Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия для студентов
ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»
Тема: «Изготовление простых и сложных порошков»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Уровень обучения: базовый
Курс: II, семестр 3
Составлено преподавателем Суховой Л.П.,
в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального образования
г. Благовещенск
2018 г.
Рассмотрено на Утверждаю
заседании ЦМК «Фармация»
Протокол № _______ Экспертный совет при
«___» __________ 2018г. информационно-методическом центре
Председатель ЦМК ГАУ АО ПОО АМК
«____»_______________2018 г.
Давыдова О.А._____________
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью оказания помощи студенту в овладении основными знаниями и умениями по изготовлению простых и сложных порошков. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек часто встречаются прописи порошков, как простых, так и сложных. Знание фармацевтом правил изготовления порошков и умение проводить точные расчёты необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Перед началом работы студенту следует внимательно ознакомиться со структурой и содержанием разработки. Для облегчения работы с методической разработкой составлено содержание. В разработку включены контрольные вопросы и ситуационные задачи для проверки уровня подготовки студента к занятию, задания для индивидуального выполнения с алгоритмом действия, ситуационные задачи и тестовые задания для проверки уровня освоения пройденного материала. Для освоения данной темы отводится 270 мин практического занятия.
Содержание:
- Тема занятия, паспорт …………………………………………………………….. 4 стр.
- Содержание занятия ………………………………………………………………. 6 стр.
3. Учебный блок ……………………………………………………………………… 8 стр.
4. Контроль исходного уровня знаний ……………………………………………… 9 стр.
5. Задания для выполнения ………………………………………………………….10 стр.
6. Алгоритм действия по выполнению задания ……………………………………12 стр.
7. Закрепление материала (ситуационные задачи) …………………………………14 стр.
8. Итоговый тестовый контроль …………………………………………………….15 стр.
Практическое занятие № 3
Тема: Изготовление простых и сложных порошков
Цель занятия: Научиться готовить простые и сложные порошки, оформлять их к отпуску и оценивать качество приготовленных лекарственных форм.
Методическая цель: создание условий для формирование навыков изготовления простых и сложных порошков
Образовательная цель: формирование навыков изготовления простых и сложных порошков
Воспитательная цель: воспитание аккуратности, внимательности, понимания важности своей профессии, чувства профессионализма
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление
Планируемые результаты:
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Уметь работать в коллективе
ОК 6. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы
профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета
Студент должен иметь практический опыт: изготовление порошков
По окончании занятия студент должен знать:
— Способы выписывания рецептов на порошки
— Теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в порошках
— Приборы для взвешивания и дозирования порошков
— Правила упаковки и оформления порошков
уметь:
— Оценивать правильность выписывания рецептов
— Рассчитывать количества лекарственных веществ
— Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ
— Осуществлять основные технологические операции (отвесить, измельчить, смешать, упаковать)
— Оформлять лекарственные формы к отпуску
— Заполнять паспорт письменного контроля
— Оценивать качество приготовленной лекарственной формы
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.
Вид занятия: комбинированное
Уровень усвоения: репродуктивный
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.
Материально-техническое обеспечение:
1.Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя
2. Материально-техническое оснащение: лекарственные субстанции, ступки с пестиками, весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы, бумажные пакеты, этикетки
3. Технические средства обучения: доска, телевизор, компьютер, презентация
Внутрипредметные связи:
— Дозирование по массе
— Нормирование качества лекарственных форм
Межпредметные связи:
— Латинский язык (перевод рецептов)
— Фармакология (правила выписывания порошков)
— Организация работы аптек (правила хранения лекарственных средств)
— Знания гигиены
Литература:
1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4.Лекционный материал.
Структура занятия
- Организационная часть — 3 мин.
- Целевая установка – 7 мин.
III. Контроль исходного уровня знаний — 45 мин.
IV. Самостоятельная работа – 180 мин.
V. Закрепление материала – 15 мин.
VI. Дебрифинг (подведение итогов) – 18 мин.
VII. Задание на дом – 2 мин.
Содержание занятия
- Организация начала занятия:
Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение
Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие рабочего дневника, подготовить рабочее место
Время: 3 мин.
- Ознакомление с целями и задачами занятия:
Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Деятельность студента: Озвучить и записать тему занятия, определить цель, что студент должен знать для достижения поставленной цели.
Время: 7 мин.
- Контроль исходного уровня знаний:
Цель: Проверить степень теоретической подготовленности к занятию
Деятельность студента:
- Ответить на контрольные вопросы ( приложение № 1)
- Решить ситуационные задачи (приложение № 2)
Время: 45 мин.
- Самостоятельная работа:
Цель: Сформировать навыки изготовления сложных порошков
Деятельность студента:
1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
2. Под руководством преподавателя:
А) Получить индивидуальное задание (приложение № 3)
Б) Перевести рецепт на латинский язык
В) Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов
Г) Провести необходимые расчеты
Д) Выбрать правильную технологию изготовления и оформления порошка
3. Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):
А) Приготовить порошок согласно прописи рецепта
Б) Заполнить паспорт письменного контроля
В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы
Время: 180 мин.
- Закрепление пройденного материала:
Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний по изготовлению порошков
Деятельность студента:
1. Решение ситуационных задач (работа группами) (приложение № 5)
- Тестовый контроль (приложение № 6)
Время: 15 мин.
VI. Подведение итогов занятия:
Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной работы
Деятельность студента: Сдать преподавателю рабочий дневник, приготовленную лекарственную форму для проверки. Получить оценку за занятие.
Время: 18 мин.
VII. Задание на дом:
Цель: Подготовка к следующему практическому занятию
Деятельность студента: Записать тему и вопросы для подготовки к следующему практическому занятию
Время: 2 мин.
Тема: «Изготовление порошков с сильнодействующими лекарственными средствами»
1.Вопросы для самоподготовки:
- Какие лекарственные средства относятся к списку Б?
- Каковы правила хранения сильнодействующих веществ?
- Каковы правила работы с сильнодействующими веществами?
- Каковы правила смешивания лекарственных веществ в сложных порошках?
- Как проверяют дозы сильнодействующих веществ?
- Как упаковывают и оформляют порошки к отпуску?
- Как проводят оценку качества порошков?
- Решить ситуационную задачу:
В аптеку обратился посетитель с рецептом на изготовление порошков по прописи:
Rp: Phenobarbitali 0,02
Papaverini hydrochloridi 0,03
Glucosi 0,25
M.f.p.
D.t.d. № 10
S. По 1 порошку 2 раза в день
Алгоритм выполнения задания:
— определить разовые и суточные дозы фенобарбитала и папаверина гидрохлорида (сп.Б)
— рассчитать количества лекарственных веществ
— найти общую массу порошков и развеску (массу одного порошка)
Литература для самоподготовки:
1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4.Лекционный материал.
Учебный блок
Порошки – твердая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения и обладающая свойством сыпучести. Порошки бывают простые и сложные, дозированные и не дозированные. К не дозированным порошкам относятся присыпки, вдувания, порошки для приготовления растворов и др. Большинство порошков для внутреннего применения являются дозированными (разделенными на равные дозы) для обеспечения правильности дозировки лекарственных веществ, удобства их приема. Дозированные порошки выписывают в рецептах распределительным или разделительным способом. При распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу и сколько таких доз нужно взять (Da tales doses № ). При разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз нужно разделить изготовленную смесь (Divide in partes aequales № ).
