Как найти обстоятельство вопросы

Обстоятельство в русском языке — это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое.

В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:

  • определение;
  • дополнение;
  • обстоятельство.

Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В предложении обстоятельство чаще всего характеризует сказуемое. Понаблюдаем:

Этот мальчик идет (где?) впереди (место).

Бабушка нас навестит (когда?) сегодня (время).

Туристы идут (как?) гуськом по лесной тропе (образ действия).

У меня на глазах слезы выступили (почему?) от радости (причина).

Подружка пришла (с какой целью?) узнать задание на завтра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сердита на кошку (мера).

К соседу нельзя идти (при каком условии?) без предупреждения (условие).

Несмотря на снег с дождем, (несмотря на что?) все равно гуляю с собакой (уступка).

Снег колет (подобно чему?), как иголкой, нос и щеки (сравнение).

Что выражает обстоятельство

Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает

  • где и когда совершается действие;
  • как и почему оно совершается;
  • с какой целью и при каком условии;
  • вопреки чему и подобно чему.

Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета:

На этот раз я был (в какой степени?) совершенно спокоен на экзамене.

Мне немного (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой степени?) ярко сияет солнце, отраженное от снега, что невольно зажмуришься.


Определение

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? при каком условии? вопреки чему?


Обстоятельство это

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член предложения обстоятельство выражается словами, принадлежащими к разным частям речи:

1. знаменательными наречиями

  • рассказать весело;
  • идти пешком;
  • наелся вдоволь;
  • рассматривает неспроста;

2. местоименными наречиями

  • слышалось оттуда;
  • откуда взялось;
  • всегда радостный;
  • относится по-всякому;
  • никогда не узнаем;

3. существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них

  • сиять огнями;
  • рассыпалось крошками;
  • порвать от злости,
  • петь фальцетом;
  • растолочь в порошок;
  • в течение суток лил дождь;
  • несмотря на темень, прогуляемся;

4. деепричастиями и деепричастными оборотами

  • говорил задыхаясь;
  • отворив дверь, вошел;
  • стоял, облокотившись на перила;

5. инфинитивом (неопределенной формой глагола)

  • пришла развлекаться;
  • сел отдохнуть;
  • помчался увидеть;

6. словосочетаниями

  • с тех пор не виделись;
  • несколько лет тому назад произошло;
  • с того времени помним;

7. фразеологизмами

Что тут распаляешься во всю ивановскую?

Девушка исписала всю тетрадь от корки до корки своими стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия ( время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.

Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака:

  • остановиться (с какой целью?) на отдых;
  • седой (в какой степени?) слегка;
  • чересчур (как? в какой мере?) быстро.

Виды обстоятельств

В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:

1. обстоятельства места

  • спустился на санках (откуда?) с горы;
  • заходим (куда?) в лес;
  • плаваю (где?) в реке

2. обстоятельства времени

  • приду (когда?) завтра;
  • выполню задание (когда?) вечером;
  • (с каких пор?) с детства не люблю манную кашу;

3. обстоятельства причины

  • укололся (отчего?) сослепу;
  • делаю (по какой причине?) поневоле;

4. обстоятельства цели

  • пошел (с какой целью) проверить;
  • уехал (с какой целью?) навестить;
  • сказал (с какой целью?) назло.

5. обстоятельства образа действия

  • петь (как?) громко;
  • идти (каким образом?) вдвоем;
  • подбодрить(как?) дружески;

6. обстоятельства меры и степени

  • весьма (в какой мере?) скудный запас;
  • ответил чрезвычайно (насколько?) скованно;
  • совершенно (в какой степени?) беззлобный ответ;

7. обстоятельства сравнения

  • топорщится (подобно чему?) ёршиком;
  • лед обжигает, (подобно чему?) как огонь

8. обстоятельства уступки

  • несмотря на ливень, (несмотря на что?) сбегаю в магазин;
  • невзирая на холодное утро, (невзирая на что?) отправлюсь на рыбалку;
  • вопреки его совету, (вопреки чему?) сделаю по-своему;

9. обстоятельства условия

  • имея палатку, (при каком условии?) остаемся ночевать у озера;
  • останемся, (при каком условии?) при нежелании ехать.

