Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
План урока:
Родственные слова
Синонимы и их отличие от родственных слов
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
Определение корня в слове, его обозначение
Подбор однокоренных слов
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Родственные слова
Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.
Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.
Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?
Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.
Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?
Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.
Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».
Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.
Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.
Проверь себя:
Источник
Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).
Синонимы и их отличие от родственных слов
Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?
Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:
Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.
Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?
Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.
Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.
Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:
Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?
Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.
Проверь себя.
Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)
Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)
Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)
Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)
Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?
Снег, снеговик, снежок, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?
Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.
Что еще необычного можно здесь заметить?
Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.
В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:
Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.
Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?
Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.
Определение корня в слове, его обозначение
А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:
солонка, сахарница.
Расскажи, как ты рассуждал.
Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:
Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».
А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.
Солонка – соль, солить, соленый.
Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.
Ты хорошо справился с заданием!
Подбор однокоренных слов
Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.
Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:
Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?
Проверь себя:
Молодец!
А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.
Вот какие группы слов должны были получиться:
Лес – лесок, лесочек, лесной
Ход – поход, ходить, ходячий, выход
Стар – старый, старик, старушка
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?
Однокоренные слова находятся только во втором столбике.
Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.
А что можно сказать про значения слов в первом столбике?
Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.
Еще раз посмотри на рисунок:
Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.
Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.
Здравствуй! На очередном нашем занятии мы будем изучать значимые части слова, а также некоторые словари. Прошу тебя быть внимательным!
Первым в слове выделяется окончание.
Окончанием называется значимая часть слова, которая находится в его конце (после корня) и служит в основном для образования форм слов: веснА, делО, рыбА.
Чтобы выделить в слове окончание, необходимо изменить его по родам (белЫЙ и белАЯ, светлАЯ и светлОЕ), числам (онА и онИ, книгА и книгИ), падежам (рукА и рукЕ, рукУ, силА и силЕ, силОЙ). Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.
Нулевое окончание — это такое окончание в изменяемом слове, которое не выражается буквами.
Чаще всего нулевое окончание имеют существительные мужского (брат, конь, долг, миг, крик) и женского (лошадь, печь, речь, грусть) родов.
Нулевое окончание необходимо отличать от отсутствия окончания в словах, которые не изменяются (по этой причине они его и не имеют): высоко, глубоко, трико, адажио и др. Как правило, не имеют окончаний заимствованные слова: кофе, кешью, бра, леди, фрау. Часто заимствованные несклоняемые слова оканчиваются на ударный гласный: пенсне, жалюзи, пальто, галифе, кюре, какаду, шимпанзе и др.
Если ты выделил окончание, то точно можешь определить и основу слова.
Основа — часть слова без окончания.
Затем выделяется корень.
Корень — общая часть близких по значению слов.
Сад, садовый, садовник, посадить — корень сад–.
Рис, рисовый — корень рис–.
Гулять, прогулка, прогулять, прогул — корень гул–.
Слова, которые имеют один корень, называются однокоренными, или родственными.
Чтобы выделить в слове корень, необходимо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Однако следует помнить, что одинаковые корни могут быть у разных по лексическому значению слов (речь и речушка, носить и нос, гора и гореть).
Приставка — это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов (или форм) и находится перед корнем.
Приставок в русском языке очень много — все и не запомнишь. В этом случае необходимо научиться выделять их в словах. Как это сделать? Чтобы выделить в слове приставку, нужно подобрать к нему родственные слова. Часть слова, которая находится перед корнем, и является приставкой:
ЗАрыть (рыть),
Сбросить (бросить),
НЕточный (точный),
БЕСтолковый (толковый).
Суффикс — значимая часть слова, которая находится между корнем и окончанием: городСКой, ручНой, слонЁНОК, морЯК, зонтИК.
Значимые части слов по-разному описываются в различных словарях.
Морфемный словарь — словарь, в котором указывается состав слов, т. е. из каких значимых частей они состоят.
В словообразовательном словаре раскрываются способы образования новых слов.
В этимологическом словаре описывается происхождение слов (из каких языков заимствованы).
Обрати внимание!
1. В составе слов могут выделяться окончание и основа, корень, приставка и суффикс.
2. Состав слов приводится и объясняется в различных словарях.
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, из каких значимых частей
состоят слова. Но прежде я хочу рассказать вам, что натолкнуло меня на разговор
на эту тему. ……
Мне так нравится любоваться природой своего края!
И вот сегодня я, как обычно, гулял в парке. Вдруг я услышал
печальные крики стаи птиц, улетающей на юг.
И вспомнились мне строки из песни, написанной на стихи
Михаила Васильевича Исаковского:
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать…
И действительно, я не люблю покидать пределы своей страны…
Но ведь я всё-таки профессор в области русского языка. И в
этих стихотворных строчках заметил несколько родственных слов. А вы сможете их
найти? Попробуйте. Ну что, получилось? Проверьте, эти ли слова вы нашли.
Вы обратили внимание на то, что слово «летят» я выделил
только один раз?
