Как найти орфограмму в слове 2 класс

Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.

Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».

Понятие об орфограмме

Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:

  • весна́ или висна́;
  • ненастный или ненасный;
  • ве́ют или ве́ят

Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.

Орфограмма

Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:

Определение

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:

  • пробел между предлогом и словом (в озере, над лесом);
  • буква (гласная, согласная, прописная или строчная);
  • дефис (плащ-палатка, плодово-ягодный, по-моему и пр.);
  • слитное или раздельное написание (вглубь и в глубь леса, не увидеть и нездоровиться и пр.).

Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:

  • в приставке (привокзальный, бездомный);
  • в корне (окно́, кристаллик, книжка, властный);
  • в суффиксе (дворняжка, си́тцевый, огненный);
  • в окончании (в следствии, на крыше, светящимся окном).

Как определить орфограмму в слове?

Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором

  • возникает трудность в написании;
  • пишется не так, как слышится;
  • звук слышится неясно;
  • нужно применить орфографическое правило;
  • из нескольких вариантов следует выбрать одну букву.

Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.

Примеры орфограмм русского языка

В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:

  • кры́ша
  • я́ма
  • ра́ма

Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.

Правило

В безударном положении в корне пишется та же гласная буква, которая выступает в форме слова или в однокоренном слове под ударением.

Безударные гласные в корне слова

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.

Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:

  • кольцо́ — ко́льца;
  • узнава́ть — зна́ние;
  • спеши́ть — спе́шка;
  • удиви́тельный — ди́вный.

В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:

аромат, абориген, бетон, дирижёр, гипотеза, зигзаг, коктейль, кавычки, кристалл, лабиринт, лотерея, палисадник, панорама, привилегия, профессор, снегирь, орава, рюкзак и пр.

Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:

  • ложка [ш];
  • нарезка [с];
  • лодка [т];
  • зябкий [п];
  • морковь [ф’].

Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:

  • ложка — ложечка, нет ложек;
  • нарезка — нарезать, часть нарезок;
  • лодка — лодочка, много лодок;
  • зябкий — зябнуть;
  • морковь — морковный, морковок.

В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:

  • панцирь [п а н ц ы р’]
  • огурцы

Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:

  • цигейка
  • циркач
  • циновка
  • цифра

Исключение

Исключения составляют слова и их производные: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц.

В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:

  • ящерицын хвост
  • императрицын указ
  • молодцы
  • зайцы
  • пальцы

Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.

Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:

  • ночной сторож;
  • весёлый циркач;
  • маленький оборвыш;
  • хороший товарищ.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих

Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:

  • богатая залежь руды;
  • ощутимая горечь;
  • заметная фальшь;
  • дружеская помощь.

Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.

Видеоурок

Тест

1. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

     Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с
буквой у, жи-ши с буквой и.

 Выпиши слово
правильно, пиши  орфограмму  зелёной ручкой.   

Делай так: задача 

 2. Ь
НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ   СЛОВА(
обозначает
мягкость согласного).

      Выпиши
слово правильно. Покажи, мягкость какого согласного показывает мягкий знак. Запиши
ещё 2 слова на это правило. 

Делай так: пень, тень, пальто

3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

      Запомни: разделительный мягкий знак пишется
в  корне после согласных перед гласными:
е, ё, и, ю, я
.

Выпиши слово правильно, покажи, какие буквы
разделяет Ь. Запиши еще 2 слова на    это правило. 

Делай так: в ь юга,
лист ь я, солов ь и.

4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ
ЗНАК (Ъ)

      Запомни: разделительный твердый знак (ъ) пишется
после   приставок, которые оканчиваются
на согласную,  перед буквами: е, ё, я.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, покажи
разделение, рядом напиши ещё 2-3 слова с этой же орфограммой.

Делай
так:
под ъ ём, об ъ явление, под ъ езд.

5. СОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД

Запомни:
В сочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД мягкий знак НЕ пишется
.

Выпиши слово правильно, пиши  орфограмму 
зелёной ручкой, запиши ещё 2-3 слова с ней.

Делай так: кочка, листик, гонщик.

6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, ПРОВЕРЯЕМАЯ
УДАРЕНИЕМ.

    Запомни: чтобы проверить безударную гласную
в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы безударная
гласная стала ударной.

  Запиши
слово правильно, рядом напиши проверочное слово, выдели корень, покажи сильную и слабую позицию гласного.

Делай
так:
волна — волны, морской — море

7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ
УДАРЕНИЕМ
( слово из словаря).

     
Напиши слово, в котором ошибся, правильно 3 раза, пиши  букву, в которой ошибся, зелёной ручкой.   Запомни, как пишется это слово!

Делай так : ребята, ребята, ребята.

8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Запомни: чтобы проверить парную согласную, надо изменить
слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы после согласного стояла гласная или
 буква Н.

