Список офшорных юрисдикций
1. Ангилья; 2. Княжество Андорра; 3. Антигуа и Барбуда; 4. Аруба; 5. Содружество Багамы; 6. Королевство Бахрейн; 7. Белиз; 8. Бермуды; 9. Бруней-Даруссалам; 10. Республика Вануату; 11. Британские Виргинские острова; 12. Гибралтар; 13. Гренада; 14. Содружество Доминики; 15. Китайская Народная Республика: Специальный административный район Макао (Аомынь); |
16. Союз Коморы: остров Анжуан; 17. Республика Либерия; 18. Княжество Лихтенштейн; 19. Республика Маврикий; 20. Малайзия: остров Лабуан; 21. Мальдивская Республика; 22. Республика Маршалловы Острова; 23. Княжество Монако; 24. Монтсеррат; 25. Республика Науру; 26. Республика Ниуэ; 27. Объединенные Арабские Эмираты; 28. Острова Кайман; 29. Острова Кука; 30. Острова Теркс и Кайкос; |
31. Республика Палау; 32. Республика Панама; 33. Республика Самоа; 34. Республика Сан-Марино; 35. Сент-Винсент и Гренадины; 36. Сент-Китс и Невис; 37. Сент-Люсия; 38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); 39. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть); 40. Республика Сейшельские Острова. |
Мы работаем со всем миром, особенно когда речь идёт о серьезных деньгах и товарах/услугах. Проверка нерезидентной компании, её бенефициаров и собственников может стать жизненно важным этапом для выживания вашего бизнеса. Почему? Кто гарантирует, что компания, которая скрывается за тенью посредника, является настоящей? Может быть это не инвесторы, а конкуренты, чья цель подчинить, а затем вывести вас с рынка? Может там, за костюмом и красивой визиткой скрывается просто мошенники, а не серьёзное предприятие?
Как проверить оффшор?
Чтобы избежать проблем от неправильных ответов на эти вопросы, необходимо предпринять предварительные шаги и узнать «клиента в лицо». Сегодня это общемировая практика – узнавать, с кем имеешь дело. Причем так поступают, что компании, что правительства, за исключением того, что правительства могут обязать предоставлять информацию о бенефициарах (как сейчас происходит по всему миру с деофшоризацией.
Здесь отлично подойдёт высказывание про «незнание не освобождает от ответственности». В бизнесе это правило действует ещё жестче, к сожалению. Поэтому так важно уметь видеть людей насквозь, читать их, как и компании, которые они представляют. Если вы собираетесь иметь дело с нерезидентными компаниями, будь то обычное торговое сотрудничество, инвестиционный проект или посредническиt услугb, вам следует покопать под ту компанию, с которой вы работаете.
Ничего криминального, просто узнать немного больше, чтобы понять – можно ли им доверять.
Чтобы получить первичную информацию, необходимо просто поговорить с представителем, задать ему вопросы, а также получить визитку и, возможно, какие-то материалы о компании. На таких материалах должно быть точно указано название компании и её адрес, персональные данные посредника (ФИО), его должность. Эти данные с одой стороны легко проверить, с другой – практически всегда указываются на обычной визитке.
Следующий этап – прогулка по открытым информационным источникам и анализ. Первым делом необходимо выяснить, правда ли то, что человек, пришедший к вам является представителем данной компании. Притвориться можно кем угодно, поэтому не поленитесь позвонив по телефону, указанному на визитке (будь то личный или корпоративный лэндлайн-стационарный телефон, причем предпочтение отдавать второму). Так же зайдите в интернет и посетите сайт вместе со страницами в социальных сетях. Так сложилось, что многие проекты, особенно стартующие, или, в некоторых сферах не тратят время и силы на сайт, а просто делают представительство в Facebook или ВКонтакте. Там так же будет полезная информация о компании.
В тоже время наличие своего сайта или хотя бы домена – положительный знак. Домен – собственное имя сайта (например, domen.ru). Он может быть привязан к страничке в интернете, а может быть просто дан почтовым адресам (например, info@domen.ru). Если человек представился как посредник из JP Morgan, а его почтовый адрес выглядит как Name_JP_Morgan@gmail.com стоит заподозрить неладное – он либо не тот, за кого себя выдаёт, либо работает неофициально.
