Как найти орфограмму парные согласные

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  кружка — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди с тексте все имена существительные.
    2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди в тексте имена прилагательные.
  3. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
    2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Сделай фонетический разбор слова лёд.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Русский язык

Урок 10: Парные глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

glukhie zvonkie

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

1 glukhie zvonkie

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

2 glukhie zvonkie

Проверь себя:

3 glukhie zvonkie

4 glukhie zvonkie

Давай потренируемся.

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

5 glukhie zvonkie

6 glukhie zvonkie

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

7 glukhie zvonkie

Потренируемся.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

8 glukhie zvonkie
Источник

Проверь себя:

9 glukhie zvonkie

10 glukhie zvonkie

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

11 glukhie zvonkie

Проверь себя:

12 glukhie zvonkie

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

13 glukhie zvonkie

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

14 glukhie zvonkie

15 glukhie zvonkie

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

16 glukhie zvonkie

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

17 glukhie zvonkie

Проверь себя:

18 glukhie zvonkie

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

19 glukhie zvonkie

Проверь себя:

20 glukhie zvonkie

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

Вопрос: 2

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

Вопрос: 3

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

Вопрос: 4

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

2дли_а, дли_ый, телерга_а

3ко_ектив, осе_ий, кра_ный

Вопрос: 5

В каком ряду все слова перенесены верно?

1рас-свет, грам-м, ап-петит

2бас-сейн, с-сора, один-надцать

3рус-ский, дрож-жи, клас-с

4сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

1) б, ж, р, п, з

2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у

2 вопрос:

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

1) Соседский

2) Соседи
3) Соседка

3 вопрос:

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

1) Луг

2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка

4 вопрос:

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

1) ко_екция, шо_е, ра_каз

2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од

5 вопрос:

В каком ряду все слова перенесены верно?

1) рас-свет, грам-м, ап-петит

2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: г, т, в, ж, с

2 вопрос: Соседи

3 вопрос: Домик

4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз

5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Орфограммы – парные согласные

в стечении согласных

  • бо[п]
  • бро[т]
  • бро[ф’]
  • гвоз[т’]
  • огоро[т]
  • дро[ш]
  • поло[с]ка
  • ко[з’]ба
  • ре[з’]ба
  • горо[д’]ба
  • кро[в’]
  • стра[ш]

Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.

Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам

Используем суффиксы, образуем иные части речи

  • бо[п] — бобы
  • бро[т] — брода
  • бро[ф’] — брови
  • гвоз[т’] — гвозди
  • огоро[т] — огороды
  • дро[ш] — дрожи
  • поло[с]ка — полосонька
  • ко[з’]ба — косить
  • ре[з’]ба – резать
  • горо[д’]ба – городить
  • кро[в’] — кровный
  • стра[ш] — стражник

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] – бобы – боб;
  • бро[т] – брода – брод;
  • бро[ф’] – брови – бровь;
  • гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
  • огоро[т] – огороды – огород;
  • дро[ш] – дрожи – дрожь;
  • поло[с]ка – полосонька – полоска;
  • ко[з’]ба – косить – косьба;
  • ре[з’]ба – резать – резьба;
  • горо[д’]ба – городить – городьба;
  • кро[в’] – кровный – кровь;
  • стра[ш] — стражник – страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ – (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) – (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
  • (букет) роз — (мальчик) рос;
  • (новый) дом – (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

1. Что такое парная согласная? _____________________________________________

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________

3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:

Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

8. Выберите правильный вариант:

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Правописание парных согласных в корне слова

Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Правило

Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].

Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.

Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) пе с ок(сущ.)

Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).

Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Читайте также темы:

Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:

Парные согласные — правило, примеры, таблица

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Звуки речи

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки:

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют

  • звон­кие соглас­ные
  • глу­хие соглас­ные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

ОпределениеЗвонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат при­глу­шён­но.

ОпределениеГлухие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие соглас­ные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таб­ли­це.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать сло­ва:

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких соглас­ных:

  • ж ёлудь [ж о л у т’]
  • про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • ш о́рох [ш о р а х]
  • ш ёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в сло­вах:

  • кра б [п]
  • пок­ро в [ф]
  • сапо г [к]
  • горо д [т]
  • моло­дё ж ь [ш]
  • отка з [с].

ОпределениеОглушение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го в кон­це или в сере­дине сло­ва на пар­ный глу­хой соглас­ный.

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

  • коро б ка [п]
  • кол­до в ство [ф]
  • ков­ри ж ка [ш]
  • дога д ка [т].

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми:

  • отк­ли к («к» или «г»)
  • ера­ла ш («ш» или «ж»)
  • голо с («с» или «з»).

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих соглас­ных:

ОпределениеОзвончение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го на пар­ный глу­хой соглас­ный в кон­це или в сере­дине сло­ва перед глу­хим.

