Как найти окончание глагола 3 класс

Есть ли правила которые помогают определить окончание глагола, если есть то какие.

Правила в целом одинаковы как для глагола, так и для остальных частей речи. Окончание — это изменяемая часть слова и у глаголов отвечает за лицо (в прошедшем времени род), и число. Для определения окончания достаточно проспрягать глагол по лицам или, в случае прошедшего времени, изменить по родам и числам. Изменяемая часть слова в этом случае и будет окончанием. Рассмотрим на примере глаголов делать и сделать

Настоящее время

1-е л. Я дела-ю; мы дела-ем

2-е л. Ты дела-ешь; вы дела-ете

3-е л. Он/она/оно дела-ет; они дела-ют

Будущее время

1-е л. Я буд-у делать, сдела-ю; мы буд-ем делать, сдела-ем.

2-е л. Ты буд-ешь делать, сдела-ешь; вы буд-ете делать, сдела-ете.

3-е л. Он/она/оно буд-ет делать, сдела-ет;

Прошедшее время

Единственное число:

мужской род: делал-(), сделал-() (окончание нулевое);

женский род: делал-а, сделал-а;

средний род: делал-о, сделал-о;

множественное число: делал-и, сделал-и.

Также среди филологов ведутся споры по поводу формообразующих суффиксов «-л» и «-ть». По одной точке зрения их причисляют к окончаниям, а по другой он являются формообразующими суффиксами, не входящими в основу слова.

Если речь идет о правописании окончаний при спряжении глаголов, то здесь дела обстоят следующим образом.

I-е спряжение

ед. ч. мн. ч.

1-е л. -у, -ю; -ем;

2-е л. -ешь (-ёшь); -ете (-ёте);

3-е л. -ет (-ёт); -ут, -ют;

II-е спряжение

ед. ч. мн. ч.

1-е л. -у, -ю; -им;

2-е л. -ишь; -ите;

3-е л. -ит; -ат, -ят.

Когда окончание под ударением, спряжение определяется легко. При безударных окончаниях спряжение определяется в большинстве случаев постановкой глагола в неопределенную форму. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, следовательно, их личные окончания будут писаться как у глаголов II-го спряжения с окончаниями под ударением. К глаголам первого спряжения будут относиться все остальные глаголы. Однако у этого правила есть ряд исключений:

*. глаголы гнать, держать, дышать,слышать и глаголы терпеть, вертеть, смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть относятся ко II-му спряжению;

*. глаголы брить и стелить относятся к первому спряжению

*. есть ряд разноспрягаемых глаголов:

бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);

хотеть, глагол, который имеет формы ед. числа (хочу — хочешь — хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим — хотите — хотят) по II спряжению;

чтить — изменяется по II спряжению (чту — чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;

*. Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать.

*. Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь — еси — есть — есме — есте — суть) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду — будешь — будет — будем — будете — бу­дут.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Правописание окончаний глаголов мы должны определять в зависимости от того к какому спряжению мы можем отнести тот или иной глагол, в зависимости от того какое наклонение, в зависимости от того в форме какого лица стоит глагол. Так вот окончания с буквой «е» будут характерны для глаголов первого спряжения, а вот с буквой «и» для глаголов второго спряжения (здесь ещё не стоит забывать о нескольких исключениях, которые указаны в таблице ниже).

Также в повелительном наклонении окончание будет либо нулевым, либо же «те».

Если говорим о «тся» или «тЬся», то если вопрос задаваемый к глаголу имеет мягкий знак, то и в окончании самого глагола будет этот самый мягкий знак и наоборот, если в вопросе, задаваемом к глаголу мягкого знака нет, то и при написании самого глагола мягкий знак не нужен.

В окончании второго лица единственного числа глаголов на дописать -шь: учишь, учишься.

В личных окончаниях глаголов I спряжения надо писать: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); в глаголох II спряжения надо писать: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Когда окончания находятся под ударением, то ошибиться трудно.

Если пишем глаголы с неударяемыми личными окончаниями, то из числа этих глаголов имеют окончания II спряжения:

глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на -ить и 11 следующих глаголов:

видеть,

зависеть,

гнать,

ненавидеть,

вертеть,

смотреть,

держать,

терпеть

обидеть,

слышать,

дышать,

и производные от них.

Другие глаголы имеют окончания I спряжения.

