Как найти общую массу порошка

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для студентов

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

Тема: «Изготовление простых и сложных порошков»      

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Уровень обучения: базовый

Курс: II, семестр 3

                                                                                  Составлено преподавателем Суховой Л.П.,

                                                                                   в соответствии с требованиями

                                                                                  Федерального государственного

                                                                                   образовательного стандарта                    

                                                                                   среднего профессионального образования

                                                                                 

г. Благовещенск

2018 г.

Рассмотрено на                                                                                  Утверждаю    

заседании ЦМК «Фармация»

Протокол № _______                                                                Экспертный совет при                                                                                                                                                                                                                                                

   «___» __________ 2018г.                                        информационно-методическом центре

Председатель ЦМК                                                                 ГАУ  АО ПОО АМК                                      

                                                                                            «____»_______________2018 г.

Давыдова О.А._____________

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью оказания помощи студенту в овладении основными знаниями  и умениями по изготовлению простых и сложных порошков. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек  часто встречаются прописи порошков, как простых, так и сложных. Знание фармацевтом правил  изготовления порошков и умение проводить точные расчёты  необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Перед началом работы студенту следует внимательно ознакомиться со структурой и содержанием разработки. Для облегчения работы с методической разработкой составлено содержание.  В разработку включены контрольные вопросы и ситуационные задачи для проверки уровня подготовки студента к занятию, задания для индивидуального выполнения с алгоритмом действия, ситуационные задачи и тестовые задания для проверки уровня освоения пройденного материала. Для освоения данной темы отводится 270 мин практического занятия.

Содержание:

  1. Тема занятия, паспорт ……………………………………………………………..  4 стр.
  2. Содержание занятия  ………………………………………………………………. 6 стр.

     3.   Учебный блок ……………………………………………………………………… 8 стр.

     4.   Контроль исходного уровня знаний ……………………………………………… 9 стр.

     5.   Задания для выполнения ………………………………………………………….10 стр.

     6.   Алгоритм действия по выполнению задания ……………………………………12 стр.

     7.   Закрепление материала (ситуационные задачи) …………………………………14 стр.

     8.   Итоговый тестовый контроль …………………………………………………….15 стр.

Практическое занятие № 3

Тема: Изготовление простых и сложных порошков

Цель занятия: Научиться готовить простые и сложные порошки, оформлять их к         отпуску и оценивать качество приготовленных лекарственных форм.

Методическая цель: создание условий для формирование навыков изготовления простых и сложных порошков

Образовательная цель: формирование навыков изготовления простых и сложных порошков

Воспитательная цель: воспитание аккуратности, внимательности, понимания важности своей профессии, чувства профессионализма

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление

Планируемые результаты:

В результате обучения студент должен овладеть общими  компетенциями: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Уметь работать в коллективе

ОК 6. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы

профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета

Студент должен иметь практический опыт: изготовление порошков

По окончании занятия студент должен знать:

— Способы выписывания рецептов на порошки

— Теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в порошках

— Приборы для взвешивания и дозирования порошков

— Правила упаковки и оформления порошков

уметь:

— Оценивать правильность выписывания рецептов

— Рассчитывать количества лекарственных веществ

— Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

— Осуществлять основные технологические операции (отвесить, измельчить, смешать, упаковать)

— Оформлять лекарственные формы к отпуску

— Заполнять паспорт письменного контроля

— Оценивать качество приготовленной лекарственной формы

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Вид занятия: комбинированное

Уровень усвоения: репродуктивный

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Материально-техническое обеспечение:

1.Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя

2. Материально-техническое оснащение: лекарственные субстанции, ступки с пестиками, весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы, бумажные пакеты, этикетки

3. Технические средства обучения: доска, телевизор, компьютер, презентация

Внутрипредметные связи:

— Дозирование по массе

— Нормирование качества лекарственных форм

 Межпредметные связи:

— Латинский язык (перевод рецептов)

— Фармакология (правила выписывания порошков)

— Организация работы аптек (правила хранения лекарственных средств)

— Знания гигиены

Литература:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

4.Лекционный материал.

Структура занятия

  1. Организационная часть — 3 мин.
  2. Целевая установка – 7 мин.

III. Контроль исходного уровня знаний  — 45 мин.

IV. Самостоятельная работа – 180 мин.

V. Закрепление  материала – 15 мин.

VI. Дебрифинг (подведение итогов)  – 18 мин.

VII. Задание на дом – 2 мин.        

Содержание занятия

  1. Организация начала занятия:

 Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие рабочего дневника, подготовить рабочее место

Время: 3 мин.

  1. Ознакомление с целями и задачами занятия:

Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Деятельность студента: Озвучить и записать тему занятия, определить цель, что студент должен знать для достижения поставленной цели.

Время: 7 мин.

  1. Контроль исходного уровня знаний:

Цель: Проверить степень теоретической подготовленности к занятию

Деятельность студента:

  1. Ответить на контрольные вопросы ( приложение № 1)
  2. Решить ситуационные задачи (приложение № 2)

Время: 45 мин.

  1. Самостоятельная работа:

Цель: Сформировать навыки изготовления сложных порошков

Деятельность студента:

1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

2. Под руководством преподавателя:

А) Получить индивидуальное задание (приложение № 3)

Б) Перевести рецепт на латинский язык

В) Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов

Г) Провести необходимые расчеты

Д) Выбрать правильную технологию изготовления и оформления порошка

3. Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):

А) Приготовить порошок согласно прописи рецепта

Б) Заполнить паспорт письменного контроля

В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы

Время: 180 мин.

  1. Закрепление пройденного материала:

Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний по изготовлению порошков

Деятельность студента:

1.   Решение ситуационных задач (работа группами) (приложение № 5)

  1. Тестовый контроль (приложение № 6)

Время: 15 мин.

                    VI. Подведение итогов занятия: 

Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной работы

Деятельность студента: Сдать преподавателю рабочий дневник, приготовленную лекарственную форму для проверки. Получить оценку за занятие.

Время: 18 мин.

                      VII. Задание на дом:

Цель: Подготовка к следующему практическому занятию

Деятельность студента: Записать тему и вопросы для подготовки к следующему практическому занятию

Время: 2 мин.

Тема: «Изготовление порошков с сильнодействующими лекарственными средствами»

1.Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие лекарственные средства относятся к списку Б?
  2. Каковы правила хранения сильнодействующих веществ?
  3. Каковы правила работы с сильнодействующими веществами?
  4. Каковы правила смешивания лекарственных веществ в сложных порошках?
  5. Как проверяют дозы сильнодействующих веществ?
  6. Как упаковывают и оформляют порошки к отпуску?
  7. Как проводят оценку качества порошков?
  1. Решить ситуационную задачу:

В аптеку обратился посетитель с рецептом на изготовление порошков по прописи:

Rp: Phenobarbitali 0,02

       Papaverini hydrochloridi 0,03

       Glucosi 0,25

       M.f.p.

       D.t.d. № 10

S. По 1 порошку 2 раза в день

Алгоритм выполнения задания:

— определить разовые и суточные дозы фенобарбитала и папаверина гидрохлорида (сп.Б)

— рассчитать количества лекарственных веществ

— найти общую массу порошков и развеску (массу одного порошка)

                                           Литература для самоподготовки:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

4.Лекционный материал.