Если любой из вышеуказанных пунктов вызывает недоверие, то пообщайтесь с компаниями, с которыми посредник работал ранее – может он действительно профи, просто работает в одиночку. Так же получите письменное подтверждение (доверенность) того, что человек имеет полномочия представлять ту или иную компанию в переговорных процессах.
Так же отсутствие информации в поиске может указывать на то, что вы не умеет пользоваться поиском, или на то, что вы не нашли связь между компанией посредником и истинным заинтересованным лицом. В таком случае нужно попытаться узнать ответ напрямую. Хотя если вы работаете с посредником, а не с представителем, могут возникнуть затруднения. Например, из-за того, что сохранение конфиденциальности прописано в договоре или является требованием сторон.
Если же ответов на вопросы вы не получили или не хотите показывать своё любопытство, можно воспользоваться иными путями.
Оффшорная компания
Бесплатная консультация
подбор подходящей юрисдикции исходя из вида деятельности,
предпочитаемого налогового
режима,
структуры компании и т.д.
подбор подходящей юрисдикции исходя, из вида деятельности,
предпочитаемого налогового режима,
структуры компании и т. д.
Например, обратиться в реестры регистрации компаний тех стран, в которых прописан тот или иной бизнес. Для этого необходимо знать название компании, место регистрации, желательно регистрационный номер. Хотя можно получить выдачу с ответами, а затем найти нужный вариант по юридическому или фактическому адресу.
В некоторых странах можно посмотреть реестр действующего бизнеса и директоров. Там есть возможность увидеть имена владельцев или номинальных представителей – второе можно определить, если одно и тоже имя указано директором во множестве компаний. Это сделано именно для того, чтобы защитить свою личную информацию, и чего хотят избежать многие правительства, требуя введения бенефициары списков и т.п.
Можно заняться профессиональным расследованием и проследить всю цепочку аффилированных компаний и лиц. Но этим с разной степенью успеха занимаются правоохранительные органы, поэтому рассчитывать на серьезный результат за приемлемое время не стоит – ведь именно для такого случая такие схемы и создаются. Но если вы упорный, вы сможете преодолеть и такой барьер.
Хорошим подспорьем в таких делах может стать финансовая отчетность: кто оплачивает гербовый сбор, отчеты аудиторских проверок, налоговая отчетность. Доступ к такой информации чаще всего платный (но недорогой). Там нет банковских счетов, но есть дополнительная информация, которая может стать полезной в вашем личном расследовании. Так же документально можно проверить адреса базирования бизнеса – юридический и фактический адреса, а также аренду, коммунальные расходы и т.п.
Так же не забывайте о людях – в некоторых случаях это гораздо проще. Обратитесь к деловым партнерам или просто зайдите в социальные сети (например, соц сеть для профессионалов LinkedIn). Поспрашивайте, кто он, где работает. Там же есть дополнительная информация, телефоны, е-мейлы.
Разумеется, что выполняя все вышеперечисленные шаги, стоит оставаться в рамках действующих законов. Если вы не уверены в каких-то своих действиях, лучше не рисковать и обратиться к профессионалам, например, в детективное агентство.
Также профессионалы часто состоят в различных ассоциациях и участвуют в конференицях.
Правда стоит понимать, что найти все контакты, скорее всего, не удастся. Но, по крайней мере вы сможете более или менее понять, насколько серьезен тот или иной партнер/инвестор/посредник. Если вы хотите больше знать о других, возможно, вы будете рады тому, что делают современные правительства: требуют создания списка бенефициаров, налоговой прозрачности и прочую деофшоризацию. Это всё приведёт к тому, что информацию будет получить легче и всем.
Но тоже самое можно сказать и про Вас. Готовы ли вы, чтобы вас исследовали? Тогда будьте аккуратны. Создавайте приличный SUBSTANCE для своего оффшорного и международного бизнеса.
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Офшорные счета незаслуженно стали для россиян синонимом мошенничества. Однако часто они необходимы не только для теневого бизнеса, но и вполне легального расширения деятельности.
Рассказываем, как работают офшоры, для чего они нужны бизнесу, как правильно выбрать юрисдикцию, когда деятельность офшоров легальна, а в каком случае можно получить уголовную статью.
Что такое офшоры
В законодательной базе нет общепринятого определения слова «офшор». Обычно под ним ошибочно подразумевают теневой бизнес.
С англ. offshore переводится как «вне берега».
