Как найти ошибки в композиции

Основные ошибки в композиции снимка и способы их избежать


25 октября 2015

Фото

Даже великолепный пейзаж может выглядеть слабо, если он снят без учёта основных правил композиции. Мы поможем избежать самых частых ошибок, чтобы ваши фотографии выглядели более профессионально.

Основные ошибки в композиции снимка и способы их избежать

Ошибка № 1: объект в кадре слишком мал

Когда в реальном мире мы смотрим на что-то, наш мозг отлично фокусирует зрение на самом важном, отбрасывая незначительные детали окружения. Но в случае плоского изображения лишние детали могут отвлечь от центрального объекта и уменьшить его значение.

Решение

Воспользуйтесь зумом объектива, а ещё лучше — сделайте пару шагов вперёд.

Часть фона не представляет ценности. www.invicton.com

Ошибка № 2: съёмка «в лоб»

Обратная ситуация возникает, если совсем пренебрегать окружением. Если вы снимаете объект «в лоб», то передаёте его внешний вид, но атмосфера остаётся за кадром.

Решение

Например, если вы снимаете в саду, интереснее может получиться не крупный план одного цветка, а вся клумба.

Цветущее поле смотрелось бы интереснее, чем один цветок во весь кадр. kajibow.blog2.fc2.com

Ошибка № 3: помещение объекта в центр

Хотя иногда фотографии с центральной симметрией смотрятся отлично, в большинстве случаев выгоднее располагать объект съёмки с учётом правила третей.

Решение

Мысленно разделите фотографию двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равновеликих частей. Ключевые элементы сцены поместите в силовых точках, а остальные — вдоль линий.

Так, например, линия горизонта в классической композиции отделяет нижнюю или верхнюю треть фотографии.

Более эффектное место для маяка — в левой верхней силовой точке. www.regionstavanger.com

Ошибка № 4: пустота на переднем плане

Когда вы снимаете пейзаж или натюрморт, что-то должно быть на переднем плане. Это обеспечит глубину фотографии и поможет привлечь взгляд. Так же, как и малосодержательный фон, беспредметный передний план сделает фотографию скучной.

Решение

Можно, конечно, обрезать уже готовый снимок. Однако лучше скомпоновать фотографию правильно ещё до щелчка. В большинстве пейзажей найдётся то, что сделает акцент на переднем плане: куст, скала или следы на песке. В случае натюрморта ваша забота — расположить всё в нужных местах.

На переднем плане не хватает объекта, который привлёк бы внимание. aircrashsites.co.uk

Ошибка № 5: неряшливый фон

Фотографии, сделанные в спешке, часто бывают испорчены лишними объектами на заднем плане.

Решение

В первую очередь следует взять в привычку уделять фону не меньше внимания, чем объекту съёмки на переднем плане. Окиньте взглядом всю область изображения прежде, чем нажать на кнопку.

Если фон не важен, можно сильнее открыть диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и получить размытый фон.

Размытие несущественного фона позволяет сконцентрироваться на главном объекте съёмки. psdpng.ru

Ошибка № 6: отсутствие связи между элементами изображения

Хотя отсутствие логической связи может привнести некоторый сюрреалистический аспект в вашу фотографию, обычно лучше получаются те снимки, где объекты работают сообща.

Решение

Используйте линии разделения правила третей. В пейзажной фотографии тропинка, расположенная вдоль одной из вертикальных линий, проведёт взгляд от переднего плана к потрясающему виду на фоне. А в случае натюрморта в кадр не должны попасть предметы, не имеющие отношения к снимаемой сцене.

Тропинка проводит взгляд через всю сцену. www.frangallo.com

Ошибка № 7: заваленный горизонт

Ошибка очевидная, но всё же очень распространённая. Наклонная линия горизонта лишь изредка придаёт художественную ценность. Чаще она только отвлекает. Поэтому следует предпринимать максимум усилий, чтобы её избежать.

Решение

Существуют камеры с встроенным электронным уровнем. Если такого нет, можно использовать строительный уровень, это особенно удобно при съёмке со штатива. Но даже без дополнительного оборудования можно ориентироваться по линиям сетки.

В крайнем случае используйте фоторедакторы, чтобы исправить готовые фотографии.

Заваленный горизонт не спасает скучный пейзаж.

Ошибка № 8: невнимание к цвету

Гармония важна не только в геометрии, но и в цвете. Удачным может получиться снимок, где цвета противопоставлены друг другу, например красный мак в поле нейтрального пшеничного цвета против зелёного леса на заднем плане. Но подобные цветовые контрасты могут работать и против вас, когда ярким оказывается нежелательный объект или объект в неудачной части кадра.

Решение

Яркий акцент стоит располагать в силовой точке (правило третей). Следите, чтобы в кадр не попадали другие яркие объекты, отвлекающие внимание от центрального предмета съёмки. Но, если это всё же произошло, можно попробовать перевести изображение в ч/б.

Акцент сделан правильно: всё внимание – на кота

Примеры композиционно выверенных изображений

Примеры композиционно выверенных изображений

Важнейшим компонентом в художественном искусстве является композиция, которая придает произведению законченность, показывает его единство и подчиняет элементы в нём между собой и основным замыслом. С латинского «compositio» означает соединение, создание порядка, чёткого взаимодействия. Где бы не использовалась композиция, к примеру, в дизайне, в рисовании, фотографиях, она всё равно будет выполнять одни и те же функции.

Подготовка места и материалов для рисования.