                                                  Учебный блок

Порошки – твердая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения и обладающая свойством сыпучести. Порошки бывают простые и сложные, дозированные и не дозированные. К не дозированным порошкам относятся присыпки, вдувания, порошки для приготовления растворов и др. Большинство порошков для внутреннего применения являются дозированными (разделенными на равные дозы) для обеспечения правильности дозировки лекарственных веществ, удобства их приема. Дозированные порошки выписывают в рецептах распределительным или разделительным способом. При распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу и сколько таких доз нужно взять (Da tales doses № ). При разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз нужно разделить изготовленную смесь (Divide in partes aequales № ).

Общие вопросы технологии порошков регламентируются статьей № 565 ГФ Х «Pulveres» («Порошки»).

Основные стадии изготовления порошков: измельчение, смешивание, дозирование, упаковка и оформление.

В условиях аптеки лекарственные вещества измельчают и смешивают с помощью ступки и пестика. Выбор номера ступки зависит от общей порошковой массы, причем оптимальным считается количество препарата, занимающего 1/6 – 1/10 часть объема ступки.

Смешивание имеет место при изготовлении сложных порошков. Если вещества прописаны в равных количествах, то порядок смешивания определяют физико-химическими свойствами веществ. Если вещества прописаны в разных количествах, то смешивание производят по принципу «от меньшего к большему», но перед этим поры ступки затирают веществом, выписанным в большем количестве или имеющим наименьшие потери при растирании.

Дозирование (разделение) порошковой массы производят с помощью ручных аптечных весов.

                                                ФОРМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА

Дата

Название темы

1

2

3

4

5

Рецепт (задание)

Краткие сведения о физико-химических свойствах ингредиента

Проверка доз, расчет количеств лекарственных и вспомогательных веществ

Описание способа изготовления лекарственного препарата по стадиям с теоретическим обоснованием

Оценка качества изготовленного лекарственного препарата. Паспорт письменного контроля

Тема: Изготовление простых и сложных порошков                                   Приложение № 1                                                                                                       

Контроль исходного уровня знаний.    Контрольные вопросы.

  1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?
  2. Каковы достоинства порошков как лекарственной формы?
  3. Каковы недостатки порошков как лекарственной формы?
  4. Какие требования ГФ ХIII предъявляет к порошкам?
  5. Как классифицируют порошки по составу, способу применения и дозирования?
  6. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков? Как выглядит запись в рецепте?
  7. В чем заключается разделительный способ выписывания порошков? Как выглядит запись в рецепте?
  8. Каковы основные стадии изготовления порошков?
  9. В каких случаях при выписывании простого порошка лекарственное вещество можно не измельчать дополнительно?
  10. В каких случаях при выписывании простого порошка лекарственное вещество обязательно измельчают?
  11. С какого вещества начинают измельчение для затирания пор ступки?
  12. Каковы правила смешивания лекарственных веществ в порошках, выписанных в равных или приблизительно равных количествах?
  13. Каковы правила смешивания лекарственных веществ в порошках, выписанных в разных количествах?
  14. Как осуществляют дозирование порошков?
  15. Как осуществляют упаковку порошков простых, сложных?
  16. Каковы правила оформления порошков к отпуску?
  17. Как проводят оценку качества готовых порошков?

Тема: Изготовление простых и сложных порошков                                    Приложение № 2                                                                

      Контроль исходного уровня знаний.  Ситуационные задачи.

(проверка домашнего задания)

  1. Выписать простой недозированный порошок магния сульфата для наружного применения (приготовления раствора в домашних условиях)
  1. Выписать простой дозированный порошок магния оксида по три деци № 20 для внутреннего применения распределительным способом. Предложить технологию изготовления лекарственной формы.
  1. Выписать распределительным способом сложный порошок № 60, который состоит из глюкозы в количестве три деци и аскорбиновой кислоты в количестве один деци. Сделать необходимые расчеты для приготовления порошков.
  1. Выписать разделительным способом сложный порошок № 10, который состоит из глюкозы в количестве три грамма и аскорбиновой кислоты в количестве один грамм. Сделать необходимые расчеты для приготовления порошков.

Тема: Изготовление простых и сложных порошков                                      Приложение № 3                                                                     

Индивидуальные задания для выполнения:

1.Возьми: Натрия салицилата 0,08

             Глюкозы 0,2

             Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 5

                  Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

2. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

                   Глюкозы  0,25

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай таких доз № 5

             Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 5 лет

3.  Возьми: Натрия гидрокарбоната 0,2

                    Натрия хлорида 0,3

              Смешай, чтобы получился порошок

              Дай таких доз № 5

                    Обозначь. 1 порошок растворить в стакане воды. Полоскать горло

 4. Возьми: Тиамина бромида 0,04

                    Глюкозы  0,25

                    Смешай, чтобы получился порошок

                    Дай таких доз № 5

              Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 7 лет

5. Возьми: Магния сульфата 0,05

                   Глюкозы  0,2

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай таких доз № 5

                   Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

6.Возьми: Кальция глюконата 0,1

             Глюкозы 0,15

             Смешай, чтобы получился порошок

             Дай таких доз № 5

                  Обозначь. По 1 порошку в день

7. Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

                   Глюкозы  0,2

                   Смешай, чтобы получился порошок

                   Дай таких доз № 6

                   Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 8 лет

8.Возьми: Цинка оксида 0,1

            Крахмала 0,2

                  Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 5

                  Обозначь. Присыпка

9.Возьми: Фенилсалицилата 0,07

            Глюкозы 0,2

                  Смешай, чтобы получился порошок

                  Дай таких доз № 5

                  Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день

10.Возьми: Калия хлорида 0,2

              Глюкозы 0,25

                    Смешай, чтобы получился порошок

                    Дай таких доз № 5

  Обозначь. 1 порошок растворить в ½ стакана воды. Принимать  после еды 1 раз в день

11.Возьми: Кислоты салициловой 0,1

                    Сахара 0,15

                    Смешай, чтобы получился порошок

                    Дай таких доз № 5

                    Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день

12. Возьми: Натрия салицилата 0,05

               Глюкозы 0,2

               Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 5

                     Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

13. Возьми: Кальция глюконата 0,07

                     Глюкозы 0,15

                     Смешай, чтобы получился порошок

                     Дай таких доз № 5

                     Обозначь. По 1 порошку в день

 Тема: Изготовление простых и сложных порошков                                    Приложение № 4     

        АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Что делать?

Как делать?

Контроль

1. Рассчитать количества лекарственных веществ на все дозы и развеску (массу одного порошка)

1.1. Определить способ выписывания порошка:

— при распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу (порошок) и число выписанных доз;

— при разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз эту массу нужно разделить.

 1.2. При распределительном способе:

— количество каждого вещества, прописанное в прописи рецепта, умножить на число выписанных доз;

— полученные массы сложить-получить общую массу;

— общую массу разделить на число выписанных доз и получить развеску (А)- массу одного порошка.

1. Проверить расчеты:

1.1. При распределительном способе сложить выписанные массы отдельных ингредиентов – получить массу одного порошка (А)- развеску.

1.2. В недозированных порошках общая масса равна сумме масс отдельных веществ.

2. Выбрать оптимальный способ изготовления порошка

2. Оценить физико-химические свойства прописанных лекарственных веществ, обратить внимание на способ применения порошков.

3. Произвести измельчение и смешивание лекарственных веществ

3. 1. Если вещества прописаны в разных количествах, затереть поры ступки веществом простого списка, , прописанным в большем количестве, или тем, потери которого при растирании наименьшие. Далее смешать вещества по принципу «от меньшего к большему».

