Как найти отрицательное решение уравнения с модулем

Как решать уравнения с модулем: основные правила

30 декабря 2016

Модуль — одна из тех вещей, о которых вроде-бы все слышали, но в действительности никто нормально не понимает. Поэтому сегодня будет большой урок, посвящённый решению уравнений с модулями.

Сразу скажу: урок будет несложный. И вообще модули — вообще тема относительно несложная. «Да конечно, несложная! У меня от неё мозг разрывается!» — скажут многие ученики, но все эти разрывы мозга происходят из-за того, что у большинства людей в голове не знания, а какая-то хрень. И цель этого урока — превратить хрень в знания.:)

Немного теории

Итак, поехали. Начнём с самого важного: что такое модуль? Напомню, что модуль числа — это просто то же самое число, но взятое без знака «минус». Т.е., например, $left| -5 right|=5$. Или $left| -129,5 right|=129,5$.

Вот так всё просто? Да, просто. А чему тогда равен модуль положительного числа? Тут ещё проще: модуль положительного числа равен самому этому числу: $left| 5 right|=5$; $left| 129,5 right|=129,5$ и т.д.

Получается любопытная вещь: разные числа могут иметь один тот же модуль. Например: $left| -5 right|=left| 5 right|=5$; $left| -129,5 right|=left| 129,5 right|=129,5$. Нетрудно заметить, что это за числа, у которых модули одинаковые: эти числа противоположны. Таким образом, отметим для себя, что модули противоположных чисел равны:

[left| -a right|=left| a right|]

Ещё один важный факт: модуль никогда не бывает отрицательным. Какое бы число мы ни взяли — хоть положительное, хоть отрицательное — его модуль всегда оказывается положительным (или в крайнем случае нулём). Именно поэтому модуль часто называют абсолютной величиной числа.

Кроме того, если объединить определение модуля для положительного и отрицательного числа, то получим глобальное определение модуля для всех чисел. А именно: модуль числа равен самому этому числу, если число положительное (или ноль), либо равен противоположному числу, если число отрицательное. Можно записать это в виде формулы:

[left| a right|=left{ begin{align}& a,quad age 0, \& -a,quad a lt 0. \end{align} right.]

Ещё есть модуль нуля, но он всегда равен нулю. Кроме того, ноль — единственное число, которое не имеет противоположного.

Таким образом, если рассмотреть функцию $y=left| x right|$ и попробовать нарисовать её график, то получится вот такая «галка»:

График функции-модуля и его пересечение с горизонтальной линией

График модуля и пример решения уравнения

Из этой картинки сразу видно, что $left| -m right|=left| m right|$, а график модуля никогда не опускается ниже оси абсцисс. Но это ещё не всё: красной линией отмечена прямая $y=a$, которая при положительных $a$ даёт нам сразу два корня: ${{x}_{1}}$ и ${{x}_{2}}$, но об этом мы поговорим позже.:)

Помимо чисто алгебраического определения, есть геометрическое. Допустим, есть две точки на числовой прямой: ${{x}_{1}}$ и ${{x}_{2}}$. В этом случае выражение $left| {{x}_{1}}-{{x}_{2}} right|$ — это просто расстояние между указанными точками. Или, если угодно, длина отрезка, соединяющего эти точки:

Определение модуля через расстояние

Модуль — это расстояние между точками на числовой прямой

Из этого определения также следует, что модуль всегда неотрицателен. Но хватит определений и теории — перейдём к настоящим уравнениям.:)

Основная формула

Ну хорошо, с определением разобрались. Но легче-то от этого не стало. Как решать уравнения, содержащие этот самый модуль?

Спокойствие, только спокойствие. Начнём с самых простых вещей. Рассмотрим что-нибудь типа такого:

[left| x right|=3]

Итак, модуль$x$ равен 3. Чему может быть равен $x$? Ну, судя по определению, нас вполне устроит $x=3$. Действительно:

[left| 3 right|=3]

А есть ли другие числа? Кэп как бы намекает, что есть. Например, $x=-3$ — для него тоже $left| -3 right|=3$, т.е. требуемое равенство выполняется.

Так может, если поискать, подумать, мы найдём ещё числа? А вот обломитесь: больше чисел нет. Уравнение $left| x right|=3$ имеет лишь два корня: $x=3$ и $x=-3$.

Теперь немного усложним задачу. Пусть вместо переменной $x$ под знаком модуля тусуется функция $fleft( x right)$, а справа вместо тройки поставим произвольное число $a$. Получим уравнение:

[left| fleft( x right) right|=a]

Ну и как такое решать? Напомню: $fleft( x right)$ — произвольная функция, $a$ — любое число. Т.е. вообще любое! Например:

[left| 2x+1 right|=5]

или:

[left| 10x-5 right|=-65]

Обратим внимание на второе уравнение. Про него сразу можно сказать: корней у него нет. Почему? Всё правильно: потому что в нём требуется, чтобы модуль был равен отрицательному числу, чего никогда не бывает, поскольку мы уже знаем, что модуль — число всегда положительное или в крайнем случае ноль.

А вот с первым уравнением всё веселее. Тут два варианта: либо под знаком модуля стоит положительное выражение, и тогда$left| 2x+1 right|=2x+1$, либо это выражение всё-таки отрицательное, и тогда $left| 2x+1 right|=-left( 2x+1 right)=-2x-1$. В первом случае наше уравнение перепишется так:

[left| 2x+1 right|=5Rightarrow 2x+1=5]

И внезапно получается, что подмодульное выражение $2x+1$ действительно положительно — оно равно числу 5. Т.е. мы можем спокойно решать это уравнение — полученный корень будет кусочком ответа:

[2x+1=5Rightarrow 2x=4Rightarrow x=2]

Особо недоверчивые могут попробовать подставить найденный корень в исходное уравнение и убедиться, что действительно под модулем будет положительное число.

Теперь разберём случай отрицательного подмодульного выражения:

[left{ begin{align}& left| 2x+1 right|=5 \& 2x+1 lt 0 \end{align} right.Rightarrow -2x-1=5Rightarrow 2x+1=-5]

Опа! Снова всё чётко: мы предположили, что $2x+1 lt 0$, и в результате получили, что $2x+1=-5$ — действительно, это выражение меньше нуля. Решаем полученное уравнение, при этом уже точно зная, что найденный корень нас устроит:

[2x+1=-5Rightarrow 2x=-6Rightarrow x=-3]

Итого мы вновь получили два ответа: $x=2$ и $x=3$. Да, объём вычислений оказался малость побольше, чем в совсем уж простом уравнении $left| x right|=3$, но принципиально ничего не изменилось. Так может, существует какой-то универсальный алгоритм?

Да, такой алгоритм существует. И сейчас мы его разберём.

Избавление от знака модуля

Пусть нам дано уравнение $left| fleft( x right) right|=a$, причём $age 0$ (иначе, как мы уже знаем, корней нет). Тогда можно избавиться от знака модуля по следующему правилу:

[left| fleft( x right) right|=aRightarrow fleft( x right)=pm a]

Таким образом, наше уравнение с модулем распадается на два, но уже без модуля. Вот и вся технология! Попробуем решить парочку уравнений. Начнём вот с такого

[left| 5x+4 right|=10Rightarrow 5x+4=pm 10]

Отдельно рассмотрим, когда справа стоит десятка с плюсом, и отдельно — когда с минусом. Имеем:

[begin{align}& 5x+4=10Rightarrow 5x=6Rightarrow x=frac{6}{5}=1,2; \& 5x+4=-10Rightarrow 5x=-14Rightarrow x=-frac{14}{5}=-2,8. \end{align}]

Вот и всё! Получили два корня: $x=1,2$ и $x=-2,8$. Всё решение заняло буквально две строчки.