Неправильно освещается композиция, которую вы решили рисовать. Главное — усвоить, как правильно ее освещать. Источник света ставят впереди предмета или объекта и немного выше. Это называют верхне-боковое освещение, которое позволяет подчеркнуть формы благодаря контрасту света и тени. Также проверьте, чтобы было правильное освещение мольберта – тень от руки не должна падать на лист бумаги.

Далее важно грамотно подобрать бумагу. Ошибка заключается в том, что вы не уделяете выбору бумаги столько внимания, сколько нужно. Лучше всего подходит плотная белая бумага со слегка шероховатой поверхностью (ватман). По мелованной бумаге с глянцевой поверхностью карандаш скользит, и невозможно аккуратно стереть линии графитного карандаша ластиком.

Сразу приготовьте несколько видов карандашей. Твердый графитный карандаш даст тонкую линию, а самый мягкий годится для наброска. То же относится и к кистям – их нужно иметь несколько, разной формы и размера.

Композиция в дизайне

Настоящее произведение выстраивается на нескольких понятиях: главном сюжетно-тематическим центром и подчинённых ему иных элементов построения. Освещение, тональность, план, ракурс, а также колорит, точка и съёмочный момент, акцент и контраст неизменно содействуют композиции по смыслу и предметно.

Композиция, с научной точки зрения, изучает закономерности внутри строения форм как в искусстве, так и дизайне. Кроме этого, в неё входит достижение целостности и гармонии вещей.

По законам композиции, вещь должна иметь такую структуру, которая будет максимально чётко и лаконично передавать информационный посыл для конечного потребителя.

Композиция рисунка.

Приступая к рисованию отдельных предметов композиции, нужно их видеть как единое целое, как группу. Часто об этом не знают, и тогда в итоге получается, что рисунок либо смещен на листе в сторону, либо слишком мал для выбранного формата листа, либо ничего не умещается. В связи с этим рекомендуют провести диагональные линии и определить центр листа, а затем мысленно определить центр композиции из объектов, которые вы рисуете. Эти два центра не должны точно совпадать, но все же это служит хорошим ориентиром для гармоничного вписывания композиции в пространство листа.

Основные понятия и правила композиции

В разные эпохи развития искусства, деятели этого направления особо интересовались поиском более выразительных схем композиции, чем они использовали ранее в своих работах. За много лет было создано тысячи произведений с разнообразными решениями композиции. Чтобы лучше понять основы этого термина, лучше посмотреть на схематические изображения с пояснениями.

Диагональные линии в композиции

Диагональные линии в композиции

Перед вами два графика. На первом видно, что стрелка поднимается вверх, на втором же – вниз. В композиции важно, чтобы линии были направлены только вверх, поэтому проведенная линия от левого угла вниз воспринимается хуже, чем линия от левого угла вверх.

Замкнутая и открытая композиция

Поскольку в замкнутой композиции линии направляются в центр, она подходит для передачи неподвижных предметов. Центр композиции выполняет замыкающую функцию для элементов, которые там находятся. При взгляде на композицию откуда бы ни было, он будет направлен к центру. Чтобы красиво замкнуть предметы в центральной точке, их используют в компактном виде.

Открытая композиция, в свою очередь, с точностью да наоборот повторяет свойства замкнутой. Если вы хотите передать открытость пространства, дальность движения или что-то в таком ключе, используйте именно её.

замкнутая и открытая композиция геометрических фигур

Правило золотого сечения

В зависимости от того, как будут расположены элементы на плоскости, они могут быть гармонично использованы или нет.

Благодаря гармонии предметы на плоскости используются именно так, как предполагает автор. Слева изображение выглядит более гармонично, чем правое.

В природе, которая априори гармонична, работает несколько зрительных образов, а они подчиняются симметрии и золотому сечению.

Золотое сечение получают, когда берут два отрезка, делят на две части, которые неравны. Если большая часть отрезка относится к меньшей так же, как весь отрезок к большей части, мы получили соотношение нужного нам типа. Пример на рисунке ниже.

формула золотого сечения

Если предположить, что весь отрезок это 8, то большая часть отрезка это 5/8, а меньшая — 3/8. Таким образом, зрительные центры располагаются вот так:

расположение зрительных центров по правилу золотого сечения

Правило трех третей

правило трех третей

На первом рисунке изображено две фигуры, которые, на первый взгляд, расположены гармонично. Согласно золотому сечению, здесь вообще неправильно расположены элементы. Однако, если поделить квадрат на 9 частей (квадратиков), то мы заметим, что фигуры расположены на пересечении линий, а горизонталь треугольника совпадает с основной горизонталью. Это упрощенное золотое сечение или правило трёх третей.

Фигура человека.

Венец мастерства – нарисовать человека. И без промашек. Зачастую начинают рисовать так, как хочется. Но для рисования фигуры человека разработаны специальные правила пропорций – это вы можете разобрать с преподавателем на наших уроках или самостоятельно изучить в специальных учебниках рисования. Например, голова укладывается по высоте фигуры 7 раз. Опущенная рука равна 3 размерам головы. Нога делится пополам, бедро равно длине голени вместе со стопой. Со временем вы запомните все пропорциональные соотношения наизусть, и каждый нарисованный вами человек будет выглядеть гармонично.

Вот так можно описать 10 основных моментов, на которых начинающий делает самые заметные ошибки, определяющие неуспех всей картины. Из перечисленных выше секретов мастерства видно, что рисование – это, конечно, не только хобби и удовольствие, но и труд. Нужно учитывать много деталей, иметь определенные знания и много тренироваться. Но, зато результат окупит все усилия!

Избежать типичных ошибок вы можете посетив наш популярный мастер-класс «Карандаш с нуля».

Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов.

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

  1. геометрический вид (конфигурация);
  2. величина;
  3. положение в пространстве;
  4. масса;
  5. фактура;
  6. текстура;
  7. цвет;
  8. светотень;

Геометрический вид — свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы.

В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

  1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений;
  2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения;
  3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности.

Чтобы разобраться с закономерностями композиций, нужно узнать пространственные формы предметов. К ним относят светотень, текстуру, массу, цвет, фактуру, величину, как оно находится в пространстве и геометрический вид (иначе говоря, конфигурацию)

Конфигурация и соотношение размеров формы по трём координатам пространства называется геометрическим видом. Есть варианты этого вида: плоскостной, линейный и объёмный. Первый являет собой намного менее (иногда, резко) выраженное значение одной координаты над остальными, второй преобладание одной координаты над другими, а третий означает относительное равенство между координатами.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности характеризуется крайними состояниями – окружность и многогранная поверхность. Первый вариант – это преобладание прямой линии, а второй – нескольких линий.

Соотношение величин элементов в одной форме или отношение формы к размерам наблюдателя называют величиной.

Свойство пространственной формы предметов, которое характеризует строение поверхностей с внешней точки зрения (гладкая или шероховатая), называется фактурой.

Предел с одной стороны — максимально гладкая поверхность, где шероховатость почти незаметна. С другой стороны, есть максимально шероховатая поверхность, когда элементы фактуры различимы.

Наблюдаемое на поверхности предмета отображение структуры называют текстурой. Есть текстуры, с помощью которых точно можно отличить, из какого материала состоит та или иная форма. Иногда, при обработке какого-либо изделия, его обрамляют текстурой для улучшения декоративности.

Зрительное ощущение, которое получает наблюдатель, когда смотрит на предмет, называется восприятием цвета. Таким образом, цвет — это свойство, которое имеет тот или иной объект, когда он отражает или излучает свет. Для цвета характерны: тон, насыщенность, светлота.

Существует три ряда разнообразия цвета:

  1. Ряд от белого до чёрного цвета (серые ахроматические тона);
  2. Ряды теплой гаммы (от желтого до красного), холодной гаммы (от зеленого до фиолетового) и дополнительный цветов (от синего до оранжевого, от зелёного до красного, от фиолетового до желтого);
  3. Ряды хроматические-ахроматические, т.е, зелёный — серый, зелёный — белый и т.д.

Таким образом, получаем бесконечное разнообразие цвета, который используют как активное средство композиции.

Лишение округлой формы объёма можно достичь благодаря отсутствию теней. Если освещение будет таковым, что тени не станет, необходимо поработать с цветом и фактурой поверхности для возобновления эффекта.

Световой каркас поверхность образуется светлыми бликами на приготовленной поверхности. В свою очередь, этот каркас должен быть согласован с формой, иначе можно разрушить (зрительно) форму, которая в целом достаточно хороша. Если она освещенная под углом 90 градусов, значит она будет восприниматься как силуэт светлого типа на тёмном фоне. Так пропадают свои тени кривой поверхности.

Если направить свет под углом 45?, мы добьемся выявления объемных и фактурных качеств формы в трёхмерном виде. Увидим свет, полутон, тень, в том числе, падающую, а также заметим рефлекс. Благодаря фактуре исключатся блики, а если приблизить источник света вплотную, мы добьемся контрастные отношения света с рефлексами сложного типа и плотной тенью. На тенях собственного и падающего типа мы увидим тональные градации более крупно. Фактура будет выделяться лучше, если на криволинейную поверхность будет падать скользящий свет.

Если постепенно удалять источник света, мы получим исчезновение светотеневых градаций. Таким образом, материальность формы тоже будет заметно уменьшаться, а предмет, в некий момент, станет будто плоским, от него останется лишь силуэт. Теперь можно резюмировать, что, если плоскость стоит вертикально, она будет постоянно сохранять плоскостность, как бы сильно не направлялся свет. Объёмная форма потерпит изменения, а криволинейная поверхность либо усилит/уменьшит светотень и рефлексы, либо усугубит особенности рельефа, если речь пойдёт о рассеянном свете.

Когда происходит освещение двух граней объёмной формы, то при равномерном варианте получаем слабое её чтение и плоскостной характер. Если освещение на одной из граней преобладает, значит строение формы станет более ясным, однако чрезмерно этот эффект использовать не стоит, иначе зрительная связь может быть нарушенной. Так будет потеряна целостность формы. Свойства, которые есть у формы, никогда не изолированы друг от друга, наоборот, она характеризуется их единством и множеством.

Фото с мастер-класса «Карандаш с нуля»:

  • Академический рисунок и живопись. Начало большого пути
  • Бетти Эдвардс «Художник внутри вас» — рисуйте и ничего не бойтесь!

Нет похожих записей

Трекбэк с Вашего сайта.

Свойства и качества композиции

Гармоничная целостность

Целостность формы являет собой отражение логичности и органичности связи конструкции от композиционного воплощения. Если конструктивные элементы нужно объединять не только технически, но и композиционно, эта связь должна сохраняться. Только так достигается гармоничная целостность. Когда отсутствует соподчинённость между элементами формы, значит отсутствует и гармония. Чем сложнее форма отдельных элементов в композиции, тем сложнее её организация.

Композиционное равновесие

Когда все элементы формы сбалансированы между собой, это называют композиционным равновесием. Оно может не совпадать со зрительным равновесием, но проектирование формы должно быть сделано так, чтобы художник-конструктор спроектировал зрительно устойчивую форму. Легче всего добиться композиционного равновесия можно с помощью симметрии, которая уже, фактически, достигла равновесия, но не точно.