Офшор — территория, которая предоставляет льготные условия для бизнеса, например, низкие налоги, отчетность без необходимости пояснений, право на сокрытие владельцев бизнеса и другое. Счет, зарегистрированный в государстве-офшоре, называют офшорным.
Выделяют 5 признаков классических офшоров:
- Нет косвенных налогов, но компании уплачивают ежегодный сбор в пользу государства.
- Действуют специальные корпоративные законы и постановления.
- Компании могут не иметь свой офис и штат сотрудников, однако должны пользоваться услугами специального агента и иметь адрес регистрации офиса.
- Компанией управляют сотрудники местных трастов или юридических компаний.
- Бизнес может повысить свою конфиденциальность, например, за счет закрытых реестров.
Наибольшую популярность офшоры приобрели в 60–70-е годы прошлого века из-за роста налогового бремени и ограничения на потоки капиталов. Благоприятными территориями для снижения налоговой нагрузки стали небольшие острова — бывшие колонии и зависимые территории Великобритании, потому что около 80% финансовых потоков тогда приходилось именно на долю этого королевства.
Тем самым удаленные территории смогли создать выгодные условия для ведения бизнеса.
Глобализация мировой экономики и научно-техническая революция позволили перемещать денежные средства по всему миру и проводить различные операции.
Сегодня офшоры — это полноценная составляющая мировой и государственной экономик, даже развитых стран, потому что именно в них концентрируются значительные денежные суммы. По подсчетам Bloomberg в 2019 году, за 25 лет из России в офшоры вывели 750 млрд долларов. Более свежих данных на момент публикации не было.
Для чего создаются офшорные зоны и кому они нужны
Территории с небольшими налогами и непрозрачной отчетностью выгодны создателям и их пользователям.
Выгода для предпринимателей
Конфиденциальность и сокрытие доходов. Счета в офшорах недосягаемы для налоговых проверок Федеральной налоговой службы (ФНС) и других надзорных органов. По сути, от бизнеса требуется только уплата госпошлины, чтобы вести бизнес и не платить налоги.
ФНС не сможет проверить поступления на офшорные счета, их состояние и суммы на них. Налоговая также не сможет потребовать отчеты у бухгалтерии компании. Однако это создает благоприятные условия для отмывания средств и незаконной деятельности.
Защита активов. Бизнес может защитить свои активы от краж и рейдерских захватов.
Улучшение финансовых условий. Низкие налоги или их отсутствие в принципе в офшорных зонах выгодно отличаются от условий в некоторых странах Европы, где налог на прибыль достигает 20% и даже 45%.
Гражданство. Владелец бизнеса может стать гражданином страны-офшора при внесении средств на собственный счет в банке или оплате госпошлины.
Выгода для создателей офшорных зон
Администрациям офшорных территорий такой статус позволяет привлекать иностранные капиталы. При этом они практически не получают прибыли с налогов, не проверяют отчетность и не требуют прозрачности проводимых операций.
Офшоры и свободные экономические зоны создают условия для повышения производительности регионов и государств, поиска инвесторов для местного бизнеса, создания рабочих мест и развития предпринимательства в целом.
Льготы в офшорных зонах помогают опосредовано приносить прибыль казне государства, в том числе и через налоги и госпошлины при открытии счетов.
Офшорные государства не вмешиваются в дела предпринимателей в рамках закона, не проводят аудит их деятельности и не привлекают контролирующие органы для проверки компаний. За это администрации требуют привлечения капиталов, инвестиций и рассчитывают на укрепление экономики. Даже вклады в банках офшорных государств помогают кредитным учреждениям укрепить свое положение и позитивно повлиять на микро- и макроэкономику.
Как работают офшоры
Для начала бизнес регистрирует офшорную компанию. Это может быть любая компания, зарегистрированная не в государстве бизнесмена.
Офшорная компания приобретает товар в одной стране и перепродает в другой. При этом прибыль накапливается в офшорной компании. Она приобретает экспортируемый товар по заниженной цене, а затем продает конечному покупателю по мировой цене. Так, компании сохраняют не облагаемую налогами и не контролируемую местными властями разницу, кроме того, они могут регулировать цены с учетом условий разных государств.