Ок, не вопрос, давайте рассмотрим что-нибудь чуть посерьёзнее:

[left| 7-5x right|=13]

Опять раскрываем модуль с плюсом и минусом:

[begin{align}& 7-5x=13Rightarrow -5x=6Rightarrow x=-frac{6}{5}=-1,2; \& 7-5x=-13Rightarrow -5x=-20Rightarrow x=4. \end{align}]

Опять пара строчек — и ответ готов! Как я и говорил, в модулях нет ничего сложного. Нужно лишь запомнить несколько правил. Поэтому идём дальше и приступаем с действительно более сложным задачам.

Случай переменной правой части

А теперь рассмотрим вот такое уравнение:

[left| 3x-2 right|=2x]

Это уравнение принципиально отличается от всех предыдущих. Чем? А тем, что справа от знака равенства стоит выражение $2x$ — и мы не можем заранее знать, положительное оно или отрицательное.

Как быть в таком случае? Во-первых, надо раз и навсегда понять, что если правая часть уравнения окажется отрицательной, то уравнение не будет иметь корней — мы уже знаем, что модуль не может быть равен отрицательному числу.

А во-вторых, если права часть всё-таки положительна (или равна нулю), то можно действовать точно так же, как раньше: просто раскрыть модуль отдельно со знаком «плюс» и отдельно — со знаком «минус».

Таким образом, сформулируем правило для произвольных функций $fleft( x right)$ и $gleft( x right)$ :

[left| fleft( x right) right|=gleft( x right)Rightarrow left{ begin{align}& fleft( x right)=pm gleft( x right), \& gleft( x right)ge 0. \end{align} right.]

Применительно к нашему уравнению получим:

[left| 3x-2 right|=2xRightarrow left{ begin{align}& 3x-2=pm 2x, \& 2xge 0. \end{align} right.]

Ну, с требованием $2xge 0$ мы как-нибудь справимся. В конце концов, можно тупо подставить корни, которые мы получим из первого уравнения, и проверить: выполняется неравенство или нет.

Поэтому решим-ка само уравнение:

[begin{align}& 3x-2=2xRightarrow 3x-2x=2Rightarrow x=2; \& 3x-2=-2xRightarrow 5x=2Rightarrow x=frac{2}{5}. \end{align}]

Ну и какой их этих двух корней удовлетворяет требованию $2xge 0$? Да оба! Поэтому в ответ пойдут два числа: $x=2$ и $x={2}/{5};$. Вот и всё решение.:)

Подозреваю, что кто-то из учеников уже начал скучать? Что ж, рассмотрим ещё более сложное уравнение:

[left| {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x right|=x-{{x}^{3}}]

Хоть оно и выглядит злобно, по факту это всё то же самое уравнение вида «модуль равен функции»:

[left| fleft( x right) right|=gleft( x right)]

И решается оно точно так же:

[left| {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x right|=x-{{x}^{3}}Rightarrow left{ begin{align}& {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x=pm left( x-{{x}^{3}} right), \& x-{{x}^{3}}ge 0. \end{align} right.]

С неравенством мы потом разберёмся — оно какое-то уж слишком злобное (на самом деле простое, но мы его решать не будем). Пока лучше займёмся полученными уравнениями. Рассмотрим первый случай — это когда модуль раскрывается со знаком «плюс»:

[{{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x=x-{{x}^{3}}]

Ну, тут и ежу понятно, что нужно всё собрать слева, привести подобные и посмотреть, что получится. А получится вот что:

[begin{align}& {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x=x-{{x}^{3}}; \& 2{{x}^{3}}-3{{x}^{2}}=0; \end{align}]

Выносим общий множитель ${{x}^{2}}$ за скобку и получаем очень простое уравнение:

[{{x}^{2}}left( 2x-3 right)=0Rightarrow left[ begin{align}& {{x}^{2}}=0 \& 2x-3=0 \end{align} right.]

[{{x}_{1}}=0;quad {{x}_{2}}=frac{3}{2}=1,5.]

Тут мы воспользовались важным свойством произведения, ради которого мы и раскладывали исходный многочлен на множители: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю.

Теперь точно так же разберёмся со вторым уравнением, которое получается при раскрытии модуля со знаком «минус»:

[begin{align}& {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x=-left( x-{{x}^{3}} right); \& {{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+x=-x+{{x}^{3}}; \& -3{{x}^{2}}+2x=0; \& xleft( -3x+2 right)=0. \end{align}]

Опять то же самое: произведение равно нулю, когда равен нулю хотя бы один из множителей. Имеем:

[left[ begin{align}& x=0 \& -3x+2=0 \end{align} right.]

[{{x}_{1}}=0;quad {{x}_{2}}=frac{2}{3}.]

Ну вот мы получили три корня: $x=0$, $x=1,5$ и $x={2}/{3};$. Ну и что из этого набора пойдёт в окончательный ответ? Для этого вспомним, что у нас есть дополнительное ограничение в виде неравенства:

[x-{{x}^{3}}ge 0]

Как учесть это требование? Да просто подставим найденные корни и проверим: выполняется неравенство при этих $x$ или нет. Имеем:

[begin{align}& x=0Rightarrow x-{{x}^{3}}=0-0=0ge 0; \& x=1,5Rightarrow x-{{x}^{3}}=1,5-{{1,5}^{3}} lt 0; \& x=frac{2}{3}Rightarrow x-{{x}^{3}}=frac{2}{3}-frac{8}{27}=frac{10}{27}ge 0; \end{align}]

Таким образом, корень $x=1,5$ нас не устраивает. И в ответ пойдут лишь два корня:

[{{x}_{1}}=0;quad {{x}_{2}}=frac{2}{3}.]

Как видите, даже в этом случае ничего сложного не было — уравнения с модулями всегда решаются по алгоритму. Нужно лишь хорошо разбираться в многочленах и неравенствах. Поэтому переходим к более сложным задачам — там уже будет не один, а два модуля.

Уравнения с двумя модулями

До сих пор мы изучали лишь самые простые уравнения — там был один модуль и что-то ещё. Это «что-то ещё» мы отправляли в другую часть неравенства, подальше от модуля, чтобы в итоге всё свелось к уравнению вида $left| fleft( x right) right|=gleft( x right)$ или даже более простому $left| fleft( x right) right|=a$.

Но детский сад закончился — пора рассмотреть что-нибудь посерьёзнее. Начнём с уравнений вот такого типа:

[left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|]

Это уравнение вида «модуль равен модулю». Принципиально важным моментом является отсутствие других слагаемых и множителей: только один модуль слева, ещё один модуль справа — и ничего более.

Кто-нибудь сейчас подумает, что такие уравнения решаются сложнее, чем то, что мы изучали до сих пор. А вот и нет: эти уравнения решаются даже проще. Вот формула:

[left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|Rightarrow fleft( x right)=pm gleft( x right)]

Всё! Мы просто приравниваем подмодульные выражения, ставя перед одним из них знак «плюс-минус». А затем решаем полученные два уравнения — и корни готовы! Никаких дополнительных ограничений, никаких неравенств и т.д. Всё очень просто.

