Как найти одаренных детей

Как найти
одаренного ребенка?

«В
душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если
тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

 В.А.Сухомлинский.

Мы много
говорим о работе с одаренными детьми. Часто слышим об их достижениях, приводим
их как пример успешности во всем: в учебе, в жизни, в общении с окружающими.  Есть
одаренные ребята, в которых удачно сочетаются умственные способности с
творческим мышлением, активность, жажда знаний и умение взаимодействовать с
окружающими. У таких учеников всегда есть главный стимул – побеждать. Понятно,
что активные талантливые дети сами желают добиться успеха, высот в учебе,
стремятся участвовать в олимпиадах, конференциях, различных творческих и
научных конкурсах.

Но в своей
статье мы хотим поговорить не об этих детях – ярких, способных, привлекающих
внимание.  Но о детях не менее одаренных, но незамеченных, «непробужденных».
Они не всегда успешны в учебе, часто у них бывают затруднения в общении с
учителями и одноклассниками, они не способны раскрыть свой потенциал. Но эти
дети тоже могут быть успешными! Их просто нужно найти!

Что должно
привлечь взгляд неравнодушного учителя? Несомненно, нестандартность подхода
ребенка к решению поставленных перед ним задач. Образность его мышления,
способность к творческому поиску. Часто такие дети бывают сильно увлечены
какой-либо темой или идеей, обычно отличной от взглядов окружающих. Ход их
мысли необычен и привлекает внимание. Иногда эти дети бывают психологически
закрыты, зачастую живут в своем мире и только изредка, как улитка, аккуратно
выглядывают из своего домика. И этот момент открытости очень важен. Здесь нужно
не упустить его, заметить, проявить максимальную чуткость и заставить ребенка
раскрыться.

 Но как
помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его
творческого роста и поддержать его стремление раскрыть себя миру?

Несомненно,
что для этого необходим творчески работающий и квалифицированный педагог,
который должен создавать мотивацию, развивать потребность детей в творческой
деятельности. Именно на учителя ложится главная ответственность за выявление
потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего
поколения. Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо
научиться работать творчески самому, постоянно находясь в поиске новых идей,
новых техник работы, новых подходов к воспитанникам. Кроме того, нужны программы
и методики, разрабатываемые совместными усилиями педагогов, психологов и
ученых. Мы не должны забывать и о роли родителей в жизни ребенка, их
заинтересованности в его развитии, успешности. Поэтому так важно в
овлечение
родителей в воспитательно-образовательный процесс; в идеале —  обмен мнениями и
творческими идеями между педагогами и родителями на семинарах-практикумах,
игровых тренингах и др.

Для
привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые
развивают ребенка: интересы ученика, личные качества, навыки, склонности;
понимать, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним
творческой задачи; нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только
подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный
подход.

Мы
понимаем, что сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности
становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции
своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям
постоянно изменяющегося мира. И именно нашу гимназию отличает не просто стремление к творчеству, в ней огромное  внимание
уделяется развитию внутреннего мира юной личности, ведь школа – это не просто
второй дом, а целый мир —  мир юности и надежд, где не угасает одухотворяющий
поиск разума и добра. 

Именно
поэтому мы, как педагоги, должны способствовать раскрытию не только творческого
потенциала, но уметь привить детям потребность в творческом поиске, духовных
исканиях, научить их выражать свои мысли и взгляды на жизнь.  Чтобы такие
умения, как с
пособность к необычному комбинированию элементов
действительности, сообщение старым понятиям новых функций, умение видеть и
ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных
контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения
проблемных ситуаций, стали постоянными качествами одаренной личности, а не
кратковременными навыками.

Развитие
этих качеств сейчас стало возможным с внедрением в систему образования ФГОС,
который позволяет образовательные результаты школьного обучения обобщить в одно
общее определение «творческий потенциал».

Можно с
уверенностью сказать, что, развивая творческий потенциал ребенка, мы
затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его качеств, и должны чутко
улавливать самые разные особенности каждого ученика, чтобы построить свою
работу и взаимоотношения с их учетом.

