Как найти однородные слова в тексте

Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.

Однородные члены предложения

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:

Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.

Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:

Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:

В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).

Однородные члены предложения это

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
  2. выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
  3. удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.

Однородные чл предложения

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так прекрасны летом!

Она то смеялась, то плакала.

Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:

Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.

Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:

За лето река обмелела, притаилась между берегами.

Однородные сказуемые

Однородные дополнения

В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:

На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.

Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.

Однородные дополнения

Однородные определения

Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:

Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.

Однородные определения

Однородные обстоятельства

В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:

Книги следует читать так же неторопливо  и бережно, как они писались.

Однородные обстоятельства

Таблица

Члены предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу.  На лугу цветут  ромашки и незабудки.
Сказуемое Что делать? Что сделать? На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.

На зов хозяина прибежала собака и села у его ног.

Определение Какой? Чей? На столе в вазе стоят красные и белые цветы.

Налей мне не теплой, а холодной воды.

Девочку закутали в мамин платок.

Дополнение Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) На огороде Света полила огурцы и помидоры .

Вечером не забудь покормить гусей и уток.

Обстоятельство Где? Когда? Как? Куда? Откуда?  Зачем? Отчего? Почему? Слева и справа высятся хмурые ели .

Вглубь и вширь растут корни старой березы.

Признаки однородных членов

Признаки однородных членов

Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.

Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.

Вид связи Союзы Правила пунктуации Примеры
Союзная Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится Я украсила вазу ракушками и морскими камешками.
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) Перед союзом ставится запятая Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вторым и последующими союзами ставится запятая Не то ветер, не то дерево за окном шумит.
Бессоюзная Между однородными членами всегда ставится запятая Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку.

Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.

Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.

Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.

Итог

  • однородные члены — это одинаковые члены предложения;
  • однородные члены зависят от одного и того же слова;
  • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111

Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.

Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:

  • относятся к одному слову;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • выражены одной частью речи. 

предложения с однородными членамиОднородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).

Примеры однородных членов предложения

Однородные подлежащие:

К кормушке подлетели воробьи и синички. 

Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)

Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели

Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные сказуемые:

Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.

Что? капли

Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)

Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.


Однородные определения:

В небо полетели  красные, голубые и жёлтые шары.

Что? шары

шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)

Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.


Однородные дополнения:

В деревне пахло яблоками и дымком.

Что делало? пахло

Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)

Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные обстоятельства:

Около реки было спокойно и легко.

Что делало? было

Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)

Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.


В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.

В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах

  • Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.

В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.

О, О, О

  • Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.

Я люблю не тёплый, а горячий чай.

О, а О

Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.

О, но О

Яблоки красивые, да пресные.

О, да О

  • Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).

В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.

О и О

  • Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.

Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.

О и О, О и О

В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.

и О, и О, и О

предложения с однородными членами

Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.

Однородные члены предложения: упражнения

2 класс: тексты для списыванияКарточка 1

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • В садах растут цветы, овощи и фрукты.
  • Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
  • Яблоки были крупные сочные вкусные.
  • Моя мама замечательно шьёт и вышивает.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 2

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
  • Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
  • В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
  • Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 3

  1. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
  • Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
  • В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
  • Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
  • В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.



2 класс: тексты для списывания

Карточка 4

  1. Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
  • Летом мы купались и загорали.
  • Воздушные шары были не голубые а белые.
  • Задача была трудная но интересная.
  • Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
  • Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
  • Березы орешник ольха стали золотыми.
  • Листья осины не зелёные а оранжевые.
  • Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 5

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.

В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят  волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 6

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
  • Солнце светит но не греет.
  • В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
  • В гостях хорошо а дома лучше.
  • Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
  • На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
  • По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
  • Потемнело нахмурилось осеннее небо.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 7

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
  • Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
  • Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
  • Осенью звёзды светят ярко но холодно.
  • Листья облетели с берёз но остались на дубах.
  • Ночью месяц сверкает и всё освещает.
  • Белка наелась оглянулась и исчезла.
  • В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 8

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Лисёнок отпрянул но не убежал.
  • Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
  • В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
  • По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
  • Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  • И медью и золотом отливают осенние листья.
  • В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
  • После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 9

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
  • По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
  • Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
  • Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
  • Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
  • Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
  • Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 10