Давайте попробуем решать вот такую задачу:

[left| 2x+3 right|=left| 2x-7 right|]

Элементарно, Ватсон! Раскрываем модули:

[left| 2x+3 right|=left| 2x-7 right|Rightarrow 2x+3=pm left( 2x-7 right)]

Рассмотрим отдельно каждый случай:

[begin{align}& 2x+3=2x-7Rightarrow 3=-7Rightarrow emptyset ; \& 2x+3=-left( 2x-7 right)Rightarrow 2x+3=-2x+7. \end{align}]

В первом уравнении корней нет. Потому что когда это $3=-7$? При каких значениях $x$? «Какой ещё нафиг $x$? Ты обкурился? Там вообще нет $x$» — скажете вы. И будете правы. Мы получили равенство, не зависящее от переменной $x$, и при этом само равенство — неверное. Потому и нет корней.:)

Со вторым уравнением всё чуть интереснее, но тоже очень и очень просто:

[2x+3=-2x+7Rightarrow 4x=4Rightarrow x=1]

Как видим, всё решилось буквально в пару строчек — другого от линейного уравнения мы и не ожидали.:)

В итоге окончательный ответ: $x=1$.

Ну как? Сложно? Конечно, нет. Попробуем что-нибудь ещё:

[left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|]

Опять у нас уравнение вида $left| fleft( x right) right|=left| gleft( x right) right|$. Поэтому сразу переписываем его, раскрывая знак модуля:

[{{x}^{2}}-3x+2=pm left( x-1 right)]

Возможно, кто-то сейчас спросит: «Эй, что за бред? Почему «плюс-минус» стоит у правого выражения, а не у левого?» Спокойно, сейчас всё объясню. Действительно, по-хорошему мы должны были переписать наше уравнение следующим образом:

[x-1=pm left( {{x}^{2}}-3x+2 right)]

Затем нужно раскрыть скобки, перенести все слагаемые в одну сторону от знака равенства (поскольку уравнение, очевидно, в обоих случаях будет квадратным), ну и дальше отыскать корни. Но согласитесь: когда «плюс-минус» стоит перед тремя слагаемыми (особенно когда одно из этих слагаемых — квадратное выражение), это как-то более сложно выглядит, нежели ситуация, когда «плюс-минус» стоит лишь перед двумя слагаемыми.

Но ведь ничто не мешает нам переписать исходное уравнение следующим образом:

[left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|Rightarrow left| {{x}^{2}}-3x+2 right|=left| x-1 right|]

Что произошло? Да ничего особенного: просто поменяли левую и правую часть местами. Мелочь, которая в итоге немного упростит нам жизнь.:)

В общем, решаем это уравнение, рассматривая варианты с плюсом и с минусом:

[begin{align}& {{x}^{2}}-3x+2=x-1Rightarrow {{x}^{2}}-4x+3=0; \& {{x}^{2}}-3x+2=-left( x-1 right)Rightarrow {{x}^{2}}-2x+1=0. \end{align}]

Первое уравнение имеет корни $x=3$ и $x=1$. Второе вообще является точным квадратом:

[{{x}^{2}}-2x+1={{left( x-1 right)}^{2}}]

Поэтому у него единственный корень: $x=1$. Но этот корень мы уже получали ранее. Таким образом, в итоговый ответ пойдут лишь два числа:

[{{x}_{1}}=3;quad {{x}_{2}}=1.]

Миссия выполнена! Можно взять с полки и скушать пирожок. Там их 2, ваш средний.:)

Важное замечание. Наличие одинаковых корней при разных вариантах раскрытия модуля означает, что исходные многочлены раскладываются на множители, и среди этих множителей обязательно будет общий. Действительно:

[begin{align}& left| x-1 right|=left| {{x}^{2}}-3x+2 right|; \& left| x-1 right|=left| left( x-1 right)left( x-2 right) right|. \end{align}]

Одно из свойств модуля: $left| acdot b right|=left| a right|cdot left| b right|$ (т.е. модуль произведения равен произведению модулей), поэтому исходное уравнение можно переписать так:

[left| x-1 right|=left| x-1 right|cdot left| x-2 right|]

Как видим, у нас действительно возник общий множитель. Теперь, если собрать все модули с одной стороны, то можно вынести этот множитель за скобку:

[begin{align}& left| x-1 right|=left| x-1 right|cdot left| x-2 right|; \& left| x-1 right|-left| x-1 right|cdot left| x-2 right|=0; \& left| x-1 right|cdot left( 1-left| x-2 right| right)=0. \end{align}]

Ну а теперь вспоминаем, что произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:

[left[ begin{align}& left| x-1 right|=0, \& left| x-2 right|=1. \end{align} right.]

Таким образом, исходное уравнение с двумя модулями свелось к двум простейшим уравнениям, о которых мы говорили в самом начале урока. Такие уравнения решаются буквально в пару строчек.:)

Данное замечание, возможно, покажется излишне сложным и неприменимым на практике. Однако в реальности вам могут встретиться куда более сложные задачи, нежели те, что мы сегодня разбираем. В них модули могут комбинироваться с многочленами, арифметическими корнями, логарифмами и т.д. И в таких ситуациях возможность понизить общую степень уравнения путём вынесения чего-либо за скобку может оказаться очень и очень кстати.:)

Теперь хотелось бы разобрать ещё одно уравнение, которое на первый взгляд может показаться бредовым. На нём «залипают» многие ученики — даже те, которые считают, что хорошо разобрались в модулях.

Тем не менее, это уравнение решается даже проще, чем то, что мы рассматривали ранее. И если вы поймёте почему, то получите ещё один приём для быстрого решения уравнений с модулями.

Итак, уравнение:

[left| x-{{x}^{3}} right|+left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0]

Нет, это не опечатка: между модулями именно плюс. И нам нужно найти, при каких $x$ сумма двух модулей равна нулю.:)

В чём вообще проблема? А проблема в том, что каждый модуль — число положительное, либо в крайнем случае ноль. А что будет, если сложить два положительных числа? Очевидно, снова положительное число:

[begin{align}& 5+7=12 gt 0; \& 0,004+0,0001=0,0041 gt 0; \& 5+0=5 gt 0. \end{align}]

Последняя строчка может натолкнуть на мысль: единственный случай, когда сумма модулей равна нулю — это если каждый модуль будет равен нулю:

[left| x-{{x}^{3}} right|+left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0Rightarrow left{ begin{align}& left| x-{{x}^{3}} right|=0, \& left| {{x}^{2}}+x-2 right|=0. \end{align} right.]

А когда модуль равен нулю? Только в одном случае — когда подмодульное выражение равно нулю:

[x-{{x}^{3}}=0Rightarrow xleft( 1-{{x}^{2}} right)=0Rightarrow left[ begin{align}& x=0 \& x=pm 1 \end{align} right.]

[{{x}^{2}}+x-2=0Rightarrow left( x+2 right)left( x-1 right)=0Rightarrow left[ begin{align}& x=-2 \& x=1 \end{align} right.]

Таким образом, у нас есть три точки, в которых обнуляется первый модуль: 0, 1 и −1; а также две точки, в которых обнуляется второй модуль: −2 и 1. Однако нам нужно, чтобы оба модуля обнулялись одновременно, поэтому среди найденных чисел нужно выбрать те, которые входят в оба набора. Очевидно, такое число лишь одно: $x=1$ — это и будет окончательным ответом.

