Как найти откуда течет антифриз

Течь антифриза: признаки, причины, способы устранения

Из-за чего возникает? В автомобиле течь антифриза может случиться в любой момент, так как узлов и слабых мест, где жидкость может найти путь наружу, достаточно. Изношенная помпа, задубевшие патрубки, поврежденный радиатор, пробитая прокладка ГБЦ – всё это может стать причиной подтекания охлаждающей жидкости.

Как исправить? Если вы обнаружили, что ОЖ из расширительного бачка уходит или в салоне есть характерный сладковатый запах, нужно срочно искать протечку. Промедление может стать причиной поломки двигателя и, как следствие, дорогостоящего ремонта.

Признаки течи антифриза

Если под вашим автомобилем во время стоянки образовалась лужа тосола, то это верный признак того, что в системе охлаждения появились существенные дефекты. Не так важно, много ли вытекло охлаждающей жидкости – лужа или всего лишь несколько капель, это все равно говорит о наличии проблемы.

Если протечка серьезная, то, скорей всего, произошел разрыв патрубка. Выявить данный дефект несложно – достаточно заехать на эстакаду или на яму и внимательно осмотреть двигательный отсек снизу.

Признаки течи антифриза

В случае если антифриза вытекло всего несколько капель, наиболее вероятная причина – появление микротрещин, некачественное соединение патрубков или же повреждение прокладки. Выявить источник утечки в этом случае намного сложнее (обычно на это способны только опытные автослесари).

Еще одним явным признаком утечки антифриза является присутствие специфического запаха в салоне. Как правило, это связано с проблемами с печкой. В салоне не только возникает посторонний устойчивый запах, но также повышается влажность, намокают коврики. В последнем случае устранить дефект необходимо как можно скорее, потому что испарения охлаждающей жидкости для человеческого организма вредны (даже могут вызвать тяжелые отравления).

При утечке охлаждающей жидкости (ОЖ) обычно растет ее температура – об этом поступает сигнал на приборную панель. На большинстве современных автомобилей устанавливается датчик температуры ОЖ. Если объем антифриза падает ниже критического значения, то на панели загорается тревожный индикатор.

Сравнение цен актуально на 28.05.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

205/55R16 91V Arivo PREMIO ARZERO Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 528.78 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

205/55R16 94V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 906.86 ₽

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Основные причины течи антифриза

Обнаружить утечки антифриза из соединений патрубков охлаждающей системы автомобиля, из радиатора или из других узлов, как правило, можно уже во время предварительного осмотра. Важно знать, куда смотреть. Обычно, в силу своей гигроскопичности, антифриз, просачиваясь в малых количествах наружу, расплывается на пылевом покрове деталей, формируя характерные мокрые, немного масляные пятна. 

В случае если сразу установить место утечки не получается, то придется последовательно проверять все соединения и узлы охлаждающей системы автомобиля. Откуда же может течь антифриз?

Радиатор

Значительная температурная амплитуда становится причиной термоусталостных процессов в металле. Как следствие, на поверхности радиатора образуются микротрещины, которые сначала становятся очагами коррозии, а затем перерастают в сквозные дыры. 

Кроме микроповреждений, на радиаторе могут образоваться и макродефекты. В частности, при попадании в него камней, которые летят из-под колес автомобиля во время движения, при неаккуратно выполняемых работах по сервисному обслуживанию двигателя.

Если, будучи в дороге, вы заметили утечку охлаждающей жидкости, самым правильным решением будет обратиться в ближайший сервисный центр. Если же это сделать невозможно, то следует остановить машину, дать остыть двигателю (машина должна постоять примерно полчаса), выявить место утечки антифриза и заделать дефектное место герметиком. На станции технического обслуживания герметик будет удален, а отверстие закроют при помощи аргонно-дуговой сварки. 

При сложных повреждениях дефектный узел (радиатор) подлежит замене.

Течет расширительный бачок антифриза

Течет расширительный бачок антифриза

Если расширительный бачок оказывается переполненным, тосол может вытекать наружу из-под крышки сквозь все неплотности и трещины на корпусе бачка. Ориентироваться при этом нужно на наличие масляных разводов на его поверхности, даже если визуально невозможно увидеть никаких явных повреждений резервуара (жидкость просачивается через микродефекты, трудноразличимые невооруженным глазом). В данном случае разумнее всего заменить либо крышку, либо весь расширительный бачок на новый.

Места соединений

Чтобы протестировать все соединения магистрали системы охлаждения, можно оставить на ночь под автомобилем лист бумаги (или несколько газет, соединенных в единый лист). Наличие характерных пятен на бумаге является четким маркером того, где нужно искать протечку. С утра машину следует выставить на эстакаду или же на яму, после чего внимательно осмотреть соединения патрубков и шлангов в месте, которое соответствует проекции протечки.

Не забывайте проверять уплотнение термостата, так как при термическом расширении антифриз под давлением может просачиваться и течь через прокладку (не говоря уже о повреждениях). Все дефектные детали и элементы подлежат обязательной замене.

Резиновые патрубки

Резина – материал нестойкий к перепадам температуры. С течением времени влияние горячего антифриза сначала приводит к появлению микроскопических дефектов поверхности резиновых шлангов, которые в дальнейшем увеличиваются. Но даже сквозь такие трещины антифриз не способен вытекать интенсивно – это дело долгое. Однако поврежденные патрубки, разумеется, нужно заменять новыми.

И наконец, причиной утечки антифриза из магистрали может служить не дефект материала патрубка, а некачественно затянутый хомут. В этом случае неисправность устраняется просто: следует всего лишь подтянуть хомуток.

Водяной насос

Водяной насос

Помпа является главным источником протечки антифриза в двигателе. Узким местом здесь является сальниковый уплотнитель. Сначала изнашиваются подшипники – появляется люфт, который медленно, но верно выводит из строя сальник. В данном случае охлаждающая жидкость стекает по штоку насоса и попадает на различные детали, находящиеся рядом (например, на ремень привода ГРМ). Здесь лучше сразу ехать на станцию технического обслуживания: там не только проведут полный комплекс диагностики, но также заменят помпу и проверят целостность и работоспособность ремня.

Нерешенная проблема с подшипниками водяной помпы вполне может привести к дорогостоящему ремонту ДВС. При обрыве ремня ГРМ распределительный вал останавливается сразу, а вот коленвал делает еще несколько десятков оборотов по инерции. В результате открытые клапаны могут встретиться с поршнями – это гарантированный капитальный ремонт головки блока цилиндров.

Печка

Утечку антифриза из печки легко выявить по наличию характерного постороннего запаха в салоне. К тому же сильно запотевают стекла. Если утечка более серьезная, то на ковриках образуются пятна охлаждающей жидкости.

Рекомендуемые товары

205/60R16 96V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 366.76 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

195/55R16 91V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 193 ₽

Причины течи антифриза, которые сложно диагностировать самостоятельно

Когда антифриз выливается наружу и так или иначе стекает вниз на асфальт, обнаружить утечку сравнительно легко (по следам). Но иногда тосол не покидает контура двигателя, а проникает в другие системы мотора. Более других от этого могут пострадать:

  • блок цилиндров;
  • головка блока цилиндров (ГБЦ).

Признаками, позволяющими выявить подобную внутреннюю течь антифриза, являются:

  • переменный цвет масла на щупе (когда-то оно очень светлое, а в какие-то моменты – черное);
  • в выхлопных газах появляются включения пара (клубов белого дыма, сопровождающихся ярким запахом антифриза);
  • уровень тосола постоянно падает;
  • у свечей зажигания появляется характерный запах антифриза.

Почему же течет антифриз? Самыми популярными причинами здесь являются следующие:

Пробой прокладки головки блока цилиндров

Прокладка нужна для обеспечения герметичности сочленения блока цилиндров и его головки. Также она герметично разделяет камеру сгорания цилиндров, каналы циркуляции масла и водяную рубашку системы охлаждения. Чаще всего течь антифриза из-под головки блока возникает по причине прогорания прокладки. А возникает такая ситуация по нескольким причинам:

  • общий перегрев мотора;
  • перетягивание болтов головки блока цилиндров;
  • некомпетентный тюнинг;
  • применение топлива, которое вызывает детонацию.