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
  • Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  • Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
  • Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
  • И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
  • Был серенький промозглый ветреный день.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


2 класс: тексты для списывания

Карточка 11

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
  • Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
  • Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
  • На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  • Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
  • Ребята пишут читают решают задачи.
  • Держи голову в холоде а ноги в тепле.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 12

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
  • В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
  • Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
  • Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
  • Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 13

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Вода в реке была тёплая но очень мутная.
  • Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
  • Илья достал банку сгущенки  горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
  • Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
  • Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
  • Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
  • Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 14

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • С моря дул влажный но холодный ветер.
  • Вечером я почитаю газеты или журналы.
  • Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
  • Вежливость ничего не стоит но приносит много.
  • В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 15

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • На речке мы не купались но загорали.
  • Воздушные шары были и синие и красные и белые.
  • В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
  • Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  • Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
  • Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
  • Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
  • Листья шуршат скребутся лопочут.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 16

  1. Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • В потёмках родится в огне умирает.
  • По земле ползёт а к себе не подпускает.
  • В воде родилась а в ней мало бывает.
  • Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
  • Дышит растёт а ходить не может.
  • Зимой и летом одним цветом.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. В наших лесах растут дуб, … .
  2. В реках водятся окуни, … .
  3. У меня в портфеле лежат учебники, ….
  4. В моей комнате есть стол, … .
  5. К кормушке прилетают синицы, … .
  6. Домашние животные — это кошка, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 17

  1. Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Сам погибай а товарища выручай.
  • Без одежды но не без надежды.
  • Смелого да умелого страх не берёт.
  • Одним глазом спит другим видит.
  • Не силою дерутся а умением.
  • Не по словам судят а по делам.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Сначала думай а потом делай.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. Моих друзей зовут Олег, … .
  2. Зима засыпала снегом поля, … .
  3. В радуге семь цветов: красный, … .
  4. На празднике дети пели, … .
  5. В школе мы учимся считать, … .
  6. В летнем саду птицы поют, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 18

  1. Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.

1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .

2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.



В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.

Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями

Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями

Рекомендую пособия:

О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

Как исправить почерк у ребенка

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.

Учимся списывать текст без ошибок

1 класс: тексты для списывания


Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибок

Учимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок



Еще полезные пособия:

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Однородные члены предложения – объясняю понятным языком, что это такое, учу их находить и отличать от неоднородных

3 признака: отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одними и теми же членами предложения.

3 307

Однородные члены предложения – что это такое

Однородные члены предложения – это «одинаковые» члены предложения, которые «подчиняются» одному слову и к которым можно задать один и тот же вопрос. Например: «Я смотрю фильмы, сериалы и ролики на ютубе». Однородные члены в этой конструкции – дополнения «фильмы», «сериалы», «ролики». Они подчиняются сказуемому «смотрю» отвечают на одинаковые вопросы: cмотрю (что?) фильмы, (что?) сериалы, (что) ролики.

Как отличить однородные члены от неоднородных

Если хотя бы одно условие из трех не выполняется – однородность пропадает. Разберем это трех элементарных примерах:

  1. По вечерам я читаю интересные книги. Однородных членов тут нет, потому что в данном высказывании вообще нет одинаковых членов предложения. По вечерам – обстоятельство времени, я – подлежащее, читаю – сказуемое, книги – дополнение, интересные – определение. То есть нет условия «одинаковые» члены предложения.
  2. Я читаю книги и смотрю фильмы. Книги и фильмы тут – не однородные, ибо они не подчиняются одному слову. Книги зависят от «читаю», а фильмы – от «смотрю»: Читаю (что?) книги, смотрю (что?) фильмы. А вот «читаю» и «смотрю» – как раз однородные сказуемые, потому что они подчиняются одному подлежащему, вопрос к ним задается один и тот же: я (что делаю?) смотрю, читаю.
  3. На рассвете над рекой появился туман. «На рассвете» и «над рекой» – не однородные обстоятельства, потому что они отвечают на разные вопросы: появился (когда?) утром, появился (где?) над рекой. Одно обстоятельство обозначает время, а другое место.

