Как найти окончание глагола прошедшего времени

Глагол  – это самостоятельная часть речи, означающая определенный процесс, состояние, событие т.е. действие. Имеет начальную/неопределенную форму, которая называется инфинитивом.

Время – это переменная непостоянная категория, которая означает, когда было выполнено действие по отношению к моменту разговора о конкретной деятельности. В русском языке различают: прошедшее (действие уже состоялось), настоящее (действие происходит здесь и сейчас) и будущее (действие планирует начаться).

Мы используем глаголы в прошедшем времени, когда говорим о каких-то действиях, которые уже имели место или выполнялись ранее. Существуют две формы таких глаголов: совершенные и несовершенные.

  • Совершенные глаголы сообщают нам, что определенное событие уже окончено (совершено).
  • Несовершенные сообщают, что данное событие было начато, но не было завершено (было, но сейчас в процессе).

Окончания глаголов прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени совсем несложно, нужно знать правила: окончание неопределенной формы следует заменить суффиксом – л, для создания слова мужского рода (Что делал?):

  • Кушать – кушал
  • Убирать – убирал
  • Сушить – сушил

После суффикса -л для создания глагола прошедшего времени женского рода, присоединяется окончание –а (Что делала?):

  • Гладить – гладила
  • Пить – пила
  • Желать – желала

Глаголы прошедшего времени

Для среднего рода после суффикса -л присоединяется окончание –о (Что делало?):

  • Сидеть – сидело
  • Кипеть – кипело
  • Бродить – бродило

Для создания слова во множественном числе после суффикса -л присоединяется –и (Что делали?):

  • Писать – писали
  • Читать – читали
  • Свистеть – свистели

Такое же правило с возвратными глаголами в прошедшем времени, где из окончания -ться мы берем частицу -ть и заменяем ее буквой -л, сразу после нее мы должны добавить общее окончание и добавить отсутствующую частицу обратной связи -ся (для мужского р.), -сь (для других женского, среднего р.):

  • Мыться – мылся, мылась, мылось
  • Бриться – брился, брилась, брилось
  • Греться – грелся, грелась, грелось

Есть также группа глаголов прошедшего времени, которые в мужском роде не имеют суффикса –л.

Примеры: нес, вёз, пёк, мёрз, намок.

Глаголы прошедшего времени

Род и число глаголов прошедшего времени

Общепринятое правило, что все глаголы в русском языке склоняются по числам и родам. Но, стоит отметить, только в единственном числе. Каждый имеет различное окончание:

Глаголы прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени несложно: мы вычитаем окончание из неопределенной формы,  заменяем его новым окончанием.

Запомните: нельзя определить лицо: я ходила, ты ходил, она ходила.

Например, берем слово хвалить:

  • Мужской р.: хвалил.
  • Женский р.: хвалила
  • Средний р.: хвалило.

Будьте внимательны: перед суффиксом «л» ставится та же самая гласная буква, что и в неопределённой форме:

  • Лелеять – лелеял, лелеяла, лелеяло.
  • Знать – знал, знала, знало.

Для первого лица единственного числа мы выбираем форму прошедшего времени, соответствующую полу говорящего. Поэтому женщина скажет – я была, стояла, а мужчина – я был, стоял.

Во множественном числе нет различия между мужским, женским родом. Поэтому, когда мы говорим о группе, независимо от того, состоит она из людей  одного или разных полов, мы всегда говорим – они были. Для сравнения:

  • Оля с Леной были в торговом центре.
  • Мария с Олегом гуляли по парку.
  • Виктория и Михаил пришли домой поздно.

Как выявить прошедшее время глагола

Определить форму прошедшего времени глагола очень просто: формы времени глаголов создаются с использованием новых суффиксов. В таблице, которую мы составили для Вас, легко можно понять и запомнить, как определить рассматриваемое время.

Глаголы прошедшего времени

Стоит запомнить: слова, оканчивающиеся на -сти, -зти или -чь в единственном числе мужского р., не имеют суффикса –л:

  • Лечь – лег.
  • Нести – нёс.
  • Везти – вёз.

