Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно.
В саду.
У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья.
Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.
Втени растут душыстые ландышы. Над ними жужжыт майский жук. Пчёлки
учюяли сладкий запах чяйной розы. Качяют пёстрыми головками гвоздики.
Сторожит сад такса джина.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
1. Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
2. Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
3.Дидактическая игра «Доскажи слово
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги…
Ар-ар-ар — кипит наш само….
Ры-ры-ры — детей много у го…
4. Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
- Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец — …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка …. (узкая).
- Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
10. Дидактическая игра «Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.
11. Дидактическая игра «У кого кто»
Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая — должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
14. Дидактическая игра «Прятки»
Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
- Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
- Что делает дворник?(подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
17. Дидактическая игра «Что это за птица?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
19. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)
Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)
20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)
21. Дидактическая игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты …»
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.
Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
24. Дидактическая игра «А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
- Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» — «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
26. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»
Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.
Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок …» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
27. Дидактическая игра «Где что растет?»
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.
28. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: развивать речевую активность, мышление.
Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фишки.
Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).
29. Дидактическая игра «Лето или осень»
Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.
Ход игры:
Воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).
Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.
30. Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.
Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в стихах. Назовите сначала летнюю, затем зимнюю.
31. Дидактическая игра «Брать — не брать»
Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
32. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.
- Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.
33. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
34. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
35. Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.
Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.
36. Дидактическая игра «Отгадай — ка!»
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
37. Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:
— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)
- Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу)
38. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»
Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.
39. Дидактическая игра «Какой предмет»
Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.
Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:
- Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.
- Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.
— Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)
40. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»
Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.
- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Н-р: Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.
41. Дидактическая игра «Придумай другое слово»
Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).
42. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
43. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …
Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет.
44. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
45. Дидактическая игра «Кто что слышит?»
Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.
Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» — догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.
Перейти к содержанию
Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Тот, кто ничего не делает, не ошибается. Чем больше идей вы хотите реализовать, тем больше вероятность, что вы что-то упустите. Галстуки требуют времени и денег, но они не повод сдаваться. Тем более, что многие можно исправить, если их вовремя заметить.
Хотя ошибаться не зазорно, каждая ошибка приносит новый опыт, лучше учиться на чужих ошибках. Мы узнали от ландшафтного дизайнера Федора Беленького, какие ошибки чаще всего допускают начинающие садоводы, как избежать ошибок и что можно исправить.
Содержание
- 1. Желание посадить все и сразу
- 2. Пренебрежение правилами посадки
- 3. Действия без плана
- 4. Высадка агрессивных растений
- 5. Использование недостоверных источников
- 6. Выбор не тех растений
- 7. Ошибки при обрезке
1. Желание посадить все и сразу
Когда вы видите перед собой пустую область, вполне логично захотеть заполнить ее как можно больше и как можно быстрее. Но такая спешка и большое разнообразие высаженных растений доставят немало проблем в ближайшие сезоны.
Люди покупают декоративные кустарники, хвойные, плодовые деревья и сажают их рядом друг с другом. Ухаживать за большим количеством разных растений сложно, потому что все они имеют свои потребности. Кроме того, вскоре они могут стать переполненными.
Есть два варианта исправить эту ошибку. Со временем растения можно высаживать, но помните, что это всегда стресс для дерева или кустарника. Либо можно прибегнуть к регулярной ограничивающей стрижке, чтобы они оставались в заданной форме и не мешали росту соседей.
2. Пренебрежение правилами посадки
Если первая ошибка больше характерна для новичков, то эту ошибку допускают даже опытные садоводы. Чаще всего приходится иметь дело с углублением корневой шейки. Даже в питомниках можно найти растения в горшках, где уже заглублена корневая шейка.
Корневая шейка – место впадения корня в ствол. У большинства растений он начинается в 2-4 см от последнего бокового корня. Корневая шейка должна находиться над землей.
3. Действия без плана
Даже если у вас нет возможности обратиться к профессионалам, попробуйте составить план посадки и работы в обычном блокноте. Разделите территорию на зоны, выделите дорожки и освещение. Что касается растений, то представьте (найдите информацию в достоверных источниках), как они будут выглядеть через пять и десять лет, если соседство не будет угнетать.
