Как найти окончание по вопросу

Как определить окончание по вопросу

Окончание — важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи.

Как определить окончание по вопросу

Инструкция

Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.

Если вы хотите определить, какое окончание имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Например: «Доброго человека трудно не заметить» — задайте вопрос: «человека (какого?) доброго». Правильное окончание «ого».

То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Например: «С уходящей платформы» — «платформы (какой?) уходящей».

Окончания бывают мягкими и твердыми. Поэтому иногда вопрос и проверяемое слово могут немного не совпадать в окончаниях. В таких случаях, смотрите по смыслу. Часто взаимозаменяемы, например, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

Запомните, что в именительном и винительном падежах причастия и прилагательные в единственном числе мужского рода имеют окончание «ый/ий».

В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что образованы от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».

Также правильно заданный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и «что делать?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете начальную форму слова, по которой и нужно определять, как правильно писать окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет

Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как определить окончание по вопросу?
После школьн___ концерта.

К стар____ др...

    1 слайд

    Как определить окончание по вопросу?

    После школьн___ концерта.

    К стар____ другу.

    Рисовать больш____ дерево.

    С красив____ парнем.
    После какого концерта?
    ого
    К какому другу?
    ому
    родительный
    дательный
    винительный
    какое дерево?
    ое
    творительный
    С каким парнем?
    ым

  • Переделайте словосочетания на подобные, но с прилагательным.Магазин книг
Отде...

    2 слайд

    Переделайте словосочетания на подобные, но с прилагательным.
    Магазин книг
    Отдел обуви
    Квас из хлеба
    Шкатулка из малахита
    Тулуп из овчины
    бульон из курицы
    Куртка из кожи
    Дом-игрушка
    Книжный магазин
    Обувной отдел
    Хлебный квас
    Малахитовая шкатулка
    Овчинный тулуп
    Куриный бульон
    Кожаная куртка
    Игрушечный дом

  • По вопросу определите окончание прилагательногоЕхать в позолоченн___  карет__...

    3 слайд

    По вопросу определите окончание прилагательного
    Ехать в позолоченн___ карет___.
    Из техническ___ школ___.
    По заасфальтированн___ дорог__.
    Поздравлять старш___ сестр___.
    Перед старинн___ крепост__.
    Купаться в огромн___ бассейн__.
    Без вкусн___ обед___
    К розов__ плать__
    Увидеть верн__ друг__
    заниматься подводн__ плавани__

    Ехать в позолоченной карете. В какой? П.п.
    Из технической школы. Из какой? Р.п.
    По заасфальтированной дороге. по какой? Д.п.
    Поздравлять старшую сестру. Какую? В.п.
    Перед старинной крепостью. Перед какой? Т.п.
    Купаться в огромном бассейне. В каком? П.п.
    Без вкусного обеда. Без какого? Р.п.
    К розовому платью. К какому? Д.п.
    Увидеть веного друга. Какого? В.п.
    Заниматься подводным плаванием. Каким? Т.п.

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 31

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Берёзы. Берёза.

Берёза. Подберёзовик.

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Окончание выделяется знаком .

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

Лиса – лисы.

Книга – книги.

Озеро – озёра.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Разбор заданий

Базовый уровень

Укажите наиболее полное определение окончания.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова.
  3. Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правильный ответ

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

  1. Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
  2. Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
  3. Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.

Правильный ответ

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Укажите слово с окончанием -Е.

  1. Море
  2. Книга
  3. Тетрадка
  4. Школа
  5. Пеналы

Правильный ответ

Море.

Повышенный уровень

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

«Вечером мы подошли …».

  1. к реке
  2. у реки
  3. о реке
  4. для реки

5. в реку

Правильный ответ

Вечером мы подошли к реке.

Укажите слова с нулевым окончанием

  1. Пена
  2. Свет
  3. Краска
  4. Зима
  5. Лето

Правильный ответ

Свет.

Окончание — правила и примеры правописания у разных частей речи

Определение термина

Каждое изменяемое слово русского языка можно разобрать по составу, выделив структурные элементы, основными из которых являются основа и окончание (синоним — флексия). В основу, в свою очередь, включаются приставка, корень, суффикс. Неизменяемые слова окончания не имеют, в их структуре присутствует только основа.

