Как найти описание места в слове

                                                    Картотека игр

на развитие навыка

звукового анализа слова

Цепочка слов.

 Цель.  Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

 Оборудование. Карточки с предметными  картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед.  Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета.  Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове.

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

 Оборудование. Карточки  со  схемами  расположения места  звука в словах.

 Ход игры. Каждый ребенок получает карточку.  Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится  в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова,  фишку  ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.

Цель.  Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки  со схемами расположения  звуков в словах .

Ход игры. Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком),  ориентируясь на закрашенный квадрат.

Найди пару.

Цель.  Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование. Звуковые  часы, набор предметных картинок,  слова -паронимы.

 Ход игры. Логопед помещает на часах 6 картинок.  Например, коса — коса, ком-дом,  мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все  три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка,  майка-чайка).

Включи  телевизор.

 Цель.  Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование.  Пособие  » Телевизор»,  предметные картинки и карточки с  буквами, картинки для телеэкрана.

 Ход игры. Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор,  и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке.  11о этим звукам вы составите новое  слово. Если слово будет составлено правильно,  на экране появится соответствующий предмет.

например: матрешка, аист,  кот — МАК. Картинка  «мак» появляется на экране.

Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Домики.

Цель.  Развитие умения дифференцировать сходные  звуки, находить место звука в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с  оппозиционных звуков,  2 домика,  в каждом домике 3 кармана (начало,  середина, конец слова).

 Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее,  определяет наличие  звука (например; Ч или Щ),  его место в слове,  вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Рыболов.

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. Малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка,  карточки — схемы (начало,  середина, конец слова) на каждого ребенка.

Ход игры. «Поймать» слово,   определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Игра-перфокарта «закрась окошечко, где живет звук»

Цель: определение места звука в слове (начало, середина, кон слова) по представлению.

Описание  игры.   Для   игры   изготавливают  папки-перфокарты, которых  помещают  по три  картинки,  под  каждой  вырезают  по т отверстия — «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты да изображение буквы.

Ход игры. Играет несколько человек, не больше, чем имеет перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартир в доме, состоящем из трех квартир-отверстий. Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает те, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.

«Каждому звуку — свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры. Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

«Длинные и короткие слова»

Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

Ход игры. Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово   и   делает  вывод,   какое  слово  длиннее,   какое   —   короче.

«Строители»

Цель: научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух.

Ход игры. У детей по несколько домиков с разным количеством окошек. Ведущий создает игровую ситуацию: «Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом — для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома». Затем ведущий произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, то есть позвать на новоселье гостей.

Примерный речевой материал для игры: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.

«Новоселье у зверей»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.

Ход игры. У детей — картинки различных животных. Ведущий показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.

«Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребенком.

Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего — какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, — «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове — названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове-«хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выиграет тот, кто раньше созвал всех своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.

Примерный картинный материал для игры: картинки-«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки-«гости»: три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона.

«Кто куда поселится»

Цель: научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры. На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду — все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки. Игра заканчивается, когда все картинки окажутся в своих домах.

Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.

«Кому не подойдет квартира?»

Цель: научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.

«Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры. Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

«Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной’ характеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).

Ход игры. Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.

«Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква), а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

«Собери по три»

Цель: закрепление умения находить место заданного звука в слове по представлению.

Ход игры. Для игры используются картинки и схемы из предыдущей игры «Подбери картинку к схеме». Картинки раздают детям, а схемы выкладывают на столе. Ведущий показывает букву, а дети, имеющие картинки, в названии которых содержится соответствующий звук, должны подложить их к схемам. Должно получиться по три картинки под каждой схемой. Затем эти картинки убираются, а ведущий показывает следующую букву. Может так случиться, что не все участники игры сумеют самостоятельно сделать правильный ход; если ребенок подкладывает неправильную картинку, ему указывают на ошибку, картинку возвращают обратно и дают штрафную фишку. Если кто-то пропускает возможность выложить нужную картинку, ему об этом не сообщается, и в конце игры подсчитывается, кто сколько пропустил ходов. За каждую не выложенную картинку тоже назначается одно штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше  штрафных  очков.

 «Звуковая линейка»

Цель: Учить определять последовательность звуков в слове, выделять каждый звук..

Оборудование: Звуковая линейка.

Ход игры: Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг- звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.

 «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

  • Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
  • Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
  • Оля, ты главный звук «и».
  • Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные — догадываются, какое слово получилось.

 «Тим и Том»

ЦЕЛЬ: Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.