Пробой прокладки головки блока цилиндров

Чтобы устранить данный дефект, требуется просто сменить прокладку головки блока цилиндров. Наиболее ответственной операцией в данном случае является отпуск и последующая затяжка болтов, крепящих головку блока к блоку цилиндров. Здесь нужно применять динамометрические ключи. На них выставляется усилие для затяжки каждого болта в отдельности.

Линейные дефекты ГБЦ

Нужно быть уверенным, что головка блока не деформировалась (в противном случае потребуется ее замена). Болты крепления не способны устранить изогнутость плоскости прилегания головки к прокладке, и обязательно антифриз начнет течь и просачиваться из системы охлаждения в масляные каналы ГБЦ и блока цилиндров (а также в камеры сгорания). Впрочем, дефект головки блока устраняется методом шлифовки прилегающей плоскости.

Трещины в блоке цилиндров или же в головке блока

Это наиболее трудоемкое с точки зрения устранения повреждение. Единственным действенным методом в данном случае является сварка. Она должна выполняться исключительно с использованием специализированного оборудования мастерами, имеющими соответствующую компетенцию. Нужно быть готовым к тому, что потрескавшийся блок цилиндров в некоторых случаях восстановить не удастся и потребуется полная замена двигателя.

Как устранить течь антифриза

Трудности ликвидации протечки тосола зависят от тех условий, в которых произошло повреждение.

Течь антифриза обнаружена в пути

Здесь можно лишь попытаться временно заделать течь в системе охлаждения герметиком (для того чтобы дотянуть до ближайшей станции технического обслуживания). Специально для такой ситуации всегда нужно возить с собой теплостойкий герметик. С его помощью можно закупоривать входные/выходные штуцеры, различные точки повреждения шлангов, соединений и патрубков.

Но ездить «на герметике» длительное время нельзя. Он дает лишь временное решение проблемы, и скоро тосол начнет просачиваться сквозь заделанный дефект магистрали. Тут нужен более обстоятельный ремонт.

Течь антифриза обнаружена в пути

Появление следов утечки в гараже

В гараже всегда должен находиться набор запасных частей и элементов: шлангов, патрубков, хомутов, уплотнителей. Это даст вам возможность сразу же при идентификации течи осуществить ремонтные мероприятия. Начинать нужно со слива всего антифриза из системы:

  • глушим двигатель и дожидаемся, пока он полностью остынет (работать с элементами системы охлаждения при горячем тосоле категорически запрещается);
  • открываем крышку расширительного бачка;
  • если в автомобиле присутствует защита двигателя, ее следует демонтировать;
  • под мотор устанавливается емкость для сбора охлаждающей жидкости;
  • антифриз сливается через нижний патрубок радиатора.

Помните, химический состав тосола токсичен, поэтому сливать его в канализацию запрещается.

При самостоятельной замене дефектных деталей следует уделить повышенное внимание приобретению качественных новых запчастей. В случае покупки контрафакта такие комплектующие быстро выйдут из строя, и течь даст о себе знать снова. Лучшим решением в данном случае является обращение в сервисный центр, где замену дефектного узла или детали возьмут на себя профессионалы. К тому же автосервисные станции предоставляют гарантию на все виды осуществляемых работ. До полного устранения неисправности (течи антифриза) транспортным средством лучше не пользоваться.

Мнения автовладельцев о течи антифриза

  1. Как я устранял течь антифриза
  2. «Незначительную течь антифриза в радиаторе я устранял своими руками. Сначала слил весь тосол (ну и гадость же вышла), залил техническую воду. Перед этим закольцевал печку, чтобы не допустить ее забивки. Далее хорошенько разогрел мотор. На данной заливке ездил два дня – ничего не доливал.

    Техническая вода создает с внутренней стороны полостей водяной рубашки тончайшую пленку накипи. Она прекрасно забивает с собой все микротрещины, не вступая в реакцию с тосолом».

  3. Использовал герметик для устранения течи – все ОК
  4. «Из выхлопной трубы начали появляться белые клубы пара, кроме того, на полу в гараже можно было различить характерные капли тосола. Для решения проблемы вместе с антифризом заливал в систему охлаждения жидкий герметик. Через год эксплуатации при доскональном исследовании не выявилось никаких дефектов: ничего не забито, никаких отложений. Многие говорят, что какие-то химические составы способствуют образованию накипи внутри водяной рубашки блока цилиндров. Я думаю, проблема во многом надуманна».

  5. Течь антифриза справа: что может быть
  6. «Что делать, если антифриз течет справа? Справа в двигателе расположена помпа. Для четкого диагностирования следует взять белую столовую салфетку, снять верхнюю защиту газораспределительного механизма и провести салфеткой под шестеренкой помпы. Если на салфетке присутствует какой-то другой цвет, кроме грязи, то помпу нужно менять, и как можно скорее».

При определении факта утечки охлаждающей жидкости не стоит дожидаться возникновения дополнительных «симптомов», чтобы убедиться в корректности самостоятельно поставленного диагноза. Нужно как можно скорее ехать в сервисный центр. Только там проведут действительно качественную диагностику всей системы охлаждения двигателя (а также других его узлов). Это самый эффективный способ экономии времени, денег и нервов.

Сама по себе утечка — это лишь симптом какой-то неисправности. Мы уже разобрались, что делать в момент обнаружения течи. Теперь разберёмся, как понять, в чём именно проблема.

Выяснить основные возможные признаки и причины утечки антифриза.

2. Каковы основные признаки утечки антифриза?

Простая на первый взгляд система охлаждения коварна тем, что охлаждает непосредственно мотор, а потому утечка антифриза может быть не только наружу, но и внутрь – в двигатель. Итак, перечислим основные признаки того, что в системе охлаждения имеются проблемы:

  • лужи и мокрые пятна под автомобилем;
  • мокрый пол в салоне (и жидкость на ощупь маслянистая, не напоминает воду);
  • падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • плохая работа отопителя салона (холодный воздух из «печки»);
  • частый перегрев двигателя, пар из-под крышки расширительного бачка;
  • запах антифриза в салоне;
  • пена в расширительном бачке;
  • белый дым из выхлопной трубы.

3. Каковы основные причины утечки антифриза?

Причин утечки, разумеется, может быть несколько. Пойдем по порядку, от более очевидных к более сложным.

4. Проблемы с герметичностью подкапотных элементов.

Если автомобиль не кипит и не перегревается, пол салона сухой, а уровень антифриза при этом постоянно падает, то скорее всего, причиной этого является банальная утечка. Основные точки потенциальной утечки, которые следует проверить, это:

  • расширительный бачок;
  • радиатор;
  • соединительные шланги и непосредственно места их крепления;
  • прокладка водяного насоса (помпы);
  • уплотнитель термостата.

Можно заметить, что в списке перечислены практически все подкапотные элементы системы охлаждения, и это делает проверку несколько трудозатратной. Основное внимание в ней следует уделить мелочам: например, трещины в расширительном бачке очень сложно заметить – они очень тонкие и расширяются только при высокой температуре и давлении в системе охлаждения. Аналогична ситуация с шлангами.

Дефект радиатора – вполне популярная причина потери охлаждающей жидкости: его тонкие каналы легко повредить камнем или другим твердым предметом, попавшим в него на ходу. Течи прокладки термостата и помпы обычно более очевидны из-за мокрых пятен в соответствующей области. Ну а кроме того, помпа может разрушиться от старости и износа, но в этом случае поток жидкости будет таким, что его будет сложно не заметить.

5. Повреждение радиатора отопителя.

Это вполне простая для диагностирования проблема. Если уровень антифриза падает, а под ногами пассажира или водителя лужа маслянистой жидкости, то это с огромной долей вероятности тот самый недостающий в бачке антифриз.

Чтобы удостовериться в проблеме внутри салона, можно отсоединить подводящий и отводящий патрубок отопителя под капотом и «закольцевать» их друг с другом. Если падение уровня антифриза прекратится – проблема точно внутри: это либо радиатор, либо патрубок, либо кран.

6. Утечка охлаждающей жидкости в двигатель.

