Как найти основу слова в сложных словах

Основа слова – что это такое понятным языком, какая она бывает и как ее правильно выделить в любом слове

Часть слова без окончания.

2 996

Что такое основа слова простым языком

Основа любого слова – это то, что остается от слова, если отбросить окончание. Вот возьмем, к примеру, слово «яблоко». Посклоняем его, чтобы увидеть окончание: яблоки, яблоку, о яблоке. Окончание – «о», а основа – «яблок».

Но не все так просто. Давайте учиться правильно выделять основу в словах всех частей речи.

Как правильно выделить основу слова

Принцип для всех слов одинаковый – надо найти окончание и отбросить его. Но тут есть некоторые тонкости, о которых надо помнить.

Звук j

Если у вас в окончании есть буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» и они обозначают два звука – будьте очень внимательны. Посмотрите, оба ли звука меняются при склонении слова, то есть оба ли они относятся к окончанию.

Возьмем для примера слово «потепление». В нем на конце буква «е», она стоит после гласной и обозначает два звука – «jэ». Давайте посклоняем и посмотрим, что меняется:

  1. Потеплениjэ
  2. Потеплениjа
  3. Потеплениjи
  4. Потеплениjу
  5. Потеплениjэм

Мы видим, что «j» никуда не девается. Следовательно, он не относится к окончанию и его надо оставить в основе. Чтобы это сделать – делим буковку «е» пунктиром и левую часть оставляем в окончании, а правую берем в основу.

Как правильно выделить основу в слове с йотированной гласной

Та же проблема с буквой «и». Она тоже умеет обозначать два звука. Например, в слове «строим» очень четко слышится «j»: «строjим». Поэтому вам в нем тоже надо поделить «и» пунктиром и одну половину отдать основе, а вторую – окончанию.

Неизменяемые слова

У них основой является всё слово. Но школьники забывают об этом и начинают пытаться выделить окончание.

И выделяют ведь.

Неизменяемыми являются все слова следующих частей речи:

  1. Наречие.
  2. Категория состояния.
  3. Деепричастие.

Слова служебных частей речи:

  1. Предлоги.
  2. Союзы.
  3. Частицы.

А также слова, которые не входят в систему частей речи:

  1. Междометия: ой, ах, батюшки.
  2. Звукоподражания: квак, цып, мяу, кис-кис.

Вам обязательно надо прочитать статьи про деепричастия, наречия и категории состояния. Потому что вы [школьники] их постоянно путаете. Например:

  1. На улице тепло. Это категория состояния, потому что предложение безличное. Следовательно, она неизменяемая, окончания у нее НЕТ.
  2. Ты тепло оделся? Это наречие, потому что оно зависит от сказуемого и предложение не безличное. Окончания тоже нет.
  3. Я чувствую тепло. Вот тут уже перед нами существительное, у него есть окончание «о» (сравните: не чувствую тепла).
  4. Это странное животное было тепло, но дышать уже перестало. «Тепло» здесь – краткое прилагательное, потому что оно входит в состав сказуемого. А поскольку это прилагательное, у него есть окончание «о» (сравните: он тепел, она тепла).

Вот. Слово вроде одно и то же, а во всех четырех предложениях части речи разные. В двух есть окончание, в двух нет. Так что заставьте себя открыть статьи и вспомнить, чем различаются категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Отдельно хочу сказать про деепричастия. Это слова типа «делая», «сделав», «читая», «вспоминая» – у них основой тоже является все слово. Не надо путать их с глаголами и говорить: делая – делаю – основа «делай». Нет. Деепричастия не меняются, поэтому основа – «делая», «вспоминая» и пр.

Бывают неизменяемые слова и в других частях речи. Например, существительные: очки, санки, депо, кофе, пальто. Их как не склоняй – они не меняются, то есть окончания у них вообще нет и основой является все слово.

Основа инфинитива

У инфинитива, или неопределенной формы глагола основой всегда является часть слова без «ть», потому что «ть» – окончание. В слове «читать» основа «чита-», в слове «пережевывать» – «пережевыва-».

Обратите внимание, что у неопределенных форм глаголов, которые оканчиваются на «-чь» основой является все слово. «Беречь» – все слово будет основой, «печь» – аналогично.

Основа сложных слов

Сложное слово – это такое, в котором больше одного корня. Между этими корнями обычно ставится соединительная гласная – «о» или «е». Так вот. Основу не надо прерывать на соединительных гласных. Вы выделяете основу у СЛОВА, всего слова, без разницы, сколько там корней.

Шуруповерт – основой будет «шуруповерт», «мясокомбинат» – «мясокомбинат».

Два типа основ: производящие и производные

Однокоренные слова в языке происходят друг от друга. Делается это так – берется основа слова и к ней добавляется приставка или суффикс. Та основа, которую взяли для «создания» нового слова – производящая. То есть она «производит». А та, к которой уже что-то присоединили – производная. То есть она «произвелась» от другой.

Например. Вот есть существительное «вода». От него образовалось прилагательные «водный» – с помощью суффикса «н». Основа «вод» – производящая, а основа «водн» – производная.

Производная основа может стать производящей для другого слова, если к ней еще что-то будет добавляться. Например, добавим мы к слову «водный» приставку «под» и получим новое прилагательное – «подводный». Основа «водн» для него станет уже производящей, а «подводн» будет производной.

А если мы захотим из этого прилагательного сделать существительное «подводник», то «подводн» станет производящей основой, а «подводник» будет производной.

Основы форм слов и однокоренных слов – в чем разница

Если вы выделили основы двух слов и эти основы одинаковые, а разные только окончания – то перед вами формы слов. Например: подводник, подводник-и, подводник-ам.

Если же основы разные – то перед вами однокоренные слова: вод-а, водн-ый, подводн-ый, подводн-ик. Все четыре основы разные. Они различаются приставками и суффиксами. Вывод – это однокоренные слова, а не формы слов.

Зачем надо знать разницу?

Затем, что у однокоренных слов есть различия в лексическом значении. Вода – жидкость, водный – связанный с водой, подводный – находящийся под водой, подводник – человек, который что-то делает под водой.

У форм слов лексическое значение одинаковое. Подводник, подводнику, подводники – все три слова обозначают человека, который делает что-то под водой. Различается только грамматическое значение – число, падеж.

Помните про беглые гласные

«Снежок» и «снежк-а» – это формы одного и того же слова. Хоть они и различаются на одну букву – в первом случае есть «о», во втором нет.