Часть речи не влияет на однородность

Обратите внимание, про части речи я ни слова не сказал. Потому что мы на них вообще не смотрим, когда определяем однородность. Например: «Он шел медленно, с остановками, вздыхая и проклиная всё на свете». Здесь четыре однородных обстоятельства, которые зависят от одного и того же слова «шел», к ним ко всем задается вопрос «как», они выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются обстоятельствами образа действия). Но выражены они разными частями речи:

  1. Медленно – наречие.
  2. С остановками – существительное.
  3. Вздыхая – деепричастие.
  4. Проклиная все на свете – тоже деепричастие, но еще с зависимыми словами, то есть деепричастный оборот.

Про однородность определений

С определениями есть маленькая проблема. Они будут однородными в том случае, если обозначают одинаковые признаки. Сравните два предложения: «Мы увидели маленького пушистого зверька» и «На лугу были белые и алые цветы». Прокомментирую их:

  1. Мы увидели маленького и пушистого зверька – определения «маленький» и «пушистый» не однородные, поскольку они обозначают разные признаки: размер и качество шерсти. Обратите внимание, оба этих слова зависят от «зверька», отвечают на вопрос «какой», оба являются определениями, но при этом они не однородные.
  2. На лугу были белые и алые цветы – тут уже однородность налицо, потому что признак одинаковый – цвет. Плюс к этому, выполняются три условия: одно главное слово (цветы), один вопрос (какие?) и один член предложения (определения).

А вот объясните-ка, почему в предложении «Зверек был маленьким, пушистым и очень забавным» слова «маленький», «пушистый», «забавный» – однородные? Их прямо вот хочется разделить запятыми, что я и сделал.

Потому что это не определения. Это сказуемые. Был маленьким, был пушистым, был забавным – составные именные сказуемые, именная часть в которых выражена прилагательными.

У меня только вчера вышла статья про составное именное сказуемое – прочитайте обязательно, чтобы не путать его с определениями.

Какими знаками надо выделять однородные члены

Их надо разделять запятыми. Смотрите: «Я читаю, пишу, считаю» – однородные сказуемые разделены запятыми. Аналогичная картина: «Они красивые, стройные», «Ко мне должны прийти Маша, Андрей, Саша».

Если однородных членов в вашем предложении два и между ними стоят союзы «и», «да», «или» (тоже в значении «и»), то запятую ставить на надо: «Они красивые и стройные», «Блин да пирог», «Иван да Наташка – больше никого нету…», «Пойдет Коля или Дима».

Если союзы соединяют слова попарно, то знаками разделяется каждая пара: «Львы и антилопы, гиены и буйволы, волки и овцы».

Но если однородных членов больше двух и они все произносятся с интонацией перечисления, то запятые ставятся после каждого. Не имеет значения, есть там союзы или нет: «Ко мне пришли Иван, и Мария, и Вика, и Николай».

Все остальные союзы роли не играют: «Быстро, но без перерывов», «Не давали ни воды, ни еды», «Выбирай: либо мы, либо они».

Как отделять однородные члены от обобщающих слов

Обобщающее слово – это такое слово, которое называет одновременно все однородные члены. Если оно стоит перед ними, то его надо отделять двоеточием: «К мне пришли гости: друзья, бывшие ученики, родственники». Если после – отделяем с помощью тире: «Травы, цветы, деревья и кустарники – все это представители царства Растений».

Обобщающие слова – это всегда абсолютно те же члены предложения, что и однородные члены. В примере про гостей подлежащим будут и «гости» и «друзья», «ученики», «родственники».

В предложении «Мы ладим со всеми: с начальством, с недовольными заказчиками, даже с таможней» слово «всеми» будет дополнением, а «начальством», «заказчиками», «таможней» – тоже дополнения.

Как выделять однородные члены на схеме

Никак. Их не надо выделять на схеме, потому однородные члены – это «осложнение внутренней структуры предложения». Поэтому предложение «Я рисую и играю на скрипке, а мой друг сочиняет стихи и пишет рассказы» на схеме будет выглядеть так:

Правильная схема предложения – однородные члены не отмечены

Как видите, пустые скобки.

Но. Учителя иногда требуют, чтобы ученики выделяли однородные члены именно на схеме. Делается это для того, чтобы научить детей «видеть» однородность. Если ваш учитель тоже этого требует – тогда рисуйте внутри скобок кружочки:

Схема, которая нужна вашему учителю

И не забывайте про союзы между однородными членами (в нашем случае это «и»).

