Содержание:
- Формула
- Примеры нахождения орта вектора
Формула
Чтобы найти орт $bar{e}$ вектора
$bar{a}$, нужно вектор
$bar{a}$ поделить на его
длину:
$$bar{e}=frac{bar{a}}{|bar{a}|}$$
Если вектор задан на плоскости своими координатами
$bar{a}=left(a_{x} ; a_{y}right)$, то его орт вычисляется по формуле:
$$bar{e}=frac{bar{a}}{|bar{a}|}=frac{a_{x} cdot bar{i}+a_{y} cdot bar{j}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}}=left(frac{a_{x}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}} ; frac{a_{y}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}}right)$$
Если вектор задан в пространстве и имеет координаты
$bar{a}=left(a_{x} ; a_{y} ; a_{z}right)$, то его орт вычисляется по формуле:
$$bar{e}=frac{bar{a}}{|bar{a}|}=frac{a_{x} cdot bar{i}+a_{y} cdot bar{j}+a_{z} cdot bar{k}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}}=$$
$$=left(frac{a_{x}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}} ; frac{a_{y}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}} ; frac{a_{z}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}}right)$$
Примеры нахождения орта вектора
Пример
Задание. На плоскости задан вектор
$bar{a}=(-2 ; 2)$ . Найти его орт.
Решение. Для нахождения орта заданного вектора воспользуемся формулой:
$$bar{e}=frac{bar{a}}{|bar{a}|}=frac{a_{x} cdot bar{i}+a_{y} cdot bar{j}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}}$$
Подставляя заданные координаты, получим:
$$bar{e}=frac{-2 cdot bar{i}+2 cdot bar{j}}{sqrt{(-2)^{2}+2^{2}}}=frac{-2 cdot bar{i}+2 cdot bar{j}}{sqrt{4+4}}=frac{-2 cdot bar{i}+2 cdot bar{j}}{sqrt{8}}=$$
$$=frac{-2 cdot bar{i}+2 cdot bar{j}}{2 sqrt{2}}=-frac{1}{sqrt{2}} cdot bar{i}+frac{1}{sqrt{2}} cdot bar{j}$$
Таким образом, искомый орт вектора $bar{a}$
имеет координаты $bar{e}=left(-frac{1}{sqrt{2}} ; frac{1}{sqrt{2}}right)$
Ответ. $bar{e}=left(-frac{1}{sqrt{2}} ; frac{1}{sqrt{2}}right)$
236
проверенных автора готовы помочь в написании работы любой сложности
Мы помогли уже 4 430 ученикам и студентам сдать работы от решения задач до дипломных на отлично! Узнай стоимость своей работы за 15 минут!
Пример
Задание. Даны точки
$A(3 ;-1 ; 4)$ и $B(2 ; 0 ; 2)$ . Найти орт вектора
$overline{A B}$
Решение. Найдем координаты вектора
$overline{A B}$, для этого из координат конца вектора (точки
$B$ ) вычтем соответствующие координаты начала (точки
$A$ ):
$$overline{A B}=(2-3 ; 0-(-1) ; 2-4)=(-1 ; 1 ;-2)$$
Для нахождения орта полученного вектора воспользуемся формулой
$$bar{e}=frac{a_{x} cdot bar{i}+a_{y} cdot bar{j}+a_{z} cdot bar{k}}{sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}}$$
Подставим в неё координаты вектора $overline{A B}$, будем иметь:
$$bar{e}=frac{-1 cdot bar{i}+1 cdot bar{j}-2 cdot bar{k}}{sqrt{(-1)^{2}+1^{2}+(-2)^{2}}}=frac{-1 cdot bar{i}+1 cdot bar{j}-2 cdot bar{k}}{sqrt{1+1+4}}=$$
$$=frac{-1 cdot bar{i}+1 cdot bar{j}-2 cdot bar{k}}{sqrt{6}}=-frac{1}{sqrt{6}} cdot bar{i}+frac{1}{sqrt{6}} cdot bar{j}-frac{2}{sqrt{6}} cdot bar{k}$$
Таким образом, орт вектора $overline{A B}$ имеет координаты $bar{e}=left(-frac{1}{sqrt{6}} ; frac{1}{sqrt{6}} ;-frac{2}{sqrt{6}}right)$
Ответ. $bar{e}=left(-frac{1}{sqrt{6}} ; frac{1}{sqrt{6}} ;-frac{2}{sqrt{6}}right)$
Читать дальше: как найти вектор по точкам.