ХОД ИГРЫ:

2 человека Тим и Том: мягкий и твердый =маленький и большой. Том всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук — твердый.

Тим — предпочитает все, что начинается на мягкий звук.

ИГРЫ:

«Том и Тим отправляются в путешествие» «Том и Тим в лесу»

«Том и Тим играют в слова (слоги) — слова, отличающиеся только одним звуком (нос-нёс, лук-люк)» — играть можно с мячиком.

Слайд 1 Типы речи
Описание места
6 класс

Мищенко С.Н. Карелия. Суоярви.

Типы речи  Описание места6 классМищенко С.Н. Карелия. Суоярви.


Слайд 2Чему будем учиться:
вглядываться в предмет, сравнивать предметы друг с другом;

замечать подробности: величину, форму, цвет, освещенность.
Не просто перечислять все

подряд признаки, а обращать внимание на главное, то есть учиться осмысленному отбору и деталей, и слов, направленному на то, чтобы передать свою мысль, свое отношение к предмету.

Чему будем учиться:вглядываться в предмет, сравнивать предметы друг с другом; замечать подробности: величину, форму, цвет, освещенность.


Слайд 3Какие типы речи вам известны?
Какие виды описания вы знаете?

Какие типы речи вам известны?  Какие виды описания вы знаете?


Слайд 4Знаете ли вы, чей это портрет?
Тамара Шамильевна Крюкова —
   Автор

43 книг для детей и юношества. Среди них сборники стихов,

фантастика и приключения для подростков, молодежные романы.
  Работала переводчиком в Египте, преподавателем английского языка в одном из столичных вузов. По произведениям Тамары Крюковой сняты два художественных фильма: и кинокомедия «Потапов, к доске!» и фильм «Костя-Ника. Время лета», который завоевал многочисленные награды.

Знаете ли вы, чей это портрет?Тамара Шамильевна Крюкова -     Автор 43 книг для детей и юношества.


Слайд 6

Где живут её герои? В реальных и вымышленных городах.
«ЧЕРНЫЙ АЛЬБАТРОС»


     Герои нового приключенческого романа Тамары Крюковой «Черный альбатрос» попадают по

воле бога времени Хроноса в таинственный мир Безвременья, где им суждено пройти нелегкий путь, прежде чем удастся понять, кто есть друг, а кто враг.

Где живут её герои? В реальных и вымышленных городах.


Слайд 7″Чародейка с задней парты»

       Вася — горе-изобретатель, Июлька — горе-чародейка.

Он живет в обычном городе. Она — в волшебном Сдвинутом

мире. От его изобретений школа катается со смеху. От ее чародейства жители Сдвинутого мира не знают, то ли плакать, то ли смеяться.


Слайд 8«Гений поневоле»
Герой этой повести живёт в Виртуальной Реальности.
Вместе с

ним мы посетим виртуальный город.

«Гений поневоле»Герой этой повести живёт в Виртуальной Реальности. Вместе с ним мы посетим виртуальный город.


Слайд 9

Тамара Крюкова «Гений поневоле»

Артем очутился на улице и оробел. Он

впервые понял, что значит выражение каменные джунгли. Высоченные дома зубьями

поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. Солнце не могло проникнуть на улицы. Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. Люди давно забыли ощущение живого тепла. Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.

1. Каким мальчик увидел город в Виртуальной Реальности? Какое определение ему дал?
Найдите словосочетание, в котором дана эта обобщающая оценка увиденного.
2. К какому типу речи мы можем отнести этот текст?
3. Как строится описание места? Что является «Данным», а что «Новым»?
4.Какие вопросы мы зададим к «Д» и «Н»?
5. Составьте цепочку: «Д» – «Н».

Тамара Крюкова «Гений поневоле» Артем очутился на улице и оробел. Он впервые


Слайд 10Описание места, его композиция
Артем очутился на улице и оробел. Он

впервые понял, что значит выражение каменные джунгли. Высоченные дома зубьями

поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. Солнце не могло проникнуть на улицы. Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. Люди давно забыли ощущение живого тепла. Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
«Данное» (где? В «каменных джунглях») – место
«Новое» (что? Дома, улицы, деревья, окна, небоскрёбы) – предмет.

Описание места, его композицияАртем очутился на улице и оробел. Он впервые понял, что значит выражение каменные джунгли.