Общие вопросы технологии порошков регламентируются статьей № 565 ГФ Х «Pulveres» («Порошки»).
Основные стадии изготовления порошков: измельчение, смешивание, дозирование, упаковка и оформление.
В условиях аптеки лекарственные вещества измельчают и смешивают с помощью ступки и пестика. Выбор номера ступки зависит от общей порошковой массы, причем оптимальным считается количество препарата, занимающего 1/6 – 1/10 часть объема ступки.
Смешивание имеет место при изготовлении сложных порошков. Если вещества прописаны в равных количествах, то порядок смешивания определяют физико-химическими свойствами веществ. Если вещества прописаны в разных количествах, то смешивание производят по принципу «от меньшего к большему», но перед этим поры ступки затирают веществом, выписанным в большем количестве или имеющим наименьшие потери при растирании.
Дозирование (разделение) порошковой массы производят с помощью ручных аптечных весов.
ФОРМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА
Дата |
Название темы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рецепт (задание) |
Краткие сведения о физико-химических свойствах ингредиента |
Проверка доз, расчет количеств лекарственных и вспомогательных веществ |
Описание способа изготовления лекарственного препарата по стадиям с теоретическим обоснованием |
Оценка качества изготовленного лекарственного препарата. Паспорт письменного контроля |
Тема: Изготовление простых и сложных порошков Приложение № 1
Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы.
- Что собой представляют порошки как лекарственная форма?
- Каковы достоинства порошков как лекарственной формы?
- Каковы недостатки порошков как лекарственной формы?
- Какие требования ГФ ХIII предъявляет к порошкам?
- Как классифицируют порошки по составу, способу применения и дозирования?
- В чем заключается распределительный способ выписывания порошков? Как выглядит запись в рецепте?
- В чем заключается разделительный способ выписывания порошков? Как выглядит запись в рецепте?
- Каковы основные стадии изготовления порошков?
- В каких случаях при выписывании простого порошка лекарственное вещество можно не измельчать дополнительно?
- В каких случаях при выписывании простого порошка лекарственное вещество обязательно измельчают?
- С какого вещества начинают измельчение для затирания пор ступки?
- Каковы правила смешивания лекарственных веществ в порошках, выписанных в равных или приблизительно равных количествах?
- Каковы правила смешивания лекарственных веществ в порошках, выписанных в разных количествах?
- Как осуществляют дозирование порошков?
- Как осуществляют упаковку порошков простых, сложных?
- Каковы правила оформления порошков к отпуску?
- Как проводят оценку качества готовых порошков?
Тема: Изготовление простых и сложных порошков Приложение № 2
Контроль исходного уровня знаний. Ситуационные задачи.
(проверка домашнего задания)
- Выписать простой недозированный порошок магния сульфата для наружного применения (приготовления раствора в домашних условиях)
- Выписать простой дозированный порошок магния оксида по три деци № 20 для внутреннего применения распределительным способом. Предложить технологию изготовления лекарственной формы.
- Выписать распределительным способом сложный порошок № 60, который состоит из глюкозы в количестве три деци и аскорбиновой кислоты в количестве один деци. Сделать необходимые расчеты для приготовления порошков.
- Выписать разделительным способом сложный порошок № 10, который состоит из глюкозы в количестве три грамма и аскорбиновой кислоты в количестве один грамм. Сделать необходимые расчеты для приготовления порошков.
Тема: Изготовление простых и сложных порошков Приложение № 3
Индивидуальные задания для выполнения:
1.Возьми: Натрия салицилата 0,08
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
2. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 5 лет
3. Возьми: Натрия гидрокарбоната 0,2
Натрия хлорида 0,3
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. 1 порошок растворить в стакане воды. Полоскать горло
4. Возьми: Тиамина бромида 0,04
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 7 лет
5. Возьми: Магния сульфата 0,05
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
6.Возьми: Кальция глюконата 0,1
Глюкозы 0,15
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку в день
7. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 6
Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 8 лет
8.Возьми: Цинка оксида 0,1
Крахмала 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. Присыпка
9.Возьми: Фенилсалицилата 0,07
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день
10.Возьми: Калия хлорида 0,2
Глюкозы 0,25
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. 1 порошок растворить в ½ стакана воды. Принимать после еды 1 раз в день
11.Возьми: Кислоты салициловой 0,1
Сахара 0,15
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день
12. Возьми: Натрия салицилата 0,05
Глюкозы 0,2
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
13. Возьми: Кальция глюконата 0,07
Глюкозы 0,15
Смешай, чтобы получился порошок
Дай таких доз № 5
Обозначь. По 1 порошку в день
Тема: Изготовление простых и сложных порошков Приложение № 4
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
Что делать? |
Как делать? |
Контроль |
1. Рассчитать количества лекарственных веществ на все дозы и развеску (массу одного порошка) |
1.1. Определить способ выписывания порошка: — при распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу (порошок) и число выписанных доз; — при разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз эту массу нужно разделить. 1.2. При распределительном способе: — количество каждого вещества, прописанное в прописи рецепта, умножить на число выписанных доз; — полученные массы сложить-получить общую массу; — общую массу разделить на число выписанных доз и получить развеску (А)- массу одного порошка. |
1. Проверить расчеты: 1.1. При распределительном способе сложить выписанные массы отдельных ингредиентов – получить массу одного порошка (А)- развеску. 1.2. В недозированных порошках общая масса равна сумме масс отдельных веществ. |
2. Выбрать оптимальный способ изготовления порошка |
2. Оценить физико-химические свойства прописанных лекарственных веществ, обратить внимание на способ применения порошков. |
|
3. Произвести измельчение и смешивание лекарственных веществ |
3. 1. Если вещества прописаны в разных количествах, затереть поры ступки веществом простого списка, , прописанным в большем количестве, или тем, потери которого при растирании наименьшие. Далее смешать вещества по принципу «от меньшего к большему». 3.2. Если вещества прописаны в равных или примерно равных количествах, кристаллические вещества измельчить в первую очередь. Если физико-химические свойства веществ одинаковы, то порядок смешивания не имеет значения. 3.3. При измельчении и смешивании веществ вращать пестик равномерным круговым движением кисти руки, избегая сильного надавливания. Необходимо периодически порошковую массу снимать скребком со стенок ступки и пестика в центр. |
3. При надавливании пестиком на массу порошка отсутствуют отдельные видимые частицы. Цвет массы однородный. |
4. Провести дозирование порошковой массы |
С помощью ручных аптечных весов, разновеса и капсулаторки развесить порошковую массу на равные дозы: на левую чашку поместить разновес, соответствующий массе одного порошка (развеску), на правую насыпать порошковую массу. Под правую чашку положить капсулу. |
4. Отклонения в массе отдельных доз не превышают допустимые нормы |
5. Упаковать отдельные дозы порошка |
5. Отдельные дозы порошка поместить в центр вощеных или парафинированных капсул и завернуть согласно инструкции. Все дозы сложить по 3-5 и уложить в бумажный пакет. Недозированные порошки в зависимости от массы и физико-химических свойств веществ поместить в баночку, простой пакет. |
5. Порошки упакованы в соответствии со свойствами прописанных веществ, при переворачивании капсул порошок не просыпается. Отдельные дозы аккуратно уложены в бумажный пакет. |
6. Оформить приготовленные порошки к отпуску |
6. На бумажный пакет, банку наклеить основную этикетку в зависимости от способа применения, «Внутреннее» или «Наружное», на которой указать № рецепта, аптеки, Ф.И.О. больного, способ применения, дату изготовления, цену. При необходимости наклеить дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте»). Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, аптеки, перечислением наименований и количеств взятых лекарственных веществ в порядке их использования. Указать общую массу, массу одного порошка и число доз, подпись приготовившего. |
6. Основная этикетка соответствует способу применения порошков. Дополнительные этикетки отражают свойства прописанных веществ. Заполнен ППК. |
Алгоритм упаковки порошков
Тема: Изготовление простых и сложных порошков Приложение № 5
Закрепление материала. Решение ситуационных задач.
