Как найти одушевленное или неодушевленное имя существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.

Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.

Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.

Одушевленные существительные

Определение

Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.

Примеры

В первую очередь одушевленные существительные называют человека:

  • мама
  • отец
  • бабушка
  • тётя
  • ребёнок
  • малыш
  • богатырь
  • начальник
  • художник

К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:

  • животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
  • птиц (галка, воробей, синица, сорока);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).

Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:

Формула

Форма винительного падежа множественного числа = форме родительного падежа множественного числа.

Сравним:

Род. падеж Вин. падеж
крылья (кого?) бабочек   поймаю (кого?) бабочек  
листья (чего?) сосен   вижу (что?) сосны

У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:

Род. падеж Вин. падеж
писк (кого?) комара прихлопну (кого?) комара
много (кого?) комаров видим (кого?) комаров

Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:

  • названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
  • сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
  • названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».

Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.

Неодушевленные существительные

Определение

Неодушевленные существительные — это слова, которые называют нечто неживое и отвечают на вопрос что?

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные называют

  • предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
  • явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
  • действия (полёт, выход, обмен, побелка);
  • отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
  • растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
  • совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).

Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:

Признак

Форма именительного падежа множественного числа = форме винительного падежа множественного числа.

В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.

Понаблюдаем:

Им. падеж Вин. падеж
(что?) стаи видим (что?) стаи
(что?) табуны смотрю (на что?) на табуны

Таблица с примерами

Одушевлённые Неодушевлённые
Вопрос кто? что?
Значение Обозначают названия предметов
живой природы неживой природы
Формула В.п. = Р.п (во мн. числе) В.п. = И.п. (во мн. числе)
Примеры И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 56

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 30.

Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные

Задачи:

  • Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Научиться определять род и число имён существительных

Результаты:

  • Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
  • Научимся определять род и число имён существительных.
  • Сможем определить значение имён существительных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.

  • Живые существа: мама, кот, повар.
  • Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
  • Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
  • Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
  • Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

  • Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
  • Растения: роза, трава, колос, дуб.
  • Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.

Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.

Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:

У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.

У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):

  1. Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
  2. Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
  3. Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Определите род и склонение.
  5. Определите число и падеж.
  6. Укажите роль в предложении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберете одушевлённые существительные:

  1. Человечество
  2. Мертвец
  3. Солнце
  4. Повар

Задание 2. Распределите существительные на две группы:

заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка

Одушевлённые

Неодушевлённые

Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:

  1. Коньки, конькобежец, спорт, каток
  2. Медведь, кедр, заяц, муравей.

Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:

Лира, полк, кол, слот

Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:

3

4

2

1

  1. Он в холодном декабре

Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …

  1. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.
  2. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
    Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
  3. Махнула птица крылом,
    Закрыла свет одним пером.

Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным

  1. Толпа
  2. Птица
  3. Насекомые
  4. Енисей
  5. Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
  6. Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
  7. Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
  8. Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.

Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:

Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.

Приходите в лес верными друзьями.

Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

Неодушевл.

Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное

Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:

  1. Река, город, праздник, страна
  2. Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.

Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:

Чудище, умница, армия, бактерия, русалка

Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?

Задание 13.

Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых

Задание 14*

Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.

Задание 15*

Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?

Это олицетворение.

Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

  1. Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
  2. Река, рыба, карась
  3. Петя, умница, домовой
  4. Пешеход, робот, машина

2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ

  1. Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
  2. Существительное среднего рода может быть одушевлённым
  3. Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.

Вариант 2.

1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:

  1. Дерево, куст, ландыш, берёза
  2. Река, море, рыба, креветка
  3. Рука, сердце, человек, мозг

2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ

  1. Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
  2. Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
  3. Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.

ЗАПОМНИТЕ!

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2, 4

Задание 2.

Одуш: заяц, робот, девочка.

Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.

Задание 3.

  1. Конькобежец – одушевлённое
  2. Кедр — неодушевленное

Задание 4.

Лиса, волк, вол/кот, слон

Или другие существующие слова

Задание 5.

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6.

1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)

Задание 7.

1-4, 2-2, 3-1, 4-3

Задание 8.

Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья

Задание 10.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

молодец

красавица

животное

Неодушевл.

дуб

чашка

море

Задание 11.

Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.

Задание 12.

Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)

Задание 13.

Одуш: волк, лев, вол

Неодуш: век, кол, чело

Задание 14.

Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.

Задание 15. Умывальник

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 2

3. 3

В-2

1. 1

2. 2

3. 3

Категория одушевленности/ неодушевленности в русском языке часто не совпадает с нашим общечеловеческим понятием «живая природа».Приведу ,как пример, слова «мертвец, покойник , труп».

Существительные «мертвец»,»покойник» являются одушевленным, а «труп»— неодушевленным. Как это определить ? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное.