Окончание глаголов, равно как и других частей речи, можно выделить, изменяя слово. Например: бежишь. При изменении получаются словоформы: бежит, бегут, бежал. Соответственно, окончание -ишь.

Аналогичным образом действовать необходимо с существительными: солнце — солнца — солнцу. Флексия соответственно -е, -а, -у. С прилагательными: красивый — красивого — красивому (-ый, -ого, -ому).

Таким образом, чтобы найти окончание, необходимо изменить слово по числу, падежу, роду или лицу, та его часть, которая останется в первоначальном виде, — это основа, а изменяемый элемент представляет собой флексию.

Основное предназначение этой морфемы — выражение грамматических значений значимых частей речи:

  1. Для имен существительных, личных местоимений и числительных — это число и падеж.
  2. Для причастий, прилагательных и иных категорий местоимений — это род, падеж и число.
  3. Для глаголов (настоящее и будущее время) — лицо, число. Прошедшего времени — число и род.

У некоторых слов, чаще всего имен мужского рода, может быть нулевое окончание — то есть такое, которое не выражено конкретной буквой. Примеры: стол, дом, кот, вол, мальчик. При морфемном разборе слова такая флексия обозначается квадратом, расположенным за границами основы.

Многообразие и типология

Подборка окончаний достаточно разнообразна и напрямую зависит от части речи. При этом глагольные формы имеют личные флексии, причастия и прилагательные — родовые, существительные — падежные. Такие части речи, как наречие, деепричастие, некоторые местоимения, окончаний не имеют, поскольку относятся к неизменяемым. Предлоги, частицы и союзы также не имеют флексий, кроме того, их нельзя разобрать по составу.

По глагольной флексии становится возможным определение лица, времени и числа. Например, слово «читают» имеет окончание -ют. Оно указывает на грамматическую форму слова: 3 л., мн. ч, наст. вр.

Флексии прилагательных и причастий помогают определить род, падеж и число. Например, прилагательное «красивый» с окончанием -ый. Оно говорит о том, что слово употребляется в мужском роде, единственном числе, Именительном падеже. Если изменить словоформу на «красивая», с флексией — ая, получится прилагательное женского рода. А сама основа при такой перемене остается первоначальной.

Окончания имен существительных разнообразны, но есть несколько основных вариантов, которые представлены в таблице (в зависимости от рода):

Мужской Средний Женский
-й, нулевое -о, -е -а, -я, нулевое (ь)

Множественное число чаще всего представлено морфемами -ы и -и.

При изменении существительных по падежам они получают различные окончания в зависимости от типа склонения. Принято разграничивать:

  1. Первое склонение. Представлено именами мужского, женского, общего рода с флексиями -а/-я в форме Им. п. ед. ч. Примеры: папа, дядя, мама, неряха, жадина.
  2. Второе. Сюда входят сущ. муж. р. с нулевой флексией в начальной форме, а также слова среднего рода, завершающиеся на -о/е. Примеры: стол, кот, поле, село.
  3. Третье. Существительные женского рода с нулевой флексией в начальной форме. Примеры: дочь, мышь, рожь, тишь.

Склонение у существительных представляет собой постоянный грамматический признак.

Нормы правописания

Изучение морфемики в классе и при выполнении домашних заданий имеет одну цель — научить школьников грамотно писать, поскольку существует достаточно большое количество правил, в которых важно уметь выделять окончание.

Для имен существительных следует помнить следующее:

  1. Слова среднего и мужского рода, имеющие суффикс — ИЩ в Им. п. ед. ч. имеют флексию -Е, в то время как женского — А. Например: домище, но жарища. Для правильного написания в этом случае важно определить род.
  2. При наличии суффиксов — УШК, -ЮШК, -ЫШК, -ИШК одушевленные сущ. женского/мужского рода в начальной форме имеют флексию — А, неодушевленные (муж. и средн. род) — О. Примеры: женушка, вдовушка, сынишка, братишка. Но: домишко.
  3. Если основа имени (вне зависимости от рода) оканчивается на -И, то в П. п. ед. ч. следует использовать окончание — И (об армии, в санатории). Если же имя среднего рода заканчивается на -ЬЕ, то в этой же словоформе употребляется -Е (в платье). Сущ. 3 склонения жен. рода в этом случае правильно писать с флексией -И (в печи).