(работа группами, рекомендуемое время – 5 минут)
- В аптеку поступил рецепт:
Rp: Amyli 3,0
Zinci oxydi 1,5
Talci 6,0
Misce, fiat pulvis
D.S. Пудра
Фармацевт приготовил порошок согласно прописи, упаковал в баночку с навинчивающейся крышкой. Оформил этикеткой «Наружное» и предупредительной «Обращаться осторожно». Все ли правильно сделал фармацевт? Ответ обоснуйте.
- При изготовлении сложных порошков первым в ступке был измельчен рибофлавин, затем глюкоза. Порошки были упакованы в пергаментные капсулы. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
- В аптеку поступил рецепт:
Rp: Phenobarbitali 0,1
Phenacetini
Analgini ana 0,25
M.f.p.
D.t.d. № 10
S. По 1 порошку 2 раза в день
Выберите вещество, которое будет измельчаться первым. Ответ обоснуйте.
- В аптеку поступил рецепт:
Rp: Dimedroli 0,5
Glucosi 3,5
Divide in partes aequales № 20
S. По 1 порошку 2 раза в день
Рассчитать общую массу и массу одного порошка.
- В аптеку поступил рецепт на порошки, содержащие панкреатин, для вдыхания носом. Практикант растер лекарственное вещество, упаковал в вощеные капсулы, поместил в бумажный пакет и оформил этикеткой «Внутреннее». Дайте критическую оценку действиям практиканта.
- При получении рецепта на изготовление лекарственной формы практикант сделал необходимые расчеты, заполнил лицевую сторону паспорта письменного контроля, приготовил порошки согласно прописи, упаковал, оформил. Провизор-технолог сделал ему замечание. Почему? Ответ обоснуйте.
Учебный материал
Порошки
—
официальная лекарственная форма для
внутреннего и наружного применения,
состоящая из одного или нескольких
измельченных веществ и обладающая
свойством сыпучести.
Различают
порошки простые, состоящие из одного
ингредиента, и сложные, состоящие
из двух и более ингредиентов, разделенные
на отдельные дозы (дозированные)
и не разделенные (недозированные).
Сложные порошки готовят с учетом свойств
ингредиентов и их количеств.
Приготовление порошков состоит из
следующих технологических стадий:
-
измельчение;
-
просеивание (для присыпок и нюхательных
порошков); -
смешивание;
-
дозирование;
-
упаковка и оформление к отпуску;
-
оформление
паспорта письменного контроля (ППК); -
опенка качества порошков.
Предварительно
производят расчет количества ингредиентов
и отвешивание их на весах.
Расчет количества ингридиентов
При
распределительном способе прописывания
для расчета количеств ингредиентов
порошков необходимо однократные дозы,
указанные в рецепте, умножить
на число доз.
При
разделительном способе прописывания
порошков следует взять количества
ингредиентов,
указанные в рецепте.
Отвешивание ингридиентов
Рассчитанные
количества ингредиентов отвешивают на
ручных весах типа ВР-1 (ВСМ-1), ВР-5 (ВСМ-5),
ВР-20 (ВСМ-20), ВР-100 (ВСМ-100) или тарирных
весах ВКТ-1000 в зависимости от массы.
В
соответствии с массой взвешиваемого
ингредиента порошка следует выбрать
весы,
у которых минимальная и максимальная
нагрузки соответственно не больше и не
меньше массы отвешиваемого вещества.
Перед взвешиванием весы следует
осмотреть, протереть
чистой салфеткой (а в начале каждой
смены — спирто-эфирной смесью 1:1),
убедиться
в их равновесии в ненагруженном состоянии.
Под правую чашку ручных весов
подложить лист чистой бумаги (капсулу).
Лекарственные
вещества взвешивают, насыпая их
непосредственно на правую чашку
весов.
При
взвешивании название лекарственного
вещества провизор читает трижды: снимая
штанглас с вертушки, при определении
массы, при возвращении штангласа на
место.
Подсчет массы гирь производится дважды:
в начале взвешивания и по его окончании.
Лекарственные вещества переносят на
чашку весов непосредственно из
штангласа, добавляя их небольшими
порциями, покачивая наклоненный штанглас
и постукивая
по нему указательным пальнем. При
взвешивании штанглас держат этикеткой
вверх, чтобы в случае попадания вещества
на наружную его поверхность этикетка
не была испачкана. Лишние количества
лекарственных веществ возвращают с
помощью
капсулаторки или совочка в штанглас.
После взвешивания с весов
сначала снимают разновес, затем отвешенное
вещество.
Горлышко и пробку штангласа после
отвешивания вещества вытирают марлевой
салфеткой.
Измельчение и смешивание
Измельчение
и смешивание веществ в аптеке осуществляется
в ступках или различных аппаратах,
позволяющих механизировать процесс
приготовления порошков (механические
ступки, аппарат М. X.
Исламгулова, кофейные мельницы и т.п.).
Обычно
обе эти операции производят одновременно.
Размеры
и форма ступок отличаются большим
разнообразием. Наиболее широко
используются
фарфоровые ступки, выпускаемые семи
номеров. При выборе ступки необходимого
номера ориентируются на оптимальные
загрузки ступок. Общая масса порошка
должна быть близка к оптимальной загрузке
и не должна превышать максимальную
загрузку ступки. При подсчете общей
массы порошков, в состав которых
входят легкие (легкораспыляющиеся)
вещества, обладающие малой насыпной
массой,
их количество удваивается.
Приготовление
сложных порошков начинают с выбора
ступки, руководствуясь
оптимальной загрузкой ступки.
При
отсутствии специальных указаний в
частных ФС лекарственные вещества в
соответствии
с требованиями ГФ XI
изд. измельчают до размера частиц не
более 0,160 мм.
Лекарственные
вещества помещают в ступку в том порядке,
который определяет технология
приготовления сложных порошков.
