Как найти опознавательные признаки в словах

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах»  «Таблицы«, «Фонетический разбор» «Орфография в табл.»,  «Орфографический разбор»

Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям

Тип буквенных орфограмм

  1. Гласные – (слабая позиция) безударность гласного [малако]; (сильная позиция) — наличие шипящего и ц перед гласными маш[ы]на, ц[ы]фры
  2. На согласные – (слабая позиция) -конец слова слог — сло[к]; — стечение согласных сердце – [с’эрцэ] (сильная позиция) — н перед суффиксом длинный, — н перед окончанием здоровенный
  3. ь неразделительный – (слабая позиция), -мягкие согласные — (сильная позиция) [ца] на конце глаголов, смеё[ц]а; -шипящие на конце слова спишь
  4. ь и ъ разделительные (сильная позиция) — звук [й] после согласных съем —[сй’эм] и перед гласными вьюга — [в’й’уга]

Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)
Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
Непроизносимые со­гласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в на­чале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
ь на конце имен суще­ствительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Фонетический разбор

Тест на тему Опознавательные признаки орфограмм
#фонетический_разбор
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах»  «Таблицы«, «Фонетический разбор» «Орфография в табл.»,  «Орфографический разбор»

Найти орфограмму в слове можно по опознавательному признаку. Орфограммой называется языковая задача, место в слове, в котором возможно написать ошибку. Находим орфограмму, определяем ее название и определяем ее опознавательный признак.

Например, орфограмма лаг — лож. Опознавательный признак согласный на конце слова. Пишется А, если согласная Г и пишется О, если согласная Ж.

Орфограмма корни зар — зор. Опознавательный признак ударение, от которого зависит, какая гласная будет в корне слова.

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательные
признаки

гласные буквы
согласные буквы

— безударность; —
шипящие и Ц перед гласными; — конец
слова; — стечение согласных; — Н перед

гласными в конце
слова

не обозначающие
звуков

Ь неразделительный

— мягкие согласные;
— шипящие на конце слова;

-ца на конце глаголов

Ъ и Ь разделительные

— звук [и] после
согласных и перед гласными е, ѐ, ю, я,
и

заглавные буквы

— начало предложения,
текста; — наличие собственных имен и
собственных наименований

дефис

— сложные слова; —
приставки кое-, в-, по-, — суффиксы
-нибудь, -либо, -что; — частицы -то, -ка.

слитные и
разделительные написания (пробел)

— не, ни, бы, же;
предлоги, сложные слова

чѐрточка

(при переносе)

конец строки

Орфограмма содержится
не в каждом слове, не на любой границе
слов, например, в словах дом, шар, лак и
между словами красивый цветок, человек
читает орфограмм нет.

Чтобы найти орфограммы
в слове, необходимо знать их опознавательные
признаки. Примеры опознавательных
признаков орфограмм можно найти в
таблице, составленной М.Т. Барановым.

После того как
определен опознавательный признак, по
которому можно найти орфограмму, следует
указать условие выбора правильных
написаний в словах, т.е. определить, что
необходимо написать в том или ином
случае.

Условия выбора —
это фонетические, словообразовательные,
морфологические, синтаксические и
смысловые особенности слов, которые
способствуют определению, какие буквы
следует писать.

В орфографическом
правиле обычно комбинируются 2-3 условия
выбора. Например, в правиле о правописании
гласных О и Е в суффиксе прилагательных
-ОБ- (-ЕВ-) их выбор зависит от ударения
(фонетическое условие), от положения
гласной после шипящей (фонетическое
условие), от нахождения в суффиксе
(словообразовательное условие). Всего
их три. Правило формулируется таким
образом «В суффиксах прилагательных
после шипящих под ударением пишется
буква О, без ударения — буква Е». Например:
ежовый, грошовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические
особенности слов — это позиция и характер
фонемы (ударение, безударность, мягкость,
озвончение и оглушение), например:
далѐкий (даль), дружок, деревья, большой,
низкий.

Словообразовательные
особенности — это в какой части слова
находится орфограмма или слово является
однокоренным, например: прекрасный,
жучок, сад — садовый.

Морфологические
условия указывают на часть речи и ее
признаки: долг (сущ., II скл., им.п.),
использует (глаг., I спр., 3 л. ед.).

Синтаксические
условия указывают на связь слов, например:
каким? высоким мастерством.

Смысловые условия
определяют значение слова или значение
части слова, например: посидеть на
скамейке, рано поседеть, прибрежный
(близость).

2.
Приложение
— определение, выраженное существительным.
В большинстве случаев приложения
согласуются с определяемым словом в
падеже и числе: Донец-река.
Приложения,
представляющие собой имена собственные
в условном, переносном значении, являются
несогласованными: ледокол
“Арктика”.

Приложения смогут
обособляться с помощью кавычек, запятых,
тире, могут присоединяться к определяемому
слову с помощью дефиса.

1.Несогласованные
приложения, представляющие собой имена
собственные в переносном значении,
выделяются кавычками: гостиница
“Россия”
.
Исключениями являются некоторые прозвища
людей: Всеволод
Большое Гнездо.

II..Дефис ставится
между двумя одиночными (нераспространенными)
именами существительными, причем обычно
приложение стоит после определяемого
слова и сливается с ним по смыслу:
инженер-конструктор.
Если определяемое слово выражено именем
собственным, то дефис ставится при
позиции приложения после определяемого
слова: Москва-река,
Астрахань-город

(но река Москва,
город Астрахань
).

Примечания

Дефис не ставится:

  1. если приложение в
    позиции перед определяемым словом
    может быть заменено однокоренным
    согласованным определением: старик
    крестьянин (
    старый
    крестьянин);

  1. если первое из двух
    нарицательных существительных обозначает
    родовое понятие, а второе — видовое:
    птица грач,
    дерево береза
    .
    В случаях, когда подобное сочетание
    существительных обозначает сложный
    научный термин, дефис ставится:
    заяц-беляк,
    бабочка-лимонница.

  1. если первым элементом
    являются общеупотребительные
    слова-обращения: гражданин,
    мистер, фрау и т.п.

III.Запятыми приложение
обозначается практически в тех же
случаях, что и обособленные определения:

1.Распространенные
приложения, стоящие после определяемого
слова:Девочка, любимица отца, вбежала
смело…(Л.Толстой).

