнение y = (5/6)x (см. чер. 180), для чего надо лишь умение делить любой отрезок на сколько угодно равных частей. Так же точно, согласно предыдущему условию, мы можем, понимая под y и x отрезки, написать наше уравнение в виде y/x = 5/6, которое прочтем: «отношение отрезка y к отрезку x равно числу 5/6. На последнее уравнение можно также смотреть, как на новую форму выражения числа 5/6. Из этих примеров можно прийти к общему заключению:

всякое целое или дробное число можно представить в форме отношения двух отрезков.

165. Возникает мысль о задаче, обратной тем, какие решались в предыдущем п., т. е.: даны два отрезка A и B (чер. 181); требуется для них составить уравнение вида A = k · B или A/B = k, где k — какое-либо число.

Отношение отрезков

Если действительно удастся составить такое уравнение, если, напр., получим A = 37B или получим A = (39/29)B, то мы видим, что решение этой задачи должно основаться на существовании такого третьего отрезка, который укладывается на каждом из данных по целому числу раз; в примере A = 37B таким отрезком является сам B: он укладывается 37 раз на отрезке A и 1 раз на самом себе; во втором примере (A = (39/29)B) таким отрезком является отрезок, равный 1/29 части отрезка B: он укладывается 39 раз на отрезке A и 29 раз на отрезке B.

Принято называть

общею мерою двух отрезков такой третий отрезок, который укладывается по целому числу раз на каждом из данных отрезков.

В первом из предыдущих примеров (A = 37B) общею мерою отрезков A и B служит сам отрезок B: он укладывается 37 раз на A и один раз на B.

Во втором случае (A = (39/29)B) общей мерою отрезков A и B служит 29-я доля отрезка B: она укладывается 39 раз на A и 29 раз на B.

Итак, для решения нашей обратной задачи необходима общая мера двух данных отрезков. Вот пример, на котором выясняется, как можно в некоторых случаях найти общую меру двух отрезков.

Пусть имеем отрезок AB и отрезок CD (чер. 182). Попытаемся найти общую меру отрезков AB и CD.

Общая мера отрезков

Попытаем сначала, не уложится ли меньший из них, в данном случае отрезок AB, на отрезке CD целое число раз. Если AB уложится на CD целое число раз, то AB и есть общая мера между AB и CD (на AB укладывается 1 раз и на CD укладывается, например, 3 раза). Допустим, что AB на CD укладывается 2 раза с остатком FD. Тогда попытаем, не уложится ли этот остаток FD на отрезке AB целое число раз: если бы уложился целое число раз на AB, то и уложился бы целое число раз и на CF и на CD, т. е. тогда отрезок FD был бы общею мерою. Допустим (как на чертеже), что FD на AB укладывается 1 раз с остатком KB. Тогда, исходя из тех же соображений, пробуем, не уложится ли KB на FD без остатка; допустим, что KB на FD укладывается 2 раза с остатком LD. Затем пробуем, не уложится ли LD на KB без остатка и допустим, что, наконец, достигли этого, т. е. пусть LD укладывается на KB 3 раза без остатка. (Делая это допущение, мы тем самым признаем возможность случая, что никогда не достигнем того, чтобы полученный остаток в предыдущем укладывался целое число раз без нового остатка.) Тогда LD и является общею мерою. Остается сосчитать, сколько раз эта общая мера укладывается на отрезках AB и CD. Для этого запишем те наложения, которые мы выполняли.

CD = 2AB + FD | CD = 27LD
AB = FD + KB | AB = 10LD
FD = 2KB + LD | FD = 7LD
KB = 3LD |

Второй столбец этой записи составляется по направлению снизу вверх: FD = 2KB + LD = 6LD + LD = 7LD; AB = FD + KB = 7LD + 3LD = и т. д.

Теперь мы видим, что общею мерою наших отрезков является отрезок LD, который есть 1/10 доля отрезка AB, так как AB = 10LD, т. е.

Формула отношения отрезков

Но мы получили, что CD = 27LD; следовательно,

Пропорция соотношения отрезков

Второе из этих уравнений читают: отношение отрезка CD к отрезку AB равно числу 27/10, а первое можно понимать так: отрезок CD измерили отрезком AB (принимая за единицу отрезок AB) и получили число 27/10, подобно тому, как запись:

«Высота дерева равна 5(3/4) аршина» понимают в том смысле, что высота дерева (отрезок) измерена аршином и получилось число 5(3/4).

Если бы, наоборот, нам потребовалось найти AB/CD (отношение AB к CD) или измерить отрезок AB, принимая за единицу CD, то, конечно, общая мера осталась бы та же самая, т. е. LD, но тогда отрезок LD был бы 1/27 долею единицы CD, т. е.

Выражение соотношения отрезков

Нахождение общей меры выполняется в таком порядке: укладываем меньший отрезок на большем, полученный остаток на меньшем, новый остаток на предыдущем и т. д., пока остатка не получится; последний остаток и является общею мерою двух данных отрезков.

Следует заметить, что найденная таким образом общая мера является наибольшею: всякая часть ее также будет общею мерою; например, если найденная общая мера укладывается 10 раз на AB и 27 раз на CD, то ее третья доля укладывается 30 раз на AB и 81 раз на CD.

166. Изложим теперь в общем виде ход мысли при решении задачи «найти отношение двух данных отрезков», допуская, что они имеют общую меру.

Длины отрезков

Пусть требуется найти CD/AB (чер. 183) или, что то же самое, измерить отрезок CD, принимая за единицу отрезок AB. Тогда находим согласно предыдущему общую меру отрезков CD и AB (согласно допущению это возможно) и рассуждаем теперь в общем виде: положим, что общая мера на отрезке AB укладывается n раз и на отрезке CD — m раз. Тогда общая мера равна 1/n доли единицы AB и таких долей в CD уложилось m. Следовательно,

Отношение длин отрезков

Последнее уравнение можно истолковать так: дробь m/n выражена в новой форме, в виде отношения отрезков CD и AB.