4. Высадка агрессивных растений
Фото из архива Федора Беленького
Чаще всего сады страдают от «засилья» малины, ежевики и мяты. Со временем корневая система этих растений разрастается настолько, что другие представители флоры просто не имеют доступа к питательным веществам. Выход есть!
Например, мяту можно сначала посадить в горшки большого диаметра, а потом уже их вкопать в саду или на огороде. А чтобы не было споров с соседями по участку, при посадке малины и ежевики вдоль забора на 0,5-1 м вкопайте железный лист, который будет ограничивать рост отпрысков.
5. Использование недостоверных источников
Доступность информации играет на руку всем нам. Теоретические знания помогают правильно спланировать сад и подобрать растения. Но, к сожалению, не всем источникам можно доверять. Я видел популярное видео, где предлагают поставить металлическую пластину в посадочную яму для яблони и многое другое. Часто такие источники требуют ненужных дополнительных работ, таких как замазывание небольших порезов после обрезки или очистка стволов от лишайников.
6. Выбор не тех растений
Фото из архива Федора Беленького. Прекрасная бугенвиллия, но не для среднего уровня
Перед походом в садовый центр необходимо открыть климатическую карту своего региона, посмотреть, в какой зоне морозостойкости находится ваш участок и купить растения, исходя из этих знаний.
Листья на растениях должны быть целыми, без точек и дырочек, основной стебель должен быть ровным и крепким. У дерева не должно быть ветвей, растущих под прямым углом, иначе вы столкнетесь с надломами и защемлениями.
7. Ошибки при обрезке
Фото из архива Федора Беленького. Дерево с тремя стволами подвержено гниению и выщипыванию
Принципы обрезки одинаковы для всех растений: все ветки переводим на боковую почку, чтобы они не росли внутрь. Так мы спасаем кроны от загущения, обеспечиваем доступ света и улучшаем воздухообмен. Растения не только красиво выглядят, но и в таких условиях меньше подвержены болезням и вредителям.
Иногда после обрезки на дереве остаются пеньки, если по какой-то причине вы их не удалили, это можно сделать во время следующей процедуры.
Инструменты для обрезки должны быть острыми, тогда срезы будут ровными, без заусенцев и быстрее зарастут.
Небольшие ошибки не должны вас пугать, а больших лучше избегать. Так вы быстро сделаете свой сад красивым и ухоженным, а также сэкономите время и деньги.
Педагогические ошибки в работе с детьми.
Ошибка – это один из инструментов изучения мира. Педагогу, как и любому человеку присущи ошибки. Они могут носить разного рода характер, но педагогические ошибки, к сожалению, говорят о несформированной компетенции, состоящей из множества различных компетентностей. Современный стандарт педагога гласит что, одним из важных задач дошкольного образования являются хорошо подготовленные кадры, обладающие личностными и профессиональными характеристиками, владеющие педагогическим мастерством.
Почему же необходимо избегать ошибок в воспитании и обучении детей? Хотя бы потому, что задача педагога – создать из ребенка индивидуальную личность, со своим складом характера и ума.
Итак, что же такое педагогическая ошибка?
Педагогическая ошибка – это использование таких методов, приемов, форм работы, которые приводят к иному (отрицательному) результату в воспитании и обучении детей и противоречат общепринятым нормам кодекса этики педагога и общепринятым нормам общества.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Многие педагоги мерят всех детей одной меркой, но это одна из наиболее типичных ошибок. Все дети индивидуальны! У каждого свой характер, поведение и многое другое, поэтому при проведении образовательной деятельности индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать обязательно.
2. Система поощрения и наказания. Эта тема самая актуальная и обсуждаемая среди педагогов, людей и даже СМИ. Каждый родитель ведет своего ребенка здоровым, с надежной, что образовательное пространство безопасно, что педагоги — это наставники ребенка во всех делах и их главные учителя. Поэтому с системой наказания нужно быть аккуратным, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Что касается поощрения, то здесь тоже возможны ошибки, которые приведут к неблагоприятному исходу дела.