Виды обстоятельств таблица

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. второстепенный член — обстоятельство;
  2. вид обстоятельства по значению;
  3. определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)

В этом предложении укажем несколько обстоятельств:

  • приносят когда? в осенние дни (= осенью);
  • приносят куда? в дом;
  • приносят откуда? из садов.
  1. В осенние дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.
  2. В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
  3. Из садов — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.

Видео «Обстоятельство как второстепенный член предложения»

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 45

Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.

2 783

Что такое обстоятельство простыми словами

Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Он в предложении может быть, а может и не быть. Сравните: «Я жду тебя» – «Я жду тебя дома». Во втором предложении появилось обстоятельство места «дома».

Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.

Как найти обстоятельство в предложении

По вопросам. Обстоятельство отвечает на вопросы «как», «каким образом», «когда», «куда», «почему» и прочие подобные.

Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:

  1. Определение. К нему мы задаем вопрос «какой» или «который»: «красивый человек», «девушка в пальто».
  2. Дополнение. К нему надо задавать вопросы косвенных падежей: «пишу (чем?) карандашом», «пою (что?) песню».

По значению. Если слово обозначает место, время, причину, условие, цель, степень – это и будет обстоятельство. В следующем блоке я перечислю 9 типов обстоятельств по значению, вам надо будет обязательно их запомнить, чтобы находить «автоматически».

По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.

Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.

Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.

Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.

9 типов обстоятельств, которые надо выучить

Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.

  1. Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
  2. Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
  3. Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
  4. Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
  5. Меры и степени [в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная]. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
  6. Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
  7. Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
  8. Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
  9. Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.

Как подчеркивать обстоятельства

Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.

Правильно подчеркиваю обстоятельство

Деепричастные обороты – это тоже обстоятельства. Если у вас в предложении есть деепричастный оборот, то надо сначала его выделить как обстоятельство, а потом еще «разобрать» внутри по членам. Получится вот так:

Как подчеркивать обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Сначала я подчеркнул весь оборот как обстоятельство (красным), а потом внутри выделил обстоятельство «читая» и дополнение «книгу» (синим).

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.

Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.

  1. Курсы по русскому языку.
  2. Подготовка к ВПР.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Подготовка к ЕГЭ.

И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

План урока:

Дополнение: определение, виды, функции

Определение: согласованное и несогласованное

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

1 vtorostepennye chleny predlozheniya

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Рассмотрим пример:

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

  • Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
  • От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
  • Получаем ответ «Письмо».
  • Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.

Еще примеры:

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

2 vtorostepennye chleny predlozheniya

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

  • Объект сравнения:

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

  • Объект восприятия:

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

  • Статус человека:

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

  • Орудие действия:

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

3 vtorostepennye chleny predlozheniya

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Определение: согласованное и несогласованное

Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.

4 vtorostepennye chleny predlozheniya

Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.

Рассмотрим несколько примеров.

Высокий мужчина сидел в кресле.

Находим определение:

  • Определяем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое): мужчина сидел.
  • От существительного «мужчина» ставим вопрос «Какой?».
  • Получаем ответ «Высокий».
  • Давайте выясним, что это за член предложения: определение, выраженное прилагательным.

В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.

Я купила красивую игрушку.

  • Главные члены предложения: я купила.
  • От сказуемого задаем вопрос «Что?»
  • Получаем ответ «Игрушку». Это дополнение, выраженное именем существительным.
  • От дополнения задаем вопрос «Какую?»
  • Получаем ответ «Красивую». Это определение, выраженное именем прилагательным.

Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.

5 vtorostepennye chleny predlozheniya

Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:

Городской человек редко общается с природой.

В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.