3.2. Если вещества прописаны в равных или примерно равных количествах, кристаллические вещества измельчить в первую очередь. Если физико-химические свойства веществ одинаковы, то порядок смешивания не имеет значения.

3.3. При измельчении и смешивании веществ вращать пестик равномерным круговым движением кисти руки, избегая сильного надавливания. Необходимо периодически порошковую массу снимать скребком со стенок ступки и пестика в центр.

3. При надавливании пестиком на массу порошка отсутствуют отдельные видимые частицы. Цвет массы однородный.

4. Провести дозирование порошковой массы

С помощью ручных аптечных весов, разновеса и капсулаторки развесить порошковую массу на равные дозы: на левую чашку поместить разновес, соответствующий массе одного порошка (развеску), на правую насыпать порошковую массу. Под правую чашку положить капсулу.

4. Отклонения в массе отдельных доз не превышают допустимые нормы

5. Упаковать отдельные дозы порошка

5. Отдельные дозы порошка поместить в центр вощеных или парафинированных капсул и завернуть  согласно инструкции.

Все дозы сложить по 3-5 и уложить в бумажный пакет.

Недозированные порошки в зависимости от массы и физико-химических свойств веществ поместить в баночку, простой пакет.

5. Порошки упакованы в соответствии со свойствами прописанных веществ, при переворачивании капсул порошок не просыпается. Отдельные дозы аккуратно уложены в бумажный пакет.

6. Оформить приготовленные порошки к отпуску

6. На бумажный пакет, банку наклеить основную этикетку в зависимости от способа применения, «Внутреннее» или «Наружное», на которой указать № рецепта, аптеки, Ф.И.О. больного, способ применения, дату изготовления, цену. При необходимости наклеить дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте»). Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, аптеки, перечислением наименований и количеств взятых лекарственных веществ в порядке их использования. Указать общую массу, массу одного порошка и число доз, подпись приготовившего.

6. Основная этикетка соответствует способу применения порошков. Дополнительные этикетки отражают свойства прописанных веществ. Заполнен ППК.

                                        Алгоритм упаковки порошков

Тема:  Изготовление простых и сложных порошков                             Приложение № 5                                                                                      

                 Закрепление материала. Решение ситуационных задач.

(работа группами, рекомендуемое время – 5 минут)

  1. В аптеку поступил рецепт:

Rp: Amyli 3,0

       Zinci oxydi 1,5

       Talci 6,0

       Misce, fiat pulvis

       D.S. Пудра

Фармацевт приготовил порошок согласно прописи, упаковал в баночку с навинчивающейся крышкой. Оформил этикеткой «Наружное» и предупредительной «Обращаться осторожно». Все ли правильно сделал фармацевт? Ответ обоснуйте.

  1. При изготовлении сложных порошков первым в ступке был измельчен рибофлавин, затем глюкоза. Порошки были упакованы в пергаментные капсулы. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
  2. В аптеку поступил рецепт:

       Rp: Phenobarbitali 0,1

              Phenacetini

              Analgini ana 0,25

                    M.f.p.

                    D.t.d.  № 10

                    S. По 1 порошку 2 раза в день

       Выберите вещество, которое будет измельчаться первым. Ответ обоснуйте.

  1. В аптеку поступил рецепт:

Rp: Dimedroli 0,5

       Glucosi 3,5

       Divide in partes aequales  № 20

       S. По 1 порошку 2 раза в день

Рассчитать общую массу и массу одного порошка.

  1. В аптеку поступил рецепт на порошки, содержащие панкреатин, для вдыхания носом. Практикант растер лекарственное вещество, упаковал в вощеные капсулы, поместил в бумажный пакет и оформил этикеткой «Внутреннее». Дайте критическую оценку действиям практиканта.
  2. При получении рецепта на изготовление лекарственной формы практикант сделал необходимые расчеты, заполнил лицевую сторону паспорта письменного контроля, приготовил порошки согласно прописи, упаковал, оформил. Провизор-технолог сделал ему замечание. Почему? Ответ обоснуйте.

Учебный материал

Порошки

официальная лекарственная форма для
внутреннего и наружного применения,
состоящая из одного или нескольких
измельченных веществ и обладающая
свойством сыпучести.

Различают
порошки простые, состоящие из одного
ингредиента, и сложные, состоящие
из двух и более ингредиентов, разделенные
на отдельные дозы (дозированные)
и не разделенные (недозированные).

Сложные порошки готовят с учетом свойств
ингредиентов и их количеств.

Приготовление порошков состоит из
следующих технологических стадий:

  • измельчение;

  • просеивание (для присыпок и нюхательных
    порошков);

  • смешивание;

  • дозирование;

  • упаковка и оформление к отпуску;

  • оформление
    паспорта письменного контроля (ППК);

  • опенка качества порошков.

Предварительно
производят расчет количества ингредиентов
и отвешивание их на весах.

Расчет количества ингридиентов

При
распределительном способе прописывания
для расчета количеств ингредиентов
порошков необходимо однократные дозы,
указанные в рецепте, умножить
на число доз.

При
разделительном способе прописывания
порошков следует взять количества
ингредиентов,
указанные в рецепте.

Отвешивание ингридиентов

Рассчитанные
количества ингредиентов отвешивают на
ручных весах типа ВР-1 (ВСМ-1), ВР-5 (ВСМ-5),
ВР-20 (ВСМ-20), ВР-100 (ВСМ-100) или тарирных
весах ВКТ-1000 в зависимости от массы.

В
соответствии с массой взвешиваемого
ингредиента порошка следует выбрать
весы,
у которых минимальная и максимальная
нагрузки соответственно не больше и не
меньше массы отвешиваемого вещества.
Перед взвешиванием весы следует
осмотреть, протереть
чистой салфеткой (а в начале каждой
смены — спирто-эфирной смесью 1:1),
убедиться
в их равновесии в ненагруженном состоянии.
Под правую чашку ручных весов
подложить лист чистой бумаги (капсулу).

Лекарственные
вещества взвешивают, насыпая их
непосредственно на правую чашку
весов.

При
взвешивании название лекарственного
вещества провизор читает трижды: снимая
штанглас с вертушки, при определении
массы, при возвращении штангласа на
место.
Подсчет массы гирь производится дважды:
в начале взвешивания и по его окончании.
Лекарственные вещества переносят на
чашку весов непосредственно из
штангласа, добавляя их небольшими
порциями, покачивая наклоненный штанглас
и постукивая
по нему указательным пальнем. При
взвешивании штанглас держат этикеткой
вверх, чтобы в случае попадания вещества
на наружную его поверхность этикетка
не была испачкана. Лишние количества
лекарственных веществ возвращают с
помощью
капсулаторки или совочка в штанглас.

После взвешивания с весов
сначала снимают разновес, затем отвешенное
вещество.
Горлышко и пробку штангласа после
отвешивания вещества вытирают марлевой
салфеткой.

Измельчение и смешивание

Измельчение
и смешивание веществ в аптеке осуществляется
в ступках или различных аппаратах,
позволяющих механизировать процесс
приготовления порошков (механические
ступки, аппарат М. X.
Исламгулова, кофейные мельницы и т.п.).
Обычно
обе эти операции производят одновременно.