Симметрия

Симметрия

Симметрия наглядно проявляется в композиции, фактически являет собой повторение чего-либо зеркально. Она являет собой идеальность формы, однако, как известно, в природе нет ничего идеального и ничего полностью симметричного. Даже в технике, элементы не на 100% симметричны, но асимметричную часть необходимо увязывать с объёмом, что композиция была оригинальной.

Асимметрия

Асимметричность — это не совсем противоположное понятие симметрии. Если её использовать в развивающейся симметрично форме, то этот процесс происходит намного сложнее, чем использование симметрии. Художнику-конструктору нужно правильно добиться композиционного равновесия и соподчинённости элементов, иначе форма будет несвязной.

Динамичность

Динамичность формы проявляется в активности одной её стороны. К примеру, если отобразить куб, он будет зрительно статичным, т.к. величины объекта равны, но если показать параллелепипед вертикального вида, то заметим появление динамичности. Она свойственна как быстрым предметам, так и неподвижным. В первом случае, динамичность создает необходимую форму предмета, а в другом не является элементом создания формы.

Если на предмете что-то двигается, то сам предмет динамичным считать всегда нет смысла. К примеру, часы и циферблат — циферблат будет неудобен для восприятия, если часы будут динамичными. Антирационально динамичность была использована давно, ещё в 60-тых годах при проектировании мебели и другой фурнитуры. В результате этого, были заметными деформации связных элементов.

Статичность

Статичность являет собой полную противоположность динамичности. Это состояние, когда предмет в покое, не реагирует ни на что, остается непоколебимым. В транспортной технике статичность исключается, а вот в станках присутствует. Так же, она присутствует в чёткой связи с динамичными элементами в изделиях интерьера.

Единство характера формы

Определяется совокупностью черт, которые соединены в одно целое, но без этого единого целого отдельно существовать не смогут. Даже если их соединить вместе, но без единства, характер формы получить не удастся. При решении характера формы учитывают продолжительность срока, тенденции развития, роли вещи в сочетании с другими и т.д.

Если создавать однохарактерные по форме и другим параметрам средства, мы достигнем лишь угнетающего окружение, поэтому необходимо постоянно совершенствовать способности по созданию разнохарактерных единых форм.

Соотношение размеров, равновесие масс

Необходимо проанализировать терминологию, которая позволит понять форму с точки зрения равновесия. Для этого нужно:

  1. Понять разность видов соответствия элементов формы;
  2. Сложить знания о статичности и динамичности в форме;
  3. Распространить точки зрения на архитектурные особенности поверхности;
  4. Понять, как масса, текстура и окраска влияет на равновесие формы;
  5. Улучшить знания о том, как равновесие влияет на форму на разных её уровнях.

Диссиметрия

Диссиметрия являет собой такое расположение частей целого, когда второстепенные элементы является симметричными с точки зрения расположения, а основные наоборот – по отношению друг к другу ассиметричны. Таким образом, это динамическая структура со статическими элементами, которая не похожа на смешенную симметрию, т.к. там наоборот – статическая структура с динамическими элементами.

Организация форм

Организация форм, которая достигается комбинациями симметричных и диссиметричных форм, являет собой бесконечное множество вариантов. Законов точного определения для их не существует, а это уже некая свобода действий. Когда происходит переход от симметричной части к ассиметричной организации, должно произойти объединение в единое целое. Не забываем и про баланс масс, который способствует максимальной композиционной свободе.

Уровни структуры

Уровни структуры позволяют выяснить смысл симметричности и асимметричности. Симметрия являет собой строгость, классику, силу, отдых и т.д., асимметрия же наоборот: слабость, динамику, жизнь и в деталях, и в совокупности. Симметричные формы соответствуют «важности», «представительности», а противоположные формы – «приятности».

О творческом методе

Творческий метод композитора

По мнению Д. Кабалевского композиторская деятельность больше основывается на технике, чем на творчестве. И доля первого аспекта здесь – 90 %, второго – 10 %. То есть композитор должен знать требующиеся приемы и умело их реализовывать.

Способ сотворения музыки у каждого автора свой. Он характеризуется понятием «творческий метод».

Многие классики, писавшие произведения для оркестров, имели выдающийся внутренний тембровый слух. Они заранее представляли реальное звучание их творения.

Например, В. А. Моцарт совершенствовал партитуру до такого уровня, что оставалось только сделать нотные записи.

В. А. Моцарт

Таким образом, композиция в музыке – это еще и учение о связи приемов выразительности в композиционной системе. Здесь присутствует организующее начало творческого пространства – это форма-схема. Она является гранью музыкального единства, связанной с порядком хронологического развития произведения.

Композитор создает и совершенствует свое творение, используя внутренние взгляды об истинном звучании. Записи он может делать в рабочей тетради или на компьютере. Для подбора мелодии обычно применяется фортепиано.

Два объекта

4 распространенных ошибки композиции и как их исправить

Вместо того, чтобы разделять изображение между двумя объектами, выберите главный, поместите его на передний план и отделите от фона с помощью малой глубины резкости. Это позволит сразу привлечь внимание зрителя к нужному объекту.

4 распространенных ошибки композиции и как их исправить

Неклассическое сочинение

Написание композиции

Чтобы творить композиции под музыку, нужны определенные способности и нотная грамотность.