Приложения, стоящие
перед определяемым словом, обособляются
в том случае, если имеют оттенок бытийности
и могут употребляться со словом “будучи”:
Несчастью
верная сестра, надежда в мрачном
подземелье разбудит бодрость и веселье…

(А.Пушкин). Сравните: Будучи
несчастью верной сестрой, надежда …

2.Нераспространенные
приложения, стоящие после определяемого
слова, особенно если перед определяемым
словом стоит другое определение: Он
остановил коня, поднял голову и увидел
своего корреспондента, дьякона

(И.Тургенев).

Примечание:
нераспространенное приложение, стоящее
после определяемого слова, обособляется
и тогда, когда оно одиночное.

3.Приложения,
относящиеся к личному местоимению: Мы,
артиллеристы, хлопотали возле орудий

(Л.Толстой).

4.Приложения, имеющие
добавочное обстоятельственное значение
(чаще всего с союзом “как”,
имеющим значение причины): И
Биркопф, как человек сметливый, тотчас
воспользовался исключительностью
своего положения
(Л.Толстой).
Смышленые
звери, бобры зимуют разумно
(Д.Зуев).

5.Приложения,
отделенные от определяемого слова
другими членами предложения: Пусть
кремлевские темные ели тихо-тихо стоят
на заре, островерхие дети метели, наша
память о том январе
(Я.Смеляков).

Примечание:
иногда определяемое слово в предложении
отсутствует, но может быть восстановлено
из контекста или по смыслу: Дитя
сама, в толпе детей играть и прыгать не
хотела
(А.Пушкин)
— в данном случае определяемое слово
Татьяна
отсутствует.

6.Возможно сочетание
нескольких случаев обособления
приложений:
Лучший слесарь на фабрике и первый силач
в слободе, он держался с начальством
грубо…

(М.Горький). В данном случае приложение
обособляется из-за отнесенности к
личному местоимению и добавочного
значения причинности.

Помимо указанных
случаев, совпадающих с нормами обособления
согласованных определений, приложения
могут обособляться в следующих случаях:

1.Приложение,
выраженное именем собственным, стоящим
после определяемого слова — имени
нарицательного, выделяется при ярко
выраженном значении уточнения, пояснения:
Хозяин сакли,
Садо, был человек лет сорока

(Л.Толстой); Глава
семейства, Владимир Михайлович Головлев,
еще смолоду был известен своим безалаберным
и озорным характером

(М.Салтыков-Щедрин).

При отсутствии
указанных значений имена собственные
знаками пунктуации не выделяются: Глава
семейства Владимир Михайлович Головлев
еще смолоду…

2.Обособляются
приложения, стоящие , как правило, после
определяемого слова и присоединяемые
к нему словами даже,
например, в особенности, то есть, или

(в значении то
есть
), в
том числе
и
т.п. (В этом случае приложение имеет ярко
выраженное значение уточнения.):Многие
с прошедшего бала на меня дуются, особенно
драгунский капитан

(М.Лермонтов). Отец
показал мне деревянный ларь, то есть
ящик, широкий вверху и низенький внизу

(С.Аксаков).

IV.Тире при обособлении
приложения применяется в следующих
случаях:

1.Для отделения
приложения от однородных членов
предложения:
Живет у нас бывший корабельный врач —
быстрый и строгий старик, большой знаток
музыки…
(К.Паустовкий);
Запомним же
русские их имена, что дороги будут для
внуков: Здоровцев Степан — командир их
звена, пилот Харитонов и Жуков

(А.Твардовский). Если в подобных
конструкциях приложение выделить
запятыми, то возникнет смысловая
неясность с количеством однородных
членов в ряду и наличием и отнесенностью
приложения.

2. При интонационном
подчеркивании самостоятельности
распространенного приложения, имеющего
ярко выраженное уточнительное, поясняющее
значение: По
ночам часто плакал во сне Фунтик —
маленькая рыжая такса

(К.Паустовский).

Примечания:

1.Недопустимо
смешивать при обособлении приложений
запятые и тире. Если обособленное
приложение находится в середине простого
предложения, то оно выделяется с двух
сторон одинаковыми знаками — или тире,
или запятыми:
За лугами, за старицами — приютом щук и
прочей рыбы — видна полоса
песков…
(К.Паустовский).

2.Если обособленное
приложение, выделяемое тире, заканчивается
на границе однородных членов (между
однородными членами), то второе тире не
ставится: Я
начал говорить об условиях, о неравенстве,
о людях — жертвах жизни и о людях — владыках
ее
(М.Горький).

Билет №10

1. В
следующих корнях пишется
и,
если есть суффикс
а

бер — бир

дер
— дир

мер — мир

пер — пир

тер —
тир

блест — блист

жег — жиг

чет
— чит

стел — стил

соберу —
собирать

задеру — задирать

замереть
— замирать

запереть — запирать

стереть
— стирать

блестеть — блистать

разжечь
— разжигать

зачесть — зачитать

расcтелю
— расстилать


Исключения:
чета, сочетание, сочетать

Кас/кос


Если
есть суффикс а
— пишется кас,
если нет — кос

касание — прикоснуться

Мак/мок

Мак
— пишется в словах со значением «погружать
в жидкость»

Мок
— со значением «пропускать жидкость»
или «содержать жидкость»

обувь промокает,
мокрица

Плав/плов

Плов
пишется в словах пловец,
плавчиха, пловцы

и производных от них

Плав
— пишется во всех остальных словах
(сплавлять
лес
)

Скак/скоч

В
корне скак
— пишется гласная а

В
корне скоч
— пишется гласная о

скакать,
соскочить

Исключения:
скачу, скачок

Лаг/лож

В
корне лаг
— пишется гласная а

В
корне лог
— пишется гласная о

слагать,
сложить

Исключение:
полог

В следующих корнях
пишется без ударения
о,
под ударением
а

гар — гор

зар
— зор

клан — клон

твар — твор

загар — загореть

зарево
— зорька

кланяться — поклон

тварь
— творец

Исключения:
заря, зоревать, утварь, изгарь (что-то
перегоревшое), пригарь (привкус
гари)

Рос/раст/ращ

В
корне рос
— пишется гласная о

В
корнях раст,
ращ
— пишется
гласная а

выросший, растение,
наращение

Исключение:
Ростов, отрасль, росток, ростовщик,
Ростислав, подростковый

Равн/ровн

Равн
— пишется в словах со значением «равный,
одниаковый»

Ровн
— со значением «ровный, гладкий, прямой»

уравнение,
уровень

Исключение:
равнина

2.
Дополнение

второстепенный
член предложения с предметным значением.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных
падежей и выражается теми же частями
речи, что и подлежащее:

1) существительным
или местоимением-существительным в
косвенных падежах с предлогом или без
предлога:

Я читаю письмо и
думаю о тебе.

