Как найти орфограмму гласных звуков

Конспект урока: Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Орфография


Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели урока

  • вспомним отличия гласных звуков от согласных, характеристику гласных звуков
  • вспомним роль букв е, ё, ю, я
  • узнаем, что такое “орфограмма”
  • будем учиться приводить примеры орфограмм
  • будем упражняться в правописании слов с безударным гласным звуком в корне

Чем отличаются гласные звуки от согласных?


Вспомните!

В отличие от согласных звуков гласные:

  1. состоят только из голоса,
  2. при произнесении гласного звука выдыхаемая воздушная струя не встречает преград,
  3. гласный звук образует слог.

Гласные звуки бывают ударные или безударные. 


Какие гласные буквы могут обозначать два звука? При каких условиях?


Вспомните!

Буквы я, ё, е, ю обозначают звуки [а] [о] [э] [у]. 

Эти буквы могут обозначать два звука [й,а], [й,о], [й,э], [й,у] при следующих условиях.

1. Когда стоят в начале слова.


Например
: яма, ёлка.

2. Когда стоят после мягкого или твёрдого знака.


Например
: колье, подъезд.

3. Когда стоят после букв, обозначающих гласные звуки.


Например
: поют, маяк


Упражнение 1

Прочитайте слова. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Дайте характеристику звукам. Сделайте транскрипцию первых трех слов. 

Снегирь,  земляника, енот, маячок, объявление, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда



Один второклассник написал слово “молина”. Что он допустил? Как называется это по-научному? 



Орфограмма
(“орфо” — правильно, “графо” — пишу) — место в слове, где можно сделать ошибку. 

Орфограмма в слове может поддаваться проверке. Такие орфограммы называются
проверяемыми.
Их можно проверить
проверочным словом
или правилом.


Например
, написание буквы я в слове
маячо́к
можно проверить, подобрав однокоренное слово
(мая́к)
. Слово “маячок” будет проверяемым (т. е. требует проверки), а слово “маяк” —  
проверочным
(т. е. проверяет). Некоторые орфограммы являются
непроверяемыми
, то есть их написание нужно запомнить или проверить по словарю. 


Например
: лягу́шка. Букву я в этом слове проверить нельзя.

Также орфограмма имеет название. Оно зависит от звука, который обозначает пропущенная, места, которое занимает пропущенная буква.


Упражнение 2

Прочитайте слова, вставьте пропущенные гласные буквы.

Сн_гирь,  з_мл_ника, _нот, ма_чок, объ_вление, л_гушка, л_сок.

Какие трудности возникли при выполнении упражнения?


Буквы гласных звуков в безударном положении могут обозначать разные звуки.

                                                   [и]              [а]               [и]

пенал      корова      пятёрка

Поэтому они требуют проверки.

Поговорим, как проверить орфограмму “
Безударные

гласные


в корне
”.

Чтобы проверить эту орфограмму используют правило и проверочное слово.

Безударные гласные в однокоренных словах, в формах слова пишутся одинаково.


Например

Чтобы правильно написать проверяемый безударный гласный звук в корне, нужно следовать такому алгоритму.

  1. Выделить в слове корень.
  2. Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная оказалась в ударном положении.
  3. Написать в проверяемое слово такую же гласную, как в проверочном слове.

Иногда безударный гласный звук в слове не проверить. Тогда такие слова называют словарными и запоминают.


Упражнение 3

Прочитайте. Выделите  в слове корень. Подберите проверочное слово. 

Л_сочек, л_сток, м_стечко, г_лчонок, к_тик, п_сенный.

Запишите парами: сначала проверочное слово, затем проверяемое.


Упражнение 4

Прочитайте. Определите название орфограммы. Дополните каждую группу своим словом, запишите.

  1. Дорога, снегирь, ребята.
  2. Слеза, пятно, трава.
  3. Москва, Нева, Александр.

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны и по количеству отмеченных утверждений поставьте себе отметку.