Нет мертвецов= вижу мертвецов

Нет покойников= вижу покойников

Но нет трупов, вижу трупы.

Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа.

И.п.что ? ромашки= вин.п. вижу что ? ромашки

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на «кто?» приписываем его к живым (одушевленным), а если на «что?» к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное.

Татья­на100
[169K]

7 лет назад 

В начальной школе детей учат облегченному правилу:»На какой вопрос отвечает данное существительное? На «кто» или «что»?

И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное.

Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают… , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещё одушевленный?

Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают — перед нами одушевленный предмет.

Писти­мея
[69.5K]

8 лет назад 

Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос «Кто?» — существительное одушевленное, отвечает на вопрос «Что?» — существительное неодушевленное. Например,

«собака» — Кто?

«столб» — Что?

Skarl­et
[30.4K]

9 лет назад 

Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город.

Ksyus­ha26
[26.8K]

8 лет назад 

Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, всё-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что «мертвец» — одушевленное, а вот «труп» — неодушевленное

Юлия Муром­ская
[66.8K]

8 лет назад 

Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое — это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «КТО?».

А все неживое — это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «Что?».

Natas­haU
[63.5K]

8 лет назад 

Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто — человек, лиса, собака; что — цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто — одушевленные, а на вопрос что — неодушевленные.

МиНзД­рАв
[21.1K]

8 лет назад 

В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос «кто?». Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д.

Неодушевленные существительные — это предметы и отвечают на вопрос «что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа.

Надеж­да188
[0]

5 лет назад 

К сожалению ответ на вопрос кто? или что? не достаточен для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Самым первым ответом приведено современное правило для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке.

Но кто его изобрел? — убила бы!

Roxri­te
[79.2K]

8 лет назад 

Одушевленное существительное — это такое, которое наделено живым составляющим.

Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?).

Неодушевленное существительное — это такое, которое не наделено живым составляющим.

Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?).

С О Ф И Я
[10]

9 лет назад 

По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос «кто», неодушевленное «что»

Знаете ответ?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке. Определим, как раз­ли­чать оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми признаками.

Одушевленные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Они раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и тем, какой имен­но пред­мет назы­ва­ют, при­над­ле­жа­щий к живым суще­ствам или к нежи­вой природе.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Категория одушевленности/неодушевленности — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва этой части речи, обя­за­тель­но сле­ду­ет ука­зать, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное имя существительное.

Одушевленные существительные

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию слова.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют человека:

  • мама
  • отец
  • бабуш­ка
  • тётя
  • ребё­нок
  • малыш
  • бога­тырь
  • началь­ник
  • худож­ник

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой природы:

  • живот­ных (заяц, бел­ка, лев, тигр, кит, дель­фин);
  • птиц (гал­ка, воро­бей, сини­ца, соро­ка);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насе­ко­мых (бабоч­ка, комар, пче­ла, муха).

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по формуле:

Сравним:

Род. падеж Вин. падеж
кры­лья (кого?) бабо­чек пой­маю (кого?) бабо­чек
листья (чего?) сосен вижу (что?) сосн ы

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Род. падеж Вин. падеж
писк (кого?) комар а при­хлоп­ну (кого?) комар а
мно­го (кого?) комар ов видим (кого?) комар ов

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой природы:

  • назва­ния игру­шек и пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, Ванька-встанька, мат­реш­ка, идол, робот);
  • ска­зоч­ные и мифи­че­ские суще­ства (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русал­ка, водя­ной);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», исклю­чая сло­во «труп».

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском языке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Неодушевленные суще­стви­тель­ные называют

  • пред­ме­ты реаль­но­го мира (табу­рет­ка, дом, кар­ти­на, вок­зал);
  • явле­ния при­ро­ды (дождь, раду­га, сне­го­пад, туман, роса);
  • дей­ствия (полёт, выход, обмен, побел­ка);
  • отвле­чен­ные поня­тия (радость, согла­сие, нена­висть, мир);
  • рас­те­ния (ромаш­ка, роза, тополь, ковыль);
  • сово­куп­ность живых существ (народ, тол­па, табун, стая).

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским признаком:

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми существительными.

Понаблюдаем:

Им. падеж Вин. падеж
(что?) ста и видим (что?) ста и
(что?) табун ы смот­рю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

Одушевлённые Неодушевлённые
Вопрос кто? что?
Значение Обозначают назва­ния предметов
живой при­ро­ды нежи­вой природы
Формула В.п. = Р.п (во мн. числе) В.п. = И.п. (во мн. числе)
Примеры И.п. уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Видеоурок

Неодушевленные и одушевленные имена существительные – что это такое и почему они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое»

Надо смотреть на винительный падеж множественного числа. Если совпадает с именительным – неодушевленное, если не совпадает – одушевленное.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – что это

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – это не то же самое, что «живое» и «неживое».