Слайд 11Описание места
Все предложения строятся по схеме:
«Данное» (где?) – место

«Новое» (что?) – предмет.
Поскольку все предложения строятся

по одной схеме, в таком тексте легко допустить нежелательный повтор.
Чтобы избежать этого, нужно знать языковые средства для обозначения места (справа, слева, здесь, поблизости),
глаголы, указывающие на наличие предмета на месте (стоит, лежит, находится).
Удалось ли автору текста избежать ненужных повторов? Какие средства связи предложений в тексте использованы? Определите тип связи: цепная или параллельная?

Описание местаВсе предложения строятся по схеме:«Данное» (где?) – место     «Новое» (что?) – предмет.Поскольку


Слайд 12Глаголы, указывающие на наличие предмета на месте. Средства и типы

связи предложений в тексте
(1.Артем очутился на улице и оробел). 2.Он

впервые понял, что значит выражение каменные джунгли. 3.Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. 4.Они будто стремились задавить город. 5.Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. 6.Солнце не могло проникнуть на улицы. 7.Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. 8.На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Средства связи: 1 и 2; 3 и 4; 7 и 8; 10 и 11 предложения связаны с помощью местоимений, которые являются и средствами связи и приёмом, позволяющим избежать повторы. Используется параллельная и цепная связь.

Глаголы, указывающие на наличие предмета на месте. Средства и типы связи предложений в тексте(1.Артем очутился на улице


Слайд 13

Встречается ли в тексте описание предметов? Вспомните характерные для него

признаки. Обоснуйте свой ответ.

Построение текста типа описания предмета
Д («данное») обозначает

предмет и отвечает на вопрос
КТО? ЧТО?
Н («новое») обозначает признак и отвечает на вопрос
КАКОЙ?
— В таком тексте много прилагательных, сравнительных оборотов.

Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа.
Какое средство художественной изобразительности и с какой целью использует здесь автор?

Олицетворение

Встречается ли в тексте описание предметов? Вспомните характерные для него признаки. Обоснуйте


Слайд 14Найдите признаки описания предметов
Выпишите сравнения и эпитеты.
6.Солнце

не могло проникнуть на улицы. 7.Похожие на колодцы, они были

сумрачными и тусклыми. 8.На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Вывод:
текст построен по смешанному типу, в котором сочетаются описание места (Где? — Что?) и описание предмета (Что?- Какой?)

Найдите признаки описания предметов  Выпишите сравнения и эпитеты. 6.Солнце не могло проникнуть на улицы. 7.Похожие на


Слайд 15Проверим
6.Солнце не могло проникнуть на улицы (Д). 7.Похожие на колодцы

(Н), они были сумрачными и тусклыми. 8.На них(Д) ничего не

росло,(Н) и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений(Н). 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Чего лишены люди, живущие в виртуальном пространстве? О чём хочет предупредить нас автор – Тамара Крюкова — в рассказе «Гений поневоле»?

Проверим6.Солнце не могло проникнуть на улицы (Д). 7.Похожие на колодцы (Н), они были сумрачными и тусклыми. 8.На


Слайд 17Описание места в разных стилях речи
Описание может быть использовано в

любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть

предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.

Описание места в разных стилях речиОписание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика


Слайд 18Пример описания в художественном стиле.
Докажите, что в данном тексте присутствуют

основные признаки описания места
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.

Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Как строится описание места?
Что является «Данным», а что «Новым»?
Какие вопросы мы зададим к «Д» и «Н»?
Составьте цепочку: «Д» – «Н».
Определите тип связи предложений в тексте.

Пример описания в художественном стиле. Докажите, что в данном тексте присутствуют основные признаки описания местаДеревня Маниловка немногих


Слайд 19Порядок слов в текстах типа описание места

Деревня Маниловка немногих могла

заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т.

е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Сначала называется место (где? «Д», здесь — деревня), а затем предметы (что? «Н», здесь – дом, гора, клумбы, пять-шесть берёз).

Порядок слов в текстах типа описание места Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял


Слайд 20Тамара Крюкова. «Ведьма».
Выпишите языковые средства для обозначения места и глаголы,

указывающие на наличие предмета на месте

Дорога вилась среди горных

уступов, покрытых пышной южной растительностью. Кое-где слоистые скалы высились почти отвесно и казались рукотворными, словно неведомый великан принялся возводить стены, но, так и не достроив, забросил своё занятие. То тут, то там на уступах гнездились нарядные белые и розовые кусты олеандра. Каждый поворот таил в себе новые открытия, но особенно захватывало дух, когда автобус вдруг выныривал к морю и перед глазами открывалась бескрайняя синь. Небо и водная гладь сливались в единую голубую даль, и лишь размытая акварельная линия горизонта отмечала границу между двумя стихиями, — воздухом и водой.