Определение.
Любой ненулевой вектор, перпендикулярный
прямой называется её нормальным
вектором,
и обозначается
.
Теорема.
Алгебраическое уравнение 1-й степени
,
где
коэффициенты
– произвольные действительные числа,
одновременно не равные нулю, являетсяуравнением
прямой на плоскости
,
а вектор
является её нормальным вектором.
Верно
обратное:
на координатной плоскости
уравнение
любой прямой с нормальным вектором,
может быть записано в виде алгебраического
уравнения.
Определение.
Уравнение прямой вида
,
где
коэффициенты
– произвольные действительные числа,
одновременно не равные нулю, называетсяобщим
уравнением прямой.
Известно,
что прямая определяется двумя точками.
Пусть
и
–
точки, лежащие на прямой
,
–
произвольная точка этой прямой. Тогда
векторы
и
– коллинеарны, а их координаты
пропорциональны. Получаемуравнение
прямой, проходящей через две точки:
.
Определение.
Вектор,
параллельный прямой, называется
направляющим
вектором прямой.
Определение.
Пусть
– направляющий вектор прямой. Тогда из
предыдущего уравнения получаемканоническое
уравнение прямой:
.
Определение.
В
тех же обозначениях, параметрическое
уравнение прямой
имеет вид:
.
Определение.
Уравнение прямой вида
,
гдеи
– произвольные, не равные нулю
действительные числа, называетсяуравнением
прямой в отрезках.
Теорема.
Пусть
– уравнение прямой в отрезках. Тогда
,
– координаты точек пересечения данной
прямой с осями координат.
Определение.
Уравнение прямой вида
,
гдеи
– произвольные действительные числа,
называетсяуравнением
прямой с угловым коэффициентом,
коэффициент
называетсяугловым
коэффициентом данной
прямой.
Теорема.
Пусть
– уравнение прямой с угловым коэффициентом.
Тогда,
где угол
α
равен углу наклона данной прямой к оси
,
– ордината точки пересечения с осью
.
Если
известны угловые коэффициенты
и
двух прямых, то один из углов
между этими прямыми определяется по
формуле:
.
Признаком
параллельности двух прямых является
равенство их угловых коэффициентов:
.
Признаком
перпендикулярности двух прямых является
соотношение:
или
.
Теорема.
(Связь нормального вектора прямой с её
направляющим вектором и её угловым
коэффициентом.)
1)
Если
– нормальный вектор прямой, то
– её направляющий вектор, и, если
,
то– её угловой коэффициент.
2)
Если
– направляющий вектор прямой, то
– её нормальный вектор, и, если
, то
– её угловой коэффициент.
3)
Если
угловой коэффициент прямой, то
– её нормальный вектор,
–
направляющий вектор.
Взаимное
расположение двух прямых на плоскости.
Две
прямые на плоскости могут пересекаться,
совпадать или быть параллельными.
Теорема.
Пусть прямые заданы общими уравнениями:
L1:,L2:
.
Тогда:
1)
если
,
то прямые совпадают, и система уравнений
имеет
бесконечное множество решений;
2)
если
, то прямые параллельные, и система
уравненийне имеет решений;
3)
если
, то прямые пересекаются и координаты
точки их пересечения являются единственным
решением системы уравнений
.
Определение.
