Как найти опору вокал

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится… Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.

А достаточно было показать вот такое простое упражнение, как в этом видео уроке.

Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.

Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.

Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание —  верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.

​Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре

1.     В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.

2.     Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.

3.     Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.

4.     Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.

5.     Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.

В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊

Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.

Опора – это не только напряженные мышцы живота

Как отличить пение на опоре

Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.

Для чего нужна опора вокалисту

Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов!  Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать  и как петь на опоре 😊

Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.

Посмотрите этот видео урок, чтобы понять, как работает опора вокалиста.

Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.

Запишитесь на бесплатный пробный урок, чтобы понять, как это работает.

ВОКАЛ

Вокальная опора: что это, зачем и как ее найти (упражнения внутри)

Лениза Cайфулина

ВОКАЛ

Вокальная опора: что это, зачем и как ее найти (упражнения внутри)

Знания о том, что такое опора и как ей пользоваться, необходимы всем, кто интересуется пением. И уж тем более тем, кто хочет попытаться серьезно этим заниматься.

Люди, которые профессионально пользуются голосовым аппаратом (дикторы, актеры, вокалисты), делают это на опоре. Музыканты, играющие на духовых инструментах, тоже не понаслышке знают, что такое дыхательная опора. И в принципе любой человек, который начинает изучать вокал, так или иначе натыкается на такие термины, как «опираться на диафрагму»‎, «опираться на мышцы живота»‎ и прочее.

Но что это значит на практике?

В этой статье Лениза Сайфулина (певица, преподаватель) постарается развеять непонимание и ответить на три важных вопроса относительно опоры: что это такое, зачем она нужна и как это правильно делать.

Создай свой трек от идеи до релиза

Онлайн курс | Набор открыт

ЧТО ТАКОЕ ВОКАЛЬНАЯ ОПОРА

Ясности в вопросе «что это такое», наверное, больше, чем во всем остальном. Получить ответ сейчас может любой любознательный человек, просто открыв, скажем, Википедию или почитав разные сайты о вокале. Информации в Интернете очень много, и она в основной своей массе справедливая и правильная.

Но главная сложность у людей, которые хотят попытаться что-то самостоятельно понять и сделать — как все это применить на практике. Я, конечно, тоже читаю все эти многочисленные статьи. Анализирую их и понимаю только одно: при правильном описании процессов людям практически не дают никаких конкретных директив. Каким именно образом можно почувствовать ту самую пресловутую опору?

Сперва разберемся, какую роль в вокале играет диафрагма, как ей пользоваться и какие ощущения она нам должна принести.

Диафрагма — это эластичная прослойка между брюшной и грудной полостью. Она находится под легкими и условно «‎разрезает»‎ тело надвое. Наши легкие — достаточно подвижная структура. Мы делаем вдох — легкие наполняются воздухом, увеличиваются в объеме, в том числе и вниз. И они упираются в диафрагму. Диафрагма, подпираемая легкими, тоже опускается вниз. Тело расширяется, раздвигаются ребра, и возникает небольшое чувство распирания, какое бывает, когда мы объедаемся, грубо говоря.

В прошлых статьях мы говорили о том, что вокальное дыхание — это дыхание чуть более объемное, нежели мы привыкли. И чтобы почувствовать, какие мышцы работают в момент, когда ты делаешь хороший, короткий, объемный вдох и эти мускульные ощущения закрепить, нужно разрабатывать объем вдыхаемого воздуха. Очень много вдыхать не надо — это может привести к зажатостям. Нужно просто разработать это ощущение, чтобы оно дошло до автоматизма. Вдохнули — и теперь мы должны прийти к волшебному ощущению той самой опоры.

Итак, мы вдохнули. Прочувствовали тело, ребра, диафрагму. Наша задача: когда мы начинаем выдыхать (а выдох эквивалентен звуку, то есть, мы выдыхаем — мы поем), удержать диафрагму в том положении, в котором она оказалась в конце вдоха. Выдыхаем, сохраняя ощущение распирания. Облокачиваемся на тело и диафрагму. ОПИРАЕМСЯ. Вот, в принципе, и вся сложность.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОПОРА?

Пение на опоре помогает равномерно распределять воздушную струю, контролировать ее.

Но, на мой взгляд, это даже не первая причина.

Есть такой дрессировщик собак — Сизар Миллан. Он ведет цикл замечательных передач про то, как нужно дрессировать собак. Одна из передач навела меня на интересную мысль о том, как работает вокальная опора.

Ситуация: Сизар гуляет с собакой. Собака идет рядом. Цель — отучить собаку от дурной привычки крутить головой и отвлекаться на посторонних собак и людей, которые проходят мимо. Он ведет ее на поводке. Собака начинает вертеться. Сизар, не останавливаясь и не снижая темпа, просто берет и ногой сзади дает ей хороший пендель. Не больно, но ощутимо. Собака встрепенулась, отвлеклась — и все, пошла дальше. Как только она опять начинает отвлекаться на что-то, он повторяет свой трюк.

Причем тут пение?

А мы так устроены. Когда мы поем, мы знаем, что поем горлом. Соответственно, именно там мы и трудимся, именно там создаем все мышечные напряжения. И на мой личный взгляд, поймать ощущение мышечной опоры нужно в первую очередь для того, чтобы дать себе тот самый хороший пендель. Отвлечь, перефокусировать внимание с горла на какое-то другое место.

Как только мы смещаем фокус внимания, у нас расслабляется то, что раньше было напряжено.

Это как шлепок во время укола. Чтобы человек расслабился в одном месте, нужно перевести его концентрацию на другое. Вот для чего еще нужно ощущение опоры, по моему мнению.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ НА ОПОРЕ

Наконец мы подошли к третьему вопросу — «‎как»‎.