Так или иначе, нужно соблюдать принципы формирования мелодии:

  1. Равновесие. Линия не должна быть перегружена. Ритм и интонационный строй дополняют друг друга. А применение прыжков на значительные интервалы, отходы от модуляции и прочие подобные факторы только делают произведение очень сложным для восприятия. Можно обойтись более простым ритмом при изощренном строе и наоборот.
  2. Мелодическая волна. Принцип основывается на том, что движение идет вверх и вниз поочередно.
  3. Единство интонации. В музыкальной теме могут присутствовать ведущие интервалы. Яркий пример – секундовая интонация в произведении Моцарта «Реквием».

Какой бы вид композиции в музыке не применялся, произведение можно выгодно разнообразить нахождением мелодии в разных регистрах. Например, она может развиваться с басовых линий, достигать второй или третьей октавы и снова возвращаться к низам.

Глава 1: Базовые принципы композиции

3

И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой
Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом
П. РУБЕНС. Снятие с креста
Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи
К. ЛОРРЕН. Пейзаж с мельницей
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна в гроте
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. Замкнутая композиция Замкнутая композиция. Схема

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции. Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения. И. ШИШКИН. Рожь. Открытая композиция Открытая композиция. Схема

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды». Это — одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины. Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства. Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали. Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии. Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой. Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике. Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом. В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. 1. Композиционная схема 2. Плановость в композиции 3. Контрасты темного и светлого в композиции

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое. Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства. Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному. В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ. Свойство декоративной композиции — декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы. Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядах Севера и Юга России. В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Женский костюм русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Завершает ансамбль русского костюма головной убор. У девушек это может быть только перевязка, оставляющая верх головы не закрытым, а замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюма северных. Он представлял собой так называемый «поневный комплекс». Основу его составляет понева, которую укрепляют на талии, причем полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прошвой. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность. Самая незамысловатая часть костюма — обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки, коты. Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое. Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция же — не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции. С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа народа, если взглянуть на нее с большой высоты. Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию.
Примеры композиционного размещения объектов на листе

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Можно представить, что на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая — пейзаж. Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций. Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с ее правилами, приемами и средствами.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процесс художественной практики и развития теории. Этот вопро’ очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь < правилах, приемах и средствах, которые помогают построит] сюжетную композицию, воплотить идею в форму художествен ного произведения, то есть о закономерностях построение композиции. Мы рассмотрим в основном те из них, которьи касаются процесса создания реалистическогс произведения. Реалистическое искусство не простс отражает действительность, а олицетворяет востор] художника перед удивительной красотой обычны? вещей — эстетическое открытие мира.

Конечно, никакими правилами нельзя заме нить отсутствие художественных способностей к творческой одаренности. Талантливые ХУДОЖНИКЕ могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и многс трудиться над ее практической реализацией. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции. Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.

На картине В. Серова «Девочка с персиками» (ил. 36) можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом. Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции — картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие — все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж. Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Запомните:
— ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;— части не могут меняться местами без ущерба для целого;— ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта — создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом (ил. 38). Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети). К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.

3

Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 6215; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

Исторические сводки

С древних эпох представление о композиционной целостности связывали с текстовым базисом. Другим фундаментом считалась танцевально-метричная система.

По мере развития музыки теория композиции варьировалась тоже. В XI столетии Гивдо Аретинский выпустил свой «Микролог». В нем под термином композиции он приводил мастеровитое создание хорала.

Средневековый хорал

Через два века другой специалист Иоанн де Грокейо в своей работе «О музыке» данное определение трактовал как сложное составное произведение.

В XV столетии Иоанн Тинкторис написал «Книгу об искусстве контрапункта». В ней он четко разграничил две основы: нотированную и импровизированную.

В период с конца XV по начало XVI века знание о контрапункте развилось до появления определения «Искусства композиции».

Музыка Ренессанса

В XVI–XVII столетии стала развиваться прикладная музыкальная теория.

В последующие два века сформировалась единая теория о гармонии, применении инструментов, музыкальной форме и принципах полифонии. Развивалась художественная автономность. Основами композиции в музыке стали признаваться:

  1. Тональность.
  2. Модуляции.
  3. Мотивы.
  4. Темы.
  5. Контрасты песенной схемы и связующих решений.

При этом теоретики концентрировали внимание преимущественно на сонатном цикле в классической интерпретации.

В связи с тем, что в эпоху Ренессанса активно развивалась концепция свободы личности творческого человека, менялся и статус композитора. В XIV веке была введена норма – указывать авторов музыкальных произведений.

Обязательные составляющие

Композиция в музыке предполагает наличие важнейших сопутствующих элементов, без которых невозможна целостность данной системы. В этот перечень входят:

  1. Автор (композитор) и его творческая работа.
  2. Его произведение, живущее без зависимости от него самого.
  3. Реализация содержания в определенной звуковой схеме.
  4. Сложный механизм технических приспособлений, объединенных теорией музыки.

Каждому виду искусства свойственен конкретный спектр технических приемов. Их усвоение – это обязательный аспект для творческой деятельности. Музыка отличается высочайшей трудоемкостью. По этой причине композитору необходима техническая оснащенность.