Метод расщепления

Что ж, мы уже рассмотрели кучу задач и изучили множество приёмов. Думаете, на этом всё? А вот и нет! Сейчас мы рассмотрим заключительный приём — и одновременно самый важный. Речь пойдёт о расщеплении уравнений с модулем. О чём вообще пойдёт речь? Давайте вернёмся немного назад и рассмотрим какое-нибудь простое уравнение. Например, это:

[left| 3x-5 right|=5-3x]

В принципе, мы уже знаем, как решать такое уравнение, потому что это стандартная конструкция вида $left| fleft( x right) right|=gleft( x right)$. Но попробуем взглянуть на это уравнение немного под другим углом. Точнее, рассмотрим выражение, стоящее под знаком модуля. Напомню, что модуль любого числа может быть равен самому числу, а может быть противоположен этому числу:

[left| a right|=left{ begin{align}& a,quad age 0, \& -a,quad a lt 0. \end{align} right.]

Собственно, в этой неоднозначности и состоит вся проблема: поскольку число под модулем меняется (оно зависит от переменной), нам неясно — положительное оно или отрицательное.

Но что если изначально потребовать, чтобы это число было положительным? Например, потребуем, чтобы $3x-5 gt 0$ — в этом случае мы гарантированно получим положительное число под знаком модуля, и от этого самого модуля можно полностью избавиться:

[3x-5 gt 0Rightarrow left| 3x-5 right|=3x-5]

Таким образом, наше уравнение превратится в линейное, которое легко решается:

[3x-5=5-3xRightarrow 6x=10Rightarrow x=frac{5}{3}]

Правда, все эти размышления имеют смысл только при условии $3x-5 gt 0$ — мы сами ввели это требование, дабы однозначно раскрыть модуль. Поэтому давайте подставим найденный $x=frac{5}{3}$ в это условие и проверим:

[x=frac{5}{3}Rightarrow 3x-5=3cdot frac{5}{3}-5=5-5=0]

Получается, что при указанном значении $x$ наше требование не выполняется, т.к. выражение оказалось равно нулю, а нам нужно, чтобы оно было строго больше нуля. Печалька.:(

Но ничего страшного! Ведь есть ещё вариант $3x-5 lt 0$. Более того: есть ещё и случай $3x-5=0$ — это тоже нужно рассмотреть, иначе решение будет неполным. Итак, рассмотрим случай $3x-5 lt 0$:

[3x-5 lt 0Rightarrow left| 3x-5 right|=5-3x]

Очевидно, что в модуль раскроется со знаком «минус». Но тогда возникает странная ситуация: и слева, и справа в исходном уравнении будет торчать одно и то же выражение:

[5-3x=5-3x]

Интересно, при каких таких $x$ выражение $5-3x$ будет равно выражению $5-3x$? От таких уравнений даже Капитан очевидность подавился бы слюной, но мы-то знаем: это уравнение является тождеством, т.е. оно верно при любых значениях переменной!

А это значит, что нас устроят любые $x$. Вместе с тем у нас есть ограничение:

[3x-5 lt 0Rightarrow 3x lt 5Rightarrow x lt frac{5}{3}]

Другими словами, ответом будет не какое-то отдельное число, а целый интервал:

[xin left( -infty ;frac{5}{3} right)]

Наконец, осталось рассмотреть ещё один случай: $3x-5=0$. Тут всё просто: под модулем будет ноль, а модуль нуля тоже равен нулю (это прямо следует из определения):

[3x-5=0Rightarrow left| 3x-5 right|=0]

Но тогда исходное уравнение $left| 3x-5 right|=5-3x$ перепишется следующим образом:

[0=3x-5Rightarrow 3x=5Rightarrow x=frac{5}{3}]

Этот корень мы уже получали выше, когда рассматривали случай $3x-5 gt 0$. Более того, это корень является решением уравнения $3x-5=0$ — это ограничение, которое мы сами же и ввели, чтобы обнулить модуль.:)

Таким образом, помимо интервала нас устроит ещё и число, лежащее на самом конце этого интервала:

Объединение корней уравнения, полученных методом расщепления

Объединение корней в уравнениях с модулем

Итого окончательный ответ: $xin left( -infty ;frac{5}{3} right]$. Не очень-то привычно видеть такую хрень в ответе к довольно простому (по сути — линейному) уравнению с модулем, правда? Что ж, привыкайте: в том и состоит сложность модуля, что ответы в таких уравнениях могут оказаться совершенно непредсказуемыми.

Куда важнее другое: мы только что разобрали универсальный алгоритм решения уравнения с модуляем! И состоит этот алгоритм из следующих шагов:

  1. Приравнять каждый модуль, имеющийся в уравнении, к нулю. Получим несколько уравнений;
  2. Решить все эти уравнения и отметить корни на числовой прямой. В результате прямая разобьётся на несколько интервалов, на каждом из которых все модули однозначно раскрываются;
  3. Решить исходное уравнение для каждого интервала и объединить полученные ответы.

Вот и всё! Остаётся лишь один вопрос: куда девать сами корни, полученные на 1-м шаге? Допустим, у нас получилось два корня: $x=1$ и $x=5$. Они разобьют числовую прямую на 3 куска:

Разбиение числовой прямой на интервалы

Разбиение числовой оси на интервалы с помощью точек

Ну и какие тут интервалы? Понятно, что их три:

  1. Самый левый: $x lt 1$ — сама единица в интервал не входит;
  2. Центральный: $1le x lt 5$ — вот тут единица в интервал входит, однако не входит пятёрка;
  3. Самый правый: $xge 5$ — пятёрка входит только сюда!

Я думаю, вы уже поняли закономерность. Каждый интервал включает в себя левый конец и не включает правый.

На первый взгляд, такая запись может показаться неудобной, нелогичной и вообще какой-то бредовой. Но поверьте: после небольшой тренировки вы обнаружите, что именно такой подход наиболее надёжен и при этом не мешает однозначно раскрывать модули. Лучше уж использовать такую схему, чем каждый раз думать: отдавать левый/правый конец в текущий интервал или «перекидывать» его в следующий.

На этом урок заканчивается. Скачивайте задачи для самостоятельного решения, тренируйтесь, сравнивайте с ответами — и увидимся в следующем уроке, который будет посвящён неравенствам с модулями.:)

Смотрите также:

  1. Простейшие уравнения с модулем
  2. Уравнение с двумя модулями
  3. Сложные выражения с дробями. Порядок действий
  4. Сводный тест по задачам B15 (2 вариант)
  5. Как решать биквадратное уравнение
  6. B4: счетчики на электричество


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Уравнением с модулем (абсолютной величиной) является любое уравнение, в котором переменная или выражение заключено в модульные скобки. Абсолютная величина переменной x обозначается как |x|, а значение модуля всегда положительно (за исключением нуля, который не является ни положительным, ни отрицательным числом). Уравнение с абсолютной величиной решается как любое другое математическое уравнение, но уравнение с модулем может иметь два конечных результата, потому что нужно решить положительное и отрицательное уравнения.

  1. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 1

    1

  2. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 2

    2

    Уясните понятие абсолютной величины с геометрической точки зрения. Модуль числа равен расстоянию между началом координат и этим числом.[2]
    Модуль обозначается модульными кавычками, в которые заключается число, переменная или выражение (|x|). Модуль числа всегда положителен.[3]

  3. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 3

    3

    В уравнении изолируйте модуль. Абсолютная величина должна находиться на одной стороне уравнения. Любые числа или члены вне модульных скобок нужно перенести на другую сторону уравнения.[4]
    Обратите внимание, что модуль не может быть равен отрицательному числу, поэтому, если после изолирования модуля он равен отрицательному числу, такое уравнение не имеет решения.[5]

    Реклама

  1. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 4

    1

    Запишите уравнение для положительного значения. Уравнения с модулем имеют два решения. Чтобы записать положительное уравнение, избавьтесь от модульных скобок, а затем решите полученное уравнение (как обычно).[6]

  2. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 5

    2

    Решите положительное уравнение. Для этого вычислите значение переменной при помощи математических операций. Так можно найти первое возможное решение уравнения.