Что нам на самом деле нужно — это создать контролируемый выдох.

В зависимости от того, какого результата мы хотим добиться в момент пения, выдох у нас может быть более интенсивным или менее интенсивным, длинным или коротким, прерывистым или ровным. Захотим — выпустим воздух медленно. Или быстро. Или ровно. Или волнообразно.

Собственно, контроль за выдохом нам даст впоследствии контроль за звуком, потому что именно выдохом мы и приводим в колебание наши связки.

Чтобы научиться ощущать опору, нужно делать определенные упражнения. В арсенале их лучше иметь не одно и не два, а пять или даже десять.

Рассматривание вещи под разными углами позволит получить более полное представление о ней. Больше шансов понять и почувствовать, что да — вот это сейчас у меня та самая опора работает, на которой я должен петь и пытаться извлекать все звуки.

Например, как когда мы хотим добиться рельефного пресса, мы не будем только подниматься. Мы будем и скручиваться, и прочее. Так же нужно поступать и для понимания мышечного ощущения опоры, чтобы организм это понял и закрепил (а он умный, он и так умеет это все делать, до него просто надо эту информацию донести).

Упражнения в основном элементарные и очень ассоциативные. Кто-то может сразу поймать нужное ощущение, а кому-то для этого понадобится больше времени и больше ассоциаций.

Итак, упражнения:

1. Кашель

Первое, самое элементарное упражнение: у нас чувство опоры присутствует тогда, когда мы кашляем глубоким бронхиальным кашлем. После долгого кашля у нас может болеть и брюшной пресс, и бока, и нижняя часть живота, и даже спина. То есть, мы понимаем, что мышцы работали.

Попробуйте глубоко вдохнуть и кашлянуть так, как будто хотите откашлять что-то застрявшее глубоко в груди. Кашель должен быть именно глубокий, а не легкий и поверхностный. В этот момент вы можете почувствовать то самое легкое распирание по всему периметру тела.

2.Задержка дыхания

Представим себе, что мы хотим вдохнуть, и на какой-то определенный счет задержать воздух. Чтобы понять, что все делаешь правильно и ощутить, как работает диафрагма и тело, нужно не просто вдохнуть и задержать это где-то вверху, а переместить вниз.

Раз — вдохнули. Два — задержали и одновременно опустили вдох вниз. Основная масса, тяжесть и мягкая устойчивость находятся в нижней части нашего тела. Это тоже позволит почувствовать распирание в тех местах, про которые мы говорили раньше.

3. Стаккато и легато

Очень помогают прочувствовать ощущение опоры упражнения на короткие звуки, так называемое стаккато. Нужно вдохнуть и короткими стреляющими звуками проговорить, например, звук «с»‎ или «ф»‎. Залог успеха — это максимально короткие, выстреливающие звуки: «с-с-с-с-с-с-с»‎. Не горлом, а как будто бы ты говоришь на легкий выдох. Эти ощущения распирания должны быть примерно похожи на те, которые мы обсуждали в предыдущих упражнениях.

Позже к ним нужно добавить длинные звуки — легато, удерживая их с теми же ощущениями в теле.

4. Демонический смех

Можно попробовать упражнения с театральным демоническим смехом. Представить себе, как гротескный злодей в какой-нибудь опере смеется демоническим смехом через раскатистую «Ха»:
«Ха-ха-ха-ха-ха!».

В этот момент тоже очень хорошо можно почувствовать, как отдает вот это мускульное ощущение по всему периметру тела.

5. Волынка, шина и матрас

Представьте себя большим матрасом с маленькой дырочкой. Начните выпускать через нее воздух, на длинный ,тихий звук «ссссс»,чувствуя легкое давление, распирание внутри своего тела.

При этом не нужно напрягаться или пытаться это давление выдать каким-то необычным образом. Просто представьте, что рот — это та самая маленькая дырочка в матрасе. Или в шине велосипеда. Ее никто не видит, воздух выходит потихонечку. Воздуха много, он идет ровной тихой струей. Когда-то он кончится, но когда — неизвестно. И шина при этом не совсем сдута, на ней можно даже кататься.

Или возьмем волынку. Вдохнули — волынка наполнилась воздухом. Понемногу и равномерно стравливая воздух, мы позволяем звуку свободно идти. Звучать так волынка может очень долго.

Нужно просто позволить себе равномерно выпускать воздух и чувствовать распирание в теле. Закрепить это ощущение и остаться в нем. Удерживать его спокойно, ровно и уверенно — столько, сколько возможно.

6. Кулачок

Что еще поможет почувствовать опору? Сжимаешь кулачок и оставляешь внутри небольшое воздушное пространство, чтобы можно было подуть себе в кулак. Сузить струю настолько, чтобы было достаточно трудно продуть кулак, но все-таки чтобы слишком не усердствовать. И сделать несколько коротких вдуваний. В этот момент ты очень четко почувствуешь, как работает твое тело.

При этом опять-таки вести себя надо достаточно уверенно и спокойно, расслабить плечи, шею, и просто прислушаться к своему телу, какие же в этот момент ты испытываешь мышечные ощущения. Они должны быть очень сходны с теми, которые описаны в предыдущих упражнениях.

7. Затянем пояса

Еще одно ассоциативное упражнение, которое, кстати, используют духовики. Завязываешь себе на талии ремень или эластичный пояс, чтобы он достаточно плотно прилегал к телу. На вдохе ты будешь чувствовать то самое распирание по всему ремню.

Дальше начинаешь выдыхать на считалочках (обычный счет, как при игре в прятки — сплошным звуком, без особых стараний), на длинном звуке «с» или «ф». Прекрасно подойдет и «Бла-бла-бла».