Разница возникает не потому, что у основ разные суффиксы, а из-за того, что по законам русского языка гласный может быть «беглым» и выпадать. И тут он как раз выпал.

То, что перед нами именно формы, а не однокоренные слова, подсказывает и значение. Снежок, снежка – это один и тот же «небольшой, легкий снег». Значение не поменялось ни на йоту.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. И не забудьте её подтвердить в письме, которое придет вам на почту. Подписка позволит мне высылать вам на почтовый адрес свежие статьи по русскому языку.

Посмотрите мои подборки учебных материалов для подготовки к экзаменам и ВПР. Вы найдете там курсы от лучших учителей России, причем за низкую плату. Они помогут вам эффективно готовиться к любым видам контроля:

  1. Курсы подготовки к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.

Посмотрите мое видео о том, как правильно выделять окончание в слове, чтобы сразу находить основу.

Я хочу, чтобы эта статья приносила реальную пользу ученикам и их родителям. Я постарался в ней рассказать всё, что нужно знать об основе слова. Напишите, пожалуйста, в комментарии, был ли этот текст вам полезен, сложно его было читать или легко, какие вы видите в нем слабые стороны.

Я прочитываю все комментарии, отвечаю на вопросы в течение суток.

Спасибо.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

В сложных словах, как правило, имеется два и более корня. Чтобы правильно разобрать любое слово по составу, не только сложное, вначале определяем изменяемое ли слово, и тогда вычленяем в нем окончание, например: в изменяемом сложном слове «доброжелательный» выделим окончание -ый.

В сложных словах могут быть словообразовательные суффиксы, если, предположим, слово образовано методом сложения и суффиксацией, например:

слово «старшеклассник» образовано от двух слов: старший + класс, но в образовании слова принял участие суффикс -ник, значит, следует его выделить.

В сложных словах, образованных методом сложения, обязательно присутствует соединительная морфема — интерфикс. Основными интерфиксами являются о и е:

водопровод, миномёт, чернозём, тёмнобровый;

рыжеволосый, грязелечебница.

Следует отличать слова, образованные методом слияния, в которых нет соединительной гласной, так как первым словом в их составе является наречие, и, следовательно, на границе двух слов выделим суффикс о/е, например:

быстрорастущий, вышеизложенный.

Кроме соединительных морфем «о», «е» в составе сложных слов встречаются морфемы:

и пятитомник, семиборье;

а сорокадневный;

у двубортный, двусмысленный;

ух двухколесный;

ёх трёхсуточный.

Выделим также, само собой, корни сложных слов.

система выбрала этот ответ лучшим

Чаще всего такие слова соединены А О Е. СамОлет, вертОлет, самОход. Здесь очень просто находим однокоренные слова к двум составляющим этих слов.

Сам, самостоятельный, полет, летать

Вертеть, вертушка, летать.

Самостоятельность, ходка.

сам, лет

верт, лет

сам, ход.

Все это корни.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Сначала разберемся какие слова называют сложными. К ним относятся те слова, в составе которых присутствует два и более корня. Как правило, между корнями в слове можно встретить соединительную гласную, чаще всего к ним относятся о, е, и. Разбор слова или морфемный разбор — это разбор слова о составу, когда в слове выделяется приставка, корень, суффикс и другие его части.

Зная особенность сложных слов, мы можем так же разобрать его по составу. Как и в случае с односоставным словом разбор начинается с корня, в сложных словах их два и мы выделяем оба. Кроме этого, в сложных словах может быть суффикс, окончание и приставка. Как только мы их определили и выделили, подчеркиваем основу слова. Соединительную гласную выделять не обязательно.

Virid­i
[158K]

4 года назад 

Для начала разберёмся что такое сложные слова. Таким термином в русском языке обозначают слова, в которых не один , а несколько, например два или три, корня. К ним можно отнести следующие примеры: пароход, снегопад, правозащитник и так далее.

Чтобы ответить на вопрос, для наглядности мы разберём по составу слово » старшеклассников «. Если следовать памятке, то в первую очередь нужно выделить окончание. В нашем случае это » ов «. Затем выделяем основу слова — » старшеклассник «.

Ищем корень и выделяем в данном слове их два: » старш » и «класс». Приставки в слове нет, зато есть суффикс — » ник «. Буква «е» в этом слове служит соединительной гласной. В итоге в тетради разбор слова будет выглядеть так:

Мален­ький ёжик
[4.7K]

более года назад 

Чтобы разобрать по составу сложное слова, нужно в первую очередь понять, каким образом оно образовано.

Сложные слова образуются с помощью интерфиксов.

Один из методов их образования — это метод сложения с соединительными гласными «о» или «е» (эти гласные разновидность интерфиксов).

В разборе слова над этими гласными мы ставим галочку (птичку).

Также существует метод сложения без соединительных гласных (такие сложные слова могут писаться в некоторых случаях и через дефис) или метод слияния (сращения), где соединительных гласных тоже не будет.

Но в этих случаях могут быть такие интерфиксы, как «а», «и», «я».

После того, как мы определились с исходными словами и соединительными гласными, находим окончание и разбираем отдельно каждую часть сложного слова.


Пример 1

Вертолёт.

1) Это сложное слово образовано методом сложения, соединительная гласная — «о».

2) Выделяем окончание, для этого склоняем слово.

Вертолёт -> ВертолётА -> ВертолётУ -> Вертолёт -> ВертолётОМ -> ВертолётЕ.

То есть будет нулевое окончание.

3) Разбираем 1 часть («верт»).

Это будет корень целиком, однокоренные слова — вертеть, вертится.

4) Разбираем 2 часть («лёт»).

Это также будет корень целиком, однокоренное слово — летать.

Таким образом, получаем:

(1 корень) верт

(соед. гласная) о

(2 корень) лёт

(нулевое окончание)


Пример 2

Времяисчисление.

1) Это слово образовано путём слияния 2 слов — «время» и «исчисление», соединительной гласной здесь нет.

Но зато есть интерфикс «я», который в исходном слове «время» был окончанием.

2) Окончание слова «времяисчисление» разумеется такое же, как окончание «исчисление» — Е.

ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЯ -> ВремяисчислениЮ -> ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЕМ -> ВремяисчислениИ.

3) Разбираем 1 часть («врем»).

Это будет корень целиком.

4) Разбираем 2 часть («исчислени»).