Тамара Крюкова. «Ведьма». Выпишите языковые средства для обозначения места и глаголы, указывающие на наличие предмета на месте


Слайд 21Проверим
языковые средства для обозначения места
глаголы, указывающие на наличие предмета на

месте
среди уступов
Кое-где
То тут, то там
перед глазами
между
(Дорога) вилась
(скалы) высились
гнездились кусты
автобус выныривал
открывалась

синь
Небо и водная гладь сливались
линия отмечала

Проверимязыковые средства для обозначения местаглаголы, указывающие на наличие предмета на местесреди уступовКое-гдеТо тут, то тамперед глазамимежду(Дорога) вилась(скалы)


Слайд 22Крюкова Тамара. «Костя+ника»

Костя давно облюбовал на чердаке угол, где никто

не запрещает читать до полуночи, не следит за порядком и

не указывает, куда что надо класть. Возле дивана примостилась прабабушкина этажерка, на которой были навалены книги, журналы комиксов, куча кассет, детали от разобранной радиотехники и видавший виды магнитофон. На полу стоял пакет из-под сока, куда сваливались огрызки и фантики, но все это не вносило диссонанса в общее убранство чердака и удачно вписывалось в царящую здесь атмосферу бесшабашности.

1.Почему Костя «облюбовал на чердаке угол»?
2.Какие предметы, находящиеся на чердаке, создавали «атмосферу бесшабашности»?
Как вы понимаете смысл этого выражения?
3. Что описывается в тексте: предметы или место ? Может быть, сочетаются обе модели? Обоснуйте свой ответ.
4.Объясните значение слова диссонанс.

Крюкова Тамара. «Костя+ника» Костя давно облюбовал на чердаке угол, где никто не запрещает читать до полуночи, не


Слайд 23Проверим
Костя давно облюбовал на чердаке угол, где никто не запрещает

читать до полуночи, не следит за порядком и не указывает,

куда что надо класть. Возле дивана примостилась прабабушкина этажерка, на которой были навалены книги, журналы комиксов, куча кассет, детали от разобранной радиотехники и видавший виды магнитофон. На полу стоял пакет из-под сока, куда сваливались огрызки и фантики, но все это не вносило диссонанса в общее убранство чердака и удачно вписывалось в царящую здесь атмосферу бесшабашности.

Сначала называется место (где? «Д» — угол на чердаке), а затем предметы (что? «Н» — диван, этажерка, пакет из-под сока).
Один из фрагментов текста построен по типу описания предмета (этажерка).
Текст построен по смешанному типу, в котором сочетаются описание места (Где? — Что?) и описание предмета (Что?- Какой?)
5. Выпишите языковые средства для обозначения места и глаголы, указывающие на наличие предмета на месте :
возле, на полу; примостилась (этажерка), навалены (книги…), стоял (пакет).

ПроверимКостя давно облюбовал на чердаке угол, где никто не запрещает читать до полуночи, не следит за порядком


Слайд 24

Запиши в словарик:
Наречия места

Наречия места указывают на место совершения действия

или его направление. Например: взад, вперед, вверх, вниз, здесь, впереди,

издали, всюду, вдали, вблизи, назад, навстречу, сбоку, где-то, тут же, поблизости
Наречия места отвечают на вопросы  г д е?  к у д а?  о т к у д а?: Я пришёл издалека. Налево – горы и леса, направо – Енисей. (Н.Некрасов.) Ветер принёс издалёка песни весенней намёк. (А.Блок.)

Чтобы избежать повторения глагола типа «стоял», используйте предложения без глагола, которые также обозначают наличие предмета на месте, например: У стены диван. Над ним картина.
Можно заменить глагол наличия глаголом со значением качественного признака: виднеется, краснеет, валяется, громоздится. Такая замена усиливает изобразительность текста.

Запиши в словарик: Наречия места Наречия места указывают на место совершения действия или его направление.


  1. 1. Понятие описания
  2. 2. Композиция текста-описания
  3. 3. Языковые средства, характерные для описания
  4. 4. Виды описания
  5. 5. Примеры текстов-описаний

Понятие описания

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Споры о “Слове”, возникшие с момента его открытия и не утихающие уже на протяжении двух столетии, касаются многих так называемых “темных” мест этого памятника древнерусской литературы. Ведь его язык сильно отличается от современного русского языка, а кроме того, в разных списках “Слова” появляются ошибки или неверные толкования. Трудности в толковании многих мест текста связаны также с тем, что в подлинном рукописи не было не только разбивки на абзацы и ритмические строки, но и как во всех рукописях XI-XVII веков текст писался

в сплошную строку, т. е. в нем не выделялись отдельные слова.