  • Я знаю чем отличается гласный звук от согласного.
  • Я понял (поняла), что такое орфограмма.
  • Я могу привести примеры орфограмм.
  • Я без труда могу определить проверяемую безударную гласную в корне.
  • Я знаю как определить проверяемую безударную гласную в корне.

Ответы

Упражнение 1

В словах снегирь, земляника, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда выделенные буквы обозначают гласные звуки. В остальных словах буквы обозначают два звука: гласный и согласный [й‘].

[c н’ э г’ и́ р’],  [з’ и м л’ и н’ и́ к а]  или [з’ э м л’ а н и́ к а], 

[й’ э н о́ т]

Упражнение 3

Упражнение 4

  1. Непроверяемый безударный гласный в корне слова.
  2. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
  3. Заглавная буква в именах.

Предыдущий урок

Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Правописание гласных и согласных в корне слова

Орфография

Следующий урок

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу

Орфография

Орфограммы проверяются произношением. Орфограмма безударная гласная в корне слова проверяется ударением. Например, леснОй — лЕс, гласная Е в корне слова под ударением в проверочном слове. Проверяются ударением гласные А, О, И, Е, О.

Орфограмма гласные после шипящих, например, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, , гласные И, А, У после шипящих

Орфограмма гласные буквы И — Ы после согласной Ц, смотрите правило и примеры орфограммы

Орфограмма гласная буква в приставке. Проверяется правилом, например, приставка ПОД существует, а приставки ПАД не бывает.

Но приставка ПА тоже существует, но как исключение, всего четыре слова

Орфограмма гласная И после Ц в корне слова, слова исключения

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная буква была под ударением, звучала чётко.

Трудные случаи.

· Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

· Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

· Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

· Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

· Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Л…сной

Подбираем проверочное однокоренное слово, в котором на данную гласную падает ударение: лЕс.

Правильное написание: лесной.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

М…л…дой

В данном слове две орфограммы.

Проверяем, подобрав однокоренные слова:

мОлод, молОденький.

Правильное написание: молодой.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Проверяем безударную гласную в корне слова, изменив его форму :зЕмли.

Правильное написание: земля.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

План урока:

Что такое орфограмма

Проверочные и проверяемые слова

Алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Способы проверки

Подбор однокоренных слов

Словарные слова

Орфографический словарь

Что такое орфограмма

Чтобы хорошо усвоить то, что ты сегодня узнаешь, нужно будет ответить на несколько вопросов. Прочитай, чуть позже мы к ним вернемся.

1 bezudarnaya glasnaya v korne

Посмотри внимательно на картинки. Правильно ли к ним сделаны подписи?

2 bezudarnaya glasnaya v korne

Миша хочет поиграть с мечом.                           Миша хочет поиграть с мячом.

Верно. Подписи перепутаны. На первой картинке изображен мяч, а на второй – меч.

Как думаешь, почему так получилось?

Верно, оба слова произносятся похоже, можешь произнести предложения пару раз, чтобы убедиться в этом.

Можно ли сделать ошибку в написании этих предложений?

Да.

Это значит, что в словах «с мечом» и «с мячом» есть опасные места.

3 bezudarnaya glasnaya v korne

Давай вспомним то, что ты уже знаешь.

4 bezudarnaya glasnaya v korne

Получается, что «с мячом» нужно писать с буквой я. Разберемся с этим подробнее.

Проверочные и проверяемые слова

Внимательно посмотри на две группы слов. Что объединяет каждую из них?

5 bezudarnaya glasnaya v korne

Проверь себя:

6 bezudarnaya glasnaya v korne

В первом столбике находятся формы слова, а во втором – однокоренные слова.

Обрати внимание, что формы слова – это слова с одинаковым лексическим значением, отличаются они лишь окончанием. Окончание меняется для того, чтобы можно было составить разные предложения.

Сравни:

В лес ведет извилистая тропа.

Тропы в поле заросли травой.

Прочитай цепочку слов. Есть ли в ней однокоренные слова? А формы слова? Какая буква пропущена?