Возникает вопрос, всегда ли возможно найти общую меру двух данных отрезков? Быть может, сколько бы мы ни продолжали процесс ее нахождения, никогда не удастся дойти до того, чтобы последний остаток уложился на предыдущем целое число раз? Практика не может дать ответа на этот вопрос, так как с одной стороны, какой бы хороший циркуль мы ни употребляли для отложения отрезков, всегда при этом делаются ошибки, а с другой стороны, приходится иметь дело со столь мелкими отрезками, что невозможно решить вопрос, откладывается ли полученный отрезок на другом без остатка.

В следующем п. мы рассуждением убедимся, что мы можем построить такие отрезки, которые не имеют общей меры.

Два отрезка, имеющие общую меру, называются соизмеримыми, а неимеющие общей меры, называются несоизмеримыми.

167. Построим прямоугольный равнобедренный треугольник ABC (чер. 184); это построение легко выполняется: строим прямой угол B и на его сторонах откладываем произвольные, но равные отрезки BA = BC.

Построение прямоугольного равнобедренного треугольника

Станем искать общую меру между его гипотенузою AC и одним из катетов. Для этого надо сначала отложить, сколько возможно раз, катет AB на гипотенузе AC. Возникает вопрос, который надо решить рассуждением: сколько раз можно AB уложить на AC. Несомненно, можно один раз, ибо гипотенуза больше катета (п. 86), но двух раз уложить нельзя, так как мы знаем (п. 90), что AC < AB + BC или, в виду равенства AB = BC, AC < 2AB. Следовательно, катет AB укладывается на гипотенузе AC один раз с остатком. Чтобы найти остаток, построим дугу, принимая A за центр, радиусом = AB; тогда, называя чрез D точку пересечения дуги с гипотенузою AC, имеем AD = AB и, следовательно, остатком является отрезок DC. Теперь следует отрезок DC укладывать на катете AB, или, что то же самое, на катете BC (ведь BC = AB). Для этого из точки D строим DK ⊥ AD. Тогда 1) ∆DCK прямоугольный равнобедренный, так как ∠C является углом равнобедренного прямоугольного треугольника ABC, равен ½d, следовательно, и ∠K = ½d (так как сумма ∠C + ∠K должна равняться d). Следовательно, ∠C = ∠K, откуда KD = DC.

2) DK = KB, так как это суть отрезки касательных, проведенных к кругу через точку K (KB ⊥ AB, следовательно, KB есть касательная; так же и KD), ограниченные этою точкою K и точками касания (п. 139). Итак, имеем BK = KD = DC, т. е. на катете BC уложили один раз отрезок DC, после чего остается остаток KC, который служит гипотенузою прямоугольного равнобедренного треугольника KDC. Мы уже теперь, на основании исследования прямоугольного равнобедренного треугольника ABC, можем утверждать: 1) что катет DC этого треугольника уложится на KC один раз с остатком (следовательно, DC укладывается на BC два раза с остатком), 2) что после этого мы придем опять к тому же: этот остаток (CL) должно укладывать на катете DC прямоугольного равнобедренного треугольника KDC, и он, как мы уже знаем, уложится на DC два раза с остатком (CN), который в свою очередь уложится на CL два раза с остатком и т. д. Из этого мы видим, что наш процесс нахождения общей меры никогда не должен кончиться: всякий раз, отложив последний остаток один раз на предыдущем, мы придем опять к прямоугольному равнобедренному треугольнику, катет которого надо откладывать на гипотенузе, а мы знаем, что он уложится на гипотенузе еще один раз с остатком, — следовательно, всякий раз последний остаток укладывается в предыдущем два раза с остатком. Итак, общей меры нет, т. е.

Гипотенуза и катет равнобедренного прямоугольного треугольника несоизмеримы.

168. Целые и дробные числа вместе называются рациональными числами. Если мы хотим считать, что отношение двух отрезков y и x, т. е. символ y/x всегда равен числу, то рациональных чисел недостаточно, и математика расширяет понятие о числе 1) так, чтобы всегда можно было считать, что отношение двух отрезков равно числу: если отрезки соизмеримы, то отношение их равно какому-либо рациональному числу; если отрезки несоизмеримы, то условимся, что их отношение выражает собою какое-то новое число, которое назовем иррациональным.

1) Расширение понятия о числе проводится во всем курсе математики: первоначально мы имеем дело лишь с целыми числами; желание, чтобы действие деление всегда оказалось бы выполнимым, заставляет обобщать понятие о числе, – и мы вводим в семью чисел дробные числа; желание, чтобы вычитание оказалось всегда возможным, заставляет еще в семью чисел ввести отрицательные числа. Далее вводится еще иррациональные и мнимые числа. Каждое обобщение понятия о числе должно быть сделано так: 1) надо, чтобы все члены расширенной области чисел оказались равноправными; 2) надо, чтобы о каждой паре чисел можно было бы установить, равны ли они между собою, или одно из них больше другого (или меньше), причем должны иметь место аксиомы для понятий «равно», «больше» и «меньше» [a) если A = B, то и B = A; b) если A = B и B = C, то A = C; с) если A = B и B > C, то A > C]; 3) чтобы над любыми числами расширенной области можно было выполнять все действия, причем по возможности сохранились бы все законы действий.

Таким образом, на символ y/x, где y и x суть отрезки, мы всегда можем смотреть, как на число. Если это число мы назовем через k, то имеем

y/x = k или y = kx.

