Как найти от чего образовано слово

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:

Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)

Ответ обязательно должен содержать  однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:

Лесник – это кто?~ Это тот, кто работает в лесу.

Лесник ←лес

Слово лесник образовано от слова лес.

Пригород – это что?~ Это местность возле города.

Пригород ← город

Слово пригород образовано от слова город.

Упроститьчто значит?~ Значит, сделать простым.

Упростить ← простой

Слово упростить образовано от слова простой.

  1. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
  1. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:

грушевый ←груша

Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.

повысить ←высокий

Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и  суффикса –и-.

  1. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:

учительница ← учитель

Слово учительница образовано от слова учитель.

  1. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:

доброта ← добрый

Слово доброта образовано от слова добрый.

смелость ← смелый

Слово смелость образовано от слова смелый.

  1. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:

ожидание ← ожидать

Слово ожидание образовано от слова ожидать.

  1. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.

зашивать ← зашить

Глагол зашивать образован от глагола зашить

замариновывать ← замариновать

Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.

  1. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:

Горячо ← горячий

Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.

Алгоритм проведения словообразовательного

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?~ Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.

Робеет – робеть.

Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)

Повторим

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное.
  3. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы.
  4. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс . Суффикс может быть нулевым.
  5. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола.
  6. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных.
  7. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов.
  8. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
  9. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных.

Алгоритм проведения словообразовательного разбора.

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.

Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.

Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.

Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:

  • приставки
  • суффикса
  • приставки и суффикса;
  • постфикса

и т. д.

Понаблюдаем:

земля → земляной → землянка

влага → влажный → увлажнить

близкий → приблизить → приблизиться


Определение

Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.


Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • красный → красноватый (слегка красный).

Производящая основа слова

В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:


Определение

Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.


Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.

Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».

Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.

Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.

Понаблюдаем:

Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.

Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.

По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:

  • ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
  • мир — примирение (мир → примирить → примирение);
  • холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).

Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.

Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.

Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание

При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.

Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.

Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.

Пример 1

В наш город приехали2 артисты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. приехать — основа приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — производящая основа еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. приставочный способ образования.

Пример 2

На земляничной2 полянке полно душистых ягод.

  1. земляничной — н. ф. земляничный;
  2. земляничный — основа земляничн-
  3. земляника → земляничный;
  4. земляника — основа земляник-;
  5. земляника + -н- = земляничный;
  6. суффиксальный способ образования.

Пример 3

Хочется удесятерить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. удесятерить — основа удесятери-;
  3. десять → десятеро → удесятерить;
  4. десятеро — основа десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный способ образования.

Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»

В школьной практике словообразовательному разбору уделяется не так много времени. Например, без правильного словообразовательного разбора сложно усвоить тему «Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений» или «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи». Очень важно и умение находить словообразовательную цепочку. Вообще для грамотного письма нужно многое уметь и знать – не только орфографию и пунктуацию, но и морфологию, словообразование и синтаксис.

Основные способы словообразования в современном русском литературном языке

Различают 6 способов (помимо лексического заимствования, межъязыкового или стилистического): суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и переход из одной части речи в другую.

Приведём примеры.

Суффиксальный: бежавший, сбегав, бегун.

Приставочный: немаленький, сбегать, колокольчик.

Приставочно-суффиксальный: подоконник, разбежаться, слева.

Бессуффиксный: бег, тишь.

Сложение (слов, основ, частей основ, первых букв или звуков двух или нескольких слов): генерал-майор, паровоз, главбух, МГУ, вуз.

Переход: столовая (существительное), благодаря (предлог).

Как делать словообразовательный разбор?

Во-первых, для словообразовательного разбора поставьте слово в начальную форму (если оно изменяется). У существительных это именительный падеж единственного числа. У прилагательных и причастий – именительный падеж единственного числа мужского рода. У глаголов – инфинитив (неопределённая форма).

Подберёзовиками – подберёзовик, заснувшими – заснувший, выбежал – выбежать.

Во-вторых, найдите и обозначьте основу разбираемого слова. У изменяемых слов это всё, что осталось без окончания. У неизменяемых это всё слово.

Рассмотреть – рассмотре

Вывернув – вывернув

Основа может быть прерывной: разгореться (разгоре ся), вызвавшийся (вызвавш ся).

Далее ищем слово или слова, от которых непосредственно образовано разбираемое слово. Тут необходимы и знание правил, и логика. Например, причастия и деепричастия образуются только от глаголов и только суффиксальным способом. Это правило. А вот прилагательное «пришкольный» образовано не от слова «школьный», а от существительного «школа»: пришкольный – «относящийся к школе, находящийся при школе, у школы, возле школы».

У слова, от которого образовано разбираемое, тоже находим основу. Сравниваем обе основы: что появилось, добавилось? Что исчезло, изменилось?

Слева – наречие. Следовательно, основа – всё слово, как и у всех неизменяемых слов. Наречие образовано от прилагательного «левый». Основа производного слова – «лев». В основе «слева» появились «с» и «а». С – приставка, а – суффикс. Способ словообразования приставочно-суффиксальный.