2) любой частью речи
в функции существительного:

Он посмотрел на
вошедшего.

3) инфинитивом:

Все просили её
спеть.

4) числительным:

Разделите десять
на два.

5) фразеологически
свободным сочетанием числительного с
существительным в Р. п.:

Я купил пять книг.

6) фразеологически
связанным словосочетанием:

Я прошу тебя не
вешать нос.

Дополнения поясняют

1) основное – глагол
(примеры см. выше)

2) существительное
со значением действия или деятеля:

Он руководитель
кружка.

Он осуществляет
руководство кружком.

3) прилагательное в
краткой или – редко – в полной форме:

Я зол на друга.

4) сравнительную
степень прилагательного или наречия:

Роза ароматнее
других цветов.

Он прыгнул выше
отца
.

Если дополнение
относится к переходному глаголу или к
наречию, называя объект, на который
направлено действие, и выражается формой
винительного падежа без предлога, то
такое дополнение называется прямым.
Кроме формы винительного падежа без
предлога слов любой именной части речи
(Я уже читал
эти книги
),
прямое дополнение может выражаться:

1) формой Р. п. без
предлога в отрицательных предложениях:
Я не читал этих
книг
;

2) формой Р. п. без
предлога при переходных глаголах,
совмещающих значение достижения
результата с количественным значением:
Пойду куплю
хлеба
;

3) формой Р. п. при
некоторых наречиях – сказуемых безличного
предложения: Мне
жаль потраченного времени.

Все остальные
дополнения – косвенные.

Обособленные
дополнения

– это

выделенные интонационно
и пунктуационно падежные формы имен
существительных с предлогами или
предложными сочетаниями (кроме, вместо,
помимо, сверх,
за исключением и др.), имеющие значение
включения, исключения, замещения. Я
ничего не мог различить, кроме мутного
кручения метели (П у ш к и н). Вместо
сбивания кольев, можно воспользоваться
стволами растущих вблизи деревьев (А р
с е н ь е в). Многие из бойцов, помимо
своей винтовки, были вооружены трофейными
автоматами (Б,- П о л е в о ъ). Настроение
экипажа, сверх обыкновения, было
приподнятое (Н о в и к о в-П р и-б о и). От
сытного котла все казаки были веселые,
зa исключением Степана Астахова (Ш о л
о х о в). Обособление дополнений связано
с их смысловой нагрузкой, степенью
близости к основной части предложения,
объемом конструкции, желанием говорящего
или пишущего подчеркнуть их роль в
предложении, стилистическим заданием.
Обособленные обороты этого типа обычно
не выражают объектных значений, не
связаны по смыслу с действием как
предмет, на который переходит действие
или который является результатом
действия и т. д., поэтому причисление их
к дополнениям и обозначение термином
“обособленные дополнения” весьма
условно. Основание для этого чисто
внешнее — связь предложного управления
и возможность поставить к ним падежный
вопрос”

Билет №11

1. Буквы
о, ё, е на
месте ударных гласных

После ж,
ш, ч, щ
для
передачи ударного гласного эпишется
буква е,
напр.: жесть,
качели,шелест, женьшень, щебет, же

(название буквы), на
меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек,
Шеннон.

Примечание.
О случаях написания после шипящих буквы
э.

После ж,
ч, ш, щ
для
передачи ударного гласного опишется
буква о или
ё.

Буква о
пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен
существительных и прилагательных, а
также в суффиксе наречий ,
напр.: плечо,ножом,
плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой,
вожжой, свечой, душой, пращой;чужой,
большой, чужому, большому; свежо, горячо,
хорошо, общо

(краткие формы среднего рода прилагательных
и наречия).

2. В суффиксах имен
существительных:

-ок,
напр.: кружок,крючок,
петушок, борщок, прыжок, толчок, и в
производных от таких слов:кружочек,
крючочек, прыжочек и т. п.;

-онок
и -чонок,напр.:
медвежонок,
мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок;
-оныш:ужоныш;

-онк(а)
и -онк(и),напр.:
книжонка,
ручонка, рубашонка, распашонка,
деньжонки,брючонки, стишонки;

-овк(а)
(в отыменных производных словах), напр.:
чижовка
(самка чижа), мышовка(грызун),
хрычовка,
мелочовка;

-об(а):
чащоба,
чищоба
(лесная
вырубка); то же в слове трущоба,
где суффикс в современном языке не
выделяется, и в созданном по его образцу
ироническом образовании хрущоба.
Исключение: в слове учёба
пишется ё;

-отк(а):
трещотка;

овщин(а):
поножовщина.

3. В суффиксе имен
прилагательных -ое-,напр.:
ежовый, парчовый,
грошовый, холщовый
,
а также в существительных на -овка,
-овник,

производных от прилагательных с суффиксом
-ов- (-ев-):
грушовка и
грушовник

(ср. грушевый), ножовка
(ср. ножевой
и вариант ножовый),
алычовка
(алычовый), гужовка (гужевой), пуншовка
(пуншевый), клещовка
‘цапля
с клещеобразным клювом’ (клещевой),
драчовка (драчовый
,от
драч
‘род рубанка’), плащовка
(плащевой),речовка (речевой), борщовник
(борщовый), ужовник (ужовый)
.
Так же пишется слово крыжовник,
где суффикс в современном языке не
выделяется.

Примечание 1.
Отыменные существительные на –овка
типа
мелочовка, ножовка, плащовка
следует
отличать от отглагольных существительных
типа ночёвка.

Примечание 2.
В русских фамилиях на шипящий +-ов
(-ёв)
пишется о
или ё
в соответствии с традицией и с регистрацией
в официальных документах: ср., например,
Чернышов и
Чернышёв,
Калачов
и
Калачёв, Хрущов
и Хрущёв;
Емельян Пугачёв.