Уравнение вида
,
где– расстояние от прямой до начала
координат, называетсянормальным
уравнением прямой,
– координаты орта вектора
.
Чтобы
привести прямую к указанному виду,
разделим общее уравнение прямой на
, причем со знаком «+» в случае, когда
, и со знаком «-» в случае, когда
, получим:
.
Теорема.
Орт нормального вектора
имеет координаты:
,
где
.
Теорема.
Расстояние от прямой до произвольной
точки
находится
по формуле:
Чтобы
найти расстояние
между двумя параллельными прямыми,
нужно взять произвольную точку на одной
из прямых и найти расстояние от нее до
другой прямой.
Чтобы
найти множество
точек, равноудаленных от двух прямых
и
, составим уравнение:
.
Раскрывая
модули в случае параллельных прямых,
получаем параллельную им прямую, лежащую
между данными прямыми, а в случае
пересекающихся прямых – биссектрисы
углов,
образованных пересечением прямых.
Определение.
Совокупность прямых, проходящих через
некоторую точку S,
называется пучком
прямых с центром S.
Теорема.
Если
и
– уравнения двух прямых, пересекающихся
в точкеS,
то уравнение:
,
где
– какие угодно числа, не равные
одновременно нулю, определяют прямую,
также проходящую через точкуS.
Более
того, в указанном уравнении числа всегда
возможно подобрать так, чтобы оно
определяло любую (заранее назначенную)
прямую, проходящую через точку S,
иначе говоря, любую прямую пучка с
центром S.
Поэтому уравнение вида называется
уравнением пучка с центром S.
Решение
типовых задач
Задача
№1:
Даны
уравнения двух сторон параллелограмма
,
и уравнение одной из его диагоналей
.
Определить координаты вершин этого
параллелограмма.
Решение:
Найдём
координаты т.
как точки пересечения прямых
и
:
;
;
т.Выясним, какая из диагоналей задана.
Подставим
координаты т.
в уравнение диагонали
:
;
т.не принадлежит заданной диагонали,
следовательно– уравнение диагонали
.
Найдём
координаты т.
,
как точки пересеченияи
:
;
;
т..
Найдём
координаты т.,
как точки пересеченияи
:
;
;
т..
Найдём
координаты т.B:
в параллелограмме диагонали делят друг
друга пополам:
.
Найдём координаты т.:
т.– середина
,
следовательно, т.;
т.,
но т.– середина
,
следовательно,и
, поэтому
и
,
т..
Ответ:
Задача
№2:
Дана
прямая
.
Составить уравнение прямой, проходящей
через точку:
-
параллельно
данной прямой. -
перпендикулярно
к данной прямой.
Решение:
-
Искомая
прямая параллельна прямой
,
поэтому её уравнение имеет вид:.
Найдём
т.:
точкапринадлежит этой прямой, поэтому её
координаты удовлетворяют записанному
уравнению:,
.
Итак, прямая принимает вид:.
-
Т.к.
заданная и искомые прямые перпендикулярны,
то их угловые коэффициенты удовлетворяют
условию:
.
Найдём
угловой коэффициент прямой
;
;
итак,тогда
.
Запишем уравнение искомой прямой:.
Точка
принадлежит этой прямой, поэтому
;
Уравнение
прямой принимает вид:
.
Ответ:
;
.
Задача
№3:
Определить,
при каких значениях a
и b
две прямые
,
:
-
имеют
одну общую точку; -
параллельны;
-
совпадают.
Решение:
-
Прямые
имеют одну общую точку, когда они не
параллельны (их коэффициенты при x
и y
не пропорциональны):
;
-
Прямые
параллельны, когда коэффициенты при x
и y
пропорциональны:
;
.
-
Прямые
совпадают, когда все их коэффициенты
пропорциональны:
;
.
Задача
№4:
Найти
проекцию точки
на прямую
.
Решение:
Проведём
через т.прямую
,
перпендикулярную прямой.