Творчество любят все дети.
Организовав работу с учащимися таким образом, чтобы они всякий раз открывали
для себя что-то новое, неизвестное для них, мы заметили, что стала возрастать
заинтересованность, решились вопросы с мотивацией. Была проделана большая
работа, в ходе которой ребята смогли мобилизовать самые разные качества своей
личности: умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, обозначать
понимание и непонимание вопроса, вдохновленность, фантазия, гибкость ума,
умение поставить цель и организовать ее достижение, коммуникативные навыки. Приобретенные
навыки экспериментальной, научно-исследовательской и проектной работы позволили
нашим ученикам успешно защищать свои работы на научно-практических конференциях
различного уровня.

На XXIII  научно-практической конференции школьников «Мир науки» Минвалеева
Элина, ученица 8 класса, заняла 2 место (рук. Токай Е.С.), Мухаметзянова Диана
(9 класс) заняла 4 место (рук. Шириева Е.Н.).

На Региональной научно-практической
конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности
«Русский язык и славянский мир» наши девочки, удачно выступив с работами, получили
сертификаты участников.

2 место на VIII Республиканском конкурсе
научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения»
заняла Мухаметзянова Диана, представив свою работу «Духовно-нравственные истоки
становления личности С.Т. Аксакова» (рук. Шириева Е.Н.), Минвалеева Элина
получила сертификат участника (рук. Токай Е.С.)

Исследовательская деятельность учащихся способствует
расширению их кругозора, умению работать самостоятельно, развитию грамотной
речи; учит отстаивать свою точку зрения и в результате всего этого помогает
школьникам лучше адаптироваться в обществе, стать более уверенными в себе.

Наши девочки, Гиззатуллина Регина, ученица 5 класса,
(рук. Шириева Е.Н.) и Минвалеева Элина (рук. Токай Е.С.), изъявили желание
выступить на Районном этапе городского конкурса юных чтецов «Звездный билет» (в
рамках республиканского конкурса «Живая классика»). «Живая классика»
– это конкурс, объединяющий желающих поделиться своими читательскими
открытиями, это соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических
произведений русских писателей. Победу в конкурсе приносит не только
артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и
образную систему художественного текста. Жюри присудило нашим ученицам 2 место.

Работа с этими детьми доставляет
огромное удовольствие, потому что, во-первых, видна отдача, результаты труда,
во- вторых, виден личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно
общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться идеями, у них
можно чему-то поучиться.

И мы надеемся, что те результаты,
что получены нами в процессе работы с учениками, подтверждают идеи и мысли,
высказанные в этой статье. Мы с гордостью можем сказать, что наши ученики —
победители и призеры городских и республиканских конференций, дети, которые и
не думали, что когда-нибудь профессор КФУ может им сказать: «После окончания
школы жду Вас на нашем факультете!»

Токай
Е.С., учитель русского языка и литературы

Шириева
Е.Н., учитель русского языка и литературы

Введение

“Одарённость человека – это маленький
росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал
обильный плод”.
В. А. Сухомлинский


1. Проблема одаренности.

В настоящее время проблема работы с одарёнными
детьми всё более актуальна. Обществу нужна
творческая личность. Рыночная экономика
формирует спрос на энергичных, с высоким
интеллектом и высокими творческими
способностями молодых людей.

Как научная проблема одаренность насчитывает
уже более сотни лет.

В мировой науке представлены две
противоположные точки зрения на проблему
одаренности. Сторонники одной из них считают, что
одаренным является каждый нормальный ребенок и
нужно только вовремя выявить и развить
конкретный вид одаренности. По мнению других
исследователей, одаренность представляет собой
весьма редкое явление, присущее лишь
незначительному проценту людей. (По последним
данным, примерно пятая часть детей в школьном
возрасте.) (слайд
3).

Приложение.

Психолого-педагогические исследования проблем
одаренности связаны с именами многих российских
ученых, среди которых одно из ведущих мест
принадлежит Натану Семеновичу Лейтесу (слайд 4).
Он подчеркивал, что “выражение «одаренный
ребенок» весьма условно, так как оно
фактически означает умственные преимущества на
данном возрастном этапе”. Артур Владимирович
Петровский, анализируя структуру одаренности,
выделяет три ее особенности: внимательность и
постоянная готовность к напряженной работе;
неуемная потребность трудиться; высокая
продуктивность умственной деятельности. Широкомасштабная
деятельность по работе с одаренными детьми
началась в 1996 году в связи с принятием
Федеральной целевой программы «Одаренные
дети». Так что же такое одаренность и кого
можно назвать одаренным?