Первыми в ступке измельчают:
-
трудноизмельчаемые
лекарственные вещества в присутствии
вспомогательной жидкости
(спирта или эфира: спирта берут 5-10 капель
на 1,0 г вещества; эфира -10-15
капель); -
вещества, которые меньше теряются в
порах ступки; -
индифферентные вещества.
При
изготовлении сложных порошков необходимо
учитывать такие свойства лекарственных
и вспомогательных веществ, как размер
и форма кристаллов, растворимость в
этаноле, способность к адсорбции,
способность распыляться, летучесть,
наличие запаха.
Последовательному
измельчению и смешиванию всегда
предшествует стадия предварительного
измельчения вещества, которое меньше
всего теряется в порах ступки, т.е.
вещества с самым низким значением
относительной потери.
Сильно
теряются в порах ступки ксероформ,
кислота салициловая, висмута нитрат
основной, барбамил, спазмолитин,
амидопирин, бутадион, цинка оксид,
кислота бензойная, кислота ацетилсалициловая.
Мало теряются в порах ступки глюкоза,
кислота аскорбиновая, кальция карбонат,
кальция лактат, натрия гидрокарбонат,
кодеин, кодеина фосфат, резорцин,
антипирин, танин.
Значения
абсолютной и относительной потери
некоторых веществ при измельчении в
ступке №1 приведены в справочной таблице
ГФ. С увеличением размера ступки потеря
вещества увеличивается пропорционально
коэффициенту рабочей поверхности
ступки.
При
отсутствии в таблице значения потери
одного или нескольких веществ прописи
последовательность измельчения и
смешивания ингредиентов сложных порошков
будет зависеть от следующих показателей:
Наличие трудноизмельчаемого вещества;
Физико-химических свойств веществ
(характера кристаллов, способность к
адсорбции, консистенции, способности
распыляться).
Лекарственные
вещества, содержащие большое количество
кристаллизационной
воды (кристаллогидраты), в сложные
порошки вводят в высушенном
виде (натрия сульфат, магния, сульфат и
др.) во избежание спекания или, наоборот,
отсыревания смесей при хранении.
Легкораспыляющиеся
вещества, имеющие малую насыпную массу
(магния
оксид,
магния карбонат, кальция карбонат и
др.), добавляют в ступку в последнюю
очередь.
Их смешивание с остальными ингредиентами
не должно быть продолжительным,
иначе это может привести к излишним
потерям «пылящего» вещества.
В тех
случаях, когда в рецепте совместно с
легкораспыляющимися веществами выписано
вещество, потери которого в порах ступки
велики, то приготовление порошка
нужно начинать все же с «пылящего». При
этом отвешивают все его количество,
а в скупку помещают небольшую часть,
достаточную для «затирания» пор ступки;
остальное количество добавляют в
последнюю очередь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание:
Тема №1. Определение, характеристика, классификация, технология, упаковка
Тема №2. Сложные порошки
Тема №3. Порошки с тритурациями
Тема №4. Порошки с красящими веществами
Тема №5. Порошки с трудноизмельчаемыми веществами
Тема №6. Порошки с экстрактами
Тема №7. Примеры рецептов
Тема №1. Определение
Порошки (Pulveris) ГФ XI, вып.2 — твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, состоящая из одного или нескольких измельченных веществ и обладающая свойством сыпучести.
Характеристика лекарственной формы (далее ЛФ):
Данная ЛФ — твердая, для внутреннего или наружного применения, простая или сложная, порошки.
Свойства ингредиентов — белый, аморфный порошок, растворимый в воде. Если из списка Б — проверка доз.
Плюсы ЛФ:
- несложность приготовления
- портативность (мало места занимают)
- высокая устойчивость при хранении
- легко и точно дозируются
- дешевы в изготовлении
- универсальность состава
Минусы ЛФ:
- медленнее начинают действовать по сравнению с растворами
- могут изменяться свойства при хранении (могут быть гигроскопичны, выветриваться, на свету разрушаться)
- оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки
- имеет значение вкус, запах
Классификация:
По составу:
- Простые (Pulveres simlices) — из одного ингредиента
- Сложные — из двух и более ингредиентов
По характеру дозировки:
- дозированные
- недозированные
По применению:
- для внутреннего
- для наружного
Измельченность порошков определяется соответствующим размером отверстия сита, через которое полностью проходит измельченный порошок.
По измельченности различают:
- крупные;
- среднекрупные;
- среднемелкие;
- мелкие;
- мельчайшие;
- наимельчайшие.
Порошки, для которых не указана измельченность, должны иметь размер частиц не более 0,150 мм. Для определения измельченности порошков проводят ситовой анализ с помощью сит с размерами отверстий, которые указаны в таблице ГФ XI.
Требования по ГФ (государственной фармакопее):
- Сыпучесть
- Однородность ( целлулоидной пластинкой собираем измельченный порошок в центр ступки, надавливанием пестика на порошковую массу (25 см до глаз), не должно быть блесток и вкраплений)
- Допустимые нормы отклонений в массе отдельных доз (см ГФ п.2.4 №305)
Отклонения в массе порошков
Масса, граммы Отклонения, % до 0,1 +/- 15 0.11 — 0.3 +/-10 0.31-1.0 +/-5 >1.0 +/-3 - Цвет, вкус, запах соответствуют ингредиентам
- Оформление должно соответствовать
- Порошки, применяемые для лечения ран, слизистых, кожи, для новорожденных и детей до 1 года, должны быть стерильны и готовится в асептических условиях
Способы выписывания:
Раздельные порошки могут выписываться распределительным способом, т.е. лекарственные вещества выписываются на 1 дозу и указывается общее количество доз.
Разделительный способ: лекарственные вещества (далее ЛВ) выписываются на все дозы ( разделить на равные дозы №…)
Технология приготовления, стадии:
1.Подготовительная (проводим подготовительные операции согласно приказу №309)
В условиях аптеки ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ стадия при получении сложных порошков состоит из операций подготовки рабочего места, расчета количества совместимых ингредиентов, определения их соотношения, выбора ступки, отвешивания ингредиентов на ручных весах типа ВР-1, ВР-5,ВР-20, ВР-100, и весах технических (тарирных) типа ВКТ в соответствии с минимальной и максимальной нагрузкой весов. Перед взвешиванием чашки весов протирают спирто-эфирной смесью (1:1).
2.Отвешивание
3. Измельчение ЛВ
В ступку ЛВ помещают с учетом правил.
Измельчая вещества в ступке, пестик вращают кистью руки без участия плечевого и локтевого суставов. Ступку держат левой рукой, плотно прижимая к столу. При измельчении небольшое количество лекарственных веществ теряется в порах ступки. Заполняет поры ступки вещество, растираемое первым.
Первым для затирания пор ступки помещают ЛВ с относительно меньшими потерями или вещество общего списка (индифферентные), или вещество, прописанное в больших количествах. Для получения однородных смесей соотношение веществ должно быть не более 1:20.