Корень здесь будет «числ», однокоренное слово — число.

Приставка — «ис» (буква «с» здесь пишется, так как согласная «ч», стоящая после неё — глухая), а суффикс «ени» (такой суффикс образует существительные со значением действия).

Таким образом, получаем:

(1 корень) врем

(интерфикс) я

(приставка) ис

(2 корень) числ

(суффикс) ени

(окончание) е

Я почему-то очень люблю разбирать сложные слова, то есть слова имеющие больше одной корневой морфемы. Мне они кажутся такими красивыми и при это строгими, а разбор просто доставляет наслаждение.

Что касается самого алгоритма разбора такого слова, то в моем понимании он следующий.

Прежде всего определяем часть речи. Далее находим окончание слова, то есть вычленяем основу. Окончание в сложном слове будет только одно. Затем примерно определяем корни, то есть пытаемся понять от каких простых слов это сложное слово образовано. Обычно это не сложно. Проверяем корни однокоренными словами. И наконец разбираемся с остальными морфемами — приставками, их может быть много, суффиксами, их может быть еще больше, и прочими (интерфиксы, постфиксы). Наконец обращаем внимание на соединительную гласную, которая может быть, а может ее и не быть.

Соединительных гласных в русском языке две, это гласные О и Е. Но часто между корнями сложного слова можно встретить другие гласные — А, И, У, УХ. Это уже интерфиксы. В чем различие этих интерфиксов от соединительных гласных? Соединительные гласные добавляются к словам, чтобы их соединить. Интерфиксы используются при слиянии слов и обычно принадлежат окончанию первого слова.

Божья коров­ка
[160K]

6 лет назад 

Как ни странно, но сложные слова разбирать не так уж и сложно. В этих словах, в отличие от простых, только две (редко больше) корневые морфемы. И есть еще гласная, которая соединяет эти корневые морфемы.


Для примера приведем разбор сложного слова, например, ГАЗОПРОВОД

Как и обычно, выделим сначала окончание и основу слова:

Окончание НУЛЕВОЕ:

газопровод-0, но газопроводА, газопроводУ, газопроводОМ.

Основа слова ГАЗОПРОВОД (т. к. в слове нулевое окончание).

Теперь нам нужно вычленить в составе слова корневые морфемы, поэтому приводим однокоренные слова:

газ, газовик, газовый — первый корень ГАЗ,

провод, водить, выводить — второй корень ВОД.

Перед вторым корнем есть приставка ПРО.

Отметим также соединительную гласную О.

газ/о/про/вод/0

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Вот например, недавно разбирала по составу сложное слово драгоценных.

В нем имеется 2 корня и соединительная гласная -о- между ними. Далее разбор слова происходит по обычному плану. Есть суффикс -н- и окончание -ых-.

Или вот другое слово: пароход.

Здесь 2 корня, соединительная -о- и нулевое окончание. Другие морфемы отсутствуют.

Так и остальные сложные слова разбираются аналогично.

Знаете ответ?

Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.

Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.

Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.

В морфемном составе слова можно указать

  • приставку (пригород, подтекст);
  • корень (товарищ, дом);
  • суффикс (болотный, ясно)
  • окончание (роща, веселый);
  • постфикс (улыбаться, кто-то)

Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.

В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:

Определение

Основа слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.

Основа слова

Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:

  • озеро, у озера, озером (падеж);
  • гора — горы (число);
  • пою, поём, поёте (лицо и число);
  • шел  , шла, шло, шли (род и число).

В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:

  • подумать — подумал;
  • гулять — гуляя;
  • прослушать — прослушав;
  • думать — думающий;
  • указать — указавший;
  • составить — составленный;
  • умыть — умытый;
  • громкий — громче;
  • тихий — тишайший

и пр.

Как найти основу слова?

У ряда слов основа может быть прерывистой.

Прерывистую основу имеют

1. некоторые возвратные глаголы

  • проснуться
  • улыбаешься

2. неопределенные местоимения

  • какойлибо

3. сложные существительные

  • поиск счетафактуры
  • цвет диванакровати

4. сложные числительные

  • пятидесяти
  • восьмьюстами

Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:

  1. определим часть речи;
  2. выясним, изменяется слово или нет;
  3. у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
  4. у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
  5. в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.

Таблица

Что входит в состав основы Примеры
Суффикс – один или несколько правдивый, правдивость
Приставка подтекст, побелить
Сочетание приставок и суффиксов отпечаток, по-летнему
Приставка, корень, суффикс и постфикс выровняться

Примеры

Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).

Основа покраси-.


Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:

  • бессильная
  • бессильное;
  • бессильные

Основа бессильн-.


Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.

Все слово является основой.

Производная и непроизводная основа слова

В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:

  • голова
  • гром  
  • земля
  • правый

Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.

Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.

Понаблюдаем:

  • веселый → весельчак
  • домдомашний;
  • крепкий → крепить → укрепить → укрепление.

Производная основа включает

а) приставку и корень:

  • дедпрадед;
  • мраксумрак;

б) корень и суффикс:

  • река → речной;
  • аптека → аптекарь;

в) приставку, корень и суффикс:

  • верхвверху;
  • школа →  пришкольный;

г) приставку, корень, суффикс, постфикс:

  • думать → одуматься;
  • улыбатьсязаулыбаться.

Вывод

Понаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.

Что такое производящая основа?

Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.

Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:

  • вода → водный;
  • вода → водяной.

В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:

  • водяной → водянистый;
  • бездарный → бездарь   ;
  • дедушка → дедушкин.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 40



3



0

В сложных словах, как правило, имеется два и более корня. Чтобы правильно разобрать любое слово по составу, не только сложное, вначале определяем изменяемое ли слово, и тогда вычленяем в нем окончание, например: в изменяемом сложном слове «доброжелательный» выделим окончание -ый.

В сложных словах могут быть словообразовательные суффиксы, если, предположим, слово образовано методом сложения и суффиксацией, например:

слово «старшеклассник» образовано от двух слов: старший + класс, но в образовании слова принял участие суффикс -ник, значит, следует его выделить.

В сложных словах, образованных методом сложения, обязательно присутствует соединительная морфема — интерфикс. Основными интерфиксами являются о и е:

водопровод, миномёт, чернозём, тёмнобровый;

рыжеволосый, грязелечебница.

Следует отличать слова, образованные методом слияния, в которых нет соединительной гласной, так как первым словом в их составе является наречие, и, следовательно, на границе двух слов выделим суффикс о/е, например:

быстрорастущий, вышеизложенный.