Опять следишь за тем, чтобы стоять уверенно, спокойно, не напрягая плечи, не задирая шею. На выдохе нужно стараться мышцами удерживать ремень. То есть, по всему периметру ремня ты пытаешься его как бы подталкивать телом изнутри. Без фанатизма. Повязать его нужно достаточно плотно, чтобы совершать меньше мышечных усилий на обратное сопротивление ремню.

8. Грузик

Еще замечательная штука: можно лечь на диван, удобно устроиться и положить себе на живот какой-то грузик, 5-6 килограмм. Это может быть гантелька или несколько увесистых книг. Придерживать все это руками и расслабиться, почувствовать груз, как он немножко продавливает брюшную стенку. Потом спокойно вдохнуть, опять короткими «с» и «ф» или легким покашливанием почувствовать, как наша брюшная стенка уплотняется и слегка подкидывает наш грузик.

На коротких выдохах-звуках легче поймать гипертрофированное ощущение опоры. Сделали, почувствовали, запомнили. Теперь наша задача — пролонгировать это ощущение, удержать его на длинных звуках.

Опять вдохнули — грузик поднялся. На выдохе — длинные «с», «ф», считалочки. Звук идет ровно, как будто сам по себе. Грузик удерживаем наверху.

Важно: во всех этих упражнениях напряжение должно быть достаточно легким. Не надо пытаться навалиться на это чувство, его нужно испытывать очень легко.

Не напрягаться!

Пение, особенно на начальном этапе, всегда связано с определенными тревогами и страхами. Человек начинает зажиматься, зажимать мышцы шеи, гортани, слишком кричать, что-то еще. Но воздуха нам нужно гораздо меньше, чем кажется при начальном знакомстве с пением. И концентрация на теле, на ощущении опоры, безусловно помогает нам.

Это отвлекающий фактор, который позволяет правильное, рабочее напряжение переносить на нижнюю часть тела и тем самым освобождать верх. Это необходимо, потому что аппарат и так находится в активной работе, он загружен. Там все очень сложно: связки маленькие, тонкие, их нужно очень аккуратно использовать в работе. И так же аккуратно использовать воздушный столб. Верхняя часть тела должна работать в очень экономном режиме. Любые лишние мышечные пережимы ведут к перегрузке в работе аппарата.

Расслабленность вокалиста, спокойная уверенность в момент работы — это самый основной и необходимый фактор. И мы должны всегда чувствовать стабильность именно в нижней части нашего тела. Это необходимо, чтобы не перегрузить аппарат.

Вообще любой вокальный тренинг в первую очередь нацелен на сохранность голоса. Лично для меня практическое понимание, как петь правильно — это некие правила безопасности. Без них, на мой взгляд, нельзя даже начинать петь.

Заключение

Часто можно встретить утверждения, что человечество очень долго не заморачивалось по поводу опоры, звука и дыхания, а больше занималось вокальными разработками. И прекрасно люди пели безо всякой теории. На мой личный взгляд, это происходило по простой причине: людям было доступно только межличностное общение. Человек приходил к преподавателю, и преподаватель с ним занимался. Происходило сразу практическое занятие, без введения в теорию. Но при этом дыханию все равно отводилась огромная роль при распределении звука. Просто занятия были индивидуальными и практическими, при непосредственном и полном контакте двоих людей. Все навыки по дыхательным техникам, по использованию той самой вокальной опоры, приходили к ученику достаточно незаметно для него в рамках урока.

А наше информационное поле сейчас огромно, оно расширено за счет Интернета, появилась возможность получать знания дистанционно. И это, с одной стороны, служит нам прекрасную службу. Раньше находили одного педагога — и был у нас только он. А теперь у нас может быть миллиард учителей.

Но с другой стороны, мы не в состоянии всю эту информацию пропустить через себя чисто физически. А уж тем более — понять, работает ли это на нас. Для того, чтобы уметь прислушиваться к своему организму, понять, правильное ты ощущение испытываешь или нет, тоже нужно иметь некий навык.

Тут нам и нужны конкретные объяснения, которые помогут не ошибиться в своих ощущениях и направить их в правильное русло в процессе самостоятельных занятий через Интернет. Поэтому статьи статьями, но живого урока с  преподавателем они все равно не заменят на все сто.

Ну что ж, друзья, думаю, что с базисом, нашим телом, мы точно разобрались. Еще один серьезный шаг — понять, как работать надстройкой, то есть нашим голосовым аппаратом. А потом — вперед и с песней!

На самом деле, не так страшен черт, как его малюют. Ставьте себе посильные задачи, двигайтесь шаг за шагом. И все получится. Не сомневайтесь.

Лениза Сайфулина — певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры.

© WAVEFORUM

Путь к уникальному звучанию

Онлайн курс | набор открыт

Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией

Опора – абстрактное вокальное понятие, которое каждый из исполнителей воспринимает и описывает совершенно по-разному. Некоторые исполнители воспринимают опору в качестве особенного ощущения в момент пения, другие характеризуют ее как сильный глубокий голос. Вокалисты, которые хорошо умеют петь на воображаемой опоре, считают опору остановкой потока воздуха в гортани или специальным напряжением мышц дыхательной системы.

Зачем вокалисту нужна опора

Воображаемая вокальная опора нужна исполнителю, чтобы снять лишнее напряжение со связок и добиться достаточного расслабления гортани. Владение подобными навыками помогает вокалистам сохранить здоровье связок и укрепить речевой аппарат. Исполнение музыкальных произведений создает большую нагрузку на человеческий организм, поэтому исполнителю необходимо научиться распределять силу напряжения, и верно контролировать воздушные потоки.