В таблице ниже представлены примеры что бы легче было определить форму прошедшего времени глагола по окончанию:

Глаголы прошедшего времени

Русский язык.

Михалёва Елена Владимировна, учитель начальных классовМБОУЦО№29

г. Тулы

Конспект урока

по учебнику «Русский язык. 4 класс» автор Т.Г.Рамзаева

Тема
урока: «Окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант».

Место урока в теме: 18-й урок в разделе «Глагол»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

На основе наблюдения
и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении
глаголов прошедшего времени по родам.

Задачи урока:

Образовательная:
Совершенствовать
умение правописания глаголов прошедшего времени.

Развивающая: Развивать внимание, память,
монологическую речь, воображение.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность,
терпимость, взаимоуважение

Оборудование к уроку: учебник «Русский
язык» 3 класс, ч.2, Т.Г. Рамзаева,

Карточки для работы в парах и у доски,
карточки-задания для домашней работы, «сигналы светофора» у детей, прзентация.

Ход урока.

  1. Организационный
    момент.

(Проверка
готовности к уроку)

Прозвенел
звонок.

Начинаем
мы урок.

На вас
надеюсь я, друзья!

Мы
хороший дружный класс,

Всё
получится у нас.

(Запись
числа, слов Классная работа).

2. Проверка домашнего задания и
актуализация знаний.

-Проверим
ваше домашнее задание.

-Какие
глаголы подчеркнули? (Раскинулась, повеяла).

— На
какой вопрос отвечают? (Что сделала?).

-В каком
времени стоят глаголы? ( В прошедшем.)

-Что
обозначают глаголы в прошедшем времени? (Действие до момента разговора, уже
совершённое).

— Что общего в их написании? (суффикс л).

3. Чистописание.

Запишем
букву  л  и её соединения с другими буквами:

лл
кл ла сл ол

Вода с
гор потекла – весну принесла.

-Прочитайте
поговорку. Почему так говорят?

-Спишите,
выделите орфограммы. (Один ученик у доски).

4. Сообщение
темы урока
.

— Найдите
глаголы. (Потекла, принесла).


Определите время.

-Предположите, о чём
сегодня на уроке мы будем говорить?

(О глаголах
прошедшего времени)

-И узнаем как
изменяются эти глаголы. (Слайд 1)

5. Новый материал.

На доске запись (работа в парах
на карточках, один у доски).
Приложение 1, 2

Лампочка………………… комнату.    
                     
    осветило

Фонарь……………………. площадку.  
                     
  осветила

Солнце …………………… лес.  
                     
                осветил

Учитель обращает внимание на глаголы,
записанные на доске справа.

Определите время
и число глаголов.

(Дети определяют время глаголов
(прошедшее), число (ед.число), выделяют глагольный суффикс –л-, окончания
глаголов).

-Что общего?

(Прош. вр., ед. ч., —л-)

-Чем отличаются?

(Ответы детей)

Далее учитель обращает внимание детей на
левую часть доски, где записаны предложения с пропущенными словами.

— Найдите подлежащее в каждом
предложении, укажите число, род, выделите окончание.

(Все вместе определяют подлежащее
в каждом предложении и его характеристики (число, род, окончание имен
существительных)).

Далее учитель ставит перед учениками задачу:

Как определить,
какой глагол необходим в каждом предложении?

(Дети говорят, что для этого
будут пользоваться помощью имен существительных и вопросов, которые зададут от
них к глаголам).

Учащиеся записывают в свои тетради
предложения и выделяют все показатели, что и на доске.

— А какой вывод можно
сделать из проделанной работы об изменении глаголов прошедшего времени
?

— (Глаголы в прошедшем времени
ед.числа изменяются по родам: бывают в мужском, женском, среднем роде).

— От чего зависит род глагола? (От
рода сущ.)

— От чего зависит написание окончаний
глаголов в прошедшем времени? (От рода сущ.)

— Есть ли разница на слух
в окончаниях женского и среднего рода?