Офшорные компании по договору займа могут передавать отечественным компаниям денежные средства, накопленные на иностранном счете. При этом офшорная компания в любой момент может вернуть деньги обратно, а российская компания может снизить свою налогооблагаемую прибыль на размер процентов, уплаченных за пользование займом.
Офшорные компании могут использовать для интеллектуальной деятельности. Товарный знак или интеллектуальную собственность регистрируют за границей и в России — на зарубежную компанию-правообладателя. Отечественная компания может брать товарный знак в пользование по лицензионному договору, при этом может снизить свой налогооблагаемый доход на сумму, уплаченную офшорной компании за пользование товарным знаком.
Преимущества использования офшоров
Часть офшорных компаний регистрируют не только для минимизации налогообложения, но и для конфиденциальности, в том числе для защиты от рейдерского захвата.
Основные преимущества офшоров:
- Отсутствие или минимальный уровень налогообложения.
- Возможность вывода средств за рубеж.
- Защита данных о руководстве компаний.
- Защита бизнес-активов.
- Быстрота и гибкость процедуры регистрации офшоров: необязательно оплачивать уставной капитал, минимальные требования к директорам и акционерам, легкая процедура инкорпорации.
- Простота управления офшорной компанией. Собрания акционеров могут быть в любой точке мира, а также онлайн.
- Нет отчетности: не проводятся проверки, не сдаются налоговые и финансовые отчеты.
- Закрытые реестры бенефициаров. Данные компании находятся вне публичного доступа.
- Счет можно открыть в любом банке мира, отсутствие валютного контроля и необходимости создавать паспорта сделок.
- Анонимное владение недвижимостью. Ее можно приобрести на офшорные компании для скрытия истинных владельцев.
- Продажа бизнеса может проходить с помощью передачи акций офшорной компании новому владельцу.
Ограничения на использование офшоров
В зависимости от выбранной юрисдикции бизнес может столкнуться с налоговыми, банковскими и законодательными ограничениями.
Налоговые ограничения
Налоговые резиденты РФ должны уведомить налоговую о наличии контролируемой иностранной компании (КИК), а также декларировать прибыль и убытки. Согласно главе 3.4 Налогового кодекса РФ, контролируемые физлица должны:
- Подавать специальные уведомления об участии в офшорных предприятиях.
- Уведомлять ФНС о наличии собственной контролируемой иностранной компании.
- Декларировать прибыль КИК для формирования налогооблагаемой базы физического или юридического лица.
- Подать заполненную налоговую декларацию и финансовую отчетность иностранной компании в установленные сроки.
- Выполнять налоговые обязательства в пределах России.
С 1 января 2021 года повышены штрафы за неподачу уведомлений о наличии контролируемой иностранной компании во владении или об участии физических и юридических лиц в офшорных компаниях. Размер фиксированной прибыли компании установлен в размере 34 млн рублей, сумма НДФЛ к уплате составляет 5 млн рублей в год независимо от количества иностранных компаний, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Штраф за неуведомление налоговой составляет 1 млн рублей, а за недостоверные сведения — 500 тысяч рублей.
Согласно разделу V.1 Налогового кодекса РФ, устанавливаются специальные правила налогового контроля над сделками с участием взаимозависимых лиц для исключения манипуляций и контрактных цен.
Согласно ст. 283 п. 3 Налогового кодекса РФ, дивиденды, полученные от иностранных компаний, облагаются корпоративным налогом в 13%.
Чтобы налог по дивидендам составил 0%, необходимо год непрерывно владеть 50% акций компаний. Кроме того, компания не должна находиться в юрисдикции компании, не входящей в черный список офшоров Минфина РФ.
Согласно ст. 251 Налогового кодекса, при безвозмездной передаче имущества от зарубежных компаний резиденту РФ его стоимость учитывают при расчете налогооблагаемой базы по корпоративному налогу.
Согласно ст. 25.13-1 Налогового кодекса РФ, прибыль от деятельности иностранных компаний могут освободить от налога, если юрисдикция офшора не входит в черный список Минфина РФ.
Банковские ограничения
Для привлечения номиналов все равно придется предоставить свои данные банку и регистрирующему агенту. Без этого получить банковское обслуживание практически невозможно.
Кроме того, Центробанк может отнести некоторые операции к списку сомнительных, если офшор зарегистрирован на одной территории, а корпоративный счет открыт в банке другого государства.
Согласно закону № 44-ФЗ, участника электронного аукциона могут не зарегистрировать, если он входит в черный список офшоров ФНС РФ.