Ведь во второй раз оно просто повторяется, то есть это то же
самое слово.
А ещё, когда я рассказывал вам о своей прогулке, произнёс
слово «улетающей».
Оно тоже родственное выделенным словам.
У всех этих слов одинаковый корень.
Ох, а это что? Ну вот, опять Вирус Ошибкин всё напутал.
Конечно, у слова «лето» тоже корень -лет-.
Но Вирус забыл правило и сейчас недослушал меня. В
родственных словах не только сам корень должен быть одинаковым, но и его
лексическое значение.
У слов «летят», «перелётные», «улетать», «улетающей»
одинаковый корень -лет- или -лёт- обозначает общее значение, связанное с
полётом.
У слова «лето» такой же корень, но его значение не имеет
ничего общего с полётом.
Слово «лето» обозначает пору года.
Значит, оно не родственное словам «летят», «перелётные»,
«улетать», «улетающей».
А теперь давайте разберём родственные слова из стихотворения
по составу.
Возьмём первое слово – «летят». Сначала выделяем изменяемую
часть слова, то есть окончание. Для этого изменяем слово: лететь, летит, летим.
Окончание в слове «летят» – -ят-. Обозначаем его
прямоугольником. Часть слова без окончания – это его основа. Теперь надо
выделить корень.
Для того, чтобы выделить корень, надо подобрать несколько
родственных слов и найти общую часть.
Но у нас уже есть несколько родственных слов и корень найден.
В слове «летят» он совпадает с основой.
Разбираем слово «перелётные». Находим окончание, изменяя
слово. Перелётная, перелётный. Окончание в нашем слове – -ые-. Основа –
-перелётн-.
Корень мы знаем – -лёт-. Та часть, которая стоит перед
корнем, -пере-, – это приставка. Она выделяется значком в виде прямого угла.
Между корнем и окончанием находится суффикс. Он обозначается острым углом.
Слово «перелётные» разобрали.
Пришло время слова «улетать». Изменяем его: улетаем,
улетаете.
В этом слове окончание -ть, основа – улета-. Корень – -лет-.
Приставка – у-, суффикс – -а-.
Итак, мы вспомнили, как выполнять разбор слов по составу и
то, из каких частей может состоять слово.
А теперь я хочу вам напомнить, что корень, приставка и
суффикс – это те морфемы, которые могут входить в основу и служат для
образования новых слов.
Они являются значимыми частями слова. В корне
заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после
корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без
окончания.
Окончание – изменяемая
значимая часть слова. Оно образует форму слова и служит для связи слов в
словосочетании и предложении.
Кстати, подумайте, друзья мои, слова «перелётные» и «перелётная»
– родственные?
Я уже вижу возмущённые взгляды многих из вас. Ну конечно, это не родственные слова, а одно и то же слово.
Просто разные его формы. Ведь здесь изменилось лишь окончание.
А теперь посмотрите на эти пары слов: Корабль – укор, костюм
– кость
У них есть общая часть. Являются ли эти слова
родственными?..
Конечно, нет! Ведь их лексическое значение абсолютно разное!
Кстати,
слова «корабль» и «костюм» словарные. Их написание надо запомнить.
А
сейчас я предлагаю вам найти группы родственных слов вот в этой скороговорке.
Продавец
в косухе продаёт сухие продукты:
Сухарики,
сушки и сухофрукты.
Сухие
баранки и крекеры есть.
Но
всухомятку не нужно их есть.
Ну
что же, давайте
проверим.
У
слова «продавец» родственным является слово «продаёт», а корень у них –
прода-.
А
вот слово «продукты» хоть и имеет общую часть, но отличается по своему
лексическому значению и родственным не является.
Вторая
группа родственных слов – сухие, сухарики, сушки, сухофрукты, всухомятку.
Корень
у них – -сух- или -суш-, так как здесь встречается чередование согласных. К
этой группе не подходит слово «косуха», имеющее другой корень и другое
лексическое значение.
Ну
что же, подходит к концу наше время. И сейчас я ещё раз хочу напомнить вам,
ребята, что слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.
Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. Они являются
значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех
родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования
новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов
в словосочетании и предложении.
А мне осталось только попрощаться с вами, друзья мои. До
новых встреч!
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот, котёнок.
- С корнем -дуб-: дуб, дубок.
- С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
- С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
- С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
- С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
- С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
- Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
- гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
- лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
- Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
- Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.
Как найти корень в слове?
- Подберите к слову как можно больше родственных слов.
- Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
- снег — снега — снеговик
- мороз — морозы — морозить
- ложка — ложечка
- рукавчик — рукава
- гриб — грибок
- рыбка — рыба
- куст — кусты
- холод — холода
- дождь — дожди
- шубка — шуба
- берёзка — береза
- травка — трава.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:
- веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
- веточный, ветвистый, ветвяной;
- ветвисто;
- ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Тест на тему «Однокоренные слова»
Однокоренные слова %%score%% из %%total%% правильно