Мы сперва остановимся на первом из этих уравнений. Его можно понимать так:

Если даны два отрезка (напр., y и x), то всегда существует отношение этих отрезков, прямое и обратное (т. е. y/x и x/y), причем каждое отношение двух отрезков служит новою формою для выражения чисел: иногда оно выражает знакомы нам из курса арифметики рациональные числа, а иногда, если отрезки (y и x) несоизмеримы, выражает новое, иррациональное, число.

Все числа, и рациональные и иррациональные, обладают признаком равноправности: они выражаются в одной и той же форме, – в форме отношения двух отрезков.

169. О всяких двух данных рациональных числах мы можем узнать, равны ли эти числа, или одно из них больше другого. Теперь надо расширить это умение и научиться узнавать о всяких двух числах, будут ли они рациональны или иррациональны или одно из них рационально, а другое иррационально, равны ли эти числа или одно из них больше другого.

Так как каждое из тех чисел, с которыми мы имеем теперь дело, выражается отношением двух отрезков, то мы должны научиться применять понятия «больше», «меньше», «равно» к отношениям отрезков, подобно тому, как мы это умеем делать для рациональных чисел, для отрезков, для углов, для площадей, ограниченных прямыми линиями.

Для этой цели сперва рассмотрим ряд отношений с одинаковыми последующими членами, например:

y/x; y1/x; y2/x; …

Мы можем признать, что одно из этого ряда отношений равно, больше или меньше другого, смотря по тому, будет ли предыдущий член первого отношения равен, больше или меньше предыдущего члена второго, т. е

y1/x = y2/x, если y1 = y2
y1/x > y2/x, если y1 > y2
y1/x < y2/x, если y1 < y2

Ясно, что мы не впадаем здесь в противоречие с тем, как мы прилагаем понятия «равно», «больше» и «меньше» к рациональным числам: если отрезки y1 и y2 соизмеримы с x, то отношения y1/x и y2/x выражают рациональные числа, и ясно, что для них предыдущие условия справедливы.

170. Прежде чем перейти к случаю, когда у рассматриваемых отношений последующие члены различны, мы должны остановиться на следующем факте.

Несоизмеримые отрезки

Если имеем два несоизмеримых отрезка AB и CD (чер. 185), то можно построить два новых отрезка, удовлетворяющих условиям:

1) Оба они соизмеримы, например, с отрезком CD и один из них меньше отрезка AB, а другой больше.

2) Разность между ними равна любой доле, сколь угодно малой, отрезка CD.

Выберем, например, пятую долю отрезка CD. Тогда, чтобы построить два указанных отрезка, поступаем следующим образом (Здесь мы пользуемся едва уловимою, благодаря своей очевидности, аксиомою Архимеда: если отрезок a больше отрезка b, то всегда можно найти такое целое число n, чтобы было nb < a, но (n + 1)b > a): разделим отрезок CD на 5 равных частей и станем эту часть откладывать на отрезке AB, – пусть, например, она уложилась 8 раз с остатком KB, который, следовательно, < 1/5 CD; тогда получим отрезок AK, удовлетворяющий уравнению

AK = 8/5 CD      (1)

Отложив от K еще 1/5 долю CD, получим отрезок AL, о котором напишем

AL = 9/5 CD      (2)

Два полученных отрезка AK и AL и суть искомые:

1) Один из них AK < AB и другой AL > AB; оба они соизмеримы с CD, 2) разность между ними = 1/5 CD, т. е.

AL – AK = KL = 1/5 CD.

Отсюда мы получаем на основании п. 169: так как AB > AK, то AB/CD > AK/CD, но AK/CD = 8/5 [из равенства (1)], – следовательно, AB/CD > 8/5; так как AB < AL, то AB/CK < AL/CD, но AL/CD = 9/5 [из равенства (2)], – следовательно, AB/CD < 9/5.

Эти неравенства можно соединить вместе:

8/5 < AB/CD < 9/5,

т. е. нам удалось установить, что отношение наших двух несоизмеримых отрезков AB и CD (или равное ему иррациональное число) заключается между числами 8/5 и 9/5. Эти числа разнятся между собою на 1/5 (9/5 – 8/5 = 1/5), а, следовательно, отношение AB/CD разнится от одного из них меньше, чем на 1/5. Поэтому говорят, что узнали отношение AB/CD с точностью до 1/5.

Если бы мы разделили сначала отрезок CD на 10 равных частей, то также нашли бы два отрезка, соизмеримых с CD, между которыми заключается отрезок AB, причем разность между ними равнялась бы 1/10 CD. Тогда получили бы, например,

17/10 < AB/CD < 18/10.

Это неравенство можно было бы толковать так: нам удалось узнать отношение AB/CD с точностью до 1/10. Так же можно было бы узнать это отношение с точностью до 1/100, до 1/1000 и т. д.

Иногда даже пишут AB/CD = (прибл.) 17/10 или = (прибл.) 18/10.

171. Мы таким образом здесь научились находить рациональные числа, меньшие и большие отношении двух несоизмеримых отрезков. Легко теперь расширить это умение, а именно:

О всяком рациональном числе, целом или дробном, мы можем установить, равно ли оно отношению двух данных отрезков, или больше, или меньше его.

Пусть даны два отрезка AB и CD (чер. 185) и дано число p/q (например, 8/15). Мы можем разделить отрезок CD на q (на 15) равных частей и взять таких частей p (8); тогда получим отрезок = p/q CD (= 8/15 CD). Если этот отрезок окажется равным отрезку AB, то (п. 169) p/q = AB/CD (8/15 = AB/CD); если этот отрезок окажется меньше AB, то p/q < AB/CD (8/15 < AB/CD); если, наконец, этот отрезок окажется больше AB, то p/q > AB/CD (8/15 > AB/CD).