Экономическому оператору запрещены упрощения, если импорт осуществляет офшорная компания или во взаиморасчетах используют счета в офшорных юрисдикциях.
Согласно закону № 57-ФЗ, запрещены сделки российских компаний, организованные офшорными компаниями.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ, невозможно владение приграничными участниками компаний из черного списка офшоров.
Типы офшорных зон
Офшорные территории разделяют на три группы:
- Классические или островные (Карибские) офшоры. Компании ежегодно платят в фискальные органы пошлину, при этом они не сдают никакую финансовую отчетность и не уплачивают налоги. Данные зоны отличаются высокой конфиденциальностью. Среди недостатков таких офшоров — низкий уровень доверия у компаний и банков к такому бизнесу. К офшорным территориям классического типа относят Белиз, Сейшелы, острова Мэн, Гернси, Джерси и Доминикану.
- Европейские офшорные зоны с низким налогообложением. Здесь налог на прибыль выплачивается в заметно меньшем размере, чем в соседних государствах. Например, Кипр, где налог на прибыль компаний после вступления в Евросоюз составляет 10%.
- Территории с особым налоговым режимом. Компании, зарегистрированные в данных юрисдикциях, при отсутствии операций и получаемого дохода могут не уплачивать местные налоги.
Риски и проблемы, связанные с использованием офшоров
Риски дополнительных налоговых обязательств. Предпринимателю необходимо учитывать условия налогообложения выбранной офшорной юрисдикции, а также законодательство страны, резидентом которой является владелец офшорной компании.
Уголовно-правовые риски. Получение средств с офшорных счетов на личные счета бенефициаров без декларирования доходов могут расценить как уклонение от уплаты налогов. Это может повлечь уголовную ответственность.
Риски сотрудничества с недобросовестными компаниями и репутационные риски. При покупке офшорной компании важно убедиться, что эту компанию не продают разным лицам. С одной стороны, это может говорить о незаконных манипуляциях с компанией. С другой стороны, такая компания может иметь негативную репутацию на рынке, что будет сложно исправить даже самым честным новым владельцам.
Риски потери наследства. Наследники бенефициара рискуют потерять средства на офшорных счетах, поскольку возникают сложности с определением настоящих владельцев офшорных компаний.
Законно ли использование офшоров
Регистрация офшорной компании законна. Однако отток капитала — негативное последствие для любого государства. Такое явление означает отсутствие налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, надзорные органы не смогут проверить офшорную компанию, что повышает риски отмывания незаконных средств.
Офшорную компанию совершенно законно создавать в следующих целях:
- Оказание услуг за рубежом резидентами РФ, в том числе для иностранных клиентов.
- Приобретение товаров за границей для продажи в России.
- Заключение договоров займа.
- Инвестиции за рубежом.
- Регистрация трастов для капиталовложений или инвестиций.
Ответственность за использование компаний в офшорах
Если резидент РФ имеет счета в офшорах из черного списка Минфина, ФНС может применить к нему дополнительные налоговые обязательства.
Предпринимателей могут привлечь к ответственности по ст. 199 Уголовного кодекса РФ — уклонение от налогов, ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ — валютные операции.
Ответственность за уклонение от налогов предполагает штрафы в размере от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы сроком на 5 лет, арест на срок до 6 месяцев, лишение свободы на срок до 6 лет, а также запрет на определенные виды деятельности до 3 лет.
За незаконные валютные операции предприниматель должен уплатить штраф в размере от 200 тысяч до 1 млн рублей. Кроме того, к нему могут применить наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Проконсультировать по валютным ограничениям можно в банке, в котором вы обслуживаете бизнес-счет. На Банки.ру есть предложения по рассчетно-кассовому обслуживанию, которое включает себя такие консультации прямо в чате банковского приложения. Сотрудники не только расскажут о правилах, но и помогут оформить бумаги.
Оформить бизнес-счет с юридической консультацией
Заключение
- Офшоры могут быть полезны компаниям для ведения бизнеса за границей, снижения налоговой нагрузки и упрощения отчетности, а также для защиты своих активов от захвата или кражи.
- Открытие компании на офшорной территории законно, однако беспрепятственное ведение бизнеса зависит именно от выбора юрисдикции.
