Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Определение
Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
- мама
- отец
- бабушка
- тётя
- ребёнок
- малыш
- богатырь
- начальник
- художник
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Формула
Форма винительного падежа множественного числа = форме родительного падежа множественного числа.
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосны |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комара | прихлопну (кого?) комара |
много (кого?) комаров | видим (кого?) комаров |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Определение
Неодушевленные существительные — это слова, которые называют нечто неживое и отвечают на вопрос что?
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
Признак
Форма именительного падежа множественного числа = форме винительного падежа множественного числа.
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) стаи | видим (что?) стаи |
(что?) табуны | смотрю (на что?) на табуны |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников |
И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 56
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 30.
Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные
Задачи:
- Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- Научиться определять род и число имён существительных
Результаты:
- Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
- Научимся определять род и число имён существительных.
- Сможем определить значение имён существительных.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
- Живые существа: мама, кот, повар.
- Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
- Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
- Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
- Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
- Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
- Растения: роза, трава, колос, дуб.
- Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.
Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.
Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:
У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.
У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):
- Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
- Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
- Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Определите род и склонение.
- Определите число и падеж.
- Укажите роль в предложении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберете одушевлённые существительные:
- Человечество
- Мертвец
- Солнце
- Повар
Задание 2. Распределите существительные на две группы:
заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка
Одушевлённые |
Неодушевлённые |
Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:
- Коньки, конькобежец, спорт, каток
- Медведь, кедр, заяц, муравей.
Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:
Лира, полк, кол, слот
Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:
3 |
4 |
2 |
||||||
1 |
||||||||
- Он в холодном декабре
Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. - Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост. - Махнула птица крылом,
Закрыла свет одним пером.
Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным
- Толпа
- Птица
- Насекомые
- Енисей
- Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
- Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
- Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
- Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.
Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:
Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.
Приходите в лес верными друзьями.
Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
|
Одушевл. |
|||
Неодушевл. |
Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное
Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:
- Река, город, праздник, страна
- Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.
Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:
Чудище, умница, армия, бактерия, русалка
Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?
Задание 13.
Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых
Задание 14*
Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.
Задание 15*
Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?
Это олицетворение.
Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
- Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
- Река, рыба, карась
- Петя, умница, домовой
- Пешеход, робот, машина
2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ
- Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
- Существительное среднего рода может быть одушевлённым
- Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.
Вариант 2.
1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:
- Дерево, куст, ландыш, берёза
- Река, море, рыба, креветка
- Рука, сердце, человек, мозг
2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ
- Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
- Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
- Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.
ЗАПОМНИТЕ!
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2, 4
Задание 2.
Одуш: заяц, робот, девочка.
Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.
Задание 3.
- Конькобежец – одушевлённое
- Кедр — неодушевленное
Задание 4.
Лиса, волк, вол/кот, слон
Или другие существующие слова
Задание 5.
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6.
1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)
Задание 7.
1-4, 2-2, 3-1, 4-3
Задание 8.
Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья
Задание 10.
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
|
Одушевл. |
молодец |
красавица |
животное |
Неодушевл. |
дуб |
чашка |
море |
Задание 11.
Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.
Задание 12.
Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)
Задание 13.
Одуш: волк, лев, вол
Неодуш: век, кол, чело
Задание 14.
Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.
Задание 15. Умывальник
Контрольный модуль
В-1
1. 2
2. 2
3. 3
В-2
1. 1
2. 2
3. 3
Категория одушевленности/ неодушевленности в русском языке часто не совпадает с нашим общечеловеческим понятием «живая природа».Приведу ,как пример, слова «мертвец, покойник , труп». Существительные «мертвец»,»покойник» являются одушевленным, а «труп»— неодушевленным. Как это определить ? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное. Нет мертвецов= вижу мертвецов Нет покойников= вижу покойников Но нет трупов, вижу трупы. Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. И.п.что ? ромашки= вин.п. вижу что ? ромашки автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на «кто?» приписываем его к живым (одушевленным), а если на «что?» к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное. Татьяна100 7 лет назад В начальной школе детей учат облегченному правилу:»На какой вопрос отвечает данное существительное? На «кто» или «что»? И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное. Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают… , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещё одушевленный? Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают — перед нами одушевленный предмет. Пистимея 8 лет назад Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос «Кто?» — существительное одушевленное, отвечает на вопрос «Что?» — существительное неодушевленное. Например, «собака» — Кто? «столб» — Что? Skarlet 9 лет назад Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город. Ksyusha26 8 лет назад Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, всё-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что «мертвец» — одушевленное, а вот «труп» — неодушевленное Юлия Муромская 8 лет назад Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое — это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «КТО?». А все неживое — это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос «Что?». NatashaU 8 лет назад Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто — человек, лиса, собака; что — цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто — одушевленные, а на вопрос что — неодушевленные. МиНзДрАв 8 лет назад В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос «кто?». Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д. Неодушевленные существительные — это предметы и отвечают на вопрос «что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа. Надежда188 5 лет назад К сожалению ответ на вопрос кто? или что? не достаточен для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Самым первым ответом приведено современное правило для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Но кто его изобрел? — убила бы! Roxrite 8 лет назад Одушевленное существительное — это такое, которое наделено живым составляющим. Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?). Неодушевленное существительное — это такое, которое не наделено живым составляющим. Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?). С О Ф И Я 9 лет назад По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос «кто», неодушевленное «что» Знаете ответ? |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
- мама
- отец
- бабушка
- тётя
- ребёнок
- малыш
- богатырь
- начальник
- художник
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосн ы |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комар а | прихлопну (кого?) комар а |
много (кого?) комар ов | видим (кого?) комар ов |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) ста и | видим (что?) ста и |
(что?) табун ы | смотрю (на что?) на табун ы |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников |
И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Неодушевленные и одушевленные имена существительные – что это такое и почему они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое»
Надо смотреть на винительный падеж множественного числа. Если совпадает с именительным – неодушевленное, если не совпадает – одушевленное.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – это не то же самое, что «живое» и «неживое».