Кроме соединительных морфем «о», «е» в составе сложных слов встречаются морфемы:

и пятитомник, семиборье;

а сорокадневный;

у двубортный, двусмысленный;

ух двухколесный;

ёх трёхсуточный.

Выделим также, само собой, корни сложных слов.



3



0

Чаще всего такие слова соединены А О Е. СамОлет, вертОлет, самОход. Здесь очень просто находим однокоренные слова к двум составляющим этих слов.

Сам, самостоятельный, полет, летать

Вертеть, вертушка, летать.

Самостоятельность, ходка.

сам, лет

верт, лет

сам, ход.

Все это корни.



2



0

Сначала разберемся какие слова называют сложными. К ним относятся те слова, в составе которых присутствует два и более корня. Как правило, между корнями в слове можно встретить соединительную гласную, чаще всего к ним относятся о, е, и. Разбор слова или морфемный разбор — это разбор слова о составу, когда в слове выделяется приставка, корень, суффикс и другие его части.

Зная особенность сложных слов, мы можем так же разобрать его по составу. Как и в случае с односоставным словом разбор начинается с корня, в сложных словах их два и мы выделяем оба. Кроме этого, в сложных словах может быть суффикс, окончание и приставка. Как только мы их определили и выделили, подчеркиваем основу слова. Соединительную гласную выделять не обязательно.



2



0

Для начала разберёмся что такое сложные слова. Таким термином в русском языке обозначают слова, в которых не один , а несколько, например два или три, корня. К ним можно отнести следующие примеры: пароход, снегопад, правозащитник и так далее.

Чтобы ответить на вопрос, для наглядности мы разберём по составу слово » старшеклассников «. Если следовать памятке, то в первую очередь нужно выделить окончание. В нашем случае это » ов «. Затем выделяем основу слова — » старшеклассник «.

Ищем корень и выделяем в данном слове их два: » старш » и «класс». Приставки в слове нет, зато есть суффикс — » ник «. Буква «е» в этом слове служит соединительной гласной. В итоге в тетради разбор слова будет выглядеть так:



1



0

Я почему-то очень люблю разбирать сложные слова, то есть слова имеющие больше одной корневой морфемы. Мне они кажутся такими красивыми и при это строгими, а разбор просто доставляет наслаждение.

Что касается самого алгоритма разбора такого слова, то в моем понимании он следующий.

Прежде всего определяем часть речи. Далее находим окончание слова, то есть вычленяем основу. Окончание в сложном слове будет только одно. Затем примерно определяем корни, то есть пытаемся понять от каких простых слов это сложное слово образовано. Обычно это не сложно. Проверяем корни однокоренными словами. И наконец разбираемся с остальными морфемами — приставками, их может быть много, суффиксами, их может быть еще больше, и прочими (интерфиксы, постфиксы). Наконец обращаем внимание на соединительную гласную, которая может быть, а может ее и не быть.

Соединительных гласных в русском языке две, это гласные О и Е. Но часто между корнями сложного слова можно встретить другие гласные — А, И, У, УХ. Это уже интерфиксы. В чем различие этих интерфиксов от соединительных гласных? Соединительные гласные добавляются к словам, чтобы их соединить. Интерфиксы используются при слиянии слов и обычно принадлежат окончанию первого слова.



1



0

Как ни странно, но сложные слова разбирать не так уж и сложно. В этих словах, в отличие от простых, только две (редко больше) корневые морфемы. И есть еще гласная, которая соединяет эти корневые морфемы.

<hr />

Для примера приведем разбор сложного слова, например, ГАЗОПРОВОД

Как и обычно, выделим сначала окончание и основу слова:

Окончание НУЛЕВОЕ:

газопровод-0, но газопроводА, газопроводУ, газопроводОМ.

Основа слова ГАЗОПРОВОД (т. к. в слове нулевое окончание).

Теперь нам нужно вычленить в составе слова корневые морфемы, поэтому приводим однокоренные слова:

газ, газовик, газовый — первый корень ГАЗ,

провод, водить, выводить — второй корень ВОД.

Перед вторым корнем есть приставка ПРО.

Отметим также соединительную гласную О.

газ/о/про/вод/0



0



0

Вот например, недавно разбирала по составу сложное слово драгоценных.

В нем имеется 2 корня и соединительная гласная -о- между ними. Далее разбор слова происходит по обычному плану. Есть суффикс -н- и окончание -ых-.

Или вот другое слово: пароход.

Здесь 2 корня, соединительная -о- и нулевое окончание. Другие морфемы отсутствуют.

Так и остальные сложные слова разбираются аналогично.

Морфологический разбор слова «командир» (разбор слова по составу):

Командир:

  • приставка слова — отсутствует
  • корень слова — команд;
  • суффикс слова — ир;
  • окончание слова -нулевое;
  • основа слова — командир.

Способ образования слова «командир:» суффиксальный.

Слово «командир» относится к части речи — имя существительное, одушевленное, мужской род, единственное число, именительный падеж.

Морфологический разбор слова «командовать» (разбор слова по составу):

Командовать:

  • приставка слова — отсутствует
  • корень слова — команд;
  • суффикс слова — ова;
  • окончание слова (постфикс) —ть;
  • основа слова — командова.

Способ образования слова «командовать:» суффиксально — постфиксальный.

Слово «командовать» относится к части речи — глагол (инфинитив), несовершенный вид, непереходный.

Морфологический разбор слова «командовал» (разбор слова по составу):

Командовал:

  • приставка слова — отсутствует
  • корень слова — команд;
  • суффикс слова — ова, л;
  • окончание слова — нулевое;
  • основа слова — командовал.

Способ образования слова «командовал:» суффиксально — постфиксальный.

Слово «командовал» относится к части речи — глагол (личная форма), несовершенный вид, непереходный, мужской род, единственное число, прошедшее время, изъявительное наклонение.

Повернулся — глагол (отвечает на вопрос: что сделал?) в прошедшем времени.

Сорвать — глагол — инфинитив (отвечает на вопрос: что сделать?) в настоящем времени.

Сделаем разбор глаголов по составу:

Повернулся:

  • приставка: по;
  • корень: верн;
  • суффикс: у, л;
  • окончание: ся;
  • основа слова: повернул.

Сорвать:

  • приставка:со;
  • корень: рва;
  • окончание: ть;
  • основа слова: сорва.