- Если офшорная компания находится на территории из черного списка Минфина, к предпринимателю могут применять дополнительные налоговые обязательства, а также вводить определенные ограничения на бизнес.
- Кроме того, наличие счетов в таких офшорных зонах могут расценить как уклонение от налогов, что может повлечь за собой даже уголовную ответственность.
Публикация
Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.
- для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
- возможно, для сокрытия информации о своих активах.
Следует отметить, что как первая, так и вторая возможности были существенно ограничены и продолжают ограничиваться в рамках международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и за прозрачность в трансграничных операциях.
Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:
В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:
- отсутствие или номинальный налог на доход,
- отсутствие эффективного обмена информацией,
- отсутствие прозрачности,
- отсутствие требования о ведении существенной деятельности.
В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.
В результате, такие государства:
- постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
- присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).
Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.
Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.
С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.
Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.
С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.
Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:
- требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
- требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
- в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
- механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).
Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.
В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.
Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.
Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.
Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.
Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.
Можно отметить, что на настоящий момент США и Великобритания не обмениваются информацией с Россией в автоматическом режиме. Каких-то особых правил в отношении операций с низконалоговыми юрисдикциями валютным законодательством не установлено.
Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:
- В налоговых спорах применяется статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности), статья 170 ГК РФ (Недействительность мнимой и притворной сделок);
- Существуют примеры попыток использовать статью 193.1. УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) к операциям с зарубежными структурами, когда, собственно подложных документов не было, как в соответствии с публикациями в деле «Вятского кваса»;
- В НК РФ есть статья 54.1, направленная на недопущение недоплаты налогов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности.
Еще раз отметим, что такие нормы могут быть применены как в отношении операций внутри страны, так и в отношении зарубежных операций и структур. Структуры и операции с компаниями в низконалоговых юрисдикциях могут использоваться без нарушения буквы и духа российского законодательства.
Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:
- Основная цель. Существование структуры/операций обусловлено коммерческими, а не налоговыми целями, хотя налоговые факторы могут учитываться при планировании структуры/сделки.
- Соразмерность прибыли выполняемым функциям. В зарубежной компании генерируется прибыль, соразмерная функциям, выполняемым ею, количеству и квалификации ее персонала, активам, принимаемым рискам.
Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:
- Холдинговая компания для размещения акций на иностранной бирже;
- Компания для выпуска еврооблигаций;
- Компания, перепродающая электронные услуги с обоснованной маржой, созданная для облегчения процесса приема платежей от зарубежных клиентов;
- Торговая компания, активно продвигающая товары в соответствующем регионе за рубежом;
- Торговые компании, не торгующие с Россией, с реальным управлением и соответствующими специалистами в стране инкорпорации;
- IT компания, (частично) осуществляющая разработки за рубежом
- Компании для персональных инвестиций в определенные зарубежные ликвидные ценные бумаги. Это может быть удобнее с точки зрения совершения расчетов. Валюта активов может совпадать с валютой отчетности компании, что позволяет не уплачивать налог в связи с падением курса рубля к соответствующей валюте. Управление инвестициями профессиональными компаниями без активного участия инвестора снижает российские налоговые риски.
При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:
- Правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Российский налоговый резидент обязан уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях при доле участия свыше 10%, о наличии КИК (в случае возникновения контроля над иностранной компанией), предоставлять информацию о прибыли КИК, уплачивать налог с нераспределенной прибыли КИК. В этом отношении существует ряд исключений.
- Трансфертное ценообразование. Коммерческие сделки российского налогоплательщика с зарубежной компанией, в целом, должны осуществляться по рыночным ценам и с соблюдением правил трансфертного ценообразования, установленных НК РФ.
- Использование соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если иностранная компания получает доходы из источников в РФ, в частности, дивиденды, проценты, роялти, некоторые другие доходы, то возникает российский налог у источника выплаты. Применение льготных ставок такого налога в соответствии с СИДН может быть недоступно в связи с особенностями зарубежной структуры. Кроме того, Россия активно пересматривает свои СИДН со странами, компании в которых использовались, главным образом, для применения льгот по СИДН.
- Корпоративное налоговое резидентство и (налоговое) постоянное представительство (ПП). У иностранной компании могут возникать российские налоговые последствия, если:
- компания управляется из РФ. В этом случае компания может быть признана российским налоговым резидентом и должна уплачивать налог на прибыль аналогично российским компаниям. Возникают последствия и по другим налогам.