Особую сложность для современных исследователей и переводчиков “Слова” представляют ошибки, которые были допущены при копировании текста для Екатерины II и в издании 1800 года: ведь сам подлинник рукописи погиб во время пожара в Москве в 1812 году вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, открывшего этот удивительный памятник древнерусской литературы. В результате ученым приходится проводить сложный лингвистический и текстологический анализ, ориентируясь па данные современной науки.

Спорными, или “темными”, в настоящее время признается

целый ряд слов, словосочетаний и фрагментов “Слова”, причем по многим из них единого мнения, с которым были бы согласны все исследователи, достигнуть так и не удалось. С одной стороны это связано с проблемой перевода. Так, уже первая строка произведения “Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти…” вызывает дискуссии. В. Л. Жуковский, признанный мастер художественного перевода, интерпретирует эту строку так: “Не прилично ли будет нам, братья, начать…”, ставя в конце предложения восклицательный знак.

А поэт-символист рубежа XIX-XX веков К. Д. Бальмонт предлагает более привычное для читателя поэтическое звучание: “Нам начать не благо ль, братья…”, заканчивая строку вопросительным знаком. Часто включаемый в школьные учебники перевод поэта XX века Н. А. Заболоцкого звучит так: “Не пора ль нам, братия, начать…” – с тем же вопросительным знаком в конце предложения. В научно выверенном переводе академика Д. С. Лихачева читаем: “Не пристало ли нам, братья, начать…”, тоже с использованием вопросительного знака.

Зато в комментированном переводе исследователя “Слова” А. К. Югова читаем: “А было бы лепо нам, братья, сказать…”. Сохранение древнерусского слова “лепо” переводчик обосновывает тем, что оно хорошо понятно и сейчас, а, кроме того, широко используется во многих современных славянских языках. Это слово, но мнению Югова, звучит поэтично, и “нет никакого основания портить столь благозвучный и величественный зачин, заменяя слово “лепо” ужасающими прозаизмами…”. Относительно частицы “ли” исследователь полагает, что она в данном случае имеет усилительное, а не вопросительное значение, а потому в конце первой строки “Слова” он предлагает ставить восклицательным, а не вопросительный знак.

Интересно, что такой же точки зрения придерживался Пушкин, чутью языка которого, несомненно, можно доверять.

С другой стороны, многие “темные” места “Слова” трудны не столько для перевода, сколько для толкования, передающего адекватный древнему тексту смысл. Так, например, большие проблемы представляет понимание выражения “растѣкашется мыслію по древу”. Как считает академик Лихачев, это не народно-поэтический, а книжный образ, связанный с характеристикой поэтическом манеры древнего певца-сказителя Бояна, который обозначает “мысленное древо”.

В его переводе это выражение звучит так: “…растекался мыслию по древу”. Большинство современных исследователей склоняются именно к этой версии, но в XIX веке бытовало иное толкование этого образа. Е. В. Барсов считал, что переписчики или первые издатели могли не различить написанные слитно два слова, из которых одно было под титлом. Неправильное прочтение привело к тому, что они сочли ошибкой написанные рядом два очень похожих слова: “мыслиюмысию” – и оставили из них одно: “мыслию”.

Но, по мнению Барсова в этом выражении действительно существует два слова, причем одно из них -“мысию” – обозначает белку. В этом случае все выражение должно быть прочитано так: мыслию – мысью. то есть мыслью – белкой. Этой версии придерживается Югов, который в своем переводе даст следующее выражение: “разлетается мыслью-белкою по древу”.

Он в комментариях к тексту последовательно опровергает еще одно возможное толкование этого образа: мыслию – мышью. Речь при этом идет об особом виде древесной мыши, которая, в отличие от белок, действительно обитала на территории Древней Руси. Но такого рода зоологические объяснения вряд ли могут быть применены к толкованию поэтических текстов.

Тем более что даже в словаре Даля отмечено: “Белка… пск. Мысь”. Это указание очень важно, поскольку лингвисты уверенно говорят о языковом единстве северных и южных земель Древней Руси.