запиши слово, допиши проверочное слово,
покажи сильную и слабую позицию согласного. Делай так : мороз — морозы, ягодка
— ягодный.

9. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ   СОГЛАСНЫХ.

   Запомни: чтобы проверить непроизносимую  согласную в корне слова, надо подобрать ТАКОЕ
однокоренное слово, в котором проверяемая согласная слышалась бы отчетливо.

    Запиши
слово, подбери к нему несколько 
родственных слов. Запиши их, выдели корень. Проверь непроизносимую
согласную, покажи сильную и слабую позицию.

Делай
так
: Звёздный —  звезда
— -звёздочка       

10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

       Запомни: при переносе слов с удвоенными
согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с
удвоенными согласными, пиши эти согласные зелёным цветом. Запомни слова и
запиши ещё раз, разделив ВСЕ слова для переноса.

Делай
так
: группа, утренний, коллектив   груп-па, утрен-ний, кол-лектив.

11.БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

      Запомни: начало предложения пишется с
большой ( заглавной) буквы. В конце повествовательного предложения ставится
точка (.), в конце  вопросительного —
вопросительный знак (?), в конце восклицательного предложения ставится
восклицательный знак (!))

Выпиши предложение правильно, зелёной ручкой пиши
его начало и знак в конце. 

Делай так: Выпал пушистый снег.   или  Ты идёшь в школу?

12. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ
СОБСТВЕННЫХ.

    
Запомни: имена, отчества и
фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, гор, деревень,
улиц пишутся с большой (заглавной) буквы.

 Выпиши слово правильно. Первую букву пиши
зелёной ручкой. Напиши еще 3-5 различных имен собственных.

Делай так : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.

Что такое орфограмма в правилах русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Школьница пишет на доске

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограммы — что это такое

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография (что это?).

Что такое орфограмма

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Диктант с разбором и подчеркиванием орфограмм

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Как подчеркиваются орфограммы

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить…

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

Жи-ши ча-ща чу-щу

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Проверка безударных гласных

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРДЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
  3. УЧАСТНИК – участие;
  4. ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
  5. СОЛНЦЕ – солнечный;
  6. СЕРДЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТНЫЙ – честь.

Правило орфограммы

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд

Согласные

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

Сравните:

УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Прилагательные

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиННый, соН — соННый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

соломЕННый, листвЕННый, станциОННый

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

львИНый, солЯНой, кожАНый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

Резюме

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Русский язык

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    повторить изученные орфограммы корня, правила написания прописной буквы, словарные слова

Ключевые понятия

    орфограммы, корень, проверочные слова, словарные слова

План урока

Название этапа Методический комментарий
1 1. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

2 2. Калиграфическая минутка

Прописать в рабочей тетради вынесенные учителем на доску буквы и соединения, качественное написание которых не удаётся ученикам (например, еле, вд, аж, еж). Предварительно анализируются особенности соединения этих букв в словах, также записанных на доске: телевизор, однажды, дежурный, вдруг.

3 3. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение орфограмм корня. Выполняется фронтально. Учащиеся, работая по цепочке, называют орфограмму, подбирают проверочное слово (класс записывает его), называют букву, которую нужно вставить (класс вставляет букву), выделяют корень и подчёркивают букву-орфограмму.

4 4. Закрепление изученного материала

Упражнение 2 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение правила написания прописной буквы в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Выполняется самостоятельно. Во время устной проверки учащиеся обосновывают свой выбор.

5 5. Закрепление изученного материала

Упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — определение места орфограммы в слове, выбор нужного способа проверки и подбор правильного проверочного слова. Выполняется самостоятельно.

Перед началом работы учитель пишет на доске слово молоко, просит назвать орфограммы в этом слове и сказать, какую из них можно проверить, а какую нельзя. В результате обсуждения первая буква о подчёркивается двумя чёрточками, а вторая буква о — одной. Слово как образец остаётся на доске.

При проверке ученики по цепочке читают слова, в которых были пропущены буквы, называют вставленную букву, тип орфограммы, доказывают, почему необходимо вставить именно эту букву. Допущенные ошибки исправляются.

В зависимости от темпа работы подготовка к письму по памяти проводится на уроке (после чего ученики записывают несколько строчек) или предлагается в качестве домашнего задания.

6 6. Закрепление изученного материала

Упражнение 4 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение: выделение частей слова как подготовка к определению места орфограммы в слове. Выполняется фронтально. В зависимости от уровня подготовленности класса возможны два варианта работы.

1. Если дети легко справляются с разбором слов по составу, учитель предлагает читать слово и находить соответствующую этому слову модель состава слова (учащиеся должны устно провести разбор слова по составу).

