Как найти основу текст в 1 классе

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №51

Тема: Основа предложения

Цель: формирование представления об основе предложения.

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков вычленения главных членов предложения из его структуры,
  • Формирование навыка отличия предложение от набора слов,
  • Формирование навыка вычленения диалога из стихотворения

Развивающие:

  • Развитие навыков выразительного чтения,
  • Развитие навыков диалогической речи,
  • Развитие аналитического и критического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • Воспитание любви к русской речи.

Урок посвящен изучению основы предложения и её месту в предложении. В ходе урока учащиеся научатся находить основу предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения (без терминов), а также соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как «слова-названия предметов» и «слова-названия действий предметов».

Урок направлен на знакомство учащихся с приёмами установления основы предложения.

Тезаурус:

  1. Член предложения – это компоненты предложения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51974 ).
  2. Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
  3. Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
  4. Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
  5. Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопрос «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Открытые электронные ресурсы по теме: нет

Задания тренировочного модуля:

ТВ-6

Единичный выбор.

Учащимся нужно выбрать один правильный вариант ответа на предложенный вопрос.

Текст вопроса:

На какие вопросы отвечают слова основы в данном предложении:

«Золушка поливает розы».

А. Что? Что делает?

Б. Кто? Что делает?

В. Что? Что делают?

Г. Кто? Что делают?

Д. Что делает? Что?

Правильный ответ: Б

Неправильный ответы: А, В, Г, Д

Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно найти основу этого предложения: «Золушка поливает», а затем последовательно задать к каждому слову основы вопросы: «Кто поливает?» (Золушка), «Что делает Золушка?» (поливает).

ТВ-11

Установление соответствий между элементами двух множеств.

Текст вопроса:

Соедините основы предложения по смыслу.

Золушка учится

Собаки работает

Школьник убирается

Друзья поют

Мама рычит

Лев хрюкает

Свинья гуляют

Свиньи бежит

Атлет хрюкают

Певцы лают

Правильный ответ:

Золушка убирается

Собаки лают

Школьник учится

Друзья гуляют

Мама работает

Лев рычит

Свинья хрюкает

Свиньи хрюкают

Атлет бежит

Певцы поют

Неправильные ответы: все остальные комбинации слов.

Для успешного решения этого вопроса школьникам нужно не только обращать внимание на лексическую сочетаемость слов (собаки лают), но и на их грамматическую сочетаемость (свинья хрюкает, свиньи хрюкают).

ТВ-16

Раскраска

Текст вопроса:

На странице 15 учебника в упражнении 8 есть стихотворение-потешка.

  1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём диалог.

Вместе с другом прочитайте диалог вслух по ролям.

  1. Затем раскрасьте картинку, которая лучше всего подходит к диалогу.

Правильный вариант ответа:

  1. Диалог в стихотворении

— Куда, Фома, едешь?

— Еду сено косить.

— А на что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе корова?

— Молоко доить.

— А зачем молоко?

— Ребяток кормить.

2. Правильная картинка.

Для правильного ответа на этот вопрос учащимся сначала нужно вспомнить черты такого вида речевой деятельности как диалогическая речь и её основные черты. После этого им необходимо обратить внимание на картинки. На трёх из них изображена лошадь, что подходит под диалог. Только на двух из них лошадь что-то везёт, что также отражает мыль диалога. Но только на одной из них лошадь везёт сено. Поэтому это картинку (номер 1) и надо раскрасить. Школьник раскрашивает картинку на своё усмотрение.

Основные результаты по итогам урока:

  1. Учащиеся узнают, что такое основа предложения и второстепенные члены предложения.
  2. Учащиеся умеют различать основу предложения и второстепенные члены предложения и выделять их в тексте.
  3. Учащиеся могут самостоятельно находить диалог в стихотворении.
  4. Учащиеся могут сами составлять предложения, используя основу предложения или подставлять второстепенные члены к основе.

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Грамматическая основа предложения

Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.

Что такое предложение

Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.

Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.

Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.

В чем заключается разница между предложением и словосочетанием

Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.

Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.

Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.

Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.

Что такое грамматическая основа предложения

Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой , а сказуемые — двумя . Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.

Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол» , которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  1. Я ходил весь день (подлежащее «я» , оно выражено местоимением).
  2. Девять можно поделить на два (подлежащее «девять» , выражено числительным).
  3. Мудрый всегда внимательно выслушает (подлежащее «мудрый» , выражено прилагательным).
  4. Наконец наступило долгожданное послезавтра (подлежащее «послезавтра» , выражено наречием).
  5. Прибывшие рассеивались по перрону (подлежащее «прибывшие» , выражено прилагательным).
  6. Громкое ура (подлежащее «ура» , выражено междометием) прокатилось по площади .
  7. Служить Родине — вот мое призвание (подлежащее «служить» , выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.

Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Ему следовало начать еще вчера.

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать» , где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Порядок определения грамматической основы

Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.

Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.

Определение основы в односоставных предложениях

Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.

Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, « Ночь . Улица . Фонарь . Аптека » ). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:

  1. Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру, « Лечу !» — в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
  1. Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например, «Его вызвали к директору» ).
  1. Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например, « Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ).
  1. Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например, « Вечерело » ).
  1. Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например, «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» , где «прогибаться» — сказуемое).

С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.

Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.

Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы

Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.

Сложные случаи в определении сказуемых

Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть» , «давай» , «пускай» , «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:

  1. Сегодня ты будешь завтракать не один.
  2. Давайте жить дружно!
  3. Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.

В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.

Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.

Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку

Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.

Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.

Объясняем главные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.

Объясняем второстепенные члены предложения

Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.

Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром .

Обстоятельство , как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой .

Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией .

Алгоритм синтаксического разбора

Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.

Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое , вот она и найдена!

Грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что такое грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, как её выде­лить в выска­зы­ва­нии. Но преж­де сле­ду­ет вспом­нить, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Предложение как единица речи

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рая пред­став­ля­ет собой грам­ма­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ное соеди­не­ние слов, обла­да­ю­щее смыс­ло­вой и инто­на­ци­он­ной законченностью.

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

источники:

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html

На чтение 10 мин Просмотров 13.5к. Опубликовано 13.12.2020 Обновлено 13.02.2023

Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.

Оглавление

  • 1 Что такое предложение
    • 1.1 В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
  • 2 Что такое грамматическая основа предложения
    • 2.1 Как подчёркивается грамматическая основа
    • 2.2 Примеры выражения подлежащего разными частями речи
    • 2.3 Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
    • 2.4 Количество грамматических основ в предложении
  • 3 Порядок определения грамматической основы
    • 3.1 Определение основы в односоставных предложениях
    • 3.2 Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
    • 3.3 Сложные случаи в определении сказуемых
  • 4 Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
    • 4.1 Объясняем главные члены предложения
    • 4.2 Объясняем второстепенные члены предложения
    • 4.3 Алгоритм синтаксического разбора
  • 5 Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях

Что такое предложение

Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.

Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.

Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.

В чем заключается разница между предложением и словосочетанием

Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.

Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.

Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.

Примеры словосочетаний:

  1. Холодная осень.
  2. Красочная пора.
  3. Альбом и кисти.

Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.

Что такое грамматическая основа предложения

Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

Ася утром пошла в школу — это простое предложение;

Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой, а сказуемые — двумя. Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Я вчера ходил на рыбалку.

Схема такого предложения выглядит следующим образом: [                 ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.

Цветут сады и вишни спеют.

Для данного предложения схема будет следующей:                ] и [                  ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Стол был сделан из дерева.

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол», которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  1. Я ходил весь день  (подлежащее «я», оно выражено местоимением).
  2. Девять можно поделить на два  (подлежащее «девять», выражено числительным).
  3. Мудрый всегда внимательно выслушает (подлежащее «мудрый», выражено прилагательным).
  4. Наконец наступило долгожданное послезавтра (подлежащее «послезавтра», выражено наречием).
  5. Прибывшие рассеивались по перрону (подлежащее «прибывшие», выражено прилагательным).
  6. Громкое ура (подлежащее «ура», выражено междометием) прокатилось по площади.
  7. Служить Родине — вот мое призвание (подлежащее «служить», выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.

Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Ему следовало начать еще вчера.

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать», где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Порядок определения грамматической основы

Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.

Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.

Определение основы в односоставных предложениях

Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.

Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:

  1. Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру, «Лечу — в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
  1. Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например, «Его вызвали к директору»).
  1. Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»).
  1. Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например, «Вечерело»).
  1. Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например, «Не стоит прогибаться под изменчивый мир», где «прогибаться» — сказуемое).

С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.

Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.

Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы

Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.

Сложные случаи в определении сказуемых

Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть», «давай», «пускай», «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:

  1. Сегодня ты будешь завтракать не один.
  2. Давайте жить дружно!
  3. Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.

В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.

Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.

Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку

Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.

Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.

Объясняем главные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.

Грамматическая основа предложения

Объясняем второстепенные члены предложения

Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.

Грамматическая основа предложения

Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром.

Обстоятельство, как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой.

Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией.

Алгоритм синтаксического разбора

Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.

Грамматическая основа предложения

Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое, вот она и найдена!

Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях

  1. Близилась ночь и солнце медленно неспешно заходило за край горизонта.
  2. Впереди школьников ждал полный уроков день в течение которого они могли узнать много новой и полезной информации.
  3. Ранним утром мы выехали из города надеясь успеть доехать до деревни начала послеполуденной жары.
  4. Аня взяла книгу надела пальто и шапку повязал на шею шарф и вышла из квартиры.
  5. Однажды я пошел в лесу и долго блуждал между вековыми деревьями наблюдал за птицами и просто наслаждался тишиной умиротворением.
  6. Утренняя тишина была внезапно нарушена громким отчаянным криком петуха да мычанием коровы.
  7. Лошадь скакала все быстрее и быстрее а наездник не забывал ее подгонять.
  8. У Маши в саду было много фруктовых деревьев на которых уже поспели плоды.
  9. Саша заходил около пяти вечера но никого не застал дома.
  10. Гроза бушевала всю ночь, и утром мы увидели множество поваленных деревьев.

Конспект
открытого урока по русскому языку для 1 класса

по
теме «Основа предложения»

Тип урока:
открытие новых знаний

Цели
урока:
 учить детей работать в тетрадях без печатной
основы, 
развивать
умение
 списывать с
печатного текста
,
составлять предложение  из слов, оформлять его на письме, 
отрабатывать орфографические навыки письма,
развивать связную речь учащихся, воспитывать трудолюбие, старание аккуратно
выполнять работу, поддерживать интерес к учению, желание дружить, помогать друг
другу.

Задачи урока: развивать
логическое мышление , внимание.

Средства
обучения:
учебное пособие, карточки-задания,
компьютер, мультимедийный проектор.

Ход
урока:

1. Организационный момент

Ровно встали, тихо сели

На меня все посмотрели!

Очень сладко подтянулись

И друг другу улыбнулись!

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок!

         —
А чтобы наш урок получился успешным что для этого нужно? (слушать
внимательно учителя, коллективно работать
)

2.
Целеполагание

         Каждый
человек, который хочет быть здоровым, бодрым своё утро начинает с зарядки.
Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнем
нашу работу с пальчиковых упражнений.

Девочки
и мальчик разминают пальчики!

Чтоб
красиво всем писать, нужно пальчики размять!

(постукивают
поочередно пальчиками по парте
)

Кулачки
все крепко сжали и немного подержали

Подержали
и разжали

Мне
ладошки показали!


Молодцы, приступаем к работе! Открываем тетради и записываем число. Сегодня 4 марта,
Классная работа!

Это необычный дом,

Не живут ведь в доме том

Кто в него войдёт

Ума приобретёт. (школа)

С какой буквы начинается слово школа, а на какую букву оно оканчивается?

Запишите их с чередованием.

Охарактеризуйте звуки, которые обозначают эти буквы.

Положите
ручки. Посмотрите на доску. Перед вами….? (ребусы)

Зима          
Девочка               Коньки

https://vse-razgadaem.ru/wp-content/uploads/2016/11/rebus-4-zima.jpg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57136de9d56f8/img_user_file_57136de9d56f8_10.jpg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57136de9d56f8/img_user_file_57136de9d56f8_10.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/116e/00009a25-2b875f62/img5.jpg

         -Прочитайте
слова, которые вы разгадали. Можем ли мы эти слова назвать предложением? Что мы
знаем о предложении? (состоит из слов, которые связаны по смыслу). Попробуйте
составить предложение, чтобы в него вошли все эти слова. На что должны обратить
внимание? (слово Девочка с заглавной буквы, значит оно первое в
предложении)

Девочка
зимой катается на коньках.

         Молодцы!
А теперь упростите это предложение. А для этого нам нужно оставить только
главные слова, которые дают нам понять смысл предложения. Выберите слово,
которое отвечает на вопрос Кто? (девочка) А какое действие она совершает? (катается).
Сколько получилось слов?(два)

Девочка
катается.
  Так вот эти два слова образуют основу
предложения
.

А
теперь скажите мне, какая тема нашего урока? (основа предложения)

Ребята, как
вы думаете, чему мы сегодня с вами будем учиться на уроке русского языка? (Находить
основу предложения, составлять предложения, писать слова и  предложения)

Физминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

3.
Актуализация знаний

         Прочитайте
предложение с доски

Мальчик
занимается плаванием.

         Я
уберу первое слово, прочитайте оставшуюся часть. Можно ли сказать, что это
полноценное предложение? Если нет, то почему? (не понятно о ком говориться в
предложении. Оставшиеся слова не несут смысла
).

         Теперь
я уберу второе слово, прочитайте оставшуюся часть. Можно ли сказать, что это
полноценное предложение? Если нет, то почему? (Оставшиеся слова не несут
смысла в предложении
).

         Обратите
внимание, слова, которые я убирала, как можно назвать? (основа предложения) Мальчик
занимается

         Кто
готов сделать вывод? (В предложении есть основа — это слова, без которых
невозможно понять, о ком или о чем говориться  и какое действие совершается в
предложении
).