Если вокалист планирует заниматься пением долго и правильно, лучше сразу приобретать необходимые вокальные навыки в вокальной школе. Лучше не повторять популярные и типичные ошибки, а сразу учиться держать опору в момент исполнения с самых первых занятий.

Вокалист с навыками пения на опоре имеет громкое и четкое звучание. Исполнитель может легко управлять силой и интенсивностью звучания, повышать или понижать высоту голоса. Независимо от сложности музыкального произведения, у певца с опорой не слышно напряжение и перегрузка в голосе.

Как ощутить опору

Опору при исполнении музыкальных произведений представляют мышцы брюшного пресса. Специалисты рекомендуют положить 3 пальца над уровнем пупа или найти центральную часть солнечного сплетения. В этом месте вокалисту следует найти воображаемую опору в процессе исполнения песен разной сложности. Физиологически опорой считаются мышцы диафрагмы. Давайте рассмотрим основные методы, которые помогут найти опору:

  1. Достаточно выполнить рефлекс кашля. В момент кашлевых движений естественным образом напрягаются необходимые мышечные структуры.
  2. Вам потребуется небольшая палочка или легкий предмет продолговатой формы. Данный предмет стоит приложить к животу одним краем, а вторым необходимо упереться в стенку. В данный момент следует вдохнуть воздух и напрячь мышечные ткани пресса. Мышцами, которые оказались в сильном напряжении, следует стараться давить на предмет, который будет сильно упираться в стенку. Излишнее напряжение мышечного корсета будет создавать сопротивление и не даст животу вдавливаться.
  3. Вокалисту необходимо представить, что он приподнимает очень тяжелый предмет с пола. В этот момент автоматически напрягутся необходимые мышцы.
  4. В позе стоя желательно отклонить корпус назад, и задержаться в таком положении на несколько секунд. В этот момент напрягутся мышцы пресса, которые помогут не падать. Следом необходимо выпрямить тело, а нужные мышцы оставить в правильном напряженном состоянии.
  5. Ложитесь на пол и положите на живот тяжелый предмет, который не будет создавать дополнительный дискомфорт из-за слишком большого веса. Далее пробуйте мышцами живота приподнять указанный предмет вверх за счет усилия мышц, без привлечения силы воздуха или дыхания. Мышечные ткани, которые помогут вам удерживать предмет, представляют собой вокальную опору.

Вокальная опора представляет собой не только сильное напряжение правильных мышц живота, но и навыки удерживать воздушные массы мышечным корсетом диафрагмы. Чтобы проверить качество вашей вокальной опоры, вам необходимо ориентироваться на работу дыхательной системы: чем сильнее вы фиксируете кислород внутри легких и бережнее тратите его в процессе исполнения звука, тем лучше настроена исполнительская опора.

Упражнения для получения опоры

Правильное дыхание для вокалистов предполагает привлечение диафрагмы. Это массивная мышца, которая разделяет грудину и брюшную полость. В момент опускания эта мышца оставляет дополнительное пространство для совершения глубокого вдоха. В этот момент живот выдвигается вперед. Улучшить ощущение опоры в момент пения помогут специальные физические упражнения:

  1. Станьте перед зеркалом таким образом, чтобы положить одну руку на поверхность живота. Далее выполните вдох, выдвинув живот вперед. Постепенно выдыхайте, но очень медленно, чтобы живот как можно дольше оставался в напряженном положении.
  2. Станьте в позицию на четвереньках. Вам необходимо упереться локтями и коленями в пол. В таком положении стоит выполнять поочередные вдохи, пытаясь достать уровень пола животом. В момент выполнения упражнения грудина не должна совершать дополнительных движений.
  3. Рекомендуем сесть или стать, и напротив зажечь свечу таким способом, чтобы пламя располагалось примерно в 20 см от лица. Далее продолжайте выдыхать воздух в направлении свечки, чтобы огонек продолжал слегка колебаться, но не потух полностью.

Предложенные упражнения помогут всем вокалистам приобрести навыки правильного дыхания. В процессе вы научитесь совершать дыхательные движения, экономно тратить воздух и создать грудные резонаторы достаточного объема.

Чтобы улучшить ощущение вокальной опоры, вы можете поработать над качеством посыла звука в резонаторы. Громкость звучания должны обеспечивать не выдох или напряженность голосовых связок, а головной или грудной резонаторы. Вокалистам без достаточного опыта будет сложно понять, как направлять звук в резонаторы. В этом случае лучше обратиться к педагогу по вокалу. Если вы займетесь работой над полостями резонаторов, вы сможете ощутить вибрацию. Достаточно приложить руку к темени или грудной клетке в процессе пения.

Только постоянный контроль движений диафрагмы, головных и грудных резонаторов поможет вокалистам сделать звучание безупречным, глубоким и звонким. Не забудьте изучить технику выполнения правильного выдоха. Исполнителю стоит выполнять движения выдоха с полностью открытым горлом, задействованной диафрагмой и работающими резонаторами. Именно совокупность множества полезных навыков позволит каждому исполнителю почувствовать ощущение вокальной опоры.

Стоимость уроков вокала. Записывайтесь!


Спасибо!

Данные успешно отправлены

Подпишись на мой TELEGRAM

И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!

ПОДПИСАТЬСЯ



  • Про опору в пении: зачем она нужна?



  • О постановке голоса: что это?



  • О работе диафрагмы: как тренировать?



  • Пение легато и стаккато — два типа опоры.



  • Парадоксальное дыхание. Техника задержанного вдоха.



  • Ошибки при пении на опоре

Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?

Опора голоса и ее значение в пении

Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?

Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.

Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.

Но все вокалисты сходятся в одном:

благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.