Это самая серьезная, затратная и сложная в разрешении проблема. Если автомобиль перегревается, в расширительном бачке появляется пена, есть проблемы в работе отопителя, а из выхлопной трубы идет белый дым – это с большой долей вероятности именно утечка антифриза в цилиндры. Притом на практике могут присутствовать не все вышеперечисленные симптомы. Еще два признака утечки антифриза в мотор – это белый налет на свечах зажигания и беловатая эмульсия на масляном щупе двигателя. В числе причин проблемы – пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), коробление самой головки блока, трещина в ней или же ее сильная коррозия.

Для устранения такой утечки потребуется снять ГБЦ и провести ее тщательный осмотр, а также проверку и при необходимости шлифовку на специальном стенде. Прокладка ГБЦ заменяется на новую. Самый неприятный возможный дефект – трещина в ГБЦ: в этом случае, скорее всего, потребуется ее замена.

7. Дополнительные замечания

Стоит заметить: иногда причиной «закипания» автомобиля является проблема с крышкой расширительного бачка. В ней есть специальный клапан, призванный компенсировать колебания давления в системе – и если он неисправен, работа системы охлаждения нарушается. Поэтому если машина «кипит», решение проблемы стоит начать с проверки и замены крышки расширительного бачка.

Другая потенциальная причина перегрева – отказ термостата. Если его клапан «залипает» в закрытом положении, то жидкость не циркулирует через радиатор и не охлаждается. Поэтому если температура охлаждающей выросла до критической, пощупайте подводящий и отводящий патрубки радиатора – если они холодные, проблема именно в термостате.

Опрос

Сталкивались с такой проблемой?

Антифриз циркулирует в системе охлаждения и не дает двигателю перегреться. Измерять его уровень нужно на остывшем двигателе и на ровной площадке.

При утечке уровень обычно не падает резко, а снижается постепенно. Поэтому автовладелец может заметить проблему не сразу, а только когда на приборной панели загорится «перегрев» или значок низкого уровня антифриза. В этом материале — возможные причины утечек.

💧 Антифриз испарился

Нормально, если уровень охлаждающей жидкости снижается на 0,2—0,5 л за год.

Крышка расширительного бачка рассчитана на определенное давление. Если оно повышается, антифриз выбрасывается наружу паром. Небольшой недостаток можно восполнить дистиллированной водой

🗜️ Патрубок или шланг треснул, прокладка рассохлась

В первую очередь нужно проверить все места соединений, по которым идет антифриз. Часто подтекают уплотнительные кольца, ослабевают хомуты или трескаются от времени и постоянной температурной нагрузки шланги, пластиковые быстросъемы и фланцы. Заменить их можно самостоятельно

🛢️ Расширительный бачок треснул

Антифриз в расширительном бачке постоянно сужается и расширяется от перепадов температуры. Если бачок треснул, то проблема может проявляться не постоянно, а только при нагреве.

Бачки на азиатских авто устроены иначе: в них нет давления — это просто резервуар с антифризом. Поэтому они более устойчивы к микротрещинам

🌡️ Помпа или термостат износились

С помощью помпы антифриз циркулирует в системе охлаждения. Термостат открывает клапан для охлаждения жидкости в радиаторе.

Со временем в помпе может износиться прокладка или сальник, а в термостате — корпус или прокладка. Места подтеков антифриза хорошо видны. Если причина течи — помпа или термостат, их нужно заменить

💨 Радиатор системы охлаждения негерметичен

Радиатор страдает от воздействия внешней среды: так коррозия появляется снаружи. Из‑за неправильно подобранного антифриза она может появиться и внутри радиатора, а еще из‑за этого он может забиться. Также радиатор можно повредить физически: он находится в передней части машины.

После стоянки под днищем авто с негерметичным радиатором может появиться лужа. Если течь небольшая, антифриз может остаться на защите двигателя

Как выбрать антифриз

🧊 Радиатор отопителя салона негерметичен

Причина, которую легко обнаружить, — течь из радиатора отопителя салона. Антифриз в этом случае попадает на коврик пассажира или обивку. В салоне неприятно пахнет, повышается влажность, а на стеклах образуется маслянистый налет. Ездить на такой машине опасно: пары антифриза ядовиты

Почему печка плохо греет

☀️ Предпусковой подогреватель или подогрев газобаллонного оборудования потек

Любое дополнительное оборудование, которое встраивается в штатную систему охлаждения, — потенциальное место утечки. Устанавливают его не всегда грамотно или используют некачественные комплектующие.

Если недавно вмешивались в работу системы охлаждения — скорее всего, причина в этом

Чем прогреть автомобиль зимой

⚙️ Радиатор выхлопных газов в системе EGR разрушился

Если регулярно заправляться некачественным топливом, то отработавшие газы активнее разрушают систему охлаждения EGR. Антифриз попадает в выхлопную систему и на выходе образуется густой белый дым. Чаще всего проблема возникает у дизельных двигателей

Что такое клапан EGR

🔧 Теплообменник АКПП или двигателя износился

Эти детали чаще всего сделаны из алюминия. Когда разрушается защитная оксидная пленка металла, теплообменник становится негерметичным. Антифриз сочится наружу либо в него попадет трансмиссионная жидкость или моторное масло

❌ Прокладка ГБЦ требует замены

Негерметичность прокладки ГБЦ — самая серьезная причина. Моторное масло в антифризе разрушает систему охлаждения. А если антифриз попадает в цилиндры двигателя, образуется нагар и из выхлопной трубы идет густой белый дым. При этом на двигателе никаких подтеков не видно

🚗 Как быть в курсе новостей про автомобили

Читайте наш Автодайджест — рассылку для тех, кто за рулем. Как купить или продать авто, не переплачивать за обслуживание и еще много всего полезного

Еще полезные материалы про неисправности авто:

1. Почему потеют стекла в автомобиле.
2. Из-за чего автомобиль уводит в сторону.
3. Почему автомобиль потребляет много топлива.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Многие автолюбители сталкиваются сегодня с интересной ситуацией: из расширительного бачка пропадает антифриз, но понять, куда он девается, невозможно, потому что под машиной не остается никаких следов: ни капель, ни подтеков. Как такое может быть? Ведь с каждым днем уровень антифриза в бачке становится все ниже! Просто диву даешься от таких чудес. Вот только что с этим делать и почему такое вообще стало возможным, непонятно. Давайте разберем все по порядку.

Предупреждаю сразу: то, что под машиной нет следов антифриза, который пропадает из бачка; если вы нигде не обнаружили подтеков (визуально система работает нормально), это значит, что поломка серьезная. Знак очень плохой. Машиной нельзя пользоваться, потому что с каждым новым километром угроза капитального ремонта двигателя неотвратимо приближается. Что еще хуже, мотор может заклинить прямо посреди дороги. Оно вам надо?

Посему рецепт простой: если самостоятельно определить причину утечки тосола не удалось, отправляемся на СТО незамедлительно. Профессионалам виднее, что и где искать. А если нужно приобрести качественный антифриз в Минске то в этом помогут наши специалисты.

Хотя все же интересно, куда антифриз девается. Может, какие-то явные неполадки удастся устранить самому?

Почему пропадает антифриз?

Автомобилисты нередко встречаются с такой неожиданностью, как необъяснимое падение уровня антифриза в расширительном бачке. Эта проблема встает особенно остро с наступлением осенне-зимнего периода, когда температура воздуха значительно снижается, что отражается на свойствах хладагента.

Одной – и самой безобидной – из причин, почему в расширительном бачке снижается уровень антифриза, является его физическое сжатие из-за похолодания. Если проблема возникает только с приходом холодов, то решить ее довольно просто. Требуется измерить уровень жидкости в бачке, а затем заполнить его недостающим количеством антифриза.

Естественно, нельзя допускать, чтобы уровень охлаждающей жидкости опускался ниже черты «min» в любое время года. За этим нужно постоянно следить.