Добавление. Из предыдущего мы видим свойства, которыми должны обладать новые числа, введенные нами для выражения отношения двух несоизмеримых отрезков: 1) мы можем найти такое целое или дробное число, чтобы оно отличалось от нашего нового числа, выражающего отношение двух данных несоизмеримых отрезков, меньше чем на любую долю единицы (можно вычислять это новое число с любой точностью), но оно не может равняться никакому целому или дробному числу; 2) о всяком целом или дробном числе мы можем установить, больше ли оно или меньше нового числа, выражающего отношение двух данных несоизмеримых отрезков.

Можно, обобщая понятие о числе, не опираться на отрезки, но ввести иррациональные числа, как символы, которые указывали бы возможность как-либо обосновать два предыдущих свойства. Частным случаем иррациональных чисел являются те числа, которые вводятся в курс алгебры для того, чтобы считать символы √2, ∛4, √5 и т. п. за числа. Например, для √2 мы имеем, что он не может равняться ни целому, ни дробному числу, но

1,4 < √2 < 1,5
1,41 < √2 < 1,42 и т. д.

Эти равенства указывают возможность вычислить √2 с любою точностью. Кроме того, для всякого рационального числа можно установить, считать ли его больше или меньше √2, например, возьмем число 1,41423 и возведем его в квадрат – получим 2,0004465129, т. е. больше 2; поэтому 1,41423 > √2; возьмем еще число 1(1/3) и возведем его в квадрат, – получим Возведение 1(1/3) в квадрат, т. е. меньше 2; поэтому 1(1/3) < √2.

172. Можно приближенно вычислять отношение двух несоизмеримых отрезков и без уменья делить отрезок на равные части.

Отношение двух несоизмеримых отрезков

Пусть имеем 2 несоизмеримых отрезка AB и CD (чер. 186). Отложим меньший из них CD на AB, – пусть он отложится 3 раза с остатком KB; затем отложим KB на отрезке CD — пусть он уложится 1 раз с остатком LD; затем откладываем отрезок LD на KB, – пусть он уложится 3 раза с остатком MB. Этот процесс откладывания нового отрезка на предыдущем здесь никогда не кончится, так как отрезки AB и CD предполагаются несоизмеримыми. Но мы можем для приближенного вычисления отношения AB к CD принять, применяясь к чертежу 186, что остаток MB очень близок к отрезку LD и тогда счесть приблизительно, что LD укладывается на KB ровно 4 раза. Тогда имеем:

AB = 3CD + KB; CD = KB + LD; KB = (прибл.) 4LD.

Откуда

CD = (прибл.) 5LD и AB = (прибл.) 19LD.

Отсюда мы можем заключить, что

AB = (прибл.) 19/5 CD или AB/CD = (прибл.) 19/5.

Для того, чтобы дать здесь ответ на существенный вопрос приближенного вычисления, каков здесь предел ошибки, надо знать теорию непрерывных дробей. Заметим лишь, что этот ответ ждать можно.

Возможно было бы, если остаток MB оказался мал, вовсе пренебречь им и принять, что KB = (прибл.) 3LD; тогда получили бы другое приближенное значение для AB/CD.

Если бы мы продолжили дальше процесс отложения: отложили MB на LD (например, 1 раз с остатком), новый остаток на MB и т. д., то, прервав где-либо этот процесс и приняв, что один из остатков равен приблизительно последующему остатку, повторенному целое число раз, мы получили бы другое приближенное значение для AB/CD, более точное.

Теория непрерывных дробей могла бы дать указание, сколь далеко надо продолжить этот процесс, чтобы получить приближенное значение для нашего отношения с точностью, например, до 1/100.

173. Перейдем теперь к рассмотрению вопроса, как применять понятия «больше», «меньше» и «равно» к двум отношениям с различными последующими членами. Иногда удается воспользоваться арифметическими соображениями. Например, если мы получили AB/CD = 4/5 и A’B’/C’D’ = 4/5 (где AB, CD, A’B’ и C’D’ суть отрезки), то ясно, что AB/CD = A’B’/C’D’; также, если удалось узнать, что AB/CD = 2/3, а A’B’/C’D’ = 4/5, то, принимая во внимание, что 4/5 > 2/3 (4/5 = 12/15, 2/3 = 10/15), мы имеем AB/CD < A’B’/C’D’ или A’B’/C’D’ > AB/CD.

Но случай, когда возможно воспользоваться арифметикою, редки, и нам необходимо разобрать вопрос о равенстве или неравенстве двух отношений в предположении, что мы не знаем, какому именно числу равно каждое из них (а если AB и CD несоизмеримы, то символ AB/CD мы не всегда даже в состоянии заменить другим символом, выражающим то же число в арифметической форме).

Для выяснения вопроса обратимся сначала к арифметике. Пусть даны два числа 2/9 и 5/24; найти число большее одного из них и меньшее другого.

Для этого приведем наши дроби к общему знаменателю:

2/9 = 16/72 и 5/24 = 15/72.

Мы видим, что требуемое число нельзя найти в виде дроби со знаменателем 72. Поэтому, обращаясь к более мелким долям, получим: 2/9 = 32/144 и 5/24 = 30/144. Отсюда находим искомое число 31/144.

Далее, так как

2/9 = 48/216 и 5/24 = 45/216

то вот еще искомые числа: 46/216 и 47/216.

Раздробляя 2/9 и 5/24 в еще более мелкие доли, найдем, что искомых чисел бесконечно много. Возможность нахождения таких чисел имеет причиною, что 2/9 и 5/24 не равны (5/24 < 2/9). Если же нам даны два равных числа, хотя бы и в различной форме, напр., 5/8 и 10/16, то найти указанные числа невозможно.