2. Если разбор слов по составу представляет для учащихся некоторую трудность, если они допускают ошибки при выделении частей слова, учитель предлагает сначала разобрать каждое слово по составу, при этом выделение окончания, корня, суффикса и приставки идёт в строгом соответствии с алгоритмом, введённым в первом полугодии в процессе изучения раздела «Состав слова».

После того как слово разобрано, ученики ищут модель, которая соответствует слову.

Дополнительное задание. Подчеркнуть в данных словах орфограммы; объяснить их написание.

7 7. Закрепление изученного материала

Упражнение 5 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учитель записывает текст на доске. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют необходимые действия. Если орфограмма в окончании, учащиеся подчёркивают её и отмечают, что орфограммы в окончаниях проверять ещё не умеют. Учитель обращает внимание детей на проверочные слова к слову свисают: повис, повисший. Во время работы со словом капельки в зависимости от уровня подготовки класса учитель может сообщить о чередовании в корне -капл-//-капел (при образовании слова капелька от слова капля в корне появляется буква е) и о том, что беглый гласный может быть обозначен только буквой е. В результате текст выглядит так:

Хороша берёзка весной! До самой земли свисают её тонкие ветки. Все они покрыты серёжками. Вот пробежал по берёзке луч солнца. За блестели на ветках капельки росы.

(Непроверяемые буквы подчёркиваются двумя чёрточками, выделяется часть слова, в которую входит орфограмма.)

Учитель просит объяснить постановку восклицательного знака в конце первого предложения (предложение является повествовательным по цели высказывания и восклицательным по интонации. Оно произносится с особым чувством — чувством восхищения берёзкой). После того как учащиеся прочитают предложения орфографически и подготовятся к записи под диктовку, учитель закрывает запись на доске, а ученики закрывают тетради «Пишем грамотно». Текст записывается под диктовку учителя в рабочих тетрадях. Орфограммы в окончаниях следует проговаривать чётко. По окончании диктовки учитель открывает запись на доске, просит сравнить записи в тетрадях с записью на доске и исправить ошибки, если они были допущены.

8 8. Закрепление изученного материала

Упражнение 6 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учащиеся определяют по звуковой записи наличие орфограмм в слове, устанавливают, в какой части слова находится орфограмма, проверяют или вспоминают написание данной части слова, делают буквенную запись. В результате запись выглядит так:

[гн’издо́] – гнездо́

[с‘ирца́] – сердца́

[св‘итло́] – светло́

[пакупа́т‘] – покупа́ть

Возможная трудность. При работе со словом сердца́ учащиеся могут не узнать слово, не догадаться о наличии непроизносимого согласного.

Помощь. В первом случае учитель говорит, что задумана одна из форм слова, о значении которого он сейчас расскажет, а учащиеся должны догадаться, какое слово задумано: «Это внутренний орган, находится в груди, заставляет кровь передвигаться по всему организму, можно услышать его биение». Во втором случае учитель называет слова сердечко, сердечный.

9 9. Закрепление изученного материала

Упражнение 7 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)— повторение словарных слов. Выполняется фронтально.

Учитель сообщает, что в предложение нужно обязательно вставить словарное слово. После того как учащиеся называют слово, которое нужно дописать, учитель просит класс хором произнести его орфографически и назвать букву, написание которой в слове следует запомнить. В первое предложение можно вставить слово мороз, во второе — иней, в третье — ветер, в четвёртое — дорога.

10 10. Словарная работа

Вставить пропущенные буквы в словарные слова: т…л…виз…р, н…род, …дна…ды, н…я…рь, д…журный, кла…, …дру… . Один из учеников работает у доски, а класс проверяет правильность выполнения. После этого ученики орфографически прочитывают слова и пишут их в рабочих тетрадях под диктовку учителя, который проговаривает слова орфографически.

Словарный диктант на повторение ранее выученных слов:

Москва, Московский Кремль, столица, отец, корова, январь, картина, русский, соловей, праздник, адрес, работа, что

11 11. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Найти ошибки в записи на доске и сделать работу над ошибками. Запись на доске:

Мы снежную бабу

Слипили вчера,

И шляпа у бабы

Была изведра,

А нос из моркофки,

А руки из палки,

Митла из метлы,

А коса из мочалки.

Запись работы над ошибками:

1) ле́пят — слепили, снег — снежок, шесть — шестой

2) из старого ведра — из ведра, из большого города — из города, из пустой банки — из банки

3) морковочка – морковка, связочка – связка, сказочка – сказка

4) мётлы – метла, тёмный – темнота, брёвна – бревно (в слове метла корень -мет-, так как слово образовано от глагола мести; суффикс -л-).

12 12. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 82 и 83 в тетради «Учусь писать без ошибок»; сильные учащиеся самостоятельно работают с упр. 87 (четвёртая и пятая части рассказа), после чего приступают к самостоятельному выполнению упр. 82 и 83. По окончании самостоятельной работы необходимо организовать фронтальную проверку (с участием учеников, которые работали с учителем).