Критерии создания выразительной мелодии

Если вы желаете создать красивую запоминающуюся композицию, соблюдайте следующие обязательные пункты:

  1. Представление художественного образа для воплощения в произведении. Исходите из своих задач. Например, ваше творение будет только инструментальным или включите в него вокальную линию. Решите вопрос с его характером. Благодаря этому определитесь со средствами выразительности.
  2. Импровизация. Она подразумевает как можно больше игры и прослушивания. Так определяется оптимальная мелодическая линия. Поиск интересных вариантов требует определенного терпения.
  3. Если п. 2 осилить трудно, сочините мелодию, похожую в эмоциональном плане. Ее можно записать в нотной тетради, на компьютере или на диктофон.
  4. Изменение. Поработайте с определенной тематикой вашего творения. Измените в нее одну или несколько нот, такт или тональность. Изучите плюсы и минусы результатов.
  5. Анализ других произведений. Слушайте понравившиеся композиции. Выделяйте в них использованные приемы выразительности. Сопоставляйте их со своей работой. Так лучше поймете свои недочеты (если они есть).

Стадии классического сочинения

Композитор создает произведение

Начальный этап – это создание общего плана. В нем выделяется такой алгоритм:

  1. Решение вопроса с музыкальным жанром. Уяснение сюжета.
  2. Создание формы-схемы.
  3. Выбор творческий методики.

На третьем этапе сочиняется образная мелодия. Это может происходить на основе предварительных заготовок или с применением плавного наращивания. Данному образу должны соответствовать:

  • гармония;
  • фактура;
  • дополнительные голоса с полифоническим развитием.

Музыкальное произведение должно быть доступным для восприятия. При его прослушивании человек акцентирует внимание на ключевых моментах и в то же время отдыхает эстетически.

Выступает оркестр

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги


Как проверить рисунок на ошибки? Как найти ошибки в рисунке?

15.03.2018 15:48

Бывало, в наших творческих буднях случалась такая история. Захожу я в большую комнату, где папа работал обычно над картиной, а он сидит метра за два от своего творения на любимом пуфике в позе роденовского мыслителя, а в глазах вся мировая скорбь.

— Вот, — говорит он, — вижу, что в работе что-то не так, а что именно — понять не могу. Может ты подскажешь.

  Также и я просила папу помочь советом если, как говорят художники “глаз замылился” и уже совсем не видишь ошибок или неточностей, но знаешь определённо, что что-то тут не так. “Пальцы на левой руке коротковаты”, “Так у тебя дерево режет весь формат ровно пополам”, “этот цвет, по-моему, лишний здесь, он добавляет пестроты и мешает воспринимать картину целиком” — столько всего очевидного всплывает, если начать анализировать работу свежим взглядом. С подобной задачей сталкиваются все художники: от самых начинающих до профессионалов. Поэтому, давайте по-порядку исследуем основные способы диагностики “заболеваний” во время самостоятельной работы (в который раз напомню, что уроки рисунка и живописи с педагогом никто при этом не отменял!).

  1) Не смотреть на рисунок какое-то время.

Очень часто профессиональные художники пишут сразу несколько картин, одновременно. Не в смысле, правой рукой — одну, а левой ногой — другую, конечно, а, например, одну начали, сделали первую прописку и оставили её на пару дней. А в это время дописываем последние мазки на другой картине, которая уже отдохнула от пристального внимания художника и тщательной прописки, просохла. На неё художник смотрит уже как будто на чужое творение, отвлекшись на другие задачи. Так становятся понятными многие вещи, появляются “слабые места” и недочёты. Свежий взгляд помогает увидеть то, чему не придал особого значения автор в пылу активного творческого горения. В некоторых случаях даже убирают картины и рисунки с глаз долой: лицом к стене, в папку, накрывают специальным покрывалом. Это можно наблюдать в фильмах о великих мастерах живописи. Ничего, пусть ваши работы постоят вот так, в углу, наказанными, зато будет над чем поработать после.

  2) Повернуть рисунок вверх ногами.

Или положить на бок, но вниз головой лучше. Такой способ поиска ошибок часто применяют при обучении рисованию в художественной школе и профессиональной художественной студии. В перевёрнутом виде хорошо видны ошибки в перспективе, пропорциях, логике поворота и сокращения частей лица и тела, в компоновке. Человеческий глаз привыкает воспринимать реальность в определённом ракурсе и расслабляется. При изменении ракурса, нашему глазу снова приходится совершать необходимую работу, а мозгу — эту работу анализировать. Смена стандартного угла видения на нестандартный, расположение объектов в рисунке иным способом (например, в перевёрнутом виде) дают такую встряску, активизирующую аналитическую работу глаза и мозга.

  3) Показать рисунок зеркалу.

Принцип такой же, как и при повороте рисунка вверх ногами, только отображение его меняется не по вертикали, а по горизонтали. Не так радикально, но не менее действенно.

  4) Проверка замером соразмерности пропорций.

Не всегда все ошибки в рисунке видны на глаз, поэтому художники и пользуются разнообразными способами замера пропорций: от механического (подошёл и померил) до камеры обскура. Самый простой вариант — ещё, и ещё раз проверить соотношения, например, ширины к высоте предмета в натуре и у себя в рисунке, отследить разницу между большим и маленьким предметом в реале и в своей работе. Многие мои ученики, самые начинающие, нервничают и обижаются по поводу “непохожести” в портрете, а ведь всего дел-то — проверить лишний раз пропорции методом визирования. Чем точнее замеры, чем тщательнее сравнения и соотнесения реальных предметов с нарисованными, тем точнее рисунок. Не верите? Проверьте сами.

  5) Уточнение частей друг относительно друга = сравнение.

Важно не только соотношение основных частей друг с другом и точное воспроизведение их в рисунке, но и правильная пропорция деталей по соотношению с основными формами. К примеру, основные пропорции чайника переданы в рисунке хорошо, а вот носик слишком большой или ручка слишком тонкая. И истинное положение вещей уже рушится. И рисунок не реалистичен. Даже мелочи стоит уделить должное внимание, чтобы изображение было правдивым, реалистичным.