Неодушевленные – это такие, у которых винительный падеж множественного числа выглядит так же как именительный: есть кровати – вижу кровати, есть дома – вижу дома, есть колодцы – вижу колодцы.

Одушевленные – такие, у которых совпадения нет: есть девушки – вижу девушЕК, есть друзья – вижу друзЕЙ, есть коровы – вижу коров.

Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.

Как определять одушевленность и неодушевленность – план из 4 шагов

  1. Поставить слово во множественное число.
  2. Поставить в именительный падеж.
  3. Поставить в винительный падеж.
  4. Сравнить. Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.

Первый пример – роза.

  1. Множественное число: розы.
  2. Именительный падеж: [в саду растут кто/что?] розы.
  3. Винительный: [виню кого/что?] розы.
  4. Розы = розы. Совпадают. Неодушевленное.

Второй пример – жаба.

  1. Жабы.
  2. [Живут] жабы.
  3. [Виню] жаб [во всех своих бедах].
  4. Совпадения нет: жабы – жаб. Одушевленное.

Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»

Потому что неживое может быть одушевленным. Например, существительное «мертвец». Он не живой (потому что «мертвый», это логично). Но: «есть мертвецы – вижу мертвецов». Формы не совпадают. Вывод – это существительное одушевленное.

Неживое, но одушевленное. Вот так устоялось в языке, под влиянием религии, очевидно. Причем для «трупов» это неактуально: есть трупы – вижу трупы (неодушевленное). А с мертвецами наоборот.

То же самое с куклами: есть куклы, виню кукол – одушевленность налицо. Ребенок играет с ними как с живыми, причина, наверное, в этом.

Шары в бильярде, фигуры в шахматах, масти в картах – это все одушевленное, хоть и неживое.

По поводу микробов, бактерий и вирусов

В вузе мне говорили, что вот эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Можно сказать: «Мыло всех микробов/бактерий/вирусов убивает» и «Мыло все микробы/бактерии/вирусы убивает».

Но мне как-то первый вариант кажется более привычным, второй странноватый.

Это всё. Читайте мою предыдущую статью про собственные и нарицательные существительные. Пишите вопросы, если есть.

Одушевленные и неодушевленные существительные — как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные

Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос «кто?» к одушевленному, а вопрос «что?» к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову «покойник»? Он «кто?» или «что?». Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно. А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы. попробуем найти ответы.

Живая и неживая природа

Значение слова «подвизаться» в быту и в храме Вам будет интересно: Значение слова «подвизаться» в быту и в храме

Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один — «. душ. » и, стало быть, слова эти — однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.

Смысл слова «душа» достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям «живое» и «мертвое». Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к «душе» как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.

Если более предметно подойти к смыслу понятия «живая природа», то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.

Кошачьи мордочки

Соответственно, понятие «неживая природа» несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.

Задаем вопросы

Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос «кто?», а к неодушевленным — «что?». И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному — и все становится на свои места.

Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос «кто?».

Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос «что?».

Теперь разберем слово «мертвец» с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.

Они «иные».

Объем правильной шестиугольной призмы. Объем шестиугольной призмы: формула Вам будет интересно: Объем правильной шестиугольной призмы. Объем шестиугольной призмы: формула

В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.

Вышеупомянутое слово «мертвец» относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.

Ангел смерти

Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:

  • Склоняем слово «мертвец» в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
  • То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
  • Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово «мертвец» относится к одушевленным существительным.

Если так же просклонять слово «покойник», то в результате получим подобный ответ.

  • Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.

«Мертвая натура»

Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:

  • Задаем вопросы родительного падежа к слову «труп», поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
  • Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
  • Вывод: слово «труп» относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.

Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.

Понятия «с секретом»

Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:

  • Как уже выяснилось выше, слова «мертвец», так же как и «покойник» относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.
  • Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
  • В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай — шахматные фигуры.
  • Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода «коллективный разум».

Ребячьи игры

Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.

Средний род

Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными «иного» происхождения.

Стая бабочек

Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.

  • Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос «кто?», а также определение «оно мое».
  • Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
  • Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, «чудовище» — представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.

Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-neodushevlennye.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/neodushevlennye-i-odushevlennye-imena-suschestvitelnye

https://1ku.ru/obrazovanie/36283-odushevlennye-i-neodushevlennye-sushhestvitelnye-kak-opredelit-odushevlennye-i-neodushevlennye-sushhestvitelnye/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тригонометрические формулы как найти косинус
  • Как составить программу профессионального саморазвития
  • Не получилось тесто на пирожки как исправить
  • Как составить документ с картинками
  • Как найти оптовых поставщиков продуктов