Точкапересечения прямых и является искомой
проекцией.
Прямая
перпендикулярна заданной прямой, поэтому
её направляющим вектором служит
нормальный вектор прямой,
т.е..
Запишем
уравнение прямой
в каноническом виде:
;
– уравнение
.
Найдём
координаты т.:
;
;
т.
Ответ:
Задача
№5:
Найти
точку
,
симметричную точкеотносительно прямой, проходящей через
точкии
.
Решение:
Составим
уравнение
,
как прямой проходящей через 2 точки:
;
– уравнение
.
Найдём
уравнение прямой
перпендикулярной
.
Нормальный
вектор
прямой
является направляющим вектором прямой
,
поэтому используем каноническое
уравнение прямой:;
– уравнение прямой
.
Найдём
координат т.,
как точки пересечения прямыхи
:
;
;
т..
Так
как точка
симметрична точке
относительно
,
следовательно,
то есть т.– середина отрезка
.
Найдём координаты точки,
зная начало и середину отрезка:
,
, тогда
,
,
т.
.
Ответ:
.
Задача
№6:
Даны
вершины треугольника
,
и
.
Составить уравнение перпендикуляра,
опущенного из вершинына медиану, проведенную из вершины
.
Решение:
Найдём
координаты т.,
как середины отрезка:
т.
, т.
.
Запишем
уравнение медианы
,
как прямой, проходящей через две известные
точки:
;
– уравнение
.
Нормальный
вектор для
является направляющим для прямой
перпендикулярной
,
тогда уравнение примет вид:
;
– уравнение
.
Ответ:
.
Задача
№7:
Даны
вершины треугольника
,
,
.
Составить уравнение перпендикуляра,
опущенного из вершинына биссектрису внутреннего угла при
вершине.
Решение:
Пусть
– биссектриса.
Найдём
координаты т.воспользовавшись свойством биссектрисы:
Тогда:
;
;
т.;
Уравнение
биссектрисы
примет вид:
=
⇒
,
,
перпендикулярен
⇒
.
Точка
принадлежит искомому перпендикуляру,
поэтому уравнениепримет вид:
.
Ответ:
Задача
№8:
Две
стороны квадрата лежат на прямых
,
.
Вычислить его площадь.
Решение:
-
Выберем
на прямой
некоторую точку
:
пусть
,
тогда⇒
,
т.е.
.
-
Найдём
расстояние от точки
до прямой
:
⇒
,
где
и есть длина стороны квадрата.
-
т.е.
.
Ответ:
.
Задача
№9:
Даны
две противоположные вершины квадрата
и
.
Составить уравнения его сторон.
Решение:
Зная
вершины
и
составим уравнение диагонали
,
как прямой проходящей через две точки:⇒
– уравнение прямой
.
Т.к.
– квадрат, его диагонали являются
биссектрисами, поэтому;
найдём угловой коэффициент
.
Зная
и
,
найдём угловой коэффициент:
;⇒
.
Уравнение
примет вид:
.
Найдём
;
Тогда уравнение.
Т.к.
перпендикулярно
⇒
угловой коэффициент
.
Уравнениеимеет вид:
,
тогда– уравнение
.
Т.к.
– квадрат, то
,
то уравнениепримет вид:
.
Зная,
что точка
принадлежит прямой
,
найдём свободный членискомого уравнения, итак
– уравнение стороны
.
Аналогично
найдём уравнение стороны
.
Ответ:
Задача
№10:
Вычислить
площадь треугольника, отсекаемого
прямой
от координатного угла.
Решение:
Запишем
уравнение прямой
в отрезках:
+
1.
Из
этого уравнения следует, что длины
отрезков
и
соответственно равны
и
,
поэтомукв. ед.
Ответ:
кв.ед.
Задача
№11:
Составить
уравнения сторон треугольника, зная
одну из его вершин
и уравнения двух его медиан
.