(Нет, слышится [а]).

— А на письме?

(Да, есть разница. В
окончаниях глаголов прошедшего времени среднего рода слышится [а], а пишется
буква о).

— Какие окончания у
глаголов прошедшего времени женского рода, среднего рода?

(У глаголов прошедшего
времени женского рода окончание -а, среднего рода окончание –о)?

-Сделайте
вывод о правописании окончаний глаголов прошедшего времени ср. р.

 (Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются
орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/).

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали

(Поморгать
глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть
(влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть
вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза
ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по
дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть
вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить
глаза, открыть и поморгать ими.)

6. Работа
с правилом по учебнику.

-Где мы
можем проверить, правильные ли выводы мы сделали? (В учебнике, прочитав
правило).


О чем говорится в правиле? (1. Глаголы в прошедшем времени изменяются по
родам. 2. Какие имеют окончания. 3. От чего зависит род глагола в прошедшем
времени.
)

-Чему же
необходимо научиться сегодня на уроке?

(Правильно
писать окончания глаголов прошедшего времени) (Слайд 2)

7. Закрепление изученного материала

7.1 Упр. 581.
+ таблица – опора – схема правила

(Таблица-
опора разбирается детьми) Приложение 3. (Слайд 3) (По цепочке с
объяснением 1 часть, 2 часть – самостоятельно, 1 чел. за крыльями доски).
Самопроверка.

Упр.581.
Какие окончания нужно написать вместо
точек? Объясни почему
.

     Под
окном дома выросл.. вишня.4 Никто не знал, как она сюда попал…
Осенью мы пересадил..3 вишенку.

    
Пришл.. весна. Пригрел.. солнце. Зазеленел.. трава. И наше деревце тоже
зазеленел…

     Спиши текст, вставляя пропущенные окончания.
Проверь.

      Сравни по смыслу
выделенные слова в предложениях:
Выросла высокая вишня. Поспела вишня.

Разборы. (4 – с комментированием, 3 — вывод).

Выросла
высокая вишня, то есть высокое дерево. Поспела вишня, то есть
поспели ягоды.

7.2 Словарный диктант – игра «Не подведи свой ряд».

1-й
ряд ( у окна) записывает словосочетания с глаголами женского рода, 2-й
среднего, 3-й (у стены) –. мужского. Выделить
орфограммы, окончания глаголов. ( За доской от каждого ряда ученик. Взаимопроверка
по эталону) (Слайд 4):

Мороз ослабел, дорога потемнела, животное вылезло, берёза
зазеленела, ветер налетел, растение ожило, ворона закричала, яблоко упало,
трактор вспахал, чувство окрепло, яблоня зацвела, заяц полинял.

Ж.р.

Ср.р.

М.р.

доро′га потемне′ла

живо′тное вы′лезло

моро′з ослабе′л

берёза зазелене′ла

расте′ние о′жило

ве′тер налете′л

воро′на закричала

я′блоко упало

тра′ктор вспаха′л

я′блоня зацвела′

чу′вство окре′пло

за′яц полиня′л

8. Итог урока.

— Что нового узнали?

-Какие глаголы изменяются по
родам?

(Глаголы прошедшего времени)

-Как можно узнать глаголы
прошедшего времени, не задавая к ним вопросов?

( По суффиксу –л )

-Какие окончания имеют глаголы
м.р, ж.р, ср.р?

(М.р. — , ж. р. – окончание а,
ср.р окончание о)

-Безударные окончания глаголов
какого рода являются орфограммой?

(Безударные
окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при
произношении слышим /а/, но пишем /о/).

-От чего зависит в каком роде
стоит глагол?

(От рода
существительного с которым глагол связан по смыслу)

-Продолжите фразу…

Знания на уроке мне помогли…

Оцените, как вы усвоили
новый материал с помощью светофора: (Слайд 5)

“Красный лист” — 
Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.

“Жёлтый лист” — 
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.

“Зелёный лист” — 
А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.

9.Дом. задание: с. 95 правило, карточки с дифференцированным
заданием (Приложение 4),(разбор выполнения).