О чем надо помнить при синтаксическом разборе

Однородные члены осложняют простое предложение. Поэтому когда вы делаете разбор простого предложения, вам надо обязательно сказать: «Осложнено однородными сказуемыми» или «Осложнено однородными дополнениями».

Бывают предложения, в которых есть несколько разных однородных членов. В таком случае вам обязательно надо отметить их все: «В саду шелестели листвой и гнулись на ветру липы, березы и клены». Скажите про него, что оно осложнено однородными сказуемыми («шелестели», «гнулись»), подлежащими ( «липы», «березы», «клены»).

Полезные материалы по теме

Я рекомендую вам прочитать статьи о сложном предложении и об осложненном предложении. Это совсем разные синтаксические единицы, вам надо понимать, чем они различаются, и не путать их.

Подпишитесь на мою рассылку. Я еще примерно полгода буду писать тексты о русском языке, рассылка позволит мне автоматически присылать вам ссылки на новые публикации. Так вы точно ничего не пропустите.

Рекомендую вам заглянуть в подборки с курсами по русскому. Собирал их лично я, там есть материалы для всех классов обучения, они помогают хорошо готовиться к экзаменам и ВПР. В основном, все платное, но я там еще даю хорошие справочники и пособия для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы ЕГЭ.
  3. Курсы ОГЭ.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Мне важно знать, сумел ли я вам объяснить, чем однородные члены отличаются от неоднородных, как правильно их выделять и характеризовать при синтаксическом разборе.

И еще скажите про общий стиль статьи – тяжело она читается или лего. Запутано все или достаточно прозрачно. Критикуйте смело.

Спасибо.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Однородные члены предложения


Однородные члены широко употребляются в предложениях в устной и письменной речи. Что собой представляют однородные члены, как найти их в предложении и какие особенности пунктуации нужно соблюдать при их употреблении — подробно в нашей статье.

13 мая 2019

Что такое однородные члены предложения?

1. Однородными (ОЧ) называются главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одинаковую синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.

  • В магазине продавались овощи и фрукты.

    (Продавались — что?) овощи и фрукты — однородные подлежащие.

  • В начале урока мы вспомнили пройденный материал, а затем приступили к новой теме.

    (Мы — что сделали?) вспомнили и приступили — однородные сказуемые.

  • Гости сидели на стульях, на креслах и на скамьях.

    (Сидели — на чём?) на стульях, на креслах, на скамьях — однородные обстоятельства.

Все ОЧ предложения относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи:

  • В поход мы взяли всё самое необходимое: палатку, котелок, жестяную посуду и провизию.

    (Взяли — что?) палатку, котелок, жестяную посуду и провизию — однородные имена существительные в форме винительного падежа.

Однако и морфологически разнородные члены предложения тоже могут быть однородными:

  • Вошла молодая девушка лет двадцати восьми, блещущая здоровьем, с живыми ярко-карими глазами.

Однородные определения в предложении:

  • лет двадцати восьми — именное словосочетание в Р. пад.;
  • блещущая здоровьем — причастный оборот;
  • с живыми ярко-карими глазами — существительное в Тв. пад. с предлогом + имена прилагательные.

Какие члены предложения могут быть однородными?

Однородными могут быть любые члены предложения.

Приведём примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения

Примеры употребления ОЧ в предложении

Подлежащее

Катя, Женя и Витя пошли в кино.

Сказуемое

На уроке домоводства мы шьём, вяжем и готовим.

Определение

Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

Дополнение

На своём рисунке Вася изобразил дорогу, деревья и солнце.

Обстоятельство

На улице было то жарко, то холодно.

Также встречаются случаи употребления разных частей речи в качестве однородных в пределах одного предложения:

Лена говорила не спеша, чётко, заранее всё обдумав.

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности, умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценки их выполнения.

Купить

Какие члены предложения не являются однородными?

Если члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, но отвечают на разные вопросы, они не являются однородными:

  • Я приеду в Москву послезавтра.