Решение:
Выясним,
что точка
не принадлежит известным медианам
и
.
Найдём
координаты точки
– пересечения медиан
:
⇒
т.
Продолжим
медиану
,
и на её продолжении отложим отрезок.
Соединим точкус вершинами
и
.
Полученный четырёхугольник– параллелограмм (его диагонали
пересекаясь в точке,
делятся пополам).
Найдём
координаты точки
,
как конца отрезкас известным началом
и серединой
Найдём
уравнение прямой
,
зная, чтои точка
лежит на этой прямой:
Найдём
координаты вершины
,
как точки пересечения прямыхи
:
⇒
т.
Точка
– середина отрезка
,
поэтому.
Найдём
координаты точки
,
как конца отрезкас известными началом
и серединой
:
.
Зная
координаты всех вершин треугольника
,
найдём уравнения его сторон, как прямых
проходящих через две точки.
Ответ:
Задача
№12:
Составить
уравнения сторон треугольника, зная
одну из его вершин
и уравнения биссектрис двух его углов:
Решение:
Очевидно,
что точка
не принадлежит заданным биссектрисам
и
.
Найдём точку,
симметричную точкеотносительно биссектрисы
.
Можно доказать, что точкапринадлежит прямой
.
Опустим из т.перпендикуляр на биссектрису
до пересечения в точке
и отложим
.
Т.к.
перпендикулярно
,
то;
точкапринадлежит прямой
,
поэтому её уравнение примет вид:
Координаты
точки
найдём как точки пересечения прямых
и
:
⇒
т.(
;
).
Найдём
координаты точки
,
как конца отрезкас известными началом
и серединой
:
(
).
Аналогично
найдём точку
,
симметричную т.относительно биссектрисы
.
Точкапринадлежит прямой
,
.
Тогда
уравнение стороны
примет вид:
или
.
Найдём
координаты точек
и
,
как точек пересечения прямойи заданных биссектрис:
(
);
Зная
координаты вершин треугольника
,
найдём уравнения его сторон.
Ответ:
Задача
№13:
Составить
уравнения биссектрис углов, образованных
двумя пересекающимися прямыми:
и
.
Решение:
Известно
свойство: биссектриса есть геометрическое
место точек, равноудалённых от сторон
угла.
Пусть
– произвольная точка искомой биссектрисы,
тогда;
;
;
;
.
Тогда
уравнения биссектрис примут вид:
.
Ответ:
.
Задача
№14:
Составить
уравнение биссектрисы угла между прямыми
,
в котором лежит точка
Решение:
Найдём
отклонение точки
отзаданных
прямых, для этого приведём их уравнения
к нормальному виду:;
нормирующий множитель+
;
+
0.
Найдём
отклонение
1
т.от прямой, для этого в левую часть
нормального уравнения подставим
координаты т.:
1
—
—
0.
Аналогично
найдём отклонение
2
т.от второй прямой:
2
0.
Отклонения имеют разные знаки, поэтому
при раскрытии модулей (см. решение
предыдущей задачи) справа ставим знак
«минус».
⇒
Уравнение
биссектрисы принимает вид:
Ответ:
.
Задача
№15:
На
прямой
найти точки, равноудалённые от прямых
и
Решение:
Точки
равноудалённые от прямых
и
,
лежат на биссектрисах углов, образованных
этими прямыми. Аналогично решению
предыдущих задач найдём их:.
Тогда
искомые точки являются точками пересечения
этих биссектрис и прямой
,
поэтому найдём их, решая системы:и
.
Ответ:
Задача
№16:
Составить
уравнения сторон треугольника, зная
одну из его вершин
и уравнения медианы
и высоты
,
проведённых из различных вершин.
Решение:
Убедимся,
что точка
не принадлежит заданным медиане и
высоте.
Найдём
уравнение стороны
,
зная, что.