Размеры
и форма ступок отличаются большим
разнообразием. Наиболее широко
используются
фарфоровые ступки, выпускаемые семи
номеров. При выборе ступки необходимого
номера ориентируются на оптимальные
загрузки ступок. Общая масса порошка
должна быть близка к оптимальной загрузке
и не должна превышать максимальную
загрузку ступки. При подсчете общей
массы порошков, в состав которых
входят легкие (легкораспыляющиеся)
вещества, обладающие малой насыпной
массой,
их количество удваивается.

Приготовление
сложных порошков начинают с выбора
ступки, руководствуясь
оптимальной загрузкой ступки.

При
отсутствии специальных указаний в
частных ФС лекарственные вещества в
соответствии
с требованиями ГФ XI
изд. измельчают до размера частиц не
более 0,160 мм.

Лекарственные
вещества помещают в ступку в том порядке,
который определяет технология
приготовления сложных порошков.

Первыми в ступке измельчают:

  • трудноизмельчаемые
    лекарственные вещества в присутствии
    вспомогательной жидкости
    (спирта или эфира: спирта берут 5-10 капель
    на 1,0 г вещества; эфира -10-

    15
    капель);

  • вещества, которые меньше теряются в
    порах ступки;

  • индифферентные вещества.

При
изготовлении сложных порошков необходимо
учитывать такие свойства лекарственных
и вспомогательных веществ, как размер
и форма кристаллов, растворимость в
этаноле, способность к адсорбции,
способность распыляться, летучесть,
наличие запаха.

Последовательному
измельчению и смешиванию всегда
предшествует стадия предварительного
измельчения вещества, которое меньше
всего теряется в порах ступки, т.е.
вещества с самым низким значением
относительной потери.

Сильно
теряются в порах ступки ксероформ,
кислота салициловая, висмута нитрат
основной, барбамил, спазмолитин,
амидопирин, бутадион, цинка оксид,
кислота бензойная, кислота ацетилсалициловая.
Мало теряются в порах ступки глюкоза,
кислота аскорбиновая, кальция карбонат,
кальция лактат, натрия гидрокарбонат,
кодеин, кодеина фосфат, резорцин,
антипирин, танин.

Значения
абсолютной и относительной потери
некоторых веществ при измельчении в
ступке №1 приведены в справочной таблице
ГФ. С увеличением размера ступки потеря
вещества увеличивается пропорционально
коэффициенту рабочей поверхности
ступки.

При
отсутствии в таблице значения потери
одного или нескольких веществ прописи
последовательность измельчения и
смешивания ингредиентов сложных порошков
будет зависеть от следующих показателей:

Наличие трудноизмельчаемого вещества;

Физико-химических свойств веществ
(характера кристаллов, способность к
адсорбции, консистенции, способности
распыляться).

Лекарственные
вещества, содержащие большое количество
кристаллизационной
воды (кристаллогидраты), в сложные
порошки вводят в высушенном
виде (натрия сульфат, магния, сульфат и
др.) во избежание спекания или, наоборот,
отсыревания смесей при хранении.

Легкораспыляющиеся
вещества, имеющие малую насыпную массу
(магния

оксид,
магния карбонат, кальция карбонат и
др.), добавляют в ступку в последнюю

очередь.
Их смешивание с остальными ингредиентами
не должно быть продолжительным,
иначе это может привести к излишним
потерям «пылящего» вещества.

В тех
случаях, когда в рецепте совместно с
легкораспыляющимися веществами выписано
вещество, потери которого в порах ступки
велики, то приготовление порошка
нужно начинать все же с «пылящего». При
этом отвешивают все его количество,
а в скупку помещают небольшую часть,
достаточную для «затирания» пор ступки;
остальное количество добавляют в
последнюю очередь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание:

Тема №1. Определение, характеристика, классификация, технология, упаковка
Тема №2. Сложные порошки
Тема №3. Порошки с тритурациями
Тема №4. Порошки с красящими веществами
Тема №5. Порошки с трудноизмельчаемыми веществами
Тема №6. Порошки с экстрактами
Тема №7. Примеры рецептов

 Тема №1. Определение

Порошки, характеристика, лекцияПорошки (Pulveris) ГФ XI, вып.2 — твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, состоящая из одного или нескольких измельченных веществ и обладающая свойством сыпучести.

Характеристика лекарственной формы (далее ЛФ):

Данная ЛФ — твердая, для внутреннего или наружного применения, простая или сложная, порошки.

Свойства ингредиентов — белый, аморфный порошок, растворимый в воде. Если из списка Б — проверка доз.

Плюсы ЛФ:

  • несложность приготовления
  • портативность (мало места занимают)
  • высокая устойчивость при хранении
  • легко и точно дозируются
  • дешевы в изготовлении
  • универсальность состава

Минусы ЛФ:

  • медленнее начинают действовать по сравнению с растворами
  • могут изменяться свойства при хранении (могут быть гигроскопичны, выветриваться, на свету разрушаться)
  • оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки
  • имеет значение вкус, запах

Классификация:

По составу:

  • Простые (Pulveres simlices) — из одного ингредиента
  • Сложные — из двух и более ингредиентов

По характеру дозировки:

  • дозированные
  • недозированные

По применению:

  • для внутреннего
  • для наружного

Измельченность порошков определяется соответствующим размером отверстия сита, через которое полностью проходит измельченный порошок.

По измельченности различают:

  • крупные;
  • среднекрупные;
  • среднемелкие;
  • мелкие;
  • мельчайшие;
  • наимельчайшие.

Порошки, для которых не указана измельченность, должны иметь размер частиц не более 0,150 мм. Для определения измельченности порошков проводят ситовой анализ с помощью сит с размерами отверстий, которые указаны в таблице ГФ XI.

Требования по ГФ (государственной фармакопее):

  1. Сыпучесть
  2. Однородность ( целлулоидной пластинкой собираем измельченный порошок в центр ступки, надавливанием пестика на порошковую массу (25 см до глаз), не должно быть блесток и вкраплений)
  3. Допустимые нормы отклонений в массе отдельных доз (см ГФ п.2.4 №305)

    Отклонения в массе порошков

    Масса, граммы Отклонения, %
    до 0,1 +/- 15
    0.11 — 0.3 +/-10
    0.31-1.0 +/-5
    >1.0 +/-3

  4. Цвет, вкус, запах соответствуют ингредиентам
  5. Оформление должно соответствовать
  6. Порошки, применяемые для лечения ран, слизистых, кожи, для новорожденных и детей до 1 года, должны быть стерильны и готовится в асептических условиях

Способы выписывания:

Раздельные порошки могут выписываться распределительным способом, т.е. лекарственные вещества выписываются на 1 дозу и указывается общее количество доз.

Разделительный способ: лекарственные вещества (далее ЛВ) выписываются на все дозы ( разделить на равные дозы №…)

Технология приготовления, стадии:

1.Подготовительная (проводим подготовительные операции согласно приказу №309)
В условиях аптеки ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ стадия при получении сложных порошков состоит из операций подготовки рабочего места, расчета количества совместимых ингредиентов, определения их соотношения, выбора ступки, отвешивания ингредиентов на ручных весах типа ВР-1, ВР-5,ВР-20, ВР-100, и весах технических (тарирных) типа ВКТ в соответствии с минимальной и максимальной нагрузкой весов. Перед взвешиванием чашки весов протирают спирто-эфирной смесью (1:1).