Уходит антифриз из расширительного бачка

Другое дело, когда утечки стали привычными и происходят вне зависимости от сезона. Тогда долив – это не решение проблемы, а лишь ее отсрочка. Нужно отыскать само больное место. Вспомните, может, вы замечали какую-то из перечисленных неполадок:

  • выключилась или неправильно работает печка: вместо обогрева салона наполняет автомобиль холодным воздухом;
  • ненормально быстро снижается уровень ОЖ в расширительном бачке;
  • движок стал перегреваться или, напротив, его градус не достигает нормального уровня;
  • из-под капота выходит пар;
  • выхлопные газы стали белыми, напоминают туман;
  • воздух внутри машины имеет запах хладагента.

Если имеется хотя бы один из этих признаков, налицо серьезные проблемы с циркуляцией антифриза. Их нужно устранять как можно скорее. Перечислим наиболее частые причины.

Очевидные причины «утечек» хладагента

Небольшое отступление от темы, но для пользы дела нужно упомянуть. Итак, перво-наперво проверяем эти места и, если они окажутся в порядке, будем искать в других. Причиной снижения уровня тосола или антифриза может стать протечка системы, а посему нужно ее выявить. Где смотреть?Уходит антифриз. Течь в радиаторе.

  1. Ищем протекания в радиаторе мотора. Это легкое дело. Просто рассмотрите радиатор внимательно, загляните под автомобиль, чтобы увидеть подтеки. Если на асфальте расплываются капли всех цветов радуги, то причина их появления – прохудившийся радиатор. Его боковины сделаны из пластика, поэтому сначала осмотрим их. Если они целые, то можно запаять место протечки или зажать патрубки. Иначе придется заменить сломанный радиатор новым.
  2. Осматриваем печку. Рассмотреть радиатор отопления салона и найти место, где он потек, сложнее, чем в первом случае, ведь капли попадают на салонный уплотнитель. Но определить, что потек именно отопитель салона, можно по следующим признакам:
    1. внутри машины четко чувствуется запах хладагента (он сладковатый);
    2. запотевают окна, даже если на улице сухо, и покрываются маслянистым налетом.

Если снять пластиковую приборную панель, то можно увидеть, где именно капает. Ремонтируем место повреждения или меняем элемент на новый.

Куда пропадает антифриз, если неисправен радиатор?

Когда запотевшая лобовуха стала обычным явлением, а коврик спереди постоянно мокнет, виной этому – сломавшийся радиатор. Долезть к нему не так легко, а поэтому ищем место протечки по-другому.

Для начала соединяют входной шланг с выходным. Если при рециркуляции утечек не будет, значит, неисправная деталь найдена.

  • Износились шланги. Постоянное расширение (когда движок нагревается) и сжатие (когда остывает) может привести к тому, что стенки не выдерживают изменений давления и лопаются или покрываются трещинами, сквозь которые будет вытекать жидкость. Ремонт делать бессмысленно: шланги будет лучше поменять.Уходит антифриз через патрубок шланг
  • Протекают трубки. То же самое, что со шлангами, только речь о металле. Это редкое явление, но исключать его нельзя.
  • Потек термостат с помпой. Время не щадит и этих деталей, которые прокачивают и регулируют давление антифриза. Их делают пластиковыми или из металла, но, так или иначе, износившийся механизм подлежит замене.
  • Протекают расширительный бачок или его крышка. Крышка в бачке сделана в форме клапана, призванного держать давление, чтобы не давать антифризу выплескиваться при нагревании. Со временем он перестает нормально функционировать. Расширительный бачок из пластмассы просто разрывает, когда не работает крышка. Все – под замену.

Куда «уходит» ОЖ из расширительного бачка?

Теперь перейдем к вопросу, куда пропадает антифриз из самого бачка. Если спросить опытных автовладельцев, они сходу выдадут несколько основных причин.

  • «Похолодало!» Такой ответ актуален с резким наступлением заморозков. Как любое вещество, хладагент уменьшается в объеме при остывании – вспомните школьный курс физики.
  •  «Выпарилась вода!» Версия справедлива, ведь в составе антифриза присутствует вода, которая при нагревании испаряется. Не резко, но постепенно и постоянно. Вопрос решается, как и в первом случае, доливом необходимого объема антифриза в бачок.
  • «Разорвало бачок, меняй!» Это наиболее частая поломка, поэтому нужно осмотреть бачок со всех сторон в поисках жирных подтеков. Микротрещину можно и не заметить, а жидкость будет вытекать сквозь нее, испаряясь или капая на дорогу. Если место протечки не нашлось, а стенки бачка жирные, кусок картона, оставленный на ночь под резервуаром, станет хорошим индикатором, где образовалась трещина.
  • «Проверь шланги!» Ищем места разгерметизации шлангов. Те, что с дырками, меняем на новые.
  • «А радиатор смотрел?» Если неисправность кроется в радиаторе отопления, на это укажут намокший пассажирский коврик и запотевшее лобовое стекло.
  • «Все целое?»А ты погазуй, посмотри на выхлоп!» Если предыдущие осмотры не выявили неполадок, готовьтесь к возможной, самой горькой, проблеме: антифриз попадает в масло. На это указывает окрашивание выхлопа в белый цвет и изменение его запаха. А масляный щуп будет весь в радужных разводах. Еще один индикатор – это белый налет на свечах. Открутите их и хорошенько рассмотрите. Если они побелели, это 100% гарантия того, что хладагент затекает в движок. Ищите хорошего мастера, чтобы восстановил работу системы.

Как понять, что антифриз подтекает?

Быстро понять, что хладагент вытекает из системы, возможно и без прохождения диагностики на СТО. Проще всего осмотреть расширительный бачок и патрубки из резины: их просто ощупывают и осматривают. Если согнуть шланг, то из неисправного жидкость забьет фонтаном.

Антифриз в ваз уходит

Местом утечки может стать стыковка шлангов с элементами системы. На это укажут жирные следы. Также стоит осмотреть места, где трубки крепятся к радиатору отопления и сами трубки. На них тоже могут появиться трещины, сквозь которые потечет антифриз.

Чтобы проверить целостность патрубков системы охлаждения, под днищем автомобиля оставляют на несколько часов кусок бумаги (картона). Если на него накапало, то протекают трубки, или они неплотно закреплены. Нужен ремонт.

Все вышеперечисленное – это основные причины утечки антифриза, которые проверяются в первую очередь. Но ведь бывает и так, что проверка не дает результатов, а уровень антифриза снижается. Например, течет через печку в салон, но этого не видно. Что делать?

Нужен сухой бокс с чистым полом. Нужно оставить в нем машину, а по истечении некоторого времени посмотреть, не появились ли пятна такого же цвета, как ваш антифриз. Если есть, это верный признак протечки. Нужно ее найти!

Причины внутренней утечки хладагента

Наиболее часто хладагент затекает в топливную систему, перемешиваясь там с техжидкостями, обычно с маслом. Если при запуске двигателя выхлопные газы окрасились в ярко-белый цвет и приобрели сладковатый аромат, так оно и есть. Для уверенности осматривают масляный щуп на предмет радужных разводов и общий уровень масла.

Убедиться в том, что хладагент смешался с маслом, поможет проверка автомобильных свечей. Как и щуп, они также покрываются налетом, но только белым. Выкрученная свеча может быть белой целиком. Такая поломка требует профессионального ремонта. Если ваша фамилия не Кулибин, лучше отогнать машину на СТО, которому доверяете.

Антифриз смешался с маслом

Проверьте кожух ремня ГРМ, чтобы понять, есть ли протечка антифриза. Грязный кожух указывает на то, что нужна диагностика проблемы. Вам нужно снять крышку и посмотреть, где есть подтеки. Если проблема заключается в помпе, то нужно ее менять, потому что пластиковую помпу не починишь.

Как избавиться от проблемы течи антифриза?

Как мы выяснили, причинами, почему антифриз куда-то «уходит», могут служить внешние или внутренние неисправности. Самая неприятная – внутренняя протечка, потому что ОЖ попадает в топливную систему и сгорает там. Это очень нехорошо, потому что требует дорогостоящего ремонта или (если не ремонтировать вовремя) может вызвать поломку двигателя, ремонт которого обойдется значительно дороже.

Если причина протечки в уплотнительной прокладке, устранить такую проблему просто.

В подавляющем большинстве случаев протечка видна невооруженным глазом. На бачке образуется пыль цвета меди. Поломанный бачок подлежит замене.