Мои дети отпраздновали серебряный юбилей.

Юбилей КАКОЙ? На такой вопрос с обозначенным признаком предмета (постоянный признак) отвечает имя прилагательное.

Изменяемая часть речи: к серебрян/ой, серебрян/ыми, о серебрян/ых, серебрян/ому и т.д.

Так что у заданного в начальной форме имени прилагательного изменяемая часть, то бишь окончание — -ый.

Отделив его от предшествующей части слова, получим основу серебрян-.

Мотивирующим словом, от которого образуется группа однокоренных слов (например, «серебристый, серебрить, посеребрить, высеребрить, осеребрить), является имя существительное серебр/о с корнем серебр-, он же присутствует во всех родственных словах. Ну а между корнем и суффиксом удобно расположился суффикс -ист-.

Глагол съехать имеет неопределенную форму, показателем которой является формообразующий суффикс -ть. В основу слова он не входит, так что основа этого глагола — съеха-.

Слово «съехать» образовано приставочным способом от однокоренного глагола «ехать». Значит, правомерно выделение приставки с- в составе слова. Далее выделим глагольный словообразовательный суффикс -а-.

В результате всех этих манипуляций оставшуюся часть слова -ех- назовем корнем, что подтвердят родственные слова:

поехать, отъехать, заехать, уехать, приехать.

Представим морфемный состав глагола «съехать» в виде итоговой записи:

съ-ех-а-ть — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Нам нужно разобрать по составу слова: конюший, окольничий, сокольничий, оружничий, кравчий, церемониймейстер.

Слово конюший. Данное слово является существительным. Оно состоит из корня КОН, суффикса ЮШ и окончания ИЙ. В итоге получается корень-суффикс-окончание, а именно КОН — ЮШ — ИЙ.

Слово окольничий. Это слово является существительным. Оно состоит из корня ОКОЛЬНИЧ и окончания ИЙ. В итоге получается корень-окончание, а именно ОКОЛЬНИЧ — ИЙ.

Слово сокольничий. Данное слово является существительным. Оно состоит из корня СОКОЛЬ, суффикса НИЧ и окончания ИЙ. В итоге получаем корень-суффикс-окончание, а именно СОКОЛЬ — НИЧ — ИЙ.

Слово оружничий. Данное слово является существительным. Оно состоит из корня ОРУЖ, суффикса НИЧ и окончания ИЙ. И того имеем корень-суффикс-окончание, а именно ОРУЖ — НИЧ — ИЙ.

Слово кравчий. Это слово является существительным. Оно состоит из корня КРАВЧ и окончания ИЙ. В итоге получаем корень-окончание, а именно КРАВЧ — ИЙ.

Слово церемониймейстер. Это слово является существительным. Оно состоит из корня ЦЕРЕМОНИЙ и корня МЕЙСТЕР. В итоге видим корень-корень, а именно ЦЕРЕМОНИЙ — МЕЙСТЕР.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.Л. ФЕДОРОВА


Сложные слова (теория)

В последнее время появляется много
новых школьных учебников по самым разным
дисциплинам – от языкознания и семиотики до
физкультуры. Если поставить задачу создания
нового учебника по русскому языку, то самой
сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание
новизны и традиции.

В предлагаемом к обсуждению
фрагменте проекта акцент делается на стратегии
сотрудничества исследователя-словесника и
учителя, учителя и ученика. Сотрудничество
теоретика и педагога помогает найти новые
объяснительные модели известных фактов языка;
сотрудничество учителя и ученика обеспечивает
более глубокое усвоение материала, чем при
пассивном следовании за учителем и учебником.

Основой сотрудничества всегда
является интерес. Детям должно быть интересно
учиться. Особенно важно привить интерес к
родному языку. Поэтому методической основой
преподавания должен быть скорее объяснительный,
чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему?
не может заменяться указанием, как надо. Поэтому
в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть
объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки
материала – моделирование игровых ситуаций,
сознательное творчество. Обращение к любимым
книгам может сделать работу на уроке более
увлекательной и стимулировать интерес к чтению.

Может быть, не обязательно для всех
делать все упражнения: кого-то больше увлекает
техника, кого-то – биология; ученики могут иметь
выбор. Но предложенные темы упражнений в целом
более или менее полно охватывают круг проблем,
связанных со сложным словом.

На составление цельной картины
явления ориентирован и теоретический подход,
объединяющий и сложные, и сложносоставные, и
сложносокращенные слова. Критериями
принадлежности к сложным словам являются
наличие в слове по крайней мере двух корневых
основ, соединенных на любом шаге
словообразовательного процесса (т.е. садовод и
садоводство в равной мере считаются сложными
словами), а также слитное и дефисное написание (в
последнем случае целый пласт окказиональных
образований, в синтаксисе традиционно
рассматриваемых как имена и приложения, в плане
словобразования тоже имеет право относиться к
сложным словам). В целом теоретическая основа для
такого подхода заложена в работах В.В.
Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.

Материал для упражнений может быть
использован и на уроках развития речи.

Сложное слово – это слово,
образованное сложением двух или более основ

Основа может представлять собой
чистый корень (хор-о-вод) либо корень с
приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый),
а может соответствовать целому
знаменательному слову (семиглав-ый, яркозелен-ый).
Основа может быть и сокращенной, усеченной
(зарплат
из заработная плата).

Сложение слов может производиться
разными способами: морфологическим,
лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.

1. При морфологическом сложении новое
слово образуется соединением значимых частей –
основ или основы и знаменательного слова – при
помощи соединительных гласных: о после основ
на твердый согласный, е после основ на мягкий
согласный, шипящий или ц. Например: паро-ход,
зме[й]-е-лов, душе-губ
, солнце-пек.

Значение такого слова легко
получается на основе значений составляющих его
частей.

Иногда для образования сложного слова
необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец,
рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый
(целое слово не
получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-).
В этих случаях считается, что слово образовано
сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно
сложением основ и добавлением суффикса.

Морфологическое сложение –
продуктивный способ словообразования; это
значит, что таким способом можно образовывать
новые слова (например, диск-о-вод).

2. При лексико-синтаксическом способе
соединяются в одно целое устойчивые сочетания
слов в том виде, как они обычно употребляются в
речи. Происходит сращение слов без
соединительных гласных для обозначения единого
понятия – предмета, лица, признака или единого
множества предметов, например: полцарства,
Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело,
гуси-лебеди
.