Теперь нам числа даются в особой форме: в виде отношений отрезков. Мы не умеем изменить эту форму так, чтобы отношение двух отрезков оставалось равным самому себе, но чтобы последующий член сделался одинаковым с последующим членом другого отношения (так мы в арифметике поступаем с дробями с целью узнать, какая из них больше), но зато мы умеем (п. 171) всякое рациональное число сравнивать с отношением двух данных отрезков. Поэтому мы можем те заключения, какие вывели из решения предыдущей арифметической задачи, применить к сравнению двух отношений отрезков, независимо от того, соизмеримы ли или нет эти отрезки:

Два отношения (двух пар отрезков) равны между собою, если нельзя найти рационального числа так, чтобы оно было больше одного из этих отношений и меньше другого.

Если же, наоборот, удается найти такое рациональное число p, чтобы p было больше AB/CD, но чтобы p < A’B’/C’D’, то наши отношения AB/CD и A’B’/C’D’ не равны, а именно A’B’/C’D’ > AB/CD.

174. Мы можем простыми геометрическими построениями получить 2 пары отрезков, отношения которых равны между собою. Построим ∠A (чер. 187) и на одной его стороне отложим равные отрезки: AB = BC = CD, затем построим BB’ || CC’ || DD’; тогда, согласно п. 111, получим AB’ = B’C’ = C’D’. Теперь нетрудно составить несколько пар равных отношении: AB/BD = A’B’/B’D’ (каждое отношение = ½; общая мера отрезков AB и BD есть AB, а отрезков AB’ и B’D’ есть AB’) AC/AD = AC’/AD’ (каждое отношение = 2/3; общая мера для AC и AD есть также AB, а для AC’ и AD’ — также AB’) и т. п.

Параллельные отрезки

175. Можно обобщить предыдущий пример: построим ∠A (чер. 188) и пересечем его произвольно, не откладывая каких-либо равных отрезков, параллельными BD, CE, MN. Не окажется ли, что и здесь отношение каких-либо двух отрезков на одной стороне угла равным отношению соответствующих двух отрезков на другой стороне? Рассмотрим, напр., отношения BC/AB и DE/AD.

Угол и параллельные отрезки

Выберем самое большое число со знаменателем n, где n любое целое число, так, чтобы оно было меньше отношения BC/AB. Для этого разделим отрезок AB на n равных частей и станем эти части откладывать на отрезке BC; допустим, что их уложится m с остатком KC. Тогда имеем: BK < BC и, следовательно, BK/AB < BC/AB, но BK/AB = m/n; следовательно, m/n < BC/AB.

Построив ряд прямых параллельных BD и CE чрез концы отложенных n-ых долей AB, увидим, что этими прямыми отрезок AD разделится на n равных частей (п. 111) и таких частей на отрезке DE уложится m с остатком LE. Тогда DL < DE, и следовательно, DL/AD < DE/AD, но DL/AD = m/n. Отсюда заключаем, что число m/n меньше также и отношения DE к AD, т. е.
m/n < DE/AD.

Отсюда мы видим, что всякое число, меньшее одного из наших отношений, должно быть меньше другого. Мы говорим «всякое число» потому, что число n мы можем выбрать каким угодно, а числитель дроби m/n мы брали так, чтобы получилась наибольшая дробь со знаменателем n, меньшая отношения BC/AB.

[ Точно так же можно увидать, что всякое число, большее первого отношения, должно быть больше и второго, для этого надо рассмотреть наименьшее число со знаменателем n, большее отношения BC/AB, а для этого надо от точки K отложить одну n-ую долю AB, до точки K’. Тогда BK’ > BC и, следовательно, BK’/AB > BC/AB’, но BK’/AB = (m+1)/n, следовательно,

(m + 1)/n > BC/AB.

Построив чрез K’ прямую K’L’ || CE, найдем на другой стороне угла точку L’ так, что DL’ > DE и, следов., DL’/AD > DE/AD, но DL’/AD = (m + 1)/n. Поэтому

(m + 1)/n > DE/AD.

Итак, даже наименьшая из дробей со знаменателем n, которая больше отношения BC/AB, оказывается больше, чем и отношение DE/AD. ]

Отсюда общее заключение: нельзя найти такого числа, которое было бы меньше одного из отношений BC/AB и DE/AD и в то же время больше другого из них; следовательно, признак равенства двух отношений (п. 173) оправдывается, т. е.

BC/AB = DE/AD.

Если оказалось бы, что n-ая доля AB уложилась на BC m раз без остатка, то тогда BC/AB = m/n и при помощи параллельных увидим, что и DE/AD = m/n, т. е. и здесь оправдалось бы вышенаписанное равенство.

Мы могли бы взять также на первой стороне отрезок AC и на другой — ему соответствующий отрезок AE.

Тогда, рассматривая отношения AC/AB и AE/AD, мы увидали бы, что наибольшее число со знаменателем n, которое меньше отношения AC/AB, есть (m + n)/n и оно, как легко видеть, меньше также и отношения AE/AD. [ Точно так же наименьшее число (m + n + 1)/n со знаменателем n, больше первого отношения, оказывается больше и второго.] Отсюда заключаем, что

AC/AB = AE/AD.

Так же точно можно выяснить и следующие равенства:

AB/BC = AD/DE, AC/BC = AE/DE, AB/AC = AD/AE, BC/AC = DE/AE.

Для выяснения этих равенств надо поступать так же, как выше, но делить на n равных частей не отрезок AB, но BC и затем AC. Каждое из полученных равенств называется пропорциею.