2.Отвешивание

3. Измельчение ЛВ


В ступку ЛВ помещают с учетом правил.
Измельчая вещества в ступке, пестик вращают кистью руки без участия плечевого и локтевого суставов. Ступку держат левой рукой, плотно прижимая к столу. При измельчении небольшое количество лекарственных веществ теряется в порах ступки. Заполняет поры ступки вещество, растираемое первым.
Первым для затирания пор ступки помещают ЛВ с относительно меньшими потерями или вещество общего списка (индифферентные), или вещество, прописанное в больших количествах. Для получения однородных смесей соотношение веществ должно быть не более 1:20.

Пример:

Пиридоксина гидрохлорида 0,02
Сахар                                           0,4
D.t.d. №10Соотношение 1:20 (0,4:0,02)Следовательно, рассчитанную массу глюкозы (4 г) помещают в ступку, растираем, отсыпаем на капсулу, оставив в ступке примерно 0,2. Добавляем 0,2г пиридоксина гидрохлорида, растираем. Частями добавляем с капсулы глюкозу, измельчаем, смешиваем. Проверяем на однородность, развешиваем по 0,42 г. Рассчитываем отклонения в массе порошков (используем правила креста).В соответствии с таблицей 0,42г     +/-5%0,42    —      100%Х        —         5%Х = (0,42*5)/100 = 0,0210,42 +/- 0,021от 0,399 г до 0,44 г

4.Смешивание


В условиях аптечного производства стадии ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ и СМЕШИВАНИЯ проводятся одновременно в ступках или на малогабаритном технологическом оборудовании. В ступку лекарственные вещества помещают с учетом правил приготовления сложных порошков — первым для затирания пор ступки вещество с наименьшими относительными потерями или вещество общего списка при наличии других веществ списков А или Б. Для получения однородных смесей соотношение веществ должно быть не более, чем 1:20, при смешивании с веществом списка А — 1:1.

5.Просеивание (для присыпок, вдуваний)

Стадия ПРОСЕИВАНИЯ осуществляется только при получении присыпок, глазных порошков в аптеке. Кристаллические порошки для растворения больными перед употреблением должны быть среднемелкими, среднекрупными (0,2-0,3 мм), а присыпки и глазные порошки — тонкими (0,1 мм). В отличие от аптеки, где просеивают смесь порошков, в заводских условиях просеивают каждый компонент по отдельности, после чего смешивают.

6.Дозирование

Дозирование (Divisio) — это разделение порошковой массы на отдельные равные дозы.
Точность дозирования зависит от правильности и чувствительности весов, правильного взвешивания, однородности порошковой смеси.
В аптечной практике дозирование порошков проводится обычно при помощи ручных аптечных весов что является трудоемким процессом и требует определенных навыков.
В соответствии с требованиями ГФ ХI отклонения в массе порошков не должны превышать значений, приведенных ранее в таблице.

7.Упаковка и оформление к отпуску

Упаковка и оформление к отпуску порошков осуществляется в соответствии с их физико-химическими свойствами.
Если вид упаковки не указан в рецепте, то порошки следует отпустить в бумажных капсулах. Сорт капсул зависит от свойств ингредиентов:
1. Проклеенная бумага – капсулы из такой бумаги используются для упаковки негигроскопичных и нелетучих порошков.

2. Вощеная или парафинированная бумага – проклеенная бумага, пропитанная воском или парафином, не пропускает влагу и газы. Удобна для упаковки гигроскопичных веществ (эуфиллин) и веществ, изменяющихся под действием кислорода воздуха.

3. Пергаментная бумага – проклеенная бумага, обработанная серной кислотой, которую отмывают, а пергамент высушивают. Рекомендуется для упаковки порошков, содержащих ментол, камфору и другие летучие, растворимые в воске и парафине вещества.
Каждую отдельную дозу порошка высыпают на заранее разложенные рядами бумажные капсулы, которые берут по числу прописанных порошков, а потом заворачивают.
Заполненные капсулы складывают по три (пять) для удобства счета и помещают в бумажный пакет или коробочку.

Иногда, по указанию врача, порошки красящие, неприятно пахнущие, с неприятным вкусом веществ может быть упакован в желатиновые твердые капсулы с крышечкой.
Оформление готовой продукции в аптеке проводят согласно Методических рекомендаций «Единые правила оформления лекарств в аптеках».

Порошки, приготавливаемые в аптеках, оформляют основной этикеткой «Порошки». При необходимости наклеивают предупредительную этикетку: «Сохранять в сухом, прохладном, защищенном от света месте».

8.Оценка качества

NB!!!!! Оценка качества порошков включает опросный, физический, органолептический, химический (выборочно) контроль и контроль при отпуске.

При оценке качества порошков производится прежде всего

  1. Анализ документации (рецепта, ППК),
    1. проверка совместимости лекарственных средств,
    2. проверка доз лекарственных веществ сильнодействующих и ядовитых и нормы отпуска наркотических лекарственных средств.
  2. Проверяют соответствие цвета, вкуса, запаха свойствам входящих лекарственных веществ
  3. Определяют отклонение в массе от дельных доз допустимым нормам.
  4. Однородность проверяют после нажатия головкой пестика на массу порошка (на расстоянии 25 см от глаза не должно быть видимых отдельных частиц, блесток). Сыпучесть проверяют пересыпанием порошка из одной капсулы в другую, при этом не должно быть его комкования.
  5. Проверяют оформление порошков — соответствие этикеток, упаковки.
  6. Качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются порошки для новорожденных, внутриаптечная заготовка, выборочно порошки по индивидуальным рецептам или требованиям лечебно-профилактических учреждений. Особое внимание уделяется порошкам, содержащим наркотические средства и вещества списка А, а также порошкам для детей.

Хранение

В упаковке, предохраняющей от внешних воздействий и обеспечивающей стабильность препарата в течение указанного срока годности, в сухом и, если необходимо, прохладном, защищенном от света месте.

Технология простых порошков

Состоит из отвешивания, иногда измельчения и просеивания. Препараты, предназначенные для полоскания, отпускаются неизмельченными. Если порошки простые, недозированные, то отсутствует стадия дозирования. Если не требуется регламентированный размер частиц веществ, то просеивание опускают.

Пример:

Rp.: Natrii sulfatis 25.0
D.S. Растворить в 1/2 стакана воды.

Данная ЛФ — твердая, простая, для внутреннего применения, недозированные порошки.

Натрия тиосульфат — кристаллический, выветривающийся на воздухе порошок. 

Технология: Отвешивают 25 г натрия тиосульфата, отпускают в стеклянных банках.

Трудноизмельчаемые порошки делят на 2 группы:

  • камфора, ментол, йод, пентоксил, тимол, фенилсалицилат — измельчаются со спиртом, эфиром медицинским (10 капель на 1 г, 15 капель на 1 г соответственно) до улетучивания. Расчет количества капель записывают на обороте паспорта письменного контроля (далее ППК).
  • борная кислота (8-10 капель), стрептоцид (5 капель), натрия тетраборат, салициловая кислота (5 капель — спирта 96%, 8 капель — эфира медицинского)

Красящие вещества: фурацилин, рибофлавин, этакрициина лактат

Пахучие: йодоформ, камфора, ментол.

Тема №2. Сложные порошки

Могут включать ЛВ с различными физико-химическими свойствами. Количественные соотношения ингредиентов в сложных порошках нередко варьируют в широких пределах.

NB!!!!!  Лекарственные вещества сложного порошка выписаны в равных или примерно равных количествах (соотношение в массе не превышает 1:5).

В этом случае возможны два варианта смешивания.