⇒
тогда уравнение примет вид:
,
зная координаты т.,
принадлежащей,
найдём,
тогда уравнение примет вид:.
Найдём
координаты т.,
как точки пересеченияи
медианы:
⇒
.
Пусть
точка
имеет координаты
и
,
найдём их. Точка– середина
,
поэтому
Точка
принадлежит медиане
,
точкапринадлежит высоте
,
поэтомуи
найдём, решая систему:
Откуда
Зная координаты вершин треугольника,
найдём уравнения всех его сторон.
Ответ:
.
Задача
№17:
Через
точку
провести прямую так, чтобы её отрезок,
заключённый между прямыми,
делился бы в точкепополам.
Решение:
Обозначим
через
и
точки пересечения заданных прямых и
искомой прямой и пустьтогда
т.к.
– середина отрезка
.
Координатынайдём, составив систему уравнений:
⇒
⇒
.
Составим
уравнение искомой прямой, которая
проходит через две точки, например,
и
:
Ответ:
Задача
№18:
Составить
уравнения сторон треугольника
,
зная одну из его вершина также уравнение высоты
и биссектрисы
,
проведённых из одной вершины. Решить
задачу, не вычисляя координат вершини
.
Решение:
Можно
проверить, что т.не принадлежит ни высоте,
ни биссектрисе.
Найдём уравнение стороны,
поэтому;
,
зная координаты т.,
найдём.
Итак,
уравнение
имеет вид:
.
Рассмотрим
пучок с центром в т.:
.
Пусть
,
тогда уравнение пучка примет вид:
.
(1)
–прямая
пучка, причём координаты т.известны, поэтому найдём
для прямой
:
,
поэтому уравнениепримет вид:
,
т.е..
Найдём
угол между прямыми
и
:tg
1⇒
.
Тогда
угол
равен 90°, т.е.
;
—.
С другой стороны найдёмиз уравнения (1):
Итак,
⇒
.
Найдём
уравнение стороны
зная, что она принадлежит пучку. Подставим
в уравнение (1) и получим уравнение
стороны.
Ответ:
Образовательным
результатом после изучения данной темы
является сформированность компонент,
заявленных во введении, совокупности
компетенций (знать, уметь, владеть) на
двух уровнях: пороговый и продвинутый.
Пороговый уровень соответствует оценке
«удовлетворительно», продвинутый
уровень соответствует оценкам «хорошо»
или «отлично» в зависимости от результатов
защиты кейс-заданий.
Для
самостоятельной диагностики данных
компонент вам предлагаются следующие
задания.
Орт:
- это вектор,
- он лежит на оси,
- направлен туда же, куда направлена ось,
- его длина равна единице.
На рисунке 1 изображены орты для двумерного а) и трехмерного б) случаев.
Рис. 1. Единичные векторы – орты, располагаются на осях координат
Орты сонаправлены с осями, на которых они лежат:
- Орт ( vec{i} ) направлен вдоль оси Ox;
- Орт ( vec{j} ) направлен вдоль оси Oy;
- Орт ( vec{k} ) направлен вдоль оси Oz;
Орты обладают единичной длиной:
[ |vec{i}| = |vec{j}| = |vec{k}| = 1]
Все три орта взаимно перпендикулярны. Перпендикулярные векторы часто называют ортогональными.
Любые два орта из трех, лежат в одной плоскости:
- Орты ( vec{i} ) и ( vec{j} ) лежат в плоскости xOy;
- Орты ( vec{i} ) и ( vec{k} ) лежат в плоскости xOz;
- Орты ( vec{j} ) и ( vec{k} ) лежат в плоскости yOz;
Векторы, лежащие в одной плоскости, называют компланарными. Об этом подробно написано «здесь» (откроется в новой вкладке).
Координаты вектора можно указать двумя способами. Либо, перечислив эти координаты в скобках, либо, с помощью разложения вектора по ортам.