6 vtorostepennye chleny predlozheniya

Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:

Во дворе рос высокий тополь.

Ветви высокого тополя били нам в окна.

Во дворе росли высокие тополя.

Во дворе росло несколько высоких тополей.

Красная юбка висела в шкафу.

  • Грамматическая основа: юбка висела.
  • От слова «юбка» задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Красная».
  • Это определение, выраженное прилагательным.

Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:

Я постирала красную юбку.

У меня не было красной юбки.

Я купила две красных юбки.

Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:

7 vtorostepennye chleny predlozheniya

Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.

Три автомобиля подъехали к супермаркету.

Грамматическая основа предложения — три автомобиля подъехали.

Во дворе стояло три автомобиля.

В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.

Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.

Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.

Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:

  • твой дом;
  • белое пятно;
  • желтоватая пена.

Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:

  • парень лет двадцати;
  • шкаф черного дерева;
  • девочка в платье.

Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Третий и последний второстепенный член предложения – обстоятельство. Он достаточно широко применяется в разговорной речи, художественном и публицистическом стиле. Дадим определение обстоятельству.

8 vtorostepennye chleny predlozheniya

К обстоятельству можно задать различные вопросы:

  • Когда?
  • Как?
  • Где?
  • Почему?
  • Куда?

Эти вопросы нужно ставить от главного члена предложения, от которого зависит обстоятельство – сказуемого:

Заяц бежал (куда?) в лес.

Конфеты лежали (где?) в холодильнике.

Мы шли (как?) быстро.

Валя уехала (когда?) в полночь.

Обстоятельство – самый масштабный по значению второстепенный член предложения. Он разделяется на 7 основных видов. Эти виды обстоятельств с примерами внесены в таблицу.

9 vtorostepennye chleny predlozheniya

Особенность обстоятельства заключается в том, что оно может быть выражено самыми разными частями речи – от существительного до инфинитива.

Как найти обстоятельство в предложении? Используем прежний алгоритм действий, который применяли к дополнению и определению. Рассмотрим на примере.

Андрей медленно вышел из офиса в полдень.

  • Определяем грамматическую основу: Андрей вышел.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Откуда» и получаем ответ «Из офиса». Это обстоятельство места.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Когда?» и получаем ответ «В полдень». Это обстоятельство времени.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Как?» и получаем ответ «Медленно». Это обстоятельство образа действия.
  • В этом предложении три обстоятельства трех разных видов.

Предлагаю вспомнить пройденный материал о второстепенных членах предложениях с помощью общей таблицы.

10 vtorostepennye chleny predlozheniya

Теперь давайте разберем несколько предложений, определим главные и второстепенные члены.

  • Наш учитель проверяет тетради после работы.

Главные члены предложения – учитель проверяет.

Учитель (чей?) наш – согласованное определение.

Проверяет (что?) тетради – прямое дополнение.

Проверяет (когда?) после работы – обстоятельство времени.

  • На улице была безветренная солнечная погода.

Главные члены предложения – погода была.

Погода (какая?) безветренная и солнечная – два согласованных определения.

Была (где?) на улице – обстоятельство места.

  • Максим сидел на стуле и читал газету.

Главные члены предложения – Максим сидел и читал (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Сидел (где?) на стуле – обстоятельство места.

Читал (что?) газету – прямое дополнение.

  • Твой папа купил в магазине костюм в клетку и серую рубашку.

Главные члены предложения – папа купил.

Папа (чей?) твой – согласованное определение.

Купил (где?) в магазине – обстоятельство места.

Купил (что?) костюм – прямое дополнение.

Костюм (какой?) в клетку – несогласованное определение.

Купил (что?) рубашку – прямое дополнение.

Рубашку (какую?) серую – согласованное определение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти натяжитель цепи
  • Как в ватсапе исправить ошибки в отправленном сообщении
  • Как найти хороших подружек
  • Как найти дату производства ноутбука
  • Как найти косинус если известен только угол