13 13. Рефлексия. Домашнее задание

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Домашнее задание. Выучить словарные слова, списать в рабочую тетрадь предложения упр. 7 из тетради «Пишем грамотно» (№ 2).

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация к уроку русского языка «Учимся находить и проверять орфограммы в слове», 2 класс

Скачать материал

Чубарева Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»
Урок русс...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 33 человека из 17 регионов

  • Сейчас обучается 252 человека из 56 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Чубарева Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»
Урок русс...

    1 слайд

    Чубарева Татьяна Сергеевна
    Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»
    Урок русского языка на тему:
    «Учимся находить и проверять орфограммы в слове», 2 класс
    15.02.2016

  • Братцы в гости снарядились,Друг за друга уцепились,И помчались в путь далек...

    2 слайд

    Братцы в гости снарядились,
    Друг за друга уцепились,
    И помчались в путь далек,
    Лишь оставили дымок.

  • «Станция чистописания»Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от...

    3 слайд

    «Станция чистописания»
    Я тетрадь свою открою,
    Уголочком положу.
    Я, друзья, от вас не скрою:
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

  • я е и о ад б ж в здя  бе жи во за

    4 слайд

    я е и о а
    д б ж в з
    дя бе жи во за

  • Народ, картина, трава, земля, весна.Народ, картина.Трава - травка, земля - зе...

    5 слайд

    Народ, картина, трава, земля, весна.
    Народ, картина.
    Трава — травка, земля — земли,

    весна – вёсна.

    Безударная гласная в корне

  • Алгоритм проверки безударной гласной в корне Прочитать слово 
Поставить ударе...

    6 слайд

    Алгоритм проверки безударной гласной в корне
    Прочитать слово
    Поставить ударение
    Выделить корень
    Определить орфограмму
    Подобрать проверочное слово

  • Парные согласныепгтжфсз

    7 слайд

    Парные согласные
    п
    г
    т
    ж
    ф
    с
    з

  • В корне.
Способы 
Проверки.безударные гласныепарные согласные

    8 слайд

    В корне.
    Способы
    Проверки.
    безударные гласные
    парные согласные

  • Правописание суффиксовСуффиксы – чив-, -лив- всегда пишутся с буквойИ
Суффикс...

    9 слайд

    Правописание суффиксов
    Суффиксы – чив-, -лив- всегда пишутся с буквойИ
    Суффиксы –ов-, -ость- всегда пишутся с буквой О
    Под ударением пишется –ив-, без ударения — -ев-
    Например: игривый, волевой
    Суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и [ч’], -ёнок- после мягких согласных, кроме [ч’]
    -ик- ключики-ключик
    -ек- сыночки — сыночек

  • Вышло вот какое дело:
Моль
Тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А тюлен...

    11 слайд

    Вышло вот какое дело:
    Моль
    Тюленью шубу съела.
    На дворе трещит мороз,
    А тюлень и гол и бос.

  • Приставки Приставки от-, об-, по-, под-, про-, до-, о-  пишутся с буквой О.
П...

    12 слайд

    Приставки
    Приставки от-, об-, по-, под-, про-, до-, о- пишутся с буквой О.
    Приставки за-, на-, над- пишутся с буквой а.

  • и Ь знаки???Безударная гласнаяПарные согласныеПравописание суффиксовРазделите...

    13 слайд

    и Ь знаки
    ?
    ?
    ?
    Безударная гласная
    Парные согласные
    Правописание суффиксов
    Разделительные Ъ и Ь знаки
    Гласные и согласные в приставках
    Жи – ши, чу – щу, ча — ща

  • Мне было не интересно, я ничего не понялМне было интересно, но я не всё понял...

    14 слайд

    Мне было не интересно, я ничего не понял
    Мне было интересно, но я не всё понял
    Мне было интересно, я всё понял

  • Домашнее задание. 
Рабочая тетрадь №2 с.8 упр.3

    15 слайд

    Домашнее задание.
    Рабочая тетрадь №2 с.8 упр.3

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 221 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 30.04.2016
  • 1132
  • 4

Рейтинг:
5 из 5

  • 30.04.2016
  • 1480
  • 2
  • 30.04.2016
  • 577
  • 0
  • 30.04.2016
  • 4261
  • 1
  • 30.04.2016
  • 974
  • 33
  • 30.04.2016
  • 611
  • 0
  • 30.04.2016
  • 1697
  • 29

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Чубарева Татьяна Сергеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Чубарева Татьяна Сергеевна

    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 82969
    • Всего материалов:

      97

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу рерайтера
  • Как найти расположение папки стим
  • Как найти диаметр кольца зная длину окружности
  • Как найти родственников по фамилии умершего человека
  • Дефицит азота в аквариуме как исправить