2. Определение и виды одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в
течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми. В начале века в английской
педагогике одаренным считался
высокоинтеллектуальный ученик, хорошо
успевающий по академическим дисциплинам.

Одарённый ребенок — это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности (слайд 5).

Сейчас одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих
    способностей;
  • детей, достигших успехов в некоторых областях
    деятельности (юные музыканты, художники,
    математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе
    (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости (слайд 6):
интеллектуальная, творческая, художественная,
академическая, социальная (лидерская),
спортивная.

3. Отличительные особенности одаренных детей.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является
их потребность, прежде всего в познавательной
информации. Они охотно и легко учатся, отличаются
остротой мышления, наблюдательностью,
исключительной памятью, проявляют
разностороннюю любознательность, часто уходят с
головой в то или иное дело. Выделяются умением
четко излагать свои мысли, демонстрируют
способности к практическому приложению знаний,
проявляют исключительные способности к решению
разнообразных задач. Им характерна острота
восприятия окружающего мира, способность
сосредоточиться сразу на нескольких видах
деятельности, высокий порог восприятия,
продолжительный период концентрации внимания.

Основная часть

1. Главная задача современной школы.

Выявление одарённых детей, организация
системной работы – одна из главных задач
современной школы и образовательной практики в
условиях модернизации российской системы
образования. С сентября 2011 года во всех
образовательных учреждениях нашей страны
вводится Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС). В его основе
лежит системно-деятельностный подход, который,
среди множества планируемых результатов,
предполагает: воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям современного
общества; учёт индивидуальных особенностей
учащихся; разнообразие их развития, обеспечение
роста творческого потенциала и познавательных
мотивов (слайд 7).

Цель работы: обеспечить возможности
самореализации личности в различных видах
деятельности.

Задачи: создание системы внеурочной работы с
учащимися, развитие массовых, групповых и
индивидуальных форм внеурочной деятельности,
организация исследовательской работы учащихся.

Для выявления одаренности необходимо
стараться вовлекать ребенка в те формы
активности, которые соответствуют его
склонностям и интересам. В раннем возрасте — в
игровые ситуации. В среднем и старшем звене — в
исследовательскую и проектную деятельность.
Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как
можно больше детей с признаками одаренности и
обеспечить им благоприятные условия для
совершенствования присущих им видов
деятельности (слайд 8).

2. Диагностика одаренности.

Для диагностики одаренности используются
следующие методики (слайд 9):
“Интеллектуальный портрет”, “Карта
одаренности” и методика оценки общей
одаренности.
Составляется индивидуальный образовательный
маршрут (слайд 10). В него входят диагностика,
определение области одаренности и планирование
работы на год. В свой план включаем проблемные и
творческие задания на уроках, участие в работе
кружков и исследовательской работе,
индивидуальная подготовка к олимпиадам, участие
в различных конкурсах. В конце каждого учебного
года подводятся итоги, анализируются и
определяются основные направления работы на
следующий год (слайд 10).

3. Формы и методы работы с одаренными детьми.

В нашей школе уделяется большое внимание
работе с одарёнными детьми. Ведущими являются
методы творческого характера – проблемные,
поисковые, эвристические, исследовательские,
проектные – на основе форм индивидуальной и
групповой работы. Наиболее эффективными
являются технологии, которые дают простор для
творческого самовыражения и самореализации
учащихся. Это технология проектного обучения,
которая сочетается с технологией проблемного
обучения, и методика обучения в “малых группах”.

1. Технология проблемного обучения. Решение
задач проблемного содержания обеспечивает
высокий уровень познавательной активности
школьников.

