Как найти одноименные тональности

Одноименные тональности – это тональности, которые имеют одинаковую тонику, но противоположное ладовое наклонение. Например, одноименными являются До мажор и до минор или Ре мажор и ре минор. У этих тональностей совпадает тоника – До или Ре, но одна из этих тональностей мажорная, а другая минорная.

Одно имя на две тональности

Каждый человек имеет имя и фамилию, то есть, для того чтобы назвать личность, нужно обязательно сказать эти два элемента. Подобно же и с тональностями: в названии любой тональности есть два элемента: тоника и лад. И это тоже своеобразные имена.

тональность имеет два части в названии

Одноименные тональности имеют одно и то же имя, то есть одну тонику. И придумать примеры одноименных тональностей ничего не стоит: Фа-диез мажор и фа-диез минор, Соль мажор и соль минор, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Возьмите любую тонику и присовокупите к ней сначала слово «мажор», а затем слово «минор».

одноименные тональности

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.

до мажор и до минор

Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

ми мажор и ми минор

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная. Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

ре мажор и ре минор

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.

различия в одноименных тональностях

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

ля минор и ля мажор

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

си мажор и си минор

Соотношения одноименных тональностей в музыке

Композиторы очень любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как такие сочетания мажора и минора создают тонкие и выразительные, но в то же время очень яркие контрасты в музыке.

Один из ярких примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но периодически в ней появляется жизнеутверждающий рефрен в Ля мажоре.

Смотрите, вот начало знаменитого рондо, тональность ля минор:

Моцарт Турецкий марш

Немного погодя, мы видим, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:

Моцарт Турецкое рондо

Ну а теперь можно послушать произведение целиком. Если вы слухач, то можете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.

Моцарт – Турецкое рондо


Итак, из сегодняшнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их находить и как получить мажорную гамму из минорной и наоборот. В материалах прошлых выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как запомнить знаки во всех тональностях. В следующих выпусках мы расскажем о том, какие тональности являются родственными и о том, что такое градусник тональностей.

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как можно легко запомнить различия между видами мажора и минора?
Одноимённые тональности

Одноимёнными тональностями называют мажорную и минорную тональность, которые имеют одинаковые тоники. Например, До-мажор и До-минор являются одноимёнными.

Натуральные одноимённые мажор и минор будут отличаться III, VI и VII ступенями. В минорном ладу эти ступени будут ниже на хроматический полутон.

Натуральные одноимённые мажор и минор

Рисунок 1. Одноимённые натруальные тональности

Гармонические одноимённые мажор и минор отличаются III ступенью. В миноре она будет ниже на хроматический полутон. VI ступень мажора будет понижена и в результате совпадёт с минорной.

Гармонические одноимённые мажор и минор

Рисунок 2. Одноимённые гармонические тональности

Мелодические одноимённые мажор и минор отличаются только III ступенью.

Мелодические одноимённые мажор и минор

Рисунок 3. Одноимённые мелодические тональности

Характер мажорного и минорного ладов

Помните, мы затрагивали тему характера, «настроения» мелодии? Изучив мажорные и минорные тональности, стоит ещё раз поговорить о характере этих ладов.

Грустные, романтические, суровые мелодии обычно пишутся в миноре.

Весёлые, задорные, торжественные мелодии обычно написаны в мажоре.

Конечно, есть и весёлые мелодии, написанные в минорных тональностях («Коробейники», частушки); есть и грустные в мажоре («Yesterday»). Т.е. имейте ввиду, что исключения бывают везде.


Итоги

Вы познакомились с одноимёнными тональностями. Взяли на заметку характер звучания минорных и мажорных тональностей.

что такое тональность

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

тональность равно тоника плюс лад

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

ключевые знаки в одноименных тональностях

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

В квинтовом круге представлены тридцать тональностей, которые связаны между собой определенными узами. Близость тональностей определяется наличием общих ступеней и аккордов, построенных на этих ступенях. По степени близости тональности распределяются на параллельные, одноименные, однотерцовые, энгармонические тональности.

Параллельные тональности

Параллельные тональности

Параллельные тональности являются самыми близкими родственниками среди остальных тональностей. Они как родные брат и сестра двойняшки.

Параллельными называются пара тональностей, одна из которых мажорная, а вторая минорная. Эти тональности имеют одинаковые ключевые знаки, одинаковый звукоряд, но разные тоники. Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции друг от друга. Например, До мажор и вниз малая терция — ля минор. Соль мажор и ми минор.

Таблица параллельных тональностей находится здесь.

Одноименные тональности

Одноименные тональности

Одноименными называются пара тональностей, одна из которых мажорная, а вторая минорная. Эти тональности имеют одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. Например, До мажор и до минор.

В одноименных тональностях одинаковыми ступенями являются I, II, IV, V. А разными являются III, VI и VII ступени.

Разница в ключевых знаках всегда равна трем.

Одноименные тональности похожи на двоюродных брата и сестру, у которых одно имя (тоника). У них больше общего (четыре ступени у них общие), чем различного (три ступени у них различные).