опора дыхания и постановка голоса

Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы  — люди, которые активно используют голос в профессии.

В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.

Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.

Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе  «Основы пения»

Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.

Постановка голоса — длительный процесс:

Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.

ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ

Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:



  • диафрагму


  • мышцы ребер


  • переднюю брюшную стенку


  • косые мышцы живота

Подключаются при вдохе и мышцы спины, так как диафрагма крепится к верхнему поясничному отделу. Но тип дыхания спиной при пении удается почувствовать не всем, он достоин отдельной статьи. Для начала вам нужно научиться диафрагмальному дыханию, о котором я писала ранее, его также называют дыхание «животом».

диафрагма при пении, как работает диафрагма, диафрагмальное дыхание, дыхание вокал, дыхание пение, парадокс дыхания, опора дыхания, опора пения, опора вокал, пение на опоре

Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».

Два типа опоры дыхания в вокале

Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:

  1. Легато. Опора дыхания работает на удержание выдоха. Диафрагма не сдувается, легкие выпускают воздух плавно, экономично его расходуют. Голос словно льется одним потоком. Дыхания хватает на длинные фразы. Такой тип опоры используется, когда вы поете долгий протяжный звук. Она позволяет держать ноту так, чтобы та не дребезжала и не прерывалась. 
  2. Стаккато. Второй способ, которым мышцы влияют на выдох, связан с выталкиванием дыхания. Вместе с дыханием, вокальный пресс толкает звук. Голос становится отрывистым, но громким. Потому что голосовые связки плотно смыкаются от удара воздушного потока. Прием пения на стаккато тренирует подачу звука вперед. Используется на верхних нотах, чтобы сделать голос полётным, активным.

Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания. 

Во втором случае упражнения на стаккато «учат» диафрагму быть подвижной и толкать звук, чтобы спеть или сказать фразу громко, выдать сильные мощные ноты.

Полезно комбинировать распевки на два разных типа работы диафрагмы. В обоих этих случаях присутствует принцип удержания дыхания, без которого невозможно почувствовать опору. Многие ученики с легкостью осваивают диафрагмальное дыхание, делают правильный вдох «животом», но никак не могут научиться удерживать воздух, аккуратно расходовать его на длинных фразах. Важно уметь не выпускать весь воздух сразу. Без этого голос звучит слабо, теряет опору.

Парадоксальное дыхание. Техника задержанного вдоха.

Опорой дыхания часто называют пение на “задержанном вдохе”. Оно же — парадоксальное дыхание. Оно помогает понять, как должны работать мышцы, чтобы удержать выдох и создать голосу опору. Парадокс певческого дыхания заключается в том, что во время выдоха мы представляем, что продолжаем вдыхать!



  • Вдохните ртом на слоге «Ах!» как будто внезапно удивились или испугались. Задержите этот вдох. Не выдыхайте!


  • Проверьте, что вдохнули верно: ребра раздвинулись снизу, диафрагма опустилась, и вы ощущаете в ней некоторое напряжение.


  • Начните медленно выводить воздух на букву «с». Но оставьте нижние ребра раздвинутыми и диафрагму расширенной, словно вы все еще вдыхаете.


  • Воздух будет выходить равномерно и плавно, а расширенный мышечный каркас оставаться в небольшом напряжении и удерживать выдох.


  • Если получилось не сдуть ребра и выдохнуть плавно, повторите этот же выдох но уже с голосом на букву «З». Вы почувствуете, как голос стал звучать более плотно от давления воздуха.

парадоксальное дыхание вокал, пение на задержанном вдохе, задержанное дыхание вокал, как удержать дыхание пение, дыхание пение, парадокс дыхания

Разумеется, по мере того, как вы расходуете воздух, мышцы сдуваются и приходят в естественное положение, выводя остатки набранного. Это нормально, не толкайте их, сужайте плавно.

Наглядный пример задержанного дыхания:

Представьте, что вы набрали воду в шприц и начали ее выводить. Если вы надавите на поршень шприца плавно, то и струя воды из иглы будет равномерной. Если будете давить толчками, то и вода будет выходить рывками, а не одним потоком. В нашем случае вода — это ваше дыхание, а поршень шприца — мышцы, управляющие выдохом: ребра, передняя стенка живота, диафрагма.

Задержанный вдох позволяет диафрагме изначально удержать поток воздуха и не вылить «воду из шприца» рывком в одну секунду. Так работает и парадоксальное дыхание у вокалистов. Благодаря ему голосовые связки смыкаются ровно и плотно, а мы можем петь громко.

Опора дыхания — держать или дышать?

В работе с опорой голоса новички совершают одни и те же ошибки. Либо дают мало опоры звука, либо передерживают опору, пережимают мышцы.

Как петь неправильно: после вдоха вы выпускаете ВЕСЬ воздух, едва открыв рот, и сдуваете живот. Опора дыхания не успевает включиться. Это происходит из-за низкого тонуса вокальных мышц. Голос звучит сипло и тихо, с продыхом.

Тренируйте диафрагму на выносливость упражнениями. Следите во время пения — удерживает ли она воздух после вдоха или позволяет выйти ему сразу за секунды? Приучите себя к паузе и задержке дыхания после того, как вдохнули.

Еще одна частая ошибка, связанная с пением на задержанном вдохе — гипертонус диафрагмы, когда тело находится в напряжении. Это не дает расслабляться мышцам вообще, гипертонус держат вокальный пресс в расширенном состоянии постоянно. Что вызывает дискомфорт и зажимы голоса. Выпускайте воздух плавно, но придерживая. В этом и состоит «парадокс» вокального дыхания: выдох НЕ ВЯЛЫЙ, а вы находитесь В ТОНУСЕ, но не в зажиме.