(Слайд 6)

— Задание № 1 выбирают те, кто чувствует, что
ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать. (красный)

Задание № 2 выбирают те, кто хорошо разобрался
в новой теме. (жёлтый)

Задание № 3 выбирают те, кто хорошо сегодня
разобрался и хочет попробовать решить более сложное задание. (зелёный)

лес.

Приложение 4

Задание
1
выбирают те, кто чувствует, что ещё не совсем
понял тему, но хочет попробовать (красный).

Спишите предложения,
вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа
определите род, выделите окончания. 
Зима в весну
перешл.. постепенно. Ослабел.. морозы. Посветлел.. небо. Потемнел на дорогах
снег.

Задание
2

«Оживи страницу»
выбирают
те, кто хорошо разобрался в новой теме (жёлтый)

Прочитайте текст,
вставьте в каждое предложение глаголы.

ночь

маленькая
деревушка

огни

ветер

дождь

бесконечное поле

Слова для
справок
: зашумел,
уснула, наступила, пошёл,

погасли,
почернело.

Определи число и
род глаголов, выдели окончания.

_____________________________________________________________________________

Задание
3
выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и
хочет попробовать выполнить более сложное задание. (зелёный кружок)

По опорным
словам составь и запиши предложения на тему
ВЕСНА.

   ПРИГРЕЛО, НАЧАЛ
ТАЯТЬ, ПОБЕЖАЛ, ВЫПОЛЗЛИ, ПРИШЛА.

Определи число и
род глаголов прошедшего времени, выдели окончания.

Времена глаголов

  • Прошедшее время
  • Окончания глаголов прошедшего времени
  • Род и число глаголов прошедшего времени
  • Настоящее время
  • Будущее время

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может указывать на время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • прошедшее время,
  • настоящее время,
  • будущее время.

Время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее:  спал,  гулял.

Настоящее:  спит,  гуляет.

Будущее:  будет спать,  будет гулять.

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее:  заснул,  погулял.

Будущее:  заснёт,  погуляет.

Глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Прошедшее время

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы  что делал?  что делали?  или  что сделал?  что сделали?  Например:

Вчера весь день (что делал?) читал.

Дети летом (что делали?) загорали.

Телефон вчера (что сделал?) выключился.

Птицы осенью (что сделали?) улетели.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие происходило в прошлом, без указания, было ли оно доведено до конца. Глаголы совершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие было доведено до конца или совершилось один раз. Сравните:

дети (что делали?) загорали,

дети (что сделали?) загорели.

В глаголах прошедшего времени после шипящих под ударением произносится звук  о, а пишется буква  ё, например:

шёл,  пришёл,  сжёг,  поджёг.

Слово  бывало  совместно с глаголами, стоящими в разных временах, позволяет обозначать действия, которые происходили в далёком прошлом и неоднократно повторялись, например:

Раньше бывало и печку топили.

Зимой бывало придёт медведь к избе и угощение просит.

Пойдёшь бывало к озеру, а тут и дождь начинается.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается  -ть  и прибавляется суффикс  -л  — так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стирать – стирал.

Для образования глагола женского рода после суффикса  -л-  добавляется окончание  -а:

стирал – стирала.

Для образования глагола среднего рода после суффикса  -л-  добавляется окончание  -о:

стирал – стирало.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса  -л-  добавляется окончание  -и:

стирал – стирали.

Инфинитив Род Множ. число
мужской женский средний
—  -ть
светить
+  
светил
+  -ла
светила
+  -ло
светило
+  -ли
светили

Обратите внимание, что перед суффиксом  -л  пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом  -ть, например:

гулять – гулял,

мешать – мешал,

дарить – дарил.

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса  -л  не бывает, например:

спас,  запер,  нёс,  тряс.

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное число Множественное число
Мужской род читал читали
Женский род читала
Средний род читало

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал  ).
  • Женский род: что делала? – окончание  -а  (спала).
  • Средний род: что делало? – окончание  -о  (спало).

