Как найти обстоятельство в предложении 5 класс

Обстоятельство в русском языке — это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое.

В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:

  • определение;
  • дополнение;
  • обстоятельство.

Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В предложении обстоятельство чаще всего характеризует сказуемое. Понаблюдаем:

Этот мальчик идет (где?) впереди (место).

Бабушка нас навестит (когда?) сегодня (время).

Туристы идут (как?) гуськом по лесной тропе (образ действия).

У меня на глазах слезы выступили (почему?) от радости (причина).

Подружка пришла (с какой целью?) узнать задание на завтра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сердита на кошку (мера).

К соседу нельзя идти (при каком условии?) без предупреждения (условие).

Несмотря на снег с дождем, (несмотря на что?) все равно гуляю с собакой (уступка).

Снег колет (подобно чему?), как иголкой, нос и щеки (сравнение).

Что выражает обстоятельство

Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает

  • где и когда совершается действие;
  • как и почему оно совершается;
  • с какой целью и при каком условии;
  • вопреки чему и подобно чему.

Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета:

На этот раз я был (в какой степени?) совершенно спокоен на экзамене.

Мне немного (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой степени?) ярко сияет солнце, отраженное от снега, что невольно зажмуришься.


Определение

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? при каком условии? вопреки чему?


Обстоятельство это

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член предложения обстоятельство выражается словами, принадлежащими к разным частям речи:

1. знаменательными наречиями

  • рассказать весело;
  • идти пешком;
  • наелся вдоволь;
  • рассматривает неспроста;

2. местоименными наречиями

  • слышалось оттуда;
  • откуда взялось;
  • всегда радостный;
  • относится по-всякому;
  • никогда не узнаем;

3. существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них

  • сиять огнями;
  • рассыпалось крошками;
  • порвать от злости,
  • петь фальцетом;
  • растолочь в порошок;
  • в течение суток лил дождь;
  • несмотря на темень, прогуляемся;

4. деепричастиями и деепричастными оборотами

  • говорил задыхаясь;
  • отворив дверь, вошел;
  • стоял, облокотившись на перила;

5. инфинитивом (неопределенной формой глагола)

  • пришла развлекаться;
  • сел отдохнуть;
  • помчался увидеть;

6. словосочетаниями

  • с тех пор не виделись;
  • несколько лет тому назад произошло;
  • с того времени помним;

7. фразеологизмами

Что тут распаляешься во всю ивановскую?

Девушка исписала всю тетрадь от корки до корки своими стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия ( время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.

Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака:

  • остановиться (с какой целью?) на отдых;
  • седой (в какой степени?) слегка;
  • чересчур (как? в какой мере?) быстро.

Виды обстоятельств

В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:

1. обстоятельства места

  • спустился на санках (откуда?) с горы;
  • заходим (куда?) в лес;
  • плаваю (где?) в реке

2. обстоятельства времени

  • приду (когда?) завтра;
  • выполню задание (когда?) вечером;
  • (с каких пор?) с детства не люблю манную кашу;

3. обстоятельства причины

  • укололся (отчего?) сослепу;
  • делаю (по какой причине?) поневоле;

4. обстоятельства цели

  • пошел (с какой целью) проверить;
  • уехал (с какой целью?) навестить;
  • сказал (с какой целью?) назло.

5. обстоятельства образа действия

  • петь (как?) громко;
  • идти (каким образом?) вдвоем;
  • подбодрить(как?) дружески;

6. обстоятельства меры и степени

  • весьма (в какой мере?) скудный запас;
  • ответил чрезвычайно (насколько?) скованно;
  • совершенно (в какой степени?) беззлобный ответ;

7. обстоятельства сравнения

  • топорщится (подобно чему?) ёршиком;
  • лед обжигает, (подобно чему?) как огонь

8. обстоятельства уступки

  • несмотря на ливень, (несмотря на что?) сбегаю в магазин;
  • невзирая на холодное утро, (невзирая на что?) отправлюсь на рыбалку;
  • вопреки его совету, (вопреки чему?) сделаю по-своему;

9. обстоятельства условия

  • имея палатку, (при каком условии?) остаемся ночевать у озера;
  • останемся, (при каком условии?) при нежелании ехать.

Виды обстоятельств таблица

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. второстепенный член — обстоятельство;
  2. вид обстоятельства по значению;
  3. определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)

В этом предложении укажем несколько обстоятельств:

  • приносят когда? в осенние дни (= осенью);
  • приносят куда? в дом;
  • приносят откуда? из садов.
  1. В осенние дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.
  2. В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
  3. Из садов — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.

Видео «Обстоятельство как второстепенный член предложения»

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 45

Русский язык

5 класс

Урок № 24

Обстоятельство

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Виды обстоятельств по значению.

Вид

Вопросы

Примеры

Образ действия

как? каким образом?

Дети громко смеялись.

Меры и степени

как? в какой степени?

Мы устали до изнеможения.

Места

где? куда? откуда7

Все вокруг ликовали.

Времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Они занимались целый день.

Условия

при каком условии?

При желании каждый может прочитать эту книгу.

Причины

почему? отчего?

Мы не пошли в лес из-за дождя.

Цели

зачем? для чего?

Она приехала подлечиться.

Уступки

несмотря на что? вопреки чему?

Несмотря на усталость, мы с удовольствием поужинали.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Определите, каким членом предложения является слово из разведки в предложении.

Три солдата возвращались из разведки.

дополнение

обстоятельство

Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое и задаём от него вопрос: возвращались откуда? из чего? из разведки. Можно задать два вопроса: смысловой и падежный. Смысловой вопрос для синтаксиса важней, следовательно, перед нами обстоятельство места.

Ответ: обстоятельство

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом обстоятельство. Определите его тип. Выделите верный ответ жёлтым цветом.

Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия)

Разбор задания: Находим сказуемое и задаём от него вопрос. Прочитали( как?) от корки до корки. Перед нами обстоятельство, выраженное фразеологизмом. На вопрос «как?», «каким образом?» отвечает обстоятельство образа действия.

Ответ:

Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия).

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признака.

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: «Как?», «Куда?», «Зачем?», «Откуда?», «Где?», «Когда?», «Почему?» и т. д.

Они могут стоять при глаголе, прилагательном или наречии, которое поясняют.

Мы сразу побежали к ручью.
Яна нарисовала очень красивую открытку.
Время идёт слишком медленно.

При разборе по членам предложения обстоятельства подчёркиваются чертой «пунктир с точкой».

Способы выражения обстоятельств

  • Наречие.

Сверху открывался вид на город. Открывался откуда? Сверху.

  • Имя существительное.

Туристы с интересом разглядывали местность. Разглядывали как? С интересом.

  • Местоимение.

Мама села между нами. Села где? Между нами.

  • Глагол.

Мы отправились на речку купаться. Отправились на речку с какой целью? Купаться.

Виды обстоятельств по значению

Виды обстоятельств (значение, вопросы)

Примеры

Обстоятельства времени (указывают на время совершения действия).
Когда?
Сегодня будет дождь
Обстоятельства места (указывают на место совершения действия).
Где? Куда? Откуда? 
На полке стояли книги
Обстоятельства образа действия (указывают на способ совершения действия).
Как? Каким образом? 
Мальчики тихо перешёптывались
Обстоятельства цели (указывают на цель совершения действия).
С какой целью? 
Кот назло мне опрокинул цветок
Обстоятельства причины (указывают на причину совершения действия).
По какой причине? 
Ничего не было видно из-за тумана
Обстоятельства меры и степени (указывают на степень проявления признака действия или признака признака).
Насколько? В какой мере? 

Все очень радовались празднику.

Это платье было слишком ярким

Обстоятельства условия (указывают на условие совершения действия).
При каком условии? 
Нажмите на кнопку в случае необходимости
Обстоятельства уступки (указывают на то, вопреки чему происходит действие).
Вопреки чему? Несмотря на что? 
Вопреки прогнозу сияло солнце

Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.

2 787

Что такое обстоятельство простыми словами

Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Он в предложении может быть, а может и не быть. Сравните: «Я жду тебя» – «Я жду тебя дома». Во втором предложении появилось обстоятельство места «дома».

Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.

Как найти обстоятельство в предложении

По вопросам. Обстоятельство отвечает на вопросы «как», «каким образом», «когда», «куда», «почему» и прочие подобные.

Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:

  1. Определение. К нему мы задаем вопрос «какой» или «который»: «красивый человек», «девушка в пальто».
  2. Дополнение. К нему надо задавать вопросы косвенных падежей: «пишу (чем?) карандашом», «пою (что?) песню».

По значению. Если слово обозначает место, время, причину, условие, цель, степень – это и будет обстоятельство. В следующем блоке я перечислю 9 типов обстоятельств по значению, вам надо будет обязательно их запомнить, чтобы находить «автоматически».

По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.

Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.

Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.

Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.

9 типов обстоятельств, которые надо выучить

Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.

  1. Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
  2. Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
  3. Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
  4. Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
  5. Меры и степени [в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная]. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
  6. Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
  7. Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
  8. Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
  9. Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.

Как подчеркивать обстоятельства

Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.

Правильно подчеркиваю обстоятельство

Деепричастные обороты – это тоже обстоятельства. Если у вас в предложении есть деепричастный оборот, то надо сначала его выделить как обстоятельство, а потом еще «разобрать» внутри по членам. Получится вот так:

Как подчеркивать обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Сначала я подчеркнул весь оборот как обстоятельство (красным), а потом внутри выделил обстоятельство «читая» и дополнение «книгу» (синим).

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.

Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.

  1. Курсы по русскому языку.
  2. Подготовка к ВПР.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Подготовка к ЕГЭ.

И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·       
Что такое обстоятельство?

·       
Для чего нам обстоятельство?

·       
Чем выражается обстоятельство?

Мы помним, что в предложении есть
второстепенные члены. Второстепенные члены – это дополнение, определение,
обстоятельство.