Пример:
Сравните два способа обозначения вектора
[ vec{a} = left{ -2; 7; -5 right} ]
и
[vec{a} = -2 cdot vec{i} + 7cdot vec{j} – 5 cdot vec{k} ]
5.4.1. Канонические уравнения прямой
Для лёгкого понимания темы целесообразно освоить или вспомнить уравнение «плоской» прямой, поскольку будет очень много похожих вещей. Но будут и отличия, на одно из которых вы уже наверняка обратили внимание. Я выделил прописной буквой окончание слова «уравнениЯ», подчеркивая, что оно находится ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. И это не случайно: особенность пространственной прямой состоит в том, что она задаётся не одним уравнением, а некоторым множеством уравнений.
Теперь о совпадениях: пространственную прямую точно так же обозначают строчными латинскими буквами , как вариант, с подстрочными индексами:
. Либо двумя точками, принадлежащими данной прямой:
.
И точно так же – её можно задать несколькими способами. Начнём с канонов, точки и направляющего вектора:
Если известна некоторая точка пространства , принадлежащая прямой, и направляющий вектор
данной прямой, то канонические уравнения этой прямой выражаются формулами:
Приведённая запись предполагает, что координаты направляющего вектора не равны нулю. Что делать, если одна или две координаты нулевые, мы рассмотрим чуть позже.
Задача 143
Составить канонические уравнения прямой по точке и направляющему вектору
Решение: по соответствующим формулам:
Ответ:
Что следует отметить в этом очень простом примере? Во-первых, полученные уравнения НЕ НАДО сокращать на единицу:
Сократить, точнее, можно, но это режет глаз и создаёт неудобства в ходе решения задач.
А во-вторых, проверка, которая очень легко (и быстро!) выполняется устно:
Сначала смотрим на знаменатели уравнений и сверяемся – правильно ли там записаны координаты направляющего вектора ? Нет, не подумайте, у нас не урок в детском садике «Тормозок», эта мера позволит исключить ошибку по невнимательности. Никто не застрахован от «наваждения», или вдруг вы условие неправильно переписали?
Далее подставляем координаты точки в найденные уравнения:
– получены верные равенства, значит, координаты точки
удовлетворяют нашим уравнениям, и сама точка действительно принадлежит данной прямой.
Довольно часто требуется найти какую-нибудь другую точку , принадлежащую данной прямой. Как это сделать? Берём полученные уравнения
и мысленно «отщипываем», например, левый кусочек:
. Теперь этот кусочек приравниваем к любому числу (помним, что ноль уже был), например, к единице:
.
Так как , то и два других «куска» тоже должны быть равны единице. По сути, нужно решить систему:
Проверим, удовлетворяет ли точка уравнениям
:
– получены верные равенства, значит, точка
действительно принадлежит данной прямой.
Выполним чертёж в прямоугольной системе координат:
Заодно вспомним, как правильно откладывать точки в пространстве. Строим точку :
– от начала координат в отрицательном направлении оси откладываем отрезок первой координаты
(зелёный пунктир);
– вторая координата нулевая, поэтому «не уходим» с оси
ни влево, ни вправо;
– в соответствие с третьей координатой отмеряем три единицы вверх (фиолетовый пунктир). Строим точку
:
– отмеряем две единицы «на себя» (желтый пунктир), одну единицу вправо (синий пунктир) и две единицы вниз (коричневый пунктир). Коричневый пунктир и сама точка наложились на координатную ось, заметьте, что они находятся в нижнем полупространстве и расположены ПЕРЕД осью
.
Сама прямая проходит над осью
и, если меня не подводит глазомер, над осью
. Не подводит, убедился аналитически. Если бы прямая
проходила ЗА осью
, то следовало бы стереть частичку линии
сверху и снизу точки скрещивания.