  3. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 6

    3

    Запишите уравнение для отрицательного значения. Чтобы записать отрицательное уравнение, избавьтесь от модульных скобок, а на другой стороне уравнения перед числом или выражением поставьте знак «минус».[7]

  4. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 7

    4

    Решите отрицательное уравнение. Для этого вычислите значение переменной при помощи математических операций. Так можно найти второе возможное решение уравнения.

    Реклама

  1. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 8

    1

    Проверьте результат решения положительного уравнения. Для этого полученное значение подставьте в исходное уравнение[8]
    , то есть подставьте значение x, найденное в результате решения положительного уравнения, в исходное уравнение с модулем. Если соблюдается равенство, решение верно.

  2. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 9

    2

    Проверьте результат решения отрицательного уравнения. Если одно из решений правильное, это еще не значит, что и второе решение будет верным. Поэтому подставьте значение x, найденное в результате решения отрицательного уравнения, в исходное уравнение с модулем.

  3. Изображение с названием Solve Absolute Value Equations Step 10

    3

    Обратите внимание на действительные решения. Решение уравнения является действительным (верным), если при подстановке в исходное уравнение соблюдается равенство.Имейте в виду, что уравнение может иметь два, одно или ни одного действительного решения.

    Реклама

Советы

  • Помните, что модульные скобки отличаются от других типов скобок по виду и функциональности.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 42 417 раз.

Была ли эта статья полезной?

Наиболее часто возникают ошибки при решении уранений с модулем. Давайте разберем решение простейших уравнений с модулем. Чтобы решить уранения с модулем, надо знать определение модуля. Модуль обозначает абсолютное значение числа и записывается вертикальными черточками:

(|a|) — читается как модуль числа (a).

Определение модуля:

Модуль числа

Модуль числа


Модуль числа  (|-5|) из определения является расстоянием от (-5) до (0).

Модуль числа


  • Если модуль числа равен положительному значению, то уравнение имеет два корня.
  • Если модуль числа равен нулю, то уравнение имеет один корень.
  • Если модуль равен отрицательному значению,  то уравнение не имеет корней.

Пример 1. Решите (|x|=3)

Решение: 

(|x|=3)

(x = 3) или (x = -3)

Уранение имеет два корня 

Ответ: (x = 3) или (x = -3).

Пример 2. Решите (|x|=0)

Решение: 

(|x|=0)

(x = 0)

Уравнение имеет один корень

Ответ: (x = 0).


Пример 3.  Решите (|x|=-3)

Решение: 

Модуль не может быть равен отрицательному значению!!!

корней нет

Ответ: корней нет.

Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе «Альфа». Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!


Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!

Способы
решения уравнений содержащих модуль.

1. Основные способы,
используемые при решении уравнений, содержащих модуль.


Напомним основные понятия, используемые в данной теме.

Уравнением с одной
переменной называют равенство, содержащее переменную.

Корнями уравнения
называются значения переменной, при которых уравнение обращается в верное
равенство.

Решить уравнение –
значит, найти все его корни или доказать, что корней нет.

Уравнением с модулем
называют равенство, содержащее переменную под знаком модуля.

При решении уравнений,
содержащих знак абсолютной величины, мы будем основываться на определении
модуля числа и свойствах абсолютной величины числа.

Свойства модуля
http://fizmat.by/pic/MATH/page150/im3.jpg

Существует несколько
способов решения уравнений с модулем. Рассмотрим каждый из них.


1 СПОСОБ. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ МОДУЛЯ.

Пример 1. Решим уравнение |х-5|=4.

Исходя из определения модуля, произведем следующие рассуждения. Если выражение,
стоящее под знаком модуля неотрицательно, то есть х-5≥0, то уравнение примет
вид х-5=4. Если значение выражения под знаком модуля отрицательно, то по
определению оно будет равно – (х-5)=4 или х-5= -4. Решая полученные уравнения,
находим: х1=9, х2=1.
Ответ: 9; 1.
Решим этим же способом уравнение, содержащее «модуль в модуле».


Пример 2. Решим уравнение ||2х-1|-4|=6.

Рассуждая аналогично, рассмотрим два случая.
1). |2х-1|-4=6, |2х-1|=10. Используя еще раз определение модуля, получим:
2х-1=10 либо 2х-1= -10. Откуда х1=5,5, х2= -4,5.
2). |2х-1|-4= -6, |2х-1|= -2. Понятно, что в этом случае уравнение не имеет
решений, так как по определению модуль всегда неотрицателен.
Ответ: 5,5; -4,5.


2 СПОСОБ. МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ.


Метод
интервалов
– это метод разбиения числовой прямой на
промежутки, в которых по определению модуля знак абсолютной величины можно
будет снять. Для каждого из промежутков необходимо решить уравнение и сделать
вывод относительно получившихся корней. Корни, удовлетворяющие промежуткам, и
дадут окончательный ответ.
http://fizmat.by/pic/MATH/page150/im2.jpg

Пример 3. Решим
уравнение |х+3|+|х-1|=6.

Найдем корни (нули) каждого выражения, содержащегося под знаком модуля: х+3=0,
х= -3; х-1=0, х=1. Эти значения х разбивают числовую прямую на три промежутка:
-3 1
Решим уравнение отдельно в каждом из получившихся промежутков. В первом
промежутке (х < -3) оба выражения, стоящие под знаком модуля отрицательны,
поэтому при записи уравнения без абсолютной величины знаки этих выражений
меняем на противоположные. Получим уравнение:
-х-3-х+1=6. Откуда х= -4. Число -4 является решением данного уравнения, так как
оно принадлежит рассматриваемому промежутку. Во втором промежутке (-3 ≤ х <
1) первое выражение положительно, а второе отрицательно. Рассуждая аналогично,
получим уравнение: х+1-х+1=6, откуда получаем неверное числовое равенство, то
есть в рассматриваемом промежутке уравнение корней не имеет. В последнем
промежутке (х ≥ 1) оба выражения положительны, поэтому уравнение записывается
так: х+3+х-1=6. Откуда х=2. Это значение удовлетворяет неравенству х ≥ 1.
Ответ: -4; 2.

Пример 4. |2-х|=2х+1.
Прежде всего, следует установить область допустимых значений. Возникает
естественный вопрос, почему в предыдущих примерах не было необходимости этого
делать. В этом уравнении в правой части стоит выражение с переменной, которое
может быть отрицательным. Таким образом, область допустимых значений – это
промежуток [-½; +∞). Найдем нуль выражения, стоящего под знаком модуля: 2-х=0,
х=2.
В первом промежутке: 2-х=2х+1, х=⅓. Это значение принадлежит ОДЗ, значит,
является корнем уравнения.
Во втором промежутке: -2+х=2х+1, х= -3. -3 не принадлежит ОДЗ, а следовательно
не является корнем уравнения. Ответ: ⅓.


3 СПОСОБ. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД.


Суть данного метода заключается в использовании графиков функций для нахождения
корней уравнения. Этот метод реже других применяют для решения уравнений,
содержащих модуль, так как, во-первых, он занимает достаточно много времени и
не всегда рационален, а, во-вторых, результаты, полученные при построении
графиков, не всегда являются точными.