- компания осуществляет (часть) своей коммерческой деятельности в РФ. В таком случае у компании возникает российское ПП, и прибыль, генерируемая через такое ПП, должна облагаться налогом в России.
Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.
Подводя итог, отметим, что зарубежные иностранные компании, в том числе в низконалоговых юрисдикциях, можно использовать в ситуации, когда это обусловлено коммерческими причинами. При этом необходимо грамотное планирование бизнеса с соблюдением требований российского налогового, валютного и другого применимого законодательства.
Поделиться в социальных сетях:
Что представляет собой офшорная зона?
Определение офшорной зоны в правовой системе РФ дано в приказе Минфина РФ «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения…» от 13.11.2007 № 108н. Фактически оно содержится в наименовании данного НПА: Минфин под офшорной зоной понимает государство или территорию, которые предоставляют льготы по налогам, а также позволяют хозяйствующим субъектам не раскрывать информацию о финансовых сделках.
Таким образом, предприятие, зарегистрированное в соответствующем государстве или на территории, вправе рассчитывать на:
- низкие налоги — вплоть до отсутствия таковых;
- минимальную отчетность (или вообще ее отсутствие).
Примечательно, что в России тоже есть офшорные зоны. Подробнее — в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Как правило, регистрация предприятия в офшорной зоне (условимся сейчас и далее рассматривать зарубежные юрисдикции) характеризуется минимальными барьерами с точки зрения бюрократических процедур и требований к капиталу хозяйствующего субъекта. Во многих случаях государства, на территории которых учреждаются офшорные зоны, значительно облегчают визовый режим для граждан стран, которые могут зарегистрировать свой бизнес в соответствующей юрисдикции.
Отметим, что для пользования офшорной юрисдикцией зарубежному предприятию, как правило, нужно уплачивать в казну государства, в котором открывается представительство, ежегодный взнос.
Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?
Есть несколько мнений относительно целесообразности учреждения различными государствами мира офшорных зон. Так, распространена точка зрения, по которой учреждение офшорной зоны — эффективный способ привлечения иностранного капитала в экономику государства.
Действительно, в офшорах на счетах иностранных хозяйствующих субъектов размещаются колоссальные денежные средства, часто сопоставимые с ВВП офшорной зоны, а то и в разы превосходящие соответствующий макроэкономический показатель. За счет комиссий, сервисных сборов, предоставления различных услуг офшорные банки могут весьма прилично зарабатывать для экономики своего государства.
Востребованность офшоров чаще всего связана с желанием хозяйствующего субъекта:
- сэкономить на налогах — поскольку их величина в офшорной зоне практически всегда существенно ниже, чем в государстве, где этот субъект является резидентом (однако это характерно для средних и крупных бизнесов — малым фирмам обычно выгоднее платить налоги в своей стране);
- повысить конфиденциальность бизнеса, деловых правоотношений;
- обеспечить дополнительную защиту активов (заинтересованные лица в государствах налогового резидентства компаний не вправе производить какие-либо действия с офшорными активами этих компаний);
- обойти препятствия национального законодательства, регулирующего обмен валюты;
- воспользоваться возможностью вести некоторые виды деятельности, например страхование, банкинг, морскую торговлю, при меньшей интенсивности государственного контроля, чем в своей стране.
Читайте также «Как открыть офшорный счет в иностранном банке».
Интерес «офшорных» государств в привлечении зарубежного капитала может заключаться также в перспективах трудоустройства граждан: в некоторых странах приняты нормы закона, обязывающие иностранцев, открывающих представительства в офшорных зонах, нанимать на работу местных жителей. Например, такие нормы действуют в Катаре.
Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля
Активность российских властей в части мониторинга деятельности налоговых резидентов РФ, имеющих офшорные активы, в последнее время поступательно усиливалась.
Так, до 2015 года российские предприятия, владеющие офшорными активами, могли относительно свободно оформлять фиктивные займы — перечисляя выручку в офшорные зоны на счета контролируемых юрлиц и «возвращая» их себе в виде беспроцентных кредитов с последующим списанием долга. Это позволяло вывести значительную часть выручки из-под налога на прибыль.
В действовавших до того положениях подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде активов, полученных российской фирмой безвозмездно от дочерней компании, не включались в базу для расчета налога на прибыль — вне зависимости от того факта, является ли дочерняя компания российской или иностранной.