Пример:
Пиридоксина гидрохлорида 0,02
Сахар 0,4
D.t.d. №10Соотношение 1:20 (0,4:0,02)Следовательно, рассчитанную массу глюкозы (4 г) помещают в ступку, растираем, отсыпаем на капсулу, оставив в ступке примерно 0,2. Добавляем 0,2г пиридоксина гидрохлорида, растираем. Частями добавляем с капсулы глюкозу, измельчаем, смешиваем. Проверяем на однородность, развешиваем по 0,42 г. Рассчитываем отклонения в массе порошков (используем правила креста).В соответствии с таблицей 0,42г +/-5%0,42 — 100%Х — 5%Х = (0,42*5)/100 = 0,0210,42 +/- 0,021от 0,399 г до 0,44 г
4.Смешивание
В условиях аптечного производства стадии ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ и СМЕШИВАНИЯ проводятся одновременно в ступках или на малогабаритном технологическом оборудовании. В ступку лекарственные вещества помещают с учетом правил приготовления сложных порошков — первым для затирания пор ступки вещество с наименьшими относительными потерями или вещество общего списка при наличии других веществ списков А или Б. Для получения однородных смесей соотношение веществ должно быть не более, чем 1:20, при смешивании с веществом списка А — 1:1.
5.Просеивание (для присыпок, вдуваний)
Стадия ПРОСЕИВАНИЯ осуществляется только при получении присыпок, глазных порошков в аптеке. Кристаллические порошки для растворения больными перед употреблением должны быть среднемелкими, среднекрупными (0,2-0,3 мм), а присыпки и глазные порошки — тонкими (0,1 мм). В отличие от аптеки, где просеивают смесь порошков, в заводских условиях просеивают каждый компонент по отдельности, после чего смешивают.
6.Дозирование
Дозирование (Divisio) — это разделение порошковой массы на отдельные равные дозы.
Точность дозирования зависит от правильности и чувствительности весов, правильного взвешивания, однородности порошковой смеси.
В аптечной практике дозирование порошков проводится обычно при помощи ручных аптечных весов что является трудоемким процессом и требует определенных навыков.
В соответствии с требованиями ГФ ХI отклонения в массе порошков не должны превышать значений, приведенных ранее в таблице.
7.Упаковка и оформление к отпуску
Упаковка и оформление к отпуску порошков осуществляется в соответствии с их физико-химическими свойствами.
Если вид упаковки не указан в рецепте, то порошки следует отпустить в бумажных капсулах. Сорт капсул зависит от свойств ингредиентов:
1. Проклеенная бумага – капсулы из такой бумаги используются для упаковки негигроскопичных и нелетучих порошков.
2. Вощеная или парафинированная бумага – проклеенная бумага, пропитанная воском или парафином, не пропускает влагу и газы. Удобна для упаковки гигроскопичных веществ (эуфиллин) и веществ, изменяющихся под действием кислорода воздуха.
3. Пергаментная бумага – проклеенная бумага, обработанная серной кислотой, которую отмывают, а пергамент высушивают. Рекомендуется для упаковки порошков, содержащих ментол, камфору и другие летучие, растворимые в воске и парафине вещества.
Каждую отдельную дозу порошка высыпают на заранее разложенные рядами бумажные капсулы, которые берут по числу прописанных порошков, а потом заворачивают.
Заполненные капсулы складывают по три (пять) для удобства счета и помещают в бумажный пакет или коробочку.
Иногда, по указанию врача, порошки красящие, неприятно пахнущие, с неприятным вкусом веществ может быть упакован в желатиновые твердые капсулы с крышечкой.
Оформление готовой продукции в аптеке проводят согласно Методических рекомендаций «Единые правила оформления лекарств в аптеках».
Порошки, приготавливаемые в аптеках, оформляют основной этикеткой «Порошки». При необходимости наклеивают предупредительную этикетку: «Сохранять в сухом, прохладном, защищенном от света месте».
8.Оценка качества
NB!!!!! Оценка качества порошков включает опросный, физический, органолептический, химический (выборочно) контроль и контроль при отпуске.
При оценке качества порошков производится прежде всего
- Анализ документации (рецепта, ППК),
- проверка совместимости лекарственных средств,
- проверка доз лекарственных веществ сильнодействующих и ядовитых и нормы отпуска наркотических лекарственных средств.
- Проверяют соответствие цвета, вкуса, запаха свойствам входящих лекарственных веществ
- Определяют отклонение в массе от дельных доз допустимым нормам.
- Однородность проверяют после нажатия головкой пестика на массу порошка (на расстоянии 25 см от глаза не должно быть видимых отдельных частиц, блесток). Сыпучесть проверяют пересыпанием порошка из одной капсулы в другую, при этом не должно быть его комкования.
- Проверяют оформление порошков — соответствие этикеток, упаковки.
- Качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются порошки для новорожденных, внутриаптечная заготовка, выборочно порошки по индивидуальным рецептам или требованиям лечебно-профилактических учреждений. Особое внимание уделяется порошкам, содержащим наркотические средства и вещества списка А, а также порошкам для детей.
Хранение
В упаковке, предохраняющей от внешних воздействий и обеспечивающей стабильность препарата в течение указанного срока годности, в сухом и, если необходимо, прохладном, защищенном от света месте.
Технология простых порошков
Состоит из отвешивания, иногда измельчения и просеивания. Препараты, предназначенные для полоскания, отпускаются неизмельченными. Если порошки простые, недозированные, то отсутствует стадия дозирования. Если не требуется регламентированный размер частиц веществ, то просеивание опускают.
Пример:
Rp.: Natrii sulfatis 25.0
D.S. Растворить в 1/2 стакана воды.
Данная ЛФ — твердая, простая, для внутреннего применения, недозированные порошки.
Натрия тиосульфат — кристаллический, выветривающийся на воздухе порошок.
Технология: Отвешивают 25 г натрия тиосульфата, отпускают в стеклянных банках.
Трудноизмельчаемые порошки делят на 2 группы:
- камфора, ментол, йод, пентоксил, тимол, фенилсалицилат — измельчаются со спиртом, эфиром медицинским (10 капель на 1 г, 15 капель на 1 г соответственно) до улетучивания. Расчет количества капель записывают на обороте паспорта письменного контроля (далее ППК).
- борная кислота (8-10 капель), стрептоцид (5 капель), натрия тетраборат, салициловая кислота (5 капель — спирта 96%, 8 капель — эфира медицинского)
Красящие вещества: фурацилин, рибофлавин, этакрициина лактат
Пахучие: йодоформ, камфора, ментол.
Тема №2. Сложные порошки
Могут включать ЛВ с различными физико-химическими свойствами. Количественные соотношения ингредиентов в сложных порошках нередко варьируют в широких пределах.
NB!!!!! Лекарственные вещества сложного порошка выписаны в равных или примерно равных количествах (соотношение в массе не превышает 1:5).
В этом случае возможны два варианта смешивания.
- Если физико-химические свойства лекарственных веществ приблизительно одинаковы, то их смешивают с учетом величины потерь при растирании в ступке
2. Если физико-химические свойства лекарственных веществ различны, то смешивание и измельчение начинают с крупнокристаллического вещества, а затем к нему добавляют мелкокристаллические.
NB!!!!! Лекарственные вещества сложного порошка выписаны в различных количествах (соотношение в массе более 1:5).