Преобразуем уравнение: 1 + |x| = 0.5

   |x| =0.5-1

   |x|=-0.5

Графиком функции http://pandia.ru/text/78/290/images/image036_8.gif являются лучи —
биссектрисы 1-го и 2-го координатных углов. Графиком функции http://pandia.ru/text/78/290/images/image037_8.gif является прямая,
параллельная оси OX и проходящая через точку -0,5 на оси OY.

http://pandia.ru/text/78/290/images/image038_1.jpg

Графики не пересекаются, значит,
уравнение не имеет решений.

Ответ: нет решений.

Пример 5. |х+1|=2.
Построим графики функций у=|х+1| и у=2.

Для построения графика у=|х+1|, построим график функции у=х+1, а затем отразим
часть прямой, лежащую ниже оси ОХ. Абсциссы точек пересечения графиков и есть
корни уравнения: х1=1, х2= -3. Ответ: 1; -3.

Пример 6. |х2-1|=|4-х2|.

Построим графики функций у=|х2-1| и у=|4-х2|. Для этого
построим графики функций у= х2-1 и у=4-х2, а затем
отобразим часть графиков, лежащую ниже оси ОХ.
х1≈1,6; х2≈-1,6.


4 СПОСОБ. МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ЧИСЛАМИ А И В, ИХ
МОДУЛЯМИ И КВАДРАТАМИ ЭТИХ ЧИСЕЛ.

Опорная
информация:

|а|=|в| http://dopoln.ru/pars_docs/refs/207/206763/206763_html_5599f069.gifа=в
или а=-в;

а22 http://dopoln.ru/pars_docs/refs/207/206763/206763_html_5599f069.gifа=в
или а=-в; (1)

|а|=|в| http://dopoln.ru/pars_docs/refs/207/206763/206763_html_5599f069.gifа22
(2)

Пример 7. Решим уравнение |х2-8х+5|=|х2-5|.

Учитывая соотношение (1), получим:

х2-8х+5= х2-5 или х2-8х+5= -х2+5

х=1,25 х=0 или х=4.

Таким образом, корни исходного уравнения: х1=1,25; х2=0;
х3=4.

Ответ: 1,25; 0; 4.

Пример 8. |х+3|=|х-5|.

В силу соотношения (2) получаем: (х+3)2=(х-5)2;

х2+6х+9= х2-10х+25;

х=1.

Ответ:1.

Пример 9. (1-3х)2=(х-2)2.

Учитывая соотношение (2), получаем: |1-3х|=|х-2|, откуда из соотношения (1),
имеем:

1-3х=х-2 или 1-3х= -х+2

х=0,75 х= -0,5.

Ответ: 0,75; -0,5.

5
СПОСОБ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МОДУЛЯ.


Опорная информация: геометрический смысл модуля разности величин – это
расстояние между ними. Например, геометрический смысл выражения |х-а| — длина
отрезка координатной оси, соединяющей точки с абсциссами а и х. Перевод
алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать
громоздких решений.Пример 10. |х-2|+|х-3|=1.

Исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения
представляет собой сумму расстояний от некоторой точки с абсциссой х до двух
фиксированных точек с абсциссами 2 и 3. Тогда очевидно, что все точки с
абсциссами, принадлежащими отрезку [2;3] обладают требуемым свойством, а точки,
расположенные вне этого отрезка – нет. Отсюда, множеством решений уравнения
является отрезок [2;3].

Ответ: [2;3].

Пример 11. |х-2|-|х-3|=1.

Рассуждая аналогично, получим, что разность расстояний до точек с абсциссами 2
и 3 равна 1 только для точек, расположенных на координатной оси правее числа 3.
Следовательно, решением данного уравнения будет являться луч, выходящий из
точки 3, и направленный в положительном направлении оси ОХ.

Ответ: [3;+∞).

Обобщением вышеприведенных уравнений 10 и 11 являются следующие равносильные
переходы:

|х-а|+|х-в|=в-а, где в ≥ а http://dopoln.ru/pars_docs/refs/207/206763/206763_html_5599f069.gifа ≤ х
≤ в

|х-а|-|х-в|=в-а, где в ≥ а http://dopoln.ru/pars_docs/refs/207/206763/206763_html_5599f069.gifх ≥ в


Проанализировав представленные способы решения уравнений, содержащих модуль,
можно сделать вывод, что ни один из них не является универсальным и для
получения наилучших результатов необходимо добиваться того, чтобы ученик
овладел возможно большим количеством методов решения, оставляя право выбора
решения за собой.

Решим аналитически
и графически уравнение |x — 2| = 3.

Решение.

А) Аналитическое решение

1-й способ

Рассуждать будем, исходя из
определения модуля. Если выражение, находящееся под модулем

неотрицательно, т. е. x — 2 http://pandia.ru/text/78/290/images/image019_12.gif 0, тогда оно
«выйдет» из под знака модуля со знаком «плюс» и уравнение
примет вид: x — 2 = 3. Если значения выражения под знаком модуля отрицательно,
тогда, по определению, оно будет равно: http://pandia.ru/text/78/290/images/image020_12.gif или x — 2=-3

Таким образом, получаем, либо x — 2
= 3, либо x — 2 = -3. Решая полученные уравнения, находим: http://pandia.ru/text/78/290/images/image021_11.gif 

Ответ: http://pandia.ru/text/78/290/images/image021_11.gif

Теперь можно сделать вывод: если
модуль некоторого выражения равен действительному положительному числу a, тогда
выражение под модулем равно либо  a, либо http://pandia.ru/text/78/290/images/image022_11.gif.

Б)Графическое решение

  Одним из способов решения
уравнений, содержащих модуль, является графический способ. Суть этого способа
заключается в том, чтобы построить графики данных функций. В случае, если
графики пересекутся, точки пересечений данных графиков будут являться корнями
нашего уравнения. В случае, если графики не пересекутся, мы сможем сделать
вывод, что уравнение корней не имеет. Этот способ, вероятно, реже других
применяют для решения уравнений, содержащих модуль, так как, во-первых, он
занимает достаточно много времени и не всегда рационален, а, во-вторых,
результаты, полученные при построении графиков, не всегда являются точными.

Другой способ решения уравнений,
содержащих модуль — это способ разбиения числовой прямой на промежутки. В этом
случае нам нужно разбить числовую прямую так, что по определению модуля, знак
абсолютной величины на данных промежутках можно будет снять. Затем, для каждого
из промежутков мы должны будем решить данное уравнение и сделать вывод,
относительно получившихся корней (удовлетворяют они нашему промежутку или нет).
Корни, удовлетворяющие промежутки и дадут окончательный ответ.

 2-й способ

Установим, при каких значениях x,
модуль равен нулю: http://pandia.ru/text/78/290/images/image023_11.gif

Получим два промежутка, на каждом
из которых решим уравнение:

http://pandia.ru/text/78/290/images/image024_4.jpg

Получим две смешанных системы:

(1) http://pandia.ru/text/78/290/images/image025_12.gif (2) http://pandia.ru/text/78/290/images/image026_12.gif

Решим каждую систему:

(1) http://pandia.ru/text/78/290/images/image027_11.gif (удовлетворяет 
данному промежутку)

(2) http://pandia.ru/text/78/290/images/image028_9.gif

Ответ: http://pandia.ru/text/78/290/images/image029_9.gif

А)Графическое решение

Для решения уравнения графическим
способом, надо построить графики функций http://pandia.ru/text/78/290/images/image030_10.gif и http://pandia.ru/text/78/290/images/image031_8.gif

Для построения графика функции http://pandia.ru/text/78/290/images/image030_10.gif, построим график
функции http://pandia.ru/text/78/290/images/image032_8.gif — это прямая,
пересекающая ось OX  в точке (2; 0), а ось OY  в точке http://pandia.ru/text/78/290/images/image033_9.gif а затем часть
прямой, лежащую ниже оси OX зеркально отразить в оси OX.