При возникновении затруднений следует обратиться к словарям, тем более что современные интернет-ресурсы позволяют проверить правильность написания слов в режиме онлайн.

Определенные трудности может вызывать написание имен собственных. Чтобы не запутаться, можно воспользоваться такой подсказкой:

  1. Если фамилия русскоязычная и завершается в начальной вариации на -ов/ев, -ин/ын, то в Тв. п. ед. ч. окончание будет -ЫМ. Например: Ивановым, Смирновым, Синицыным.
  2. Фамилии иностранного происхождения на -ов или -ин имеют флексию — ОМ (Дарвином).
  3. Если наименования населенных пунктов заканчиваются на -ов, -ев, -ово, -ево, -ын, -ин, то в этой же грамматической форме употребимо окончание — ОМ (под Царицыном, под Львовом).

Вариант написания слова находится в зависимости от значения и происхождения.

Имена прилагательные

При грамматическом разборе и правописании прилагательных важно правильно выделять окончание. Основные правила таковы:

  1. Им. п. ед. ч. муж. род — без ударения окончания -ый или -ий, под ударением — только -ой (синий, игривый — но большой, простой). Однако в художественной литературе могут встречаться и индивидуально-авторские употребления слов («белеет парус одинокой»).
  2. Притяжательные прилагательные, заканчивающиеся на -ий во всех формах в окончаниях имеют мягкий знак: охотничий — охотничьего — охотничьему. Исключения: Им. и Вин. п. муж. р.
  3. Следует запомнить прилагательное «иногородний» и другие слова с корнем «город»: они употребляются с флексией -ый: загородный, пригородный.
  4. Есть слова, имеющие разные варианты окончаний: междугородный и междугородний, бескрайный и бескрайний. Оба они являются верными.

Для отработки навыка грамотного письма следует выполнить несколько упражнений. Основное — переписать предложения или отдельные слова, вставляя верную букву в окончании и объясняя, какое правило при этом использовалось.

Далее — научиться исправлять чужие ошибки. Для этого учитель готовит карточки, в которых изучаемые части речи написаны с ошибками. Задача школьников — обнаружить их и исправить. Еще одно интересное задание — тест, позволяющий действенно подготовиться к ЕГЭ. Варианты заданий могут быть различны: выбрать тот вариант, в котором все слова употребляются с ошибками или, напротив, без них.

Флексии глаголов

Особых сложностей правописание глагольных окончаний у школьников, как правило, не вызывает. Однако периодически повторять нормы будет нелишним.

Во флексиях 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен следует употреблять мягкий знак: читаешь, пишешь. Это же правило действует в отношении возвратных глаголов: смотришься, смеешься.

Правописание безударных гласных в личных глагольных окончаниях зависит от спряжения, поэтому важно научиться отличать первое от второго. Поможет такая подсказка:

  1. Второе спряжение. Сюда относятся все глаголы, которые в инфинитиве завершаются на -ить (например, служить, править, говорить, отличить, кроме двух исключений — брить и стелить), 4 слова на — ать (дышать, слышать, гнать, держать). А также 7 слов на -еть (вертеть, терпеть, ненавидеть, видеть, смотреть, зависеть, обидеть).
  2. Первое. В эту группу входят остальные глаголы, имеющие безударные личные окончания. Например, указывать, лететь, рисковать.
  3. Разноспрягаемыми являются «хотеть» и «бежать».

В глаголах первого спряжения следует писать во флексиях гласную Е (управляет — управляете — управляешь), второго спряжения — И (служишь — служит — служите). Проверка безударных окончаний производится инфинитивом — какая буква в начальной форме, такая же и в остальных формах.

Это основные правила написания окончаний. Часть слова играет важную роль, поскольку помогает верно определить грамматический разряд слова и понять, какое правило следует использовать для его верного написания.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

источники:

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/9

http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1.  Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

-мя
-ия
-ие
-ий
 

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

-я (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ…йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Gta 5 как найти майкла
  • Как правильно составить нормирование
  • Потерялся телефон как найти по геолокации андроид
  • Как найти свою дорогу к счастью
  • Составить предложение неуклюжий как медведь