В этом случае порядок приготовления порошка следующий:
- Первым измельчают лекарственное средство, входящее в большем количестве и имеющее меньшие потери в порах ступки.
- Затем измельченный порошок высыпают на капсулу, оставляя в ступке небольшое количество (примерно столько, сколько будет следующего ингредиента).
- Смешивание начинают с ингредиента, прописанного в наименьшем количестве, постепенно добавляя остальные вещества в порядке возрастания прописанных количеств, учитывая кристаллическую структуру и распыляемость лекарственных веществ.
NB!!!!! Измельчение следует начинать с того вещества, потери которого в порах ступки наименьшие.
NB!!!!! Если в прописи нет вспомогательного вещества (сахар), измельчение следует начинать с того вещества, которое выписано в большем количестве и менее всего теряется в порах ступки.
NB!!!!Такие лекарственные вещества, как цинка оксид, магния оксид, кислота ацетилсалициловая, магния карбонат и другие, при растирании плотно прилипают к стенкам ступки и спрессовываются, поэтому их рекомендуют растирать осторожно, без особых усилий.
NB!!!!! Аморфные вещества (тальк, магния оксид, крахмал и др.) смешивают с порошковой массой без дополнительного измельчения.
NB!!!!!Легковесные вещества (распыляющиеся) во избежание потерь вводят в смесь в последнюю очередь. (магния оксид, магния нитрит, крахмал, тальк, кальция нитрат).
Пример №1:
Rp.:Bismuthi subnitratis
Magnesii oxydi aa 0.25
Misce fiat pulvis
D.t.d. №12
Signa: По 1 порошку 3 раза в день
Оборотная сторона ППК:
Висмута субнитрат 0,25*12 = 3 г
Оксид магния 0,25*12 = 3 г
Масса общая (m) = 3+3 = 6г
Масса одного порошка (p1) = 6/12 = 0,5
Лицевая сторона ППК:
Bismuthi subnitras 3.0
Magnesii oxydum 3.0
__________________________
m = 6.0
p1 = 0.5 №12
Приготовил:
Расфасовал:
Проверил:
Технология: Отвешиваю на ручных весах 3 грамма висмута субнитрата, тщательно растирают в ступке, после чего добавляют при перемешивании в несколько приемов 3 грамма магния оксида. Проверяем на однородность. Развешиваем по 0,5г в вощеные капсулы.
Этикетка:
Пример №2:
Rp.: Dibazoli 0.01
Sachari 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 2 раза в день
Если препарат из списка Б для детей, то проверяем дозы
Оборотная сторона ППК:
Дибазол 0,01*10 = 0,1 г
Глюкоза 0,2*10 = 2 г
Масса общая (m) = 2+0,1 = 2,1г
Масса одного порошка (p1) = 2,1/10 = 0,21 г
Лицевая сторона ППК:
Sacchari 2.0
Dibazol 0.1
__________________________
m = 2.1
p1 = 0.21 №10
Приготовил:
Расфасовал:
Проверил:
Технология: Проводят подготовительные операции согласно приказу №309. Проверяют дозы ЛП. Порошки выписаны в количественном соотношении 1:20. Отвешивают на ручных весах 2 грамма глюкозы, тщательно растирают в ступке, высыпают на капсулу, оставив примерно 0.1 грамм. Отвешиваем 0,1 грамм дибазола и высыпаем в ступку, растираем. Измельчаем, смешиваем, добавляем в несколько приемов растертый сахар, еще раз смешиваем. Проверяем на однородность. Развешиваем по 0,21 г в вощеные капсулы.
Этикетка:
Тема №3. Порошки с тритурациями
Если в порошках прописываются вещества списка А и Б в количествах менее 0,05г (на всю массу), то должны быть использованы их тритурации.
Тритурации — это смеси с индифферентными веществами (1:10 или 1:100)
Это вызвано необходимостью обеспечения точности дозирования таких веществ.
В качестве разбавителя используют молочный сахар, так как он не гигроскопичен и близок по плотности к веществам списка А, Б.
Обычно тритурации из веществ списка А, дозированных в мг или долях мг, готовят в соотношении 1:100, т.е. из 1 грамма вещества готовят 100 грамм тритурации (1 г вещества + 99 г молочного сахара). Из веществ, дозированных в сантиграммах, готовят тритурации в соотношении 1:10.
Готовят по общим правилам приготовления порошков.
Для уменьшения расслаивания их хранят в небольших банках, иногда перемешивают (раз в 5 дней).
Оформление тритураций:
Trituratio Atropini sulfatis 1:100
1 г Atropini sulfatis + 99 г Sacchari lactis
(0.001 г Atropini sulfatis = 0,1 г тритурации)
Срок годности: 15 и 30 дней (10 дней)
Пример №1:
Rp.: Atropini sulfatis 0.0005
Sacchari 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день
Атропина сульфат — препарат списка А, находится на ПКУ, поэтому проверяем дозы.
ВРД 0,001
ВСД 0,003
______________
Дозы не завышены
Оборотная сторона ППК:
Атропина сульфат 0,0005*10 = 0,005
Сахар 0,25*10 = 2,5
Масса общая = 2,505
р1 = 2,505/10=0,25
Т.к. на всю массу порошка препарата списка А выходит меньше 5 санти г (0,05), то используем тритурацию 1:100. Для того, чтобы не увеличивать развеску, т.к. в тритурации содержится сахар, то уменьшаем количество сахара при использовании тритурации. При использовании тритурации 1:100 при расчете из прописанного сахара можно отнять всю массу тритурации.
M(атропина) = 0,005*100=0,5 г
М(сахара) = 2,5-0,5=2,0 г
Масса общая = 2,5
р1 = 2,5/10=0,25
Технология:
Атропин получают у провизора-технолога, т.к. ПКУ. Делают отметку в ППК о получении и в рецепте.
Приготовление начинают с тщательного растирания сахара, отсыпаем на капсулу, оставив в ступке примерно 0,5 г. Вносят в ступку 0,5г тритурации, после перемешивания добавляют оставшуюся часть сахара. Проверяем на однородность, развешиваем по 0,25 г.
Этикетка: «Обращаться с осторожностью» и опечатывается.
Выписываем сигнатуру.
Пример №2:
Rp.: Platiphyllini hydrotartratis 0.003
Papaverini hydrochloridi 0.02
Analgini 0.1
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Проверяем дозы:
Платифиллина г/т
ВРД — 0,01 ЛРД — 0,003
ВСД — 0,03 ЛСД — 0,009
Папаверина г/х
ВРД — 0,2 ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6 ЛСД — 0,06
Анальгин
ВРД — 1,0 ЛРД — 0,1
ВСД — 3,0 ЛСД — 0,3
Дозы не завышены
Оборотная сторона ППК:
Масса (платифиллина) = 0,003*10=0,03 г
М (папаверина) = 0,02*10=0,2 г
М (анальгина) = 0,1*10 = 1 г
Т.к. платифиллина выписано меньше 0,05 г, то используем тритурацию 1:10.