Таблица одноименных тональностей находится здесь.

Однотерцовые тональности

До мажор и до# минор

Однотерцовыми называются пара тональностей, одна из которых мажорная, а другая минорная. Общими у них являются III, VI и VII ступени. А различными являются I, II, IV, V ступени.

В этих тональностях больше различия, чем сходства. Тоники этих тональностей отстоят друг от друга на хроматический полутон. Например, До мажор и до# минор, Фа мажор и фа# минор.

Трезвучия, построенные на I ступенях в этих тональностях, имеют общий терцовый звук. Например, трезвучия До-ми-соль и до#- ми- соль# имеют общую терцию ми.

Общую терцию имеют также трезвучия, построенные на IV и V ступенях. Поэтому, правило однотерцовых тональностей должно звучать так:

Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в главных трезвучиях которых одинаковые терции.

Однотерцовые тональности

Однотерцовые тональности похожи на троюродных брата и сестру, у которых есть какие-то общие родственники, но в них уже больше различий, чем сходства.

Таблица однотерцовых тональностей находится здесь.

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равными называются две мажорные или две минорные тональности, различные по написанию, по ключевым знакам, но одинаковые по звучанию.

Таких тональностей в квинтовом круге всего шесть. Хотя теоретически можно подобрать энгармонически равную к любой тональности. Но в них количество ключевых знаков превысит семь, что на практике не допустимо.

Энгармонически равные тональности отличаются друг от друга на 12 знаков. Они диаметрально противоположные по написанию. Но они абсолютно одинаковые по звучанию. По сути — это одно и то же, не различимое на слух.

Таким образом, мы предлагаем присвоить энгармонически равным тональностям нулевую степень родства.

Нулевая степень родства присутствует между супругами. И в этом есть определенная логика. Каждый из супругов — самостоятельная самобытная личность, но вместе они образуют единую семью, которая звучит в унисон.

Таблица энгармонически равных тональностей находится здесь.

Сравнительная таблица соотношения тональностей

Ладовые соотношения Расстояние между тониками Общие ступени Разные ступени Разница в количестве ключевых знаков Степень родства
Параллельные тональности Мажор и минор м.3 все нет 0 1
Одноименные тональности Мажор и минор ч.1 I, II, IV, V III, VI, VII 3 2
Однотерцовые тональности Мажор и минор ув.1 III, VI, VII I, II, IV, V 4 3
Энгармонические тональности Мажор и Мажор
минор и минор
ум.2 нет все 12 0

Данной тональности родственны те тональности, тонические трезвучия которых входят в эту тональность.  То есть:

1.Параллельная тональность – нет разницы в ключевых знаках

  1. Тональность натуральной доминанты и параллельная ей – разница в один ключевой знак.
  2. Тональность натуральной субдоминанты и параллельная ей – разница в один ключевой знак.

4. Тональность минорной субдоминанты для мажора и тональность мажорной доминанты для минора – разница в четыре ключевых знака

Например:

Родственные тональности До мажора:

  • Соль мажор
  • Фа мажор
  • Ля минор
  • Ми минор
  • Ре минор
  • Фа минор

Остальные тональности считаются по отношению к данной тональности отдаленными.

Одноименные тональности.

Одноименные тональности- это тональности, имеющие:

-Одинаковую тонику

-Разные ключевые знаки

-Разное ладовое наклонение

Пример: до мажор-до минор, соль минор- соль мажор и др..

Минор отличается от одноименного мажора на три ключевых знака в сторону бемолей (а следовательно, мажор от одноименного минора — на три знака в сторону диезов):

Модуляция.

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую без смены или со сменой лада. Так как всякая новая тональность (за исключением параллельной, взятой в натуральном виде) отличается от данной тональности звуковым составом, то модуляция внешне часто выражается введением новых (случайных или ключевых) знаков:

Например, рассмотрим отрывок из романса Даргомыжского. Первое предложение написано в тональности ре мажор. Во втором предложении мы можем заметить появление ля диеза ( VII повышенная-признак гармонического минора) , который является вводным тоном к си минору (тональность параллельного минора относительно ре мажора).

Типы модуляций:

  • Если модуляция совпадает с окончанием построения, выражающего музыкальную мысль, или с окончанием относительно крупной части такого построения,—она называется переходом. В простейших случаях переход завершается в 4, 8, 12, 16-м тактах .

  • Модуляция называется отклонением, если она вводится внутри построения и не совпадает с его окончанием.

  • Модуляция называется модулирующей секвенцией, если она состоит из частей одинакового мелодического и аккордового строения; причем каждая из этих частей звучит в новой тональности (с возможной сменой лада):

  • Модуляция называется сопоставлением тональностей без перехода, если после окончания одной части произведения другая его часть начинается прямо в новой тональности:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить трудный характер
  • Как найти площадь полной пов пирамиды
  • Как составить закупочный акт с физическим лицом
  • Как найти телефон человека проживающего
  • Как составить сделку с инвестором