2. Методика обучения в малых группах. Класс
разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек.
Каждая группа готовит ответ на один из
обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники
каждой группы выступают, задают вопросы, делают
дополнения. За правильный ответ получают
индивидуальные оценки, а “группы” –
определенное количество баллов. Игровая
ситуация позволяет создать необходимый
эмоциональный настрой и побудить школьников к
более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проектного обучения. В ее основе
лежит творческое усвоение школьниками знаний в
процессе самостоятельной поисковой
деятельности. Продукт – учебный проект, в
качестве которого могут выступать текст
выступления, реферат, доклад и т.д.

Принципы деятельности в работе с
одаренными детьми:

1. максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;

2. возрастания роли внеурочной деятельности;

3. индивидуализации и дифференциации обучения;

4. создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя;

5. свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества (слайд
11).

Формы работы с одаренными учащимися (слайд
12)
:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых
группах);

2. групповые и индивидуальные занятия,
элективные курсы и предметы;

3. занятия исследовательской и проектной
деятельностью;

4. консультирование по возникшей проблеме;

5. участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

6. научно-практические конференции;

7. интеллектуальные марафоны;

8. деловые игры и путешествия;

9. творческие и разноуровневые задания, тесты и
тренажеры.

В своей работе стараемся использовать все
возможности, чтобы дети могли раскрыть и
реализовать свой талант (слайд 13).

На уроках:

1. творческие задания (например, создание
композиций из геометрических фигур, окружностей,
фигур на координатной плоскости) (слайд 14,15);

2. тестовые задания (составленные в программе Quiz
Maker, могут применяться как для классных, так и для
домашних работ, ответы отправляются сразу при
закрытии теста на электронный адрес учителя) (слайд
16)
;

3. мини-проекты (например, “Проценты в моей
семье”, “Математика в профессии моих
родителей”; защита многогранников).

Во внеурочное время:

1. индивидуальные занятия для подготовки к
олимпиадам и конкурсам;

2. занятия математического кружка;

3. элективные курсы и предметы;

4. школьные олимпиады;

5. проектные и исследовательские работы (защита
работ на малых Ломоносовских чтениях);

6. предметная неделя. В рамках предметной недели
проходят конкурсы: кроссвордов, “Лучший
счетчик”, “Реклама любимой темы”, объемных
газет, поделок оригами, цифровых фигур, а также
различные математические игры и соревнования (слайд
17-19).

Мы работаем в тесном контакте со школами
округа, с ИМ и КН САФУ, НОУ ВПО “Институт
управления” г. Архангельск, Институтом развития
школьного образования г. Калининград, с Центром
развития одаренности г. Пермь, Академией
социального управления г. Москва, с
Горно-Алтайским государственным университетом.

На уровне округа ежегодно проходят олимпиады
по предметам и интеллектуальные игры.

Обучающиеся принимают участие в городских,
региональных, всероссийских и международных:

1. олимпиадах и конкурсах, например, городской
Турнир им. М.В. Ломоносова;

2. дистанционных конкурсах и олимпиадах по
предметам: “Математический портфолио”,
“Магистрики”, “Эрудит” (слайд 20,21);

3. работе научно-популярного лектория в
институте математики, информационных и
космических технологий САФУ (слайд 25);

4. конференциях: “Юность Архангельска”,
региональной научно-практической конференции
для учащихся 4-11 классов
“Научно-исследовательская деятельность
школьников в области математики, прикладной
математики и информатики”, проводимой ИМ и КН
САФУ;

5. Всероссийских конкурсах: “Мультитест”,
“Альбус” (г. Калининград) (слайд 22),
“Молодежный математический чемпионат” (г.Пермь)
(слайд 23);

6. Международных конкурсах: “Кенгуру”,
“Математика и проектирование”