Сн_г – сн_га – сн_говик – сн_гурочка

7 bezudarnaya glasnaya v korne

Посмотри на запись. Расскажи, что обозначает каждое из слов. Что можно сказать про первое слово в паре, а что – про второе?

8 bezudarnaya glasnaya v korne

В этой записи на первом месте в паре записаны слова с орфограммами, гласный звук в них слышен не четко, его нужно проверять. На втором месте записаны слова, в которых гласный слышен четко и ясно, с их помощью можно проверить написание орфограммы.

9 bezudarnaya glasnaya v korne

Алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Способы проверки

Чтобы начать тренироваться в выборе правильной буквы, прочитай и запомни алгоритм проверки:

10 bezudarnaya glasnaya v korne

Вернемся к вопросам, которые были заданы в начале урока, теперь ты можешь на них ответить:

11 bezudarnaya glasnaya v korne

12 bezudarnaya glasnaya v korne

Подбор однокоренных слов

Давай потренируемся.

Посмотри на картинки. Назови их. Выдели в получившихся словах орфограмму и подбери проверочные слова, пользуясь алгоритмом.

13 bezudarnaya glasnaya v korne

Проверь себя:

Свеча – свечи

Сова – совы

Лиса – лисы

Гора – горы

Грибы – гриб

А теперь назови предмет на этой картинке. Есть ли в нем орфограмма? Если да, то какое проверочное слово нужно подобрать?

14 bezudarnaya glasnaya v korne

15 bezudarnaya glasnaya v korne

Отлично!

А теперь посмотри на слова, которые записали мальчики, и помоги им выбрать правильное проверочное слово.

16 bezudarnaya glasnaya v korne

Правильно, для проверки подойдут следующие слова:

17 bezudarnaya glasnaya v korne

Вставь пропущенные буквы, назови проверочное слово.

18 bezudarnaya glasnaya v korne

Проверь себя:

19 bezudarnaya glasnaya v korne

Словарные слова

А теперь прочитай еще одну группу слов и вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

20 bezudarnaya glasnaya v korne

Получилось ли у тебя подобрать проверочные слова?

Правильно, проверочных слов к этим словам не подобрать.

21 bezudarnaya glasnaya v korne

Орфографический словарь

Таких слов в русском языке очень много, все они собраны в специальных орфографических словарях. Если ты не знаешь, как пишется безударная гласная, а проверить ее нельзя, то загляни в этот словарь.

Посмотри, как выглядят его странички:

22 bezudarnaya glasnaya v korne

Все слова в нем расположены по алфавиту, это помогает быстрее находить нужное слово.

Чем больше ты будешь изучать русский язык, тем больше словарных слов сможешь запомнить. А, значит, и писать будешь более грамотно.

Сегодня ты тренировал умение верно писать букву безударного гласного звука в корне слова.

Давай проверим, насколько хорошо ты этому научился. Для этого выполни тест, выбрав правильный ответ.

Орфограммы

[ЖЫ’]

[ШЫ’]

[Ч’А]

[Щ’А]

[Ч’У]

[ЩУ]

ЖИ

ШИ

ЧА

ЩА

ЧУ

ЩУ

Затем разграничивают
их по принципу

умею проверять
не умею проверять

Итог работы
записываем в справочник. Таблица № 6.

Орфограммы

умею проверять
не
умею проверять

…цы (ци…)…

жи, ши

шип. + (О)

ча,
ща

чу, щу
о ? ё

[Й’]

си,
чн,
чт,
щн
разд. Ь ? Ъ

цы

2 Класс

Во 2 классе работа
со справочником продолжается. Работа
начинается с повторения и на помощь
приходит справочник, т. к. за лето дети
много забыли.

Затем идет раздел
«Позиционное чередование гласных
звуков». Он предназначен для того, чтобы
второклассники осознали особенности
русского письма, его принцип.

Желание понять,
почему в изменениях одного и того слова
звуки могут меняться, приведёт
второклассников к обнаружению фонетических
законов русского языка и установлению
факта позиционного чередования звуков.