Мы уже познакомились с дополнением и
определением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Определение
отвечает на вопросы какой? чей?

Нас всегда интересуют обстоятельства
того, что случилось.

Если мы слышим: «Человек шёл», − у нас сразу возникает масса вопросов.
Где это происходило? Откуда он шёл? Куда следовал? Когда это все происходило?
Почему он куда-то шёл? И зачем он туда шёл?

Основную информацию мы сообщили с
помощью подлежащего и сказуемого. А вот обстоятельства того, что случаются мы
сообщим… правильно, с помощью обстоятельства.

То есть, с помощью второстепенного
члена предложения, который так называется.

Давайте добавим несколько
обстоятельств к этому предложению.

Человек шёл с работы.

Мы ставим вопрос «откуда?»

Человек шёл – куда? – домой.

Человек шёл – когда? – вечером.

Вечером человек шёл с работы домой.

В этом предложении три обстоятельства.

На самом деле, обстоятельство немного
похоже на часового. Оно стоит в предложении на страже и обращается к каждому
действию или явлению: «Стой! Кто идет? Откуда-куда-зачем?»

Но, конечно, у обстоятельства гораздо
больше вопросов.

Что же оно обозначает и на какие
вопросы отвечает? Выясним это, проследив за небольшими диалогами.

Обстоятельство может обозначать место
совершения действия. Тогда оно отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Но обстоятельство может обозначать и время.
Тогда оно отвечает на вопрос когда?

Обстоятельства могут обозначать также причину
и цель
. Тогда они отвечают на вопросы почему? или зачем?

Обстоятельства также обозначают способ
совершения действия
. Тогда они отвечают на вопрос как?

Итак, мы выяснили, что обстоятельство
– это второстепенный член предложения.

Обстоятельство отвечает на вопросы
где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как?

Обстоятельство обозначает место,
время, причину, способ совершения действия.

А теперь вернёмся к уже знакомому нам
предложению.

Вечером человек шёл с работы домой.

Нужно как-то отметить, что в
предложении есть обстоятельства.

Но как же их подчеркнуть?

Можно взять прерывистую линию. Но так подчёркивается
дополнение!

Значит, нужно немного изменить
прерывистую линию. Например, добавить точек между штрихами.

Получилась особенная линия. Теперь мы
можем подчеркнуть ей наши обстоятельства.

И запомнить, что обстоятельство подчёркивается
прерывистой линией с точками.

А чем выражается обстоятельство?

Рассмотрим ещё несколько предложений.

Сегодня мы попутешествуем. Когда? – сегодня. Это
обстоятельство. И выражено оно наречием.

Солнце светит ярко. Как – ярко? Обстоятельство обозначает
способ совершения действия. И выражается тоже наречием.

Автобус едет быстро. Как? – быстро. Быстро
– это обстоятельство, обозначает способ совершения действия. Это обстоятельство
тоже выражено наречием.

Очень часто обстоятельства выражаются наречиями.

А это шоссе к аэропорту. Семья
Тапкиных ждёт свой автобус.

Вся семья стоит на остановке. Стоит – где? – на остановке.
Это обстоятельство обозначает место. И выражается существительным с предлогом.

Этой семье нужно попасть в аэропорт. Они
приехали из Вологды
. Откуда? – из Вологды. В этом предложении
обстоятельство тоже обозначает место совершения действия. И выражено оно
существительным с предлогом.

Семья торопится на самолёт. Ведь
Тапкины летят в Грецию
.

Куда? – в Грецию.
Обстоятельство в этом предложении обозначает место совершения действия и
выражается существительным  с предлогом.

А значит, обстоятельство может
выражаться существительным с предлогом.

Но вот и Греция!

Тапкины приехали сюда ради отдыха.

Зачем? С какой целью? Ради отдыха.
Это обстоятельство, и оно выражается существительным с предлогом.

Но первым делом семья идёт на
экскурсию.

Идёт – куда? – на экскурсию.
Обстоятельство снова выражается существительным с предлогом.

Все довольны. Дети весело
переговариваются
. Переговариваются – как? – весело.
Обстоятельство выражено наречием.

Какой вывод мы можем сделать?

Обстоятельства обычно выражаются
наречиями и существительными.

Что же мы запомним на сегодняшнем
уроке?

Обстоятельство – это второстепенный
член предложения.

Обстоятельство отвечает на вопросы
где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как?

Обстоятельство обозначает место,
время, причину, способ совершения действия.

Обстоятельство обычно выражается
наречием или формой существительного.

И теперь самое время обобщить все, что
мы узнали о второстепенных членах предложения!

Напоследок давайте составим
предложение, в котором будут все три второстепенных члена!

Прилежные ученики внимательно слушали
учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти откуда лезут тараканы в квартиру
  • Как найти хорошего мастера по татуажу
  • При включении компьютера открывается биос gigabyte как исправить
  • Как найти радиус окружности по координатам диаметра
  • Как найти рилс который понравился