4. В суффиксе
прилагательных и наречий -охоньк-,напр.:
свежохонький,
хорошохонько
.

5. На месте беглого
гласного о
в именах существительных и прилагательных,
напр.: жор,
обжора,прожорливый

(ср. жрать),
жом(ср.
жму),
ожог, поджог,
пережог, изжога
(ср.
жгу, жгла);
рожон
(ср. род.
п. рожна), шов
(шва); княжон

(род.п. мн. ч. от княжна),
ножо́н
(род.п. от ножны́
— устар. вариант слова но́жны),мошон,
мошонка
(род.
п. мн. ч. и уменьш. от мошна),
кишок,кишочки

(род. п. и уменьш. от кишки),
квашонка

(уменьш.от квашня),
кошомка и кошомный

(от кошма),очочки
(от очки),
очочко(от
очко),
смешон
(краткая форма муж. рода от смешной);
сюда же относятся слова с суффиксом-ок:
крючок, прыжок

(род. п. крючка,прыжка)
и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах
учёт,зачёт,
начёт, счёт, расчёт

(ср. учту, зачту,
начту,сочту, разочту
)
пишется буква ё

Примечание.
Так же, как смешон,
пишутся в
необходимых случаях просторечные
варианты кратких форм муж. рода страшон,
должон, нужон.

6. В тех корнях русских
слов, где гласный опосле
шипящих всегда ударный и не чередуется
с э
(на письме ё):
жолкнуть
пожолкнуть),
жостер, жох,
зажор
(и вариант
зажора),
ужо; чокаться,
чокнутый,чомга, чопорный, чох, чохом;
шоркать, шорох, шоры

шорный,шорник).

Так же пишется слово
вечор
вечорошний),
хотя оно родственно слову вечер
вечерний).

С буквой о
пишутся некоторые русские собственные
имена, напр.: Жора,
Жостово, Печора

(река), Печоры
(город), Шолохов.

7. В корнях заимствованных
(иноязычных) слов. Перечень основных
слов: боржом,
джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон,
тамбурмажор,форс-мажор; анчоус, харчо,
чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор,
торшон,шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы,
шоу
; то же в
собственных именах, напр.: Джон,
Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс.

Во всех остальных
случаях для передачи ударного гласного
о
после ж, ч,
ш, щ
пишется
буква ё,
а именно:

1. В глагольных
окончаниях -ешь,
-ёту -ём,-ёте
,
напр.: лжёшь,
стрижёт, печём, толчёте
.

2. В глаголах
несовершенного вида на -ёвыватьи
отглагольных существительных на
-ёвывание,
напр.: размежёвывать,
выкорчёвывать, перекочёвывать,
затушёвывать;размежёвывание,
выкорчёвывание, затушёвывание
;
в страдательных причастиях на -ёванный,
напр.: размежёванный,раскорчёванный,
затушёванный
.

3. В отглагольных
существительных на -ёвка,напр.:
ночёвка
(от ночевать),
корчёвка,
перекочёвка, размежёвка, ретушёвка

(от ретушировать),
лущёвка
(от лущить).

4. В суффиксе
существительных -ёр,напр.:
дирижёр,
ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр,
массажёр
.

5. В суффиксах
страдательных причастий и отглагольных
прилагательных -ённ-
и -ён-,
напр.:напряжённый
напряжён),
прожжённый,
пропечённый, размягчённый, отрешённый,
упрощённый;гружёный, жжёный, печёный,
учёный, тушёный, вощёный
;
то же в словах,производных от таких
причастий и прилагательных, напр.:
напряжённость,отрешённость,
упрощённость, учёность, напряжённо,
отрешённо, упрощённо,напряженка, жжёнка,
тушёнка, сгущёнка
.

6. На месте беглого
о
в глагольных формах прошедшего времени
муж. рода: жёг
и приставочных (зажёг,
обжёг, сжёг, пережёг, поджёг

и др.; то же в причастиях: поджёгший
и др.; ср. зажгу,
зажгла
), -чёл
(прочёл, учёл
и др., ср. прочла,
учла),
шёли
приставочных (пришёл,
ушёл
и др., ср.
шла,пришла,
ушла
). При этом
написание глагольных форм с корнем жёг
противопоставлено написанию однокоренных
существительных с буквой о:
ожог, поджог,
пережог
.

7. В тех корнях русских
слов, где ударному звуку о соответствует
в других однокоренных словах или формах
гласный (ударный или безударный),
передаваемый буквой е.
Далее приводится перечень основных
слов с такими корнями (в скобках
указываются однокоренные слова или
формы с буквой е
после ж, ч,
ш, щ
).

Корни с сочетанием
жё:

жёваный (жевать),

жёлоб (желоба,
желобок, желобчатый),

жёлтый (желта,
желтоватый, желтеть, желток),

жёлудь (желудей,
желудок ‘маленький желудь’,желудёвый),

жёлчь, жёлчный
(ср. варианты
желчь, жёлчный;
желчевой, желчевик),

жёны, жёнушка,
жёнка, молодожён (жена, женин,женщина,
женский, женится, жениться),

жёрдочка (жердь,
жердей, жердяной),

жёрнов (жернова,
жерновой),

жёсткий, жёсткость
(жестка, жестковатый),

сажёнки (сажень и
сажень),

тяжелый (тяжелее,
тяжелеть, устар. тяжёле).