4. Результаты работы с одаренными детьми по
математике.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие
в олимпиадах различного уровня, предметных
неделях, очных и заочных конкурсах, конференциях
и добиваются хороших результатов, например, на
олимпиаде по математике, проводимой ИМиКН САФУ,
Скребцова Татьяна в 2011- 2012 уч. году заняла 2 место
среди 9 классов, а 2012 – 2013уч. Г. заняла 2 — 3 место
среди 10-11 классов (слайд 24), во Всероссийских
конкурсах: “Мультитест”, “Альбус” (г.
Калининград), “Молодежный математический
чемпионат” (г.Пермь) – Сергеева А. — региональный
призер 2010г., дистанционных конкурсах:
“Математический портфолио”, “Магистрики”,
выступают с результатами своих
исследовательских работ на городской
конференции “Юность Архангельска”,
региональной научно-практической конференции
для учащихся 4-11 классов
“Научно-исследовательская деятельность
школьников в области математики, прикладной
математики и информатики”, проводимой ИМ и КН
САФУ — Кириллова Галина — 3место (2011-2012 уч.г.) (слайд
26)
, участвуют в областных конкурсах:
“Архангельская область в математических
задачах” Скребцова Т. — 2 место (2012-2013 уч.г.) (слайд
27)
, в международных конкурсах: “Кенгуру” —
Королев А. — 3 место по городу и 3 место по области
(2006 уч.г.) (слайд 28), “Математика и
проектирование” (в заочном туре: Сергеева А. — 3
место (2010-2011), Кириллова Г. — 1 место и Сергеева А.- 1
место (2011-2012), Сергеева А. – 2 место в очном туре (слайд
29)
. В конкурсе “Математика и проектирование”
участвовали 2 года (слайд 30). Координаторами
Конкурса являются: Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования “Академия
социального управления” (ГОУ ВПО МО “Академия
социального управления”) и факультет
педагогического образования МГУ им. М.В.
Ломоносова. Конкурс проводится при поддержке
Министерства образования Московской области.

Цели и задачи Конкурса: развитие
интереса к математике, исследовательской и
проектной деятельности у учащихся; выявление,
развитие и поддержка одаренных учащихся;
повышение квалификации учителей математики и
информатики; активизация внеклассной и
внешкольной работы по математике и информатике;
развитие информационно-коммуникационных
компетенций учащихся и учителей (слайд 31).

Конкурс проходит по шести номинациям (2 тура:
региональный – заочный и международный – очный):

1. Математические модели реальных процессов в
природе и обществе,

2. Геометрические миниатюры,

3. Математика и искусство,

4. История математики,

5. Наука математика,

6. Электронный тематический журнал (слайд 32).

На первый региональный заочный тур в 2011-2012 уч.
году было представлено 30 работ, приняли участие 35
учеников, из них 2 ученика нашей школы. В
номинации “История математики” работа “Пифагор
— великий математик и предсказатель” Сергеевой
Алисы (9Акласс) заняла 1 место. В номинации
“Математика и искусство” работа “Геометрические
фигуры в орнаментах Архангельской области”
Кирилловой Галины (10Б класс) — 1 место. Обе работы
рекомендованы региональной экспертной
комиссией для участия в очном туре в Москве (слайд
33).
Мероприятия очного тура VІ Международного
конкурса “Математика и проектирование”
проходили в Академии социального управления
(АСОУ) (слайд 34). Председатель оргкомитета
конкурса Сергеева Татьяна Федоровна (слайд 35).
На конкурс приехали представители России,
Казахстана, Белоруссии, Болгарии и Китая. Всего
выступило 270 учеников по 6 номинациям. 1 мая
был самый ответственный – защита работ.
Председатель жюри – Розов Николай Христович,
член-корреспондент РАО, доктор
физико-математических наук, профессор, декан
факультета педагогического образования МГУ им.
М.В. Ломоносова (слайд 36). 3 мая 2012 года
состоялось закрытие VІ Международного конкурса
“Математика и проектирование”, на котором были
подведены итоги и награждены победители и
призеры (слайд 37).

Заключение

“Одаренные дети” — это особые дети. Задача
педагогов — понять таких детей, направить все
усилия на то, чтобы передать им свой опыт и
знания. Опыт работы показывает, что чем раньше
начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее,
шире раскрывается его талант. Благодаря
системной работе одаренные дети становятся
успешными. “Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются – в развитии
своих талантов. Главное верить в это. Вера —
двигает горы… Вера в учеников может поднять их
на такие высоты, которые нам трудно даже
представить. Каждый день можно собирать большой
урожай детских успехов. Главное не позволять ни
одному ребенку быть неудачником. Учить их так,
как будто каждый — независимо от семейных условий
– сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с
преданностью и стальной уверенностью в успехе,
которая не позволит учащимся соскользнуть в
неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все
получится!” (слайд 38)

А учитель должен быть увлечен своим делом,
профессионально грамотным, способным к
экспериментальной, научной и творческой
деятельности, интеллектуальным, нравственным и
эрудированным, психологом, воспитателем и умелым
организатором учебно-воспитательного процесса,
проводником передовых педагогических
технологий, знатоком во всех областях
человеческой жизни.