3. «Побратимые» отношения с родителями. О, как ошибаются педагоги и воспитатели, когда начинают дружить с родителями своих подопечных! Как они не понимают, что эти дружеские отношения ведут к нарушению субординации и как следствие, к необратимым процессам против них самих же.
4. Несоблюдение культуры речи педагогом. Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотно выстроенная речь воспитателя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и эстетическая окрашенность.
5. Громкий крик на детей. Конечно, понятно, что все мы люди и что это нормальный процесс на кого-то повысить голос, но в ДОО и в школе этот принцип является чуть ли не приступным, т.к. существуют равноправные отношения между педагогом и взрослым, а это говорит о том, что ребенок нуждается в объяснении ситуации.
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным
Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями.
Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.
Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.
Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
ОШИБКА № 1. «МОЛОЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала: «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила ее выпить две порции.
Как исправить:
Наказывать ребенка едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию,надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
ОШИБКА № 2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!»/ В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить:
Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алеша, выпрями спину», «Саша ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего ее нужно сохранять.
ОШИБКА № 3 «КАК УГОРЕЛЫЙ!»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься, как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нем энергии много, и она ищет выход».
Как исправить:
Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребенок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребенка – это состояние,при котором возбудимость и активность превышают норму.
ОШИБКА № 4 «ПОСТОИШЬ В УГЛУ И ПОЙМЕШЬ!»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить:
Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
ОШИБКА № 5 «ЛЮБИМЧИК В ГРУППЕ»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т. е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают
важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить:
Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
ОШИБКА № 6 «МЯМЛЯ»
Девочка Алена на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну опять Алена не успела, что же ты такая мямля?»
Как исправить:
Такие характеристики и высказывания в адрес ребенка недопустимы! Если вы знаете, что девочка все делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребенка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребенок работает в удобном для него темпе.
ОШИБКА № 7 «НЕВЫНОСИМЫЙ РЕБЕНОК!»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить:
Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
ОШИБКА № 8 «НИКАКИХ УСПЕХОВ»
Бабушка Алеши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он все делает не так, как я объясняю».
Как исправить:
Интерес ребенка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя –наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребенка.
ОШИБКА № 9 «ТЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН»
Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить:
Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить. Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребенок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас все хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».
ОШИБКА № 10 «ВИНОВАТЫ ОБА!»
Воспитатель наказала Сашу и Сережу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый
начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить:
Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно
должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло
чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, т. к.оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
ОШИБКА № 11 «СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить:
Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами:с первой группой – сами, с остальными – остается помощник воспитателя.
ОШИБКА № 12 «СМОТРИ, КАК НУЖНО СДЕЛАТЬ»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются все за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную про-
блемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить:
Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения. Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.
Памятка для воспитателей «КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
1.Всегда выясняйте причину очень активного или пассивного поведения ребенка. Предлагайте детям разные виды деятельности, чтобы активизировать и вовлечь в общую игру, занятие или успокоить.
2.Делайте замечания детям адресно и тихим голосом. Для этого подходите и обращайтесь к конкретному ребенку.
3.Прежде чем наказывать ребенка, объясните, в чем он не прав. Помните, что не всегда это надо делать при всех детях.
4.Будьте одинаково внимательны ко всем детям в группе, не выделяйте любимчиков. Все дети должны чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности.
5.Не допускайте обидные характеристики в адрес детей.
6.Не оставляйте без внимания конфликтные ситуации в группе. Выясняйте причины ссор детей и проводите с ними разъяснительные беседы.
7. Обязательно находите, за что похвалить детей.
8.Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе.
9.Не сравнивайте детей друг с другом. Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости.
1О.Не стремитесь всё делать за детей. Формируйте у них способность самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и находить правильное решение.
11.Наблюдайте за детьми, чтобы выявить их склонности к конкретным занятиям, и сообщайте об этом родителям.
12.Используйте методы и приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию детей.