Корни с сочетанием
чё:

бечёвка (бечева,
бечевой),

вечёрка (вечер,
вечерний),

печёнка, печёночный
(печень),

почёт, почётный
(честь),

пчелы, пчёлка
(пчела, пчельник),

счёт, начёт, зачёт,
отчёт, учёт, счётчик,счётный, зачётный,
учётный, наперечёт, чётный, нечётный,
чёт, чётки (счесть,перечесть, начесть,
зачесть, учесть, вычет, счета, счетовод,
не́чет),

чёботы (чеботарь),

чёлка, чёлочка,
чёла (мн. ч.) (чело,челобитье, очелье),
чёлн (челны, челнок),

чёркать, вычёркивать,
зачёркивать,отчёркивать, перечёркивать,
подчёркивать
(ср.
вариант чёркать;черкнуть,
вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть,
перечеркнуть, подчеркнуть),

чёрный (черна,
чернеть, чернь, чернота,черноватый),чёрствый,
чёрствость (черства, черстветь),чёрт,
чёртов, чёртушка (черти, чертей,чертовка,
чертёнок, чертовский, чертовщина),чёрточка
(черта, черт, чертит, чертить,чертёж),чёс,
чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс,очёски,
причёска, расчёска, причёсывать,
расчёсывать (чесать, чешет,
расчешет,причешет),чёткий, чёткость,
отчётливый (четка),чечётка (чечет).
Корни
с сочетанием шё:
дешёвый, дешёвка
(дёшев, дешева, дешевле,дешеветь),

кошёвка (кошева),
кошёлка (кошель, кошелёк), пшённый, пшёнка
(пшено),решётка, решёта

(мн. ч.), решётчатый
(вариант:
решётчатый;
решето, решетник),шёлк, шёлковый (шелка,
шелковистый),шёпот, перешёптываться
(шепоток, шептать,шепчет),шёрстка,
длинношёрстный, короткошёрстный
(шерсть,шерстяной, шерстить).
Корни
с сочетанием щё:
щеголь
(щегольской, щеголеватый,
щеголять,щегольнуть),щёки, щёчка,
пощёчина, защёчный (щека,щекастый), щёкот
(щекотать, щекотка), щёлка, щёлочка (щель,
щелей), щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок),
щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной), щённая
(щениться, щенок), щётка (щетина).

Примечание.
Однако в собственных именах с корнями
слов, перечисленных в п. 7, может писаться
буква о.
В соответствии с традицией и регистрацией
в официальных документах пишется буква
о
в таких собственных именах, как,напр.,
Чоботы
(название населенного пункта),
Чорный,Пшонная,
Жолобов, Жолтиков

(фамилии).

8. В предл. п. местоимения
что:
о чём, на чём,
а также в словах почём,
нипочём,причём
;
в слове ещё.

9. В некоторых
заимствованных словах, где буквой ё
передается под ударением особый, отличный
от русского о,
гласный звук языка-источника, напр.
жён-премьер, Шёнбрунн,Шёнберг.

Буквы о,
е
на месте
безударных гласных

В безударном положении
после ж, ч,
ш, щ
пишется
буква е
— в соответствии как с ударным э
(на письме ё),
так и с ударным о
(на письме о
или ё).
Это относится и к корням, и к суффиксам,
и к окончаниям. Примеры: а) жестянка(ср.
жесть),
чепец (чепчик),
шенкеля (шенкель),глажение (ужение), туче
(свече);
б)
желтеть
(ср.жёлтый),
шептать (шёпот), горошек (петушок),
пуншевый, плащевой(грошовый, борщовый),
сторожем (чижом), большего
(ср.
большого),рыжему
(чужому), могуче (горячо)
.
Некоторые написания с епосле
шипящих не проверяются ударной позицией,
напр.: желать,желудок,
желатин, чердак, шевелить, шепелявый,
шероховатый, щеколда.

В ряде слов иноязычного
происхождения после ж,
ч, ш
в
безударном положении пишется буква о.
Перечень основных слов: джонатан,
жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный,
банджо, флажолет;чонгури, лечо, пончо,
ранчо, каприччо

(ср. вариант каприччио);шовинизм,
шоколад, шоссе, шофёр
;
собственные имена, напр.: Шотландия,
Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо
.
Так же пишутся производные от слов
иноязычного происхождения с ударным
опосле
шипящих и формы таких слов, где гласный
после шипящего безударен, напр.: шокировать
(от шок),торшонировать
(от торшон),
чокеровка
(от чо́кер),
шомпола(мн.
ч. от шомпол).

Примечание 1.
Буква о
пишется
после шипящих не под ударением в словах
с приставкой меж-
и в
сложносокращенных словах, если она
начинает вторую часть слова, напр.:
межобластной,
межобщинный, межотраслевой,кожобувной.

Примечание 2.
Буква о после
шипящих не под ударением пишется также
в индивидуальных, не узаконенных
литературной нормой образованиях,
напр.:жоховатый
(от жох),
чопор-новатый
(от чопорный),
шорошо́к
(‘еле слышный шорох’), на́свежо
(от свежий, по
образцу начерно,
начисто
).

2.
Обстоятельство
– второстепенный член предложения,
который служит для характеристики
действия или признака и указывает на
способ совершения действия, время,
место, причину, цель или условие протекания
действия.

По значению
выделяются обстоятельства

1) образа действия
(отвечают на вопросы как?
каким образом?
):

Мы пошли пешком.

2) времени (когда?
с каких пор? до каких пор?
):

Мы приехали вчера.

3) места (где?
куда? откуда?
):

Я побежал вперёд.

4) причины (почему?):

От усталости у
меня кружится голова.

5) цели (зачем?):

Я пришла мириться.

6) меры и степени (в
какой мере, степени?
)
– эти обстоятельства в основном относятся
к прилагательным, причастиям, наречиям:

Он был очень
внимателен и всё сделал совершенно
правильно.

7) условия (при
каком условии?
):

Без звонка туда
идти нельзя.

8) уступки (несмотря
на что?
):

Несмотря на дождь,
мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства
бывают выражены

1) наречиями (для
наречий эта синтаксическая функция –
основная):

Мы приехали утром.

2) деепричастиями
(в том числе с зависимыми словами –
деепричастными оборотами):

Он сидел, греясь
на солнце.

3) именами
существительными (в том числе с союзами
как, будто,
словно, точно

и др. – сравнительными оборотами):

Он читал стихи с
выражением, как профессиональный чтец.

4) инфинитивом:

Я хочу пойти
прогуляться

5) устойчивыми
нефразеологичными и фразеологичными
сочетаниями:

Я потерял тетрадь
два дня тому назад.

Обособленные
обстоятельства
чаще бывают выражены деепричастиями и
деепричастными оборотами:

Размахивая руками,
он что-то быстро говорил.

Обособляться могут
также обстоятельства, выраженные
существительным с предлогом несмотря
на
:

Несмотря на все
старания, я никак не мог уснуть.