Запишите предложение в тетрадь. В слове мальчик
подчеркните карандашом зеленого цвета мягкие согласные звуки (л, ч) и в слове занимается
карандашом синего цвета твердые согласные звуки (з, м, т).

Делают
Проверку  со слайда презентации (поменяйтесь с соседом по
парте тетрадью, оцените друг друга: если правильно плюс
зеленым карандашом
, если не правильно
минус красным карандашом
)

4.
Усвоение новых знаний

         —
Потренируемся в умении находить основу предложения. У вас на партах лежат раздаточные
листочки.  На листочке записано предложение, ваша задача найти основу
предложения и закрасить  картинку, которая соответствует выделенной вами основе.
В предложении основу обвести простым карандашом. (У каждого ребенка свое
задание 3 варианта).

1
вид: На улице ярко светит солнце.

2
вид: Скоро наступит весна.

3 вид: Из теплых стран прилетят грачи.
 

5. Закрепление

Опрос ребят. Подведение итогов.

Чему
научились на уроке?

Что такое
основа предложения? На какие вопросы отвечают главные слова в основе
предложения?

6.
Рефлексия (
Подведем итог вашей работы на уроке. У
меня на доске солнышко, но у солнышка нет лучиков! На парте у каждого из вас
лежит ладошка, ладошка и будет лучиком нашего солнышка! Возьмите карандаши и по
цветовому признаку оцените свою работу)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0462/00112ee9-97202f3c/img40.jpg

Посмотрите
какое яркое солнышко у нас получилось! И самое главное среди них нет лучиков
— ладошек красного цвета! Ребята, вы хорошо и успешно поработали на уроке!
Молодцы! спасибо за урок!!!

Урок письма в 1 «В» классе.

Тема: «Основа предложения».

Цель урока:

Формировать умение выделять основу предложения; закрепить знания о роли слов в предложении и оформлении предложения на письме; учить детей работать в тетрадях без печатной основы, развивать умение списывать с печатного текста, составлять предложения   из слов, оформлять его на письме, отрабатывать орфографические навыки письма, развивать связную речь учащихся, воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу, поддерживать интерес к учению, желание дружить, помогать друг другу..

Планируемые результаты:

Научатся выделять основу предложения; закрепят знания о роли слов в предложении и оформлении предложения на письме; о единственном и множественном числе предметов.

Ход урока.

I. Орг. момент

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

II. Включение в учебную деятельность и актуализация знаний.

На доске

Красиво падала листва.

Красиво плыли пароходы.

Стояла ясная погода.

И праздничные торжества

Справлял сентябрь.

— Что я сейчас прочитала?

— Относится ли стихотворение к устной речи?

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

— Что выражает предложение? (Законченную мысль)

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)

— Что составляет основу предложения?

В предложении есть основа. Это слова, без которых нельзя понять, о ком или о чем говорится в предложении. Они называются главными членами предложения.

III Постановка целей и определение темы урока.

Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня с вами будем учиться на уроке русского языка?(Находить основу предложения, правильно её подчёркивать, составлять предложения, писать слова, предложения)

III. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж,барсук,енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

Но медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,-

Он считать ведь не умел.

(Считают,загибая пальцы)

IV. Работа над темой.

Повторение правила посадки при письме

— Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?

— Руки? На месте!

— Ноги? На месте!

— Локти? У края!

— Спина? Прямая!

— Прочитайте ещё раз стихотворение. Сколько в нём строк?

— Сколько предложений?

— Прочитаем каждое предложение отдельно.

— Спишите первое предложение.

— Подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.

— Какая информация содержится в предложении?

— Прочитайте вторе предложение. О чём в нём говорится?

— Что говорится о пароходах?

— Запишем с комментирование число и классная работа.

— Спишите это предложение. Почеркните главные члены.

— Чем являются подлежащее и сказуемое в предложении?

(Подлежащее и сказуемое являются основой предложения).

— Спишите третье предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

V. Физминутка.

По дорожке,по дорожке

Скачет мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,До лужайки добежим.

На лужайке,на лужайке

Мы попрыгаем,как зайки.

Стоп.Немного отдохнем

И грибочки соберем.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Дидактическая игра «Собери предложение».

Работа в парах.

1-ый ряд

Солнышко, в, ярко, светит, небе

2 – ряд

Крыльца, у, лужа

3 – ряд

Весна, это, пришла

— Прочитайте получившиеся предложения. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое.

— Проверьте (по записи на доске).

VII. Подведение итогов.

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я понял …

Я хотел бы узнать еще ….

Мне было интересно …

Мне было трудно …

— Оцените свою работу на уроке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину вектора метод координат
  • Как найти кфо в 1с
  • Как найти присланные смс
  • Телефонный справочник как найти по номеру
  • Если пропал iphone как его найти