Список используемых ресурсов

1. Архипова Е. А., Кецко Т. В.
Психолого-педагогические механизмы развития
одаренности у учащихся, Минск, Республиканский
институт высшей школы

URL: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/brest-2007/364-aktualnye-problemy-sovremennogo-esteticheskogo-obrazovaniya/8073-psihologo-pedagogicheskie-mehanizmy-razvitiya-odarennosti-u-uchaschihsya.html

2. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Взаимодействие с
одаренными детьми в условиях интеграции
основного и дополнительного образования URL:

http://www.rusnauka.com/20_DNII_2012/Psihologia/8_113827.doc.htm

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей. М., 2002.

4. Богоявленская Д.Б. Основные современные
концепции творчества и одаренности. М., 1997.

5. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

6. Современные подходы к проблеме одарённости.
URL: http://hudaiberdinsk.ucoz.ru/publ/doklad_quot_sovremennye_podkhody_k_probleme_odarjonnosti_quot/1-1-0-17

7. Уласевич С. А. Одарённые дети, Минск, 2005

8. Методика “Карта одаренности”

URL: http://www.astripk.ru/content_aipkp/odaren/II_inf/5.pdf

9. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными
детьми: теория и практика, Ростов-на-Дону.:
“Феникс”, 2011

10. Казакова Т. Н. Статья Формы и методы работы с
одарёнными детьми

URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/formy-i-metody-raboty-s-odarennymi-detmi

Искусственный отбор. По каким новым правилам в России будут искать одаренных детей?

23 Мая 2019
9468 0

Общество

В России появился новый свод правил, который поможет более эффективно выявлять одаренных детей – об этом говорится в пояснительной записке к проекту, которая была обнародована 22 мая на федеральном сайте. Еще в 2016 году Президент России Владимир Путин во время встречи с победителями всероссийского конкурса «Учитель года России» заявил о том, что необходимо наладить системную работу с одаренными детьми. При этом глава государства отметил, что на юные российские таланты все чаще обращают внимание зарубежные фонды.

Суть проекта

Новый проект – это замена правительственному постановлению № 1239 от 17 ноября 2015 г. В пояснительной записке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности» говорится о применении так называемых «обновленных механизмов выявления одаренности».

Как отмечает ИА «Красная звезда», которое ознакомилось с проектом, в государственном информационном ресурсе будет содержать ряд сведений о лицах, которые проявили свои способности. Например, информация о победителях олимпиад и конкурсов. Кроме этого, здесь же будет информация о несовершеннолетних, размещающих свои работы в научных журналах, а также о тех детях, кто регистрирует результаты своей интеллектуальной деятельности. На этом же ресурсе будут сведения о наставниках и тренерах одаренных детей.

У кого будет доступ

Как поясняют авторы проекта, доступ к ресурсу с этой информацией будет у государственных и федеральных органов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Также воспользоваться информацией смогут другие организации, деятельность которых связана с развитием способностей и талантов у подрастающего поколения.

Если говорить о финансовом обеспечении , то проект постановления предусматривает увеличение размера субсидий, которые будут обеспечиваться из средств федерального бюджета образовательному фонду «Талант и успех» с 25 до 75 миллионов рублей каждый год.

Таланты и достижения

А пока что Министерство просвещения России и Фонд «Талант и успех» начал  сбор предложений по расширению перечня олимпиад и разнообразных детских конкурсов на 2019/20 учебный год. Список на победителей таких интеллектуальных соревнований размещается специальном государственном информационном ресурсе. Только за 1 квартал 2019 года количество зарегистрированных юных звезд науки, культуры и спорта выросло почти на 40 процентов.