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание  -а, например:

спа́л – спала́,

гна́ло – гнала́,

рва́ли – рвала́.

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял,  ты гулял,  он гулял;

мы гуляли,  вы гуляли,  они гуляли.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы  что делает?  что делают?  Например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам:

Единственное число
Вопросы Лицо Примеры
что делаю? 1 лицо я ловлю,
я дышу
что делаешь? 2 лицо ты ловишь,
ты дышишь
что делает? 3 лицо он ловит,
она дышит,
оно сияет
Множественное число
Вопросы Лицо Примеры
что делаем? 1 лицо мы ловим,
мы дышим
что делаете? 2 лицо вы ловите,
вы дышите
что делают? 3 лицо они ловят,
они дышат

Будущее время

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы  что будет делать?  что будут делать?  или  что сделает?  что сделают?  Например:

Завтра он (что будет делать?) будет читать.

Дети летом (что будут делать?) будут загорать.

Программа (что сделает?) обновится.

Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

1) Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например:

Я нарисую портрет.

Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

Глаголы в форме будущего простого времени изменяются по лицам и числам:

Единственное число
Вопросы Лицо Примеры
что сделаю? 1 лицо я построю,
я посмотрю
что сделаешь? 2 лицо ты построишь,
ты посмотришь
что сделает? 3 лицо он построит,
она посмотрит,
оно засияет
Множественное число
Вопросы Лицо Примеры
что сделаем? 1 лицо мы построим,
мы посмотрим
что сделаете? 2 лицо вы построите,
вы посмотрите
что сделают? 3 лицо они построят,
они посмотрят

2) Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола  быть,  стоящего в будущем простом времени, и инфинитива. Например:

Я буду рисовать портрет.

Будущее сложное время обозначает, что данное действие будет происходить или будет повторяться.

У глаголов в форме будущего сложного времени по лицам и числам изменяется только глагол  быть:

Единственное число
Вопросы Лицо Примеры
что буду делать? 1 лицо я буду работать,
я буду смеяться
что будешь делать? 2 лицо ты будешь работать,
ты будешь смеяться
что будет делать? 3 лицо он будет работать,
она будет смеяться,
оно будет сиять
Множественное число
Вопросы Лицо Примеры
что будем делать? 1 лицо мы будем работать,
мы будем смеяться
что будете делать? 2 лицо вы будете работать,
вы будете смеяться
что будут делать? 3 лицо они будут работать,
они будут смеяться

Есть ли правила которые помогают определить окончание глагола, если есть то какие.

Правила в целом одинаковы как для глагола, так и для остальных частей речи. Окончание — это изменяемая часть слова и у глаголов отвечает за лицо (в прошедшем времени род), и число. Для определения окончания достаточно проспрягать глагол по лицам или, в случае прошедшего времени, изменить по родам и числам. Изменяемая часть слова в этом случае и будет окончанием. Рассмотрим на примере глаголов делать и сделать

Настоящее время

1-е л. Я дела-ю; мы дела-ем

2-е л. Ты дела-ешь; вы дела-ете

3-е л. Он/она/оно дела-ет; они дела-ют

Будущее время

1-е л. Я буд-у делать, сдела-ю; мы буд-ем делать, сдела-ем.

2-е л. Ты буд-ешь делать, сдела-ешь; вы буд-ете делать, сдела-ете.

3-е л. Он/она/оно буд-ет делать, сдела-ет;

Прошедшее время

Единственное число:

мужской род: делал-(), сделал-() (окончание нулевое);

женский род: делал-а, сделал-а;

средний род: делал-о, сделал-о;

множественное число: делал-и, сделал-и.

Также среди филологов ведутся споры по поводу формообразующих суффиксов «-л» и «-ть». По одной точке зрения их причисляют к окончаниям, а по другой он являются формообразующими суффиксами, не входящими в основу слова.

Если речь идет о правописании окончаний при спряжении глаголов, то здесь дела обстоят следующим образом.

I-е спряжение

ед. ч. мн. ч.