Однако проблема, куда девается антифриз, может скрывать некоторые проблемы, которые требуют более подробного рассмотрения. Чаще всего они относятся к внешнему типу.

Неявные проблемы ухода антифриза

Итак, факт утечки антифриза зафиксирован и не вызывает сомнений. Однако найти место, откуда происходит подтекание ОЖ, так и не удалось. Так бывает, когда протечка не открытая, а скрытая, и она намного опаснее.

Автомобильный двигатель – не монолит. Основные его элементы ­– это моторный блок и головка, а между ними пролегает прокладка. Она выдерживает разогревание до очень высоких температур и служит для герметичности системы.

Антифриз течет по каналам, проложенным в моторном блоке и головке. Тосол эффективно убирает тепло от металла, препятствуя перегреву двигателя. Так достигается комфортная температура 900С – 1000С, при которой работает движок. Если этот диапазон будет превышен длительное время, мотор заклинит.

Каналы для антифриза имеются еще и в прокладке. Если прокладка имеет повреждения (проявился заводской брак или ее плохо затянули), может нарушиться герметичность каналов, отчего тосол проникнет в блок цилиндров. Дальше он затечет в камеру сгорания, выгорит и сделает выхлопные пары белыми. Циркуляция ОЖ нарушится, что вы заметите по снижающемуся уровню в расширительном бачке.

Сигналы того, что ОЖ попала в топливную систему

  • из глушителя валит белый дым, который трудно не заметить;
  •  растет уровень моторного масла;
  •  на масляном щупе есть пузырьки: это вкрапления антифриза;
  •  уровень хладагента падает постоянно, особенно при езде.

Все эти признаки указывают на поврежденную прокладку. Ее необходимо заменить как можно скорее. Если с ремонтом тянуть, антифриз может начать перемешиваться с маслом для двигателя, что чревато дорогостоящим капремонтом. Его просто заклинит по следующим причинам.

  • Смесь масла с тосолом начинает сворачиваться, и вместо того, чтобы смазывать каналы, она их закупоривает – движок перегревается и клинит.
  • Смазки цилиндров не происходит, отчего повышается трение. А от трения поршневые кольца очень быстро изнашиваются.
  • Не смазываются каналы коленвала, что совсем нехорошо. То, что он изнашивается ускоренными темпами, это полбеды. Хуже будет, если коленвал провернет вкладыши, внутри которых он крутится.

Вывод: если хладагент «уходит» в систему двигателя, ездить запрещается!

Это была первая причина, но ОЖ циркулирует по разным каналам охлаждающей системы. У нее также имеются прокладки, которые прилегают к блоку мотора. Когда их ресурс подходит к концу, случаются протечки.

Методы устранения поломки

Давайте более подробно разберем проблему скрытой утечки хладагента. С первого взгляда, заменить прокладку в двигателе очень сложно, но так только кажется. На самом деле, это по плечу почти что каждому автомобилисту. Тем более, что тянуть с ремонтом нельзя.

Если посещение СТО отпадает, меняем прокладку своими руками. Для этого выполняем действия в следующей последовательности:

  1. покупаем новую прокладку под головку двигателя (чтобы выбрать нужную модель, сфотографируйте ВИН-КОД и покажите в магазине);Методы устранения проблем с уходом антифриза
  2. нужно снять крышку с головки блока (отвинтить 8-12 болтов), попутно открепляя всякие патрубки и другие соединения;
  3. теперь открутите головку блока, но ее болты крепко затянуты (если какой-то болт расшатан, возможно, через это соединение утекает антифриз; затяните каждую резьбу до предела: не исключено, что протечка остановится);
  4. если течь не устранена, нужно снять головку и смотреть, затеки там или щель; запомните, что старую прокладку ставить нельзя (она одноразовая и сминается), поэтому меняем ее на ту, что купили;
  5. теперь собираем все обратно, только закручивайте болты специальным динамометрическим ключом (он регулирует усилие) и в шахматном порядке.

Все, ремонт окончен. Если все сделать правильно, антифриз перестанет убегать.

Здесь перечислены почти все причины, из-за которых происходят утечки тосола. Очень редко (1 случай из 10 000 или еще реже) может «полететь» и сам блок, тогда погонит из-под железа, это будет видно.

Потек антифриз: что предпринять?

Представьте случай из жизни. На приборной панели вспыхивает индикатор перегрева двигателя. Причина тому – уход хладагента из системы охлаждения. Допустим, из-за того, что какая-то палка воткнулась в радиатор и пробила его. Все, ОЖ утекла через трещину, и мотор перегрелся. Как поступить в таком случае?

Утечка антифриза и перегрев двигателя

С перегретым движком НИКОГДА не отвинчивайте пробку на радиаторе. В современных моторах рабочие температуры поднимаются выше 1000С: если не желаете сменить кожу на новую из-за термических ожогов, пробку не трогайте.

В герметичной системе жидкость циркулирует под высоким давлением, проходя через перепускной клапан в расширительный бачок. Если крышку снять, давление начнет падать, приводя к закипанию антифриза. Ожоги возможны по 2 причинам:

  1. попадание кипящей жидкости на кожу;
  2. ошпаривание паром, который образовался от испарения ОЖ с поверхности перегретого мотора.

Чтобы этого избежать, стоит дождаться, пока радиатор остынет. Изучать состояние охлаждающей системы путем отвинчивания крышки радиатора нужно спустя минимум 15 минут после того, как заглушили мотор.

С другой стороны, если под радиатором натекла лужа или просто капают капли, налицо готовый диагноз. То, что могло обжечь, уже вытекло, но нужно предпринимать какие-то шаги. Есть 2 варианта:

  1. если дырочка маленькая, а в машине есть кусок мыла, ее замазывают и продолжают движение до места настоящего ремонта (как ни странно, но твердое мыло отлично герметизирует небольшие отверстия);
  2. если пробоина большая, выливаем в радиатор все запасы воды и едем на ремонт, по пути доливая воду (любой водоем или колодец – ваш спаситель).

Многие автолюбители беспокоятся о том, что система охлаждения не смазывается, если в ней циркулирует не тосол, а вода. Но не стоит сильно переживать: несколько дней на воде не нанесут ущерба двигателю.

Если антифриз не вытек из расширительного бачка, осторожно прикоснитесь к радиатору. Когда двигатель горячий, а радиатор еле теплый, это значит, что сломался термостат. Он легко снимается. Обычно его ставят на верхний патрубок, ведущий к радиатору. Продолжайте движение без него.

Но что делать, если в машине не оказалось инструментов, чтобы снять термостат? Тогда включайте печку на максимальный обогрев, открывайте окна и поезжайте. У печки свой цикл охлаждения антифризом, и она отведет часть тепла.

Но нужно снизить нагрузку на мотор, поскольку мощность печки не так уж велика:

  • не газуйте под горку;
  • поезжайте медленно.

Следите за изменением температуры, чтобы не допустить ее критического роста. Если стрелка достигла красной черты, остановитесь, чтобы антифриз остыл.

А бывает и совсем чудесно: антифриза хоть залейся, радиатор работает нормально, ремень не прокручивается, а мотор почему-то перегревается. Такое может случиться по 2 причинам:

  1. или термостат заклинило аккурат посередине;
  2. или в водопомпе износилась крыльчатка.

Не паникуйте: все поправимо. Просто надо заглянуть в автомастерскую, чтобы разобраться с неисправностями. А по пути соблюдать меры предосторожности, описанные выше, чтобы уберечь движок от перегрева: не перегазовывать, не ускоряться, а ехать тихонько, периодически совершая остановки. И не сводить внимательного взгляда с датчика температуры.

Что такое антифриз и чем он отличается от тосола?

Частенько, говоря об охлаждающей жидкости, используют слово «тосол». Это не совсем правильно, потому что тосол – лишь подвид всех охлаждающих мотор жидкостей. Совершенно неважно, какой марки автомобиль сейчас под вами: зимой в каждой из них в системе охлаждения течет антифриз.