Также не все ученые единодушны в трактовке слова Троян, которое в тексте встречается четыре раза: 1) “рища в тропу Трояню”; 2) “были веце Трояни”; 3) “на землю Трояню”; 4) “на седьмом веце Трояни”. Н. С. Тихонравов доказывал, что в подлиннике было не Троян, а Боян. Возможность такой замены обосновал С. К. Шамбинаго: “Первые издатели, несомненно затруднялись в чтении начальной лигатуры “Тр”, и в копии, сделанной для Екатерины II, это слово встречается в форме “Зоянь”…

Но в западнорусской графике буквы “б” и “з” и лигатура “Тр” постоянно пишутся одинаково”. Исходя из этого объяснения делается вывод о том, что ошибочно написанное Троян следует читать как Боян. Такой версии последовательно придерживается в своем переводе А. К. Югов.

Но большая часть ученых и переводчиков все же приняла сторону Трояна. Академик Лихачев пишет по этому поводу: “По-видимому, Троян здесь языческий бог… Если это так, то выражение “рища в тропу Трояню” означает -“носясь по божественным путям”; “были веце Трояни” – означает “были века язычества”; “на землю Трояню” означает “на Русскую землю” ; “на седьмом веце Трояни” означает “на последнем веке язычества”… Языческие древнерусские боги неоднократно упоминаются в “Слове” . Автор “Слова”, конечно, христианин: старых же русских богов он упоминает только как поэтические символы, как художественные обобщения

Особенно интересна широкая дискуссия, которая развернулась среди ученых по поводу слова “дивъ”. Приведем фрагмент текста, в котором оно встречается: “Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень, и Солнце ему тъмою путь заступаша; нощь стонуши ему грозою птичь убуди; свистъ зверинъ въ стазби; дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемъ, влъзе, и по морію, и по Сулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебе Тьмутораканьскый блъванъ”. А вот перевод этого фрагмента, сделанный академиком Д. С. Лихачевым: “Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, взбился; див – кличет на вершине дерева, велит прислушаться – земле незнаемой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол!” В комментарии Лихачев пишет: “Слово “див” не получило общепризнанного объяснения.

Большинство исследователей считает “дива” мифическим существом. В “Слове о полку Игореве” “див” предупреждает враждебные Руси страны, это божество восточных народов, сочувствующее им, а не Руси”. В комментариях Н. К. Гудзия к изданию “Слова” 1938 года также читаем: “Мифическая зловещая птица”. Начало такому истолкованию слова “див” положил еще Мусин-Пушкин, который в своем переводе писал: “Кричит филин па вершине дерева чтобы слышали голос его в земле незнаемой, по Волге, по морю, по Суле, по Суражу, в Корсуне и у тебя, Тмутороканский истукан!”

Но не все ученые согласились с такой трактовкой слова. Наиболее последовательным ее противником выступил А. К. Югов, который считает что необходимо “историко-лингвистическое понимание, вопреки застоявшемуся с мусин-пушкинских времен “орнитологическому” и мифологическому толкованию.. .. Голосистая же, можно сказать, птица, этот филин, если слыхать было его за тысячи верст! И никто не задумывается над тем, что гениальный поэт, автор “Слова”, никак не мог написать столь нелепый образ, да еще прибегнув к нему в грозно-величественных строфах, где русское воинство Игоря вступает во вражеское “поле Половецкое”!”. Данный исследователь утверждает, что это слово должно писаться не “дивЪ”, а “дивЬ”.

В такой форме в древнерусском языке оно служит собирательным обозначением понятий “дикарь”, “дикие” и в “Слове…” должно читаться в значении “половецкие орды”. Еще ранее подобные суждения выдвигались ученым XIX века Павловым-Бициным, считавшим, что “дивъ”, который “кличет” с вершины дерева, – это дозорец, стражник или караульщик, но ученый говорил при этом о русском, извещавшем о нашествии врага на русскую землю, а не о половце.

И, наконец, совсем оригинальную трактовку этого “темного” слова дает писатель и переводчик, исследователь “Слова о полку Игореве” И. А. Новиков. В комментариях к своему переводу он отмечает: “Див русским не враждебен. Его клич “земле незнаемой” скорее подобен кличу Святослава Игоревича: “Иду на вы!” Заслышав клич Дива, половцы, подобно распуганным лебедям, кинулись назад – к Дону великому”. Далее исследователь делает предположение, что див сидит не на дереве, а на древке знамени Игоря, то есть является изображением.

Что же это такое? Новиков утверждает – Диво, нечто чудесное, друг и союзник русских. В результате он приходит к выводу, что это может быть “изображение крылатого “архистратига небесных сил”, вождя небесного воинства – архангела Михаила.

Так его изображали от конца XII до начала XIII века”.