Тренируй диафрагму — и все получится!

пение на опоре, опора вокал, опора дыхания, дыхание при пении, парадоксальное дыхание

Надеюсь, эти принципы помогут вам научиться дышать легко и свободно во время пения. Ведь базой для хорошего голоса всегда служило и будет служить крепкое поставленное дыхание, какую бы книжку по методике вокала вы ни открыли.

Узнав секрет опоры дыхания и разобравшись в его парадоксах, я советую вам сразу применять знания в практике. Чтобы вы смогли петь, подключая опору на автомате и уже не беспокоясь на ее счет, а наслаждаясь собственным голосом.

Помните: результаты появляются не за один день!

B даже не за один месяц. У профессиональных вокалистов начальный этап постановки дыхания занимает около полугода.

Ну и как всегда, жду ваше мнение о данном материале в комментариях!

Давно хотел описать всё понятно, без всяких «мячиков» под рёбрами, «горизонтальных энергий» и прочих выдумок, а также, чтобы объяснить суть процесса.

Итак, суть опоры в том, чтобы создать высокое давление в животе, а не в голосовых связках, при этом не требуется создание мощного потока воздуха, а лишь сильного давления (давление в нижней части лёгких будет соответствовать давлению в животе). Создаётся это давление тем, что диафрагма сопротивляется мышцам пресса. То есть, не нужен сильный выдох, а требуется сильное сопротивление выдоху, но дыхательными мышцами, а не горлом.

________________________________________________
Подробное описание для тех, кто хочет вникнуть, почему надо делать именно так. Кто не хочет сильно вникать, может не читать.
Пример: труба (музыкальная). Чтобы она играла нормально, недостаточно просто с силой дунуть в трубу — получится или хрип, или если и музыка, то дыхание за две секунды закончится. Трубачи до трубы создают высокое давление, для этого они не просто выдыхают с силой, а губами не дают воздуху быстро выходить, поэтому и надуваются щёки (их надувание имеет и ещё причины, но это — не к теме). Таким образом ещё перед трубой создаётся давление, а воздух постепенно выдувается. Он не просто слабо выдувается, тогда тоже было бы постепенно, но и силы звука не было бы. Нет, он выдувается с силой, но ему создаётся сопротивление, причём сопротивляется не что-то в трубе, а сам же трубач губами.
Теперь аналогия с опорой. Если просто слабенько постепенно выпускать воздух, то хватит надолго, но не будет силы голоса. Если выдуть с силой, то будет вроде сильный голос, но воздуха хватит на две секунды максимум. Надо выдыхать с силой, но ещё до голосовых связок (чтобы их не насиловать) создать выдоху сопротивление. Процентов девяносто нашего вдоха-выдоха — это диафрагма, к тому же ей есть анатомически чему сопротивляться — мышцы пресса. Итак, с силой выжимаем после выдоха воздух прессом, но диафрагмой сопротивляемся этому выдоху. За счёт этого получаем два результата: 1) сильное давление, но ещё до голосовых связок, их напрягать не приходится; 2) постепенное выпускание воздуха. Пресс напрягается с силой, достаточной для давления, которое вы хотите создать в момент пения и чтобы воздух не остановился вообще, а постепенно выпускался. Насколько постепенно — зависит от длительности фраз, которые поёте. Насколько сильно сжимать надо пресс — индивидуально. Если у вас слабенький пресс, но сильная, уже натренированная пением диафрагма, и к тому же надо выдать мощную ноту, то пресс напряжётся сильно (хотя пресс у всех здоровых людей в разы сильнее диафрагмы, специально его тренировать не нужно), если у вас сильный пресс, слабая диафрагма и нужны негромкие ноты, то и пресс особо напрягать не нужно. Вот суть этих «подушек», «мячиков» и подобных ощущений — давление, которое ощущается в животе или под рёбрами, возникающее оттого, что прессом мы сопротивляемся диафрагме. В какой позе кому удобнее создавать эту опору, с каким изгибом позвоночника — каждый должен пробовать сам, но главное — понимать суть того, что ты делаешь. А когда надо втягивать пресс? В основном лишь на сильно длинных фразах, в конце их, когда не хватает воздуха, а пауза, чтобы вдохнуть его, ещё далеко — тогда даже сгибаться, бывает, приходится и тазом выпячиваться вперёд, чтобы «довыжать» последние запасы воздуха. Но лучше учиться экономно расходовать воздух, не создавая громкости быстрым выдохом, а создавая её сильным давлением, сопротивляясь самому себе — прессом против диафрагмы. Именно на это создание давления, а не прокачку большого количества воздуха, у профессиональных певцов оперы и уходят силы, из-за чего за один концерт теряют несколько килограммов веса, или даже за два часа репетиции после плотного завтрака наступает сильный голод. Повторюсь — сила идёт на давление, создаваемое до горла, а не на прокачку большого количества воздуха. Запомните это.
Примеры из струнных инструментов, так как наши голосовые связки — подобия струн. В струнных инструментах тоже нет никакого потока воздуха, но их мощность зависит от размера деревянных дек — то есть, резонаторов. Причём одни деки усиливают высокие частоты, другие — низкие. Так же и в пении: нам не надо мощного потока воздуха, а надо, как в духовых инструментах, давления воздуха, создаваемого ещё до голосовых связок, и надо развивать резонаторы, которые усиливают разные частоты нашего голоса.
На этом конец отступления и надо переходить к прочувствованию и развитию опоры.
__________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ.
Первым делом посмотрите на рисунке, где находится диафрагма. Она разделяет грудную клетку наполовину — это после выдоха, когда она расслаблена. На полном же вдохе она становится горизонтальной и находится на уровне реберной дуги. Пробуем: делаем глубокий вдох «животом», при этом он выпячивается у кого больше вперёд, у кого — в бока, но вдыхаем максимально и в конце выдоха чувствуем на уровне нижних концов рёбер, то есть рёберной дуги, то, что выдавливает наши органы, находящиеся в животе, в первую очередь желудок, оно при максимально вдохе ощущается, как горизонтальная плоскость. Пробуем чуть отпустить воздух, чуть добавить — за пару раз вы почувствуете, что именно давит вниз — это диафрагма. Почувствовали? Хорошо. В ходе этих «пробований» мышцы пресса абсолютно расслаблены.
А теперь пробуем в конце вдоха начать мышцы пресса напрягать, втягивать, но диафрагмой продолжать давить вниз, то есть дальше вдыхать. Возникает ощущение сильного давления в животе — та самая «подушка» или «мячик», которые описывают при объяснении опоры. Чуть поднажмём прессом и начинаем по чуть-чуть отпускать диафрагму — воздух выходит, обычно у новичков при этом появляется из горла звук, похожий на стон, не пугайтесь — это нормально. Пробуем снова чуть ослабить пресс, но не прекращать давление полностью, и добавить нажатие диафрагмой — получаем дополнительный вдох. Если вы всё время будете давить и прессом, и диафрагмой, но лишь чуток менять их силу, то всегда будет сохраняться давление в животе — это ощущение соответствует опоре.