Сращение слов может быть полным или
неполным.

При полном сращении новое слово
пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж
, в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е
.
Обычно одна его часть имеет форму, в которой
использовалась в словосочетании: сорвиголова
¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей
.

При неполном сращении части сложного
слова сохраняют вид и форму самостоятельных
слов, но объединяются дефисом в одно целое,
например: платье-костюм, кошки-мышки,
Ростов-на-Дону
. Иногда части сложного слова
могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат,
в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а,
о Царевн-е-лягушк-е.
Но чаще они имеют
только одно общее окончание: к оригинал-макет-у,
о генерал-майор-е
. Фактически при неполном
сращении получаются сложносоставные слова из
равноправных или неравноправных частей.

При лексико-синтаксическом сложении
также возможно использование морфологического
приема – добавления суффикса одновременно со
сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый.

Многие модели синтаксического
сложения являются продуктивными.

3. При условно-фонетическом способе
новое слово также образуется из словосочетаний,
но собирается в единое целое по частям из слогов
или звуков. Слоги получаются из начальных частей
слов или названий начальных букв (универмаг
из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]),
звуки берутся из начальных звуков слов (вуз,
завуч –
из заведующий учебной частью).
Последнее слово исходного словосочетания может
использоваться целиком (зарплата из заработная
плата
).

Такие слова называются
сложносокращенными, или аббревиатурами, а
условно-фонетический способ –
сложносокращенным.

Аббревиатуры значительно сокращают
длинные названия, и тем они удобны, но не всегда
новые слова оказываются легкими для
произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры,
как правило, недолго сохраняются в языке.

Аббревиация – достаточно новый, но
распространенный и продуктивный способ
словообразования во многих языках мира.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Сказочные герои

Объясните, почему их так зовут:

1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3)
Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6)
Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9)
Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12)
Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка
.

Какие из этих слов сложные? Какими
способами они образованы? У каких еще сказочных
героев имена построены на основе словосложения?

2. Теремок

Вспомните, как называли себя жители
сказочного теремка:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка! <…>

Каким способом образованы их названия?

3. Сказочные предметы

Вспомните, как называются в сказках
волшебные предметы:

скатерть, сапоги, шапка, ковер,
цветик, гусли, меч
.

Почему они так названы? Какие из
названий – сложные слова?

Из истории слов

КОЛОБОК – это не сложное слово, оно
образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок
от не сохранившегося слова колоб
‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское
слово коло, от которого произошло колоб,
значит ‘круг’; его корень сохранился также в
словах около, кольцо, колесо.

КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется
древний, по-видимому, звукоподражательный корень
кол- (коло-), не связанный со значением
‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум,
дзинь-дзинь
, но сейчас его части уже срослись в
единый корень. Аналогично устроено название
другого ударного музыкального инструмента: тамтам.

4. Ремесла

Объясните, что означают следующие
названия людей по роду их деятельности:

кашевар, дровосек, следопыт,
трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей,
костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода,
летописец, водовоз, стеклодув, солевар,
каменотес, сталевар, мукомол, звездочет,
воздухоплаватель.

Постарайтесь для объяснения значения
использовать корни сложного слова. Образец:
брадобрей – тот, кто бреет бороды.

4А. Для выделенных слов попытайтесь
подобрать более современные названия, например: брадобрей
– парикмахер
.

Сравните старые и новые названия
(устно). Значение старого названия часто
оказывается более конкретным и узким, значение
нового – более общим и широким: парикмахер
тот, кто стрижет волосы и делает прически и
мужчинам, и женщинам, и детям.

. Слово зверобой построено с
нарушением морфологического правила. В чем
состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим
нарушением?

Из истории слов

ПАРИКМАХЕР – по происхождению это
тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке
из двух слов: Perucke – «парик» и Macher 
«мастер». Из немецкого оно заимствовано в
XVIII в. русским языком, где считается простым
словом.

Словосложение – распространенный
способ образования новых слов во многих языках.
Этим способом образованы, например, в английском
языке слова:

СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой
men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness
– «дело».

ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению
также сложные слова с общей основой -дей-,
производной от глагола деть – «делать». От
него произошли также слова действие, дело,
деяние
. Чародей – буквально «делающий
чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей 
«делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси
назывались чары; возможно, «колдовство» –
это переносное значение.

5. Прозвища

Сложное слово – это целая картинка,
наглядно представляющая ситуацию с помощью двух
образов. На основе этих образов и производится
наименование. Но ним можно представить и саму
картинку.

Вспомните, как называют людей по
качествам и привычкам. Объясните, как вы
понимаете следующие наименования:

лежебока, лизоблюд, домосед,
лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум,
молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот,
пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд,
крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель,
щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка
.

Используйте объяснительные схемы: Тот,
кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого
(что-то какое-то)
.

Обратите внимание! Слова с
окончанием – общего рода, т.е. могут
относиться к лицам и мужского, и женского пола
(кроме вертихвостка с суффиксом женского
рода -к-).

Из истории слов

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот-
и основы -зей-, которую производят от не
сохранившегося зети – «зиять, раскрываться»,
от которого произошли зев, зевать. Ротозей
буквально значит «тот, у которого раскрывается
рот».

ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со
значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать
исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться
– значит «беспорядочно двигаться из стороны в
сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто
«мыкает» горе, – значит, живет в нужде.

ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное
слово, образованное сращением не сохранившегося
наречия туне – «напрасно, даром»
(сравните: втуне) и существительного ядец
– «любитель поесть» от яд – в значении «еда».
Тунеядец означает то же, что и дармоед
«даром едящий, любитель даром поесть».

6. Перекати-поле и сорвиголова

Некоторые слова образуются сложением
повелительной формы глагола с существительным.
Это – словосложение по типу сращения. В этих
словах нет законной соединительной гласной, но
сохраняется глагольное . Как правило, такие
слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле,
пример неполного сращения).

Вспомните слова, образованные по этой
модели:

сорвиголова, горицвет, вертишейка,
горихвостка, вертихвостка, держиморда,
перекати-поле, скопидом.

Кого или что обозначают эти
наименования?

Из истории слов

СПАСИБО – это слово получилось из
словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма
благодарения) сращением основ и отпадением
конечного согласного (произносилось [х]).