М(тритурации) = 0,03*10 = 0,3 г, т.е. м (платифиллина)=0,03г, м (сахара) = 0,27 г
М (общая) = 0,3+0,2+1=1,5г
р1 = 1,5/10 = 0,15 г
Смешивание происходит в следующем порядке: анальгин + тритурация + папаверина гидрохлорид.
Тема №4. Порошки с красящими веществами
Красящие вещества:
- бриллиантовый зеленый
- метиленовый синий
- калия перманганат
- фурацилин
- этакридина лактат
- рибофлавин
- индигокармин
Чтобы меньше загрязнять ступку и пестик и быстрее получить однородную смесь, то сначала растирают неокрашенный препарат. Затем его высыпают на капсулу, оставив немного порошка в ступке. К нему добавляют отвешенное количество красящего вещества, на который сверху насыпают слой неокрашенного порошка, тщательно перемешивают.
Пример:
Rp.: Riboflavini 0.005
Acidi ascorbinici 0.05
Sacchari 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Оборотная сторона ППК:
М (рибофлавина) = 0,005*10=0,05
М(аск.кислоты) = 0,05*10 = 0,5
М(сахара) = 0,2*10 = 2
М(общая) = 0,05+0,5+2 = 2,55
р1 = 2,55/10 = 0,255 №10
Технология:
Первым в ступку помещается сахар, т.к. прописано в большем количестве, затем добавляем рибофлавин, т.к. красящее вещество (отдельные ступка, весы, место) по принципу «слоеного пирога» между слоями неокрашенных веществ.
Растерев 2 грамма сахара, большую часть отсыпаем на капсулу, оставив примерно 0,05 г, добавляем рибофлавин, а сверху аскорбиновую кислоту, перемешиваем. Добавляем в несколько приемов растертый сахар с капсулы до однородности. Развешиваем по 0,25 г в вощеные капсулы.
Срок годности: 10 дней.
Тема №5. Порошки с трудноизмельчаемыми веществами
Пример №1:
Rp.: Camphorae 0.1
Sacchari 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Оборотная сторона ППК:
М(камфоры) = 0,1*10 = 1г
Количество спирта = 10 капель на 1 г
М(сахара) = 0,25*10 = 2,5 г
М(общая) = 1+2,5=3,5 г
р1 = 3,5/10 = 0,35 г
Лицевая сторона ППК:
Saccharum 2.5
Spiritus Aethylicus 95% gtts 10
Camphora 1.0
Технология:
Трудноизмельчаемые вещества растираем со спиртом (8-10 капель на 1 г) — добавляют в пустую ступку.
Вначале в ступке тщательно растирают сахар и высыпают весь на капсулу. Затем добавляют 1 г камфоры растирают с 10 каплями спирта, после добавляют в несколько приемов при тщательном перемешивании растертый сахар.
В подсчете общей массы порошков спирт не учитывается, т.к. растирание проводим до улетучивания спирта. Развешиваем по 0,35 г в пергаментных капсулах.
Срок годности: 10 дней (эффект Ребиндера — расклинивающееся действие).
Пример №2:
Rp.: Papaverini hydrochloridi 0.02
Dimedroli 0.03
Camphorae 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №5
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Проверка доз:
Папаверина г/х
ВРД — 0,2 ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6 ЛСД — 0,06
Димедрол
ВРД — 0,1 ЛРД — 0,03
ВСД — 0,25 ЛСД — 0,09
Дозы не завышены
Оборотная сторона ППК:
М (папаверина) = 0,02*5=0,1 г
М (камфоры) = 0,2*5 = 1
Количество спирта на 1 г камфоры = 10 капель
М (димедрола) = 0,03*5=0,15
М (общая) = 0,1+0,15+1 = 1,25 г
р1 = 1,25/5 = 0,25
Лицевая сторона ППК:
Spiritus Aethylicus 95% gtts 10
Camphora 1,0
Papaverini hydrochloridum 0.1
Dimedrol 0.15
Последовательность смешивания: измельчаем камфору с 10 каплями спирта, затем добавляем папаверина гидрохлорид, димедрол, смешиваем, дозируем, упаковываем в пергаментные капсулы.
Тема №6. Порошки с экстрактами
Техника приготовления определяется их консистенцией. Используется сухой (1:2), густой и раствор сухого экстракта (1:2).
Пример №1
Порошки с сухими экстрактами готовят по общим правилам приготовления порошков.
Rp.: Extracti Belladonnae 0.015
Bismuthi subnitratis 0.2
Magnesii oxydi 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Экстракт красавки — препарат списка Б, проверяем дозы.
Оборотная сторона ППК:
М (красавки) = 0,015*10 = 0,15
М (висмута) = 0,2*10=2
М(магния) = 0,25*10=2,5
М(общая) = 0,15+2+2,5=4,65 г
р1 = 4,65/10=0,465
Т.к. выписан экстракт сухой, то в расчетах учитываем, что он 1:2, поэтому массу экстракта белладонны увеличиваем в 2 раза. В результате чего увеличивается развеска.
М (экстракта) = 0,15*2 = 0,3 г
М(общая) = 0,3+2+2,5=4,8
р1 = 4,8/10=0,48
Технология:
В ступке тщательно растираем висмута субнитрат 2 грамма, высыпаем на капсулу, оставив примерно 0,3 г. Добавляем экстракт красавки 0,3 г, растираем, при перемешивании добавляем в несколько приемов висмут, в конце добавляем магния оксид, перемешиваем. Развешиваем по 0,48 г в вощеные капсулы.
Пример №2
При использовании густого экстракта: отвешивают на кружке фильтровальной бумаге и переносят на головку пестика. Для отделения бумаги от головки пестика ее смачивают несколькими каплями 20% спирта.
Затем экстракт растирают пестиком в ступке с несколькими каплями 20% спирта, после чего добавляют сухие компоненты. Для облегчения работы в аптеках готовят растворы густого экстракта (1:2).
100 г густого экстракта растворяют в смеси из 60 г воды, 10 г 90% спирта и 30 г глицерина. Хранить не более 15 суток. Основное свойство — сыпучесть.
Висмута субнитрат растерли, добавили раствор красавки, затем магния оксид.
Пример №3
Порошки с раствором сухого экстракта.
Rp.: Extracti Belladonnae 0.015
Papaverini hydrochloridi 0.02
Sacchari 0.3
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Проверка доз:
Папаверина г/х
ВРД — 0,2 ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6 ЛСД — 0,06
Экстракт красавки
ВРД — 0,05 ЛРД — 0,015
ВСД — 0,15 ЛСД — 0,04
Дозы не завышены
Оборотная сторона ППК:
М (экстракта) = 0,015*10 = 0,15 г
М (папаверина) = 0,02*10=0,2 г
Мбезв. (глюкозы) = 0,3*10= 3 г
Из густого экстракта готовят раствор сухого экстракта 1:2, путем растворения его в смеси 6 частей воды, 3 частей глицерина и 1 части спирта этилового 96%.
М (экстракта) = 0,15*2=0,3 г
М (общая) = 0,3+0,2+3=3,5 г
р1 = 3,5/10 = 0,35 г
Технология: сначала добавляем сахар (для затирания стенок), затем папаверина гидрохлорид, потом снова сахар, в самом конце экстракт красавки по каплям.