Таким образом, даже несколько примеров “темных мест” в тексте “Слова о полку Игореве”, рассмотренные в докладе, показывают, как много загадок еще хранит этот величайший памятник древнерусской литературы. Ученые и исследователи, переводчики “Слова”, настойчиво пытающиеся их разгадать, открыть новые, потаенные смыслы, учат нас бережному отношению к художественному слову, вдумчивому чтению текста и глубокому проникновению в самые отдаленные слои русской культуры.

Loading…

Содержание

  1. Памятка «Опасные при письме места». 2 класс.
  2. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  3. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  4. Скоростное чтение
  5. Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Общая информация
  8. Похожие материалы
  9. Примерное проектирование логопедического материала
  10. Проверочная работа по русскому языку 4 класс «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».
  11. Тест по окружающему миру на тему «Мы и наше здоровье» (3 класс)
  12. Планирование по окружающему миру
  13. Конспект урока математики в 4 классе
  14. Тематическая работа «Склонения имен существительных» 4класс
  15. Технологическая карта к уроку математики в 3 классе по теме «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального».
  16. Проверочная по математике 4 класс
  17. Вам будут интересны эти курсы:
  18. Оставьте свой комментарий
  19. Подарочные сертификаты
  20. Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать?
  21. Презентация к уроку
  22. 1 класс. Что такое опасные места в предложении, как выделить опасное место?
  23. «Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу
  24. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  25. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  26. Скоростное чтение
  27. Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
  28. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  29. Краткое описание документа:
  30. Общая информация
  31. Похожие материалы
  32. Презентация к уроку математики в 1 классе «Число 8. Цифра 8»
  33. Урок математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8»
  34. Красная книга Челябинской области
  35. Проектная работа для 2 класса «Моя родословная»
  36. Внеклассное мероприятие «Мы найдем слова везде» 1 класс
  37. Урок литературного чтения по теме «Серая Шейка»
  38. Вам будут интересны эти курсы:
  39. Оставьте свой комментарий
  40. Подарочные сертификаты

Памятка «Опасные при письме места». 2 класс.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Памятка «Опасные при письме места».

1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.

2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.

3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.

4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.

5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.

6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.

7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.

Памятка «Опасные при письме места».

1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.

2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.

3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.

4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.

5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.

6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.

7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Примерное проектирование логопедического материала

Проверочная работа по русскому языку 4 класс «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».

Тест по окружающему миру на тему «Мы и наше здоровье» (3 класс)

Планирование по окружающему миру

Конспект урока математики в 4 классе

Тематическая работа «Склонения имен существительных» 4класс

Технологическая карта к уроку математики в 3 классе по теме «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального».

Проверочная по математике 4 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438655 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать?

Хорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря зрительной памяти, запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.

Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.

А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.

А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.

Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.

Слабые буквы мы нашли. А что дальше? Как проверить, какую букву надо писать? Для этого есть правило, которое надо знать, чтобы не ошибиться.

Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.

Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.

Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.

Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.

Источник

Класс: 2

Презентация к уроку

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

I. Организационный этап

Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
И сейчас у нас с вами урок русского языка.

II. Минутка чистописания

— Ребята, отгадайте загадку.

— Сколько слогов в слове? Почему?

— Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

— Назовите все йотированные гласные. Когда они обозначают два звука?

Ю ю Юл юб
юла Юля
Целый день кручусь юлой.

III. Постановка цели и задач урока

— Расшифруйте ключевое слово нашего урока.

— Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в русском языке называют словом “орфограмма”, и научиться находить орфограммы в словах.

IV. Открытие нового знания

1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм

На доске запись, пропущенные буквы закрыты кружком-“шторкой”

Слышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO.
Пишу

— Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать эти слова?

— Давайте остановимся пока на этой строчке. Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук слышим после [ш]?

Учитель снимает кружок со слова шар и дополняет запись:

То же проделывается со всеми словами первой строки. В итоге получается запись:

— Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме? (Нет)

— Но у нас есть и другие слова. Обратимся к словам строчки №2.

2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму

Вслух проговариваются слова второй строчки. Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”. Когда же учитель снимает “шторку”, обнаруживаются расхождения в произношении и написании слов:

— Что же это получается? Есть такие слова, которые слышатся эдак, а пишутся совсем по-другому!

3. Формулирование вывода

— Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали “строчкой с опасными местами”?

— Да, во второй строчке записаны слова, где можно сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать неправильную букву, это и есть орфограмма.

— Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать много разных правил. Некоторые из этих правил вы уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я говорю.