    (Приеду — куда? — когда?) в Москву, послезавтра — обстоятельства, относящиеся к сказуемому приеду, однако отвечающие на разные вопросы. Не являются однородными.

Однородными членами предложения НЕ являются:

  1. Повторяющиеся слова, в предложении они выступают в роли единого члена предложения:

    Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

  2. Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей НЕ, ТАК:

    хочешь не хочешь, спеши не спеши, петь так петь, гулять так гулять.

  3. Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный:

    возьму и спою, взял да и крикнул, схожу позову и др.

  4. Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними:

    ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

  5. Уточняющие члены предложения (их можно определить, задав дополнительный вопрос: где именно? как именно? кто именно? Уточняющие члены предложения произносятся с интонацией обособления (в отличие от интонации перечисления у однородных), чаще всего обособляются, чаще всего в их роли выступают обстоятельства времени и места:

    • Я мечтаю побывать на Красной площади, в Москве.

      (Побывать — где?) на Красной площади, в Москве — обстоятельства, однородными не являются. В Москве — уточняющее обстоятельство, объясняющее, где именно находится Красная площадь.

    • В Стамбуле можно увидеть древние водопроводные системы Константинополя, или акведуки.

      (Увидеть — что?) системы, акведуки — не являются однородными членами предложения. Слово «акведуки» является другим названием водопроводных систем, уточняет.

Как найти однородные члены предложения?

Для того чтобы найти ОЧ в предложении, нужно:

  1. Определить главные и второстепенные члены предложения.
  2. Установить, какие члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Определить, какой связью они связаны (сочинительная или бессоюзная).

Пример: Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

(Цветов — каких?) красных, жёлтых и белых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос (каких?), относятся к одному слову (цветов) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении возможно наличие сразу нескольких ОЧ:

Паша и Таня много пели, танцевали и веселились.

ОЧ: Паша и Таня (однородные подлежащие); пели, танцевали и веселились (однородные сказуемые).

Знаки препинания между однородными членами предложения

Для верного употребления ОЧ необходимо знать правила расстановки знаков препинания между ними в предложении.

Запятая ставится:

  1. Если есть повторяющиеся соединительные (и… и; ни… ни) или разделительные союзы (или… или; либо… либо; то… то; не то… не то):

    Кузьме опять становится не по себе, в нём поднимается не то злость, не то робость (В. Распутин).

  2. Если есть два и более ОЧ без союзов:

    На улице было промозгло, ветрено, скользко.

  3. Если ОЧ связаны противительными союзами а, но, хотя, да (в значении но):

    Мал золотник, да дорог.

Запятая НЕ ставится:

  1. Если между двух ОЧ есть союз:

    Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

  2. В устойчивых выражениях (ни то ни сё, и туда и сюда, ни свет ни заря и т.п.):

    Дела его шли ни шатко ни валко.

  3. Если группы ОЧ разбиты на пары:

    На ярмарке мы купили всё необходимое для школы: портфель и форму, тетради и дневник, пенал и ручки.

В предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

  1. Обобщающее слово находится после ОЧ:

    Воробьи, синицы, вороны — все мирно гуляли по площадке в ожидании семечек.

  2. Обобщающее слово стоит перед ОЧ, но после них предложение продолжается:

    Везде: на деревьях, крышах домов, машинах — лежали огромные снежные шапки.

Двоеточие ставится:

обобщающее слово стоит перед ОЧ:

Петя весь день был примерным: застелил кровать, вымыл посуду, подмёл пол.

Повторить тему про однородные члены вам поможет учебник «Русский язык. 5 класс» .

#ADVERTISING_INSERT#

На чтение 11 мин Просмотров 24к. Опубликовано 08.12.2020 Обновлено 13.02.2023

Данная тема изучается еще в начальной школе, однако по ней обычно все же остается много вопросов. Чтобы их не было, необходимо изучить все аспекты этого раздела максимально подробно и глубоко.

Может появиться вопрос: зачем в целом находить однородные члены в предложениях и разбираться в этой теме? Все очень просто: зачастую от этого зависит правильная постановка знаков препинания. Поэтому если человек не хочет совершать пунктуационные ошибки, ему стоит устранить пробелы в знаниях.