Но есть и исключение. Глагол брить это, как известно, глагол I спряжения, хотя и оканчивается этот глагол на -ить.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Чтобы определить безударное окончание глагола, вначале обратимся к его начальной форме — инфинитиву, или неопределенной форме глагола. По её конечным буквам (гул-ять, пол-ить), определяем спряжение глагола, первое или второе.

Глаголы второго спряжения заканчиваются на -ить, кроме слов «брить» и «стелить». Сюда же отнесем семь глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть).

Например, глагол второго спряжения «обеспечить» имеет следующие личные окончания:

обеспеч-у — мы обеспеч-им

ты обеспеч-ишь — вы обеспеч-ите

он обеспе-ит — они обеспеч-ат.

Все остальные глаголы отнесем к первому спряжению. На примере глагола «стелить» рассмотрим их личные окончания:

я стел-ю — мы стел-ем

ты стел-ешь — вы стел-ете

он стел-ет — они стел-ют.

Azama­tik
[55.3K]

6 лет назад 

Окончание — это изменяемая часть слова (существительного, прилагательного, глагола и тд).

В одних источниках у глаголов неопределенной формы (инфинитивов) -ть- выделяется как окончание, в других его выделяют как суффикс.

Окончание у глагола появляется при его спряжении по лицам, изменении по числам и времени. В русском языке два спряжения (I — ое и II — ое).

Окончаниями глаголов первого спряжения являются следующие: -у-/-ю-//-ешь-//-ет-//-ем-//-ете-//-ут-/-ют-.

Примеры глаголов первого спряжения и будем выделять окончания: играЮ, играЕТ, играЮТ, кушаЕМ, поЕТ, идУТ, летаЕШЬ и тд.

Примеры глаголов 2 — ого спряжения и их окончания: спЯТ, спИТ, спИТЕ, курИТ, летЯТ и тд.

Помощ­ни к
[57K]

6 лет назад 

Самое простое правило — это определять окончание по спряжению глагола (1 или 2). С этим правилом вы сможете определять сомнительные буквы в окончании: И, Е, Я, Ю.

Первое спряжение — это 11 исключений:

и все остальные глаголы, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ИТЬ (медлить, тормозить).

В таких глаголах в других формах окончания будут с И, Ю или А и вот как они будут выглядеть:

Все остальные случаи (если неопределенная форма заканчивается на -ЕТЬ или -ЮТЬ) — это второе спряжение, и вот какие бывают окончания у таких глаголов:

Если запомните указанные исключения, проблем с этой темой у вас не будет!

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Чтобы быть более уверенным, можно разобрать все слово целиком по составу.

А вообще, окончания у этой части речи весьма типичны для определенных форм, их сложно спутать. Вот они:

Еще вариант — проспрягать глагол, т.е. изменить его лицо и число. Изменяемая часть и будет являться окончанием.

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

Есть глаголы 1 и 2 спряжения, есть разноспрягаемые: хотеть, бежать, парадигма склонения их тут.

Для определения окончания глагола нужно поставить его в неопределенную форму (инфинитив): что делать? что сделать? Если глагол оканчивается на -ИТЬ, кроме брить и стелить, то глагол 2 спряжения, если на -АТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, то первого спряжения, исключением являются глаголы 2 спряжения

слышать, дышать, гнать держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Так выглядят окончания глаголов 1 и 2 спряжения:

Stasy­12
[41.5K]

7 лет назад 

Глагол является главным членом предложения, слова — глаголы могут изменять окончания. Как будет изменяться окончание глагола зависит от спряжения, их всего 2 спряжения (1 и 2). Определяя окончания глагола вспоминайте это правило и окончания нужно знать наизусть.

Окончания первого спряжения глагола: у, ю, ем, ет, ешь, ут, ют, ете. запомнить нужно 11 слов исключений.

Окончания второго спряжения

у, ю, ит, ишь, им, ат, ят, ите. Об этом подробная информация есть здесь

Тори Торич­ка
[59.4K]

6 лет назад 

Определите окончание глаголов очень просто.

Окончание (флексия) — это изменяемая часть речи. Для того чтобы выделить окончание у глагола, вам необходимо изменить глагол, поставить его в разные формы.

Пример: взять — возьму, возьмешь, возьмите и др.

Что касается -Ть у глаголов, то во многих учебниках и школьной программе считается, что это суффикс.