V. Первичная проверка понимания

— Какое слово зашифровано? (косы)

— На какую строчку вы его запишете? (На первую)

— А это какое слово?

VI. Первичное закрепление

Учитель показывает картинку, ученики объясняют правило и записывают слово. Орфограммы подчёркивают.

Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.

VII. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, но это было бы полдела. Если учитель или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька, подумай, какую букву здесь надо написать”, ты никогда не станешь грамотным. Тебе всё время подсказывают, что здесь надо подумать, а то можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот давайте учиться развивать это качество. Оно называется “орфографическая зоркость”. В конце урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое орфографическая зоркость.

— Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть возможную ошибку в слове до того, как он написал это слово. Такой “острый глаз”.

VIII. Применение нового знания

1. Самостоятельная работа

— Прочитайте слова: Утюг, соль, книга, сова, дым, стена.

— Выпишите те слова, которые не имеют орфограмм.

Один ученик выполняет самостоятельно на доске. Выполнение сверяется с работой остальных учащихся.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с . (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа с оставшимися словами

— В слове “утюг” какое место вы считаете опасным?

— А как доказать, что надо писать “г”?

Запись слов парами с проверочными словами. Графическое выделение орфограмм.

— Составьте предложение по картинке.

Записать предложение, подчеркнуть орфограммы.

На небе сверкает звезда.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

— Что на уроке надо было уяснить? (Что такое орфограмма) А что это такое?

— А что такое орфографическая зоркость?

— Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Источник

1 класс. Что такое опасные места в предложении, как выделить опасное место?

Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.

Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.

Удвоенные согласные: Алла, Инна.

В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму

Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.

«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.

На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»

В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.

Примеры:

*Идёт снег. Зима наступила.

*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.

*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.

*Красивые белые снежинки медленно падают.

Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.

А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.

«Сказочная страничка»

Задание для проекта:

В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.

Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.

В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.

Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.

Источник

«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МОУ Екатериновская СОШ

УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

В СЛОВАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Учителя начальных классов

Обобщение по разделу.

1. Совершенствование устной и письменной речи.

3.Совершенствование умения видеть в словах опасные места

—Как назывался наш раздел?

—Что вы можете рассказать о слове?

—Что делать, если вы не знаете значения слова?(Обратиться

—Почему в написании слов иногда допускают ошибки?

—Назовите опасные места в словах русского языка.

Я буду читать стихотворение А. Шибаева, называть только первый слог слова, а вы найдите все слово и запишите е

Вёз водитель в магазин

Много мётел и корзин

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в ка. (бине)!

По дороге наша Машенька идёт,

За веревочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

-Очень длинная у девочки ко. (са)!

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька поймать в са. (чок).

з.Работа со словами выполняется по вариантам.

б) Подбор однокоренных слов.

в) Звуко-буквенный анализ.

д) Составление предложения и запись схемы предложения.

4. Опасные места в словах.

Запись слов под диктовку. Читаю орфоэпически. Если ученик не знает, что писать, ставит точку вместо буквы

Водитель, веревочка, лошадка, гоготали, рассказ.

-В каких словах вы затруднялись в написании буквы?

— Какое здесь опасное место? (Ученик называет орфограмму сам и объясняет, какую букву писать.)

5.Работа по учебнику

Упр.11,с.9 выполняется по заданию.

-Найдите ответ на вопрос. Запишите ответ.

Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»,2 кл.,с. 1 (вариант 1 и 2).

Запишите ответ на вопрос: что можно узнать на уроках русского языка?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

«Описание материала:

«Данный конспект урока по русскому языку подготовила учитель начальных классов высшей категории. Очень часто ученики, зная правила, не умеют их применять при письме. Мы, учителя это называем отсутствие орфографической зоркости.

«Уже с начальных классов надо приучать детей к умению фиксировать моменты в словах, где можно допустить ошибку. Этот урок подготовлен с целью обобщения умения детей видеть при написании слов возможные ошибки, их называем в русском языке «опасными местами», уметь предотвращать их.

Общая информация

Похожие материалы

Презентация к уроку математики в 1 классе «Число 8. Цифра 8»

Урок математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8»

Красная книга Челябинской области

Проектная работа для 2 класса «Моя родословная»

Внеклассное мероприятие «Мы найдем слова везде» 1 класс

Урок литературного чтения по теме «Серая Шейка»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438655 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму дивидентам
  • Как найти сечение параллелограмма плоскостью
  • Как найти полный адрес дома
  • Как найти package name
  • Как найти уравнение высоты в векторе