Оглавление

  • 1 Что такое однородные члены предложения
  • 2 Как подчеркивать однородные члены
  • 3 Какими бывают однородные члены предложения
    • 3.1 Пример однородных подлежащих
    • 3.2 Пример однородных сказуемых
    • 3.3 Пример однородных дополнений
    • 3.4 Пример однородных обстоятельств
    • 3.5 Пример однородных определений
  • 4 Члены предложения, которые не могут быть однородными
  • 5 Как определить однородные члены в тексте
  • 6 Знаки препинания между однородными членами
    • 6.1 Наличие запятой
    • 6.2 Отсутствие запятой
    • 6.3 Наличие тире
    • 6.4 Наличие двоеточия
  • 7 Упражнение

Что такое однородные члены предложения

Самостоятельные части речи, являющиеся членами предложения и связанные с одним и тем же словом в нём, да ещё и отвечающие на один и тот же вопрос, в русском языке называются однородными.

Как следует из определения, к ним можно отнести все части речи кроме служебных, которые однородными не могут быть в принципе. Чаще всего они выражены одинаковыми частями речи, однако бывают и исключения. В качестве примера можно привести следующее предложение:

Эту работу мастер выполнил очень тщательно, но при этом с удивительной ловкостью.

В данном высказывании можно обнаружить два обстоятельства: «тщательно» и «ловкостью». Однако первое играет роль наречия, а второе — существительного. Такие ситуации встречаются не очень часто, однако имеют место быть. Человеку, который выполняет полный синтаксический анализ, стоит иметь это ввиду и не удивляться.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Они могут присутствовать в высказывании в любом количестве, которое ничем не ограничено. В предложении подобные синтаксические единицы равноправны, среди них нет главного и зависимого, поскольку они выполняют одну и ту же функцию. Обычно, о таком предложении говорят, что оно осложнено однородными членами. Связь между ними осуществляется либо с помощью союзов, либо с помощью различных знаков препинания.

Примеры предложений с однородными членами:

  1. На столе лежал толстый, черный кот.
  2. Книги следует читать неторопливо и вдумчиво.
  3. В журнале были опубликованы фотографии различных насекомых: бабочек, гусениц, божьих коровок.

В первом случае можно увидеть однородные определения, во втором — обстоятельства, а в третьем — дополнения. Связь, как можно увидеть, также осуществляется различными способами: в первом и третьем примере она бессоюзная, во втором слова соединены союзом «и». И та, и другая конструкция встречается довольно часто.

Как подчеркивать однородные члены

Если нужно обозначить однородные члены на письме графически, то это делается по общим стандартам. Нужно помнить, что подлежащие подчеркиваются одной чертой, сказуемые — двумя. Определения обозначаются волнистой линией, дополнения — пунктиром, а обстоятельства — пунктиром с точкой. Эти правила применяются повсеместно.

В определенных случаях к предложениям нужно рисовать схемы. В них также следует отображать однородные члены. Делать это следует таким же способом, как и в самом тексте.

Какими бывают однородные члены предложения

Однородными, как уже было сказано ранее, могут быть любые члены предложения: и главные, и второстепенные. В одном предложении легко можно обнаружить несколько однородных членов из разных категорий. Принцип их формирования везде одинаковый. Однако чтобы наиболее глубоко разобраться в теме, стоит детально разобраться с каждым видов.

Пример однородных подлежащих

Подлежащее обозначает главное действующее лицо в конкретном высказывании. В любом предложении их может быть два и более. Например:

В воскресенье днем Вася и Володя пошли в парк, чтобы хорошо провести время.

«Вася» и «Володя» в данном случае являются однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос (кто?) и относятся к одному сказуемому «пошли».

Козы, коровы и гуси целыми днями паслись у нас во дворе.

В этом случае присутствует уже целых три однородных подлежащих: «козы», «коровы» и «гуси».

Еще несколько примеров с однородными подлежащими в тексте.

  1. Одуванчики, люпины и ромашки начинали цвести в поле в конце весны.
  2. Три мальчика и четыре девочки собрались сегодня вечером пойти в театр.
  3. Холодный ветер, холод и снег — вечные спутники зимы.

Пример однородных сказуемых

В случае со сказуемыми все происходит аналогичным образом. В качестве примера можно привести следующее высказывание:

Сегодня на уроке математики мы складывали, умножали и вычитали.