  1. Если физико-химические свойства лекарственных веществ приблизительно одинаковы, то их смешивают с учетом величины потерь при растирании в ступке

2. Если физико-химические свойства лекарственных веществ различны, то смешивание и измельчение начинают с крупнокристаллического вещества, а затем к нему добавляют мелкокристаллические.

NB!!!!!  Лекарственные вещества сложного порошка выписаны в различных количествах (соотношение в массе более 1:5).

 В этом случае порядок приготовления порошка следующий:

  1. Первым измельчают лекарственное средство, входящее в большем количестве и имеющее меньшие потери в порах ступки.
  2. Затем измельченный порошок высыпают на капсулу, оставляя в ступке небольшое количество (примерно столько, сколько будет следующего ингредиента).
  3. Смешивание начинают с ингредиента, прописанного в наименьшем количестве, постепенно добавляя остальные вещества в порядке возрастания прописанных количеств, учитывая кристаллическую структуру и распыляемость лекарственных веществ.

NB!!!!! Измельчение следует начинать с того вещества, потери которого в порах ступки наименьшие.

NB!!!!! Если в прописи нет вспомогательного вещества (сахар), измельчение следует начинать с того вещества, которое выписано в большем количестве и менее всего теряется в порах ступки.

NB!!!!Такие лекарственные вещества, как цинка оксид, магния оксид, кислота ацетилсалициловая, магния карбонат и другие, при растирании плотно прилипают к стенкам ступки и спрессовываются, поэтому их рекомендуют растирать осторожно, без особых усилий.

NB!!!!! Аморфные вещества (тальк, магния оксид, крахмал и др.) смешивают с порошковой массой без дополнительного измельчения.

NB!!!!!Легковесные вещества (распыляющиеся) во избежание потерь вводят в смесь в последнюю очередь. (магния оксид, магния нитрит, крахмал, тальк, кальция нитрат).

Пример №1:

Rp.:Bismuthi subnitratis
Magnesii oxydi         aa 0.25
Misce fiat pulvis
D.t.d. №12
Signa: По 1 порошку 3 раза в день

Оборотная сторона ППК:

Висмута субнитрат 0,25*12 = 3 г
Оксид магния 0,25*12 = 3 г

Масса общая (m) = 3+3 = 6г
Масса одного порошка (p1) = 6/12 = 0,5

Лицевая сторона ППК:

Bismuthi subnitras 3.0
Magnesii oxydum    3.0
__________________________
m = 6.0
p1 = 0.5 №12

Приготовил:
Расфасовал:
Проверил:

Технология: Отвешиваю на ручных весах 3 грамма висмута субнитрата, тщательно растирают в ступке, после чего добавляют при перемешивании в несколько приемов 3 грамма магния оксида. Проверяем на однородность. Развешиваем по 0,5г в вощеные капсулы.

Этикетка:

Пример №2:

Rp.: Dibazoli  0.01
Sachari     0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 2 раза в день

Если препарат из списка Б для детей, то проверяем дозы

Оборотная сторона ППК:

Дибазол  0,01*10 = 0,1 г
Глюкоза  0,2*10 = 2 г

Масса общая (m) = 2+0,1 = 2,1г
Масса одного порошка (p1) = 2,1/10 = 0,21 г

Лицевая сторона ППК:

Sacchari 2.0
Dibazol  0.1
__________________________
m = 2.1
p1 = 0.21 №10

Приготовил:
Расфасовал:
Проверил:

Технология: Проводят подготовительные операции согласно приказу №309. Проверяют дозы ЛП. Порошки выписаны в количественном соотношении 1:20. Отвешивают на ручных весах 2 грамма глюкозы, тщательно растирают в ступке, высыпают на капсулу, оставив примерно 0.1 грамм. Отвешиваем 0,1 грамм дибазола и высыпаем в ступку, растираем. Измельчаем, смешиваем, добавляем в несколько приемов растертый сахар, еще раз смешиваем. Проверяем на однородность. Развешиваем по 0,21 г в вощеные капсулы.

Этикетка:

Тема №3. Порошки с тритурациями

Если в порошках прописываются вещества списка А и Б в количествах менее 0,05г (на всю массу), то должны быть использованы их тритурации.
Тритурации — это смеси с индифферентными веществами (1:10 или 1:100)
Это вызвано необходимостью обеспечения точности дозирования таких веществ.
В качестве разбавителя используют молочный сахар, так как он не гигроскопичен и близок по плотности к веществам списка А, Б.

Обычно тритурации из веществ списка А, дозированных в мг или долях мг, готовят в соотношении 1:100, т.е. из 1 грамма вещества готовят 100 грамм тритурации (1 г вещества + 99 г молочного сахара). Из веществ, дозированных в сантиграммах, готовят тритурации в соотношении 1:10.

Готовят по общим правилам приготовления порошков.

Для уменьшения расслаивания их хранят в небольших банках, иногда перемешивают (раз в 5 дней).

Оформление тритураций:

Trituratio Atropini sulfatis 1:100

1 г Atropini sulfatis + 99 г Sacchari lactis

(0.001 г Atropini sulfatis = 0,1 г тритурации)

Срок годности: 15 и 30 дней (10 дней)

Пример №1:

Rp.: Atropini sulfatis 0.0005
Sacchari 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день

Атропина сульфат — препарат списка А, находится на ПКУ, поэтому проверяем дозы.

ВРД 0,001
ВСД 0,003
______________

Дозы не завышены

Оборотная сторона ППК:

Атропина сульфат   0,0005*10 = 0,005
Сахар  0,25*10 = 2,5
Масса общая = 2,505
р1 = 2,505/10=0,25

Т.к. на всю массу порошка препарата списка А выходит меньше 5 санти г (0,05), то используем тритурацию 1:100. Для того, чтобы не увеличивать развеску, т.к. в тритурации содержится сахар, то уменьшаем количество сахара при использовании тритурации. При использовании тритурации 1:100 при расчете из прописанного сахара можно отнять всю массу тритурации.

M(атропина) = 0,005*100=0,5 г
М(сахара) = 2,5-0,5=2,0 г
Масса общая = 2,5
р1 = 2,5/10=0,25

Технология:

Атропин получают у провизора-технолога, т.к. ПКУ. Делают отметку в ППК о получении и в рецепте.

Приготовление начинают с тщательного растирания сахара, отсыпаем на капсулу, оставив в ступке примерно 0,5 г. Вносят в ступку 0,5г тритурации, после перемешивания добавляют оставшуюся часть сахара. Проверяем на однородность, развешиваем по 0,25 г.

Этикетка: «Обращаться с осторожностью» и опечатывается.

Выписываем сигнатуру.

Пример №2:

Rp.: Platiphyllini hydrotartratis 0.003
Papaverini hydrochloridi  0.02
Analgini 0.1
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Проверяем дозы:

Платифиллина г/т
ВРД — 0,01   ЛРД — 0,003
ВСД — 0,03   ЛСД — 0,009

Папаверина г/х
ВРД — 0,2   ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6   ЛСД — 0,06

Анальгин
ВРД — 1,0   ЛРД — 0,1
ВСД — 3,0   ЛСД — 0,3

Дозы не завышены

Оборотная сторона ППК:

Масса (платифиллина) = 0,003*10=0,03 г
М (папаверина) = 0,02*10=0,2 г
М (анальгина) = 0,1*10 = 1 г

Т.к. платифиллина выписано меньше 0,05 г, то используем тритурацию 1:10.
М(тритурации) = 0,03*10 = 0,3 г, т.е. м (платифиллина)=0,03г, м (сахара) = 0,27 г
М (общая) = 0,3+0,2+1=1,5г
р1 = 1,5/10 = 0,15 г

Смешивание происходит в следующем порядке: анальгин + тритурация + папаверина гидрохлорид.