У прямой бесконечно много направляющих векторов, например:
(красная стрелка). Получился в точности исходный вектор
, но это чистая случайность (такую уж я выбрал точку
). Любой коллинеарный вектор, например,
тоже будет направляющим вектором данной прямой (вспоминаем, как их получить)
Разберёмся с частными случаями, когда одна или две координаты направляющего вектора нулевые. Попутно продолжим тренировать пространственное воображение. Изобразите в тетради декартову систему координат . Напоминаю удобный масштаб: 2 клетки = 1 ед. – по осям
и диагональ одной клетки = 1 ед. – по оси
.
Теперь я буду рассказывать о прямых, а вы их мысленно представляйте! Рассмотрим все шесть случаев:
1) Для точки и направляющего вектора
канонические уравнения прямой распадаются на три отдельных уравнения:
или короче:
Что это за прямая?
Поскольку направляющий вектор коллинеарен орту
, то такая прямая будет параллельна оси
, в частности, уравнения
задают саму ось абсцисс. В чём смысл уравнений
? «Игрек» и «зет» ВСЕГДА (при любом «икс») равны нулю. А это ось
. Кроме того, есть и другая интерпретация – ведь перед нами уравнения двух плоскостей! Уравнение
задаёт координатную плоскость
, а уравнение
– плоскость
. Смотрим на чертёж и ищем их пересечение!
Задача 144
Составить уравнения прямой по точке и вектору
.
Решение и ответ в одну строчку:
Какому условию удовлетворяет каждая точка этой прямой? «Иксовая» координата может быть любой: (на практике данное уравнение, как правило, не записывают). А вот «игрековая» и «зетовая» координата постоянны, равны конкретным числам:
.
Самостоятельно осмысливаем два «родственных» случая:
2) Канонические уравнения прямой, проходящей через точку параллельно вектору
, выражаются формулами
.
Такие прямые будут параллельны координатной оси , в частности, уравнения
(
любое) задают координатную саму ось ординат.
3) Канонические уравнения прямой, проходящей через точку параллельно вектору
, выражаются формулами
. Данные прямые параллельны координатной оси
, а уравнения
(
любое) задают саму ось аппликат.
Обкатываем вторую тройку:
4) Для точки и направляющего вектора
канонические уравнения прямой распадаются на пропорцию
и уравнение плоскости
.
Задача 145
Составить уравнения прямой по точке и вектору
.
Решение и ответ в одну строчку:
Разберём суть полученной записи. Уравнение задаёт плоскость, причём данная плоскость будет параллельна «родной» координатной плоскости
. Из пропорции
легко выразить уравнение «плоской» прямой, единственное, эта прямая будет находиться не на плоскости
, а на высоте
.
Если высота нулевая: , то уравнения принимают вид
, и вот это уже в точности наша «плоская» прямая, лежащая в плоскости
.
Таким образом, рассмотренный случай задаёт прямую, параллельную координатной плоскости . Действительно, задумайтесь, ведь направляющий вектор
параллелен данной плоскости, ибо «зетовая» координата равна нулю.
Аналогично – читаем, вдумываемся и представляем:
5) Прямая, заданная точкой и направляющим вектором
, параллельна координатной плоскости
, и её канонические уравнения выражаются формулами:
. В частности, уравнения
определяют прямую, лежащую в плоскости
.
6) Прямая, заданная точкой и направляющим вектором
, параллельна координ атной плоскости
, и её канонические уравнения выражаются формулами:
. В частности, уравнения
определяют прямую, лежащую в плоскости
.
Настала пора закусить – составляем уравнения и вникаем в их смысл:
Задача 146
Записать канонические уравнения прямой, если известна точка и направляющий вектор данной прямой:
а) ;
б) .
в) Прямая проходит через точку параллельно оси
.
Это задание для самостоятельного решения, ответы в конце книги.
5.4.2. Как составить уравнения прямой по двум точкам?
5.3.7. Взаимное расположение трёх плоскостей
| Оглавление |
Автор: Aлeксaндр Eмeлин