Образец записи:

Можно писать и так:

Перелётный (от перелетать): перелётн ← перелета + н (суфф. сп. словообр.).

Несколько советов

Бессуффиксным способом образуются, как правило, только существительные. В основном от глаголов. Ищите у других частей речи другие способы. Но помните, что существительные могут быть образованы тоже любым способом.

Примеры:

Взмах – взмахнуть (бессуффиксный); кораблик – корабль (суффиксальный); пригород – город (приставочный); подберёзовик – берёза (приставочно-суффиксальный); цементовоз – возить цемент (сложение); учительская (сущ.) – учительский (прил.).

Прилагательные чаще всего образуются либо от существительных (отымённые), либо от глаголов (отглагольные). В основном суффиксальным способом. Но много прилагательных образовано от других прилагательных, словосочетаний или наречий.

Примеры:

Торжественный – торжество (суфф.); горячий – гореть (суфф.); здешний – здесь (суфф.), неглубокий – глубокий (прист.); сине-зелёный – синий и зелёный (сложение).

Причастия и деепричастия образуются только от глаголов суффиксальным способом. Запомните суффиксы причастий и деепричастий!

Бегущий – бегать, бежавший – бежать, уносимый – уносить, построенный наскоро – построить, бегая – бегать, выбежав – выбежать.

Полные страдательные причастия прошедшего времени отличаются от отглагольных прилагательных наличием зависимых слов (ср. построенный наскоро и построенный). Впрочем, в некоторых учебных пособиях к причастиям относят и по другим формальным признакам: наличию приставки, совершенного вида у производного глагола, суффиксов ова-ева-ирова. В «пробниках» ОГЭ-ЕГЭ часто встречаются задания, где причастиями названы отглагольные прилагательные.

С помощью приставки НЕ очень часто образуются антонимы существительных, прилагательных и наречий на о-е. Это значит, что слово, от которого образовано существительное, прилагательное или наречие на о-е с помощью приставки НЕ, будет той же части речи, что и разбираемое.

Примеры:

Невнимательность – внимательность; неосторожный – осторожный; несильно – сильно.

Когда может пригодиться?

Словообразовательным разбором надо пользоваться всегда. Совсем не обязательно что-то записывать, обозначать. Главное – понимать, как и с помощью чего образовано слово. К примеру, без словообразовательного разбора невозможно применять правила написания Н-НН в суффиксах разных частей речи. Помните алгоритм? Определяем часть речи с Н-НН в суффиксе. Вспоминаем правила для этой части речи. Затем находим слово, от которого оно образовано. Вспоминаем, как нам это должно помочь.

Например, словосочетание «идти медле(н-нн)о». Медленно – наречие на о-е. В наречиях на о-е пишем столько же н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы. «Медленно» образовано от «медленный» с помощью суффикса «о». Медленный – словарное слово, исключение (образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «медлить»).

Обратили внимание, что мы построили простейшую словообразовательную цепочку? Или не даже не заметили? Вот она: медленно – медленный – медлить. Иногда такую цепочку называют «матрёшкой», так как её принцип похож на тот же, что использован в игрушке, считающейся одним из символов России. Что, не знаете такой символ? А другие? Берёзку, например? Песню «Калинка»? Знаете? Молодцы!

Поняли что-нибудь? Запомнили? Если не всё получилось с первого раза, не отчаивайтесь: повторенье – мать ученья! Перечитайте, обдумайте. Займитесь чем-нибудь другим. Например, порисуйте или походите. Физические упражнения тоже отличный отдых от умственного труда. Правда, не забывайте про чувство меры. После серьёзной спортивной тренировки или подвижной игры вы вряд ли сразу сможете штурмовать бастионы знаний. Всему своё время.

Ну а наше подошло к концу. До новых встреч! Ждём ваших комментариев и вопросов. Учите русский язык и получайте от этого удовольствие!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Чтобы понять, как и от чего образуются слова, изучают раздел языкознания «словообразование», в котором излагаются законы словобразования. При образовании слов обычно на производящую основу нанизываются морфемы по одной или по две или даже три одновременно.

От существительного вред, как производящей основы, образуются слова вот в таком порядке: вред- вред-н-ый — вредн-ость.

Я выделила производящие морфемы, чтобы было видно, как образуются слова постепенно. От слова «вред» мы не образуем сразу существительное «вредность», а сначала образуется прилагательное «вредный», а затем -«вредность«.

Другая словообразовательная цепочка:

вред- вредНый — вреднО

Третья цепочка:

вред- вредить-вредитель— вредительский.

Вредящий — это причастие, то есть форма глагола, здесь нет словообразования.

11 класса МКОУ
«СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти функцию плотности вероятности случайной величины
  • Как найти промежуток времени между противостояниями
  • Как найти друга китайца
  • Сын не может найти девушку как помочь
  • Как найти сайт кумира