В одной из позиций
«выходят на работу» все известные
ученикам звуки – это сильная позиция,
в другой некоторые звуки работать не
могут – слабая позиция.

Итогом групповой
работы по выявлению принципиальных
отличий между двумя обнаруженными
позициями гласных звуков станет таблица
№7.

Гласные звуки

под
ударением

без
ударения

[О]

[А]

[А]

[И]

[Э]

[Ы]

[И]

[У]

[Ы]

[У]

Сильная
позиция

Слабая
позиция

Сравнивая количество
гласных звуков ученики видят, что есть
позиция гласных звуков, где возможны
любые известные звуки и есть такая
позиция, где любые звуки невозможны.
Первую из них назовем сильной позицией,
а вторую – слабой.

Признаком сильной
позиции для гласных звуков дети назовут
местоположение в ударном слоге, признаком
слабой позиции – безударность слога.

Эти значения дети
фиксируют в таблице № 8.

сильная
позиция

слабая
позиция

О

О

Какими буквами
могут обозначаться звуки в слабой
позиции?

Свои наблюдения
дети записывают в виде схем. Таблица №
9.

[А]
[И] [Ы] [У]

О А
И Е Ы Е У

[сланы]
иты]
ыры]

О
И Ы

[грачи]
ищи]
ысты]

А
Е Е

Уточняется таблица
№ 8

Появляется таблица
№ 10

сильная
позиция

слабая
позиция

О
+ [У]

О
кроме [У]

гл. буквы

(орф.
слаб. п.)

Далее идет важная
орфографическая задача отмечать
пропусками буквы соответствующие звукам
в слабой позиции, учатся видеть орфограммы
слабых позиций гласных.

Продолжаем
наблюдения над позиционным чередованием
согласных звуков. С помощью составленных
схем позиций парных по звонкости –
глухости ученики заполняют таблицу Сам
Самыча, предложенную в учебнике Русский
язык 2 класс с. 73 и заносят в справочник.

Позиции согласных
звуков парных по звонкости-глухости

Т. № 11.

сильные

слабые

[В]
[В’]

. балет

школа

обзор

(кроме
[В] [В’])

Работая с
орфографическим словарем в справочник
записывают памятку «Как проверить
орфограмму по словарю» (Репкина В.В.,
Некрасовой Т. В. (при участии Левина В.
А.) из учебника Русский язык 2 класс, Ч.1.
упр. 102 с. 102).

Как проверить
орфограмму по словарю

Т.№ 12.

  1. Запишите слово,
    пропуская орфограммы слабых позиций.

  2. Найдите слово в
    словаре и подчеркните орфограммы.

  3. Прочитайте слово
    по слогам орфографически, то есть
    выделите голосом слоги с орфограммами
    (читайте эти слоги так, как будто все
    звуки находятся в сильной позиции).

  4. Не
    глядя в словарь, повторите слово
    орфографически.

  5. Диктуйте и
    записывайте слово по слогам проговаривая
    каждый слог орфографически точно.

  6. Проверьте, все ли
    слоги вы записали. Для этого прочитайте
    написанное слово и отметьте дужкой
    каждый прочитанный слог.

  7. Подчеркните в
    написанном слове орфограммы.

  8. Сверьте орфограммы
    в слове с теми орфограммами, которые
    вы подчеркнули в словаре.

Конструируем
способ проверки орфограмм слабых позиций
по сильной позиции. Появляется модель
общего способа работы при проверке
орфограмм.

=

1 буква

Устанавливаем
типы изменений названий предметов и
проверка орфограмм слабых позиций с
помощью этих изменений.

Узнают об изменениях
слов, называющих предметы, и с помощью
этих изменений находят сильные позиции
для проверки орфограмм слабых позиций.

В справочник
записываем как изменятся слова, называющие
предмет?

Т.№ 13.

П


Р

Ч (ед., мн.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти fnaf security breach
  • Как найти мой дом в скайриме
  • Как найти сопротивление железного стержня диаметром
  • Как исправить пункт доставки в вайлдберриз
  • Кэнон мп 190 ошибка е5 как исправить