Неодушевленные – это такие, у которых винительный падеж множественного числа выглядит так же как именительный: есть кровати – вижу кровати, есть дома – вижу дома, есть колодцы – вижу колодцы.
Одушевленные – такие, у которых совпадения нет: есть девушки – вижу девушЕК, есть друзья – вижу друзЕЙ, есть коровы – вижу коров.
Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Как определять одушевленность и неодушевленность – план из 4 шагов
- Поставить слово во множественное число.
- Поставить в именительный падеж.
- Поставить в винительный падеж.
- Сравнить. Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Первый пример – роза.
- Множественное число: розы.
- Именительный падеж: [в саду растут кто/что?] розы.
- Винительный: [виню кого/что?] розы.
- Розы = розы. Совпадают. Неодушевленное.
Второй пример – жаба.
- Жабы.
- [Живут] жабы.
- [Виню] жаб [во всех своих бедах].
- Совпадения нет: жабы – жаб. Одушевленное.
Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»
Потому что неживое может быть одушевленным. Например, существительное «мертвец». Он не живой (потому что «мертвый», это логично). Но: «есть мертвецы – вижу мертвецов». Формы не совпадают. Вывод – это существительное одушевленное.
Неживое, но одушевленное. Вот так устоялось в языке, под влиянием религии, очевидно. Причем для «трупов» это неактуально: есть трупы – вижу трупы (неодушевленное). А с мертвецами наоборот.
То же самое с куклами: есть куклы, виню кукол – одушевленность налицо. Ребенок играет с ними как с живыми, причина, наверное, в этом.
Шары в бильярде, фигуры в шахматах, масти в картах – это все одушевленное, хоть и неживое.
По поводу микробов, бактерий и вирусов
В вузе мне говорили, что вот эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Можно сказать: «Мыло всех микробов/бактерий/вирусов убивает» и «Мыло все микробы/бактерии/вирусы убивает».
Но мне как-то первый вариант кажется более привычным, второй странноватый.
Это всё. Читайте мою предыдущую статью про собственные и нарицательные существительные. Пишите вопросы, если есть.
Одушевленные и неодушевленные существительные — как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные
Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос «кто?» к одушевленному, а вопрос «что?» к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову «покойник»? Он «кто?» или «что?». Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно. А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы. попробуем найти ответы.
Живая и неживая природа
Вам будет интересно: Значение слова «подвизаться» в быту и в храме
Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один — «. душ. » и, стало быть, слова эти — однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.
Смысл слова «душа» достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям «живое» и «мертвое». Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к «душе» как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.
Если более предметно подойти к смыслу понятия «живая природа», то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.
Соответственно, понятие «неживая природа» несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.
Задаем вопросы
Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос «кто?», а к неодушевленным — «что?». И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному — и все становится на свои места.
Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос «кто?».
Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос «что?».
Теперь разберем слово «мертвец» с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.
Они «иные».
Вам будет интересно: Объем правильной шестиугольной призмы. Объем шестиугольной призмы: формула
В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.
Вышеупомянутое слово «мертвец» относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.
Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:
- Склоняем слово «мертвец» в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
- То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
- Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово «мертвец» относится к одушевленным существительным.
Если так же просклонять слово «покойник», то в результате получим подобный ответ.
- Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.
«Мертвая натура»
Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:
- Задаем вопросы родительного падежа к слову «труп», поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
- Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
- Вывод: слово «труп» относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.
Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.
Понятия «с секретом»
Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:
- Как уже выяснилось выше, слова «мертвец», так же как и «покойник» относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.
- Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
- В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай — шахматные фигуры.
- Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода «коллективный разум».
Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.
Средний род
Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными «иного» происхождения.
Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.
- Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос «кто?», а также определение «оно мое».
- Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
- Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, «чудовище» — представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.
Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-neodushevlennye.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/neodushevlennye-i-odushevlennye-imena-suschestvitelnye
https://1ku.ru/obrazovanie/36283-odushevlennye-i-neodushevlennye-sushhestvitelnye-kak-opredelit-odushevlennye-i-neodushevlennye-sushhestvitelnye/