Графиком функции http://pandia.ru/text/78/290/images/image034_9.gif является прямая,
параллельная оси OX и проходящая через точку (0; 3) на оси OY.

http://pandia.ru/text/78/290/images/image035_2.jpg

Абсциссы точек пересечения графиков
функций дадут решения уравнения.

Прямая графика функции y=3
пересеклась с графиком функции y=|x – 2| в точках с координатами (-1; 3)
и  (5; 3), следовательно, решениями уравнения будут абсциссы точек:

x=-1, x=5

Ответ: http://pandia.ru/text/78/290/images/image029_9.gif

Практика обучения
учащихся способам решения уравнений, содержащих модули, позволила выявить
достоинства и недостатки каждого способа, которые для удобства сведены в
таблицу.


Способы


Достоинства


Недостатки


Метод последовательного раскрытия модулей


1). Объявляя условие раскрытия одного модуля, можно пользоваться им для
раскрытия других модуле тем самым, выигрывая время в решении задачи.

2). Последовательность действий, направленных на поиск ответа, позволяет
контролировать и проверять промежуточные результаты.


Необходимость раскрытия модуля, что для некоторых заданий приводит к потере
темпа в получении ответа.


Метод интервалов


Самый эффективный способ, так как сопровождается относительно небольшим
объемом работы.


В силу необходимости нахождения концов интервалов может возникнуть ситуация,
когда соответствующее уравнение либо вызывает серьезные затруднения при
определении корней, либо недоступно ученику на данном этапе обучения.


Графический метод


Данный способ имеет очень широкое применение в других темах школьного курса
математики.


Ответ определяется приблизительно.


Метод решения при помощи зависимостей между числами, их модулями и квадратами
этих чисел


В некоторых случаях применение данного способа позволяет решать уравнения определенного
вида на более раннем этапе.


В некоторых случаях выбор данного способа приводит к громоздкому решению, а
иногда решение сводится к уравнению, недоступному для ученика на данном этапе
обучения.


Геометрическая интерпретация модуля


Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать
громоздких решений.


Применение данного способа ограничивается уравнениями определенного вида.

Проанализировав достоинства и недостатки каждого из указанных способов, можно с
уверенностью сказать, что на мотивационном этапе формирования умения решать
уравнения с модулем ученикам следует показывать все, доступные на данном этапе
обучения способы решения, и, главное, на конкретных примерах доказывать, что
первый этап решения – выбор самого эффективного способа.

Рассмотрим пример
|(х-1)(х-3)|=х-3.

Это
уравнение можно решить тремя способами.
а) последовательное раскрытие модуля:
Если (х-1)(х-3) ≥ 0, то Если (х-1)(х-3) < 0, то
х2-4х+3=х-3, х2-4х+3= -х+3,
х2-5х+6=0, х2-3х=0,
х1=3, х2=2. х1=0, х2=3.
2 – не удовлетворяет условию. 0, 3 — не удовлетворяет условию.
Ответ: 3.
б) метод интервалов: найдем концы интервалов, решив уравнение
(х-1)(х-3)=0, откуда х1=1, х2=3.

(х-1)(х-3)=х-3, -(х-1)(х-3)=х-3, (х-1)(х-3)=х-3,
х1=2, х2=3. х1=0, х2=3. х1=2,
х2=3.
2 (-∞; 1), 0 [1; 3). 2 [3; +∞).
3 (-∞; 1).
Ответ: 3.
в) графический метод: для решения уравнения построим в одной системе
координат графики функций у=|х2-4х+3| и у=-3.
Построим у=|х2-4х+3|. Для этого сначала рассмотрим функцию у=х2-4х+3,
графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Вершина параболы в
точке (2; -1). Строим график и отображаем часть параболы, которая лежит ниже
оси ОХ в верхнюю полуплоскость. Далее в этой же системе координат строим график
у=х-3. Графики функций пересеклись в точке с абсциссой 3.
Ответ: 3.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:
систематическое использование различных способов для решения уравнений,
содержащих абсолютную величину, приводит не только к повышению интереса к
математике, повышению творческой активности школьников, но и повышает
уверенность детей в собственных силах, так как у них имеется возможность выбора
того способа решения, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Решение уравнений с модулем».

1. Какие числа являются решениями уравнения |х+3|= -4?
а) -7; б) -7; 1; в) нет корней; г) 1.
2. Решите уравнение |х+3|=7:
а) 7; б) -7; в) 0; 7; г) 7; -7.
3. Определите координаты точки пересечения графиков функций у=|2х+1| и у=0:
а) (0;0); б) (-0,5;0); в) (0;-0,5); г) (0,5;0).
4. Решите уравнение |х+3|+|х-1|=6:
а) 3; -2; б) 4; -2; в) -4; 2; г) 2; -3.
5. Сколько точек пересечения имеют графики функций у=||5,5х-4|+2| и у=3?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
6. Решите уравнение |3х-7|=1-х:
а) 2; 3; б) -2; 3; в) -3; 2; г) -2; -3.
7. Сколько решений имеет уравнение (2,5х-5)2=(0,5х-6)2:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

СИСТЕМА КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ по теме «Решение уравнений с модулем».

1. ЗАДАНИЯ С УКАЗАНИЯМИ ИЛИ АЛГОРИТМИЧЕСКИМИ ПРЕДПИСАНИЯМИ И ОБРАЗОМ
ВЫПОЛНЕНИЯ.
УКАЗАНИЯ ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЕ
Если |х-а|+|х-в|=в-а, где в ≥ а, то
а ≤ х ≤ в
|х-1|+|х-2|=1,
1 ≤ х ≤ 2.
Ответ: [1; 2]
а) |х-4|+|х-5|=1,
б) |х|-|х-1|=1,
в) |х-6|+|х-8|=2,
г) |х-0,5|-|х-4,5|=4.

Если |х-а|-|х-в|=в-а, где в ≥ а, то
х ≥ в
|х-1|-|х-2|=1,
х ≥ 2.
Ответ: [2; +∞).

АЛГОРИТМ ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ

1. Отметить все нули подмодульных выражений на числовой прямой. Они разобьют
числовую прямую на промежутки, в которых все подмодульные выражения имеют
постоянный знак.
2. Из каждого промежутка взять произвольное число и подсчетом определить знак
подмодульного выражения, по знаку раскрыть модули.
3. Решить уравнения и выбрать решения, принадлежащие данному промежутку.
|х+1|+|х+2|=1.
Решение.
Подмодульные выражения х+1 и х+2 обращаются в нуль при х= -1, х= -2.

1) -3 (-∞; -2]
-х-1-х-2=1; х= -2;
-2 (-∞; -2].
2) -1,5 (-2; -1)
-х-1+х+2=1; 1=1; х — любое число из промежутка (-2; -1).
3) 0 [-1; +∞)
х+1+х+2=1; х= -1;
-1 [-1; +∞).
Ответ: [-2; -1].
1) |14-х|+|х+1|=7;
2) |х|-|х+2|=2;
3) |х2-4|=|2х-1|;
4) | х2-6х+5|+|3-х|=3

2. ЗАДАНИЯ «НАЙДИ ОШИБКУ».