В этом высказывании целых три однородных сказуемых: «складывали», «умножали» и «вычитали». Все они выражены глаголами, отвечают на вопрос «что делали?» и относятся к одному слову — подлежащему «мы».

Сказуемых в предложениях также может быть неограниченное количество. Еще несколько примеров фраз с однородными сказуемыми:

  1. Маша хорошо умеет вязать, вышивать и плести мулине.
  2. Ваня хочет сходить в парк и покататься там на каруселях.
  3. Аня повязала на шее шарф, надела шапку и вышла из квартиры.

Пример однородных дополнений

Дополнения также могут быть однородными. Это два слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному сказуемому. Например:

Я люблю музыку, книги и театр.

«Музыку», «книги» и «театр» здесь дополнения. Они выражены существительными, стоят в винительном падеже, отвечают на вопрос «что?». Вопрос к ним задается от слова «люблю», которое в данном предложении является сказуемым.

Еще несколько примеров предложений с однородными дополнениями:

  1. На столе я увидел большое папье-маше, перьевую ручку и тяжелый блокнот.
  2. К каждому выступлению, репетиции и прослушиванию Антон готовился очень старательно.
  3. Максим хотел пойти на кружок по рисованию или лепке.

Пример однородных обстоятельств

Два или более обстоятельства в предложении могут быть однородными. Например:

Он пошел вперед быстро, стремительно.

«Быстро» и «стремительно» в данном случае — однородные обстоятельства. Они выражены наречиями, отвечают на вопрос «как?» и относятся к одному и тому же слову.

Еще несколько примеров предложений с однородными обстоятельствами:

  1. Он произнес слова негромко, хрипло.
  2. Ночь окончилась вполне благоприятно, спокойно.
  3. В парке и в саду, и около дома я видел множество белок.

Пример однородных определений

Определения, как и остальные члены предложения, могут быть однородными. Например:

Я видела в магазине красные, синие и зеленые блузки.

«Красные», «синие» и «зеленые» в данном случае — однородные определения. Они выражены прилагательными и отвечают на вопрос «какие?»

Еще несколько примеров предложений с однородными определениями:

  1. Наступило зимнее, морозное утро.
  2. Мы сидели в парке и смотрели, как с деревьев опадают желтые и оранжевые листья.
  3. Мы пошли на выставку посмотреть на забавных, пушистых собачек.

Члены предложения, которые не могут быть однородными

Встречаются ситуации когда части речи не могут быть однородными членами, происходит это в следующих случаях:

  1. Если это повторение одного и того же слова.

Она все смеялась, смеялась, смеялась.

В данном случае повторяющееся три раза слово «смеялась» не будет однородным. Оно является единым членом предложения;

  1. Повторение одного и того же слова, соединенного различными частицами.

Например: верь не верь, работать так работать

  1. Два глагола, первый из которых лексически неполный.

Например: возьму и скажу, пойду посмотрю и т.д.;

  1. Фразеологизмы:  ни рыба ни мясо, и смех и грех, и т.д:

Важно запомнить эти случаи и не обозначать их графически как однородные. Также следует помнить, что если между такими словами стоит союз, то запятую ставить не нужно.

Как определить однородные члены в тексте

Поиск однородных членов зачастую вызывает определенные трудности. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. При синтаксическом разборе предложения в первую очередь нужно выделить грамматическую основу. Понять, кто объект и что он делает. Если подлежащих или сказуемых два и более, то они однородные.

Куда труднее дело обстоит с второстепенными членами предложения.

  • Во-первых, на практике их в целом гораздо сложнее найти и правильно обозначить.
  • А во-вторых, труднее понять, однородные они или нет.

Необходимо знать характеристики каждого второстепенного члена предложения и при синтаксическом разборе пользоваться этими знаниями. Когда все слова будут обозначены, нужно определить, не относятся ли два одинаковых члена предложения к одному и тому же слову, не отвечают ли они на одинаковые вопросы. Если да, то это однородные члены.

Также догадаться можно чисто логически, по смыслу. Однородные члены предложения похожи по формулировке и по своему значению. Они связаны с помощью перечислительной интонации.