Важные моменты:
— у большинства людей автоматически напрягаются и мышцы промежности, но у некоторых — нет. Надо это делать, так как давление в животе возрастает очень сильно, и если не напрягать, не подтягивать вверх мышцы промежности, можно со временем получить выпадение прямой кишки и/или матки;
— мышцы пресса всегда толще и сильнее диафрагмы, так что не надо их втягивать с максимальной силой, а то диафрагма не выдержит, поддастся — и получится резкий выдох. При пении обычно мышцы пресса вообще держат в одном положении, не двигают ими туда-сюда (но мышцы напряжены), а двигают лишь диафрагмой, но для того, чтобы почувствовать опору, надо сначала пробовать их втягивать;
— как правило новички напрягают сразу всю грудную клетку и мышцы горла с ними, следите, чтобы горло было расслабленным, иначе получите зажимы;
— специально следить за сокращением нижней части грудной клетки не надо — мышцы пресса и так крепятся к ним и будут их стягивать при выдохе.

Продолжение упражнения. Развитие певческой опоры.
Если вы почувствовали эту «подушку» — почувствовали, как образуется сильное давление за счёт сопротивления пресса и диафрагмы, то приступаем к развитию. Итак, после вдоха, не обязательно совсем уж максимального, создаём давление в животе и начинаем, удерживая это давление, выпускать постепенно воздух, ослабляя диафрагму и петь на одном гласном звуке, можно выбрать классическое «а», а можно и другие гласные. Задачи:
1) Почувствовать разницу между обычным пением без опоры и пением с опорой. Если с опорой звук становится устойчивее, сильнее, то вы делаете правильно.
2) Растянуть пение на одном звуке надолго — секунд на 10-20, но можно и меньше, важно лишь, чтобы дольше, чем было раньше.

Если не получается пункты 1 и/или 2, значит, вы слишком быстро выпускаете воздух — сильно резко расслабляете диафрагму и воздух уходит быстро (то есть типичная ошибка — не сильное давление, а сильный выдох), или вы не прочувствовали диафрагму. Решение следующее: выдыхаете побольше воздуха из лёгких, чтобы аж живот втянулся, потом слегка вдыхаете — и сразу сопротивляйтесь сжатием пресса, продолжая пытаться вдыхать. В таком случае лучше чувствуют многие диафрагму и эту область высокого давления, она в этом случае ощущается чуть выше. И второй плюс — после этого маленького вдоха лучше происходит выдыхание воздуха постепенно — нечего просто выдыхать, воздуха мало. И тогда учащийся лучше создаёт высокое давление. Скорее всего, именно на этом основывалась классическая итальянская школа, требовавшая петь со втянутым животом. Когда втянутый живот не даёт много вдыхать, певец учится петь с сильным давлением, а не просто побольше вдувать-выдувать воздуха. Мы же знаем, что чем вызвано, и когда почувствуете таким способом опору, можно постепенно начать вдыхать и больше.

Когда у нас получается тянуть с опорой гласные, можем поставить ещё промежуточную задачу — петь звуки стаккато (рывками), что при неумении приводит к резкому выпусканию воздуха, если же обучиться, то будет и рывками, и без растрат воздуха. Следующая задача — декламирования текста. Можно и не стихи, но не все могут сразу придумать, что говорить, чтение с текста отвлекает, а декламирование известных нам текстов наизусть даёт возможность сосредоточиться уже не на тексте, а на опоре. Текст должен звучать выразительно, громко, то есть не криком, а звонко, и вы должны чётко чувствовать, что для повышения громкости повышаете и это давление — за счёт того, что сильнее давите прессом против диафрагмы. Но не должна повышаться громкость за счёт быстрого выдоха или за счёт напряжения горла. А уже на каких стихах — дело личное: кому лучше идёт на тексте «…когда же чорт возьмет тебя», мне лучше — на словах «я вас любил — деревья гнулись!»:), важно, чтобы это получалось.