1-е л. -у, -ю; -ем;

2-е л. -ешь (-ёшь); -ете (-ёте);

3-е л. -ет (-ёт); -ут, -ют;

II-е спряжение

ед. ч. мн. ч.

1-е л. -у, -ю; -им;

2-е л. -ишь; -ите;

3-е л. -ит; -ат, -ят.

Когда окончание под ударением, спряжение определяется легко. При безударных окончаниях спряжение определяется в большинстве случаев постановкой глагола в неопределенную форму. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, следовательно, их личные окончания будут писаться как у глаголов II-го спряжения с окончаниями под ударением. К глаголам первого спряжения будут относиться все остальные глаголы. Однако у этого правила есть ряд исключений:

*. глаголы гнать, держать, дышать,слышать и глаголы терпеть, вертеть, смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть относятся ко II-му спряжению;

*. глаголы брить и стелить относятся к первому спряжению

*. есть ряд разноспрягаемых глаголов:

бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);

хотеть, глагол, который имеет формы ед. числа (хочу — хочешь — хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим — хотите — хотят) по II спряжению;

чтить — изменяется по II спряжению (чту — чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;

*. Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать.

*. Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь — еси — есть — есме — есте — суть) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду — будешь — будет — будем — будете — бу­дут.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Правописание окончаний глаголов мы должны определять в зависимости от того к какому спряжению мы можем отнести тот или иной глагол, в зависимости от того какое наклонение, в зависимости от того в форме какого лица стоит глагол. Так вот окончания с буквой «е» будут характерны для глаголов первого спряжения, а вот с буквой «и» для глаголов второго спряжения (здесь ещё не стоит забывать о нескольких исключениях, которые указаны в таблице ниже).

Также в повелительном наклонении окончание будет либо нулевым, либо же «те».

Если говорим о «тся» или «тЬся», то если вопрос задаваемый к глаголу имеет мягкий знак, то и в окончании самого глагола будет этот самый мягкий знак и наоборот, если в вопросе, задаваемом к глаголу мягкого знака нет, то и при написании самого глагола мягкий знак не нужен.

В окончании второго лица единственного числа глаголов на дописать -шь: учишь, учишься.

В личных окончаниях глаголов I спряжения надо писать: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); в глаголох II спряжения надо писать: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Когда окончания находятся под ударением, то ошибиться трудно.

Если пишем глаголы с неударяемыми личными окончаниями, то из числа этих глаголов имеют окончания II спряжения:

глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на -ить и 11 следующих глаголов:

видеть,

зависеть,

гнать,

ненавидеть,

вертеть,

смотреть,

держать,

терпеть

обидеть,

слышать,

дышать,

и производные от них.

Другие глаголы имеют окончания I спряжения.

Но есть и исключение. Глагол брить это, как известно, глагол I спряжения, хотя и оканчивается этот глагол на -ить.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Чтобы определить безударное окончание глагола, вначале обратимся к его начальной форме — инфинитиву, или неопределенной форме глагола. По её конечным буквам (гул-ять, пол-ить), определяем спряжение глагола, первое или второе.

Глаголы второго спряжения заканчиваются на -ить, кроме слов «брить» и «стелить». Сюда же отнесем семь глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть).

Например, глагол второго спряжения «обеспечить» имеет следующие личные окончания:

обеспеч-у — мы обеспеч-им

ты обеспеч-ишь — вы обеспеч-ите

он обеспе-ит — они обеспеч-ат.

Все остальные глаголы отнесем к первому спряжению. На примере глагола «стелить» рассмотрим их личные окончания:

я стел-ю — мы стел-ем

ты стел-ешь — вы стел-ете

он стел-ет — они стел-ют.

Azama­tik
[55.3K]

6 лет назад 

Окончание — это изменяемая часть слова (существительного, прилагательного, глагола и тд).

В одних источниках у глаголов неопределенной формы (инфинитивов) -ть- выделяется как окончание, в других его выделяют как суффикс.

Окончание у глагола появляется при его спряжении по лицам, изменении по числам и времени. В русском языке два спряжения (I — ое и II — ое).