Обособление других
обстоятельств зависит от намерения
автора: они обычно обособляются, если
им придают особое значение или, наоборот,
рассматривают как попутное замечание.
Особенно часто обособляются обстоятельства
с предлогами благодаря,
вследствие, ввиду, за неимением, согласно,
по случаю, в силу, вопреки
:

Вопреки прогнозу,
погода стояла солнечная.

I.Обстоятельства,
выраженные одиночными деепричастиями
и деепричастными оборотами, обособляются:
Сделав доброе
дело, Дерсу ушел из Анучино, не дожидаясь
полного спада воды

(В.Арсеньев).

Исключения составляют
следующие случаи:

  1. Не обособляются
    одиночные деепричастия, перешедшие в
    разряд наречий: Перевозчик
    греб стоя

    (К.Паустовский). В этом случае деепричастие
    теряет способность обозначать добавочное
    действие, чаще всего оно стоит после
    главного слова — сказуемого и допускает
    замену на синоним, выраженный наречием:
    Простившись
    с ним, Лаптев возвращался к себе не
    спеша
    (медленно)
    (А.Чехов); До
    двух часов занятия должны были идти не
    прерываясь

    (беспрерывно) (Л.Толстой).

  1. Не обособляются
    деепричастные обороты, являющие собой
    фразеологизмы (устойчивые словосочетания):
    Он требовал многого и мог работать
    всякую и физическую и умственную работу
    не покладая рук…

    (Л.Толстой); Приходилось
    сидеть сложа руки и думать
    (М.Салтыков-Щедрин).

  1. Не обособляется
    деепричастный оборот, обычно являющийся
    обстоятельством образа действия, тесно
    связанный по смыслу со сказуемым: Жили
    Артамоновы ни с кем не знакомясь
    (М.Горький).
    В данном случае, исключив оборот, мы
    получим неосложненное предложение
    Жили
    Артамоновы”,

    и смысл высказывания теряется.
    Разновидностью данного случая является
    предложение, в котором перед деепричастным
    оборотом стоит усилительная частица
    И:
    Можно прожить и не хвастая умом
    (М.Горький).

  1. Не обособляются
    деепричастия и деепричастные обороты,
    если выступают в качестве однородных
    членов с необособленными обстоятельствами:
    Гусь сидел
    растопырив крылья и с разинутым клювом
    (А.Чехов);
    Алеша длинно
    и как-то прищурив глаза посмотрел на
    Ракитина
    (Ф.Достоевский).

  1. Не обособляются
    деепричастные обороты, имеющие при
    себе зависимое слово “который”
    в составе придаточного предложения:
    Впереди улица,
    пройдя которую вы выйдете на площадь.

II.Обособление
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами.

Обособляются
обстоятельства уступки, выраженные
именами существительными в косвенных
падежах с предлогами “несмотря
на…”, “невзирая на…”: На другое утро,
несмотря на упрашивание хозяев, Дарья
Александровна собралась ехать

(Л.Толстой); Невзирая
на погоду, мы решили идти назад к морю
(В.Арсеньев).

Обособление других
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
ввиду, вопреки, в отличие, вследствие,
за неимением, по причине
и
т.п., является вариативным и зависит от
степени распространенности обстоятельства,
наличия добавочных обстоятельственных
значений, стилистических задач и т.д.

III.Обособление
уточняющих обстоятельств.

Под уточнением
понимается сужение объема понятия, его
конкретизация. Необходимо запомнить
следующие положения:

а)если в предложении
одно обстоятельство, оно не может быть
уточняющим;

б)уточняющие
обстоятельства могут быть трех разрядов:
места, времени, образа действия;

в)уточняющее
обстоятельство должно стоять после
обстоятельства такого же разряда и
сужать, конкретизировать его значение;
тогда оно выделяется запятыми.

Например, в предложении
Еще вчера в
саду шумела листва

два обстоятельства, но уточняющих среди
них нет, так как эти обстоятельства
разных разрядов: вчера
— времени и в
саду
— места.
В следующих предложениях у обособлений
наблюдаются все признаки уточняющих
обстоятельств: Под
бугром, в глубоком овраге, бормотала
речушка Вертушинка

(К.Паустовский); Тихо,
с боязнью, она говорила ему что-то
странное

(М.Горький). Он
встряхнул кудрями и самоуверенно, почти
с вызовом, взглянул вверх на небо
(И.Тургенев).

Примечание:

Встречаются варианты
предложений, когда при всех признаках
уточняющего обстоятельства обособление
не происходит. Это происходит из-за
устойчивости структуры высказывания:
На другой день,
в одиннадцать часов утра
,
Вронский выехал на станцию

(Л.Толстой) — или из-за отсутствия значения
(интонации) уточнения: В
море
,
у самой отмели
,
поблескивают серебряные сельди

(М.Горький).

Билет №12

1. Буквы
и, ы

После ж,
ш, ч, щ
пишется
буква и
(и не пишется ы),
напр.: жир,
рыжик, межиздательский, скажи,шить,
камыши, чистый, лучи, щит, ищи.

Примечание.
В некоторых иноязычных собственных
именах после чпишется
буква ы,напр.:
Чыонг Тинь
(вьетнамское собственное имя).

После ц
пишется буква и
или ы.

Буква ы
пишется в следующих случаях.1. В корнях
слов: цыган,
цыплёнок, цыпка,цыпки, на цыпочки, на
цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать

(и в производных словах, напр.: цыганка,
цыганский, выцыганить,цыплёночек,
цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть
).

2. В окончаниях
существительных и прилагательных,
напр.: огурцы,
стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы;
куцый, бледнолицых,узколицыми.

3. В суффиксе
прилагательных -ын,напр.:
сестрицын,
Лисицын, царицын, Троицын день
.
Так же пишутся географические названия
на -цын, -цыно,
напр.: Царицын,
Голицыно
.

Примечание.
В русских фамилиях после ц
пишется буква и
или ы
в соответствии с традицией и с регистрацией
в официальных документах, напр.: Ципко,
но Цыбин;
Куницын, Курицын, Синицын,
Скобельцын,Солженицын,
но
Вицин,Ельцин,
Цицин.