И следующий этап — уже конкретно пение с опорой. Несколько моментов:
1) Достичь сразу максимальной мощности вы не сможете, даже если всё сделаете абсолютно правильно. Потому что диафрагма — тоже мышца, со временем, в процессе пения с опорой она разовьётся, станет сильнее, тогда вы и получите свою максимальную громкость — и то при отсутствии зажимов, использовании резонаторов и других моментов, обучаемых при пении. Поэтому не ставьте себе задачу сразу добиться максимальной громкости, иначе перейдёте на крик и будете вредить связкам.
2) Отвыкайте, когда доходите до мест в пении, когда надо выдать максимально громкую ноту, от сильного выдоха, то есть выдоха большим потоком воздуха. Тренируйтесь сначала на одном звуке или слове: ещё без звука сожмите пресс против диафрагмы максимально сильно, а потом уже выдайте это слово с нужной громкостью. Если научитесь так делать отдельно, то потом и в песне оно будет идти легко. Потому что многие годами поют с опорой, и с сильной, но на таких местах всё же срываются на быстрый выдох и не могут дотянуть фразу.
3) Учитесь петь тихо, но с опорой. То есть, обязательно присутствует область давления под рёбрами, но оно создаётся слабее. При этом звук будет другой, отличающийся от просто тихого голоса, который мы выдаём без опоры. За счёт такого пения с опорой, а также за счёт хороших обертонов на высоких частотах многие оперные певцы на piano могут пробивать своим голосом оркестр. Сделай они это без опоры — ничего не получилось бы.
4) Некоторые певицы, которые имеют низкий голос, высокие ноты могут брать лишь тихо, когда же надо громче, то получается писк, они тогда давят потоком воздуха на связки, те расширяются — и получается как бы высокий голос без писка. Но при этом: с опорой так получается плохо, поскольку есть давление, но нет потока воздуха, который бы распирал связки, поэтому получается, что выдоха надолго не хватит. К тому же со временем связки не выдерживают — и начинается визгливый голос, так как связки просто дрожат от такого напряжения, а со временем и сам голос садится. Посоветовать тут нечего, кроме «контральто, не лезьте в сопрано, а развивайте свой, красивый женский грудной голос». Ну, а то, что публика и жюри требуют именно высоких женских голосов — печальный факт, и я тут ничего не поправлю. Просто отмечаю этот момент: если на высоких нотах не получается тянуть с опорой и долго, задумайтесь, а не завышено ли вы поёте?

И ещё немножко о ложной опоре. Типичная ложная опора — когда сопротивляются голосовыми связками против потока воздуха. Это характерно для всех новичков, получается крик, натужный звук, но у некоторых при достаточно мощных связках такого пения хватает надолго. Но и опытный слушатель услышит разницу, и связки будут уничтожены рано или поздно. Самые талантливые могут выдержать лет 10-15, потом связки сорвутся. Старайтесь этого избегать — так, конечно, легче вначале, чем развивать диафрагмальную, правильную опору, но и результаты будут хуже. А вот второй способ ложной опоры хитрее. Его часто используют в экстремальных видах пения. Выдыхают так, чтобы не только шёл выдох животом, а и грудная клетка сжималась так, чтобы грудина прижималась ближе к позвоночнику. Как при таком экстрим-дыхании создаётся давление, в отличии от просто сильного выдоха и опоры. Сдавливая лёгкие рёбрами, сжимаются и дыхательные пути (трахею, бронхи), поэтому воздуху создаётся сопротивление — аналог сопротивления диафрагмой. Но, чтобы сжать бронхи и трахею через всю лёгочную ткань, силы прикладываются куда больше, чем просто при сопротивлении диафрагмы — межрёберные мышцы + мышцы спины + грудные мышцы в сумме куда сильнее диафрагмы (неразвитой). Поэтому голос может получаться и мощнее, чем при нетренированной опоре, но и нагрузка на пресс и лёгкие сильнее, хоть и нет нагрузки на связки. Так что лучше всё же учиться сопротивляться диафрагмой, развивать со временем её силу. Это и легче для лёгких — они не сдавливаются, сдавливание идёт в животе, а мощность можно развить тоже неслабую — оперные певцы пробивают голосом два полных оркестра — и без микрофона слышно в зале каждое слово. Просто это дольше и требует более тонких ощущений.

Вот примерно и весь опыт, собранный в одном месте. Опора — основа профессионального пения, особенно академического, и я старался объяснить суть, что собой являют эти «мячики» и подобные образные вещи, что какими мышцами вызывается, и на какие мелочи надо обращать внимание. Без этих многих мелочей было бы намного короче, но лучше уж пусть всё будет в одном месте, чем то в одной теме, то в другой, и лучше знать сразу наперёд, чего надо остерегаться, чем наступать лишний раз на те грабли, на которые уже наступили до нас тысячи и тысячи других.
С хорошей опорой можно петь много чего. Штробас с опорой звучит, как бас-профундо, появляется явная певческая форманта. Горловое пение с опорой и звучит мощнее, свистковые регистры просто уши закладывают, и не приносит вреда здоровью певца. В горловом пении учения об опоре я не нашёл, а жаль — многие мастера горлового пения гробят себе им здоровье, так как это пение вообще нелёгкое, а без опоры — и подавно. И потом находят у них на вскрытиях жуткие изменения в лёгких, да и много других бед. О вреде же для голосовых связок при обычном пении, кажется, и вспоминать не надо — и так все знают. С опорой этот вред исключается, если только не лезть в крайние частоты, на которые наши голосовые связки не рассчитаны. А так — всё будет хорошо, хоть и потребует времени и стараний — никто за вас петь вас не научит.

Желаю всем, кто ещё не овладел опорой, научиться этому и радоваться пению, и радовать своим пением других!

Котвицкий Леонид

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прототип 2 как найти бен лангхем
  • Как по инн найти дату рождения человека
  • Как найти коэффициент замены
  • Как составить таблицу расчетов в excel
  • Как найти предложения в романе