Как найти орфограмму в предложении 1 класс

В первом классе дети должны правильно писать начало предложения, выделять имена собственные, ставить пробелы между словами и предлогами, писать ЖИ-ШИ с буквой И, таблица орфограмм в первом классе. В предложении орфограммы, пробелы и заглавные буквы подчеркивают одной черточкой. Подчеркивание орфограмм значит способность ребенка запоминать правила русского языка и умение соотнести написание слов и правило, объяснить правило написания опасных мест.

Гульб­арият
[0]

2 месяца назад 

У Саши живёт попугай Тоша .Кошка Муська часто сидит у клетки. Она лапкой хочет достать птичку

Гульб­арият
[0]

2 месяца назад 

У Саши живёт попугай Тоша .Кошка Муська часто сидит у клетки .Она лапкой хочет достать птичку

Marin­a1992­25
[0]

3 месяца назад 

Списать. Подчеркнуть орфограммы.

В лесу жил пушистый заяц.

А на сосне малыши-белочки.

Сегодня день целый все звери у дела .лисичка сестричка шубку подшивает . Сер медведь старый дед сапог подбивает. А сорока белобока мушек отгоняет . Медведица Маша варит детям кашу. Зайчиха под елкой метёт метелкой

Нужно ВЫделить все арфогрвммы

Знаете ответ?

Смотрите также:

Почему так говорят: весну открыли скворцы и грачи?

Какие примеры слов привести из двух слогов с ударением на первом слоге?

Какой слог нужно добавить, чтобы получилось слово с мягким знаком?

Правила по русскому языку для 1 класса. Где найти все правила для 1 класса?

Какие правила по русскому языку должен знать ученик 1 класса?

Проект «Скороговорки» 1 кл. по русскому языку: как сделать, скачать где?

Где найти готовые рассказы из слов: рак, нос, руки, кот для 1 класса?

Проект «Рифма», 2 класс, русский язык, готовый — где найти, скачать?

Проект Говорите правильно, 4 класс русский язык готовый -где найти/скачать?

Как сделать проект «Город букв» для 1 класса, образец, примеры-где скачать?

Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения. 

Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

Мы  — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Машей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Чащу – ча пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащу – щу пишем с У. Орфограмма —  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Цветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бежи́т – орфограмма  — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.

Бежит — жи пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.

Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.

. – В конце предложения ставится точка.

Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.

Пищат — ща пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пушистые — ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мышки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.

. – В конце предложения ставится точка.

Птички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.

чашка

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

очки

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

лови́л — улóв

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*

дуб — дубы, ложка — ложек

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*

местный — место, опасный — опасен

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.

семья

 9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

коллаж

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс или окончание.

Орфограмма


Орфограмма

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 203.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 203.

В данной статье рассмотрим, что такое орфограмма в русском языке, какие орфограммы изучаются в 1 классе, что такое орфографическая зоркость и как подчеркивать орфограммы.

Определение

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».

Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.

Говоря еще проще, орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.

Изучение орфограмм

Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:

  • большая буква в начале предложения;
  • правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»;
  • правописание мягкого знака;
  • правописание сочетаний «чк-чн»;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • непроверяемые безударные гласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • имена собственные;
  • предлоги.

Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.

Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:

  • Мама мыла раму (начальная буква слова, которое начинает предложение, пишется с большой буквы);
  • жизнь, чаща, пишу;
  • соль;
  • бочка (сочетания «чк-чн» пишутся без мягкого знака);
  • гроза (проверяемое слово – грозы);
  • стакан;
  • сердце;
  • позвала в гости Машу (имена собственные пишутся с большой буквы);
  • пришел к другу (предлог «к» пишется раздельно).

Орфографическая зоркость

Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.

Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.

Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.

Заключение

Что мы узнали?

Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ситора Махмудова

    4/5

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 203.


А какая ваша оценка?

Содержание материала

  1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
  2. Видео
  3. Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ
  4. Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
  5. Образец устного разбора
  6. Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
  7. Образец устного разбора
  8. Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-
  9. Правило .
  10. Правило .
  11. Правило .

Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Орфограммы — это буквы в слабой позиции. ЧтоПодчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.

Видео

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

Сравните:

УчиТЬся никогда не поздноОн учиТся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

Мы  — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Машей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Чащу – ча пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащу – щу пишем с У. Орфограмма —  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Цветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бежи́т – орфограмма  — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.

Бежит — жи пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.

Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.

. – В конце предложения ставится точка.

Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.

Пищат — ща пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пушистые — ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мышки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.

. – В конце предложения ставится точка.

Птички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Правило

Правило

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиННый, соН — соННый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

соломЕННый, листвЕННый, станциОННый

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

Теги

Орфограммы 1 класса.

1. Заглавная буква в начале предложения.

  Начало предложения пишется с большой буквы.

 Пример: Мальчики играли во дворе.

2. Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Пример: Марина, Волга, Москва.

3. Я правила в школе учить начинаю,

   Теперь очень твёрдо, уверенно знаю:

    В сочетаниях ЖИ — ШИ  только  И, всегда пиши!

            В сочетаниях ЧА — ЩА     пишем только букву А.

            В сочетаниях ЧУ — ЩУпишут только букву У.

     Прочитайте  и выучите  чистоговорку:

Ча-ча-ча — у меня нет ключа.
       Чу-чу-чу — в самолёте я ле
чу.
       Ща-ща-ща — в пруду поймали мы ле
ща.
       Щу-щу-щу — я сегодня не гру
щу.

4. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН

    Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака

     Пример: ручка, ночной, песня

5. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне  слова, надо подобрать    

однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало    

ударение. Пример: моря — море

                   Если  буква  у тебя

Вызвала сомнение,

                   То немедленно её

                   Ставь под  ударение!

6. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в      

словаре.  Пример: молоко, ребята, корова.

7. Парная по глухости — звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

Чтобы проверить парную по глухости — звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

Пример:  завод – заводы, лес – лесной.

8. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Мягкость согласных на конце слова и в середине слова перед согласными обозначается с помощью мягкого знака. Пример: семь, сеять, письмо, стальной.

9. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными  е, ё, ю, я, и в словах, в которых эти гласные обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а] [й’и].

Пример: Варенье, жильё, вьюга, беличья, муравьи.

10.  Удвоенные согласные.

     В некоторых словах пишутся удвоенные согласные: бб,  лл,      мм,  нн,  пп,  сс,  рр.

                                                                              Запомни  слова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти элемент по классу beautifulsoup
  • Доу как правильно составить акт
  • Как найти ракету 4 в террарии
  • Как найти корни квадратного трехчлена уравнения
  • Как найти личку в ватсапе