Окончаниями глаголов первого спряжения являются следующие: -у-/-ю-//-ешь-//-ет-//-ем-//-ете-//-ут-/-ют-.

Примеры глаголов первого спряжения и будем выделять окончания: играЮ, играЕТ, играЮТ, кушаЕМ, поЕТ, идУТ, летаЕШЬ и тд.

Примеры глаголов 2 — ого спряжения и их окончания: спЯТ, спИТ, спИТЕ, курИТ, летЯТ и тд.

Помощ­ни к
[57K]

6 лет назад 

Самое простое правило — это определять окончание по спряжению глагола (1 или 2). С этим правилом вы сможете определять сомнительные буквы в окончании: И, Е, Я, Ю.

Первое спряжение — это 11 исключений:

и все остальные глаголы, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ИТЬ (медлить, тормозить).

В таких глаголах в других формах окончания будут с И, Ю или А и вот как они будут выглядеть:

Все остальные случаи (если неопределенная форма заканчивается на -ЕТЬ или -ЮТЬ) — это второе спряжение, и вот какие бывают окончания у таких глаголов:

Если запомните указанные исключения, проблем с этой темой у вас не будет!

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Чтобы быть более уверенным, можно разобрать все слово целиком по составу.

А вообще, окончания у этой части речи весьма типичны для определенных форм, их сложно спутать. Вот они:

Еще вариант — проспрягать глагол, т.е. изменить его лицо и число. Изменяемая часть и будет являться окончанием.

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

Есть глаголы 1 и 2 спряжения, есть разноспрягаемые: хотеть, бежать, парадигма склонения их тут.

Для определения окончания глагола нужно поставить его в неопределенную форму (инфинитив): что делать? что сделать? Если глагол оканчивается на -ИТЬ, кроме брить и стелить, то глагол 2 спряжения, если на -АТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, то первого спряжения, исключением являются глаголы 2 спряжения

слышать, дышать, гнать держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Так выглядят окончания глаголов 1 и 2 спряжения:

Stasy­12
[41.5K]

7 лет назад 

Глагол является главным членом предложения, слова — глаголы могут изменять окончания. Как будет изменяться окончание глагола зависит от спряжения, их всего 2 спряжения (1 и 2). Определяя окончания глагола вспоминайте это правило и окончания нужно знать наизусть.

Окончания первого спряжения глагола: у, ю, ем, ет, ешь, ут, ют, ете. запомнить нужно 11 слов исключений.

Окончания второго спряжения

у, ю, ит, ишь, им, ат, ят, ите. Об этом подробная информация есть здесь

Тори Торич­ка
[59.4K]

6 лет назад 

Определите окончание глаголов очень просто.

Окончание (флексия) — это изменяемая часть речи. Для того чтобы выделить окончание у глагола, вам необходимо изменить глагол, поставить его в разные формы.

Пример: взять — возьму, возьмешь, возьмите и др.

Что касается -Ть у глаголов, то во многих учебниках и школьной программе считается, что это суффикс.

Елена Д
[360K]

7 лет назад 

Глагольные окончания в русском языке зависят от спряжения, которое, как известно, бывает двух видов — первое и второе, а также окончания изменяются в зависимости от форм лица и числа глагола.

Существуют и глаголы-исключения, которые можно увидеть в таблице ниже — правила их спряжения необходимо запомнить.

Марле­на
[16.2K]

6 лет назад 

Определить окончание глагола не так уж легко. Оно зависит от таких факторов как спряжение, лицо, и также числа. Обычно окончание идет сразу после суффикса. Вот какие окончания бывают у глаголов первого и второго спряжения:

Знаете ответ?

Глагол  – это самостоятельная часть речи, означающая определенный процесс, состояние, событие т.е. действие. Имеет начальную/неопределенную форму, которая называется инфинитивом.

Время – это переменная непостоянная категория, которая означает, когда было выполнено действие по отношению к моменту разговора о конкретной деятельности. В русском языке различают: прошедшее (действие уже состоялось), настоящее (действие происходит здесь и сейчас) и будущее (действие планирует начаться).