Понимание того, что эта жидкость из себя представляет, позволит лучше разобраться в ее свойствах. В буквальном переводе с английского antifreeze означает «против мороза», или, как говорят в народе, «незамерзайка». Это специальный жидкий состав, сохраняющий свои свойства при морозе и служащий для работы в автомобильной системе охлаждения.

Он состоит из смеси этиленгликоля (ок. 65%) и воды (примерно 35%). Малые доли составляют антикоррозийные присадки и краситель. Всем известный тосол, который используют как синоним слова «антифриз», создавался только в Советском Союзе и исключительно для машин марки «Жигули».

Тосол относится к низкокачественным антифризам, поэтому его стоимость зачастую намного ниже, чем у прочих охлаждающих жидкостей. Но и тосол, и антифриз очень близки по составу и относятся к одному типу. И тот, и другой равно применяются в системе охлаждения машин при отрицательной температуре.

Например, в нашей компании в одинаковой мере в продаже пользуется спросом и тосол и антифриз. Если вам нужно купить антифриз в Беларуси, то милости просим, обращайтесь к нам.

Как не допускать утечек ОЖ?

Ниже будут приведены несколько элементарных правил, которые послужат хорошей профилактикой утечек охлаждающей жидкости.

  • Когда смотрите уровень масла, не забудьте об охлаждающей жидкости.
  • Когда проводятся сервисные и профилактические работы, важно удостоверяться в надежности закрепления патрубков и шлангов.
  • Зная, где могут образоваться протечки, регулярно проверяйте, не появились ли растрескивания и другие дефекты.

И еще одно. Нужно пользоваться исключительно качественным хладагентом. Запомните: хладагенты разных производителей или даже разных модификаций могут оказаться несовместимыми друг с другом. Такая же реакция появится у антифриза при сильном разбавлении его водой, поэтому так важна консистенция хладагента для системы охлаждения автомобиля.

Узнать, каким антифризом пользоваться в конкретной машине, поможет мануальное руководство пользователя. Оно обычно лежит в бардачке автомобиля.

Выводы:

  1. Антифриз может подтекать из патрубков, шлангов или расширительного бачка автомобиля. Такая утечка называется внешней.
  2. Неявная утечка в топливную систему называется внутренней. Ее устранение обходится дороже, но, если этого не сделать, может заклинить мотор. При внутренней утечке антифриза управлять машиной запрещено.
  3. Протечек легко избежать, если соблюдать простые правила ухода за автомобилем. Это поможет сохранить средства и продлит ресурс всех систем.
  4. Пользуйтесь только тем антифризом, который рекомендует завод-производитель автомобиля.

Содержание страницы

  • 1 Почему пропадает антифриз?
    • 1.1 Очевидные причины «утечек» хладагента
    • 1.2 Куда пропадает антифриз, если неисправен радиатор?
    • 1.3 Куда «уходит» ОЖ из расширительного бачка?
  • 2 Как понять, что антифриз подтекает?
    • 2.1 Причины внутренней утечки хладагента
    • 2.2 Как избавиться от проблемы течи антифриза?
  • 3 Неявные проблемы ухода антифриза
    • 3.1 Сигналы того, что ОЖ попала в топливную систему
    • 3.2 Методы устранения поломки
    • 3.3 Потек антифриз: что предпринять?
  • 4 Что такое антифриз и чем он отличается от тосола?
    • 4.1 Как не допускать утечек ОЖ?
      • 4.1.1 Выводы:

Падение уровня любой жидкости в автомобиле, в том числе и антифриза – это серьезная неполадка, которая требует незамедлительного вмешательства. Если присутствуют подтеки, то особых проблем с диагностированием и ремонтом не возникнет. Но нередки случаи, когда охлаждающая жидкость исчезает из бачка, а следы утечки полностью отсутствуют, и что делать в такой ситуации непонятно.

В данной статье мы попробуем разобраться, что делать, когда и куда уходит антифриз и что с этим делать.

На что влияет уровень антифриза?

Антифриз циркулирует в системе охлаждения по различным трубкам и каналам. До того, как двигатель достигнет рабочей температуры, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу. При достижении температуры +90 °C включается термостат, который запускает антифриз по большому кругу.

В процессе работы антифриз расширяется, увеличиваясь в объеме на 3-5 %. Все его излишки отправляются в расширительный бачок. При охлаждении жидкость сжимается, а ее излишки снова поступают в двигатель. Благодаря этому предотвращается образование паровых пробок, негативно влияющих на работоспособность силового агрегата, а также поддерживается оптимальный уровень ОЖ.

Но если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, происходит нарушение температурного режима двигателя. В итоге происходит перегрев головки блока цилиндров, на ней образуются трещины и разрушаются масляные и охладительные каналы. Определить это можно по падению компрессии и мощности двигателя, увеличенному расходу топлива и другим факторам, которые могут привести к серьезным поломкам.

Если же антифриза больше заданного производителем уровня, в системе охлаждения повышается давление, что влечет протечки шлангов, радиатора или крышки расширительного бачка. При контакте холодной жидкости с радиатором происходит резкий перепад температуры. В некоторых случаях из-за этого могут образовываться трещины.

Именно поэтому уровень антифриза должен строго соблюдаться, так как излишки или недостаток охлаждающей жидкости в системе приводит к печальным последствиям для двигателя автомобиля.

Как найти утечку охлаждающей жидкости (антифриза)?

В дополнение к поддержанию в норме уровней всех жидкостей под капотом Вашего авто (конечно, если речь идёт не об электроавтомобиле), в том числе охлаждающей жидкости, проверяя автомобиль на предмет течей, Вы можете предотвратить беду в системе охлаждения Вашего автомобиля, следя за утечками, а также заменяя старые или поврежденные шланги. Общие “группы риска” в системе охлаждения – это те места, которые Вы должны проверить в системе охлаждения Вашей машины, представлены на схеме ниже.

  1. Внешняя утечка
  2. Внутренняя утечка
  3. Отложения ржавчины
  4. Трещины из-за сильного нагрева
  5. Утечка в системе выхлопных газов
  6. Утечка в системе всасывания воздуха
  7. Забитые воздушные каналы
  8. Неисправный термостат
  9. Формирование осадка в масле двигателя (при сливании масла)
  10. Радиатор системы охлаждения трансмиссии
  11. Клапан от перегрева
  12. Изношенные шланги
  13. Изношенный ремень привода вентилятора
  14. Утечка в крышке радиатора или его клапане
  15. Заглушка системы охлаждения

Посмотрите под Ваш автомобиль – желательно утром, после того, как он простоит всю ночь, чтобы увидеть наличие какой-либо жидкости на земле в районе капота. Если Вы вдругу увидите лужу под капотом, обмакните в неё палец и понюхайте – так Вы определите, топливо это или нет. Если эта жидкость не пахнет, и она зелёного, красного, синего, оранжевого или рыжего цвета, то возьмите фонарик и осмотрите всё пространство под капотом автомобиля, расположенном над лужей в поисках утечки – скорее всего, Вы сразу найдёте мокрое или влажное место. Не забудьте проверить шланги, ведущие к резервуару для очистки охлаждающей жидкости и радиатору.

Основные признаки утечки антифриза

Для начала разберемся с тем, как определить, что антифриз действительно уходит. На это могут указывать следующие признаки:

  • Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости
  • Не работает/плохо работает печка
  • Перегрев двигателя даже при небольших поездках
  • Пар из-под крышки расширительного бачка с антифризом
  • Из выхлопной трубы валит белый дым, который особенно заметен в теплое время года
  • Сладковатый запах в салоне автомобиля
  • Появление эмульсии в расширительном бачке системы охлаждения
  • Наличие подтеков на корпусе радиатора, патрубках, расширительном бачке системы охлаждения, двигателе и т.д.
  • На приборной панели появляется значок перегрева, стрелка температуры охлаждающей жидкости стоит на отметке максимум или близка к ней
  • При открытии крышки расширительного бачка системы охлаждения выходит пар
  • Появление следов маслянистой жидкости на полу в салоне автомобиля

Эти признаки могут проявляться как отдельно, так и комплексно, что в свою очередь может свидетельствовать о давней неисправности системы охлаждения.