Если построить еще MN || CE, то легко распространить тем же способом полученный результат и на новые отрезки. Тогда, напр., получим BC/CM = DE/EN и т. д.

Отсюда имеем:

Если стороны угла пересечь параллельными, то отношение двух каких-либо отрезков на одной стороне угла равно отношению двух соответствующих отрезков на другой стороне угла.

То же свойство выражают короче:

Если стороны угла пересечь параллельными, то отрезки на одной стороне угла пропорциональны соответствующим отрезкам на другой.

Слово «пропорциональны» надо понимать в том смысле, что отношение всякой пары отрезков на одной стороне равно отношению соответствующей пары отрезков на другой.

Это определение пропорциональности совпадает с тем, которое известно из арифметики. В самом деле, возьмем одну из наших пропорций, напр.,

AB/BC = AD/DE.

Отсюда легко увидать: 1) если AB > BC, то и AD > DE, т. е. с увеличением одной величины — отрезки на каждой прямой можно рассматривать, как величину — другая также увеличивается: 2) если, напр., AB = 3BC, то AB/BC = 3 и, следовательно, AD/DE = 3, откуда AD = 3DE, т. е., если одна величина увеличивается в несколько раз, то и другая увеличивается во столько же раз.

Пропорциональные отрезки

176. Пусть теперь ∠A (чер. 189) пересечен не параллельными прямыми BC и DE. Сравним, напр., отношения AD/AB и AE/AC. Построим DF || BC и разделим AC на такие равные части, чтобы каждая из них была меньше отрезка FE, и станем эти части откладывать на отрезке CE. Тогда конец хотя бы одной такой части попадет куда-либо между точками F и E (ибо каждая часть < FE), – пусть K есть конец одной из таких частей. Положим, что пришлось AC разделить на n равных частей и что таких частей от A до K уложилось m. Тогда

AK/AC = дроби m/n, но AK/AC < AE/AC

(ибо последующие члены одинаковы, а AK < AE), следовательно,

дробь m/n < AE/AC.

Построив через концы отложенных частей ряд параллельных (на чертеже даны пунктиром), последнею из которых есть KK’, мы увидим, что точка K’ придется вне отрезка AD, что AB разделится на n равных частей и что таких частей на AK’ уложится m. Поэтому

AK’/AB = дроби m/n, но AK’/AB > AD/AB

(ибо последующие члены одинаковы, а AK’ > AD), следовательно,

дробь m/n > AD/AB.

Мы видим, что здесь удалось найти дробь, которая меньше одного из отношений и больше другого; поэтому наши отношения не равны, а именно AD/AB < AE/AC.

Добавление. При нашем способе построения отрезков и при том порядке, в каком мы их берем для составления отношений, то из двух отношений оказывается меньше, члены которого расположены на стороне угла, более близкой к точке пересечения непараллельных BC и DE.

Если рассматривать отношения, обратные предыдущим, т. е. AB/AD и AC/AE, то имели бы, что AB/AD > AC/AE, т. е. то отношение было бы больше, члены которого располагаются на прямой, более близкой к точке пересечения прямых BC и DE.

177. Предыдущими признаками можно пользоваться для узнавания, равно ли отношение одной пары отрезков отношению другой пары. Пусть, напр., имеем 4 отрезка a, b, c и d (чер. 190). Узнаем, равно ли отношение отрезка a к отрезку b (т. е. a/b) отношению отрезков c и d (т. е. c/d). Для этой цели построим какой-либо ∠O и на его сторонах построим отрезки OA = a, OB = b, OC = c и OD = d. Построим затем прямые AC и BD: если AC || BD, то a/b = c/d, если AC не || BD, то a/b не равно c/d (если, например, как то приблизительно имеет место на чертеже, прямые AC и BD пересекаются в какой-либо точке, более близкой к OD, чем к OB, то c/d > a/b).

Сравнение отношений отрезков

Добавление. Пусть оказалось, что AC || BD. Тогда a/b = c/d или b/a = d/c или, на основании п. 175, (b – a)/b = (d – c)/d (т. е. AB/OB = CD/OD) и т. п.

178. Если 4 данных отрезка a, b, c и d таковы, что, напр., a/b = c/d, то эти 4 отрезка составляют пропорцию, или мы имеем 4 пропорциональных отрезка. Пропорции, членами которых являются отрезки, обладают свойствами, сходными со свойствами пропорций, членами которых служат числа. Покажем, напр., что в пропорции

a/b = c/d      (1)

где a, b, c и d суть отрезки, можно переставлять средние члены, т. е., что из предыдущей пропорции вытекает другая, а именно

a/c = b/d      (2)

Для этого на сторонах угла O (чер. 191) отложим члены пропорции (1): OA = a, OB = b, OC = c и OD = d и построим прямые AC и BD.

Пропорции отрезков

Так как пропорция (1) справедлива, то AC || BD. Отложим еще: OC’ = OC = c, OD’ = OD = d, OB’ = OB = b, и построим прямые AB’, DC’, D’B’ и D’C.

Тогда будем иметь ∠OCA = ∠ODB (ибо AC || BD) = ∠OD’B’ (ибо ∆OBD = ∆OB’D’ — у этих треугольников OB’ = OB, OD’ = OD и ∠O общий). Отсюда следует, что ∠ACB’ + ∠AD’B’ = 2d (ибо ∠AD’B’ = ∠OCA), т. е. около четырехугольника ACB’D’ можно описать круг (этот круг на чертеже не дан). Поэтому углы CAB’ и CD’B’ суть углы, вписанные в этот круг и опирающиеся на одну и ту же дугу CB’, откуда заключаем, что ∠CA’ = ∠CD’B’, но ∠CD’B’ = ∠C’DB, ибо ∆CD’B’ = ∆C’DB (из равенства ∆OBD и ∆OB’D’ вытекает, что BD = B’D’; также из равенства ∆OCD’ и ∆OC’D вытекает, что DC’ = D’C и, наконец, BC’ = B’C, ибо BC’ = OB – OC’, а B’C = OB’ – OC), следовательно, ∠CAB’ = ∠C’DB. Теперь ∠CB’A является внутренним углом ∆CAB’, а ∠OCA есть внешний угол для этого же треугольника.