Мы используем глаголы в прошедшем времени, когда говорим о каких-то действиях, которые уже имели место или выполнялись ранее. Существуют две формы таких глаголов: совершенные и несовершенные.

  • Совершенные глаголы сообщают нам, что определенное событие уже окончено (совершено).
  • Несовершенные сообщают, что данное событие было начато, но не было завершено (было, но сейчас в процессе).

Окончания глаголов прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени совсем несложно, нужно знать правила: окончание неопределенной формы следует заменить суффиксом – л, для создания слова мужского рода (Что делал?):

  • Кушать – кушал
  • Убирать – убирал
  • Сушить – сушил

После суффикса -л для создания глагола прошедшего времени женского рода, присоединяется окончание –а (Что делала?):

  • Гладить – гладила
  • Пить – пила
  • Желать – желала

Глаголы прошедшего времени

Для среднего рода после суффикса -л присоединяется окончание –о (Что делало?):

  • Сидеть – сидело
  • Кипеть – кипело
  • Бродить – бродило

Для создания слова во множественном числе после суффикса -л присоединяется –и (Что делали?):

  • Писать – писали
  • Читать – читали
  • Свистеть – свистели

Такое же правило с возвратными глаголами в прошедшем времени, где из окончания -ться мы берем частицу -ть и заменяем ее буквой -л, сразу после нее мы должны добавить общее окончание и добавить отсутствующую частицу обратной связи -ся (для мужского р.), -сь (для других женского, среднего р.):

  • Мыться – мылся, мылась, мылось
  • Бриться – брился, брилась, брилось
  • Греться – грелся, грелась, грелось

Есть также группа глаголов прошедшего времени, которые в мужском роде не имеют суффикса –л.

Примеры: нес, вёз, пёк, мёрз, намок.

Глаголы прошедшего времени

Род и число глаголов прошедшего времени

Общепринятое правило, что все глаголы в русском языке склоняются по числам и родам. Но, стоит отметить, только в единственном числе. Каждый имеет различное окончание:

Глаголы прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени несложно: мы вычитаем окончание из неопределенной формы,  заменяем его новым окончанием.

Запомните: нельзя определить лицо: я ходила, ты ходил, она ходила.

Например, берем слово хвалить:

  • Мужской р.: хвалил.
  • Женский р.: хвалила
  • Средний р.: хвалило.

Будьте внимательны: перед суффиксом «л» ставится та же самая гласная буква, что и в неопределённой форме:

  • Лелеять – лелеял, лелеяла, лелеяло.
  • Знать – знал, знала, знало.

Для первого лица единственного числа мы выбираем форму прошедшего времени, соответствующую полу говорящего. Поэтому женщина скажет – я была, стояла, а мужчина – я был, стоял.

Во множественном числе нет различия между мужским, женским родом. Поэтому, когда мы говорим о группе, независимо от того, состоит она из людей  одного или разных полов, мы всегда говорим – они были. Для сравнения:

  • Оля с Леной были в торговом центре.
  • Мария с Олегом гуляли по парку.
  • Виктория и Михаил пришли домой поздно.

Как выявить прошедшее время глагола

Определить форму прошедшего времени глагола очень просто: формы времени глаголов создаются с использованием новых суффиксов. В таблице, которую мы составили для Вас, легко можно понять и запомнить, как определить рассматриваемое время.

Глаголы прошедшего времени

Стоит запомнить: слова, оканчивающиеся на -сти, -зти или -чь в единственном числе мужского р., не имеют суффикса –л:

  • Лечь – лег.
  • Нести – нёс.
  • Везти – вёз.

В таблице ниже представлены примеры что бы легче было определить форму прошедшего времени глагола по окончанию:

Глаголы прошедшего времени

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить претензию чтобы вернуть некачественный товаров
  • Нет подключения к сети как исправить неполадку
  • Как перенести слово будет найти
  • Как найти программу яндекс такси
  • Как найти владельца автобуса