«По сведениям государственного информационного ресурса, на 1 января 2019 г. число одаренных детей составляло более 119 тыс. человек. На 1 апреля — уже более 164 тыс. человек. Количество достижений, обобщенных на ресурсе, на сегодня составляет 220,4 тыс. единиц», — сообщают представители Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ.

Условия для развития

Вопросы образования и поиска талантов в понедельник обсудили на заседании президиума совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Премьер-министр на этом заседании заявил, что все российские образовательные организации — даже в самых дальних селах — должны быть подключены к высокоскоростному интернету, и эту работу нужно ускорить.

Так же было указано, что до конца 2021 года по стране планируется создать 900 тысяч мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Особое внимание уделят и развитию системы ранней профессиональной ориентации. «В ходе реализации нашего федерального проекта, который называется «Молодые профессионалы», мы будем поддерживать наиболее удачные разработки и перспективные проекты. Для этого также из бюджета выделяется 630 миллионов рублей», — сказал Дмитрий Медведев.

Подросших талантливых детей ждут в отечественной науке. Президиумом совета нацпроект по этой сфере тоже обсуждался. Председатель Правительства заявил, что нужно омолодить российскую науку. В 2019 году доля исследователей до 39 лет должна увеличиться до почти 44 процентов, к 2024 году — больше половины должно быть». Для этого правительство предпримет ряд мер, направленных на решение жилищных проблем молодых ученых, на предоставление возможности получать оборудование для своих институтов, участвовать в международных конференциях. «

Реестр одаренных детей

Подробнее на портале талантыроссии.рф

Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, формируется в целях выявления, сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего развития детей, являющихся победителями и призерами конкурсных мероприятий (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»).

Перечень конкурсных мероприятий — олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждается ежегодно на учебный год приказом Минпросвещения России.

Результаты мероприятий перечня (сведения о победителях и призерах мероприятий перечня) вносятся в информационный ресурс организаторами мероприятий.

Оператором по формированию и ведению государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности, является Образовательный Фонд «Талант и успех».

3773

Одаренность формируется под действием наследственности, воспитания и социокультурной среды. Нельзя сразу сказать о том, обладают ли дети выдающимися способностями. Учителям нужно следить за поведением школьников во время учебной деятельности.

Рассказываем о том, как одаренные ученики проявляют себя на уроках, как помочь им не растратить свои задатки впустую.

Содержание

Как учителю выявить одаренных школьников: характерные черты одаренных детей

Одаренные школьники обладают особыми качествами, которые отличают их от сверстников. Главный критерий – способности к обучению и созиданию. Одаренные дети демонстрируют неподдельный интерес к определенным областям наук, быстро схватывают информацию и значительно опережают своих одноклассников. Нередко они выступают творцами – что-то конструируют, пишут стихи, рисуют. Школьники постоянно находятся в развитии, с удовольствием черпают новые знания. Для юных талантов свойственна богатая фантазия, которую они претворяют в реальность через творчество.

Гибкость мышления – еще один фактор. Мозг одаренных детей за короткий промежуток времени запоминает блоки материала и выстраивает сложные причинно-следственные связи. Быстрый анализ информации приводит к тому, что одаренным ученикам становится скучно на общеобразовательных уроках: пока их одноклассники долго учат таблицу умножения, талантливые ребята уже с легкостью считают большие примеры.

Под одаренными школьниками понимаются не те дети, которые просто показывают определенную степень успеха в обучении. Под одаренностью скрывается целая совокупность факторов, но со временем они могут потухнуть, если не обеспечивать ученикам необходимую среду.

3771

Почему нужен особый подход к одаренным детям?

Одаренные школьники опережают в развитии других членов класса. Пока учитель детально объясняет каждый аспект темы, в головах остальных детей медленно формируются нейронные связи. Одаренные ученики схватывают все на лету, классический темп обучения, характерный для общеобразовательного процесса, становится скучен им – они жаждут большего объема знаний.

Одаренные дети склонны к самостоятельному поиску ответов на вопросы, им не подходит «разжевывание». Их интерес подогревается неизведанностью, азарт включается в тот момент, когда перед ними стоит непростая логическая загадка.

Дети-вундеркинды

Гениальность ребенка – дар природы или заслуга родителей?