Причины течи антифриза

Уровень охлаждающей жидкости может снижаться по разным причинам. Возможны следующие варианты:

● Тяжелые условия эксплуатации машины. Например, если на улице стоит сильная жара, двигатель часто перегревается, поэтому уровень антифриза снижается. В таком случае не требуется ремонт. Важно только регулярно проверять уровень жидкости и добавлять ее по мере необходимости.

К слову:

если вы хотите купить надёжные багажники на крышу и автобоксы, заходите в наше интернет-магазин
BagazMagaz

● Повреждение деталей охлаждающей системы. Трещины в магистрали появляются при длительном использовании транспортного средства или при плохих погодных условиях.

● Разгерметизация крышки бачка. Эта проблема также возникает при продолжительной эксплуатации машины.

● Неисправность радиатора климат-контроля.

Самая частая причина утечки — естественный износ механизмов системы охлаждения. Также проблема может возникать вследствие неправильной сборки после ремонта. Появлению неисправности способствует езда в сложных погодных условиях.

Очевидные причины

Первой причиной, по которой может пропадать антифриз, является протечка радиатора двигателя. Определить это очень просто – достаточно осмотреть его, а также посмотреть на подтеки под машиной. Если в радиаторе есть какая-либо трещина на его поверхности будут капли антифриза.

Следы антифриза на радиаторе двигателя

Тоже самое касается и радиатора отопителя. Но в этом случае неисправность диагностировать немного сложнее, так как антифриз будет капать на пол салона автомобиля. Но есть косвенные признаки, которые могут указывать на поломку радиатора отопителя: сладковатый запах внутри автомобиля, запотевают стекла даже в сухую погоду, наличие маслянистого налета на стеклах.

Под категорию очевидных причин попадают шланги и трубки системы охлаждения. Особенно страдают первые, так как при нагреве двигателя они каждый раз расширяются, а при остывании – сужаются. Рано или поздно это приводит к их повреждению, и даже из маленькой трещины будет постоянно уходить антифриз.

Еще одной причиной утечки антифриза является неисправность помпы или термостата. Это два узла, которые отвечают за циркуляцию потока охлаждающей жидкости в системе. Обычно утечка обнаруживается в местах, где соединяются пластиковые и металлические компоненты корпуса.

Повреждения расширительного бачка и его крышки также являются причиной утечки антифриза. Если крышка не держит давление, то при разогреве охлаждающая жидкость может выплескиваться. Помимо этого сам бачок может лопнуть, т.к. он пластиковый. А если при этом неисправна крышка, то его может запросто разорвать.

Все эти причины являются основными, поэтому их обязательно следует обязательно проверять в первую очередь.

Утечка антифриза: как найти причину и диагностировать неисправность

Система охлаждения в автомобиле необходима, чтобы поддерживать температуру двигателя в рабочем состоянии, не позволяя ему перегреваться даже при серьезных нагрузках. При работе мотора антифриз циркулирует по продуманному разработчиками автомобиля кругу, чтобы препятствовать критическому повышению температуры мотора.

Антифриз также принято называть «охлаждающей жидкостью» или «тосолом», что, по сути, одно и то же. В зависимости от модели автомобиля, меняется частота замены антифриза и его доливки. Полную замену охлаждающей жидкости рекомендуется выполнять примерно раз в 2 года, а доливать ее, когда загорится индикатор антифриза на панели приборов. Если это происходит слишком часто, необходимо определить причину утечки антифриза из системы охлаждения и устранить неисправность.

Как обнаружить утечку?

Перед ремонтом или заменой вышедших из строя деталей нужно четко понимать, где именно происходит утечка.

Самым простым способом обнаружения является визуальный осмотр. Он позволяет легко определить по подтекам области, где уходит антифриз. Чаще всего это патрубки и резиновые элементы системы. Если подтеки не удалось найти, следует осмотреть целостность других элементов системы охлаждения.

Прорыв патрубка системы охлаждения

Следующий простой способ – использование картона. Большой лист данного материала подкладывается под автомобиль во время длительной стоянки. Даже при небольшой утечке капли антифриза будут на него попадать, ну а дальше по месту капель можно будет определить и то, откуда происходит утечка.

Нелишним будет осмотр соединительных хомутов. Очень часто бывает, что именно из-за их ослабления начинает сочиться охлаждающая жидкость. Но, даже если дело не в них, хомуты следует протянуть в целях профилактики.

Если все вышеописанные действия не помогли определить утечку, переходим к осмотру расширительного бачка. Его нужно очистить от загрязнений, а затем, прогрев двигатель, посмотреть, не появилось ли на поверхности бачка подтеков.

Есть и другой способ проверки. Демонтируем расширительный бачок и выливаем из него охлаждающую жидкость. Далее подсоединяем к нему насос с манометром и создаем давление внутри него в 1 бар через крышку. Если давление падает, то бак негерметичен. Тоже самое можно сделать и не снимая бачок. При подаче избыточного давления в систему есть вероятность, что течь проявит себя быстрее.

Еще одним способом обнаружить утечку является применение специальной флуоресцентной добавки. Это состав, который под воздействием ультрафиолетового света начинает светиться. Найти его можно на любом автомобильном рынке. УФ жидкость добавляется в антифриз, а осмотр предполагаемых мест утечки производится на запущенном двигателе. Данный метод является наиболее эффективным, так как он позволяет определить даже небольшие утечки и скрытые от обычного визуального осмотра места.

Следует отметить, что многие современные антифризы уже содержат флуоресцентные добавки.

Признаки течи охлаждающей жидкости

Основной, и самый явный признак неисправности в системе охлаждения — лужа антифриза под моторным отсеком в месте стоянки автомобиля. Это может быть как полноценная лужа, состоящая из всего находившегося в системе охлаждения антифриза, так и несколько капель, что также не сулит автолюбителю ничего хорошего.

В первом случае причиной становится, с большей долей вероятности, порыв патрубка или радиатора. Заметить это довольно легко, достаточно только открыть капот и внимательно присмотреться.

Во втором случае причина кроется в треснувшем патрубке, микротрещине в радиаторе, плохом соединении патрубков, неисправности прокладки. Тогда диагностировать, где течёт антифриз, значительно сложнее, и нередко сделать это быстро в состоянии только профессиональные автомеханики.

Кроме этого, ещё одним признаком течи охлаждающей жидкости является устойчивый запах антифриза в салоне: он свидетельствует о возникновении неисправности с отопителем. Часто появление запаха сопровождается мокрыми ковриками, и в этом случае приступать к устранению неисправности нужно незамедлительно. Пары антифриза ядовиты для организма, и при вдыхании способны вызвать тяжёлое отравление.

Повышенная температура двигателя может указывать как на неэффективность работы охлаждающей системы, так и на низкий уровень антифриза, возникший в результате его течи. Стоит знать, что на большей части современных авто установлен датчик уровня ОЖ, и при критическом значении антифриза на приборной панели загорается специальный индикатор.

Что делать, если антифриз уходит, а следов утечки нет?

А если после осмотра всех возможных мест, откуда может сочиться антифриз, ничего не обнаружено, но охлаждающая жидкость уходит?

Дело в том, что кроме открытых течей могут присутствовать и скрытые, которые очень опасны. Двигатель – это составная конструкция, которую условно можно разделить на блок и головку блока. Между ними лежит прокладка ГБЦ, которая выполняет функцию герметика.

Низкий уровень антифриза в расширительном бачке

В самом блоке и головке есть каналы, по которым циркулирует антифриз, охлаждая двигатель. Это позволяет поддерживать рабочую температуру ДВС в районе 90-100 °C. Соответственно, в отсутствие охлаждающей жидкости температура двигателя значительно повышается, что влечет за собой неприятные последствия, вплоть до замены силового агрегата.

Сам же антифриз также проходит и через прокладку, в которой есть специальные каналы. Если прокладка ГБЦ повреждена, плохо прилегает или вовсе бракованная, то нарушается герметичность каналов и охлаждающая жидкость может попасть в цилиндры двигателя, затем в камеру сгорания и выхлопную трубу. При этом уровень антифриза будет постоянно понижаться, а видимых протечек вы не найдете.