Тема №4. Порошки с красящими веществами

Красящие вещества:

  • бриллиантовый зеленый
  • метиленовый синий
  • калия перманганат
  • фурацилин
  • этакридина лактат
  • рибофлавин
  • индигокармин

Чтобы меньше загрязнять ступку и пестик и быстрее получить однородную смесь, то сначала растирают неокрашенный препарат. Затем его высыпают на капсулу, оставив немного порошка в ступке. К нему добавляют отвешенное количество красящего вещества, на который сверху насыпают слой неокрашенного порошка, тщательно перемешивают.

Пример:

Rp.: Riboflavini 0.005
Acidi ascorbinici 0.05
Sacchari 0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Оборотная сторона ППК:

М (рибофлавина) = 0,005*10=0,05
М(аск.кислоты) = 0,05*10 = 0,5
М(сахара) = 0,2*10 = 2
М(общая) = 0,05+0,5+2 = 2,55
р1 = 2,55/10 = 0,255 №10

Технология:

Первым в ступку помещается сахар, т.к. прописано в большем количестве, затем добавляем рибофлавин, т.к. красящее вещество (отдельные ступка, весы, место) по принципу «слоеного пирога» между слоями неокрашенных веществ.

Растерев 2 грамма сахара, большую часть отсыпаем на капсулу, оставив примерно 0,05 г, добавляем рибофлавин, а сверху аскорбиновую кислоту, перемешиваем. Добавляем в несколько приемов растертый сахар с капсулы до однородности. Развешиваем по 0,25 г в вощеные капсулы.

Срок годности: 10 дней.

Тема №5. Порошки с трудноизмельчаемыми веществами

Пример №1:

Rp.: Camphorae  0.1
Sacchari 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Оборотная сторона ППК:

М(камфоры) = 0,1*10 = 1г
Количество спирта = 10 капель на 1 г
М(сахара) = 0,25*10 = 2,5 г
М(общая) = 1+2,5=3,5 г
р1 = 3,5/10 = 0,35 г

Лицевая сторона ППК:

Saccharum   2.5
Spiritus Aethylicus 95% gtts 10
Camphora 1.0

Технология:

Трудноизмельчаемые вещества растираем со спиртом (8-10 капель на 1 г) — добавляют в пустую ступку.

Вначале в ступке тщательно растирают сахар и высыпают весь на капсулу. Затем добавляют 1 г камфоры растирают с 10 каплями спирта, после добавляют в несколько приемов при тщательном перемешивании растертый сахар.

В подсчете общей массы порошков спирт не учитывается, т.к. растирание проводим до улетучивания спирта. Развешиваем по 0,35 г в пергаментных капсулах.

Срок годности: 10 дней (эффект Ребиндера — расклинивающееся действие).

Пример №2:

Rp.: Papaverini hydrochloridi 0.02
Dimedroli    0.03
Camphorae  0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №5
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Проверка доз:

Папаверина г/х
ВРД — 0,2   ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6   ЛСД — 0,06

Димедрол

ВРД — 0,1    ЛРД — 0,03
ВСД — 0,25   ЛСД — 0,09
Дозы не завышены

Оборотная сторона ППК:

М (папаверина) = 0,02*5=0,1 г
М (камфоры) = 0,2*5 = 1
Количество спирта на 1 г камфоры = 10 капель
М (димедрола) = 0,03*5=0,15
М (общая) = 0,1+0,15+1 = 1,25 г
р1 = 1,25/5 = 0,25

Лицевая сторона ППК:

Spiritus Aethylicus 95% gtts 10
Camphora 1,0
Papaverini hydrochloridum 0.1
Dimedrol 0.15

Последовательность смешивания: измельчаем камфору с 10 каплями спирта, затем добавляем папаверина гидрохлорид, димедрол, смешиваем, дозируем, упаковываем в пергаментные капсулы.

Тема №6. Порошки с экстрактами

Техника приготовления определяется их консистенцией. Используется сухой (1:2), густой и раствор сухого экстракта (1:2).

Пример №1

Порошки с сухими экстрактами готовят по общим правилам приготовления порошков.

Rp.: Extracti Belladonnae 0.015
Bismuthi subnitratis 0.2
Magnesii oxydi 0.25
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Экстракт красавки — препарат списка Б, проверяем дозы.

Оборотная сторона ППК:

М (красавки) = 0,015*10 = 0,15
М (висмута) = 0,2*10=2
М(магния) = 0,25*10=2,5
М(общая) = 0,15+2+2,5=4,65 г
р1 = 4,65/10=0,465

Т.к. выписан экстракт сухой, то в расчетах учитываем, что он 1:2, поэтому массу экстракта белладонны увеличиваем в 2 раза. В результате чего увеличивается развеска.

М (экстракта) = 0,15*2 = 0,3 г
М(общая) = 0,3+2+2,5=4,8
р1 = 4,8/10=0,48

Технология:

В ступке тщательно растираем висмута субнитрат 2 грамма, высыпаем на капсулу, оставив примерно 0,3 г. Добавляем экстракт красавки 0,3 г, растираем, при перемешивании добавляем в несколько приемов висмут, в конце добавляем магния оксид, перемешиваем. Развешиваем по 0,48 г в вощеные капсулы.

Пример №2

При использовании густого экстракта: отвешивают на кружке фильтровальной бумаге и переносят на головку пестика. Для отделения бумаги от головки пестика ее смачивают несколькими каплями 20% спирта.

Затем экстракт растирают пестиком в ступке с несколькими каплями 20% спирта, после чего добавляют сухие компоненты. Для облегчения работы в аптеках готовят растворы густого экстракта (1:2).

100 г густого экстракта растворяют в смеси из 60 г воды, 10 г 90% спирта и 30 г глицерина. Хранить не более 15 суток. Основное свойство — сыпучесть.

Висмута субнитрат растерли, добавили раствор красавки, затем магния оксид.

Пример №3

Порошки с раствором сухого экстракта.

Rp.: Extracti Belladonnae 0.015
Papaverini hydrochloridi 0.02
Sacchari 0.3
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Проверка доз:

Папаверина г/х
ВРД — 0,2   ЛРД — 0,02
ВСД — 0,6   ЛСД — 0,06

Экстракт красавки

ВРД — 0,05     ЛРД — 0,015
ВСД — 0,15     ЛСД — 0,04
Дозы не завышены

Оборотная сторона ППК:

М (экстракта) = 0,015*10 = 0,15 г
М (папаверина) = 0,02*10=0,2 г
Мбезв. (глюкозы) = 0,3*10= 3 г

Из густого экстракта готовят раствор сухого экстракта 1:2, путем растворения его в смеси 6 частей воды, 3 частей глицерина и 1 части спирта этилового 96%.

М (экстракта) = 0,15*2=0,3 г
М (общая) = 0,3+0,2+3=3,5 г
р1 = 3,5/10 = 0,35 г

Технология: сначала добавляем сахар (для затирания стенок), затем папаверина гидрохлорид, потом снова сахар, в самом конце экстракт красавки по каплям.

Тема №7. Примеры рецептов.