.
Во всех остальных случаях после ц пишется
буква и,
а именно:а) в корнях слов, в том числе
иноязычных собственных имен, напр.:
цирк, цикл,
цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра,
панцирь,цивилизация, специфика, циклон,
цирюльник, вакцина, революция, иуцик;
Цицерон,Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

б) в суффиксах иноязычного происхождения,
напр.: организация,
электрифицировать, медицина,кальцит,
публицист, скептицизм;

в) после первых частей сложных и
сложносокращенных слов и в звуковых
аббревиатурах, напр.: блицинтервью,
специнтернат, ЦИК.

2. I.
Чаще всего имеют добавочное уточняющее
значение обстоятельства времени и
места, например:

Мы
гуляли довольно долго, до самого вечера.
(В этом предложении обособленным членом
является уточняющее обстоятельство до
самого вечера; оно уточняет стоящее
впереди обстоятельство времени долго.)

Внизу,
в закурившемся тумане, глухо шумел лес.
(В этом предложении обособляется
уточняющее обстоятельство места в
закурившемся тумане; оно уточняет
стоящее впереди обстоятельство места
внизу.)

Уточняющие
обстоятельства могут присоединяться
к уточняемому слову союзом то есть,
например:

Они
прежде, то есть до приезда в деревню,
жили в большом ладу.

Весь
этот день Анна провела дома, то есть у
Облонских, и не принимала никого.

II. Уточняющими могут
быть не только обстоятельства, но и
приложения. Уточняющие приложения имеют
при себе слова то есть, или (в значении
то есть), по имени, по прозвищу и т. п.,
например:

Весь
берег был усеян галькой, то есть мелкими,
гладкими камешками.

Дикая
коза, или косуля, водится по всему
Уссурийскому краю.

Студент
этот, по имени Михалгвич, искренне
полюбил Лаврецкого.

При уточняющих
обстоятельствах и приложениях могут
быть слова например, даже, особенно,
как, которые вносят добавочные значения
пояснения, выделения, усиления и др.,
например:

Никогда,
даже во время кулачного боя, он не ускорял
движений.

Я
всегда и везде, особенно на Кавказе,
замечал особенный такт у нашего солдата.

Все
жители селения, даже старики, были на
берегу реки.

Многие
газы, например водород, легче воздуха.

Примечание

Приложение с союзом
как выделяется запятыми лишь в том
случае, если имеет оттенок причинности,
например:

Валерию,
как уроженцу юга, трудно было привыкнуть
к суровому климату Арктики.
(Ср.: Валерию,
так как он уроженец юга, трудно было
привыкнуть к суровому климату Арктики.)

Если же союз как
имеет значение в качестве, то приложение
запятыми не выделяется, например:

Я
знал Семенова как хорошего слесаря и
никогда не думал, что он признанный
художник.

III. Кроме обстоятельств
и приложений, в группу уточняющих слов
входят дополнения с предлогами кроме,
помимо, сверх, за исключением, например:

В
Мещерском краг нет никаких особенных
красот и богатств, кроме лесов, лугов и
прозрачного воздуха.

Мы,
помимо судовых работ, занимались ещё
погрузкой угля.

Сверх
красивой и приятной наружности, он
[Пеночкин] обладал хорошими манерами.

Все
встали и отправились на террасу, за
исключением Гедеоновского.

Билет
№13

1.
Буква ь
пишется для обозначения мягкости
согласных, кроме шипящих, на конце слова,
например конь,
соль,
темь.

Примечание.
На конце слова после шипящих буква ь
ставится для обозначения

формы слова,
например: глушь,
стричь),
отрежь).

Буква
ь
пишется для обозначения мягкости
согласного звука, стоящего перед твердым
согласным, например: возьму,
молотьба,
нянька,
восьмой.

Между
мягкими согласными буква ь
пишется в том случае, если при изменении
слова второй согласный становится
твердым, а первый сохраняет свою мягкость,
например: возьми
возьму,
молотьбе
молотьба,
няньки
нянька,
восьми
восьмой,
(сравните слова, в которых между мягкими
согласными не пишется буква ь;
ветви
(потому что ветка),
черви
( потому что червоточина),
смерть
(потому что смертный).

Примечание
1. В некоторых случаях буква ь
ставится между согласными для обозначения
грамматической формы: 1) в глаголах
повелительного наклонения (приготовьте,
сядьте,
познакомьтесь);
2) в неопределенной форме глагола
(приготовиться,
садиться,
познакомиться);
3) при склонении некоторых существительных
и числительных (детьми,
людьми,
лошадьми,
четырьмя).

Примечание
2. После шипящих буква ь
употребляется или для обозначения формы
слова, или в качестве отдельного знака:
1) ешьте,
режьте
(форма повелительного наклонения); 2)
умываешься
(форма второго лица единственного
числа); 3) остричься
(неопределенная форма глагола); 4) рожью
(в качестве отделительного знака).

Буква
ь
употребляется после мягкого л,
стоящено перед любым согласным (и
твердым, и мягким), например: вольный,
мельница,
сельдь,
вскользь.

Примечание.
Между двумя мягкими л
буква ь
не пишется, например: гулливый,
эллин
(грек).

Буква
ъ
употребляется только в качестве
отделительного знака перед буквами
е(ё),
ю,
я
в следующих случаях:

а) между
приставкой на согласный звук и корнем,
начинающимся с букв е(ё),
ю,
я,
например: подъезд,
объем,
сверхъестественный,
волеизъявление,
межъярусный;

б) в
сложных словах после числительных
двух-,
трёх-,
четырёх-,
например: двухъярусный,
трехъязычный;

в) в
иноязычных словах после иноязычных
приставок, например: адъютант,
инъекция,
конъюнктура,
контръярус,
объект,
субъект,
трансъевропейский
и т. п.

УДК: 372.881.161.1

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

                                Хабутдинова М. Р.