  6) Фотографирование рисунка.

Кое-какие ошибки становятся видны на фотографии, так как камера слегка обобщает изображение, удаляет некоторые полутона, обостряет главное. Сама я не всегда доверяю этому способу проверки на ошибки, но иногда он работает. Лучше использовать его вместе с некоторыми другими способами анализа правильности рисунка и соответствия его натурной точности. Особенно сильно фото привирает в передаче цветовых отношений. Будьте осторожны.

  7) Конструктивная критика профи.

Если у вас есть знакомый профессиональный художник, а слово “профессиональный” подразумевает профильное образование не менее пяти лет и постоянную творческую деятельность, желательно и выставочную, можно обратиться за советом-подсказкой к нему. Обычно, художники-мастера с удовольствием отзываются на просьбу помочь, ведь они тоже когда-то были на вашем месте. Свежий взгляд + большой творческий и ученический опыт = грамотный многоходовый анализ вашей работы.

  И, да, вам нужен именно профессиональный художник для этой цели, а не мама, муж, соседка или друг, которые так же далеки от изобразительной грамоты как лето от зимы. Иначе можно получить массу советов типа: “ Веточка на дальнем плане плохо прорисована”,  “У мамы черты лица более красивые” или моё любимое — “Почему небо жёлтое? Оно же голубое!”

   8) Диагональные линии, соединяющие ключевые точки.

Иногда этот метод я использую для обобщения построения и завершающего уточнения. Сам по себе он не работает, но хорошо ищет недочёты, например, вместе со способом механического замера пропорций или с методом визирования. Соединяя опорными линиями две точки, находящиеся в разных ключевых узлах рисунка, и соотнесение направления полученной диагонали с видимым направлением её в натуре с вашей точки зрения, можно обнаружить смещения или неточности, мешающие изобразительному правдоподобию. Этот метод также хорошо работает при рисовании по фото. Но, одно условие, не полагайтесь на него целиком и полностью: проверяйте рисунки ещё раз разными способами.

Рисунок ученика: Дмитрий Клюев. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  9) Сверка контуров.

Сразу скажу, этот способ не имеет ничего общего с профессиональным рисованием. Лично я не одобряю подобный метод, хотя им очень часто пользуются художники-гиперреалисты и некоторые современные иллюстраторы. Это такое наложение реальных контуров объекта на рисунок и соотнесение их друг относительно друга. В некоторых случаях способ работает, например, при копировании или изображении один в один механически. Но, в большинстве своём, художники не копируют модель, как фотоаппарат, а усиливают главное, уменьшают второстепенное, отказываются от деталей, концентрируются на самом важном, создают художественный образ. Именно это отличает работу художника творца от ремесленника. Надеюсь, всё понятно.

Рисунок ученика: Кэри Майер. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  10) Есть ошибки в рисунках, которые сложно исправить. Как вариант, почти невозможно исправить в процессе рисования огрехи компоновки или первоначально неудачно взятые пропорции, особенно когда большая часть рисунка уже проработана. В таких случаях, лучше отложить незавершённую работу и начать новую, аналогичную, с учётом предыдущего опыта. Неудавшийся рисунок — тоже работа, тоже результат, хоть и промежуточный. Это ваш творческий и ученический опыт, а значит, следующий рисунок будет точнее, лучше, убедительнее, реалистичнее.

Рисунок ученика. II Курс «Рисование с нуля до портрета на заказ». Преподаватель: Екатерина Крюкова.

  Применяйте эти способы, чтобы не чахнуть над рисунками, как Кощей над златом, в тщетной попытке отыскать “корень зла”. Ошибки в рисунках будут всегда — это нормально, а вот во время увидеть их и исправить — одна из основ деятельности художника. Точного вам глазомера и твёрдой руки, а всё остальное будет!



  • Назад


  • Вперед

Я видел фотографов, которые допускают много ошибок в композиции. Это не критика – все мы время от времени ошибаемся. Но понимание и исправление ошибок является ключевой частью усовершенствования навыков в композиции. Здесь описаны наиболее распространенные ошибки, которые я встречал.

ошибки композиции

Ошибка №1: изучить правило третей и ничего другого

Правило третей – это базовая теория композиции, которую обязательно нужно понимать. Но некоторые фотографы допускают ошибку, никогда не пытаясь выучить что-то новое.

Например, взгляните на фото ниже. Дерево расположено на пересечении линий, созданных делением кадра на трети согласно правилу третей.

ошибки композиции

Но является ли правило третей единственным принципом построения композиции на этой фотографии? Нет, не является. Давайте посмотрим на другие факторы.

  • Вокруг дерева есть негативное пространство. Это создает место для воздуха и ощущение пространства.
  • Дерево является главной точкой фокусировки и ни с чем не конкурирует.
  • Холмы на заднем плане выглядят бледно из-за погодных условий (во время съемки шел дождь), придавая сцене глубину.
  • Я использовал длинную экспозицию (125 секунд), чтобы размыть воду и листву на дереве, добавляя ощущение движения или течения времени.
  • Я преобразовал фото в черно-белое для создания драматического эффекта.

Как видите, с точки зрения композиции на фотографии происходит гораздо больше, чем просто размещение дерева согласно правилу третей. Как только вы поймете, как работают эти идеи, вы сможете использовать их в других фотографиях и одновременно усовершенствовать свои навыки в композиции.

Ошибка №2: не включать в кадр интересный передний план

Это распространенная ошибка в пейзажной фотографии и некоторых документальных фотографиях. Это происходит потому, что фотографы в этих жанрах часто используют широкоугольные объективы, которые обычно включают множество деталей композиции.