Определить такие скрытые протечки можно по следующим признакам:

  • Густой белый дым из выхлопной трубы
  • Повышение уровня масла в двигателе
  • Охлаждающая жидкость будет постоянно уходить из бачка
  • Моторное масло будет с вкраплениями антифриза, о чем свидетельствуют пузырьки

Данные признаки свидетельствуют о том, что срок службы прокладки подошел к концу и ее в срочном порядке нужно заменить. Если отложить данную процедуру, то антифриз может попасть в моторное масло. Это может привести к более серьезным проблемам, чем замена прокладки.

Масло перемешивается с охлаждающей жидкостью и превращается в эмульсию, которая сворачивается, вследствие чего происходит закупорка всех каналов. Оно не сможет обеспечить нормальное смазывание цилиндров двигателя, из-за чего износятся поршневые кольца. Помимо этого такая эмульсия забивает каналы коленвала, что увеличит износ, а вкладыши, в которых он вращается, провернет.

Эмульсия антифриза и моторного масла

Это основная скрытая причина, из-за которой уровень антифриза может падать, а видимых следов не будет. Однако, охлаждающая жидкость в двигателе циркулирует и по другим каналам системы, и здесь также присутствуют прокладки, которые изнашиваются, что приводит к утечкам.

Устранение проблемы

Масштаб ремонтных работ будет зависеть от характера возникшей проблемы. Как правило, если заметить проблему на ранних стадиях, то можно с поломкой справиться и самостоятельно.

Но в противном случае, когда проблема обнаружена давно и для её устранения ничего не делалось, нужно обращаться на станции технического обслуживания или к мастеру по ремонту автомобилей.

В холодное время года. Подобные поломки в зимнее время года — очень частое явление, особенно для старых автомобилей. Причиной этому является уменьшение объёма антифриза под воздействием низких температур. Впоследствии этого возникает необходимость постоянно его доливать в расширительный бачок. Такая ситуация свидетельствует о том, что с охлаждающей системой всё в порядке. Это только подтверждает привычную реакцию антифриза при холодной погоде.

Рекомендуем: Особенности эксплуатации авто с АКПП: 7 самых распространённых ошибок

Иногда водители разбавляют антифриз водой. Но не всегда такие действия оправданы. Это может привести к серьёзным последствиям, например, неисправности двигателя. На сегодня в автомобильных магазинах есть два вида антифриза — уже готовый к эксплуатации и концентрированный. Разбавлять водой можно исключительно концентрированное вещество.

Добавив дистиллированную воду в уже готовую жидкость, можно существенно нарушить её полезные свойства, что приведёт непосредственно к поломке. Поэтому перед тем как разбавлять водой антифриз, нужно изучить инструкцию от производителя.

Нарушение герметичности расширительного бачка

Если вытек антифриз, причины могут быть разные. Разгерметизация бачка — одна из них. Если структура бачка повреждена, то соответствующих пятен антифриза на нём не будет видно. Происходит это из-за испарения рабочей жидкости из бачка по причине его разгерметизации.

Поэтому при обнаружении вытекания охлаждающей жидкости в больших объёмах нужно провести визуальный осмотр расширительного бачка на предмет механических повреждений. Восстановить бачок достаточно сложно самостоятельно, поэтому лучше сразу его заменить.

Повреждение проводников

В этом случае будут видны пятна охлаждающей жидкости. Найти течь антифриза при повреждении проводников несложно. Рабочая жидкость может вытекать не только при работе автомобиля, но и при выключенном двигателе.

Если наутро наблюдаются характерные пятна от антифриза, необходимо проводить осмотр всех соединений и узлов. Но перед началом работ необходимо заглушить двигатель и дождаться пока температура в системе нормализуется.

При ремонтных работах необходимо проверить все соединения на предмет механических повреждений. Они могут возникнуть в любой части системы или шланга. Если определённые части не видны из-за плохого доступа, можно использовать зеркало. Когда определённый шланг уже очень стар и полностью потрескался, то убрать потёк можно только его полной заменой. Диагностику лучше проводить при хорошем освещении.

Причиной утечки могут быть плохо зажатые хомуты, а также ссохшиеся резиновые уплотнители. В этом случае устранить течь антифриза из патрубков можно заменой уплотнителей и хомутов. Своевременный ремонт и диагностика помогут избежать больших проблем, если подтекает антифриз.

Что делать, если ситуация уже сильно запущена? Обращаться на СТО к профессиональным мастерам и делать полноценный ремонт системы.

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Узнать подробности

Как бороться со скрытыми причинами?

Если есть подозрения на скрытую утечку, следует произвести замену прокладки двигателя. Именно она во многих случаях является источником таких проблем. Если нет, то при вскрытии двигателя будет видно, что привело к скрытой утечке. Иногда это может быть вследствие трещин в блоке цилиндров или по другой причине.

Процедура замены только кажется сложной, но выполнить ее может практически каждый автовладелец собственными силами.

Для начала нужно приобрести прокладку, подходящую под имеющийся двигатель. Затем демонтируем крышку ГБЦ. Обычно она крепится на 8-12 болтов. Предварительно нужно снять соединенные с ней патрубки, воздушный фильтр и другие элементы, которые в дальнейшем будут мешать. После этого откручиваем саму головку блока. Болты, которыми она фиксируется, должны быть сильно затянуты. Поэтому если какой-либо из них легко поддается, стоит его протянуть. Возможно, утечка произошла именно из-за него.

Изношенная прокладка ГБЦ

Если данное действие не помогло – демонтируем головку. На данном этапе уже можно будет обнаружить течь. Меняем старую прокладку на новую и собираем все детали в обратном порядке. Особое внимание нужно уделить затяжке ГБЦ. Она выполняется в шахматном порядке при помощи динамометрического ключа, благодаря которому можно регулировать усилие затяжки.

Подводя итог под вышесказанным, следует сказать, что утечка антифриза – это распространенная проблема, с которой может столкнуться любой автовладелец. Никто не защищен от прохудившегося патрубка, трещины в бачке или износа прокладки двигателя. Самое главное в этих ситуациях не затягивать с обнаружением и устранением неисправностей. В противном случае все это может обернуться серьезной поломкой и большим денежным затратам.

Не стоит также пренебрегать банальным профилактическим осмотром системы охлаждения. В большинстве случаев утечки можно предотвратить еще до того, как они превратятся в настоящую проблему.

Как найти и устранить утечку антифриза?

Система охлаждения в автомобиле предусмотрена с целью поддержания температуры двигателя в рабочем состоянии. Даже при серьезных нагрузках перегрев силового агрегата недопустим. Антифриз в этой системе циркулирует в контуре жидкостной системы охлаждения. Недостаток жидкости для охлаждения, потеря ею свойств и попадание воздуха в систему спровоцируют серьезные нарушения в работе двигателя. Самой распространенной проблемой для охлаждающей системы считается появление течи антифриза. Даже незначительное протекание тосола может быстро перерасти в серьезную течь и привести к огромным последствиям для мотора. Чтобы предупредить себя от развития опасной ситуации, водителю следует своевременно обнаружить причину появления течи и как можно быстрее устранить неполадку. В рамках данного материала рассмотрим все известные источники появления утечки антифриза, как их определить и с помощью каких методов можно устранить протечку.

Последствия течи охлаждающей жидкости

Работа мотора при низком уровне антифриза вызывает ряд проблем, отражающихся как на комфорте, так и на надёжности транспортного средства:

  1. Недостаток охлаждающей жидкости делает работу отопителя салона неэффективной. Нередко тепло из воздуховодов проступает только при повышении оборотов двигателя.
  2. Вследствие неэффективного охлаждения двигатель начинает работать на повышенных температурах, что может привести к выходу его из строя.
  3. В итоге остатки охлаждающей жидкости закипят, что часто сопровождается разрывом патрубков и радиаторов.

В любом случае, стоимость ремонта в десятки раз превышает цену 10-литровой канистры с антифризом, и даже если автовладелец не располагает временем, чтобы отправить машину на автосервис, контролировать уровень ОЖ и подливать её просто необходимо.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить овд
  • Как найти собаки игрушки
  • Как найти противоположный вектор в параллелепипеде
  • Как найти расстояние от точки до гипотенузы
  • Как найти время формула физика все формулы