                                        БГПУ, Уфа

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

Что есть орфограмма? Одни ученые считают, что это элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно [4]. Другие считают орфограмму как письменный знак (букву), который не устанавливается на слух[2]. М.Р. Львов дает следующее толкование: «Орфограмма – это основная орфографическая единица. Это написание, требующее проверки» [5]. Ученик должен понимать, что орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слов при переносе на другую строку. И самое главное, в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых (возможных) вариантов написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

Мы считаем, что учащимся начальных классов можно дать более простую формулировку орфограммы – это ошибкоопасное место в слове. Место в слове, которое требует проверки. Как впервые вводить малышам понятия орфограмма и орфографическая ошибка? Например, учитель диктует детям слово «река». Дети работают по схеме:

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

р – ка; р еи ка.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Хотя давно включены в программу и понятие «орфограмма», и понятие «опознавательные признаки орфограммы» в практике начальной школы эти теоретические сведения включаются редко и непоследовательно. К тому же и действующие учебники ограничиваются простым перечнем правил, а правила по-прежнему в них даются без ссылок на опознавательный признак. Однако опыт работы лучших учителей показал высокую эффективность изучения каждого орфографического правила с опорой на опознавательный признак.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Таблица 1

Опознавательные признаки орфограмм

Название орфограммы

Принцип орфографии

Опознавательный признак

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

морфологический (фонематический)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

традиционный

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

морфологический (фонематический)

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

традиционный

тот же

5. Непроизносимые согласные в корне слова

морфологический (фонематический)

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

правило графики

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

дифференцирующий

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

дифференцирующий

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

традиционный

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

дифференцирующий

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

морфологический (фонематический)

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

морфологический

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

морфологический (фонематический)

«Слышу безударные окончания глаголов»

Окончание табл.

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых,  помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Первая ступень — учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.

Вторая ступень — поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

Третья ступень — составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.

Четвертая ступень — выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.

Пятая ступень — повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

        Литература:

  1. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации  / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.
  2. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.
  3. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.
  4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
  5. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. //Вестник. – 1996. — №1. – С.26
  6. Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

УДК: 372.881.161.1

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

                                                                            Хабутдинова М.
Р.

                                                                                     БГПУ,
Уфа

АННОТАЦИЯ.
В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как
теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами
русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы,
принцип орфографии.

Что
есть орфограмма? Одни ученые считают, что это элемент буквенной записи, который
точно определить по произношению невозможно [4]. Другие считают орфограмму как
письменный знак (букву), который не устанавливается на слух[2]. М.Р. Львов
дает следующее толкование: «Орфограмма – это основная орфографическая единица.
Это написание, требующее проверки» [5]. Ученик должен понимать, что орфограммой
может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между
словами, место разделения слов при переносе на другую строку. И самое главное,
в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых (возможных) вариантов
написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

Мы
считаем, что учащимся начальных классов можно дать более простую формулировку
орфограммы – это ошибкоопасное место в слове. Место в слове, которое требует
проверки. Как впервые вводить малышам понятия орфограмма и орфографическая
ошибка? Например, учитель диктует детям слово «река». Дети работают по схеме:


произношу, определяю ударный слог;


записываю слово с пропуском;


делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

р
– ка; р еи ка.

Дети
видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель
дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а
допущенные в них ошибки – орфографическими.

Хотя
давно включены в программу и понятие «орфограмма», и понятие «опознавательные
признаки орфограммы» в практике начальной школы эти теоретические сведения
включаются редко и непоследовательно. К тому же и действующие учебники
ограничиваются простым перечнем правил, а правила по-прежнему в них даются без
ссылок на опознавательный признак. Однако опыт работы лучших учителей показал
высокую эффективность изучения каждого орфографического правила с опорой на
опознавательный признак.

Орфограмма
«работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По
данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение
формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая
орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это
особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о
наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ
на вопрос, где же правило применяется [6].

При
чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику
наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны
идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение
учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для
записи.

Ключевые
опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Таблица 1

Опознавательные
признаки орфограмм

Название
орфограммы

Принцип
орфографии

Опознавательный
признак

1.
Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

морфологический
(фонематический)

«Слышу
безударный гласный в корне».

2.
Безударный гласный (непроверяемый) в корне

традиционный

«Слышу
безударный гласный в корне»

3.
Звонкие и глухие (проверяемые)
согласные в корне
слова

морфологический
(фонематический)

«Слышу
стечение парных согласных в корне»

4.
Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

традиционный

тот
же

5. Непроизносимые
согласные в корне слова

морфологический
(фонематический)

«Слышу
опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6.
Разделительный Ь

правило
графики

«Слышу
[й] после мягкого согласного»

7.
Разделительный Ъ

правило
графики и морфологический

«Слышу
[й] после твердого согласного»

8.
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий
и морфологический

«Слышу
«маленькие слова» в предложении»

9.
Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах
собственных

дифференцирующий

«Слышу
имя собственное»

10.
Заглавная буква в начале предложения

дифференцирующий

«Слышу
первый звук в первом слове предложения»

11.
Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

традиционный

«Слышу
шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

дифференцирующий

«Слышу
шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание
безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

морфологический
(фонематический)

«Слышу
безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14.
Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

морфологический

«Слышу
звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15.
Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

морфологический
(фонематический)

«Слышу
безударные окончания глаголов»

Окончание
табл.

Кроме
описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие,
что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что
дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на
опознавательный признак? Во-первых,  помогает ученику определить, почему можно
ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых,
опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким
образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации
целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо
хорошо знать:

а)
природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б)
опознавательные признаки всех орфограмм;

в)
методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью
проверки орфограммы).

Процесс
формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Первая
ступень — учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму.
Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.

Вторая
ступень — поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на
правило, на указание, на прошлый опыт.

Третья
ступень — составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование
действия по этапам.

Четвертая
ступень — выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану —
поэтапно.

Пятая
ступень — повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму —
в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

Шестая
ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от
правила.

Весь
этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его
относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при
достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий,
практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости
обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

         Литература:

1.    
Блинов,
Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации  / Г. И. Блинов.
– М., 2007. – 232 с.

2.    
Богоявленский Д.Н. Очерки
психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский.
– М., 2004. – 277 с.

3.    
Жедек, П.С. Методика
обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных
классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия»,
2013. – 306 с.

4.    
Львов,
М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов,
В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

5.    
Репкин
В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности.
//Вестник. – 1996. — №1. – С.26

6.    
Соловейчик,
М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти коды восстановления инстаграм
  • Как быстро найти все изображения
  • Как найти количество протонов в ядре физика
  • Как найти коэффициент закрепления оборотных средств
  • Как можно найти маленьких котят