Поэтому ∠CB’A или ∠OB’A = ∠OCA – ∠CAB’.

Далее непосредственно видим ∠ODC’ = ∠ODB – ∠C’DB.

Но мы видели, что ∠OCA = ∠ODB и ∠CAB’ = ∠C’DB, откуда следует, что ∠OB’A = ∠ODC’, т. е., что AB’ || C’D.

Поэтому имеем право написать пропорцию

OA/OC’ = OB’/OD или a/c = b/d,

что и доказывает возможность переставлять средние члены пропорции. (Это доказательство заимствовано из D. Hilbert. Grundlagen der Geometrie.)

179. Чтобы лучше усвоить мысль, выраженную в п. 173, рассмотрим здесь еще пример.

Сравнение отношения наклонных с отношением их проекций

Пусть (чер. 192) через точку A построены: AB ⊥ BD и наклонные AC и AD. Сравним отношение наклонных с отношением их проекций, т. е. AC/AD с BC/BD. Построим прямую CE || BA; затем разделим AD (большую наклонную) на столько равных частей, чтобы каждая часть была меньше разности между AC и AE (AC > AE, что видно из ∆ACE, где ∠E тупой). Называя это число равных частей, на которые делим AD, через n, имеем:

AC – AE > 1/n AD.

Поэтому, если на AC укладывается таких частей m с остатком, то на AE их уложится по крайней мере на одну меньше, т. е. m таких частей составят отрезок больший, чем AE.
Разделив AD на указанные равные части, мы найдем отрезок AK, больший чем AE и равный m/n AD. Построив через точки деления ряд параллельных перпендикуляру AB, найдем, что BD разделится на n равных частей и получим отрезок BL = m/n BD, причем BL > BC. Итак, имеем:

BL = m/n BD, или BL/BD = m/n

но BC < BL, поэтому BC/BD < BL/BD, или

дробь m/n > BC/BD.

Согласно условию на наклонной AC тех частей, на которые разделена AD, укладывается m с остатком, т. е.

AC > m/n AD или AC/AD > m/n или дробь m/n < AC/AD.

Итак, нам удалось найти такое число m/n, что оно больше отношения проекций (BC/BD), и меньше отношения наклонных (AC/AD), откуда заключаем, что

AC/AD > BC/BD.

(Отношение наклонных больше отношения их проекций).

Сумма и разность отрезков

  • Сумма
  • Разность

Сумма

Суммой нескольких отрезков называют отрезок, составленный из длин данных отрезков.

Рассмотри два отрезка  AB  и  CD:

отрезки AB и CD

Для нахождения их суммы можно расположить данные отрезки друг за другом на одной прямой, длина полученного отрезка и будет являться суммой данных отрезков:

Сумма длин двух отрезков

Полученный отрезок, длина которого равна  12 см,  и будет являться суммой данных отрезков, то есть:

AB + CD = 5 см + 7 см = 12 см.

Из данного примера можно сделать вывод, что для нахождения суммы отрезков надо сложить их длины.

Разность

Разностью двух отрезков называют отрезок, длина которого равна разности от вычитания длины меньшего отрезка из длины большего.

Рассмотри два отрезка  AB  и  CD:

Для нахождения их разности можно взять больший отрезок, а затем от его начальной точки отложить длину меньшего отрезка. Длина отрезка, который лежит между конечными точками двух данных отрезков и будет их разностью:

Разность длин двух отрезков

Полученный отрезок, длина которого равна  7 см,  и будет являться разностью данных отрезков, то есть:

CDAB = 12 см — 5 см = 7 см.

Из данного примера можно сделать вывод, что для нахождения разности двух отрезков надо вычесть из длины большего отрезка длину меньшего.

В арифметике изучаются два вида дробей: десятичные и обыкновенные. Изложенный выше метод измерения длины отрезка приводил к выражению этой длины в виде десятичной дроби. При этом не представляется существенным, выражается ли длина измеряемого отрезка рациональным или иррациональным числом. Другой подход к измерению отрезков основан на понятии общей меры двух отрезков и исторически связан с открытием существования иррациональных чисел. При этом понятие общей меры двух отрезков аналогично понятию н. о. д. двух чисел, а сам процесс отыскания общей меры есть алгоритм Евклида (изложенный в п. 4 применительно к задаче отыскания н. о. д.).

Сформулируем определение: общей мерой двух (или нескольких) отрезков называется наибольший из таких отрезков, которые укладываются в каждом из данных целое число раз.

Пусть, например, даны два отрезка АВ и CD. Если найдется такой отрезок, который уложится раз в АВ и раз в CD, то, приняв его за масштабный отрезок, мы выразим длины АВ и CD целыми числами . При любом другом масштабе длины АВ и CD будут находиться в отношении т. е. отношение их будет рациональным. Обратно, если отношение длин двух отрезков рационально, то оно представимо несократимой дробью Тогда отрезок, составляющий долю АВ долю CD), будет общей мерой АВ и CD. Итак, отрезки имеют общую меру тогда и только тогда, когда отношение их рационально. Такие отрезки называются соизмеримыми, отрезки же с иррациональным отношением длин — несоизмеримыми.