Пример №1:

Rp.: Dimedroli   0.01
Riboflavini
Thiamini bromidi ana 0.02
Acidi nicotinici  0.03
Calcii gluconatis  0.3
Acidi ascorbinici  0.15
M.f. pulvis
D.t.d. №30
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Димедрол — список Б, требуется проверка доз. (на оборотной стороне ППК)

Оборотная сторона ППК:

М(димедрола) = 0,01*30=0,3 г
М(рибофлавина) = 0,02*30=0,6
М(тиамина) = 0,02*30=0,6
М(никотин) = 0,03*30=0,9
М(кальция глюк.) = 0,3*30=9г
М(аскорб) = 0,15*30 = 4,5 г
Мо = 0,3+0,6+0,6+0,9+9+4,5=15,9 г
р1 = 15,9/30 = 0,53 г

Лицевая сторона ППК:

Calcii gluconatis  9,0
Dimedroli   0,3
Riboflavini   0,6
Thiamini bromidi   0,6
Acidi nicotinici  0,9
Acidi ascorbinici   4,5
_______________
Мо = 15,9 г
р1 = 0,53 г

Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:

Технология:

Т.к. рибофлавин — красящее вещество, то берем отдельную ступку, пестик, весы. Готовим методом «слоеного пирога».

Сначала в ступку высыпаем 9 г кальция глюконата, растираем, измельчаем, высыпаем на капсулу, оставив примерно 0,3 г. Затем добавлем  0,3 г димедрола, измельчаем, смешиваем. Высыпаем 0,6 г рибофлавина, затем немного кальция глюконата с капсулы, снова растираем и смешиваем. В ступку вносим 0,6 тиамина бромида, 0,9 г никотиновой кислоты, 4,5 г аскорбиновой кислоты. Всё тщательно измельчаем, перемешиваем. Постепенно с капсулы добавляем оставшийся кальция глюконат. Перемешиваем до однородности. Однородность проверяем путем нажатия пестика на порошковую массу, не должно быть вкраплений и блесток.

Срок годности: 10 суток.

Этикетка: «Внутренне», «Порошки»

Упаковывают в вощеные капсулы.

Пример №2:

Rp.: Natrii hydrocarbonatis   0.01
Natrii chloridi    0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №10
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Оборотная сторона ППК:

М(натрия гидрок.) = 0,01*10=0,1 г
М(натрия хлор.) = 0,2*10 = 2 г
М(общая) = 2+0,1 = 2,1 г
р1 = 2,1/10 = 0,21 г
Соотношение 1:20

Лицевая сторона ППК:

Natrii chloridi   2.0
Natrii hydrocarbonatis   0.1
_______________________________
Мо = 2,1
р1 = 0,21

Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:

Технология:

Натрия хлорид выписан в большем количестве и наиболее индифферентное вещество, поэтому его первым высыпаем в ступку и измельчаем. Т.к. соотношение 1:20, то отсыпаем на капсулу натрия хлорид, оставив примерно 0,1 г. Затем добавляем 0,1 г натрия гидрокарбоната, растираем, измельчаем, смешиваем. В несколько приемов добавляем оставшийся измельченный порошок NaCl. Тщательно перемешиваем, проверяем на однородность путем надавливания пестика на порошковую массу, не должно быть вкраплений и блесток.

Срок годности: 10 суток.

Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»

Упаковывают в вощеные капсулы.

Пример №3

Rp.: Streptocidi 0.12
Analgini 0.1
Magnesii oxydi 0.15
M.f. pulvis
D.t.d. №6
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Анальгин — список Б, проверка доз. (на оборотной стороне ППК)

Оборотная сторона ППК:

М(стрептоцида) = 0,12*6 = 0,72 г
Количество спирта 95%  5 капель на 1 г
Х капель на 0,72 г
Х = 4 капли
М(анальгина) = 0,1*6 = 0,6 г
М (магния оксида) = 0,15*6 = 0,9 г
Мо = 0,72+0,6+0,9 = 2,22
р1 = 2,22/6 = 0,37 г

Лицевая сторона ППК:

Streptocidi 0.72
Spirithi aethylici gtts IV
Analgini 0.6
Magnesii oxydi 0.9
____________________

Мо = 2,22 г
р1 = 0,37 г

Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:

Технология:

Стрептоцид — трудноизмельчаемое вещество, поэтому измельчаем в первую очередь с 4 каплями этилового спирта 95%. Добавляем 0,6 г анальгина, измельчаем, перемешиваем. В последнюю очередь высыпаем 0,9 г магния оксида, т.к. легко пылящее. Тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность путем надавливания пестиком на центр порошковой массы — отблесков и вкраплений нет.

Срок годности — 10 суток.

Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»

Упаковываем в вощеные капсулы, складываем по 3, помещаем в бумажный пакет.

Пример №4

Rp.: Natrii hydrocarbonatis 0.2
Dimedroli 0.03
Phenylii salicylatis 0.08
M.f. pulvis
D.t.d. №6
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Димедрол — список Б, требуется проверка доз. (на оборотной стороне ППК)

ВРД = 0,03     ЛСД = 0,03
ВСД = 0,09     ЛСД = 0,09  Дозы не завышены

Оборотная сторона ППК:

М(натрия) = 0,2*6 = 1,2 г
М(димедрола) = 0,03*6 = 0,18 г
М(фенилсалицилата) = 0,08*6 = 0,48 г
Количество спирта:
10 капель на 1 г
Х капель на 0,48 г
Х = 5 капель

Мо = 0,48+0,18+1,2 = 1,86 г
р1 = 1,86/6 = 0,31 г

Лицевая сторона ППК:

Natrii hydrocarbonatis 1.2
Phenylii salicylatis 0.48
Spirithi aethylici gtts V
Dimedroli 0.18
__________________________________________
Мо = 1,86 г
р1 = 0,31 г
Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:

Технология:

Затираем поры ступки 1,2 г натрия гидрокарбонатом, отсыпаем весь на капсулу. Растираем фенилсалицилат с 5 каплями этилового спирта, добавляем 0,18 г димедрола, измельчаем, перемешиваем. В несколько приемов добавляем натрия гидрокарбонат с капсулы. Тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность, расфасовываем в вощеные капсулы.
Срок годности — 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки», «Беречь от детей»

Пример №5

Rp.: Metamizoli natrii  0.1
Sacchari albi  0.2
M.f. pulvis
D.t.d. №20
S. По 1 порошку 3 раза в день после еды

Анальгин — список Б, проверяем дозы. (на оборотной стороне ППК)

Оборотная сторона ППК:

М(анальгина) = 0,1*20 = 2 г
М(сахара) = 0,2*20 = 4 г
Мо = 2+4 = 6 г
р1 = 6/20 = 0,3 г

Лицевая сторона ППК:

Sacchari albi  4.0
Metamizoli natrii  2.0
______________________________
Мо = 6,0
р1 = 0,3

Приготовил:
Проверил:
Расфасовал:

Технология:

Поры ступки затираем сахаром, т.к. более индифферентное вещество. Т.к. соотношение менее 1:20, то добавляем 2 г анальгина, измельчаем, тщательно перемешиваем. Проверяем на однородность.
Срок годности — 10 суток.
Этикетка: «Внутреннее», «Порошки»
Хранить в сухом, защищенном от света месте.
Упаковываем в вощеные капсулы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массу через 2 закон ньютона
  • Как найти багровый агат в геншине
  • Как найти пароль не зная его
  • Как найти айди своего канала на ютубе
  • Как найти линейное уравнение с одной переменной