Юные таланты порой импульсивны, их тяжело заставить заниматься нелюбимым предметом. Процесс обучения должен выстраиваться таким образом, чтобы школьники могли погружаться в интересующую сферу и совершенствовать навыки в ней.

Разница в умственных способностях часто становится причиной недопониманий в коллективе. Одаренным ученикам сложно найти близких по духу друзей своего возраста, сложно вписаться в компанию из-за значительного разрыва в уровне знаний. Поэтому многие одаренные дети остаются отстраненными, обитают в своем собственном мире.

3770

Как помочь одаренным школьникам развить свой потенциал?

Одаренные дети чувствуют дискомфорт из-за неподходящей программы обучения, из-за окружения, которое не разделяет их интересы. Важно создать такую атмосферу, в которой школьники смогли бы проявлять свои способности и обмениваться опытом с одноклассниками.

Не стоит постоянно акцентировать внимание на превосходстве талантливых детей: никто не гарантирует, что одаренность будет бить ключом долгие годы. Когда прежние способности угаснут, дети разочаруются в себе и своих возможностях. Если постоянно превозносить вундеркиндов, у них сложится некорректная картина мироздания, возникнут проблемы в выстраивании дружеских, романтических и рабочих отношений – даже в старшем возрасте они будут считать себя лучше других, выше. Непрекращающееся восхваление может развить синдром отличника – нездоровое стремление к достижению идеала во всем ради общественного одобрения.

Учителя должны индивидуализировать задания, выдаваемые школьникам

У каждого преподавателя должен быть целый инструментарий для работы с детьми в рамках прохождения тем. Наиболее часто используемая методика – прописывание заданий повышенной сложности для тех, кто справился с базовым блоком задач. Одаренные дети, выполнившие общеобразовательную норму, не будут скучать, сидеть без дела и отвлекать тех, кто еще пишет работу. Они приступят к размышлению над непростыми вопросами и получат за это дополнительную оценку.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Учителям нужно заботиться о культурном развитии подопечных

Как правило, раз в несколько месяцев организуются выезды классов в музеи, где проводятся увлекательные экскурсии. При таком досуге дети получают новые знания и расширяют кругозор.

В Москве ежегодно организуется олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Школьники посещают объекты культуры, получают задания, ответы на которые нужно искать среди музейных экспонатов. Ученики развивают мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Данные мероприятия особенно интересны юным пытливым умам.

Учителя должны использовать разные формы организации урочной и внеурочной деятельности

Образовательный процесс, неразрывно связанный с работой по учебнику, наскучит даже нетребовательным детям. Преподносить материал можно гораздо интереснее: подключать школьников к проектной работе, организовывать круглые столы, уроки, подразумевающие творческий подход к получению знаний. Например, ученикам нравится работать с Kahoot! – сервисом онлайн-викторин, которые можно генерировать самостоятельно, добавляя вопросы по пройденным темам.

Учителям следует знакомить одаренных учеников с миром олимпиад

Ежегодно проводятся перечневые состязания и Всероссийская олимпиада школьников, в которой дети могут принимать участие с 4 класса. Интеллектуальные соревнования направлены на выявление талантливых учеников, которые готовы усердно трудиться во имя занятия призового места и получения ценных призов.

Существует множество инструментов для подготовки будущих победителей и призеров олимпиад. Например, организуются выездные школы, где дети полноценно погружаются в изучение дисциплины, разбирают теорию под руководством олимпиадных тренеров, а затем закрепляют пройденное при помощи решений типовых заданий.

27f77fef-868e-4746-af5a-ff3f5d564738

Выводы

Учителя должны внимательно анализировать обстановку, складывающуюся в классах, и выявлять школьников, отличающихся высоким уровнем умственных способностей. Необходимо грамотно выстраивать процесс обучения, чтобы интерес одаренных детей не утихал, а потенциал постоянно креп и развивался.

Поделиться в социальных сетях

Как часто вы встречаете одаренных школьников?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти обратную загрузку
  • Как найти кос острого угла
  • Как найти попугая в джунглях
  • Как найти монеты на алиэкспресс
  • Как найти хорошего кинолога