Процесс отыскания общей меры двух отрезков проводится так: меньший из двух отрезков укладывается на большем столько раз, сколько он в нем поместится; если остатка не образовалось, то меньший отрезок сам служит общей мерой данной пары отрезков. Если имеется остаток КО, то, коль скоро общая мера данных отрезков существует, она будет общей мерой отрезка АВ и этого остатка. Поэтому остаток укладываем в АВ возможно большее число раз, новый остаток — в прежнем и т.д. Если после конечного числа шагов предыдущий остаток разделится на последующий, то этот последний остаток и будет общей мерой А В и

Пример. Найти общую меру данных двух отрезков АВ и CD (рис. 166).

Решение. Отрезок АВ уложился в CD два раза. Остаток MD уложился в АВ ровно пять раз. Таким образом, этот остаток содержится в АВ пять раз, а в CD — одиннадцать.

Данные два отрезка соизмеримы, их общей мерой служит отрезок MD, а длины относятся, как 5:11.

В случае несоизмеримых отрезков процесс отыскания общей меры не может привести к результату и продолжается бесконечно.

Приведем пример пары отрезков, для которых алгоритм Евклида продолжается бесконечно. Рассмотрим для этой цели равнобедренный треугольник ABC (рис. 167) с острым углом при основании, равным 36°, докажем несоизмеримость его основания и боковой стороны.

Рис. 166.

Рис. 167,

Тупой угол при вершине будет равен 108°, так как сумма углов всякого треугольника равна 180° (см. п. 184). Его основание АС больше боковой стороны АВ, но меньше удвоенной боковой стороны: (любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон, п. 184). Поэтому сторона АВ уложится на АС один раз и останется остаток МС. Заметим, что углы АМВ и АВМ равны , и потому угол МВС содержит Значит, в треугольнике С MB углы при вершинах В и С равны 36° и треугольник СМ В равнобедренный, в точности с теми же углами, что и исходный. В соответствии с порядком действий при определении общей меры двух отрезков нам следует теперь отрезок МС откладывать на Ввиду того, что к треугольнику СМВ применимы те же рассуждения, что и к исходному, МС уложится на ВС один раз и вновь образуется остаток; так как мы все время будем приходить к треугольникам с теми же углами (подобным данному, см. п. 207), то процесс будет продолжаться бесконечно.

Рис. 168.

Другим известным примером пары несоизмеримых отрезков служит диагональ квадрата и его сторона.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Давно о геометрии не говорили, а о теореме ФАлеса (или ФалЕса?) вообще мало говорят. Хотя она весьма полезна. Начнем с формулировки, которая весьма не вразумительна, чем и объясняется не популярность данной теоремы.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Мутно, долго, не понятно. Мне больше нравится другая формулировка.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Тоже не понятно, но элегантно и коротко.

Задачи, которые решаются с помощью данной теоремы, довольно специфичны. Но есть одна задача на построение, которую можно встретить в реальной жизни. Это задача о делении отрезка в заданном отношении.

Суть вопроса: Дан отрезок. Его нужно поделить на два куска, чтобы их длины относились, как 2 : 5. Кусков может быть сколько угодно и отношение, может быть каким угодно. Алгебраически задача решается крайне легко: находим общее количество частей (2 + 5 = 7), делим длину отрезка на общее количество частей, находим длину каждого куска.

Но алгебраическое решение не всегда прокатывает. Например, мы не можем найти длину отрезка, или при делении получаются не целые числа. Тогда можно воспользоваться геометрическим способом.

Во-первых, проводим луч из конца отрезка. Любой, в любую сторону.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Дальше, на этом луче от точки А откладываем 7 (общее количество частей) равных отрезков.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Последнюю получившуюся точку — J соединяем с точкой В, а затем через каждую точку луча проводим прямую параллельную JB.

Теорема Фалеса и деление отрезка в заданном отношении

Таким образом, мы разделили отрезок АВ на 7 равных частей (по теореме Фалеса). Отсчитываем две части и ставим точку. Получаем: AK : KB = 2 : 5.

Вот таким простым образом, вы можете поделить свою комнату с соседом в любом отношении. Если вам кажется, что построение такого количества параллельных прямых дело сложное, то подумайте о перпендикулярах.

Урокам.нет!

Войти

Задать вопрос

МатематикаМатематика

Риммич

14 января, 13:46

Как найти третью часть отрезка?


0

Ответы (1)

  1. Ангелика

    14 января, 13:58


    0

    Разделить на 3 нужно, получится третья часть

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Знаешь ответ?

Не уверен в ответе?

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как найти третью часть отрезка? …» по предмету 📙 Математика, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Новые вопросы по математике

2 тыс=. Дес 2 дес. тыс.=тысяч. 5 сот тысяч=дес. тыс 3 дес. тыс=сот тысяч 10 дес=ед 20 дес. тыс=сот тысяч

Ответы (6)

В треугольнике авс сторона ав=корень из 43, вс=корень из 59, ас=4. Найдите величину наибольшего угла

Ответы (1)

Сколько существует различных расположений 15 монеток, в которых нет 2 подряд идущих орлов?

Ответы (2)

Стороны треугольника равны 3/8 м, 1/2 м, 5/6 м. Найти периметр.

Ответы (2)

Всем привет. В магазине в 1 день продали 35%, во 2 — 28%всеховощей, А в 3 — оставшиеся 333 кг. Сколько кг овощейбыло в магазине первоначально?

Ответы (3)

Главная » Математика » Как найти третью часть отрезка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти груз если есть своя фура
  • Как составить резюме образец для администратора
  • Потеряли телефон как найти его по геолокации
  • Как правильно составить самопрезентацию пример
  • Как найти выделяется или поглощается энергия