С 2015 года положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ действуют в новой редакции. В соответствии с ними указанная выше норма актуальна только в отношении фирм, взявших беспроцентный заем от дочерней компании, расположенной вне территории государств, утвержденных вышеотмеченным приказом Минфина РФ № 108н, то есть вне офшорных зон.
Таким образом, одна из довольно популярных в РФ офшорных схем вывода выручки из-под налогов с недавних пор пресечена законодательно.
Примеры ужесточения регулирования деятельности бизнесов, связанных с офшорными зонами, можно найти и в иных сферах правоотношений.
Так, в 2015 году вступили в силу положения ст. 309.1 НК РФ, введенной законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Данная статья регулирует налогообложение прибыли зарубежных фирм, контролируемых российскими налоговыми резидентами (к таковым относятся офшорные). В соответствии с ее положениями с учетом норм, установленных ст. 3 закона № 376-ФЗ, компании РФ, контролирующие офшорные юрлица, должны были декларировать нераспределенную офшорную прибыль и уплачивать с нее налог, если размер соответствующей прибыли превысила:
- 50 000 000 руб. — в 2015 году;
- 30 000 000 руб. — в 2016 году;
- 10 000 000 руб. — с 2017 года, включая 2018 год.
В ст. 129.5 НК РФ, также введенной законом № 376-ФЗ, установлены меры ответственности для фирм, уклоняющихся от уплаты налогов с офшорной прибыли.
Указанные нормы в 2023 году фактически продолжают действовать и при этом постоянно дополняются иными нормативами. Так, приказом Минфина России от 26.05.2022 № 83н утвержден еще один перечень офшорных юрисдикций — применяемый в рамках действия положений п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса. Указанный пункт запрещает предоставление бюджетной поддержки иностранным юридическим лицам, в том числе тем, которые зарегистрированы в офшорах по соответствующему перечню. Не вправе рассчитывать на соответствующие меры поддержки также российские фирмы, у которых 25% и более объема уставного капитала принадлежит офшорным компаниям.
Эксперты по-разному оценивают отмеченные инициативы властей. Но для многих цель государства очевидна — увеличить собираемость налогов в сложный кризисный период.
Важнейшее законодательное новшество РФ, имеющее отношение к регулированию бизнесов в офшорных зонах — ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Теперь ФНС РФ может при необходимости получать от других государств Конвенции, среди которых — многие офшорные страны, информацию о сделках, структурах и банковских счетах российских фирм, имеющих представительства за рубежом.
ВАЖНО! Приказом ФНС России от 20.12.2022 № ЕД-7-17/[email protected] утвержден действующий Перечень иностранных государств, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
Какие офшорные страны входят в черный список ФНС
В приказе Минфина от 13.11.2007 № 108н содержится перечень признаваемых российским законодателем офшорных зон. По состоянию на апрель 2023 года в нем 40 государств.
Помимо этого, существует более обширный перечень государств и территорий, которые не обмениваются с РФ налоговой информацией. Этот, так называемый черный список, утверждался различными приказами ФНС России (действующий приведен в приказе ФНС России от 28.10.2022 № ЕД-7-17/[email protected]). В нем 89 стран и 16 территорий.
Перечень составлен с простой целью: если российская компания ведет бизнес через государства или территории, не информирующие налоговиков РФ об операциях российских резидентов, то налог на прибыль ей придется платить по жестким правилам, использующимся для налогообложения контролируемых компаний.
Примечательно, что некоторые классические офшоры избежали участи быть включенными в черный список (Кипр, Нидерланды и некоторые другие). К компаниям, работающим через них, санкции применяться не будут. Список офшоров может пересматриваться, и если какая-либо страна решит проигнорировать информационное соглашение, страдать будут компании.
Итоги
Российские коммерческие фирмы, как и бизнесы многих других стран, пользуются возможностями размещения капиталов в офшорах. С 2015 года законодатель начал существенно ужесточать мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов РФ в офшорных зонах. В 2023 году действует перечень офшоров, где регистрироваться рискованно с точки зрения перспектив получения мер бюджетной поддержки.
Ознакомиться с иными нюансами законодательного регулирования правоотношений с участием российских фирм и иностранных хозяйствующих субъектов вы можете в статьях:
- «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями»;
- «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».