1.
Решить уравнение: |х2-8х+5|=| х2-5|.
Решение.
|х2-8х+5|=| х2-5|
х2-8х+5= х2-5, или х2-8х+5=5- х2,
-8х+10=0, 2 х2-8х=0,
х=1,25. х(2х-8)=0,
х=0, или 2х-8=0,
2х=8,
х=0,25.
Ответ: 1,25; 0,25. ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

2.

Решить уравнение х2-6х+|х-4|+8=0.

Решение.
Если х-4 ≥ 0, то Если х-4 < 0, то
х2-6х+х-4+8=0, х2-6х-х+4+8=0,
х2-5х+4=0, х2-7х+12=0,
х1=4, х2=1. х1=4, х2=3.
1 — не удовлетворяет условию. Оба корня удовлетворяют
условию.
Ответ: 1; 3; 4. ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

3.

Решить уравнение |х-1|-2|х+3|+х+7=0.

Решение.
Решим уравнение методом интервалов, для этого найдем концы интервалов, решив
уравнения
х-1=0 и х+3=0
х=1 х= -3.
-х+1-2(-х-3)+х+7=0; -х+1-2х-6+х+7=0; х-1-2х-6+х+7=0;
2х+14=0; -2х+2=0; 0=0.
х= -7. х=1. х — любое число.
Ответ: х – любое число. ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

3. ЗАДАНИЯ С СОПУТСТВУЮЩИМИ УКАЗАНИЯМИ И ИНСТРУКЦИЯМИ.

1.


Решить уравнение |х-2|+|2х-7|=3.

Решение.
Решим уравнение методом интервалов.
1) Найдите нули подмодульных выражений, решив уравнения:
х-2=0 и 2х-7=0.
х1=… х2=…
2) Отметьте полученные значения на координатном луче.

3) Решите исходное уравнение на каждом из интервалов, предварительно определив
знак подмодульного выражения. Учитывая знак, раскрыть модули.

4) Проверьте, принадлежат ли найденные корни указанным промежуткам.
Ответ: …………………………………………………….

2.
Решить уравнение ||х-3|-х+1|=6.
Решение.
1) Раскройте внешний модуль, используя определение: |а|=а, если а ≥ 0 и
|а|= -а, если а < 0.
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
2) Перенесите слагаемые, не содержащие знак модуля, в правую часть уравнения и
решите каждое из полученных уравнений методом последовательного раскрытия
модуля.
………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………….
3) Проверьте, удовлетворяет ли найденный корень указанному условию.
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
Ответ: …………………………………………………….

4. ЗАДАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛАССИФИКАЦИИ.

1.
Выпишите уравнения, которые решаются с помощью зависимостей между величинами,
их модулями и квадратами величин. Решите эти уравнения.
1) ||х|+3|=3;
2) |х|+|х+4|=х-1;
3) |х+2|=|3-х|;
4) |х+3|+|х-1|=7;
5) (2х-3)2=(3,5х-1)2;
6) |х2-4х+5|=|х2-9|;
7) |11х-7|= -3;
8) |х-2|+|х-1|=1;
9) х2-х-2=|5х-3|;

2.
Выпишите уравнения, которые решаются с использованием геометрической
интерпретации модуля. Решите эти уравнения.
1) |х|-|х-8|=2;
2) |х2-2х-3|=3х-3;
3) |2х-|2х-|2х-3|||=0;
4) |х-1|-2|х+4|+х+11=0;
5) |х-3|+|х-4|=1;
6) (5х-4)2=(2х-1)2;
7) |2,5х-11|= -2;
8) |х-7|-|х-9|=2.

5. ЗАДАНИЯ С ВЫПОЛНЕНИЕМ НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ.

1.
Решить уравнение (х2-5х+6)2-5•| х2-5х+6|+6=0.
Решение.
Пусть | х2-5х+6|=t, тогда, учитывая, что (х2-5х+6)2=| х2-5х+6|2,
получим уравнение: t2-5t+6=0. Решением этого уравнения являются
числа …….., поэтому исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:

| х2-5х+6|=… или | х2-5х+6|=…
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………

Ответ: ………………..

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Решение уравнений с модулем»

1. Решите уравнение |х-3|=7.
2. Решите графически уравнение |2х+1|=3.
3. Решите уравнение методом интервалов |х+1|+|х-1|=3.
4. Решите уравнение методом последовательного раскрытия модулей |-х+2|=2х+1.
5. Решите уравнение (2х+3)2=(х-1)2.
6. Решите уравнение самым удобным способом |х2+6х+2|=3|х+2|.
7. При каком значении а уравнение можно решить, используя геометрическую
интерпретацию модуля: |х-а|+|х-9|=1?

Карточки.

Карточки
на “3”.

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

— | x | = — 3,1;

— | x | = — 11,2;

— | x | = 3,3;

— | x | = 11,02;

— | x | = — 7,5;

2| x | = 24;

3| x | = 81;

2| x | = 36;

4| x | = 56;

3| x | = 72;

К-6

К-7

К-8

К-9

К-10

— | x | = — 1,5;

— | x | = 3,4;

— | x | = 2,2;

— | x | = — 0,6;

— | x | = 1,1;

6| x | = 24;

3| x | = 39;

5| x | = 125;

2| x | = 102;

7| x | = 777;

Карточки
на “4”.

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

— | x | = — 3,1;

— | x | = — 11,2;

— | x | = 3,3;

— | x | = 11,02;

— | x | = — 7,5;

2| x | + 4 = 8;

3| x | + 5 = 17;

2| x | — 7 = 3;

4| x | — 1 = 35;

5 + 3| x | = 32;

К-6

К-7

К-8

К-9

К-10

— | x | = — 1,5;

— | x | = 3,4;

— | x | = 2,2;

— | x | = — 0,6;

— | x | = 1,1;

11 — 6| x | = 5;

3| x | + 20 = 38;

5| x | — 11 = 14;

17 + 2| x | = 19;

13 — 7| x | = 6;

Карточки
на “5”.

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

К-6

2| x | + 4 = 8;

3| x | + 5 = 17;

2| x | — 7 = 3;

4| x | — 1 = 35;

5 + 3| x | = 32;

11 — 6| x | = 5;

5| x | + 2| x | = 7;

7| x | — 3| x | = 8;

2| x | + 4| x | = 5;

3| x | + 5| x | = 1;

| x | + 2| x | = 9;

5| x | — | x | = 6;

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

№ 1.                                                                                       № 1.

3| x | = 36

5| x | = 100,

____________________________

| x | = 100 : 5,

____________________________

| x | = 20,

____________________________

x = ± 20.

№ 2.                                                                                       № 2.

2| x | + 4 = 12

3| x | + 5 = 14,

____________________________

3| x | = 14 – 5,

____________________________

3| x | = 9,

____________________________

| x | = 9 : 3,

____________________________

| x | = 3,

____________________________

x = ± 3.

3.                                                                                       3.

4| x | — 2| x | = 30

5| x | — 3| x | = 24,

____________________________

| x | (5 – 3) = 24,

____________________________

2| x | = 24,

____________________________

| x | = 24 : 2,

____________________________

| x | = 12,

____________________________

x = ± 12.

 —————————————————————————————————————————-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти жир смеси
  • Как найти максимальную скорость вырванного электрона
  • Скол на экране ноутбука как исправить
  • Как найти силу тока в спирали плитки
  • Как найти множество решений графика