Идея интересного переднего плана может быть трудной концепцией, чтобы понять ее сразу, но она имеет смысл, когда вы начинаете думать о ней.

Например, я сделал следующую фотографию на объектив 14 мм (широкоугольник для камеры APS-C). Я хотел рассказать историю о паре на рынке. Использование широкоугольного объектива помогло мне включить контекст – горы овощей на переднем плане, которые продавала пара. Овощи обеспечили интересный передний план и поддержали историю.

ошибки композиции

Та же идея была применена для пейзажа, снятого на широкоугольный объектив. На фото ниже руины выступают в качестве главного объекта. Цветы на переднем плане добавляют интерес в нижней части кадра.

ошибки композиции

Ошибка №3: не уделять достаточного внимания фону

Четкие фоны часто встречаются в документальных стилях фотографии, и могут поддержать историю о главном объекте. Например, на фотографии ниже главным объектом являются три мужчины – парикмахер, его клиент и мужчина, смотрящий в камеру.

ошибки композиции

Детали на заднем плане поддерживает объект съемки и помогает рассказать историю. Мы можем рассмотреть каждый предмет от стены позади мужчины до инструментов парикмахера. Эти детали являются интересной и важной частью фотографии.

Иногда требуется противоположный подход, и задний план следует размыть, чтобы устранить отвлекающие элементы. Понимание того, когда нужно размыть задний план, а когда оставить в резкости, также является одним из составляющих мастерства фотографа. На некоторых портретах (как приведенный ниже, сделанный с диафрагмой f/1.8) вы можете использовать широкую диафрагму, чтобы размыть фон и удалить детали, которые могут отвлекать от модели.

ошибки композиции

Ошибка, которую допускают некоторые фотографы, заключается в том, что они не задумываются о таких вещах, и уделяют внимание только тому, чтобы фон соответствовал объекту.

Ошибка №4: не проработать объект

Заключительная ошибка в композиции – не работать над объектом. Это означает, что вы делаете много фотографий до тех пор, пока не исчерпаете творческие возможности. Иногда это всего 3 или 4 фотографии, а иногда 20 или 30. В любом случае, идея состоит в том, чтобы исследовать разные ракурсы и возможности композиции.

Причина в том, что первый ракурс, который вы используете, не всегда наилучший. Если у вас есть возможность, будет полезным попробовать различные ракурсы, фокусные расстояния и, возможно, даже разные значения диафрагмы и выдержки.

Здесь вы можете применить одну из концепций, о которых шла речь в этой статье ранее. Спросите себя: “Как я могу сделать фотографию еще интереснее?”.

Возможно, следует уделить внимание фону. Возможно, нужно добавить интересных деталей на переднем плане. Может быть, фотографии нужно немного негативного пространства  или использование длинной выдержки, чтобы размыть ее часть. Ответы зависят от объекта  и от того, сколько у вас есть времени, чтобы исследовать его.

Пример работы над сценой

Вот пример. Ниже вы видите четыре фотографии интересного здания. В каждом снимке использован другой ракурс и композиция. Они были частью серии из 25 фотографий, которую я сделал, убедившись, что «выжал» из сцены все.

ошибки композиции

ошибки композиции

ошибки композиции

ошибки композиции

Заключение

Существует много ошибок, которые можно дорустить, когда речь заходит о композиции в фотографии, но это самые распространенные из них, которые я встречал.

Автор: Andrew S. Gibson

Перевод: Татьяна Сапрыкина

Если вы тоже хотите разбор своих работ, то прислать их можно на условиях данного поста (бесплатно).

А почему бы не начать с конца?

В данной работе — проблемы по всем блокам. Автору необходимо проходить дисциплину системно и с начала. Разберём, почему?

1. По построениям.

Здесь перспектива получилась слишком резкая, особенно внизу. Лучше работать с более пологой перспективой и с углом не под 45, а чуть более смещённым (когда переднее ребро куба попадает примерно на середину дальней стороны куба). Кроме того, при таком ракурсе труднее выполнять построения некоторых врезок, находить раскрытия оснований тел вращения. Потому что слишком резкая перспектива выведет все искажения.

Они возникают во время работы неизбежно, ведь построения на композиции – не абсолютно точная наука, нужно просто об этом знать, отслеживать и поправлять. Ну и не провоцировать лишние ошибки.

Например, если сейчас я построю по всем правилам основание горизонтального конуса в самом низу листа (см. фото), то увижу, что его ось уже начинает заваливаться, и эллипс рядом с основанием пирамиды выглядит не так, как нужно, и в квадрат он не впишется, как бы мы ни старались. То есть этот квадрат – совсем не «квадратный» в реальности.

2. По заданию экзаменов во многих вузах, размеры и пропорции предметов четко завязаны друг относительно друга, но бывают исключения, поэтому нужно смотреть на задание экзамена в конкретный вуз.

Композиционно, рисунок выглядит скучновато: довольно много кубов, а интересных врезок — минимальное количество. «Интересными» считаются пересечения тел вращений с наклонными плоскостями (стороны пирамид, шестигранников), и самих шестигранников, пирамид друг с другом. С кубами тоже может что-то выйти, главное — как это преподнести.

Чтобы найти другие разборы работ, вы можете вбить слово «разбор» в поисковой строке сайта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить трудовой договор при неполном рабочем дне
  • Вики как найти игру
  • Как найти скорость мяча брошенного вертикально вниз
  • Как правильно составить задачу по рисунку
  • Как найти бескудниковский бульвар