Елена Д
[360K]

7 лет назад 

Глагольные окончания в русском языке зависят от спряжения, которое, как известно, бывает двух видов — первое и второе, а также окончания изменяются в зависимости от форм лица и числа глагола.

Существуют и глаголы-исключения, которые можно увидеть в таблице ниже — правила их спряжения необходимо запомнить.

Марле­на
[16.2K]

6 лет назад 

Определить окончание глагола не так уж легко. Оно зависит от таких факторов как спряжение, лицо, и также числа. Обычно окончание идет сразу после суффикса. Вот какие окончания бывают у глаголов первого и второго спряжения:

Знаете ответ?

Окончание глагола бывает безударным. Для того чтобы правильно определить окончание глагола, действуем по безошибочному алгоритму.

Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Это изменяемая часть речи в русском языке. Глагол имеет множество форм настоящего, будущего и прошедшего времени в изъявительном наклонении, например:

  • я пишу́;
  • дедушка пи́шет;
  • они пи́шут;
  • мальчик писа́л;
  • девочка будет писа́ть;
  • мы будем писа́ть.

Алгоритм определения окончания глагола

Особое затруднение в написании доставляют безударные окончания глаголов настоящего или будущего времени:

  • ты кле́ишь или кле́ешь?
  • вы рису́ете или рису́ите?
  • он поста́вит или поста́вет?

Чтобы правильно определить, какое безударное личное окончание имеет глагол, действуем по следующему алгоритму:

  1. обратимся к начальной форме глагола — неопределённой форме, или инфинитиву;
  2. смотрим, какая буква имеется перед окончанием -ть;
  3. определяем спряжение глагола;
  4. делаем выбор в написании личного окончания глагола первого или второго спряжения.

Алгоритм определения спряжения глагола

Примеры определения окончания глагола

Для исследования возьмем глаголы «строишь» и «затеет».

Ты стро́ишь дом?

Какое выбрать окончание, стро́ишь или стро́ешь? Оно ведь безударное, и поэтому неясно слышится гласный звук. Что писать, букву «е» или «и» в окончании?

Действуем в соответствии с указанным алгоритмом.

Образец рассуждения

  1. Глагол «строишь» имеет начальную форму «строить».
  2. В неопределенной форме глагола перед окончанием -ть пишется буква «и» (это суффикс).
  3. По конечному -ить определим второе спряжение глагола «строить».
  4. Значит, в окончании слова «строишь» напишем букву «и».

Дополнительный материал

О том, какие глаголы отнесем ко второму спряжению, поинтересуемся в статье «Какие окончания имеют глаголы первого и второго спряжения?»

Для наглядности изменим по лицам и числам глагол второго спряжения «строить»:

  • 1 лицо я стро́ю — мы стро́им
  • 2 лицо ты стро́ишь — вы стро́ите
  • 3 лицо он стро́ит — они стро́ят

Обратим внимание, что почти во всех формах настоящего времени глаголов второго спряжения пишется буква «и».

Рассмотрим следующий пример:

Сегодня на празднике клоун зате́ет веселую игру для малышей.

Узнаем, какое выбрать безударное окончание у слова, «зате́ет» или «зате́ит»?

Рассуждаем аналогично.

Обратимся к неопределённой форме глагола «зате́ять». Это слово заканчивается на -ять. У всех глаголов на -ять является безударным суффикс, обозначенный буквой «я», поэтому на эти слова следует обратить особое внимание.

Перечислим их:

блеять, веять, реять, лаять, затеять, сеять, чаять, таять, чуять, надеяться, отчаяться, маяться.

По конечному -ять (у других глаголов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отнесем это слово к глаголам первого спряжения.

Значит, в окончании слова «зате́ет» напишем букву «е». Убедимся в этом, изменив глагол «затеять» по лицам и числам в формах будущего времени:

  • 1 лицо   я зате́ю — мы зате́ем
  • 2 лицо  ты затеешь — вы затеете
  • 3 лицо  он зате́ет — они зате́ют.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 39

Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

Например:

  • ты смотришь или смотрешь
  • вы играете или играите
  • он уложит или уложет

Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:

1. Определить начальную форму глагола.

2. Определить суффикс перед окончанием -ть

3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.

4. Определение личного окончания глагола.

Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения «лечишь».

Лечишь — это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма — лечить

2. Глагол оканчивается на «-ить», где суффиксом является буква «и».