Знаки препинания между однородными членами

Чаще всего между однородными членами предложения ставятся те или иные знаки препинания: либо запятые, либо тире, либо двоеточие. Однако также есть ситуации, когда ставить ничего не надо. Каждую из этих ситуаций следует разобрать отдельно, чтобы наиболее полно разобраться в материале.

Необходимость уметь правильно определять однородные члены в предложении в первую очередь обусловлена желанием совершать как можно меньше пунктуационных ошибок.

Наличие запятой

В большинстве случаев между однородными членами предложения нужно ставить знаки препинания, чаще всего — запятые. В частности это надо делать, если они соединены бессоюзной связью. Чтобы проиллюстрировать это правило, можно привести следующий пример:

Они наслаждались приятной едой, напитками.

«Едой» и «напитками» — однородные дополнения, между которыми не стоит никакой союз. Поэтому они в обязательном порядке должны быть разделены запятой. Если же в предложении три и более однородных членов, между которыми не стоит никаких союзов, то в этом случае запятые ставятся между всеми словами.

Также запятые ставятся, если в предложении используются одиночные противительные (а, но, да) союзы или уступительный (хотя) союз. Например:

Она торопилась, но все же опоздала.

В этом случае «торопилась» и «опоздала» — однородные сказуемые, между которыми стоит противительный союз «но». Перед ним в обязательном порядке нужно поставить запятую.

Запятые нужно ставить в том числе при наличии повторяющихся союзов (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.). Однако важно помнить, что запятые ставятся только перед вторым и последующими союзами.

Отсутствие запятой

Запятая между однородными членами не ставятся, если они объединены соединительными или одиночными разделительными союзами (и, или). Например:

Она решила сразу приготовить обед и ужин.

В этом случае «обед» и «ужин» — однородные дополнения. Но поскольку они объединены союзом «и», то между ними не нужно ставить запятую. Запятая перед «и» ставится, только если он стоит на стыке двух частей сложного предложения, либо в перечислении.

Наличие тире

В отдельных случаях перед однородными членами предложения ставится тире. Это происходит, когда обобщающее слово стоит после них. В качестве примера можно привести следующее высказывание:

Никто: ни мама, ни сестра — не могут заходить в мою комнату без стука

В данном случае «мама» и «сестра» — однородные подлежащие. Тире стоит перед сказуемым, к которому они оба относятся.

Наличие двоеточия

Двоеточие ставится в том случае, если в предложении есть обобщающее слово, а после него идут однородные члены. К примеру, такую ситуацию можно увидеть в данном высказывании:

Он был главным над всеми: над юристами, бухгалтерами, логистами.

В данном случае «всеми» — обобщающее слово, а «юристами», «бухгалтерами» и «логистами» — однородные дополнения. Также человек может сам себя проверить. Если он может задать от обобщающего слова вопрос: «что именно?», то после него в обязательном порядке ставится двоеточие.

Упражнение

Следует найти однородные члены в следующих высказываниях и обозначить их графически.

  1. За прошедшее лето соседские дети сильно выросли, изменились, возмужали.
  2. В магазине можно увидеть много нового товара: симпатичные бусы, блузки, платки.
  3. Девушка очень этого не хотела, но все же решилась и пришла.
  4. В комнате я увидел много знакомых с детства вещей: свою кровать, полку с книгами, большой сундук с игрушками.
  5. В мамином саду росло много овощей: кабачки, баклажаны, свекла, тыква, морковь и даже патиссоны.
  6. Она рассказала обо всем родителям: о своих тревогах, мечтах, переживаниях, надеждах.
  7. Мама, брат, бабушка — все собрались за праздничным столом.

Необходимо правильно расставить знаки препинания в следующих предложениях

  1. Кто бы мог подумать ни я ни мама не помнили куда мы его положили.
  2. Букет из роз лилий и тюльпанов радовал мой глаз уже вторую неделю.
  3. У вошедшего в комнату молодого человека было румяное лицо серые глаза и полные губы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти драйвер по ключу драйвера
  • Как найти уникальность в человеке
  • Как составить письмо что бы его прочитали
  • Как правильно составить свою сказку
  • Как составить договор с заказчиком если нет ип