Некоторые славянские имена также
образованы словосложением. Морфологическим
сложением образованы имена Ярослав (от ярый
– «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий
«вящий, больший»). А имя Владимир
(древнерусское Володимер) – от славянской
основы со значением «владеть» и не сохранившейся
основы мер, связанной с древнегерманским mar
– «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар,
Вольдемар
), – уже позднее переосмыслено как
сращение глагольной формы и существительного мир.
Такое переосмысление называют народной
этимологией.

Иностранные имена тоже нередко
строятся на основе словосложения, например,
арабское Абдулла означает «раб Бога»,
испанское Розамунда – «роза мира».

Названия городов тоже могут быть
сложными словами. Так, сращением образованы
названия Новгород, Ленинград, Петербург,
Ставрополь
. Вторая основа у них – город
– по-старославянски, по-немецки и по-гречески.

7. Флора и фауна

Выпишите из списка по порядку
названия: 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5)
растений, отдельно выпишите названия грибов.
Постарайтесь объяснить названия, используя
схему: Тот (та), кто …, Тот (та), у кого … .


Носорог, сороконожка, лирохвост,
шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле,
утконос, буревестник, волкодав, долгоносик,
красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка,
мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик,
горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор,
горихвостка, чертополох, короед, иван-чай,
трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

Из истории слов

МЕДВЕДЬ – общее для всех славян
переименование зверя, которое означает «едящий
мед, медоед» и образовалось сращением основ —меду-
и —ед-, при этом из у получилось в.

ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит
латинское сложное слово, образованное из leo
«лев» и pardus – «тигр».

ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке
от сложного прилагательного дикообразный
«выглядящий дико», «дикого вида».

ВИНОГРАД – первоначально означало
«винный сад», что видно из сохранившегося
устойчивого сочетания сад-виноград.
Образовано в старославянском языке по модели
германского слова wingart.

8. Изобретения

Выпишите из списка сначала названия
транспортных средств, потом приборов и
механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб,
самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход,
паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос,
вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка,
громоотвод, самолет, зубочистка, пароход,
самосвал, мусоропровод.

Попробуйте объяснить названия,
используя схемы: То, что …, То, чем …, То,
на чем … .


. Придумайте название тому прибору
(механизму, средству транспорта), который вы
хотели бы изобрести.

Из истории слов


ПАРОХОД – так вначале был назван
паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что
ходит посредством пара» приложима к обоим видам
транспорта.

ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в
XIX в. из французского языка, в котором оно было
образовано из латинских основ velox, velocis
«быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед
буквально означает «быстроногий» («тот, у кого
быстрые ноги»).

АВТОМОБИЛЬ – это слово также
заимствовано из французского языка вместе с
изобретением. Французское automobile образовано
сложением основ двух слов: греческого autos 
«сам» и латинского mobilis – «движущийся,
подвижный».

МОПЕД – это слово образовалось в
современном русском языке своеобразным
способом: из сочетания мото велосипед
(= моторизованный велосипед) были взяты первый и
последний слоги. Мопед – сложносокращенное
слово.

9. Техника

Как видно, для наименования
изобретений во всем мире широко используются
латинские и греческие основы. В русском языке
тоже много слов с такими элементами: авто
(сам), аудио (звук), аэро (воздух), вело
(быстрый), видео (видимый), кино
(заимствовано из нем. Kino), космо
(Вселенная), мото (движение), микро
(малый), стерео (пространственный), теле
(далекий), термо (горячий), фото
(свет), электро и другие. Сложные слова с
такими частями пишутся слитно
. Слитно пишется
также элемент авиа (сокращение от авиация).
Второй частью может быть как иностранная (мобиль,
метр, —фон, —скоп, —грамма, —граф

и другие), так и русская основа (например, фото +
выставка, электро + печь
).

Вспомните как можно больше сложных
слов, относящихся к технике, в составе которых
используются латинские и греческие основы.

10. Наука

Латинские и греческие корни
используются для наименования наук и научных
областей исследования. Второй частью таких слов
обычно являются греческие основы -лог- (от логос
«слово»), и -граф- (от графо
«пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- 
«жизнь», гео- – «земля», а целостное значение
наименованию придает суффикс -иj-,
например, биология – «слово (наука) о жизни», география
– «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных
наименований. На русской основе названия наук –
областей знания – создаются с помощью основ —знание,
ведение
, например, языкознание,
естествознание, литературоведение
).
Попытайтесь для иноязычных наименований
привести (или составить) соответствующие
русские.

Из истории слов

ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе,
чем большинство названий наук. Первая его основа
происходит от греческого филео- – «люблю». Филология
– буквально «любовь к слову».

БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не
обозначает науку, а означает «описание жизни» –
«жизнеописание».

11. Природа и погода


11А. Выпишите сначала названия
природных явлений, названия местности и
природных объектов:

снегопад, солнцеворот, плоскогорье,
землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход,
звездопад, гололед, редколесье, небосвод,
ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом,
сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие,
солнцепек.

Объясните значения сложных слов,
используя описательные схемы: для явлений – То,
когда…
, для местности и природных объектов – То,
где…


11Б. Календарь. Посмотрите, какими
названиями характеризовали на Руси календарные
месяцы: сентябрь – златолист, листопадник;
октябрь – листопад; ноябрь – полузимник,
листогной
; февраль – вьюговей, бокогрей;
март – зимобор; апрель – снегогон,
водолей
; июнь – скопидом, хлеборост,
разноцвет, светозар
; июль – сенозарник;
август – хлебосол, разносол,
припасиха-собериха, густоед
.

Из истории слов

ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово,
образованное сложением и суффиксацией на основе
словосочетания лука («изгиб, излучина») моря
и означающее изгибающийся берег моря.

ПОЛОВОДЬЕ – также образовано
сложносуффиксальным способом на основе
словосочетания полая вода – «открытая вода».

12. Занятия и качества

Выпишите сначала названия занятий
людей, их времяпрепровождения, затем названия их
качеств:

чаепитие, честолюбие, путешествие,
простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие,
сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие,
своеволие, мордобитие, самолюбие.

Объясните их значение. К каким из них
подходит описательная схема: То, когда…?

13. Какие мы?