3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на «-ать (-ять)», «-еть», «-уть», «-оть».

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на «-ить».

Исключения:

  • глаголы «брить», «стелить»
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на «-ать»: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

Согласно правилу глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на «-ить».

4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у (-ю)», «-ешь», «-ет», «-ем», «-ете», «-ут (-ют)».

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у(-ю»), «-ишь», «-ит», «-им», «-ите», «-ат(-ят)».

Посколько глагол «лечишь» относится ко второму спряжению, которое мы определили по инфинитиву, то в личной форме у него должен оканчиваться на «-ишь».

Приведем еще один пример с глаголом «болеет».

В глаголе «болеет» вторая гласная «е» находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма — болеть

2. Перед окончанием «-ть» пишется суффикс «е».

3. Инфинитив «болеть» оканчивается на «-еть», поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол «болеет» будет оканчиваться на «-ет» (смотреть правило выше).

В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).

Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?

Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.

Например:

смочь — смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

Спряжение глагола

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, например

петь:

  • 1 лицо  я пою́ — мы поём
  • 2 лицо  ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо  девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спряжения.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет глагол

лете́ть

  • 1 лицо  я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо  ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спряжению.

Как определить спряжение глагола
Спряжение глагола правило
Образец рассуждения
Разноспрягаемые глаголы

Окончания глаголов 1-го спряжения

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”, “-оть”.

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)”, “-ешь”, “-ет”, “-ем”, “-ете”, “-ут (-ют)”.

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) -у/-ю -ем/-ём я пою, я еду мы поём, мы едем
2-е (ты, вы) -ешь/-ёшь -ете/-ёте ты поёшь, ты едешь вы поёте, вы едете
3-е (он, она, оно, они) -ет/-ёт -ут/-ют он поёт, он едет они поют, они едут

Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.

На примере глагола “болеет” определим спряжение.

В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма – болеть

2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е”.

3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть”, поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примерыкосить, хва­лить, кле­ить, мучитьИсключениегла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примерывидеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примерыслы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицоя ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицоты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицоон ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения

В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:

  • разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
  • глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).Заключение

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Глаголы-исключения II спряжения
Запоминаем! Глагол стелить используется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Алгоритм определения окончания глаголов

1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:

  1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.
  2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
  3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

  • II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
  •  I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в  начальной форме надо только через  -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Избыточные глаголы (имеют параллельные формы в зависимости от значения)

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Источники

  • https://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html
  • https://RusskiyPro.ru/bezudarnye-lichnye-okonchaniya-glagolov/
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45427-okonchanija-glagolov-1-i-2-sprjazhenija-tablica-s-primerami-i-iskljuchenijami.html
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tablica-spryazheniya-glagolov-s-isklucheniyami.html
  • https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )

Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний. 

                 I спряжение                  II спряжение
               ед.ч            мн.ч              ед.ч        мн.ч 
1-е л.  -у(-ю)           —ем(-ём)        -у(-ю)      —им
2-е л.  —ешь(-ёшь)  —ете(-ёте)     —ишь        —ите
3-е л.  —ет(-ёт)        -ут(-ют)        —ит          -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения глагола:

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.

2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу:
брить, стелить — I спр.,
смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр.
Орфограмму обозначаем так:
бре[ет] (брить — I, искл.)

 3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть в неопределенной форме:
/и — II спр., любые другие суффиксы — I спр.
Орфограмму обозначаем так:
бо́р[ет]ся (бороться — I спр.).

Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка. 

Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:

Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.

П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.


Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.

Игорь пиш _т (писать, …     ). Собака скреб_т ( …     ).
Аня беж_т ( …    ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, …    ) статью.
Ребята чита _т (читать, …    ). Текст прочита _т (прочитать, …    ) Инна.
Мы смотр _м (смотреть, …    ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, …    ) фильм.
Ты слыш _шь (слыш_ть, …    ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, …    ) радио?
Что вы реша _те (решать, …    )?


Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , … ) весна. Замира….шь (________________ , … ) от смутных предчувствий и  улыба….шься (________________ , … ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , …) теперь и природа. Земля холодна, грязь  хлюпа….т (________________  , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , … ) ярко и своими лучами купа….тся ( , … ) в лужах вместе с воробьями. Речка  надува….тся (________________  , …) и темне….т (________________ , … ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , … ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш…т ( ________________  , … ).


Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

   Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , …) от домашней свиньи: облада….т (________________ , …) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , …) в широколиственных и смешанных лесах.
   Он брод….т (________________  , …) по лесам и похрюкива….т (________________ , …) . Дубовые жёлуди подбира….т ( ________________ , …) . Своим длинным рылом землю ро….т ( ________________  , …). Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т (________________ , …). Это он пищу ищ….т ( ________________  , …).
   Очень редко кабан напада….т ( ________________ , …) на мелких и крупных животных, больных или раненых.


Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.),
он зябн_т (________________ спр.), вы обижа_т_ (________________спр.),
он мороз_т (________________ спр.), вы беж_те (________________спр.), 
они слыш_т (________________спр.), она купа_тся (________________спр.),
мечта_ш_ (________________спр.), дежур_ш_ (________________спр.),
оно свет_т (________________спр.), он гон_т (________________спр.),
они крич_т (________________спр.), они хохоч_т (________________спр.), 
они уч_т (________________спр.), мы люб_м (________________спр.).


Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.),
он смотр_т (________________спр.), вы броса_т_ (________________ спр.),
он глад_т (________________спр.), они бормоч_т ( ________________спр.),
они терп_т (________________спр.), она улыба_тся ( ________________спр.),
куша_ш_ (________________ спр.), вздыха_ш_ ( ________________спр.),
оно гре_т (________________ спр.), он стон_т ( ________________спр.),
он обид_т ( ________________спр.), он верт_т (________________ спр.),
она бле_т ( ________________спр.), они ненавид_т (________________ спр.),
они леч_т ( ________________   спр.), мы вер_м ( ________________спр.).

Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.),
он слыш_т (________________ спр.), он ро_т ( ________________спр.),
вы руб_т_ (________________ спр.), он вид_т ( ________________спр.),
он кол_т (________________ спр.), они дремл_т ( ________________спр._),
они стел_т ( ________________спр.), она гоня_тся ( ________________спр.),
он верт_т ( ________________спр.), он завис_т (________________ спр.),
гон_ш_ ( ________________спр.), пряч_ш_ ( ________________спр.),
оно се_т ( ________________спр.), он держ_т ( ________________спр.),
они суш_т ( ________________спр.), мы гас_м ( ________________спр.).


От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

                        Спр.                     ед. ч.                      мн. ч.
Работать — ____________________________________________________,
стелить — _____________________________________________________,
зреть — ________________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________________,
таять — ________________________________________________________,
вертеть — _______________________________________________________,
кричать —  _______________________________________________________,
дышать — _______________________________________________________,
решать — ______________________________________________________,
терпеть — _______________________________________________________,
ненавидеть — ____________________________________________________,
копить — _______________________________________________________,
смотреть — ____________________________________________________.


Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

Карточка №1

Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч…т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.


Карточка №2

Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.


Карточка №3

Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.


Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.

На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.


Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Из пословицы слов не выкин…шь.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Слезами горю не помож…шь.
Одной рукой и узла не завяж…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
На час опозда…шь – годом не наверста…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.


Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь.
Как налад…шь, так и поед…шь.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не ворот…шься.
Не попробу…шь горького, не узна…шь сладкого.
Днём раньше посе…шь, неделькой позже пожнёш….
Дальше полож…шь, ближе возьмёш… .
Глубже вспаш…шь – буд…шь с хлебом зимой.


Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.

Замяука…т       Нервнича…т
Угоща…т           Беле…т
Запуга…т          Зала…т
Искупа…т          Провожа…т
Вис…т                Порт…шь
Окружа…т         Развлека…т
Запута…т          Зиму…т 
Желте…т           Дикту…т
Марину…т         Голода…т
Залива…т          Добре…т
Строга…т           Рыщ…те
Барабан…м       Надкус…м
Выброс…м         Верт…м
Готов…м             Молч…т
Глад…шь            Услыш…шь
Леч…шь              Свет…шь
Молв…шь           Скос…шь
Рыбач…те           Причал…те
Выполн…те        Застав…те
Люб…те              Загон…те
Приземл…тесь    Обнаруж…те


Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму.Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.

Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.


Определите спряжение глаголов

Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.

Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).

Онлайн тест для самопроверки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти панель ссылок
  • Машина продана по доверенности как найти
  • Как найти страховой взнос в страховании
  • Unable to locate the labview runtime engine как исправить
  • Как составить смету на техническое обслуживание пожарной сигнализации