Тема №7. Примеры рецептов.
Пример №1:
Rp.: Dimedroli 0.01
Riboflavini
Thiamini bromidi ana 0.02
Acidi nicotinici 0.03
Calcii gluconatis 0.3
Acidi ascorbinici 0.15
M.f. pulvis
D.t.d. №30
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Димедрол — список Б, требуется проверка доз. (на оборотной стороне ППК)
Оборотная сторона ППК:
М(димедрола) = 0,01*30=0,3 г
М(рибофлавина) = 0,02*30=0,6
М(тиамина) = 0,02*30=0,6
М(никотин) = 0,03*30=0,9
М(кальция глюк.) = 0,3*30=9г
М(аскорб) = 0,15*30 = 4,5 г
Мо = 0,3+0,6+0,6+0,9+9+4,5=15,9 г
р1 = 15,9/30 = 0,53 г
Лицевая сторона ППК:
Calcii gluconatis 9,0
Dimedroli 0,3
Riboflavini 0,6
Thiamini bromidi 0,6
Acidi nicotinici 0,9
Acidi ascorbinici 4,5
_______________
Мо = 15,9 г
р1 = 0,53 г
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:
Технология:
Т.к. рибофлавин — красящее вещество, то берем отдельную ступку, пестик, весы. Готовим методом «слоеного пирога».
Сначала в ступку высыпаем 9 г кальция глюконата, растираем, измельчаем, высыпаем на капсулу, оставив примерно 0,3 г. Затем добавлем 0,3 г димедрола, измельчаем, смешиваем. Высыпаем 0,6 г рибофлавина, затем немного кальция глюконата с капсулы, снова растираем и смешиваем. В ступку вносим 0,6 тиамина бромида, 0,9 г никотиновой кислоты, 4,5 г аскорбиновой кислоты. Всё тщательно измельчаем, перемешиваем. Постепенно с капсулы добавляем оставшийся кальция глюконат. Перемешиваем до однородности. Однородность проверяем путем нажатия пестика на порошковую массу, не должно быть вкраплений и блесток.
Срок годности: 10 суток.
Этикетка: «Внутренне», «Порошки»
Упаковывают в вощеные капсулы.
Пример №2:
Rp.: Natrii hydrocarbonatis 0.01
Natrii chloridi 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Оборотная сторона ППК:
М(натрия гидрок.) = 0,01*10=0,1 г
М(натрия хлор.) = 0,2*10 = 2 г
М(общая) = 2+0,1 = 2,1 г
р1 = 2,1/10 = 0,21 г
Соотношение 1:20
Лицевая сторона ППК:
Natrii chloridi 2.0
Natrii hydrocarbonatis 0.1
_______________________________
Мо = 2,1
р1 = 0,21
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:
Технология:
Натрия хлорид выписан в большем количестве и наиболее индифферентное вещество, поэтому его первым высыпаем в ступку и измельчаем. Т.к. соотношение 1:20, то отсыпаем на капсулу натрия хлорид, оставив примерно 0,1 г. Затем добавляем 0,1 г натрия гидрокарбоната, растираем, измельчаем, смешиваем. В несколько приемов добавляем оставшийся измельченный порошок NaCl. Тщательно перемешиваем, проверяем на однородность путем надавливания пестика на порошковую массу, не должно быть вкраплений и блесток.
Срок годности: 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»
Упаковывают в вощеные капсулы.
Пример №3
Rp.: Streptocidi 0.12
Analgini 0.1
Magnesii oxydi 0.15
M.f. pulvis
D.t.d. №6
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Анальгин — список Б, проверка доз. (на оборотной стороне ППК)
Оборотная сторона ППК:
М(стрептоцида) = 0,12*6 = 0,72 г
Количество спирта 95% 5 капель на 1 г
Х капель на 0,72 г
Х = 4 капли
М(анальгина) = 0,1*6 = 0,6 г
М (магния оксида) = 0,15*6 = 0,9 г
Мо = 0,72+0,6+0,9 = 2,22
р1 = 2,22/6 = 0,37 г
Лицевая сторона ППК:
Streptocidi 0.72
Spirithi aethylici gtts IV
Analgini 0.6
Magnesii oxydi 0.9
____________________
Мо = 2,22 г
р1 = 0,37 г
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:
Технология:
Стрептоцид — трудноизмельчаемое вещество, поэтому измельчаем в первую очередь с 4 каплями этилового спирта 95%. Добавляем 0,6 г анальгина, измельчаем, перемешиваем. В последнюю очередь высыпаем 0,9 г магния оксида, т.к. легко пылящее. Тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность путем надавливания пестиком на центр порошковой массы — отблесков и вкраплений нет.
Срок годности — 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»
Упаковываем в вощеные капсулы, складываем по 3, помещаем в бумажный пакет.
Пример №4
Rp.: Natrii hydrocarbonatis 0.2
Dimedroli 0.03
Phenylii salicylatis 0.08
M.f. pulvis
D.t.d. №6
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Димедрол — список Б, требуется проверка доз. (на оборотной стороне ППК)
ВРД = 0,03 ЛСД = 0,03
ВСД = 0,09 ЛСД = 0,09 Дозы не завышены
Оборотная сторона ППК:
М(натрия) = 0,2*6 = 1,2 г
М(димедрола) = 0,03*6 = 0,18 г
М(фенилсалицилата) = 0,08*6 = 0,48 г
Количество спирта:
10 капель на 1 г
Х капель на 0,48 г
Х = 5 капель
Мо = 0,48+0,18+1,2 = 1,86 г
р1 = 1,86/6 = 0,31 г
Лицевая сторона ППК:
Natrii hydrocarbonatis 1.2
Phenylii salicylatis 0.48
Spirithi aethylici gtts V
Dimedroli 0.18
__________________________________________
Мо = 1,86 г
р1 = 0,31 г
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:
Технология:
Затираем поры ступки 1,2 г натрия гидрокарбонатом, отсыпаем весь на капсулу. Растираем фенилсалицилат с 5 каплями этилового спирта, добавляем 0,18 г димедрола, измельчаем, перемешиваем. В несколько приемов добавляем натрия гидрокарбонат с капсулы. Тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность, расфасовываем в вощеные капсулы.
Срок годности — 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки», «Беречь от детей»
Пример №5
Rp.: Metamizoli natrii 0.1
Sacchari albi 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №20
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды
Анальгин — список Б, проверяем дозы. (на оборотной стороне ППК)
Оборотная сторона ППК:
М(анальгина) = 0,1*20 = 2 г
М(сахара) = 0,2*20 = 4 г
Мо = 2+4 = 6 г
р1 = 6/20 = 0,3 г
Лицевая сторона ППК:
Sacchari albi 4.0
Metamizoli natrii 2.0
______________________________
Мо = 6,0
р1 = 0,3
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:
Технология:
Поры ступки затираем сахаром, т.к. более индифферентное вещество. Т.к. соотношение менее 1:20, то добавляем 2 г анальгина, измельчаем, тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность.
Срок годности — 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»
Хранить в сухом, защищенном от света месте.
Упаковываем в вощеные капсулы.