Выпишите сначала признаки,
относящиеся к внешности людей, потом к характеру,
потом признаки, описывающие животных:

синеглазый, долговязый, любопытный,
короткошерстный, вислоухий, широкоплечий,
твердолобый, мягкотелый, низкорослый,
великодушный, миролюбивый, полоумный,
длиннохвостый, добродушный, остромордый,
легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий,
самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему
Такой, у кого…, Такой, кто…

13А. Опишите свою внешность. Опишите
свою или знакомую собаку или кошку.

14. Сказочные существа

Вам, наверное, известны мифические
существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог,
единорог. В Подземной стране А.Волкова водились
шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных
королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте
придумать свое сказочное существо: дайте ему
название, опишите его внешность и характер,
используя сложные слова, существующие в русском
языке и составленные вами.

Из истории слов

ЛОПОУХИЙ – образовано
морфологическим сложением не сохранившегося
слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа
– «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с
ушами, похожими на ладонь, лист».

ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано
морфологическим сложением двух основ: долгий
– «длинный» и вязы – «шея» (такое слово
сохранилось в диалектах). Буквально означает
«длинношеий».

БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе
словосочетания бела(я) бры («бровь») и
суффиксации. Исходное значение – «белобровый».

КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый  –
«коротконосый» от не сохранившегося корний
– «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).

15. Душа

С основой душа существует много
сложных слов:

просто-
равно-
велико-
мало-
тще-
благо-
двое-
прямо-
едино-










-раздирающий
-щипательный

Многие из них пришли к нам из
старославянского языка, где были построены по
модели греческих слов.

Образуйте эти сложные слова и
попробуйте объяснить различия в их значениях.

16. Числа

Первой основой сложного слова может
быть основа числительного – порядкового,
количественного или собирательного.

Сложные слова, образованные от
порядковых и собирательных числительных,
строятся по модели морфологического сложения –
т.е. с соединительной гласной о/епервоцвет,
третьеклассник, троекратный
. По этой же
модели строятся сложные слова с количественными
числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный,
стограммовый, тысячелистник
.

Сложные слова, образованные от
остальных количественных числительных,
образуются иначе – лексико-синтаксическим
сложением:

сращением в исходном словосочетании
формы родительного падежа числительного с
основой существительного (и обычно с добавлением
суффикса):

(крокодил) пяти метров длины =>
пятиметровый
(крокодил),

(роман) из трех томов => трехтомный (роман).

16А. Запишите полностью:

1-классник, 2-классник, 3-классник,
4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник,
100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний,
1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный,
4-угольник, 5-угольник.

Какие основы использованы в этих
словах? В каких словах возможны две разные
основы?

Из истории слов

Число «3» входит в сложные слова в
разных формах. Во-первых, существует ряд слов,
образованных сложением с основой тре- (от не
сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник,
трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.

Во-вторых, сращением со словом три
образованы числительные тринадцать, тридцать,
триста
, а также некоторые другие слова: Тригорское
(от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога.

Обе эти модели непродуктивны. Зато
продуктивна модель с основой трех – формой
родительного падежа числительного три (трехдневный,
трехсложный, трехведерный)
.

Сложные слова с количественным
числительным два также образуются от разных
основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый,
двуличный
и двухместный. Основа дву— 
это тоже форма родительного падежа, но только для
парных предметов (т.е. предметов, нормально
существующих в паре).

16Б. Запишите полностью:

2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие
существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние
переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион,
3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник,
2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

17. Во саду ли, в огороде…

Вспомните как можно больше овощей и
фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас
получится?

Правило. Числительное пол
пишется слитно с существительным в форме
родительного падежа. Через дефис пишется пол-:

1) перед гласной: пол-яблока;
2) перед л: пол-лимона;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы 

– то есть тогда, когда иначе не
напишешь! (Неудобно к строчной букве
присоединять заглавную; в других случаях слитное
написание меняет произношение. Проделайте
эксперимент: представьте, что эти слова написаны
без дефиса. Как бы вы их прочли?)

Из истории слов

ПОЛТОРА – результат сращения пол и
втора (т.е. второго).

18. Скелет

Подберите сложные слова к заданным
морфемным структурам («скелетам» слова):

Обратите внимание! В третьей
модели – одновременное сложение корней и
добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец), в
пятой суффикс добавляется к существующему
сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство),
в шестой происходит сложение слова и корня (градо
+ начальник)
.

19. Тексты

Найдите в текстах все сложные слова.
Определите способы, которыми они образованы.

1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

(А.Пушкин)

2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

(С.Маршак)

3) В школе чародейства и волшебства
Гарри Поттер и его одноклассники изучали
травоведение, зельеварение и другие предметы.
Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие
яды», что для оборотного зелья водоросли
собирают в полнолуние, златоглазки настаивают
три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и
тайная комната.)

4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском
институте чародейства и волшебства) понедельник
начинался в субботу, потому что опыты по
волшебным превращениям были интереснее обычного
воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б.
Стругацкие
. Понедельник начинается в субботу.)

5) Космические пираты Весельчак У и
Крысс примчались из будущего в поисках
новоизобретенного аппарата, помогающего слышать
чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат
шестиклассник Коля, путешествуя во времени,
случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир
Булычев.
100 лет тому вперед.)

6) Благородный рыцарь Дон Кихот
путешествовал по дорогам Испании в поисках
приключений со своим верным оруженосцем Санчо
Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности,
Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и
злоключения преследовали его. (Читай: М. де
Сервантес.
Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский.)

20. Город

Почти все городские учреждения,
организации и предприятия имеют дополнительные
сложносокращенные названия. Они часто
употребляются в речи, а иногда встречаются и на
вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете
на улицах города. Время проходит, названия
делаются непонятными, вывески меняются.
Попытайтесь объяснить, как устроены следующие –
старые и современные – названия.

Универмаг, Союзпечать, канцтовары,
промтовары, универсам, химчистка, культтовары,
сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт,
сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы,
шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК
.

21. Сочиняем сказку (игру)

Попробуйте сочинить свою сказку (игру).
Для этого можно использовать схему:

1) Определите место действия (волшебную
или реальную страну, край…, дом)
.
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите
их с героем (с помощью кого?.. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им
имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в
путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный
герой добивается цели (каким образом?) и
получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против
чего? какое?)
.
11) Можно нарисовать картинку, например, такую:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти пропавший телефон по номеру
  • Как найти угрозу на компьютере
  • Как найти количество цветов в растровом изображении
  • Как найти землю в парень
  • Как найти напряженность поля зная заряд