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не сов­па­да­ют.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите боль­ше при­ме­ров с пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных соглас­ных.

ПравилоВ сло­ве пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет в фор­ме это­го сло­ва или в род­ствен­ном сло­ве, если за соглас­ным сто­ит глас­ная бук­ва или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу про­вер­ки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

  • моло­дё ж ь — мно­го моло­дё­жи;
  • ера­ла ш — нет ера­ла­ша;
  • коро б ка — мно­го коро­бок;
  • ков­ри ж ка — нет ков­ри­жек.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его зву­ча­ние.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

  • пля ж — пляж­ный;
  • скла д ка -скла­ды­вать;
  • оши б ка — оши­боч­ка, оши­боч­ный;
  • ла п ка — лапа, лапоч­ка;
  • пово з ка — возить;
  • руба ш ка — руба­шеч­ный.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запом­ним:

Видеоурок

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/75-russkii_yazyk_v_nachalnoi_shkole/stages/4485-pravopisanie_parnyh_soglasnyh_v_korne_slova.html

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/fonetika/168294-parnye-soglasnye-pravilo-primery-tablitsa.html

Парные согласные в корне слова


Парные согласные в корне слова

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.

В данной статье рассмотрим парные согласные в корне слова, рассмотрим случаи правописания согласных в конце слова или в середине слова, а также приведем конкретные примеры (2 класс).

Орфограмма

Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]) в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться.

На конце слова

Парная согласная на конце слова всегда оглушается. На конце слова произносятся следующие звуки: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш].

На конце слова произносятся глухие согласные звуки, даже если само слово написано с буквой, обозначающей звонкий согласный звук.

Например: в слове «дуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как согласный звук находится в конце слова.

В середине слова

Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается.

Например: в слове «лодка» произносится парный глухой согласный звук [т], так как он находится перед глухим согласным звуком [к]).

Проверка

Так как из-за оглушения или озвончения парных согласных звуков часто происходит так, что буквы и звуки не совпадают, в корне слова легко сделать ошибку. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Те буквы, которые находятся в сильной позиции (перед гласным или сонорным согласным), проверять не нужно.

Если проверочное слово к спорным словам подобрать нельзя, то написание парного согласного нужно посмотреть в словаре, так как эти слова являются словарными.

Заключение

Что мы узнали?

Правописание парных по звонкости/глухости согласных в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться. Парная согласная на конце слова всегда оглушается. Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается. Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Руслан Аширов

    5/5

  • Людмила Фомичева

    5/5

  • Татьяна Кулькова

    5/5

  • Мухаббат Кодирова

    4/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.


А какая ваша оценка?

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

что такое парная согласная

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

[б]

[п]

стол[б]ы — стол[п]

[в]

[ф]

дро[в]а — дро[ф]

[г]

[к]

доро[г]а — доро[к]

[д]

[т]

боро[д]а — боро[т]ка

[ж]

[ш]

бла[ж]ить — бла[ш]

[з]

[с]

моро[з]ный — моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

парные согласные примеры

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Орфограммы – парные согласные

на конце слова

в стечении согласных

  • бо[п]
  • бро[т]
  • бро[ф’]
  • гвоз[т’]
  • огоро[т]
  • дро[ш]
  • поло[с]ка
  • ко[з’]ба
  • ре[з’]ба
  • горо[д’]ба
  • кро[в’]
  • стра[ш]

Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.

Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам

Используем суффиксы, образуем иные части речи

  • бо[п] — бобы
  • бро[т] — брода
  • бро[ф’] — брови
  • гвоз[т’] — гвозди
  • огоро[т] — огороды
  • дро[ш] — дрожи
  • поло[с]ка — полосонька
  • ко[з’]ба — косить
  • ре[з’]ба – резать
  • горо[д’]ба – городить
  • кро[в’] — кровный
  • стра[ш] — стражник

правописание парных согласных

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] – бобы – боб;
  • бро[т] – брода – брод;
  • бро[ф’] – брови – бровь;
  • гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
  • огоро[т] – огороды – огород;
  • дро[ш] – дрожи – дрожь;
  • поло[с]ка – полосонька – полоска;
  • ко[з’]ба – косить – косьба;
  • ре[з’]ба – резать – резьба;
  • горо[д’]ба – городить – городьба;
  • кро[в’] – кровный – кровь;
  • стра[ш] — стражник – страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ – (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) – (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
  • (букет) роз — (мальчик) рос;
  • (новый) дом – (толстый) том.

парные согласные таблица

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

1. Что такое парная согласная? _____________________________________________

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________

3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:

Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

8. Выберите правильный вариант:

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

парные согласные в русском языке

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Http status code 400 ps3 hen как исправить
  • Как исправить вчерашнюю парковку
  • Где найти как включить звук
  • Как найти старого человека в интернете
  • Ошибка 0хс0000428 windows 7 как исправить